Форма собственности закреплены

Государственная форма собственности

Государственная собственность — это имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), а также имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам. Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью. Такое определение дается в ст. 214 (п. 1 и 2) части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации. Если средства соответствующих бюджетов или иное государственное имущество, не закреплены за государственными предприятиями и учреждениями, то они составляют государственную казну Российской Федерации или казну соответствующего субъекта Федерации. Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение.

На базе имущества, находящегося в государственной собственности могут быть образованы унитарные, а также казенные предприятия.

Унитарное предприятие — это хозяйственная коммерческая организация, основанная на праве хозяйственного ведения. Унитарное предприятие создается по решению уполномоченного на то государственного или муниципального органа. В форме унитарных предприятий могут быть только государственные или муниципальные предприятия. Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, может создавать другое унитарное дочернее предприятие, утверждать его устав как юридического лица и передавать ему часть своего имущества. Орган — собственник имущества не несет ответственности по обязательствам унитарных предприятий.

По решению Правительства, на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, может создаваться унитарное предприятие на праве оперативного управления — федеральное казенное предприятие. Российская Федерация несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия.

Управление государственной собственностью осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом и другими законодательными актами, регулирующими имущественные отношения в Российской Федерации. Российское государство по отношению к государственной собственности в целом должно относится как собственник-пользователь, т.е. монополист по всем параметрам. Особую роль в управлении государственной собственностью играет система федеральных органов исполнительной власти, включая Правительство Российской Федерации, министерства, государственные комитеты, агентства, и другие уполномоченные правительством специальные органы и государственные представители в акционерных обществах с государственным капиталом и т.д.

Правительство обладает широкими полномочиями в разработке и принятии стратегических, принципиальных решений по вопросам трансформации государственной собственности, распоряжения и пользования ею, контроля за исполнением функций всех государственных органов, осуществляющих управление государственной собственностью. Учитывая огромные масштабы деятельности в этой сфере и необходимость квалифицированного решения управленческих задач, Правительство передает часть своих полномочий по управлению государственной собственностью федеральным органам исполнительной власти. Важные функции управления государственной собственностью, возложены на Министерство имущественных отношений Российской Федерации.

В рамках действующих законов и других нормативных актов органы, осуществляющие управление, распоряжение и пользование государственной собственностью выполняют весьма важные функции. Они управляют пакетом государственных акций в соответствии с государственной дивидендной политикой и порядком регулирования курсовой стоимости акций государственных (или со смешанной собственностью) предприятий, вырабатывают и реализуют стратегию управления развитием государственного предпринимательства, формируют государственные целевые программы, планы и госзаказы.

Они создают адаптированную к рынку конкурентоспособную структуру управления коммерциализированным сектором и объектами государственного сектора, вырабатывают политику ценообразования при обмене между государственными предприятиями и рыночными формированиями. Указанные органы ведут вариантное стратегическое прогнозирование, программирование, ведают долгосрочным развитием государственного имущественного потенциала, занимаются решением стратегических и текущих задач ресурсного обеспечения государственных предприятий (хозяйств). В их задачу входят разработка и реализация стратегии научного и кадрового обеспечения управленческих структур и объектов госсобственности, а также руководство процессом эффективного взаимодействия субъектов, совместно пользующимся государственным имуществом и др.

Эти и другие функции управления государственной собственностью должны четко распределяться между органами управления федерального, регионального и муниципального уровней на основе конкретных критериев. Учитывается при этом значимость объектов собственности для России в целом, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также оценка возможностей их воспроизводства на каждом уровне управления. Важнейшим критерием является соблюдение интересов хозяйствующих субъектов, а также обеспечение общенациональной экономической безопасности.

Управление государственной собственностью означает, прежде всего, управление процессом ее эффективного использования, а также ее воспроизводства в необходимом масштабе и качестве.

Многое предстоит сделать по дальнейшему совершенствованию функционирования акционерных обществ с государственным капиталом. Это чрезвычайно актуально, поскольку акционерные государственные крупные корпорации во многом определяют лицо современной российской экономики.

