Адвокаты иностранных государств

Сведения на 01.08.2018 г.

Сайт www.advokatrd.ru является официальным источником информирования членов Адвокатской палаты Республики Дагестан
(Решение Совета АП РД от 27.08.16г.)

Адвокатом является лицо, получившее в установленном Федеральным законом порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность. Адвокат является независимым профессиональным советником по правовым вопросам. Адвокат не вправе вступать в трудовые отношения в качестве работника, за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности, а также занимать государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной службы и муниципальные должности.

Адвокат вправе совмещать адвокатскую деятельность с работой в качестве руководителя адвокатского образования, а также с работой на выборных должностях в адвокатской палате субъекта Российской Федерации, Федеральной палате адвокатов Российской Федерации, общероссийских и международных общественных объединениях адвокатов.

Оказывая юридическую помощь, адвокат:

  • дает консультации и справки по правовым вопросам как в устной, так и в письменной форме;
  • составляет заявления, жалобы, ходатайства и другие документы правового характера;
  • представляет интересы доверителя в конституционном судопроизводстве;
  • участвует в качестве представителя доверителя в гражданском (суды общей юрисдикции, арбитраж) и административном судопроизводстве;
  • участвует в качестве представителя или защитника доверителя в уголовном судопроизводстве и производстве по делам об административных правонарушениях;
  • участвует в качестве представителя доверителя в разбирательстве дел в третейском суде, международном коммерческом арбитраже (суде) и иных органах разрешения конфликтов;
  • представляет интересы доверителя в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях;
  • представляет интересы доверителя в органах государственной власти, судах и правоохранительных органах иностранных государств, международных судебных органах, негосударственных органах иностранных государств, если иное не установлено законодательством иностранных государств, уставными документами международных судебных органов и иных международных организаций или международными договорами Российской Федерации;
  • участвует в качестве представителя доверителя в исполнительном производстве, а также при исполнении уголовного наказания;
  • выступает в качестве представителя доверителя в налоговых правоотношениях.
  • Адвокат вправе оказывать иную юридическую помощь, не запрещенную федеральным законом.

    Представителями организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления в гражданском и административном судопроизводстве, судопроизводстве по делам об административных правонарушения могут выступать только адвокаты, за исключением случаев, когда эти функции выполняют работники, состоящие в штате указанных организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления, если иное не установлено федеральным законом.

    Адвокаты иностранного государства могут оказывать юридическую помощь на территории Российской Федерации только по вопросам права данного иностранного государства.

    Адвокаты иностранных государств не допускаются к оказанию юридической помощи на территории Российской Федерации по вопросам, связанным с государственной тайной Российской Федерации.

    Адвокаты иностранных государств, которые осуществляют адвокатскую деятельность на территории Российской Федерации, регистрируются федеральным органом юстиции в специальном реестре. Порядок ведения такого реестра определяется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

    Без регистрации в указанном реестре осуществление адвокатской деятельности адвокатами иностранных государств на территории Российской Федерации запрещено.

    Полномочия адвоката, участвующего в качестве представителя доверителя в конституционном, гражданском и административном судопроизводстве, а также в качестве представителя или защитника доверителя в уголовном судопроизводстве и производстве по делам об административных правонарушениях, регламентируются соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.

    В случаях, предусмотренных федеральным законом, адвокат должен иметь ордер на исполнение поручения, выдаваемый соответствующим адвокатским образованием. Форма ордера утверждается федеральным органом юстиции. В иных случаях адвокат представляет доверителя на основании доверенности. Никто не вправе требовать от адвоката и его доверителя предъявления соглашения об оказании юридической помощи для вступления адвоката в дело.

    Адвокат вправе:

  • собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи, в том числе запрашивать справки, характеристики и иные документы от органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также общественных объединений и иных организаций. Указанные органы и организации в порядке, установленном законодательством, обязаны выдать адвокату запрошенные им документы или их заверенные копии не позднее чем в месячный срок со дня получения запроса адвоката;
  • опрашивать с их согласия лиц, предположительно владеющих информацией, относящейся к делу, по которому адвокат оказывает юридическую помощь;
  • собирать и представлять предметы и документы, которые могут быть признаны вещественными и иными доказательствами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • привлекать на договорной основе специалистов для разъяснения вопросов, связанных с оказанием юридической помощи;
  • беспрепятственно встречаться со своим доверителем наедине, в условиях, обеспечивающих конфиденциальность (в том числе в период его содержания под стражей), без ограничения числа свиданий и их продолжительности;
  • фиксировать (в том числе с помощью технических средств) информацию, содержащуюся в материалах дела, по которому адвокат оказывает юридическую помощь, соблюдая при этом государственную и иную охраняемую законом тайну;
  • совершать иные действия, не противоречащие законодательству Российской Федерации.
  • Адвокат не вправе:

