Аудит практическое пособие

ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА ModernLib.Net

Наталия Шредер — Аудит. Практическое пособие

Популярные авторы

Популярные книги

Аудит. Практическое пособие

  • Читать ознакомительный отрывок полностью (40 Кб)
  • Страницы:
    1, 2

Шредер Наталия Геннадиевна

Аудит. Практическое пособие для бухгалтера

Издание подготовлено при содействии агентства деловой литературы «Ай Пи Эр Медиа» www.iprmedia.ru

Автор: Шредер Наталия Геннадиевна – бухгалтер, практикующий экономист, специализирующийся на вопросах финансовой отчетности, аудита, управления, экономического анализа. Имеет ряд публикаций по бухгалтерскому учету, среди которых «Бухгалтерский учет в оптовой и розничной торговле», «Экономический анализ деятельности предприятия» и другие.

Глава 1. Организация аудиторской деятельности в РФ

1.1. Понятие, цели, задачи и роль аудита

Аудит имеет давнюю историю. Первые аудиторы появились в середине XIX в. в Европе. В настоящее время этот термин получил большое распространение.

Под аудитом бухгалтерской отчетности понимается независимая проверка, осуществляемая аудиторской организацией и имеющая своим результатом выражение мнения аудиторской организации о степени достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

На макроэкономическом уровне аудит является элементом рыночной инфраструктуры, необходимость функционирования которого определяется следующими обстоятельствами:

1) бухгалтерская отчетность используется для принятия решений ее заинтересованными пользователями, в том числе руководством, участниками и собственниками имущества экономического субъекта, реальными и потенциальными инвесторами, работниками и заказчиками, органами власти и общественностью в целом;

2) бухгалтерская отчетность может быть подвержена искажениям в силу ряда факторов;

3) степень достоверности бухгалтерской отчетности не может быть самостоятельно оценена большинством заинтересованных пользователей из-за затрудненности доступа к учетной и прочей информации;

4) операции организации часто бывают многочисленными и сложными, информацию о них пользователи не могут оценить и интерпретировать самостоятельно, поэтому нуждаются в услугах специалистов (аудиторов, профессиональных бухгалтеров).

Аудит как вид деятельности заключается в сборе и оценке фактов, касающихся функционирования и положения экономического субъекта или информации о таком положении и функционировании, и осуществляется компетентным независимым лицом, которое, учитывая определенные критерии, выносит заключение.

Цель аудиторской проверки – выражение мнения аудиторской организации о достоверности отчетности экономического субъекта.

Цель аудита определяется законодательством, системой нормативного регулирования аудиторской деятельности, договорными обязательствами аудитора и клиента.

Аудитом предприятий занимается аудитор, в качестве которого могут выступать частное лицо или фирма, проводящие аудит предприятия, и партнеры такого частного лица или такой фирмы. Аудиторы – это высококвалифицированные специалисты в области учета, контроля и анализа, которые проверяют и анализируют производственно-финансовую деятельность различных производственно-экономических систем на договорной основе, составляют заключение о конечных результатах функционирования исследуемых систем за определенный период времени.

Понятие «аудит» отличается от понятия «аудиторская деятельность». Отличие заключается в том, что аудиторская деятельность предусматривает также различные аудиторские услуги. Аудит и аудиторская деятельность различаются и по результатам. Результатом аудита могут быть выводы о состоянии финансовой отчетности, достоверности бухгалтерского учета, законности и целесообразности хозяйственных операций, результатом же аудиторских услуг – возможное состояние объектов в будущем, т. е. прогнозные экономические показатели, качественные характеристики организационной структуры управления, системы учета и контроля.

В ходе аудита бухгалтерской отчетности должны быть получены достаточные и уместные аудиторские доказательства, которые позволят аудиторской организации с определенной уверенностью сделать выводы относительно:

1) соответствия бухгалтерской отчетности экономического субъекта тем сведениям, которыми располагает аудиторская организация о деятельности экономического субъекта;

2) соответствия бухгалтерского учета экономического субъекта документам и требованиям нормативных актов, регулирующих порядок ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности в РФ.

Мнение аудиторской организации о достоверности бухгалтерской отчетности может способствовать большому доверию к этой отчетности со стороны пользователей, заинтересованных в информации об экономическом субъекте.

Но аудиторское заключение не является гарантией аудиторской организации в том, что не существуют какие-либо иные (помимо изложенных в аудиторском заключении) обстоятельства, которые влияют или способны повлиять на бухгалтерскую отчетность экономического субъекта.

Основная цель аудита может дополняться задачами выявления резервов лучшего использования финансовых ресурсов, анализом правильности исчисления налогов, разработкой мероприятий по улучшению финансового положения предприятия, оптимизации затрат и результатов деятельности, доходов и расходов.

Для достижения основной цели и представления заключения аудитор должен:

1) определить, соответствует ли отчетность в целом всем требованиям, предъявленным к ней, и не содержит ли противоречивой информации;

2) установить, все ли суммы, которые должны быть включены в отчетность, действительно входят туда, все ли активы и пассивы принадлежат организации;

3) проверить правильность оценки всех статей;

4) определить, отнесены ли операции, проводимые незадолго до или непосредственно после даты составления баланса, к тому периоду, в котором были произведены;

5) установить соответствие сумм отдельных операций данным, приведенным в книгах и журналах аналитического учета, правильность суммирования, соответствие итоговых сумм данным, приведенным в Главной книге;

6) проверить, все ли статьи занесены в финансовую отчетность и правильно описаны в самих отчетах и приложениях к ним.

Для реализации этих целей аудитор может использовать различные способы накопления необходимой информации.

