Главное управление военных судов

32. Общая характеристика организационного обеспечения деятельности судов общей юрисдикции

Организационное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции

В целях укрепления самостоятельности и независимости судов общей компетенции Федеральным законом от 8 января 1991 г. «О судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» учрежден новый орган –Судебный департамент, осуществляющий организационное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции среднего и основного звена.

Под организационным обеспечением деятельности судов понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально-технического и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия. Созданная для этой цели система Судебного департамента включает аппарат самого департамента, а также его управления (отделы) в субъектах РФ и соответствующие учреждения.

Специфика функций и организационной структуры Судебного департамента определяет и особенности правового регулирования его деятельности. Судебный департамент, его учреждения и органы на местах в своей деятельности руководствуются Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, распоряжениями Председателя ВС РФ, а также решениями органов судейского сообщества, принятыми в пределах их полномочий.

Полномочия Судебного департамента можно разграничить применительно к основным направлениям его деятельности: кадровое, организационное и материально-техническое обеспечение судов.

Кадровое обеспечение включает: – определение потребности судов в кадрах; обеспечение работы по отбору и подготовке кандидатов на должности судей; взаимодействие с образовательными учреждениями, осуществляющими подготовку и повышение квалификации судей и сотрудников аппаратов судов;

– ведение статистического и персонального учета судей и работников аппаратов судов. Организационное обеспечение включает:

– изучение организации работы судов и разработку мер по ее совершенствованию;

– разработку научно обоснованных нормативов нагрузки судей и работников аппаратов судов;

– ведение судебной статистики, организацию делопроизводства работы архивов судов; взаимодействие с органами юстиции при составлении сводного статистического отчета;

– организацию разработки и внедрения программно-аппаратных средств для ведения судопроизводства и делопроизводства, работу по систематизации законодательства.

Материально-техническое обеспечение деятельности судов охватывает:

– разработку и представление в Правительство РФ согласованных с Председателем ВС и Советом судей РФ предложений о финансировании судов, мировых судей и квалификационных коллегий судей;

– организацию строительства, ремонта и технического оснащения зданий и помещений суда;

– организацию материального и социального обеспечения судей и работников аппарата судов. Судебный департамент состоит из следующих основных подразделений: главного управления организационно-правового обеспечения деятельности судов, главного управления обеспечения деятельности военных судов; главного финансово-экономического управления. В структуру входит ряд других подразделений: кадровые, контрольно-ревизионное, капитального строительства, учебных и образовательных учреждений.

Возглавляет Судебный департамент Генеральный директор, который назначается и освобождается от должности Председателем ВС РФ с согласия Совета судей РФ.

Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 08.01.1998 № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» данный государственный орган осуществляет организационное обеспечение деятельности судов субъектов РФ, районных судов, военных и специализированных судов, органов судейского сообщества, финансирование мировых судей и формирование единого информационного пространства федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей.

Деятельность Судебного департамента при Верховном Суде РФ подразделяется на два основных направления.

Во-первых, это организационное обеспечение деятельности федеральных судов. Оно включает в себя мероприятия кадрового, финансового, материально-технического, информационного и иного вспомогательного характера.

Во-вторых, это деятельность по формированию единого информационного пространства, т.е. создание общей базы данных, а также включение информационных ресурсов мировых судей в общую базу данных, функционирующую па основе единых принципов и правил.

Систему Судебного департамента при Верховном Суде РФ составляют собственно Судебный департамент, а также управления или отделы Судебного департамента в субъектах РФ и создаваемые ими органы и учреждения.

Судебный департамент при Верховном Суде РФ состоит из следующих подразделений:

— главное управление организационно-правового обеспечения деятельности судов;

— главное управление обеспечения деятельности военных судов;

— главное финансово-экономическое управление;

— управление государственной службы и кадрового обеспечения;

— управление капитального строительства, эксплуатации зданий и сооружений;

— отдел учебных и образовательных учреждений;

— отдел международно-правового сотрудничества;

— аппарат Высшей квалификационной коллегии судей РФ.