  • принимать от лица, обратившегося к нему за оказанием юридической помощи, поручение в случае, если оно имеет заведомо незаконный характер;
  • принимать от лица, обратившегося к нему за оказанием юридической помощи, поручение в случаях, если он:
    • имеет самостоятельный интерес по предмету соглашения с доверителем, отличный от интереса данного лица;
    • участвовал в деле в качестве судьи, третейского судьи или арбитра, посредника, прокурора, следователя, дознавателя, эксперта, специалиста, переводчика, является по данному делу потерпевшим или свидетелем, а также если он являлся должностным лицом, в компетенции которого находилось принятие решения в интересах данного лица;
    • состоит в родственных или семейных отношениях с должностным лицом, которое принимало или принимает участие в расследовании или рассмотрении дела данного лица;
    • оказывает юридическую помощь доверителю, интересы которого противоречат интересам данного лица;
    • занимать по делу позицию вопреки воле доверителя, за исключением случаев, когда адвокат убежден в наличии самооговора доверителя;
    • делать публичные заявления о доказанности вины доверителя, если тот ее отрицает;
    • разглашать сведения, сообщенные ему доверителем в связи с оказанием последнему юридической помощи, без согласия доверителя;
    • отказаться от принятой на себя защиты.
    • Негласное сотрудничество адвоката с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, запрещается.

      Адвокат обязан:

    • честно, разумно и добросовестно отстаивать права и законные интересы доверителя всеми не запрещенными законодательством Российской Федерации средствами;
    • исполнять требования закона об обязательном участии адвоката в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда, а также оказывать юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
    • постоянно совершенствовать свои знания и повышать свою квалификацию;
    • соблюдать Кодекс профессиональной этики адвоката и исполнять решения органов адвокатской палаты субъекта Российской Федерации, Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации, принятые в пределах их компетенции;
    • ежемесячно отчислять за счет получаемого вознаграждения средства на общие нужды адвокатской палаты в порядке и в размерах, которые определяются конференцией адвокатов Адвокатской палаты, а также отчислять средства на содержание соответствующего адвокатского кабинета, соответствующей коллегии адвокатов или соответствующего адвокатского бюро в порядке и в размерах, которые установлены адвокатским образованием.

    За неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих профессиональных обязанностей адвокат несет ответственность, предусмотренную Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

    Вмешательство в адвокатскую деятельность, осуществляемую в соответствии с законодательством, либо препятствование этой деятельности каким бы то ни было образом запрещены.

    Адвоката нельзя привлечь к какой-либо ответственности (в том числе после приостановления или прекращения статуса адвоката) за выраженное им при осуществлении адвокатской деятельности мнение, если только вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена виновность адвоката в преступном действии (бездействии).
    Указанные ограничения не распространяются на гражданско-правовую ответственность адвоката перед доверителем в соответствии с Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

    Истребование от адвокатов, а также от работников адвокатских образований, адвокатских палат или Федеральной палаты адвокатов сведений, связанных с оказанием юридической помощи по конкретным делам, не допускается.

    Адвокат, члены его семьи и их имущество находятся под защитой государства. Органы внутренних дел обязаны принимать необходимые меры по обеспечению безопасности адвоката, членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества.

    Уголовное преследование адвоката осуществляется с соблюдением гарантий адвокату, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством.

    Адвокаты иностранных государств

    В статье представлены подходы различных государств к вопросу о допуске к национальной сфере адвокатской помощи адвокатов других государств. Вводится такое понятие, как «имплементация иностранных адвокатов».

    Ключевые слова: адвокат, иностранный адвокат, имплементация иностранных адвокатов.

    Иные статьи по теме

  • Анализируя поверенное законодательство иностранных государств можно выделить два основных подхода по поводу допуска иностранных адвокатов к адвокатской деятельности на территории зарубежного государства.

    Первый состоит в полной изоляции правовой системы государства от участия иностранных адвокатов. Например, законодательство Украины указывает, что адвокатской деятельностью может заниматься исключительно адвокат, который в свою очередь может быть только гражданином Украины.

    Второй подход, является наиболее распространенным и оговаривает допуск иностранных адвокатов к адвокатской практике определенными условиями и наличием определенных ограничений в их деятельности.

    Вопросы регулирования деятельности иностранных адвокатов законодательства государств, как правило, относят к своей компетенции. Например, согласно поверенному законодательству республики Армения иностранные адвокаты осуществляют адвокатскую деятельность в порядке, установленном национальным законодательством, если иное не предусмотрено международными договорами. Это стандартное условие присуще большинству законодательств и исходит из принципа примата международного права над национальным.

    Для того, чтобы иностранный адвокат мог заниматься на территории принимающего государства адвокатской деятельностью необходима его имплементация. Имплементация иностранного адвоката — это процедура по включению или отнесению иностранного адвоката в систему органов или индивидов оказывающих адвокатские услуги на территории государства. Национальные законодательства для имплементации иностранного адвоката, как правило, ставят определенные условия, только при наличии, которых иностранный адвокат может заниматься в этом государстве адвокатской практикой. Какие же это могут быть условия? Их можно условно разделить на две группы: общие и индивидуальные.

