Административные суды великобритании

Политическая структура Великобритании

  • Парламент
    • Государственное открытие парламента
    • Корона: Королева Елизавета II
    • Палата лордов
      • Лорд спикер: Баронесса Хэйман
      • Палата общин
        • Спикер: Майкл Мартин
        • Вопросы Премьер-министра
          • Правительство Её Величества
          • Кабинет
            • Премьер-министр: Гордон Браун
            • Заместитель премьер-министра: Джон Прескотт
            • Канцлер казначейства: Алистер Дарлинг
            • Министр иностранных дел: Маргарет Бекетт
            • Министр внутренних дел: Джон Рид
            • Лорд канцлер: Лорд Фальконер Торотонский
          • Тайный совет
          • Департаменты правительства
          • Государственная гражданская служба
          • Официальная оппозиция
            • Лидер оппозиции: Дэвид Кэмерон
            • Теневой кабинет
            • Суды Великобритании
              • Суды Англии и Уэльса
              • Суды Северной Ирландии
              • Суды Шотландии
              • Составляющие страны
              • Парламент Шотландии
                • Исполнительная власть Шотландии
                • Национальная ассамблея Уэльса
                  • Правительство ассамблеи Уэльса
                  • Ассамблея Северной Ирландии
                    • Исполнительная власть Северной Ирландии
                    • Английские региональные ассамблеи
                    • Резервные вопросы
                    • Местное правительство
                    • Власти Большого Лондона
                    • Выборы: 2001 — 2005 — 2009/10
                    • Политические партии
                    • Конституция
                    • Права человека
                    • Международные отношения
                    • Политика Евросоюза
                    • Политическая структура Великобритании основана на принципе унитарного государства и конституционной монархии. Её система правительства (известная как Вестминстерская система) принята и в других государствах Содружества, таких как Канада, Индия, Австралия, Новая Зеландия, Сингапур, Малайзия и Ямайка.

                      Британская Конституция не кодифицирована и имеет как письменные, так и неписьменные источники. К первым относятся Акты Парламента, а также судебные решения. Вторые именуются конституционными обычаями (конвенциями).

                      Глава государства и источник исполнительной, судебной и законодательной власти в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии — британский монарх, ныне — Королева Елизавета II. По конвенции монарх назначает лидера партии, имеющей большинство в Палате общин, премьер-министром, хотя теоретически имеет право утвердить на этот пост любого британского гражданина, даже не парламентария или члена Палаты лордов. Монарх даёт королевское согласие на билли парламента, при этом формально имеет право отказать (последний случай был 11 марта 1708). Монарх может также распустить парламент по совету премьер-министра (не наблюдается на практике), но де-юре обладает властью распустить парламент по собственной воле, без согласия премьера. Прочие королевские полномочия, называемые королевскими прерогативами (назначать министров, объявлять войну), принадлежащие исполнительной власти, осуществляются от имени Короны премьер-министром и Кабинетом. Роль Монарха в публичной политике ограничена церемониальными функциями.

                      Монарх еженедельно встречается с премьер-министром и другими членами Кабинета. Фактическим политическим лидером СК является Премьер-министр, в настоящее время — глава партии Лейбористов Гордон Браун (с 27 июня 2007 г. ). Носителем суверенитета является «Королева в Парламенте».

                      В настоящее время Великобритания является постоянным членом Совета Безопасности ООН, членом Европейского Союза, Большой Восьмёрки (G8), Организации Экономического Сотрудничества и Развития.

                      Содержание

                      Исполнительная власть

                      Функции исполнительной власти принадлежат Правительству, называемому также Кабинетом. Монарх назначает Премьер-министра с учётом конвенции (кандидат на пост должен быть членом Палаты общин и иметь поддержку, достаточную для назначения). Затем премьер-министр выбирает остальных министров, которые и составляют Правительство и являются политическими главами Департаментов. Примерно 20 главнейших министров составляют Кабинет министров.

                      Как и в других системах правления, исполнительная власть (собственно и называемая «правительством») несет ответственность перед Парламентом: получив от парламента вотум недоверия, правительство будет вынуждено либо уйти в отставку, либо попытаться распустить Парламент и провести всеобщие выборы. На практике члены всех основных партий Парламента строго контролируются на предмет соответствия их голосов политике их партий. Если правительство обладает подавляющим большинством, то маловероятно, что они не смогут провести законопроект через голосование.

                      В ноябре 2005 года правительство Блэра потерпело первое поражение (предложение о продлении срока задержания террористов до 90 дней). До этого в последний раз законопроект не прошёл через Палату общин в 1986 году (один из трёх случаев в XX столетии). Правительства с незначительным перевесом — а также коалиционные — более подвержены риску потерпеть поражение. Иногда они вынуждены обращаться к крайним мерам, например, привозить на больничной кушетке заболевших членов Парламента, чтобы получить большинство. Маргарэт Тэтчер в 1983 и Тони Блэр в 1997 пришли во власть с таким перевесом, что при несогласии с остальными партиями они гарантированно выигрывали практически все голосования Парламента и могли реализовать радикальные программы реформы выборов.