Перспективным путем разрешения отмеченного противоречия является последовательная коммерциализация акционерных обществ с государственным капиталом. Одной из важных задач совершенствования организации управления государственной собственностью является формирование эффективного института представителей государства в акционерных обществах с государственным капиталом. Существуют и другие направления совершенствования управления воспроизводством государственной собственности в акционерных обществах с государственным капиталом, функционирующих на доверительном управлении. Например, организация выполнения в АО таких функций менеджмента как научно-обоснованное планирование и прогнозирование, координация, превентивный экономический контроль и др.

В Конституции РФ вопросы собственности затрагиваются в ст.8, 34 — 36, 71, 72, 114, 130. Преимущественно это касается гарантий прав собственника. Непосредственно государственной собственности посвящены статьи о равенстве всех форм собственности, об управлении федеральной собственностью как предмете исключительного ведения РФ, разграничении государственной собственности как предмете совместного ведения РФ и субъектов РФ.

В соответствии со статьей 214 ГК РФ государственная собственность в России неоднородна. Выделяются два ее уровня — федеральная собственность и государственная собственность субъектов Федерации. Государственное имущество может быть закреплено за государственными предприятиями и учреждениями в хозяйственное ведение и оперативное управление (ст.294, 296 ГК РФ), а также составлять государственную казну. Согласно статьям 124, 125 ГК РФ Российская Федерация и субъекты РФ в лице органов государственной власти выступают в гражданских отношениях на равных началах с гражданами и юридическими лицами. В соответствии со статьями 71 — 73 Конституции РФ на федеральном уровне решаются вопросы управления федеральной собственностью, а управление государственной собственностью субъекта РФ составляет предмет ведения субъекта РФ.

В региональном законодательстве содержатся различные подходы к определению управления государственной собственностью. Так, под управлением государственной собственностью понимается деятельность государственных органов, участие субъектов РФ в гражданско-правовых отношениях, осуществление правомочий владения, пользования и распоряжения в отношении объектов государственной собственности.

Законодательство субъектов РФ определяет круг отношений, регулируемых законами об управлении государственной собственностью (как правило, исключаются из предмета регулирования бюджетные отношения, отношения, связанные с использованием памятников истории и культуры, природными ресурсами), и круг объектов государственной собственности, называет государственные органы, полномочные ею управлять, описывает формы управления собственностью и общий порядок ведения ее реестров.

Государственная собственность играет важнейшую роль в функционировании государства, обеспечении экономической стабильности и позволяет ему выполнять свои социальные функции: — государственная собственность создает материальные предпосылки для обеспечения устойчивого воспроизводства общественного капитала. Это становится возможным потому, что государству, как правило, принадлежат отрасли и сферы экономики, имеющие общенациональное значение, ключевые отрасли производственной инфраструктуры. Государство нередко является собственником важнейших природных ресурсов, интеллектуальных и историко-культурных ценностей. Оно финансирует фундаментальную науку, разработку и внедрение высоких технологий, ему принадлежит значительная часть информационной продукции и т.д.;

— она позволяет государству быть самостоятельным элементом в экономических правоотношениях с другими субъектами собственности внутри страны и за рубежом, является гарантом многих международных и внутренних договоров и соглашений, межгосударственного залогового права;

— государственная собственность обеспечивает функционирование капиталоемких отраслей, производств и сфер экономики, имеющих высокий уровень обобществления и требующих таких капиталовложений, которые не под силу частному капиталу (космическая промышленность, современная информационная связь, экономическая безопасность и т.д.);

— государство создает благоприятные условия для развития частного предпринимательства, принимая на себя долю издержек в тех сферах деятельности, которые не выгодны последнему.

— государственная собственность обеспечивает функционирование некоммерческой социальной сферы и производство общественных благ; национальную безопасность;

— она позволяет сглаживать удары кризисов, мобилизуя ресурсы на быстрейший выход из них путем снижения налогообложения и использования государственных резервных фондов, осуществляя интервенцию закупок товара, помогая ускорять освоение высших технологий, национализируя собственность обанкротившихся предприятий.

Товарно транспортная накладная
План счетов
Чистые активы
Оборотные средства
Основные средства

Назад | | Вверх

Формы собственности на землю

Формы собственности на землю закреплены Конституцией РФ и федеральным законодательством. Их разграничение проводится по назначению земель, субъектному составу и основаниям перехода из одной формы собственности в другую.