    К общим условиям относятся требования, условно относящиеся к государству гражданства иностранного адвоката. Этим условием, которым может обуславливаться имплементация иностранного адвоката, является условие подписания двухстороннего договора с государством гражданства иностранного адвоката. Так, иностранный адвокат может оказывать юридическую помощь, если со страной его гражданства подписан соответствующий договор. Например, согласно законодательству Кыргызской Республики адвокаты из иностранных государств могут оказывать юридическую помощь в любой форме гражданам и юридическим лицам «на основании межгосударственных соглашений Кыргызской Республики со страной адвоката».

    Следующим распространенным общим условием является условие взаимности. Так, в Республике Таджикистан признается право адвокатов иностранных государств на оказание юридической помощи на своей территории, но оно обусловливается возможностью своих адвокатов осуществлять аналогичную деятельность на территории соответствующего государства. Например, если Российская Федерация позволит адвокатам Таджикистана осуществлять адвокатскую деятельность на ее территории, то и российские адвокаты, соответственно, могут заниматься этой деятельностью на территории Таджикистана.

    К индивидуальным условиям относятся требования, предъявляемые к личным качествам и навыкам иностранного адвоката. Особенно четко проработаны индивидуальные условия допуска иностранных адвокатов в законодательстве США. Иностранный адвокат может заниматься поверенной деятельностью в США если:

    — достиг возраста 26 лет;

    — являлся в течение не ме-нее пяти лет, адвокатом в государстве своего гражданства;

    — обладает необходимыми моральными качествами и удовлетворяет общим требованиям пригодности для член-ства в ассоциация юристов штата, где он собирается осуществлять свою деятельность;

    — намерен иметь в США свой офис;

    — оплатил пошлину за выдачу лицензии.

    Рассматриваемая имплементация иностранных адвокатов происходит в определенной форме. Ее осуществляют или специально на то уполномоченные исполнительные органы государственной власти или суд. В США, например, именно суды выдают иностранцу лицензию на практику в качестве юридического консультан-та в конкретном штате.

    После завершения акта имплементации, иностранные адвокаты могут заниматься адвокатской практикой, но с некоторыми ограничениями. Основным ограничениями является запрет иностранного адвоката оказывать юридическую помощь, если эта деятельность будет связана с государственной тайной. Еще одним возможным ограничением является запрет некоторых государств открывать иностранным адвокатам на своей территории адвокатские конторы.

    Некоторые государства устанавливают в своем законодательстве такие ограничения, которые, по сути, блокируют участие иностранных адвокатов в оказании юридической помощи. Так, оказание правовой помощи адвокатами-иностранцами на территории Азербайджана ограничивается исключительно предоставлением консультаций и заключений по применению законов государства, уроженцем которого является иностранец, или международных правовых норм».

    Особо актуальным в свете изменения законодательства является вопрос об участии в адвокатской деятельности адвокатов иностранных государств на территории России. В науке вопрос о допуске иностранных адвокатов всегда был дискуссионным. Еще в период анализа проектов Закона «Об адвокатуре Российской Федерации», ряд цивилистов подвергали справедливой критике положения о запрете допуска к представительству иностранного юриста. К сожалению, действующее поверенное законодательство России фактически устраняет возможность участия иностранных адвокатов в оказании юридической помощи на ее территории.

    При рассмотрении вопроса об адвокатах иностранцах необходимо различать два понятия: «иностранные граждане, получившие статус адвоката» и «адвокаты иностранных государств». Первое понятие охватывает лиц, которые приняты в корпорацию российских адвокатов. Для этого они должны окончить российское высшее учебное заведение, обладать стажем работы на территории России и сдать квалификационный экзамен. Правовой статус этих лиц практически не отличается от статуса российского гражданина, входящего в корпорацию российских адвокатов.

    К понятию «адвокаты иностранных государств» относятся адвокаты, входящие в соответствующую корпорацию какого-либо иностранного государства и осуществляющие адвокатскую деятельность на территории России.

    Необходимо отметить, что нормы международного права разрешают государствам ограничивать допуск иностранных адвокатов к оказанию юридической помощи на их территории. Конгресс ООН принял «Основные принципы касающиеся роли юристов» (Гавана, 27 августа — 7 сентября 1990 года), закрепив в них положение согласно которому требование любого государства, о том, что адвокат должен являться гражданином соответствующей страны, не рассматривается как дискриминационное.

    Как же обстоит дело с допуском адвокатов иностранных государств по действующему российскому законодательству? Адвокаты иностранного государства могут оказывать юридическую помощь на территории Российской Федерации исключительно по вопросам права данного иностранного государства. Рассмотрим круг возможностей по оказанию юридических услуг, предоставленных иностранным адвокатам. Речь идет о так называемом Коллизионном праве — случаях, когда российские государственные органы в своей правоприменительной деятельности обязаны применять право иностранного государства.