                      Законодательная власть

                      Палата общин

                      Почти всегда есть партия с большинством в палате из-за использования мажоритарной системы с одним туром голосования, которая в соответствии с законом Дюверже привела к созданию двухпартийной системы. Беспартийным (иногда в русском называемый «индепендент») в настоящее время является только один парламентарий, а представителями мелких партий — два. Обычно монарх спрашивает назначаемого для образования правительства, сможет ли он выжить в Палате общин (глава большинства может). В исключительных случаях монарх просит «сформировать правительство» с парламентским меньшинством 1 , что требует образования коалиционного правительства. Такое бывает редко. Этого просили в 1916 у Эндрю Бонар Лоу, а когда он отказался, у Ллойд Джорджа. Заметим, что правительство формируется не по голосованию палаты общин, а просто по поручению монарха. Палата общин имеет первый шанс выразить своё доверие к новому правительству во время голосования по поводу Speech from the Throne, предлагаемой правительством программе.

                      Палата лордов

                      Палата лордов является также самым последним апелляционным судом Великобритании, на практике дела слушают только лорды-законники. По Акту о конституционной реформе 2005 года планируется заменить лордов на Верховный суд Великобритании.

                      Избирательные системы и реформа

                      В Великобритании используются разные системы выборов:

                      • First Past the Post используется для всенародных выборов, а также при выборе местного самоуправления в Англии и Уэльсе (раньше и в Шотландии).
                      • Additional Member System была введена после введения региональной автономии (devolution) в 1999 для Шотландского парламента, Уэльского собрания и Лондонского собрания.
                      • Система Single Transferable Vote используется для выборов в Ассамблею Северной Ирландии и местные советы.
                      • Партийные списки используются для выборов в Европейский парламент.
                      • Supplementary Vote используется для выбора мэров городов, например, Лондона.
                      • Судебная власть

                        В состав верховных судов входят: Высокий суд, Суд короны и Апелляционный суд.

                        Высокий суд

                        Высокий суд состоит из 78 судей и подразделяется на три отделения: королевской скамьи (возглавляет лорд – главный судья), канцелярского (возглавляется вице-канцлером), по семейным делам (возглавляет председатель отделения). Распределение дел между отделениями определяется специализацией судей и особенностями процедуры; в принципе, каждое отделение может рассматривать любое дело, входящее в компетенцию этого суда. Судьи назначаются из числа адвокатов. Дела, которые слушаются в первой инстанции, рассматривает один судья. Отделению королевской скамьи подсудны дела, регулируемые нормами общего, торгового права и т.п. Канцлерскому отделению подсудны дела, не регулируемые общим правом (например, дела по авторскому, изобретательскому праву). Жалобы на решения высокого суда подаются в Апелляционный суд. [1]

                        Апелляционный суд

                        В составе Апелляционного суда 18 судей, именуемых лорд – джастистами и возглавляемых хранителем судебных архивов. Дела рассматривает коллегия в составе трех судей. Одна из коллегий суда занимается лишь уголовными делами. Это – уголовное отделение Апелляционного суда. В отличие от коллегий, рассматривающих гражданские дела, здесь не принято, чтобы мнение судей, оставшихся в меньшинстве, становилось известным. Решения Апелляционного суда могут быть обжалованы в Апелляционный комитет палаты лордов (в отдельных случаях стало возможным прямое обжалование решений Высокого суда). Такое обжалование носит исключительный характер: палата лордов выносит не более 30-40 решений в год. Дела рассматриваются минимум тремя лордами по апелляции. Каждый отдельно высказывает свое мнение по делу. Судьи палаты лордов как таковые или совместно с судьями заморских территорий образуют Судебный комитет Тайного совета. На таком уровне рассматриваются жалобы не решения верховных судов заморских территорий и государств – членов Содружества, поскольку эти государства не исключают подачи такой жалобы.

                        Суд короны

                        Суд короны – это новое образование, созданное актами о суде 1971 г. Он рассматривает уголовные дела. Его состав многообразен. В зависимости от вида преступления дело может рассматривать:

                        1. окружной судья (судья специального судебного округа в графстве или группе графств);

                        2. судья Высокого суда (он базируется в столице, но его члены организуют выездные сессии суда);

                        3. адвокат, имеющий специальное образование и полномочия (барристеры или солиситор);

                        4. исполняющий обязанности судьи. [2]

                        Барристеры

                        Барристеры – юристы, имеющие исключительное право выступать в высших судебных инстанциях (также вправе выступать в судах низших инстанций). Солиситоры – более многочисленная категория юристов, дают консультации своим клиентам, готовят к слушанию гражданские и уголовные дела в интересах своих клиентов, выступают от имени обвинения или защиты, а также в качестве представителей интересов сторон в судах низших инстанций. Если обвиняемый не признает себя виновным, в рассмотрении дела участвуют жюри присяжных.

                        Суды графств

                        Помимо высоких судов в Англии действуют разнообразные нижестоящие инстанции, которые рассматривают около 90% всех дел. Важнейшие низшие суды по гражданским делам – это судыграфств. Они рассматривают дела с суммой иска до 1000 ф.ст. Малозначительные дела (цена иска менее 11 ф.ст.) могут рассматриваться помощником судьи. Малозначительные уголовные дела подлежат ведению магистратов – простых граждан, на которых возложена роль мировых судей. Их общее число около 20000; это не профессиональные юристы, вознаграждения они не получают.