Права и обязанности землепользователей также отличаются в зависимости от того, к какой форме собственности относится тот или иной участок.

Формы собственности на участки

Формы собственности на земли в России различаются по субъектному составу.

  • Государственная – принадлежит исключительно России или федеральным субъектам.
  • Муниципальная – находится в собственности административно-территориальных единиц. Она находится в ведении органов местного самоуправления и ограничивается пределами посёлка, города, района. Эта земля должна использоваться строго по назначению, основной задачей является удовлетворение социально-культурных и коммунально-бытовых нужд населения административного пункта.
  • Частная – принадлежит гражданам и коллективным субъектам. Земля переходит к ним на различных основаниях. Юридические и физические лица имеют право владения, использования и распоряжения своим наделом. Так как земля – особо ценный ресурс, все пользователи должны нести определённый круг обязанностей друг перед другом и перед государством.
  • Формы и виды собственности на землю часто отождествляют. Но также встречается мнение у теоретиков о выделении видов собственности в рамках вышеуказанных форм.

    Так, государственная форма собственности включает землю федеральную и ту, которая принадлежит субъектам РФ.

    Такая форма собственности земельного участка, как частная, делится на индивидуальную и общую.

    Формы и виды собственности на земельные участки выделены на законодательном уровне на основании субъектного состава. Каждый из них имеет особенности. Отличаются также правила перехода во владение, целевое назначение участков, права и обязанности собственников.

    Частная собственность на землю

    Особенностью частной собственности на землю является её целевое назначение.

    Надел предоставляется в собственность для следующих целей:

    • ведение хозяйства;
    • строительство и обслуживание дома и хозяйственных построек;
    • садоводство;
    • дачное или гаражное строительство;
    • осуществление хозяйственной деятельности.
    • У индивидуальных и коллективных субъектов возникают следующие правомочности относительно собственности на земельный участок.

    • Право на владение землёй означает её правовой статус, как принадлежащей лицу на законных основаниях вследствие регистрации в Росреестре недвижимости. Владение распространяется на верхний плодородный шар, на природные объекты, которые находятся на участке и на пространство под и над участком, необходимое для её освоения.
    • Право на пользование участком — это право удовлетворять свои потребности с помощью земельного участка, получать с него урожай и использовать по целевому назначению.
    • Распоряжение подразумевает под собой возможность определения дальнейшей юридической или фактической судьбы земельного надела.
    • Земля может находиться в собственности у физических, юридических лиц, а также в общем владении.

      Круг юридических лиц достаточно широкий: от хозяйственных обществ до религиозных организаций. Все они должны иметь землю на балансе и должны быть зарегистрированы в Реестре недвижимости.

      В случае, когда физическое или юридическое лицо не зарегистрировано в Росреестре, оно имеет право пользоваться земельным наделом на следующих основаниях.

      1. Безвозмездное пользование — этот вид пользования появился в 2015 году. Граждане и юридические лица имеют право реализовывать свое право на землю, заключив договор с её собственником.
      2. Аренда – требует также договора с собственником.
      3. Общая собственность на земельные участки означает коллективное целевое их использование по назначению, не ущемляя интересы и права друг друга. Доходы и расходы на поддержание участка в надлежащем виде, пригодном к использованию, равномерно распределяются между собственниками поровну или зависимо от их доли в собственности.

        Общая собственность подразделена на следующие группы.

      4. С выделением доли каждому из совладельцев — при определении части имущества каждого владельца. Каждый собственник несёт ответственность, платит налог и имеет право на урожай только в пределах своей доли.
      5. Без выделения долей — проявляется в совместном землепользовании. Она актуальна, когда невозможно определить долю каждого владельца по решению судебного органа или на условиях договора. Это земли супругов, крестьянские хозяйства, добровольные объединения индивидуальных собственников и т. д.
      6. Право частной собственности на землю возникает вследствие проведения законных сделок, а также в результате решений органов власти. Основным условием является регистрация прав на землю в Реестре недвижимости, так как без неё распоряжение участком невозможно.