Судебный департамент при Верховном Суде РФ осуществляет свою деятельность по следующим основным направлениям:

— организационное обеспечение деятельности судов субъектов РФ, военных и специализированных судов, органов и учреждений Судебного департамента, а также Всероссийского съезда судей и образуемых им органов судейского сообщества1;

— управление органами и учреждениями Судебного департамента;

— разработка по вопросам своего ведения проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов;

— разработка предложений о финансировании судов, мировых судей, органон судейского сообщества и Дисциплинарного судебного присутствия;

— изучение организации деятельности судов и разработка предложений по ее совершенствованию;

— определение потребности судов в кадрах; обеспечение работы по отбор>’ и подготовке кандидатов на должности судей; взаимодействие с образовательными учреждениями, осуществляющими подготовку и повышение квалификации судей и работников аппаратов судов;

— разработка научно-обоснованных нормативов нагрузки судей и работников аппаратов судов;

— ведение судебной статистики, организация делопроизводства и работы архивов судов; взаимодействие с органами юстиции;

— принятие во взаимодействии с судами, органами судейского сообщества и правоохранительными органами мер по обеспечению независимости, неприкосновенности и безопасности судей, а также безопасности членов их семей;

— взаимодействие с адвокатурой, правоохранительными и другими государственными органами по вопросам надлежащего обеспечения деятельности судов;

— осуществление иных мер по обеспечению деятельности судов, органов судейского сообщества, а также органов и учреждений Судебного департамента.

Судебный департамент возглавляет Генеральный директор Судебного департамента, который назначается на должность и освобождается от должности Председателем Верховного Суда РФ с согласия Совета судей РФ.

Генеральный директор Судебного департамента при Верховном Суде РФ:

— руководит деятельностью Судебного департамента, его органов и учреждений;

— осуществляет внешнее представительство при решении вопросов, относящихся к компетенции Судебного департамента;

— организует разработку положений о подразделениях Судебного департамента и представляет их на утверждение коллегии;

— издает в пределах своей компетенции приказы, распоряжения и инструкции;

— присваивает в пределах своей компетенции классные чины;

— осуществляет другие полномочия в соответствии с действующим законодательством.

Заместители Генерального директора Судебного департамента назначаются на должность и освобождаются от должности Председателем Верховного Суда РФ по представлению Генерального директора Судебного департамента.

В Судебном департаменте образована коллегия в составе Генерального директора (председатель коллегии), его заместителей, входящих в состав коллегии по должности, и других работников Судебного департамента.

Работники аппарата Судебного департамента при Верховном Суде РФ и работники его органов являются федеральными государственными гражданскими служащими.

30)Основы организации и подсудности военных судов

Система (подсистема) военных судов, как отмечалось выше (см. § 1 данной главы учебника), строится с учетом организации и дислокации войск и других воинских структур. Подобно системе (подсистеме) гражданских судов общей юрисдикции она тоже состоит из трех звеньев.

Основное звено образуют гарнизонные военные суды. Им подсудно по первой инстанции подавляющее большинство уголовных, гражданских и административных дел, подведомственных военным судам.

Из числа уголовных дел такого рода они должны рассматривать по первой инстанции все дела, кроме тех, которые подсудны военным, судам среднего звена и Военной коллегии Верховного Суда РФ. Им также приходится принимать решения по большинству вопросов, возникающих при производстве по уголовным делам на досудебных стадиях процесса.

Законом о военных судах (ст. 22) гарнизонные суды уполномочены пересматривать свои вступившие в силу решения, приговоры, определения и постановления по вновь открывшимся обстоятельствам.

По первой инстанции разбирательство конкретного дела в этом суде, как и в гражданском районном суде, может осуществляться единолично судьей-профессионалом или коллегиально — судьей-профессионалом и двумя народными заседателями. Выбор состава суда производится по правилам, которые установлены для районных судов (см. § 6 гл. IV и § 3 гл. V учебника).

Состоят военные суды этого уровня обычно из председателей и нескольких судей, а также из аппаратов судов, выполняющих вспомогательные функции. Полномочия председателей весьма сходны с полномочиями председателей районных судов, о которых сказано выше (см. § 3 гл. V учебника). В судах с большим объемом работы могут быть введены должности заместителей председателей. В военных судах этого уровня имеются также народные заседатели, участвующие в коллегиальном разбирательстве уголовных и гражданских дел в случаях, предусмотренных УПК и ГПК.