                        Административные суды (трибуналы)

                        В Великобритании есть административные суды(трибуналы), но они действуют при органах исполнительной власти и не являются органами административной юстиции. Трибуналы специализированы в соответствии с профилем «своего» органа исполнительной власти: они рассматривают вопросы, связанные с налогами, здравоохранением, трудовыми спорами, другие дела, включая некоторые гражданские. Состоят не из государственных служащих (судей), а из общественных деятелей, юристов. Деятельность трибуналов существенно ускоряет решение текущих. Неотложных вопросов (например, о зарплате). Их решения не окончательны и могут быть обжалованы в суд. В Шотландии действует своя система права и судов. [3]

                        Гражданская служба

                        Гражданская служба Великобритании — постоянная политически нейтральная организация, которая поддерживает министерства правительства при исполнении их обязанностей, независимо от политической партии. В отличие от прочих демократий, служащие остаются после смены правительства.

                        Ядро гражданской службы организовано в виде множества Государственных департаментов. Каждый департамент политически возглавляется одним значимым и небольшой командой малозначимых министров. В большинстве случаев министр называется государственным секретарем и членом Кабинета. Административное управление департамента возглавляется ведущим гражданским служащим, в большинстве департаментов называемым постоянным секретарем. Большинство персонала гражданской службы работают на самом деле в исполнительных агентствах, отдельных организациях, подотчётных Департаменту государства.

                        «Уайтхолл» часто является синонимом ядра Гражданской службы, потому что у большинства департаментов штаб-квартиры находятся по этому или близлежащим адресам на улице Уайтхолл.

                        Региональное самоуправление (devolution)

                        1. Конституционное право зарубежных стран [Текст] : учебник / В.Е. Чиркин. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Юристъ, 2000. — ISBN 5-7975-0267-4, C. 349-370
                        2. Иностранное конституционное право/Под редакцией И67 проф. В.В. Маклакова. — М.: Юристъ, 1996. — ISBN 5-7357-0102-9, C. 39-68
                        3. Правовые системы стран мира :Энциклопедический справочник /Авт. кол. : Ф. М. Решетников, У, З. Батлер, В. В. Бойцова и др. ; Отв. ред. А. Я. Сухарев. -2-е изд. изм. и доп. -М. :Норма, 2001. — ISBN 5891235277, C. 24-45

                        Австрия | Азербайджан¹ | Албания | Андорра | Армения¹ | Белоруссия | Бельгия | Болгария | Босния и Герцеговина | Ватикан | Великобритания | Венгрия | Германия | Греция | Грузия | Дания | Ирландия | Исландия | Испания | Италия | Казахстан¹ | Кипр¹ | Латвия | Литва | Лихтенштейн | Люксембург | Македония | Мальта | Молдавия | Монако | Нидерланды | Норвегия | Польша | Португалия | Россия¹ | Румыния | Сан-Марино | Сербия | Словакия | Словения | Турция¹ | Украина | Финляндия | Франция | Хорватия | Черногория | Чехия | Швейцария | Швеция | Эстония

                        Зависимые территории: Акротири и Декелия | Аландские острова | Гернси | Гибралтар | Джерси | Остров Мэн | Фарерские острова | Шпицберген | Ян-Майен

                        Непризнанные и частично признанные государства (де-факто независимые): Абхазия | Косово | Нагорно-Карабахская Республика | Приднестровье | Южная Осетия

                        Герб • Флаг • Гимн • Государственный строй • Конституция • Парламент • Административное деление • География • Города • Столица • Население • Языки • История • Экономика • Валюта • Культура • Религия • Литература • Музыка • Праздники • Спорт • Образование • Наука • Транспорт • Почта • Интернет • Вооружённые силы • Внешняя политика
                        Портал «Великобритания»

                        Государственный строй Великобритании (стр. 1 из 2)

                        План
                        Введение
                        1 Исполнительная власть
                        2 Законодательная власть
                        2.1 Палата общин
                        2.2 Палата лордов
                        2.3 Избирательные системы и реформа

                        3 Политические партии Великобритании
                        4 Судебная власть
                        4.1 Высокий суд
                        4.2 Апелляционный суд
                        4.3 Суд короны
                        4.4 Барристеры
                        4.5 Суды графств
                        4.6 Административные суды (трибуналы)

                        5 Гражданская служба
                        6 Региональное самоуправление (devolution)

                        8 Внешние ссылки

                        Государственный строй Великобритании

                        Политическая структура Великобритании основана на принципе унитарного государства и конституционной монархии. Её система правительства (известная как Вестминстерская система ) принята и в других государствах Содружества, таких как Канада, Индия, Австралия, Новая Зеландия, Сингапур, Малайзия и Ямайка.

                        Конституция Великобритании не кодифицирована и имеет как письменные, так и неписьменные источники. К первым относятся Акты Парламента, а также судебные решения. Вторые именуются конституционными обычаями (конвенциями).

                        Монарх еженедельно встречается с премьер-министром и другими членами Кабинета. Фактическим политическим лидером СК является Премьер-министр, в настоящее время — глава Консервативной партии Дэвид Кэмерон (с 11 мая 2010 г.). Носителем суверенитета является «Королева в Парламенте».

                        В настоящее время Соединенное Королевство является постоянным членом Совета Безопасности ООН, членом Европейского союза (ЕС), Большой восьмёрки (G8), Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

                        1. Исполнительная власть

                        Функции исполнительной власти принадлежат Правительству.

                        Высшей инстанцией Правительства является Кабинет, назначаемый монархом. Главой Кабинета является Премьер-министр, который выбирается монархом с учётом неписанных конвенций (кандидат на пост должен быть членом Палаты общин и иметь поддержку Общин, достаточную для назначения). Затем премьер-министр выбирает остальных министров, которые и составляют Правительство и являются политическими главами Департаментов. Примерно 20 главнейших министров составляют Кабинет министров.