Аудиторы (аудиторские фирмы) в процессе проверки деятельности решают ряд задач, связанных с оказанием аудиторских услуг. Они осуществляют:

1) проверку ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, законности хозяйственных операций;

2) помощь в налоговом планировании и расчете налогов;

3) консультирование по отдельным вопросам ведения учета и составления отчетности;

4) экспертные оценки и анализ результатов хозяйственной деятельности;

5) помощь в организации бухгалтерского учета;

6) помощь в восстановлении и ведении учета, составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности;

7) консультирование по широкому кругу финансовых и правовых вопросов, маркетингу, менеджменту, технологическое и экологическое консультирование и др.;

8) информационное обслуживание клиентов;

9) разработку учредительных документов и др.;

10) предоставление информации о будущих партнерах;

11) другие услуги.

Деятельность аудиторских организаций основывается на определенных принципах.

1. Независимость. Она заключается в обязательности отсутствия у аудитора при формировании мнения какой-либо заинтересованности в делах проверяемого экономического субъекта, зависимости от третьих лиц.

2. Объективность. Заключается в обязательности применения аудитором непредвзятого, самостоятельного подхода к рассмотрению профессиональных вопросов, формированию суждений, выводов.

3. Добросовестность. Заключается в обязательности оказания аудитором профессиональных услуг с тщательностью, внимательностью, оперативностью.

4. Честность. Заключается в следовании аудитором нормам морали.

5. Профессиональная компетентность. Заключается в том, что аудитор обязан владеть определенным набором знаний, навыков, которые позволят ему оказать квалифицированные, качественные услуги.

6. Профессиональное поведение. Состоит в поддержании высокой репутации профессии.

7. Конфиденциальность. Состоит в том, что аудиторы и аудиторские организации обязаны обеспечить сохранность всей документации, полученной и составленной в ходе аудита. Этот принцип является обязательным независимо от продолжения или прекращения отношений с клиентом и без ограничения по времени.

Основные виды аудита:

1) внутренний аудит;

2) внешний аудит.

Внутренний аудит – неотъемлемая часть общей системы управленческого контроля. Задачи внутреннего аудита – решение отдельных функциональных проблем управления, разработка и проверка информационных систем предприятия. Он может быть независимым, т. е. непосредственно подчиняться не исполнительному органу предприятия, а внешним учредителям.

Функции внутреннего аудита на предприятиях могут выполнять специальные службы или отдельные аудиторы, состоящие в штате экономического субъекта, ревизионные комиссии. Работа внутреннего аудита имеет информационное и консультационное значение; она содействует оптимизации деятельности экономического субъекта и выполнению обязанностей его руководства.

Функции внутреннего аудита:

1) проверка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, их мониторинг и разработка рекомендаций по улучшению этих систем;

2) проверка бухгалтерской и оперативной информации, включая экспертизу средств и способов, используемых для идентификации, оценки, классификации такой информации и составления на ее основе отчетности;

3) проверка наличия, состояния и обеспечения сохранности имущества экономического субъекта;

4) работа над специальными проектами и контроль над отдельными элементами структуры внутреннего контроля;

5) оценка используемого экономическим субъектом программного обеспечения;

6) проверка соблюдения законов и других нормативных актов, а также требований учетной политики, инструкций, решений и указаний руководства;

7) проверка деятельности различных звеньев управления;

8) оценка эффективности механизма внутреннего контроля, изучение и оценка проверок в филиалах, структурных подразделениях экономического субъекта;

9) разработка и представление предложений по устранению выявленных недостатков и рекомендаций по повышению эффективности управления.

Внутренний аудит – это независимая деятельность в организации по проверке и оценке ее работы в ее интересах. Цель внутреннего аудита – помощь членам организации эффективно выполнять свои функции. Внутренние аудиторы предоставляют своей организации (предприятию) данные анализа и оценки, рекомендации и другую необходимую информацию.

Внутренними аудиторами являются сотрудники, состоящие в штате предприятия.

Функции внутреннего аудитора:

1) оценка экономичности и эффективности операций компании;

2) проверка уровня достижений программных целей;

3) проверка систем контроля, направленная на выработку политики компании в рамках законодательства;

4) подтверждение достоверности информации, используемой руководством при принятии решений.

Внешний аудит регламентируется юридически и позволяет внешним группам наблюдать и контролировать деятельность организации и ее руководства.

Оценка работы службы внутреннего аудита основываясь на следующих вопросах:

– выполняется ли работа лицами, которые имеют соответствующее образование и опыт работы в качестве внутренних аудиторов;

– надлежащим ли образом контролируется и документально оформляется работа ассистентов внутреннего аудитора;

– получены ли необходимые аудиторские доказательства, которые помогут сделать правильные выводы;

– соответствуют ли подготовленные отчеты (заключения) результатам выполненной работы;

– соответствующим ли образом раскрыта информация о любых исключениях или необычных фактах, выявленных при внутреннем аудите;

Основной обязанностью внешних аудиторов является оценка регулярной финансовой отчетности предприятий. В ходе аудиторской проверки финансовой отчетности внешний аудитор вникает в систему внутреннего контроля. По результатам своей проверки контрольных систем внешние аудиторы выдают для руководства отчеты, в которых указывают слабые стороны системы. В последнее время внешние аудиторы не ограничиваются проверкой финансовой отчетности, а дополнительно дают качественную оценку деятельности организаций, экономичности, эффективности и результативности их работы.

Исполнителями внешних аудиторских услуг являются аудиторские фирмы. Помимо аудита, они оказывают клиентам широкий спектр услуг в области налогообложения, консультаций по вопросам управления и работы информационных систем, по прекращению платежей.

В настоящее время также выделяют управленческий, или производственный, аудит. Их задачами являются проверка и совершенствование организации и управления предприятием, качественных сторон производственной деятельности, оценка эффективности производства и финансовых вложений, производительности, рациональности использования средств, их экономии.