    В основном это касается норм гражданского права, а так же примыкающих к нему норм семейного и авторского права. Согласно международному частному праву, к гражданско-правовым отношениям с участием иностранных граждан или иностранных юридических лиц, либо гражданско-правовым отношениям, осложненным иным иностранным элементом, в том числе и в случаях, когда объект гражданских прав находится за границей, может применяться право иностранного государства. В случае, когда российский суд при вынесении решения обязан применить правовую норму иностранного государства, например Франции, помощь французского адвоката была бы не только полезной, но и необходимой.

    Потребитель приобрел стиральную машину производства США. Вследствие недостатка товара произошло возгорание и уничтожение домовладения потребителя. В судебном заседании российского суда потребитель имеет право требовать применения к данным правоотношениям правовых норм законодательства США. Именно в этом случае для оказания ему юридической помощи может быть приглашен адвокат из США.

    Можно представить, насколько редки будут на практике подобные случаи.

    Еще менее вероятны случаи участия иностранного адвоката в уголовном процессе. Как известно, в России применение иностранных уголовно-правовых норм фактически исключено. Редким исключением можно считать процедуру экстрадиции.

    От правительства государства Австрия поступил запрос о выдаче лица, находящегося на территории Российской Федерации. При разбирательстве экстрадиционного дела в суде, лицо может воспользоваться услугами адвоката из Австрийской республики. Это будет целесообразно потому, что российскому суду так или иначе придется в своем разбирательстве затрагивать вопросы уголовного права Австрии.

    Кроме того, адвокатам иностранных государств запрещено оказывать юридическую помощь по вопросам, связанным с государственной тайной Российской Федерации.

    Закон требует, чтобы все иностранные адвокаты осуществляющие адвокатскую деятельность на территории Российской Федерации должны быть внесены в специальный реестр.

    Указанные ограничения по оказанию иностранными адвокатами юридической помощи в России приводят к тому, что квалифицированную юридическую помощь могут оказывать преимущественно лица, специализирующиеся на правовой системе России (т.е. российские адвокаты).

    Однако, налицо и ряд недостатков такого ограничения.

    Во-первых, ограничение конкуренции. Более широкое участие иностранных специалистов, особенно из стран с развитыми правовыми системами и богатой практикой по оказанию юридических услуг, пошло бы на пользу как клиентам, так и российским адвокатам. Такое мнение сложилось как у практиков, так и у лиц, занимающихся теоретическими разработками в данной сфере.

    Во-вторых, ряд авторов замечают, что сама возможность получить квалифицированную помощь западной адвокатской фирмы может оцениваться как косвенный стимул-поощрение осуществления иностранных инвестиций. Авторы справедливо отмечают, что «крупный иностранный инвестор привык к особым доверительным взаимоотношениям с западноевропейскими адвокатами или адвокатами Уолл-стрита, которые складывались десятилетиями в процессе его коммерческой деятельности и которые вырабатывают у него деловую уверенность. Эта «психология привычки», их ориентация на признанные в мире юридические фирмы должна тонко учитываться законодателем стран СНГ».

    В-третьих, как бы ни был независим российский адвокат от государства, в некоторых случаях, например в «громких» уголовных околополитических процессах, привлечение иностранного адвоката наряду с российским, сделало бы адвокатскую защиту более независимой и действенной.

    С целью некоторого смягчения жесткой позиции закона видится возможность заключения двухсторонних международных договоров, в которых на принципах взаимности расширялись бы возможности участия иностранных адвокатов в оказании юридической помощи. Заключая двухсторонние международные договоры, контролировался бы профессиональный уровень адвокатов допущенных на российский рынок адвокатских услуг (например, как нам представляется желательны договоры со странами Европы, США и т. п.). В связи с тем, что международные договоры Российской Федерации имеют большую юридическую силу чем законы, подобные двухсторонние договоры действовали бы преимущественно перед ограничения наложенными Законом РФ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре Российской Федерации».

    Существенным недостатком такого предложения является отсутствие практики заключения подобного рода двухсторонних международных соглашений. Ни один из подписанных Россией международных договоров правового характера, пока не содержат правил, регламентирующих участие иностранных адвокатов в оказании юридической помощи на ее территории.

    Адвокат иностранец

  • Мельниченко Р.Г. Квалификационный экзамен на получение статуса российского адвоката. // Право и образование. № 11. 2010. С. 26-39.[ВАК]
  • Мельниченко Р.Г. Имущественный ценз доступа к адвокатской профессии // Адвокат. № 3. 2009. С.15-17. [ВАК канд.] [форум]
  • Мельниченко Р.Г. О принципах формирования адвокатской корпорации в России // Адвокат. № 9. 2004. С. 18-20.[En]
  • Мельниченко Р.Г. Классификация юридических профессий в современной России // Юридический бизнес. №10-11. 2008. С. 66-70.
  • Мельниченко Р.Г. Шаг вперед, кувырок назад // Российский адвокат. № 3. 2008. С. 24-25.[En]
  • Мельниченко Р.Г. Необходима ли адвокатская монополия на рынке юридических услуг? // Закон. Апрель 2008. [ВАК докт.] [En]
  • Ведение реестра адвокатов иностранных государств, осуществляющих адвокатскую деятельность на территории Российской Федерации