                        Премьер-министр, хотя формально и считается первым среди равных ему по рангу коллег по кабинету, фактически располагает большей частью его формальной власти. Не последнюю роль в этом распределении власти играет тот факт, что премьер-министр может приглашать или увольнять членов кабинета. Премьеры председательствуют на заседаниях кабинета, они контролируют повестки дня, назначают и смещают членов кабинета и около 80 младших министров, не входящих в кабинет; они определяют также состав и повестки дня от 25 до 30 постоянных и временных комитетов, через которые проводится большая часть наиболее важных правительственных решений. Они возглавляют партию большинства в палате общин и в провинции и представляют Британию за рубежом. Премьер-министры также обладают правом назначать чиновников на различные государственные должности, а также влияют на разного рода другие назначения и непосредственно контролируют систему привилегий и почетных званий (пэрства, рыцарства и т.п.). Расширению сферы полномочий премьера способствую и современные средства массовой информации, придающие особое значению личностному фактору власти.[1]

                        Как и в других системах правления, исполнительная власть (собственно и называемая коллективно «правительством») несет ответственность перед Парламентом: получив от парламента вотум недоверия, правительство будет вынуждено либо уйти в отставку, либо попытаться распустить Парламент и провести всеобщие выборы. На практике члены всех основных партий Парламента строго контролируются на предмет соответствия их голосов политике их партий. Если правительство обладает подавляющим большинством, то маловероятно, что они не смогут провести законопроект через голосование.

                        2. Законодательная власть

                        2.1. Палата общин

                        Территория Великобритании разделена на округа (constituencies), примерно равные по численности населения (определяемой Комиссией по границам), в каждом из которых выбирается один парламентарий в палату общин.

                        В наши дни все премьеры-министры и главы оппозиции выбираются из членов палаты общин, а не палаты лордов. Алек Дуглас-Хоум отказался от пэрства через несколько дней после вступления на пост премьер-министра в 1963 году, а последний премьер-министр-лорд до него был в 1902 году (Роберт Гасконь-Сесиль, 3-й маркиз Салисбери).

                        Почти всегда есть партия с большинством в палате из-за использования мажоритарной системы с одним туром голосования, которая в соответствии с законом Дюверже привела к созданию двухпартийной системы. Беспартийным (иногда в русском называемый «индепендент») в настоящее время является только один парламентарий, а представителями мелких партий — два. Обычно монарх спрашивает назначаемого для образования правительства, сможет ли он выжить в Палате общин (глава большинства может). В исключительных случаях монарх просит «сформировать правительство» с парламентским меньшинством 1, что требует образования коалиционного правительства. Такое бывает редко. Этого просили в 1916 у Эндрю Бонар Лоу, а когда он отказался, у Ллойд Джорджа. Заметим, что правительство формируется не по голосованию палаты общин, а просто по поручению монарха. Палата общин имеет первый шанс выразить своё доверие к новому правительству во время голосования по поводу Speech from the Throne, предлагаемой правительством программе.

                        2.2. Палата лордов

                        Раньше это была наследственная, аристократическая палата. После реформы Мейджора и до сих пор она представляет собой «смесь» наследственных членов, епископов англиканской церкви и назначаемых членов (пожизненных пэров). В наши дни эта палата рассматривает законопроекты из Палаты общин без права на внесение поправок, а также имеет право наложить удерживающее вето — отсрочить срок действия закона на год (если это не «денежные билли» и не предвыборные обещания).

                        2.3. Избирательные системы и реформа

                        В Великобритании используются различные избирательные системы:

                        · First Past the Post используется для всенародных выборов, а также при выборе местного самоуправления в Англии и Уэльсе (раньше и в Шотландии).

                        · Additional Member System была введена после введения региональной автономии (devolution) в 1999 для Шотландского парламента, Уэльского собрания и Лондонского собрания.

                        · Система Single Transferable Vote используется для выборов в Ассамблею Северной Ирландии и местные советы.

                        · Партийные списки используются для выборов в Европейский парламент.

                        · Supplementary Vote используется для выбора мэров городов, например, Лондона.

                        3. Политические партии Великобритании

                        Демократическая юнионистская партия

                        Шотландская национальная партия

                        Социал-демократическая и лейбористская партия

                        Зелёная партия Англии и Уэльса

                        Партия независимости Соединённого Королевства

                        Британская национальная партия

                        Ольстерская юнионистская партия

                        4. Судебная власть

                        Высокий суд состоит из 78 судей и подразделяется на три отделения: королевской скамьи (возглавляет лорд – главный судья), канцлерского (возглавляется вице-канцлером), по семейным делам (возглавляет председатель отделения). Распределение дел между отделениями определяется специализацией судей и особенностями процедуры; в принципе, каждое отделение может рассматривать любое дело, входящее в компетенцию этого суда. Судьи назначаются из числа барристеров. Дела, которые слушаются в первой инстанции, рассматривает один судья. Отделению королевской скамьи подсудны дела, регулируемые нормами общего, торгового права и т.п. Канцлерскому отделению подсудны дела, не регулируемые общим правом (например, дела по авторскому, изобретательскому праву). Жалобы на решения высокого суда подаются в Апелляционный суд.[1]

                        § 1. Административная юстиция Великобритании

                        Англосаксонская система организации административной юстиции характерна для Великобритании и США. В этих странах административные споры между гражданами и управлением (в рамках осуществляемого контроля за управлением) рассматривают суды общей юрисдикции (наряду с гражданскими делами). Таким образом, англосаксонская система административной юстиции исходит из доктрины равенства всех должностных лиц перед судом и недопустимости изъятия чиновников из-под юрисдикции тех же судов, с которыми имеют дело прочие граждане.