Управленческий аудит, выполняемый независимыми аудиторами, является одним из видов консультационных услуг.

Аудит хозяйственной деятельности в анализе хозяйственной деятельности организации. Проведение аудита хозяйственной деятельности может осуществляться как по заказу руководства, так и по требованию третьей стороны, в том числе и государственных органов.

Аудит на соответствие требованиям заключается в анализе определенной финансовой или хозяйственной деятельности субъекта в целях установления ее соответствия предписанным условиям, правилам или законам. Если такие условия установлены администрацией, то этот вид аудита осуществляется сотрудниками предприятия, которые выполняют функцию внутреннего аудита. Если условия устанавливаются кредиторами, то они часто связаны с финансовыми отчетами компании.

Аудит на соответствие требованиям, установленным государственными актами, проводится ревизорами, работающими в государственном органе. Результаты аудита докладываются соответствующему государственному органу.

Аудит финансовой отчетности и специальный аудит заключаются в проверке отчетности субъекта с целью заключения о правильности ее составления в соответствии с установленными критериями. Этот вид аудита проводится сторонними аудиторами, нанятыми компанией, отчеты которой проверяются. Результаты аудита финансовой отчетности публикуются и рассылаются широкому кругу пользователей. Специальный аудит направлен на проверку конкретных вопросов деятельности хозяйствующего субъекта, соблюдения определенных процедур, норм и правил. Обязательный аудит регламентируется государством. В Российской Федерации Правительством РФ утверждены основные критерии деятельности экономических субъектов, по которым их бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке. Инициативный (добровольный) аудит проводится по решению экономического субъекта на основе договора с аудитором (аудиторской фирмой). Характер и масштабы такой проверки определяет клиент.

Первоначальный аудит проводится аудитором первый раз для данного проверяемого субъекта, что увеличивает риск и трудоемкость проверки, поскольку аудитор располагает небольшой информацией об особенностях деятельности клиента, уровне внутреннего контроля и др. Согласованный аудит – это аудит, проводимый повторно. Часто аудиторская фирма оказывает и консультационные услуги проверяемому предприятию. Это позволяет снизить риск аудита и повысить его надежность, не увеличивая объем аудиторской выборки.

Очень распространена классификация аудита по видам проверяемых субъектов:

1) общий аудит – аудит предприятий, организаций независимо от организационно-правовой формы;

3) аудит страховых организаций;

4) аудит внебюджетных фондов;

5) аудит инвестиционных фондов и др.

Если рассматривать классификацию аудита исходя из истории его развития, то можно выделить:

1) подтверждающий аудит – проверка и подтверждение достоверности бухгалтерских документов;

2) системно ориентированный аудит – анализ системы внутреннего контроля предприятия;

3) аудит, основанный на риске, – проверка тех областей, где аудиторский риск выше, сокращение времени проверки участков с низкими рисками.

1.3. Права и обязанности аудиторских организаций

Права и обязанности аудиторских организаций определены Федеральным законом от 7 августа 2001 г. №-119-ФЗ «Об аудиторской деятельности», российским стандартом аудиторской деятельности «Права и обязанности аудиторских организаций и проверяемых экономических субъектов».

Аудиторы и аудиторские организации при проведении проверок обязаны:

1) осуществлять аудиторскую проверку в соответствии с действующим законодательством РФ;

2) предоставлять по требованию аудируемого лица необходимую информацию о требованиях законодательства РФ, которая касается проведения аудиторской проверки, о нормативных актах РФ, на которых основываются замечания и выводы аудиторской организации или индивидуального аудитора;

3) обеспечивать сохранность получаемых и составляемых в ходе проверки документов;

4) запрашивать согласие клиента на разглашение информации, полученной от аудируемого лица, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ;

4) предоставить аудируемому лицу аудиторское заключение в срок, установленный договором оказания аудиторских услуг;

5) исполнять все обязанности, отмеченные в договоре на оказание аудиторских услуг, не противоречащие законодательству РФ;

6) если экономический субъект отказывается выполнять требования по исправлению выявленных нарушений, отразить этот факт в аудиторском заключении по результатам проверки;

8) руководствоваться принципами аудита и профессиональными этическими нормами.

При осуществлении аудиторской проверки аудитор имеет право:

1) проверять документацию, связанную с деятельностью аудируемого лица, фактическое наличие имущества, учтенного в документации;

2) самостоятельно определять формы и методы проведения аудита;

3) отказаться от проведения аудиторской проверки в случае непредставления аудируемым лицом документации в необходимом объеме, выявления обстоятельств, которые могут оказать существенное влияние на мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о степени достоверности отчетности аудируемого лица;

4) получать у должностных лиц аудируемого лица пояснения (устно или письменно) по всем возникшим в процессе проверки вопросам;

5) осуществлять все права, указанные в договоре на оказание аудиторских услуг, если они не противоречат законодательству РФ;

6) привлекать для работы на договорной основе специалистов, за исключением лиц, работающих на проверяемом предприятии;

7) проводить при необходимости сплошную или выборочную инвентаризацию имущества;

8) до подписания договора на оказание аудиторских услуг знакомиться с бухгалтерской документацией и получать разъяснения от должностных лиц по возникающим вопросам;

9) запрашивать у экономического субъекта аудиторские заключения, полученные ранее;

10) не предоставлять рабочую документацию аудита проверяемому экономическому субъекту;

11) требовать от проверяемых экономических субъектов устранения выявленных нарушений в бухгалтерском учете и отчетности.

Права аудиторов не сводятся только к проверке достоверности отчетности. Они могут выполнять такие виды аудиторских услуг, как анализ хозяйственной деятельности, консультации в области хозяйственного права и бухгалтерского учета, услуги по оценке имущества, проведению экспертизы компьютерных программ бухгалтерского учета и т. д.