        Муниципальная форма собственности

        Муниципальная форма собственности возникает, когда земля переходит административным единицам в следствие следующих юридических фактов:

      7. специальное отнесение земель к муниципальным, что отображено в нормативном акте государства;
      8. передача земли из государственной собственности;
      9. судебные акты о разграничении участков;
      10. приобретение земель на основании сделок у различных субъектов.
      11. Земельный кодекс относит этот вид собственности к государственной, но его принято отграничивать в силу различия субъектов управления. От имени административной единицы участком распоряжается орган местного самоуправления. В его полномочия входят резервирование участков, их изъятие из частной собственности для нужд города или другого поселения, установление правил пользования участками, утверждение условий застройки, разработка и воплощение в жизнь местных программ землепользования, принятие охранных и защитных мер в отношении земель.

        К землям, которые находятся в собственности муниципалитета относятся:

        • участки под муниципальными зданиями и постройками;
        • наделы, переданные с федеральной собственности органам самоуправления (допустим, земля в собственности субъекта РФ города Москвы может быть передана местными актами в муниципальную собственность);
        • земли казённых предприятий, созданных муниципалитетом;
        • земли, находящиеся в пределах управления местного органа, от которых собственник отказался (кроме Москвы, Севастополя и Санкт-Петербурга)
        • иные участки в соответствии с федеральным законодательством.
        • Земля от государства в право собственности муниципалитета может также переходить по заявлению о безвозмездной передаче в таких случаях:

          • утверждён генеральный план и приняты условия землепользования Градостроительным кодексом, когда участок находится на территории соответственного поселения или округа;
          • земли находятся в пространстве между поселениями, относительно которых предоставлена схема муниципального устройства.
          • Государственные земли

            В государственную собственность входят земли, которые не принадлежат ни гражданам, ни их объединениям, ни юридическим лицам, ни муниципалитетам.

            Субъектами собственности являются федерация и субъекты РФ (края, республики и т. д.). От их имени действуют органы государственной власти. Законодательными актами может быть предусмотрено, что осуществление полномочий землепользователя будут осуществлять отдельные муниципалитеты, граждане или организации.

            Государство выступает в качестве не только собственника земли, оно ещё и устанавливает нормы в сфере земельных отношений и осуществляет контроль над выполнением функций, возложенные на всех землепользователей. Это означает, что нарушение установленных правил поведения от имени государства будет подлежать наказанию, зачастую, в виде административного штрафа.

            К федеральным землям относятся:

            • земля, на которой возведены сооружения и постройки РФ;
            • земельные наделы, предоставленные казённым и некоммерческим организациям, органам госвласти, переданные государством;
            • участки, которые принадлежат на праве пользования научным академиям;
            • земли, которые находятся в ведении госкомпании Росавтодор;
            • иные участки.
            • Ни при каких обстоятельствах не подлежат передаче в иную собственность следующие категории земель:

            • с расположенными на них объектами недвижимости, построенными по указанию государства;
            • природные участки под особой охраной государственного значения;
            • леса и территории в пределах особых экономических зон;
            • земли, находящиеся в резерве для госнужд;
            • территории, на которых размещены здания федерального значения или планируется их возведение;
            • находящиеся в ведении государственных органов;
            • земли, предназначенные для субъектов природных монополий;
            • земли с железнодорожными объектами;
            • сельскохозяйственные земли, предоставленные для деятельности госучреждений.
            • К государственным можно отнести землю, не принадлежащую к частной или муниципальной собственности. Законом установлены случаи передачи земли другим владельцам, но есть категории земель, которые принадлежат федерации и другим субъектам не переходят ни при каких обстоятельствах.

              Перераспределение участков

              Между органами госвласти и местного самоуправления возможно перераспределение земель в определённых случаях.

            • Все перераспределяемые земли не пребывают в частном пользовании или собственности, не находятся в ведении органов власти, права третьих лиц на них не распространены (кроме сервитута). Органы, между которыми распределяются земли, заключают соглашение, исключением является ситуация, когда участок находится в ведении одного органа – он может тогда единолично принять решение.
            • Часть земель, подпадающих под распределение, принадлежит государству или муниципалитету, а остальные земли не принадлежат никому и не обременены.
            • Перераспределяет земли один орган, в ведении которого находятся все эти земли.
            • Основаниями являются соглашение между субъектами, единоличное решение, проект межевания. Все границы территорий должны быть уточнены и утверждены.