Среднее звено военных судов образуют окружные (флотские) военные суды. Их общее количество зависит в основном от числа соответствующих военных структурных образований этого уровня (военных округов, флотов), каждое из которых располагается на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации. На них возлагается выполнение функций первой, второй (кассационной) судебных инстанций, а также судебной инстанции, призванной осуществлять проверку законности и обоснованности приговоров и иных судебных решений в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

Окружные (флотские) военные суды уполномочены рассматривать:

по первой инстанции —уголовные дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 15 лет, пожизненного лишения свободы или смертной казни, а также гражданские дела, связанные с государственной тайной (ч. 1 ст. 14 Закона);

в качестве второй (кассационной) инстанции — дела по кассационным жалобам и (или) протестам на не вступившие в силу решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, принятые ими в первой инстанции (ч. 2 ст. 14 Закона);

дела по так называемым надзорным протестам (см. § 3 гл. VI учебника) на вступившие в силу решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, а также определения и постановления, принятые окружным (флотским) военным судом во второй инстанции (ч. 3 ст. 14 Закона);

дела о проверке по вновь открывшимся обстоятельствам законности и обоснованности вынесенных ими самими решений, приговоров, определений и постановлений, вступивших в силу (ч. 4 ст. 14 Закона).

Военный суд среднего уровня состоит из председателя, его заместителей (в крупных судах допускается введение и должности первого заместителя), других судей. Основные структурные подразделения этих судов — президиумы, а также образуемые с учетом объема работы конкретного суда и количества назначенных в него судей судебные коллегии и (или) судебные составы.

Президиум образуется в составе председателя данного суда, его заместителей — председателей судебных коллегий и (или) судебных составов. На него возлагается:

рассмотрение гражданских, административных и уголовных дел по протестам на вступившие в силу решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, а также на определения и постановления, принятые во второй инстанции судебной коллегией или судебным составом данного окружного (флотского) военного суда;

рассмотрение вопросов организации работы и осуществление координации работы судебных коллегий и судебных составов;

утверждение председателей судебных коллегий и судебных составов по представлению председателя суда;

определение численности судебных коллегий и судебных составов по представлению председателя суда;

рассмотрение вопросов организации работы аппарата суда, утверждение по представлению председателя суда структуры и штатного расписания аппарата суда, численности его работников и положения об аппарате суда.

Заседание президиума правомочно, если на нем присутствует более половины его членов. Решения принимаются большинством голосов присутствующих на заседании членов президиума.

Основные функции судебной коллегии и (или) судебного состава окружного (флотского) военного суда определены в ст. 18 Закона о военных судах. К ним отнесено разбирательство:

в первой инстанции дел, отнесенных к подсудности окружного (флотского) военного суда;

дел по жалобам и протестам на не вступившие в силу решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, принятые ими в первой инстанции;

дел о проверке по вновь открывшимся обстоятельствам законности и обоснованности вынесенных ими самими решений, приговоров, определений и постановлений, вступивших в силу.

При разбирательстве конкретных дел по первой инстанции окружной (флотский) военный суд может состоять:

по гражданским или административным делам — из одного или трех судей;

по уголовным делам — из трех судей-профессионалов, одного судьи-профессионала и двух народных заседателей либо из судьи-профессионала и двенадцати присяжных заседателей.

Рассмотрение кассационных жалоб и (или) протестов на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных судов осуществляется коллегиями, состоящими из трех судей окружного (флотского) военного суда.

Права и обязанности у председателя военного суда среднего звена в основном те же, что и у председателей аналогичных гражданских судов общей юрисдикции (см. § 4 гл. VI учебника). Во многом похожи военные суды на соответствующие гражданские суды своими вспомогательными аппаратами и организацией работы (см. § 6 гл. V и ниже в данной главе учебника). Основное отличие заключается, пожалуй, в том, что администраторы, консультанты, секретари и некоторые другие работники должны быть военнослужащими.

Высшей судебной инстанцией по отношению ко всем военным судам является Верховный Суд РФ, в составе которого образуется, как отмечалось выше, Военная коллегия.

Эта коллегия тоже уполномочена выполнять функции всех судебных инстанций.

В качестве суда первой инстанции она рассматривает:

гражданские дела об оспаривании ненормативных актов Президента РФ, нормативных актов Правительства РФ, Министерства обороны РФ, иных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, в тех случаях, когда такие акты касаются прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы;

уголовные дела о преступлениях, в совершении которых обвиняется судья военного суда, если им заявлено соответствующее ходатайство, а также иные уголовные дела о преступлениях особой сложности или особого общественного значения, которые Военная коллегия вправе принять к своему производству при наличии ходатайства обвиняемого.

В роли суда второй (кассационной) инстанции она выступает по отношению к военным судам среднего звена, а в роли инстанции, проверяющей законность и обоснованность вступивших в законную силу приговоров и иных судебных решений, — по отношению ко всем военным судам. Она вправе также проверять свои вступившие в силу приговоры и решения по вновь открывшимся обстоятельствам.