Обязанности аудиторов состоят не только в том, чтобы выполнять работы по заказу клиента или работодателя. Стандарт данной профессии определяется потребностями общества. Оставаться в привилегированном положении аудиторы смогут, если будут оказывать услуги на уровне, который показывает, что доверие полностью обосновано.

Аудитор должен отвечать за квалифицированное выполнение своих обязанностей, которые определены законодательством РФ и договором на оказание аудиторских услуг. За ущерб, причиненный предприятию некачественным проведением проверки, аудитор несет ответственность, предусмотренную договором, с учетом ограничения ответственности, установленного законодательством. Ответственность аудиторы, как правило, страхуют за счет средств аудиторской фирмы, индивидуальные аудиторы – за свой счет. Вопрос ответственности частично решен с помощью принятия аудиторских стандартов, соблюдение которых обязательно для всех аудиторских организаций. Ответственность аудиторов обычно носит имущественный характер.

Пример 1

Аудитор не обеспечил сохранность документов, составляемых в ходе проверки. Утраченной информацией воспользовались конкуренты клиента, в результате чего он понес убыток – упущенную выгоду. Клиент предъявил иск аудитору о возмещении причиненных убытков. В ходе судебного разбирательства клиент должен доказать размер понесенного убытка и связь его с фактом утраты документов. Аудитор в данном случае может избежать ответственности, если докажет суду отсутствие своей вины, например аудитор хранил документы надлежащим образом, но документы были у него украдены, и он немедленно принял все необходимые меры: заявил в милицию, оповестил клиента и т.д.

Аудитору запрещено прибегать к судебному разбирательству в случае одностороннего расторжения с ним аудиторской фирмой трудового договора или самому в ходе проверки разрывать трудовой договор с фирмой, отказываться от занятий по повышению квалификации.

Аудитор не должен привлекать клиентов путем обмана, введения в заблуждение. В своей работе он должен руководствоваться не материальными интересами, а деловыми соображениями.

Этика профессионального поведения аудиторов определяет нравственные и моральные ценности, которые утверждены и защищаются от возможных нарушений среди аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.

Защищая интересы клиента в налоговых, судебных органах власти, во взаимоотношениях с юридическими и физическими лицами, аудитор обязан проверить законность возникновения защищаемых интересов. Если аудитор узнает, что защищаемые интересы возникли в нарушение закона, он обязан отказаться от их защиты.

Отношения между аудиторами должны основываться на принципе доброжелательности. Недопустимы необоснованная критика или иные действия, которые причиняют вред коллегам по профессии. Если аудитора пригласили в организацию не по результатам конкурса, то он должен запросить прежнего аудитора и убедиться, что не существует каких-либо причин для отказа. Специалисты, приглашенные для дополнительного оказания услуг, должны воздерживаться от обсуждения с клиентом деловых и иных качеств основного аудитора. Также необходимо обращать внимание на отношения между сотрудниками одной аудиторской фирмы. Аудиторы должны проявлять лояльность по отношению к фирме, способствовать укреплению ее авторитета. Взаимоотношения сотрудников аудиторской фирмы основываются на взаимной ответственности за выполнение профессиональных обязанностей, преданности, постоянном совершенствовании организации аудиторских услуг, их профессионального содержания. Руководители аудиторской фирмы не должны обсуждать с третьими лицами профессиональные и личные качества своих сотрудников, в том числе и бывших, за исключением случаев, когда эти сотрудники нанесли какой-либо ущерб организации.

Аудитор не должен наряду с аудиторской деятельностью заниматься како-то иной деятельностью, влияющей на его независимость, репутацию профессии.

Аудитор обязан отказаться от проведения проверки, если он является учредителем проверяемой организации, ее руководителем, бухгалтером, работником, отвечающим за организацию или ведение бухгалтерского учета. Аудитор не должен иметь никаких родственных связей с руководством, бухгалтерами и иными лицами проверяемой организации. Также важно, чтобы аудиторская организация или индивидуальный аудитор не оказывали в течение трех лет, предшествующих проверке, каких-либо услуг по восстановлению, ведению бухгалтерского учета, составлению финансовой отчетности. Аудиторы обязаны установить и соблюдать правила контроля внутреннего качества проводимых ими аудиторских проверок. Они устанавливаются стандартами аудиторской деятельности.

Пример 2

Аудитор предоставил ООО «Свет» безоговорочно положительное заключение, в котором подтвердил достоверность бухгалтерской отчетности во всех существенных отношениях. После этого учет и отчетность данной организации были проверены налоговой инспекцией, которая начислила штраф за неуплату налога. ООО «Свет» посчитало, что убыток (уплаченный штраф) обусловлен действием аудитора, который не обнаружил существенную ошибку в отчетности, неуплату налога, и обратилось с иском в арбитражный суд. В исковом заявлении и в суде ООО «Свет» заявило, что понесенный им убыток обусловлен действием аудитора, который не обнаружил в отчетности существенную ошибку. При такой аргументации потерпевшего суд вряд ли примет его сторону, так как аудитор, основываясь на Федеральном законе № 119-ФЗ (в редакции Федерального закона от 03.11.2006 N 183-ФЗ), докажет, что в его обязанности не входило обнаружение всех существенных ошибок в отчетности. Если же клиент построит свою аргументацию иначе: будет доказывать, что понес убыток в результате того, что был введен в заблуждение ошибочным заключением аудитора и в результате этого не принял необходимых мер к обнаружению и устранению существенной ошибки в отчетности, то решение суда, скорее всего, будет зависеть от убедительности аргументов аудитора. Аргументами аудитора, доказывающими отсутствие его вины, могут быть следование федеральным и внутрифирменным стандартам, надлежащее документирование аудита, уведомление клиента о планируемом аудиторском риске и т.д. При достаточно убедительной позиции аудитора суд может решить, что последний надлежащим образом исполнил свои обязанности, а клиент, таким образом, вследствие той доли риска, которая присутствует в аудите.