              Случаи, когда может происходить перераспределение участков, принадлежащих федерации, муниципалитету и находящихся в частной собственности:

              • приведение границ наделов в соответствие с проектами межевания;
              • перераспределение наделов с целью выравнивания их границ – производится только при расширении участков, что принадлежат частным владельцам;
              • распределение земель между частными владельцами – осуществляется также с условием расширения границ наделов вплоть до максимального размера;
              • необходимость изъятия земель для федеральных или местных нужд.
              • Основаниями служат договоры между владельцами перераспределяемых участков, в которые должна быть включена информация о праве на этот надел и причинах изменения в праве собственности, также на эти участки нужны документы из Ростреестра. Кроме того, органы власти предоставляют счёт, на основании которого проводится доплата за то, что участок увеличился.

                Для осуществления перераспределения готовится проект межевания земель или схема, отображающая расположение надела.

                Муниципалитет и госорганы могут также передать в собственность надел бесплатно. Перечень случаев бесплатной передачи земли исчерпывающий.

                Переход права собственности урегулирован законодательством. Перераспределение земель допускается только при соблюдении всех условий и на законных основаниях, подтверждённых необходимыми документами.

                Собственность как экономическая и правовая категория. Формы и виды собственности (стр. 1 из 2)

                2. Собственность как экономическая и правовая категория. Формы и виды собственности.

                Собственность – это отношение к средствам производства с целью получения дохода, право владеть, пользоваться и распоряжаться средствами производства. Экономические отношения – отношения собственности на средства производства.

                Экономическая категория собственности — исторически развивающиеся общественные отношения по поводу распределения (присвоения), описывающие принадлежность субъекту, у которого имеется исключительное право на распоряжение, владение и пользование объектом собственности. Совокупность вещей, принадлежащих данному субъекту (собственнику), составляет имущество соответствующего лица, поэтому отношения собственности называются также имущественными отношениями.

                Правовая категория собственности – отношения присвоения по поводу собственности (закреплены в нормах права). Собственность как правовая категория представ­ляет собой отношения между людьми по поводу владения, пользования и распоряжения имуществом, где воля одних людей яв­ляется границей для воли других. Право оперирует с существующим имуществом, поэтому его возможности отражения динамики благ, превращаемых в имущество ограничены. Право не отвечает на вопрос о том, как происходит увеличение собственности, как происходит ее распределение, в результате чего одни становятся суперсобственниками, а другие – псевдособственниками. Законами реального процесса присвоения в производстве и распределения благ занимается экономическая теория. Хотя экономические и правовые аспекты собственности тесно переплетены. Содержание понятия «собственность» показано на схеме 1.

                Главным, определяющим в содержании собственности является присвоение – отчуждения объекта собственности субъектом от других субъектов. От собственности как полной формы присвоения следует отличать владение, пользование и распоряжение. Владение это частичное присвоение, т. к. владелец (арендатор, должник) действует при условиях, определяемых собственником. Пользование – фактическое применение вещи в зависимости от ее назначения. Пользование представляет собой форму реализации владения и собственности.

                Содержание понятия «Собственность»

                Распоряжение это принятие решений владельцем или другим лицом по поводу функционирования объекта собственности (продажа, дарение, передача под залог), основанное на праве предпринимателя передавать в пользование имущество в пределах, дозволенных собственником.

                «Экономическая теория: конспект лекций»

                Отношения собственности носят конкретно-исторический характер, но независимо от содержания собственности речь всегда идет о трех моментах:

                1. об объекте собственности – вещественном содержании собственности;

                2. о системе взаимоотношений между субъектами;

                3. об экономической реализации отношений на микро– и макроуровне.

                К недвижимому имуществу относятся производственные и непроизводственные помещения, дороги, транспортные сооружения, различные объекты инфраструктуры.

                Движимость включает имущество, допускающее его свободное перемещение. Например, машины, оборудование, инструменты, автомобили, мебель, ценные бумаги и т. д.

                Особое место в современной экономике занимает интеллектуальная собственность . Она представляет собой присвоение знаний, открытий, обмен информацией, изобретениями и т. д. Субъекты и объекты собственности представлены на схеме 2.