                        Однако наряду с общими судами в Великобритании существует целый ряд органов, выполняющих судебные функции, но имеющих второстепенное значение по сравнению с судами, которые называются, как правило, трибуналами, выполняющими как управленческие, так и судебные функции. Данные органы также имеют название «квазисудебных», так как при рассмотрении дела они устанавливают вопросы факта и затем применяют к нему правовые нормы, т. е. по сути речь идет о специальном правосудии. Такие квазисудебные органы стали создаваться в начале XX в. в отдельных отраслях государственного управления (трибуналы по земельным спорам, по делам о страховании, по вопросам строительства, коммунальных налогов и сборов, лицензирования, трудовым спорам, миграции; трибуналы по вопросам, связанным с Психически больными лицами, и др.).

                        Членами трибунала могут быть не только юристы, но и лица, имеющие специальные знания в той сфере деятельности, которой занимается трибунал. Чтобы обеспечить независимость трибуналов, они комплектуются, как правило, из числа государственных служащих. Трибунал представляет собой определенную коллегию, состоящую из председателя и двух членов, которые представляют различные интересы или интересы разных субъектов права, разных социальных групп. Общий состав трибунала назначается соответствующим министром. Им же утверждаются процедурные правила, на основе которых действует каждый трибунал.

                        Развитие административной юстиции в Великобритании связано с принятием в 1958 г. Закона о трибуналах и расследованиях (в ред. 1992 г.), который создал единую правовую основу для функционирования квазисудебных органов, рассматривающих административные споры.

                        Вместе с тем в Великобритании не принято ни одного нормативного акта, который регулировал бы общий порядок обжалования действий органов управления и должностных лиц; на практике источниками административной юстиции являются акты парламента, правительства, руководителей министерств и ведомств, судебные прецеденты, обычаи и традиции. Таким образом, споры между администрацией и гражданами рассматривают как общие суды, так и специально созданные органы административной юстиции -— административные трибуналы, которые также имеют свои высшие инстанции (например, Апелляционный трибунал по вопросам социального страхования),

                        Англосаксонская система органов административной юстиции представляет собой административные трибуналы, рассматривающие в рамках установленной квазисудебной процедуры административно-правовые споры между гражданами или юридическими лицами, с одной стороны, и органами управления — с другой. Процедура рассмотрения данных споров представляет собой особую процессуальную форму, непременным содержанием которой является соблюдение таких традиционных принципов процесса, как гласность, состязательность, непосредственность, возможность обжалования принятого решения и пр. Процедура в британских трибуналах менее сложна и формализована, а финансовые расходы сторон менее значительны по сравнению с административными учреждениями США.

                        Над административными трибуналами стоит надзорный орган — Национальный совет административных трибуналов, который является консультативным органом при правительстве и обладает правом контроля и надзора за работой нижестоящих трибуналов. В его компетенцию входят обобщение практики деятельности этих органов, подготовка докладов по специальным вопросам организации и деятельности трибуналов, изучение вопросов и разработка рекомендаций по административной процедуре, включая административные расследования. Совет трибуналов имеет право давать соответствующим министрам общие рекомендации относительно процедуры назначения членов административных трибуналов и списков кандидатов на должности.

                        Традиционно административные трибуналы подразделяются на две большие группы: трибуналы в области управления экономикой (налоговые, промышленные, земельные, суд по рассмотрению жалоб на ограничение свободы промысла, свободы предпринимательства, апелляционный, транспортные, лесные) и трибуналы в сфере социального управления (медицинские, пенсионные, по социальному обеспечению, по охране социальных прав детей).

                        С точки зрения участников, административные трибуналы делятся также на две группы: трибуналы, членами которых являются лица, назначаемые Лорд-канцлером, и трибуналы, членами которых являются лица, назначаемые соответствующими министрами.

                        Количество членов трибунала, квалификация и специальность их участников, порядок формирования и отбора кандидатов на должности определяются различными положениями и собственными регламентами.

                        Административные трибуналы осуществляют деятельность по рассмотрению споров между государственными органами, должностными лицами и гражданами; они рассматривают административные споры в качестве первой инстанции и считаются органами специальной юрисдикции по отношению к судам общей юрисдикции. На принятое административным трибуналом решение может быть подана жалоба в административном порядке; жалоба может быть направлена непосредственно министру или в специально созданный апелляционный трибунал; апелляция на решение трибунала может быть подана в суд общей юрисдикции, что характеризует надзорную деятельность общего суда за административным трибуналом.

                        Процедура рассмотрения споров административными трибуналами устанавливается специальными положениями и регламентами, которые принимаются административными органами. Единого процесса здесь не существует, однако принципиальным является то, что жалобы рассматриваются административными трибуналами в порядке искового производства. Вместе с тем этой процедуре присущи некоторые особенности, которые соотносятся и с судебными процедурами, соблюдение принципов производства (гласность, состязательность, непосредственность и т. д.); наличие определенных стадий в процессе (подготовка дела к слушанию, разбирательство, принятие решения, возможность его обжалования); установление процессуального статуса участников разбирательства административного спора и сроков в производстве. Протокол заседания трибунала, как правило, не ведется; участие адвоката является необязательным; не существует строгих процессуальных правил сбора, исследования и оценки доказательств; иногда дело может быть рассмотрено и в отсутствие сторон.