Положение аудитора может быть значительно сложнее, если клиент понес убытки (штраф за неуплату налога), вызванные исполнением ошибочных рекомендаций аудитора (при проведении проверки, оказании аудиторских услуг). В этом случае аудитору, скорее всего, придется возмещать убытки клиента, если факт представления рекомендаций и их ошибочность будут доказаны клиентом.

В других случаях клиент может понести убытки вследствие нарушения аудитором принципов конфиденциальности или независимости.

1.4. Экономические субъекты, подлежащие обязательной аудиторской проверке

Обязательный аудит – ежегодная обязательная проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя. Обязательный аудит проводится на основании Федерального закона «Об аудиторской деятельности»; Правил проведения открытого конкурса по отбору аудиторской организации для осуществления обязательного ежегодного аудита организаций, доля государственной собственности или собственности субъекта РФ в уставном (складочном) капитале которой составляет не менее 25 %, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30 ноября 2005 г. № 706 «О мерах по обеспечению проведения обязательного аудита».

Обязательный аудит может проводиться только аудиторскими организациями, что повышает качество проведения обязательного аудита.

Обязательный аудит проводится в следующих случаях:

? проверяемая организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;

? если объем выручки от реализации продукции, выполнении работ и оказании услуг (кроме сельскохозяйственных кооперативов) за один год превышает в 500 тысяч раз установленный законодательством минимальный размер оплаты труда;

? организация является кредитной, страховой, инвестиционным фондом, государственным внебюджетным фондом, источником образования средств которого являются предусмотренные законодательством Российской Федерации обязательные отчисления, производимые физическими и юридическими лицами;

? если сумма активов баланса на конец отчетного превышает в 200 тысяч раз минимальный размер оплаты труда;

Аудиторская проверка организаций, в финансовой (бухгалтерской) документации которых содержится информация, являющаяся государственной тайной, может проводиться только аудиторскими организациями, которые отвечают следующим требованиям:

1) в уставном (складочном) капитале отсутствуют доли, принадлежащие иностранным физическим и юридическим лицам;

2) имеется допуск к сведениям, составляющим государственную тайну.

При проведении обязательного аудита организаций, в уставном (складочном) капитале которых доля государственной собственности или собственности субъекта РФ составляет более 25 %, заключение договоров на оказание аудиторских услуг должно осуществляться по итогам открытого конкурса. Конкурс проводится ежегодно и является открытым. Аудиторские организации должны представить заявку на участие в конкурсе, предложения, касающиеся технических показателей и цены проведения аудиторской проверки. По результатам рассмотрения заявок комиссия дает заключение, которое представляет в орган, управляющий государственным имуществом. Победителем конкурса признается аудиторская организация, получившая максимальное количество баллов.

При проведении обязательного аудита аудиторская организация обязана страховать риск ответственности за нарушение договора.

1.5. Аттестация аудиторской деятельности

Чтобы успешно выполнять свои обязанности, аудитор должен отвечать определенным требованиям.

При проведении аудиторской проверки аудитор должен соблюдать такие принципы, как целостность, объективность, независимость, квалификация, компетентность, должная организованность, добросовестность, конфиденциальность.

Одним из необходимых требований, предъявляемых к аудитору, является его образование. Ключевыми вопросами, которые должны быть изучены, являются цели аудиторской проверки, ее концепции, практика, процедуры, права, ответственность, обязанности аудиторов. Аудит не может проводиться без наличия глубоких знаний по вопросам в области бухгалтерского учета, экономики, финансов, статистики, предпринимательства, информационных систем. Аудитор должен уметь использовать приобретенные теоретические знания на практике.

Чтобы получить квалификационный аттестат аудитора, претендент должен иметь высшее экономическое и (или) юридическое образование, полученное в российских образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию (либо в иностранных образовательных учреждениях со свидетельством об эквивалентности документа об образовании российскому документу) и стаж работы по экономической или юридической специальности не мене трех лет.

Уполномоченный федеральный орган определяет дополнительные требования, предъявляемые к претендентам на получение квалификационного аттестата аудитора, порядок проведения аттестации, перечень документов, подаваемых вместе с заявлением о допуске к аттестации, количество и типы аттестатов, программы квалификационных экзаменов, порядок их сдачи. Аудитор, имеющий квалификационный аттестат, должен ежегодно начиная с года, следующего за годом получения аттестата, пройти обучение программе повышения квалификации, которая утверждается уполномоченным федеральным органом.

Федеральным законом определены случаи, в которых аттестат аудитора может аннулироваться. Это связано с фактом получения квалификационного аттестата аудитора с использованием подложных документов, несоблюдения требований статей об аудиторской тайне и независимости аудиторов или подписания аудитором аудиторского заключения без проведения аудиторской проверки и заключения ревизионного союза сельскохозяйственных кооперативов без проведения соответствующей ревизии, вступления в силу приговора суда, предусматривающего наказание в виде лишения права заниматься аудиторской деятельностью. Если в течение двух лет подряд аудитор не осуществляет аудиторскую деятельность, нарушает требование о ежегодном прохождении обучения, то аттестат также аннулируется.

Согласно Федеральному закону от 29.12.2006 № 252-ФЗ «О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» с 1 июля 2007 г. лицензирование аудиторской деятельности прекращается.

Уклонение от проведения внешней проверки качества аудита может служить основанием аннулирования лицензии. В случае выявления факта систематического нарушения аудитором аудиторской организации или индивидуальным аудитором требований законодательства на виновных может быть наложено взыскание в установленном законом порядке вплоть до аннулирования лицензии на осуществление аудиторской деятельности.