Для разбирательства дел в Военной коллегии допускается образование различных составов суда:

по первой инстанции гражданское или административное дело может рассматриваться единолично судьей или коллегией, состоящей из трех судей, а уголовное дело — коллегией, состоящей из судьи и двух народных заседателей или трех судей, либо судом присяжных (один судья и двенадцать присяжных заседателей);

при рассмотрении дела в качестве кассационной инстанции или инстанции, проверяющей законность и обоснованность вступивших в силу приговоров и иных судебных решений, образуется коллегия из трех судей.

Законность и обоснованность не вступившего в силу решения по гражданскому делу или приговора, постановленного по первой инстанции Военной коллегией, проверяется Кассационной коллегией Верховного Суда РФ. Законность и обоснованность приговора или иного судебного решения Военной коллегии в предусмотренных законом случаях может быть проверена Президиумом Верховного Суда РФ.

Полномочия Председателя Военной коллегии, который одновременно является и одним из заместителей Председателя Верховного Суда РФ, во многом похожи на полномочия других председателей судебных коллегий и заместителей Председателя Верховного Суда РФ (см. § 5 следующей главы учебника).

Статус военных судей всех уровней в основном определен Законом о статусе судей (см. гл. XII учебника). Но есть и некоторые особенности, обусловленные отмеченной выше спецификой организации и деятельности военных судов: кандидаты на должности военных судей сдают квалификационные экзамены комиссиям при военных судах округов, флотов, видов и групп войск; военный судья, в отличие от судьи гражданского суда, не может оставаться в своей должности по достижении предельного возраста для пребывания на военной службе; кандидат на должность военного судьи может иметь пятилетний стаж службы в офицерской должности и т.д. (подробнее см. ст. 26—31 Закона о военных судах).

В военных судах всех уровней образуются аппараты, выполняющие вспомогательные функции (администраторы судов, помощники председателей судов или судей, начальники канцелярий, секретари судебных заседаний, советники, консультанты, главные специалисты, ведущие специалисты, специалисты других категорий и т.д.). Их штатная численность и структура прямо зависят от количества судей в конкретном суде, объема работы и выполняемых функций. Руководят работой аппаратов председатели соответствующих судов, несущие ответственность за организационное обеспечение их деятельности. Значительную роль в выполнении данной правоохра­нительной функции в отношении всех военных судов призвано играть Главное управление обеспечения деятельности военных судов Судебного департамента при Верховном Суде РФ (см. § 3 гл. XIV учебника).

newinspire

Сфера юстиции, судебная система РФ и органы судейского сообщества

Традиционно к сфере юстиции относится государственная деятельность судов по осуществлению правосудия, организационное обеспечение судебной деятельности (кадры, финансирование, материально-техническое оснащение, делопроизводство, судебная статистика и т.д.), а также сопровождающие правосудие и способствующие ему другие виды юридической деятельности — адвокатуры, судебно-экспертных учреждений, органов ЗАГСа, нотариата и некоторых других органов и учреждений, осуществляющих аналогичные функции.

Современное, более широкое понимание термина и понятия « сфера юстиции », вытекающее из конституционного принципа построения в России правового государства наряду с вышеперечисленными видами деятельности, включает в себя ряд основных направлений реализации правовой политики государства через систему органов и учреждений юстиции, действующих в сфере государственной исполнительной власти, которые согласно Концепции реформирования органов и учреждений юстиции Российской Федерации определяются как:

— участие в правовом обеспечении нормотворческой деятельности;

— государственная регистрация ведомственных нормативных актов;

— государственная регистрация юридических лиц, актов гражданского состояния, прав на недвижимость и сделок с ней;

— регулирование сферы правового обслуживания;

— обеспечение судебной деятельности;

— контроль за исполнением законодательства;

— руководство системой органов и учреждений юстиции;

— развитие судебно-экспертных, научных и образовательных учреждений юстиции.

Особое и определяющее место в сфере юстиции занимает судебная власть, осуществляемая судами и судьями посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации» (ред. от 05.02.2014).

Судебную систему РФ составляют федеральные суды (Конституционный Суд РФ, федеральные суды общей компетенции — от Верховного Суда РФ до районного суда, а также военные и специализированные суды, Высший Арбитражный Суд РФ с федеральными арбитражными судами округов и арбитражными судами субъектов РФ) и суды субъектов РФ — конституционные (уставные) суды субъектов РФ и мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ.