                Субъекты и объекты собственности.

                Таким образом, собственность – это система субъект-объектных и субъект-субъектных отношений по поводу присвоения, а также владения, пользования и распоряжения имуществом.

                По мере развития общества совершенствовались отношения собственности, принимая самые разнообразные типы и формы.

                Под типом собственности понимается качественно особый этап в развитии собственности, а под ее формой – специфический характер принадлежности материальных факторов и результатов общественного производства его основным субъектам. Взаимосвязь между типами и формами собственности показана на таблице 1

                Тип и форма собственности находятся в непосредственной зависимости, предопределяются конкретно-историческими условиями общественной жизни. При этом тип собственности обусловлен существованием определенной социально-экономической системы Традиционно такая классификация типов собственности

                Типам собственности соответствуют различные формы собственности. Частная собственность имеет место там, где средства и результаты производства принадлежат отдельным лицам. Коллективная (групповая) собственность выражает коллективное единство труда и собственности, т. е. такое их состояние, при котором каждый член коллектива является собственником средств производства и производимой продукции. Общественная собственность представляет совместное достояние, принадлежность тех или иных объектов всему обществу. Эта форма собственности выступает, как правило, в форме государственной собственности. В условиях рыночной экономики, где господствующей является частная собственность, государственная собственность может возникать в результате:

                — национализации (переход имущества из частной собственности в государственную), осуществляемой, как правило, методом выкупа);

                — строительства новых объектов за счет средств государственного бюджета;

                — покупки государством контрольного пакета акций частных компаний.

                Каждая форма собственности существует в нескольких видах в зависимости от характера субъектов собственности (таблица 2).

                Каждая форма собственности имеет свои сферы наиболее эффективного применения. Государственная собственность функционирует успешно в сферах с ограниченными возможностями рыночного стимулирования. Акционерная и коллективная собственности целесообразны в случаях, когда требуется концентрация средств. Акционерная собственность – это групповая собственность, которая создается путем выпуска и реализации ценных бумаг

                Классификация форм собственности.

                Особенностью такой собственности является то, что, хотя она и делится на доли, единым и единственным собственником является коллектив (группа) собственников в целом. Отдельные члены утрачивают право собственности на передаваемое в виде вкладов имущество. Частная собственность используется там, где необходимые средства для хозяйственной деятельности могут быть заработаны и накоплены индивидуально

                В России государственными органами статистики ведется сбор и обработка информации о видах и формах собственности основных экономических агентов. Для этих целей используется Классификатор форм собственности, утвержденный Постановлением Госкомстата РФ от 20 апреля 1993 г. (таблица 3).

                Основная схема классификатора форм собственности в России.

                Классификатор форм собственности предусматривает наличие в нашей стране различных форм собственности, включая иностранную и смешанную собственность с совместным российским и иностранным участием.

                3. Совокупный спрос и факторы его определяющие.

                Совокупный спрос — это реальный объем производства, который готовы купить потребители при любом возможном уровне цен.

                В структуре совокупного спроса можно выделить 4 макроэкономических субъекта, влияющих на объем спроса:

                1) совокупный спрос домохозяйств – потребительский спрос (C );

                2) спрос фирм на инвестиции (I ) ;

                3) спрос на товары и услуги со стороны государства (G ) ;

                4) чистый экспорт (Xn ) – разница между спросом иностранцев на отечественные товары и отечественным спросом на импортные товары.

                Чтобы определить объем совокупного спроса, необходимо определить объём спроса каждого из этих субъектов. Спрос домашних хозяйств доминирует на рынке благ. На него приходится больше половины объёма конечного совокупного спроса. Потребительский спрос или рас­ходы изменяются медленно, относительно ста­бильны. Другие компоненты совокупного спроса более динамичны, например инвестиционный спрос, их изменения вызывают колебания экономической активности.

                Из структуры совокупного спроса выделяют формулу:

                AD = C + I + G + Xn.

                Графически модель совокупного спроса представляется в виде кривой с отрицательным наклоном, которая характеризует обратную зависимость между объемом покупаемого реального ВНП и уровнем цен. На рис.1 кривая совокупного спроса AD показывает количество товаров и услуг, которое потре­бители готовы приобрести при каждом возможном уровне цен. Она дает такие комбинации объема выпуска и общего уровня цен в экономике, при которых товарный и денежный рынки находятся в равновесии.