    О государственной услуге

    Предназначена для регистрации иностранного адвоката в реестре адвокатов иностранных государств, осуществляющих адвокатскую деятельность на территории Российской Федерации и выдачи ему по результатам регистрации свидетельства, внесения в реестр сведений об изменении фамилии, имени и (или) отчества адвоката, аннулирования регистрации в реестре, выдачи повторного свидетельства в случае утраты или порчи свидетельства, предоставления информации, содержащейся в реестре (наименование государственной услуги в соответствии с пунктом 14 Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по ведению реестра адвокатов иностранных государств, осуществляющих адвокатскую деятельность на территории Российской Федерации, утвержденного приказом Минюста России от 31 июля 2012 г. № 151 – государственная услуга по ведению реестра адвокатов иностранных государств, осуществляющих адвокатскую деятельность на территории Российской Федерации).

    Кто может получить

    Государственную услугу по ведению реестра адвокатов иностранных государств, осуществляющих адвокатскую деятельность на территории Российской Федерации, результатом которой является регистрация в реестре; внесение в реестр сведений об изменении фамилии, имени и (или) отчества адвоката; аннулирование регистрации в реестре; выдача повторного свидетельства в случае утраты или порчи свидетельства – адвокаты иностранных государств, намеренные осуществлять (осуществляющие) адвокатскую деятельность на территории Российской Федерации по вопросам права иностранного государства, либо их представители на основании доверенности, оформленной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

    Государственную услугу по ведению реестра адвокатов иностранных государств, осуществляющих адвокатскую деятельность на территории Российской Федерации, результатом которой является предоставление информации, содержащейся в реестре – любое заинтересованное физическое и юридическое лицо, а также орган государственной власти или местного самоуправления либо их представители.

    В центральный аппарат Министерства юстиции Российской Федерации, по адресу: 117292, г. Москва, ул. Кржижановского, д. 7, корп. 1, тел.: (499) 129-49-55, (499) 129-53-30 (для регистрации в реестре; внесении в реестр сведений об изменении фамилии, имени и (или) отчества адвоката; аннулировании регистрации в реестре; выдаче повторного свидетельства в случае утраты или порчи свидетельства).

    Для получения выписки из реестра адвокатов иностранных государств предусмотрена возможность обращения лично или через законного представителя по адресу: 117292, г. Москва, ул. Кржижановского, д. 7, корп. 1; направления запроса с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг; направления запроса почтой по адресу: 119991, г. Москва, ул. Житная, д. 14 или направления запроса на официальном сайте Минюста России.

    Понедельник, вторник, 9.30 — 12.00, 13.30 — 17.00

    Пятница 9.30 — 12.00, 13.30 — 16.00

    Порядок получения государственной услуги

    Получение услуги возможно в электронном виде на Едином портале государственных и муниципальных услуг www.gosuslugi.ru (ознакомьтесь с инструкцией по порядку действий).

    Документы, необходимые для получения услуги (представляются заявителем лично, через законного представителя или направляются почтовым отправлением):

    Для регистрации в реестре:

    1) заявление о регистрации в реестре на русском языке в подлинном экземпляре.

    2) анкета на русском языке в подлинном экземпляре.

    3) копия документа, удостоверяющего личность заявителя, с нотариально заверенным переводом на русский язык;

    4) копия документа, подтверждающего статус адвоката иностранного государства;

    5) копия документа, подтверждающего легальность пребывания на территории Российской Федерации (в случае его непредставления заявителем Минюст России запрашивает его в Федеральной миграционной службе Российской Федерации с помощью единой системы межведомственного информационного взаимодействия);

    6) 2 фотографии заявителя размером 3 x 4 см в цветном или черно-белом варианте, без светлого угла, на матовой тонкой фотобумаге (бюст, анфас, без головного убора). Допускается представление фотографий в головных уборах, не скрывающих овал лица, гражданами, религиозные убеждения которых не позволяют показываться перед посторонними лицами без головных уборов.

    Для внесения в реестр сведений об изменении фамилии, имени и (или) отчества и выдачи нового свидетельства:

    1) заявление адвоката иностранного государства о внесении в реестр сведений об изменении фамилии, имени и (или) отчества на русском языке в подлинном экземпляре.

    2) копию документа, подтверждающего изменение фамилии, имени и (или) отчества заявителя, которая должна быть легализована, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, и переведена на русский язык (перевод должен быть нотариально заверен).

    Для выдачи повторного свидетельства о регистрации – заявление о выдаче повторного свидетельства о регистрации на русском языке в подлинном экземпляре.

    Для аннулирования регистрации адвоката иностранного государства в реестре:

    1) заявление об аннулировании регистрации в реестре в случае аннулирования по инициативе заявителя на русском языке в подлинном экземпляре.