При этом вся судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей.

Судьи федеральных судов всех видов и уровней, судьи судов субъектов РФ образуют судейское сообщество, членами которого являются все судьи федеральных судов и судов субъектов Российской Федерации. Для выражения интересов судей как носителей судебной власти формируются и действуют органы судейского сообщества.

На основании Закона РФ от 14 марта 2002 г. «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» (ред. от 12.03.2014) органами судейского сообщества являются:

— Всероссийский съезд судей;

— конференции судей субъектов РФ;

— советы судей субъектов РФ;

— общие собрания судей судов;

— Высшая квалификационная коллегия судей РФ;

— квалификационные коллегии судей субъектов РФ.

Деятельность органов судейского сообщества регулируется актами (регламентами, положениями), принимаемыми этими органами, а порядок формирования и компетенция каждого из них закреплены вышеназванным Законом РФ.

Организационное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции, т.е. мероприятия кадрового, финансового, материально-технического и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия (т.е. функции государственного судебного управления), возложено на Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации.

Согласно Федеральному закону от 8 января 1998 г. «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» (ред. от 12.03.2014) судебный департамент является федеральным государственным органом, осуществляющим организационное обеспечение деятельности верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов, органов судейского сообщества, а также финансирование мировых судей. Обеспечение деятельности Верховного Суда РФ осуществляется аппаратом этого суда.

Судебный департамент, а также управления (отделы) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации и создаваемые им органы учреждения образуют систему Судебного департамента.

Структура Судебного департамента включает в себя:

— главное управление организационно-правового обеспечения деятельности судов;

— главное управление обеспечения деятельности военных судов;

— главное финансово-экономическое управление;

— управление государственной службы и кадрового обеспечения;

— управление капитального строительства, эксплуатации зданий и сооружений;

— отдел учебных и образовательных учреждений;

— отдел международно-правового сотрудничества.

Судебный департамент выполняет следующие функции :

— организационно обеспечивает деятельность верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, военных и специализированных судов, органов и учреждений Судебного департамента, а также Всероссийского съезда судей и образуемых им органов судейского сообщества;

— управляет органами и учреждениями Судебного департамента;

— определяет потребность судов в кадрах, обеспечивает работу по отбору и подготовке кандидатов на должности судей, взаимодействует с образовательными учреждениями, осуществляющими подготовку и повышение квалификации судей и работников аппаратов судов;

— разрабатывает научно-обоснованные нормативы нагрузки судей и работников аппаратов судов;

— ведет статистический и персональный учет судей и работников аппаратов судов, а также работников органов и учреждений Судебного департамента;

— ведет судебную статистику, организует делопроизводство и работу архивов судов, взаимодействует с органами юстиции при составлении сводного статистического отчета;

— принимает меры по материально-техническому и иному обеспечению деятельности органов и учреждений Судебного департамента, организует проведение научных исследований в области судебной деятельности и финансирует их;

— принимает во взаимодействии с судами, органами судейского сообщества и правоохранительными органами меры по обеспечению независимости, неприкосновенности и безопасности судей, а также безопасности членов их семей;

— организует материальное и социальное обеспечение судей, в том числе пребывающих в отставке, и работников аппаратов судов;

— взаимодействует с адвокатурой, правоохранительными и другими государственными органами по вопросам надлежащего обеспечения деятельности судов и ряд других функциональных полномочий, перечисленных в ст. 6 Федерального закона «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации».

Судебный департамент возглавляет Генеральный директор Судебного департамента, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Председателем Верховного Суда РФ с согласия Совета судей Российской Федерации. Материальное и социальное обеспечение ему предоставляется на условиях, установленных для федерального министра.

Работники аппарата Судебного департамента и работники органов и учреждений Судебного департамента являются государственными служащими, им присваиваются классные чины и другие специальные звания в соответствии с федеральным законодательством.

Главное управление военных судов

Глава 14. Основы организации и деятельности военных судов, военной прокуратуры и юридической службы

§ 1. Военные суды в Российской Федерации [1]

1. Становление системы военных судов. Военные суды в современных государствах организуются в разных формах[2]. В настоящее время в мире сформировалось три основных подхода к механизму реализации судебной власти в условиях вооруженных сил.

Первый подход характерен для государств, в которых военные суды действуют как в мирное, так и в военное время и рассматриваются как важное звено государственной судебной системы, причем независимо от того, функционируют они на постоянной основе или создаются по мере необходимости. Таких стран большинство[3].