                Изменение общего уровня цен (ценовых факторов) при прочих равных условиях (неизменных неценовых факторах) влияет на объем совокупного спроса и обуславливает движение по кривой AD.

                К ценовым факторам относятся следующие:

                Виды и формы собственности. помогите найти определение собственности, и какие есть виды и формы собственности))

                1) По форме присвоения различных форм собственности (индивидуальная, коллективная и государственная собственность) .

                2) По форме права собственности (частная, государственная и совместная собственность) .

                3) По типу производственных отношений (первобытно-общинная, феодальная, капиталистическая, социалистическая, рабовладельческая) .

                Определяющим видом собственности в рыночной экономике является частная собственность. Она может выступать в следующих основных формах:

                1) Единичная собственность – характеризуется тем, что физич. или юридич. Лицо реализует все отношения собственности. Владелец частного предприятия может использовать труд человек своей семьи или наёмных рабочих;

                2) Партнерская собственность – она предлагает объединение в той или иной форме имущества, капитала, нескольких юридических или физических лиц с целью осуществления общей предпринимательской деятельности;
                По типу парт. собст. у нас работает ООО (общество с ограниченной ответственностью) ОДО (общество с дополнительной ответственностью) .

                3) Корпоративная собственность – базируется на функции капитала, которая формируется путём свободной продажи титулов собственной акции ОАО (открытое акционерное общество) .

                Общественная собственность существует в 3 основных формах собственности:

                1) Коллективная собственность формируется путём её распределения между членами коллектива на данном предприятии, ЗАО (закрытое акционерное общество) .
                2) Государственная собственность – она выпускает в качестве собственников всех членов общества, реализация отношений, присвоения через отношения владения осуществляется гос. аппаратом. Отношения распоряжения реализует хозяйственные субъекты гос. собств.
                3) Общенародная собственность – она предлагает принадлежность всего общественного состояния прямо, непосредственно и одновременно всем и каждому в отдельности. Такая форма собственности была закреплена в России конституцией и была формой без содержания.

                Согласно гражданского кодекса РФ в России закреплены следующие формы и виды собственности:

                Право публичной собственности на землю: понятие и основные особенности

                Наличие в гражданском законодательстве РФ нескольких различных форм собственности, в которых может находиться имущество, предоставляет возможность владения им множеству различных субъектов.

                Одним из основных прав собственности является публичное, которое распространяется на недвижимость, принадлежащую государству. Далее будет более подробно рассмотрено понятие этого вида права, основания для его возникновения, а также отличительные особенности на примере такого вида недвижимости, как земельный участок.

                Понятие и законодательное регулирование

                Наряду с юридическими лицами и гражданами государство в РФ выступает отдельным и совершенно самостоятельным субъектом права. Поэтому очень большая доля недвижимого имущества (не только земли, но и зданий и сооружений) находится в публичной собственности.

                Публичная форма собственности подразумевает принадлежность имущества к следующим публично-общественным образованиям:

              • государству в целом;
              • конкретному субъекту РФ (в лице его органов исполнительной власти);
              • отдельному муниципалитету.
              • Публичное право собственности делится на две группы:

                И только пару десятилетий назад был начат процесс приватизации, то есть оформления на государственное или муниципальное имущество частных прав со стороны юридических и физических лиц.

                Основными документами, при помощи которых осуществляется законодательное регулирование публичной формы собственности, являются Земельный и Гражданский кодексы РФ. Также во внимание должны приниматься все законодательные акты и Постановления Правительства РФ, которые затрагивают этот вопрос.