    2) сообщение государственного органа об обстоятельствах, служащих основанием для аннулирования регистрации заявителя в реестре.

    Для получения информации, содержащейся в реестре, в Министерство юстиции Российской Федерации представляется запрос любого заинтересованного физического (юридического) лица, органа государственной власти или местного самоуправления. Запрос представляется на русском языке в подлинном экземпляре. Запрос о предоставлении информации, содержащейся в реестре, подписывается соответствующим физическим лицом или уполномоченным лицом юридического лица или органа власти.

    Консультации по вопросам, касающимся порядка представления заявителями документов, необходимых для предоставления государственной услуги, сроков предоставления государственной услуги, порядка обжалования решений, действий (бездействия) должностных лиц и принимаемых ими решений при предоставлении государственной услуги, предоставляются специалистами по телефону, электронной почте и на личном приеме.

    Услуга предоставляется бесплатно.

    Регистрация в реестре и оформление свидетельства о регистрации осуществляются в течение 3 месяцев со дня поступления в Министерство юстиции Российской Федерации необходимых для предоставления услуги документов.

    Повторное свидетельство о регистрации, а также информация, содержащаяся в реестре, представляются не позднее 10 рабочих дней со дня поступления в Министерство юстиции Российской Федерации соответствующего заявления. Аннулирование регистрации в реестре осуществляется не позднее 10 рабочих дней со дня поступления в Министерство юстиции Российской Федерации заявления.

    Результаты оказания государственной услуги

    Результатами предоставления государственной услуги являются:

    — регистрация в реестре, направление уведомления о регистрации в реестре и выдача заявителю свидетельства о регистрации;

    — отказ в регистрации в реестре и направление уведомления об отказе в регистрации в реестре;

    — внесение в реестр сведений об изменении фамилии, имени и (или) отчества заявителя, направление уведомления о внесении в реестр сведений об изменении фамилии, имени и (или) отчества и выдача заявителю нового свидетельства о регистрации;

    — выдача повторного свидетельства о регистрации и направление уведомления заявителю о необходимости получения повторного свидетельства о регистрации;

    — аннулирование регистрации в реестре и направление уведомления об аннулировании регистрации в реестре и необходимости возврата свидетельства о регистрации в Министерство юстиции Российской Федерации;

    — предоставление информации, содержащейся в реестре.

    Основания для отказа

    1) Заявителем представлены не все документы, необходимые для предоставления услуги;

    2) Представленные документы не соответствуют требованиям, необходимым для предоставления услуги;

    При устранении причин, указанных в пунктах 1 – 2, заявителю направляется уведомление о необходимости представления документов, соответствующих перечню и требованиям, установленным Административным регламентом. В случае регистрации в реестре заявитель вправе представить документы повторно.

    3) Основанием для направления уведомления об отказе в регистрации является поступление в Министерство юстиции Российской Федерации из государственных органов в ответ на запросы о проверке достоверности представленных заявителем документов информации о представлении заявителем недостоверных документов и (или) сведений.

    Сведения о нормативных правовых актах, регулирующих предоставление государственной услуги, содержатся в Административном регламенте.

    Иностранные адвокаты в российском гражданском процессе

    Страницы в журнале: 103-106

    И.В. ВОРОНЦОВА,

    кандидат юридических наук, доцент, докторант кафедры гражданского процесса Саратовской государственной академии права

    Рассматриваются проблемы оказания юридической помощи иностранными адвокатами по гражданским делам в судах общей юрисдикции; анализируются нормы Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» на предмет наличия в них ограничений на право представления иностранными адвокатами интересов своих клиентов.

    Ключевые слова: представитель, иностранный адвокат, иностранные граждане, реестр иностранных адвокатов.

    Foreign lawyers in the Russian civil procedure

    The article is devoted to the problems of foreign lawyers’ legal aid in the civil procedure in common law courts. The article examines the rules of the law “About lawyers’ activity and the Bar in the Russian Federation” if there are any restrictions of foreign lawyers’ right to represent their clients’ interests.

    Keywords: representative, foreign lawyer, foreign citizens, a register of foreign lawyers.

    Судебное представительство есть не что иное, как предусмотренный правовыми нормами способ (механизм) реализации участником судебного разбирательства своих процессуальных прав и обязанностей в случаях отсутствия у него гражданской процессуальной дееспособности или иной невозможности осуществлять собственными действиями процессуальные права и обязанности стороны или третьего лица[1].

    В действующем законодательстве предусмотрены некоторые ограничения в институте представительства, и касаются они иностранных граждан. Иностранные граждане в Российской Федерации могут поручить представлять свои интересы Иностранной юридической коллегии (Инюрколлегии), которая осуществляет представительство по делам с участием иностранцев, или иной юридической фирме, обладающей соответствующей лицензией. Следует согласиться, что наиболее квалифицированную помощь иностранец может получить через адвоката, хотя, анализируя законодательство, можно прийти к выводу, что интересы иностранного гражданина может представлять также любой дееспособный иностранный гражданин.