Государственное регулирование аудиторской деятельности осуществляет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2002 г. № 80 «О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в РФ» определен уполномоченный федеральный орган исполнительной власти – Министерство финансов РФ. Его основные функции:

1) разработка нормативных актов, регулирующих аудиторскую деятельность, федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности;

2) организация системы лицензирования, аттестации, обучения, повышения квалификации аудиторов;

3) организация надзора за соблюдением основных лицензионных требований;

4) ведение государственных реестров аттестованных аудиторов аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, профессиональных аудиторских объединений и др.

Аккредитованное профессиональное аудиторское объединение – саморегулируемое объединение аудиторов, индивидуальных аудиторов, аудиторских организаций, членами которого являются не менее 1000 аттестованных аудиторов и (или) не менее 100 аудиторских организаций. Объединение действует на некоммерческой основе. Оно создается в целях обеспечения условий деятельности своих членов, защиты их интересов, устанавливает обязательные правила (стандарты) осуществления аудиторской деятельности, осуществляет контроль за их соблюдением.

Пример 3

Образец заявления на аттестацию

В ________________________ (наименование комиссии, проводящей аттестацию)

от _______________________ (фамилия, имя, отчество претендента)

Прошу аттестовать меня для получения права на осуществление аудиторской деятельности в области ___________ (наименование вида аудиторской деятельности)

О себе сообщаю следующие сведения:

__________________ (год рождения, число, месяц и место рождения, гражданство)

__________________ (паспортные данные: номер, серия, кем и когда выдан)

__________________ (образование: учебное заведение, год окончания, специальность по диплому)

__________________ (домашний адрес)

__________________ (места работы и занимаемые должности в течение последних пяти лет)

__________________ (лишался ли когда приговором суда права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в сфере финансово-хозяйственных отношений (если да, то когда именно, каким судом снята или погашена судимость) )

Дата ____________ _________ Личная подпись

Пример 4

Образец аттестата аудитора

Место для фотографии _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ На специальном бланке

Решением _______________ (наименование комиссии, проводившей аттестацию)

от _______ ___ г. (протокол № _____ )

_________________ (фамилия, имя, отчество аудитора)

предоставляется право осуществления аудиторской деятельности в области ________________ (наименование вида аудиторской деятельности) с _______г. по _______г. включительно

Руководитель комиссии _________________________ (подпись)

Решением ________________ (наименование комиссии, продлившей квалификационный аттестат аудитора) от ____г (протокол № ____ )

срок действия настоящего квалификационного аттестат продлен до _____________г.

Руководитель комиссии ______________________ (подпись)

Дата выдачи _ _ _ _ _ _ Печать

1.6. Методология проведения аудиторских проверок

В настоящее время выделяют две групп методов аудиторских проверок.

Методы фактической проверки

1. Осмотр. С его помощью выясняются условия хранения имущества и документов, состояние производственных, складских, торговых помещений. Осмотру подвергаются различные объекты (территория, места хранения материальных ценностей, документов, производственное, торговое оборудование, контрольно-кассовые машины). В процессе осмотра могут быть обнаружены доказательства, свидетельствующие о нарушениях и злоупотреблениях.

2. Обследование. Является продолжением осмотра с одновременным ознакомлением с нормативными и оправдательными документами. Аудитор может получать разъяснения от ответственных лиц. Этот метод эффективен при проверке технологий производства, порядка приема, хранения, отпуска, реализации материалов, сырья, продукции.

3. Инвентаризация. С ее помощью выявляется фактическое наличие имущества, сопоставляется фактическое наличие имущества с данными бухгалтерского учета, проверяется полнота отражения в учете обязательств. Инвентаризация – наиболее эффективный метод фактической проверки достоверности показателей баланса.

4. Контрольный запуск сырья, материалов. Его используют, когда необходимо установить фактический расход сырья и материалов, выход готовой продукции, количество отходов. Метод эффективен при проверке действующих норм расхода сырья и материалов. Он заключается в проведении эксперимента (например, изготовление образцов продукции), с помощью которого уточняются нормы, усиливается контроль над списанием фактических расходов сырья и материалов. Недостаток – необходимость нормирования, искажение качественных характеристик продукции.

5. Лабораторный анализ качества сырья, материалов, товаров, готовой продукции. Позволяет контролировать количество поступающих материалов, сырья, готовой продукции, выявлять факты использования некондиционного сырья, несоблюдения норм расходов. Анализ проводится отделом технического контроля или соответствующими специализированными организациями.

6. Экспертная оценка. Эксперт – не состоящий в штате аудиторской организации специалист, имеющий достаточные знания и опыт в определенной области, отличной от бухгалтерского учета и аудита. Эксперт может выполнять следующие работы: оценку отдельных видов имущества, определение количества и состояния имущества, измерение объема выполненных работ и работ, подлежащих выполнению по неисполненным договорам, юридическую оценку и интерпретацию договоров, учредительных документов, нормативных актов. Результаты экспертной оценки оформляются в виде заключения, в котором содержатся ответы на вопросы, предусмотренные в договоре на оказание услуг. Заключение эксперта включается в рабочую документацию аудиторской организации.

Практическое пособие

НОВОЕ Практическое пособие:
«Рекомендации по организации и ведению раздельного учета затрат при выполнении государственного оборонного заказа»

Соблюдение требований раздельного учета является основой (обязательным условием) для включения затрат в себестоимость продукции, поставляемой по ГОЗ. Изменение требований уполномоченных органов, в том числе уполномоченных банков, Федерального казначейства, ФАС России и прокуратуры, свидетельствует об усилении контроля обоснованности затрат и подтверждения их принадлежности к исполнению каждого отдельного гос. контракта, контракта.