                Основания для возникновения

                В ЗК РФ предусмотрена отдельная глава 3, которая регулирует вопросы, связанные с правами собственности на землю. В частности, в данной главе предусмотрены статьи с основаниями для их возникновения в различных случаях, среди которых стоит выделить:

              • Ст. 17 ЗК РФ, посвященную основаниям возникновения федеральной собственности на землю (то есть принадлежащей Российской Федерации). Данный вид права охватывает такие участки:
              • признанные таковыми в соответствии с действующими федеральными законами;
              • право на которые возникло при разграничении государственной собственности;
              • приобретенные по основаниям, предусмотренным в гражданском законодательстве.
              • В соответствии со ст. 218 ГК РФ, к основаниям для возникновения прав собственности относятся:

              • осуществление законной сделки (купли-продажи, дарения, мены или другого вида договора по отчуждению имущества);
              • получение участка, который не имеет законного собственника (если последний неизвестен, добровольно отказался или был лишен прав на него);
              • создание нового участка (например, путем его разделения или объединения).
              1. Ст. 18 ЗК РФ предусматривает те же основания для возникновения собственности субъектов РФ, что и в предыдущем случае, а также еще одно дополнительное:
              2. выделение безвозмездно из федеральной собственности.
              3. В совокупности собственность РФ и субъектов РФ представляет собой государственную собственность.

              4. Ст. 19 ЗК РФ содержит те же основания для образования муниципальной собственности, что уже были перечислены.

              Более подробно такие особенности будут рассмотрены далее.

              Какие участки могут находиться в публичной собственности?

              Прежде всего, участок должен соответствовать общим требованиям, которые выдвигаются в законе к нему как к объекту права собственности:

            • наличие установленных границ;
            • определенное месторасположение или точный адрес;
            • постановка на государственный кадастровый учет.
            • В остальном государственные или муниципальные органы могут владеть землей практически без каких-либо ограничений. Стоит выделить отдельные виды участков, которые могут находиться только в государственной собственности:

            • земли лесного и водного фондов (в последнем случае водные объекты должны находиться в федеральной собственности);
            • особо охраняемые территории, которые имеют федеральное значение;
            • земли обороны и безопасности;
            • земли запаса, при условии размещения на них федерального недвижимого имущества;
            • земли населенных пунктов, транспорта, связи, промышленности, сельскохозяйственного назначения, телевидения и радиовещания, природоохранного и культурного значения, информатики, энергетики и космического назначения;
            • участки, под поверхностью которых находятся недра федерального значения.
            • Что касается муниципальной, то в нее могут быть переданы любые виды участков, принадлежащие как государству, так и частным лицам (например, в случае их смерти или добровольного отказа от земли).

              Права и обязанности участников

              Публичные земли могут в отдельных случаях предоставляться в пользование гражданам и юридическим лицам (на праве аренды, постоянного бессрочного пользования или владения). При этом конкретный набор прав и обязанностей у этих лиц будет напрямую зависеть от того, на каком именно праве он получает недвижимость. К общим правам можно отнести:

              • возможность использовать землю по своему усмотрению (в том числе выращивать различные растения, разводить животных, заниматься иными видами хозяйственной деятельности);
              • право возводить на ней постройки;
              • возможность осуществлять предпринимательскую деятельность;
              • право передавать землю в пользование третьим лицам (но далеко не всегда).
              • Стоит учитывать, что все эти права ограничены видом разрешенного использования участка, с которым владельцы обязательно должны считаться при его эксплуатации.

                К другим обязанностям можно отнести:

              • соблюдение законодательства при эксплуатации надела;
              • внесение платы за него (если его предоставление носило не безвозмездный характер);
              • предоставление права ограниченного использования земли другим гражданам (то есть сервитута) в случаях, установленных законом;
              • обеспечение сохранности отдельных объектов, расположенных на территории надела (если они подлежат особой охране);
              • другие обязанности, установленные действующим законодательством.
              • При выделении участка на правах аренды или безвозмездного пользования данная сделка обязательно закрепляется документально, при помощи соответствующего договора. Именно в этом документе и будут официально закреплены взаимные права и обязанности обеих сторон.

                Составление акта передачи земельного участка договору дарения земельного участка поможет защитить свои права.

                Многодетные семьи могут получить земельный участок на льготных условиях. Подробнее об этом читайте в нашей статье.

                Для проведения межевания участка потребуется собрать пакет определенных документов. Перечень вы найдете здесь.

                Отличия от частной собственности

                Публичная собственность имеет множество признаков и особенностей, которые отличают ее от другой предусмотренной в российском законодательстве формы собственности — частной.

                Для большей наглядности основные отличия можно представить в виде таблицы:

    Закрыть меню