    Следует отметить, что деятельность адвоката иностранного государства в России закреплена законодательно. В статье 2 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее — Закон) сказано, что адвокаты иностранных государств, осуществляющие адвокатскую деятельность на территории Российской Федерации, регистрируются федеральным органом исполнительной власти в области юстиции в специальном реестре, порядок ведения которого определяется Правительством РФ. Без регистрации в указанном реестре осуществление такой деятельности на территории нашей страны запрещается.

    Во исполнение требований указанной статьи было принято постановление Правительства РФ от 19.09.2003 № 584 «Об утверждении Положения о ведении реестра адвокатов иностранных государств, осуществляющих адвокатскую деятельность на территории Российской Федерации», в котором содержится порядок ведения реестра адвокатов иностранных государств, осуществляющих адвокатскую деятельность на территории России.

    Кроме того, согласно п. 5 ст. 2 Закона адвокаты иностранного государства могут оказывать юридическую помощь на территории Российской Федерации по вопросам права данного иностранного государства; а в соответствии с ч. 2 п. 5 ст. 2 Закона адвокаты иностранных государств не допускаются к оказанию юридической помощи на территории Российской Федерации по вопросам, связанным с государственной тайной Российской Федерации.

    По мнению Н.А. Васильчиковой, в делах с участием иностранных граждан в качестве представителей должны выступать только адвокаты. Участие иностранных граждан в процессе имеет свои особенности, и только адвокаты могут оказать квалифицированную юридическую помощь[2]. В связи с этим, как отмечает Н.А. Васильчикова, в делах с участием иностранных лиц в качестве представителей должны выступать только адвокаты, что должно найти отражение в ГПК РФ путем дополнения ст. 49 частью второй следующего содержания: «Представителями в суде иностранных лиц могут быть только адвокаты»[3].

    Следует заметить, что автор не детализирует, о каких адвокатах идет речь: о тех, которые получили статус адвоката в Российской Федерации, или о тех, которые получили этот статус в другом государстве? Логично было бы предположить, что речь следует вести об адвокатах вообще. Однако это не совсем так.

    Часть 2 п. 5 ст. 2 Закона закрепляет правило о том, что адвокаты иностранного государства могут оказывать юридическую помощь на территории Российской Федерации по вопросам права данного иностранного государства. Толковать данное нормативное положение можно по-разному:

    1) иностранный адвокат после регистрации в реестре иностранных адвокатов помимо оказания любой юридической помощи, в том числе представления интересов своих клиентов в судах Российской Федерации, может оказывать помощь на территории Российской Федерации по вопросам права данного иностранного государства;

    2) иностранный адвокат после регистрации в реестре иностранных адвокатов может только оказывать помощь на территории Российской Федерации по вопросам права данного иностранного государства.

    Из содержания ст. 49 ГПК РФ, согласно которой представителями в российском суде могут быть любые дееспособные лица, имеющие надлежащим образом оформленные полномочия на ведение дела, за исключением лиц, указанных в законе, а не только адвокат, можно сделать вывод о том, что и иностранные адвокаты, и иные оказывающую юридическую помощь лица могут быть представителями в судах общей юрисдикции. Каких-либо ограничений на сей счет федеральное законодательство не содержит. Однако по прошествии двух лет с момента принятия Закона Совет Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации принял решение от 22.04.2004 (протокол № 5) «О приобретении статуса адвоката иностранными гражданами и адвокатами иностранных государств на территории Российской Федерации» (далее — решение ФПА), в котором разъяснил, что возможность приобретения статуса адвоката Российской Федерации в соответствии с п. 6 ст. 9 Закона предоставлена иностранным гражданам и лицам без гражданства в порядке, установленном данным Законом.

    Таким образом, адвокат иностранного государства может вести адвокатскую деятельность по вопросам права только того государства, гражданином которого он является (с обязательной регистрацией в специальном реестре). Приобретение статуса адвоката Российской Федерации лицом, являющимся одновременно адвокатом иностранного государства, действующим законодательством не предусмотрено.

    Иностранные граждане и лица без гражданства вправе приобрести статус адвоката в установленном порядке, если при этом они не являются адвокатами других государств[4].

    Следует согласиться с А.А. Кольцовым, который отмечает не совсем логичную ситуацию, когда адвокат иностранного государства вправе выступать в арбитражном суде в качестве представителя только по делу, касающемуся вопросов права данного государства при наличии регистрации в специальном реестре, а иное иностранное оказывающее юридическую помощь лицо — по всем делам, не обязательно затрагивающим вопросы применения иностранного права[5]. Указанный автор считает, что у иностранных адвокатов тем не менее есть выход — получение статуса адвоката в Российской Федерации после сдачи соответствующего квалификационного экзамена в соответствии со статьями 9—12 Закона. Однако разделить его предложение, сформулированное им еще до принятия указанного решения ФПА, уже нельзя.