Обновленное практическое пособие для специалистов в сфере государственного оборонного заказа содержит все основные законодательные и нормативные правовые акты, регламентирующие порядок ведения раздельного учета, и требования по целевому использованию средств, полученных по ГОЗ. Для удобства работы актуализированная на текущую дату база документов представлена в электронном виде, в том числе полная подборка писем, официальных ответов уполномоченных органов (регуляторов) и решений арбитражных судов по проблематике ведения учета затрат и контроля целевого использования средств по ГОЗ.

Авторами подготовлены подробные разъяснения по порядку соблюдения основных правил ведения раздельного учета, в т.ч. по редакции отдельных положений учетной политики предприятия, организации документооборота при открытии, ведении и закрытии отдельного заказа, регламенту оформления карточки учета фактических затрат, представления информации (отчета) по исполненным государственным контрактам, контрактам по ГОЗ и т.д.

На основании анализа результатов контрольной (надзорной) деятельности и обобщения практики привлечения к административной ответственности по статье 15.37 КоАП РФ в пособии даны практические рекомендации по организации и ведению раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности при выполнении ГОЗ.

Дополнительно представлены предложения по организации работы структурных подразделений предприятий (организаций) при организации и внедрении раздельного учета затрат. Реализация предлагаемых в пособии решений (регламентов работы, форм документов, типовых формулировок в проект внутреннего стандарта ведения раздельного учета и т.п.) позволит обеспечить соблюдение требований законодательства о государственном оборонном заказе, в том числе по обеспечению обоснованности и документального подтверждения затрат, включаемых в цену продукции.

Кроме того, для проведения самостоятельной проверки-исследования (самонаблюдения) в пособии представлен тест (список вопросов с комментариями к основным критериям (контролируемым показателям) соблюдения требований законодательства по ведению раздельного учета.

Издание рекомендуется в качестве методического справочника («настольной книги») для руководителей и специалистов предприятий, в т.ч. работников бухгалтерии, планово-экономических, финансовых служб и иных подразделений организаций, участвующих в выполнении государственного оборонного заказа.

Аналитические материалы представлены в пособии в качестве цветных иллюстраций, фото, диаграмм, графиков, таблиц.

Стоимость практического пособия составляет 15 700 руб. (без стоимости почтовых услуг), НДС не облагается. При покупке 2-х и более пособий предоставляются скидки.

НОВОЕ практическое пособие:
«Федеральный закон № 275-ФЗ. Расчеты по ГОЗ с использованием специальных счетов в рамках банковского и казначейского сопровождения»

Подготовленное командой «Эксперт 275» новое пособие содержит развернутые пояснения о новых правилах проведения расчетов по ГОЗ с использованием специальных (отдельных и лицевых) счетов. Впервые представлена возможность ознакомиться с практикой работы предприятий в рамках нового порядка казначейского сопровождения ГОЗ. Анализ специфики расчетов с лицевых счетов, открытых в рамках казначейского сопровождения, является наиболее важным и актуальным вопросом в рамках исполнения ГОЗ 2017 — 2018 гг.

Предлагаемые в книге решения (инструменты, регламенты работы, формы документов, типовые формулировки, таблицы контроля расходования средств спец. счетов и т.п.) направлены на обеспечение соблюдения требований законодательства о ГОЗ, а также на эффективное управление движением денежных средств, поступающих на специальные (отдельные и лицевые) счета с учетом установленных запретов и ограничений.

В эксклюзивном порядке в книгу вошла актуальная подборка наиболее важных и значимых писем, официальных ответов и комментариев уполномоченных органов (регуляторов) и разъяснения на самые острые и сложные вопросы, волнующие исполнителей ГОЗ в связи с вступлением в силу нового порядка финансирования ГОЗ с использованием системы специальных счетов (отдельных счетов, открытых в уполномоченных банках, и лицевых счетов, открываемых в Федеральном казначействе). Сборник содержит более 200 ответов на вопросы по тематике ГОЗ, из них более 60 — вопросы поступившие на горячую линию «Эксперт 275», в т.ч. касающиеся особенностей казначейского и банковского сопровождения.

Расширенная библиотека беспрецедентных решений арбитражных судов (с авторским обзором и комментариями по наиболее важным выводам и формулировкам) позволит юридическим и экономическим службам более эффективно отстаивать интересы предприятия, а также предотвратить возникновение спорных и трудноразрешимых ситуаций. Вся арбитражная практика представлена на слайдах, а также в электронном виде, что облегчит работу специалистов с указанными материалами.

Мы не цитируем и не комментируем законодательные и нормативные правовые акты, а предлагаем аналитические материалы, которые выработаны на основании анализа работы десятков предприятий и сотен сотрудников. Все предлагаемые решения и выводы прошли успешную практическую адаптацию на ведущих предприятиях, с которыми сотрудничает «Эксперт 275».

Практическое пособие содержит около 600 страниц в качественном сшитом переплете. Аналитические материалы представлены в пособии в качестве слайдов, цветных иллюстраций, фото, диаграмм, графиков, таблиц. Дополнительно прилагается электронная база основных нормативных правовых и методических документов в сфере ГОЗ, актуализированная на текущую дату (на CD-диске).

Издание рекомендуется в качестве методического справочника («настольной книги») для руководителей и специалистов предприятий ОПК, непосредственно связанных с заключением и исполнением государственных контрактов, контрактов по ГОЗ, в т.ч. работников бухгалтерии, планово-экономических, финансовых и снабженческих служб.

Стоимость практического пособия составляет 17 500 руб. (без стоимости почтовых услуг), НДС не облагается. При покупке 2-х и более пособий предоставляются скидки. Для постоянных участников мероприятий «Эксперт 275», а также в рамках партнерских программ (в т.ч. компаниям «Ростех» и ГК АФК Аудит) специальная цена 15 000 руб.