                        Лицо, считающее, что действия (бездействие) администрации причинили ему ущерб или нарушили его права и интересы, может обратиться в британский суд в случаях: 1) предусмотренных общим правом (или частным, гражданским правом), 2) когда гражданин в зависимости от специальных оснований, установленных в законе, обжалует в конкретный суд административные решения; 3) когда гражданин обосновывает свое обращение, ссылаясь на право Высокого суда осуществлять судебный контроль и пересматривать решения административных органов.

                        Суды общей юрисдикции ведут контроль за деятельностью административных трибуналов и рассматривают жалобы на их решения. Общие суды сами могут рассматривать различные административные споры по общим правилам гражданского судопроизводства. Любое заинтересованное лицо имеет право обратиться в общий суд с жалобой на действия или решения органов управления, администрации, превысивших свои полномочия. Если имеются основания полагать, что действия администрации необоснованны и незаконны, то суд должен принять жалобу к производству и оценить указанные действия с точки зрения права. Таким образом, органы управления, администрация решают вопросы не только относительно правильности совершения административных действий, но и об их целесообразности, в то время как общий суд обращает внимание только на правовую сторону вопроса, т. е. дает оценку управленческим действиям с точки зрения действующего закона. Суды общей юрисдикции распространяют свои надзорные полномочия в отношении административных органов в следующих случаях: если администрация превысила свои полномочия и компетенцию; если администрация, не превышая полномочий, осуществляет правоприменительную деятельность с нарушением законов.

                        По мнению исследователей, трибуналы обладают следующими преимуществами: 1) быстрота (оперативность) судебного разбирательства, 2). дешевизна; 3) специализация при рассмотрении административных споров, 4) гибкость применения правовых норм в процессе разбирательства дела; 5) отсутствие строгой процессуальной формы рассмотрения дела; 6) свободный доступ для лиц, желающих получить правовую защиту от действий и решений администрации.

                        Судебная защита от действий или решений администраций реализуется посредством следующих способов:

                        судебный приказ, запрещающий совершение не входящих в компетенцию администрации по закону действий;

                        присуждение возмещения ущерба;

                        судебный приказ, запрещающий органу управления совершать действия с превышением властных полномочий;

                        судебный приказ, обязывающий администрацию совершить установленные законом действия;

                        судебный приказ, обязывающий администрацию и должностных лиц доставить в суд задержанное ими лицо и объяснить причину ареста;

                        судебный приказ, обеспечивающий истребование дела из производства нижестоящего суда для его рассмотрения в вышестоящем суде.

                        Осуществляя надзор за работой административных трибуналов, Высокий суд может выдавать им общие приказы, в которых устанавливаются: незаконность принятого трибуналом решения, предписание на совершение законных действий и запрет действий с превышением его юрисдикции или с нарушением права. Высокий суд, реализуя свои надзорные полномочия по отношению к административным трибуналам, имеет право использовать и другие средства судебной защиты: издает распоряжения, запрещающие совершение определенных действий; провозглашает права сторон в случае спора между ними при том условии, что ни одна из них не совершила неправомерных действий. В последующем решение административных трибуналов можно обжаловать в Апелляционный суд, а затем — в палату лордов. Особенностью является и то, что решение по делу должно обосновываться не только правильным применением правовых норм, но и фактическими данными (доказательствами).

                        В Великобритании не существует закона, в котором устанавливались бы все случаи законного вмешательства судов в деятельность администрации и в сам административный процесс. Судам предоставлено право решать, какие действия или решения могут ими аннулироваться. Как было уже отмечено, главным звеном в надзорной деятельности общих судов за .администрацией является проверка наличия доказательств в обосновании администрацией своих действий или решений. Отсутствие доказательств или их недостаточность однозначно ведет к отмене административного решения. В отдельных случаях законодательными актами над трибуналами устанавливаются апелляционные органы, рассматривающие жалобы на решениия трибуналов только с юридической точки зрения.

                        В системе административной юстиции Великобритании имеется множество нерешенных организационно-правовых проблем, существуют сложности понимания юридической природы взаимосвязей и отношений между органом управления, создавшим трибунал, и самим трибуналом. Однако принципиальным остается положение, в соответствии с которым неотъемлемым, атрибутом современного публичного права Великобритании является контроль суда за административными решениями при помощи публично-правовых способов защиты.

                        Британское административное право в течение последних лет претерпело заметные изменения. Теперь оно приближается к континентально-европейским представлениям об административном праве. Наряду с административным правом открываются для влияния европейского (административного) права (т. е. права, сформировавшегося в Европейском Союзе относительно управления и всего связанного с ним) и отдельные его части, в том числе и судебный контроль за действиями (решениями) органов управления по отношению к гражданам.

                        Административная юстиция в Германии

                        В Германии органами административной юстиции являются независимые, отделенные от административных органов суды. Они рассматривают все публично-правовые споры, которые не относятся к области конституционного права, если законом разрешение этих споров прямо не отнесено к компетенции иного суда.