    Следует также поддержать мнение А.И. Муранова, который отмечает, что данное решение парадоксально: «по мысли совета, оказывается так, что тот, кто адвокатом никогда не был, более достоин стать российским адвокатом, нежели тот, кто с практической точки зрения в юриспруденции, как правило, более сведущ»[6].

    В законопроекте «Об оказании квалифицированной юридической помощи в Российской Федерации» также регулируется порядок оказания юридических услуг иностранными гражданами и лицами без гражданства, которые не имеют приобретенного на территории Российской Федерации статуса адвоката, нотариуса или патентного поверенного. Предполагается, что такие лица будут допускаться к оказанию квалифицированной юридической помощи на территории России только в случаях, предусмотренных международными договорами и федеральными законами, и только по вопросам международного права и права тех государств, на территории которых они в установленном порядке признаны субъектами юридической помощи[7].

    Однако не совсем понятно, чем вызвано желание компетентных органов ограничить участие иностранных адвокатов по делам своих клиентов в судах Российской Федерации. По мнению А.И. Муранова, очевидно, что данное решение является скорее политическим, нежели юридическим. Указание в решении ФПА на невозможность приобретения статуса российского адвоката иностранцами могло быть продиктовано желанием не допустить их через получение такого статуса к оказанию юридической помощи на территории России по вопросам, связанным с государственной тайной (недаром в решении ФПА есть упоминание о такой тайне). Но, как представляется, в большей степени данное решение обусловлено неправильно истолкованными отдельными корпоративными интересами, и в свете этого оно вполне объяснимо, хотя, если разобраться в вопросе о мнимой угрозе интервенции иностранных адвокатов, оно все равно ошибочно с точки зрения и политики, и указанных интересов[8].

    Не касаясь деталей перечисленных и других причин, отметим, что мотивы таких ограничений остаются непонятными и потому, что действия государства направлены на расширение зоны экономического пространства, на взаимодействие с другими государствами в различных сферах общественной жизни, в связи с чем заключаются договоры, создаются рекомендации. В качестве примеров можно привести Рекомендации по осуществлению адвокатами и адвокатскими образованиями Российской Федерации международной адвокатской деятельности в странах—членах Европейского союза от 2 марта 2006 г.; Методические рекомендации об организации работы по исполнению международных обязательств Российской Федерации в сфере правовой помощи от 31 июля 2008 г.

    Любопытен также и тот факт, что законодатель, ограничивая право иностранных адвокатов в осуществлении деятельности, одновременно в п. 8 ст. 2 Закона предусмотрел право адвоката представлять интересы доверителя в органах государственной власти, судах и правоохранительных органах иностранных государств, международных судебных органах, негосударственных органах иностранных государств, если иное не установлено законодательством иностранных государств, уставными документами международных судебных органов и иных международных организаций или международными договорами Российской Федерации. Таким образом, считаем уместным предложение о том, что подобные вопросы следует оговаривать в международных договорах об оказании юридической помощи; а пока этого не предвидится, следует внести в главу 43 «Общие положения» раздела V «Производство по делам с участием иностранных лиц» ГПК РФ статью «Представительство иностранных граждан», в которой отразить исключения из ст. 49 ГПК РФ.

    Следует отметить, что это согласуется с международными требованиями. Положения международного права не запрещают государствам на своей территории устанавливать ограничения по допуску иностранных адвокатов к оказанию юридической помощи. VIII Конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями принял Основные принципы, касающиеся роли юристов (Гавана, 27 августа — 7 сентября 1990 г.), закрепив в них положение, согласно которому правительства, профессиональные ассоциации юристов и учебные заведения обеспечивают отсутствие дискриминации в ущерб какому-либо лицу в отношении начала или продолжения профессиональной юридической практики по признаку расы, цвета кожи, пола, этнического происхождения, религии, политических или иных взглядов, национального или социального происхождения, имущественного, сословного, экономического или иного положения, за исключением того, что требование, согласно которому адвокат должен являться гражданином соответствующей страны, не рассматривается как дискриминационное.

    1 См.: Осокина Г.Л. Гражданский процесс. Общая часть. — М., 2003. С. 257.

    2 См.: Васильчикова Н.А. Право иностранных граждан в гражданском судопроизводстве: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. — СПб., 1997. С. 12.

    3 См.: Она же. Производство по делам с участием иностранных лиц в российских судах: теория и практика: Дис. … д-ра юрид. наук. — СПб., 2003. С. 108.

    4 См.: Вестн. Федеральной палаты адвокатов РФ. 2004. № 2(5). С. 6—7.

    5 См.: Кольцов А.А. Участие иностранных лиц в российском арбитражном процессе: Дис. … канд. юрид. наук. — Саратов, 2004. С. 113.

    6 Муранов А.И. Российское регулирование отношений с иностранными элементами: некоторые аспекты правового статуса и деятельности иностранных адвокатов. — М., 2006. С 26.

    7 См.: Позднеева Т. Скоро все станем адвокатами? // Новое законодательство. 2009. № 1. С. 20.

Закрыть меню