Заявки на приобретение пособий принимаются по e-mail: goz@expert275.ru

Практическое пособие «Рекомендации по организации работы в новых условиях размещения и исполнения ГОЗ» (2 тома)

Пособие включает в себя анализ основных положений Федерального закона № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (далее – Закон № 275-ФЗ), а также других законодательных и нормативных правовых актов в сфере государственного оборонного заказа (далее – ГОЗ).
Сборник содержит не просто подборку основных нормативных правовых документов, регламентирующих порядок заключения и исполнения государственных контрактов и контрактов по ГОЗ. В него вошли практические рекомендации по порядку применения норм и правил, а также результаты мониторинга их правоприменения. Аналитические материалы представлены в слайдах, а также в вопросах и ответах по наиболее острым проблемам реализации требований нормативных правовых актов.

Наиболее обширный раздел аналитических материалов посвящен практике банковского сопровождения государственных контрактов, контрактов по ГОЗ. Даны комментарии и разъяснения по порядку работы предприятий в современных условиях, в том числе по организации работы структурных подразделений предприятия при осуществлении расчетов в рамках сопровождаемых сделок. Выработана последовательность действий (схема работы), обеспечивающих целевое использование денежных средств, полученных по ГОЗ.

Кроме того, в сборник включены примеры (типовые формулировки) редакции условий контрактов, заключаемых по ГОЗ, а также формы таблиц контроля расходования средств отдельных счетов. Предлагаемые инструменты (регламенты) позволят эффективно управлять движением денежных средств, поступающих на отдельные счета.

Впервые в сборник вошел аналитический блок арбитражной практики рассмотрения дел судами различной инстанции при оспаривании норм и правил в сфере ГОЗ, в том числе по порядку использования отдельных счетов при расчетах между участниками кооперации.

Пособие содержит внутреннюю навигацию, позволяющую легко и удобно найти интересующие вопросы, а также нормы законодательства, регламентирующие данную область.

Во втором томе представлен обзор основных положений законодательных и нормативных правовых актов, регламентирующих отношения головных исполнителей и исполнителей ГОЗ, в том числе копии ответов (писем, обращений) Минобороны России, ФАС России, Центрального банка, уполномоченных банков (Сбербанка, ВТБ, Газпромбанка).

Пособие представлено в двух томах с приложением на компакт-диске.
В первом томе содержится около 230 слайдов с результатами мониторинга правоприменения законодательства в сфере государственного оборонного заказа, а также ответы на часто задаваемые вопросы (более 170) по проблематике использования денежных средств, получаемых по государственному оборонному заказу.

Стоимость методического пособия составляет 19 300 руб., НДС не облагается (без стоимости почтовых услуг). При покупке 2-х и более пособий предоставляются скидки.

Заявки на приобретение пособий принимаются по e-mail: goz@expert275.ru

Практическое пособие:
«ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В СФЕРЕ ГОЗ. Новый порядок государственного регулирования цен на продукцию, поставляемую по ГОЗ»

В настоящее время сборник реализован.

В условиях разрозненности (фрагментарности) нормативного правового регулирования ценообразования на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, предприятия ОПК сталкиваются с объективными трудностями на этапе формировании и согласовании цены при поставках продукции по ГОЗ. Ожидаемые кардинальные изменения в порядке государственного регулирования цен потребуют адаптации к новым требованиям и правилам. Смена подходов к определению цен приведет к перестройке системы взаимоотношении головных исполнителей и исполнителей. Подготовку к новым «правилам игры» следует начать уже сейчас.

Предлагаемое пособие создавалось как универсальный справочник «старых» (действующих) и новых нормативных правовых актов, в том числе проектов документов, которые регламентируют и будут определять порядок ценообразования на продукцию, поставляемую по ГОЗ. Основные законодательные и нормативные правовые документы систематизированы и представлены в электронном виде для удобства работы.

Особенно важно, что книга включает огромный массив аналитического материала, базирующийся на практических знаниях, разъяснениях и методических рекомендациях, выработанных по результатам мониторинга правопримения норм и правил, а также опыта контрольной (надзорной) деятельности Рособоронзаказ и ФАС России.

Впервые представлена собственная разработка команды «Эксперт 275» — методика с подробным описанием порядка применения индексов цен производителей при формировании цен на продукцию ГОЗ. Практические примеры применения индексов и расчеты цен на поставку серийной продукции и НИОКР представлены в электронном виде (в формате файле Excel с формулами и отдельными таблицами), что позволит использовать их как шаблоны при проведении расчетов и обосновании уровня цен (затрат по статьям калькуляции) в 2017 году.

В книгу включена широкая база решений арбитражных судов с обзором возникших прецедентов при определении цен по контрактам кооперации работ ГОЗ. При этом, освещена проблематика взаимодействия с военными представительствами, практика проверки расчетно-калькуляционных материалов, в том числе при утверждении базовых экономических показателей, контроля фактического уровня затрат и рентабельности и др.

Опираясь на складывающуюся правоприменительную практику юридические, экономические, финансовые подразделения и службы контрактации смогут более эффективно отстаивать интересы предприятия и снимать разногласия при согласовании условий поставок продукции по ГОЗ, в том числе по уровню цены и порядку расчетов.

Издание рекомендуется в качестве методического справочника («настольной книги») для руководителей и специалистов, непосредственно участвующих в формировании и согласовании цен с заказчиками, в т.ч. работников бухгалтерии, планово-экономических, финансовых и снабженческих служб.

Стоимость практического пособия составляет 12 800 руб. (без стоимости почтовых услуг), НДС не облагается. При покупке 2-х и более пособий предоставляются скидки.

Заявки на приобретение пособий принимаются по e-mail: goz@expert275.ru

Закрыть меню