                        Закон об административно-судебном процессе 1960 г. определяет акты, не подлежащие рассмотрению в органах административной юстиции:

                        • высших федеральных органов (Федерального Президента, Федерального Правительства, Федерального Канцлера, федеральных министров);

                        • высших органов субъектов федерации;

                        • если нарушение прав, возложение обязанностей впервые допущено в решении административного органа по жалобе на административный акт в судебном порядке;

                        • в случаях, прямо предусмотренных федеральным законом либо законом субъекта федерации;

                        • если в течение более чем трех месяцев административный орган, уполномоченный рассматривать жалобу, не принимает по ней решение.

                        Органы административной юстиции составляют самостоятельную ветвь судебной системы, включающую административные суды и высшие административные суды в землях, а также Федеральный административный суд [1] .

                        Система административных судов Германии представлена на рис. 4.15.

                        Рис. 4.15. Административные суды Германии

                        Административный суд (Venvaltungsgericht) рассматривает административные дела в первой инстанции.

                        В качестве суда второй инстанции выступает высший административный суд земли (Oberverwaltungsgericht). Он выносит постановления по апелляциям на судебные решения и по жалобам на иные постановления административного суда, а также разрешает в первой инстанции дела определенных законом категорий, связанные с оказанием публичных услуг.

                        Параграф 48 Закона об административно-судебном процессе содержит исчерпывающий перечень категорий дел, которые высший административный суд земли рассматривает в первой инстанции, в том числе указывает дела, касающиеся:

                        • строительства, эксплуатации, остановки, безопасного отключения и демонтажа оборудования, указанного в Законе об атомной энергии;

                        • строительства, эксплуатации и реконструкции электростанций с оборудованием для твердого, жидкого и газообразного топлива при теплоэнергетической мощности свыше 300 мегаватт;

                        • закладки, расширения или реконструкции, а также эксплуатации аэропортов и аэродромов, предназначенных для регулярного воздушного сообщения, в зоне ограниченного строительства;

                        • процедуры утверждения планов строительства либо реконструкции федеральных автомагистралей;

                        • процедуры утверждения планов расширения или прокладки федеральных водных путей.

                        Функции суда высшей инстанции выполняет Федеральный административный суд (Bundesverwaltungsgericht). Он пересматривает судебные решения высшего административного суда и административных судов земли, а также выносит в первой и последней инстанции решения по определенным публичноправовым спорам:

                        • по спорам между Федерацией и землями, а также между землями;

                        • по искам в отношении запрета на объединения, установленного Министром внутренних дел в соответствии с Законом об объединениях;

                        • по делам, касающимся распоряжений о высылке в соответствии с Законом о разрешении на пребывание;

                        • по искам к Федеральной службе разведки.

                        Закон об административно-судебном процессе предусматривает несколько видов административных исков:

                        1) иск об оспаривании – с требованием об отмене административного акта;

                        2) иск о принуждении к выполнению обязанности – ответчика обязывают совершить определенные действия (издать определенный административный акт, выполнить иные требуемые по закону обязанности);

                        3) иск о признании – с требованием признания существования или отсутствия правоотношения либо ничтожности административного акта.

                        Суд вправе проверить правомерность административных актов, принятых как на основании прямого указания закона, так и по усмотрению административного органа. Если административный орган реализовал дискреционные полномочия (действовал по своему усмотрению), то суд проверяет, не превышены ли пределы дозволенного для него усмотрения, соответствует ли форма, в которой реализовано право на усмотрение, цели предоставленных полномочий.

                        Следует обратить внимание на состав административных судов Германии. В административных судах и высших административных судах земель работают не только профессиональные судьи, имеющие юридическое образование и получившие необходимую для исполнения обязанностей судьи квалификацию, но и непрофессиональные судьи, не являющиеся профессиональными юристами.

                        Непрофессиональных судей на четыре года назначает комитет, созданный в каждом административном суде и включающий в свой состав:

                        • председателя административного суда;

                        • назначенного правительством земли чиновника административных органов;

                        • доверенных лиц, избранных ландтагом (парламентом) земли из числа жителей судебного округа.

                        При этом как профессиональные, так и непрофессиональные судьи независимы, подчиняются только закону, имеют равные права в процессе устного разбирательства дела и вынесения судебного решения. Однако подписывают судебное решение только профессиональные судьи.

                        В судебном разбирательстве административных дел может принимать участие представитель публичных интересов. В административных судах и высшем суде земли эти функции выполняют назначенные постановлением правительства земли представители публичных интересов, а в Федеральном административном суде – представитель интересов Федерации, назначенный Федеральным правительством и включенный в состав Министерства внутренних дел.

                        Административно-процессуальной правоспособностью обладают как физические и юридические лица, их объединения, так и административные органы. В свою очередь, участниками производства признаются:

                        • представитель интересов Федерации в Федеральном административном суде или представитель публичных интересов в высшем административном суде земли;

                        Привлеченными лицами являются третьи лица, законные интересы которых затрагиваются постановлением и привлеченные к участию в производстве судом по собственной инициативе или по соответствующему ходатайству.

                        В Федеральном административном суде и высшем административном суде любой участник судопроизводства, подающий ходатайство, должен вести дело через адвоката [2] . Юридических лиц публичного права и административные органы могут представлять чиновники или служащие, обладающие квалификацией судьи, а также определенные дипломированные специалисты.

                        Административное судопроизводство имеет следственный характер. Суд по собственной инициативе исследует обстоятельства дела, запрашивает необходимые документы. Он не связан объяснениями и ходатайствами о допустимости доказательств, представленными участниками процесса.

                        В Германии, в отличие от Франции, заявление возражения и предъявление иска в административный суд, как правило, приостанавливают действие оспариваемого административного акта.

                        Поскольку административные акты могут порождать множество административных правоотношений, то нередки случаи, когда в суде возбуждается сразу несколько административных производств по одному оспариваемому решению или действию. Если вопрос о правомерности административного распоряжения является предметом более 20 производств, то суд может прибегнуть к процедуре типового производства. В таком случае суд завершает одно производство по оспариваемому решению или действию. Это производство в дальнейшем выступает в качестве типового. Иные производства по данному предмету приостанавливаются, но по ним на основании доказательств, исследованных в типовом производстве, может быть принято определение. Если участники производства не согласны с таким определением, то они вправе обжаловать его.

                        Установлены специальные правила рассмотрения дел об оспаривании административного акта. На основании заявления возражения (еще до предъявления иска) должно проводиться предварительное производство, в котором проверяется правомерность и целесообразность издания административного акта. В ходе предварительного производства председательствующий или докладчик по делу предпринимает меры для разрешения спора в примирительной процедуре.

                        Хотя административное судопроизводство Германии характеризуется специфическими особенностями, закрепленными законодательно, в административных судах применяются также и общепроцессуальные нормы и институты, закрепленные, в частности в гражданско-процессуальном законодательстве. В Законе об административно-судебном процессе содержатся прямые отсылки к отдельным положениям Гражданского процессуального уложения.

                        На основании соответствующих норм Гражданского процессуального уложения решаются такие вопросы как:

                        • отвод состава суда;

                        • поддержание порядка в зале заседаний;

                        • обсуждение и голосование;

                        Если суд признает административный акт противоправным, то он отменяет его. Если акт уже исполнен, то суд по ходатайству может также указать, что из исполненного и каким способом административный орган обязан объявить недействительным. Решение суда, вступившее в законную силу, налагает соответствующие обязательства на участников судопроизводства.

                        Участники судопроизводства вправе подать апелляцию на решение административного суда, если она допускается административным судом или высшим административным судом земли. В Законе об административном судопроизводстве определен исчерпывающий перечень условий допуска апелляции:

                        • если имеются серьезные сомнения в правильности судебного решения;

                        • если в деле обнаружены особые трудности фактического или юридического характера;

                        • если дело имеет принципиальное значение;

                        • если судебное решение содержит разногласия с постановлениями вышестоящих судов или Федерального Конституционного суда;

                        • если доказаны и предъявлены подлежащие оценке процессуальные нарушения, на которых может основываться решение.

                        Административный суд в решении по делу указывает на допустимость апелляции, если дело имеет принципиальное значение или если судебное решение расходится с устоявшейся судебной практикой. Если в указанном судебном решении апелляция не допускается, то участники судопроизводства могут в течение месяца с момента получения судебного решения подать в высший административный суд ходатайство о допущении апелляции.

                        Если апелляция допускается, то высший административный суд в рамках апелляционной жалобы рассматривает дело в том же объеме, что и административный суд. Подчеркнем, что объем апелляционной проверки связан заявленным ходатайством.

                        Высший административный суд сам разрешает дело и принимает постановление по апелляции. Однако если необходимо провести значительное по объему или затратам исследование доказательств, то высший административный суд отменяет судебное решение, а дело возвращает в административный суд для нового рассмотрения.

                        Кроме того, допускается ревизия (пересмотр) судебного решения. Участники административного судопроизводства вправе подать ревизионную жалобу как на решение, так и на указанные в законе определения высшего административного суда. Жалоба подается в суд, судебное решение которого подлежит ревизии, в течение месяца с момента доставки составленного в полной форме судебного решения.

                        Высший административный суд либо Федеральный административный суд решает вопрос о допуске ревизии. При этом ревизионная жалоба должна основываться на том, что обжалуемое судебное решение вынесено с нарушением федерального права или соответствующего федеральному закону положения Закона об административном производстве земли.

                        Судебное решение всегда рассматривается как нарушающее федеральное право, если:

                        • состав суда, вынесшего решение, не соответствовал требованиям закона;

                        • одному из участников судопроизводства было отказано в праве быть выслушанным в суде;

                        • представительство одного из участников судопроизводства не соответствовало положениям закона, кроме случаев, когда ведение процесса осуществлялось с его прямого или молчаливого согласия;

                        • при проведении устного разбирательства нарушались правила публичности судопроизводства;

                        • решение не было обосновано.

                        Обычно ревизия судебного решения следует за апелляцией, но возможна и прямая ревизия – пересмотр судебного решения в обход апелляционной инстанции. Однако такая возможность должна прямо предусматриваться в судебном решении или в принятом по ходатайству определении административного суда. Прямая ревизия проводится только на основе соответствующего письменного согласия истца и ответчика. Изменение иска или привлечение третьих лиц к участию в ревизионном производстве не допускается.

                        Если ревизионная жалоба признается обоснованной, то Федеральный административный суд может либо сам разрешить дело, либо отменить обжалуемое судебное решение и направить дело на новое рассмотрение. Если мотивировочная часть решения основана на нарушениях норм действующего права, но по иным основаниям решение представляется правильным, то Федеральный административный суд в ревизии отказывает.

                      • [1] Параграф 1 Закона об административно-судебном процессе от 21.01.1960. Текст закона см. в: Административно-процессуальное право Германии. М.: Волтере Клувер, 2007. С. 75–167.
                      • [2] В качестве уполномоченного лица может выступать также преподаватель права высшего учебного заведения Германии.
  • Закрыть меню