Второй подход состоит в том, что ряд стран имеет в мирное время так называемую смешанную юрисдикцию. Во Франции, Нидерландах, Норвегии, Финляндии, Венгрии, Болгарии вместо военных судов при судах общей юрисдикции на постоянной основе функционируют специализированные военные структуры (палаты, отделы, советы), которые формируются из офицеров-юристов, реже — из гражданских судей или имеют смешанный состав. Их деятельность, как правило, координируется одним из заместителей председателя Верховного (Высшего) суда страны.

Третий подход применяется в странах, в которых деятельность военных судов ограничена военным временем; в другое время они могут создаваться только при войсках, находящихся за границей (Германия, Австрия, Португалия, Швеция, Япония и др.). В мирное время в этих странах уголовные дела в отношении военнослужащих рассматривают общие суды; в то же время не исключается создание дисциплинарных военных судов[4].

Исторически в России военные суды первоначально созда­вались военным командованием из подчиненных военнослужащих для рассмотрения конкретного дела[5]. Зарождение военных судов было объективно обусловлено необходимостью осуществления судебной власти в армии, особенно в период военных действий и иных чрезвычайных ситуаций. В дальнейшем это предназначение военных судов сохранялось, а их развитие происходило одновременно с реформированием других государственных органов и военной организации страны под воздействием общих детерминирующих исторических факторов[6].

Наиболее значимым для образования военных судов являлся период правления Петра I, ознаменовавшийся стремлением разделения властей, созданием в России регулярной постоянной армии и появлением, по словам историков XIX в., «превосходных по тому времени» специальных военно-судебных и военно-уголовных законов.

В 1702 г. появилось «Уложение или право воинского поведения генералов, средних и младших чинов и рядовых солдат» сподвижника Петра — графа Б. Шереметева, с которым он вел боевые действия в Северной войне и обеспечивал необходимое правосудие в действующей армии на началах, подобных разделению властей[7].

В 1706 г. на базе немецкого военно-уголовного кодекса был издан Краткий артикул А. Меньшикова (Moskovitische kriegs-reglement), в котором военно-судебный аспект был представлен более отчетливо и полно[8].

В 1715—1716 гг. поэтапно был введен в действие разработанный при личном участии Петра I Воинский устав, который стал эпохой в деле становления российской государственности и армии, а также создания новых военных судов и соответствующих военно-судебных нормативов. В нем содержалась специальная глава «О суде и судиях», некоторые положения и формулировки которой не потеряли своего значения до настоящего времени.

Согласно Воинскому уставу были предусмотрены коллегиальные военные суды трех видов: высший (генеральный) суд; низший (полковой) суд; «скорорешительный суд» — для условий военного времени в случаях, не терпящих отлагательства.

Некоторые «нижние военные суды» именно как постоянно действующие организовывались специальными Петровскими указами. Так, первый в России (в Москве) постоянный нижний военный суд был учрежден указом от 15 февраля 1723 г.[9] В Санкт-Петербурге в качестве постоянно действующего органа 18 августа 1724 г. начала функционировать военно-судная комиссия во главе с петербургским комендантом, исполнявшим обязанности ее президента, т. е. председателя[10].

Петровские военные суды без серьезных изменений в структуре и судопроизводстве просуществовали до военно-судебной реформы 1867 г. В ходе государст­венных преобразований Александра II, начиная с 1867 г., военные су­ды в России стали создаваться на профессиональной основе как по­стоянно действующие. Такая форма организации судебных органов в большей степени отвечает истинной природе правосудия.

Современная система военных судов Российской Федерации, их задачи, устройство и компетенция в процессе проводимой судебной реформы подверглись оправданным преобразованиям в контексте общей государственной политики, направленной на построение в России демократического, социального, правового государства (ст. 1 Конституции Российской Федерации). На высшем государственном уровне констатировано, что отечественная судебная система не должна отставать от жизни и на практике помогать проведению экономических преобразований, что суд должен стать «скорым, правым, справедливым»[11]. Правовой основой этих изменений явилась Конституция России, опре­делившая принципы правосудия, присущие правовому государству, гарантирующая каждому судебную защиту его прав и свобод, заложив­шая демократические основы справедливого правосудия.

Компетенция и устройство военных судов России в настоящее время определяются Федеральным конституционным законом «О военных судах Российской Федерации» от 23 июня 1999 г., который не создает новых судебных процедур, но регулирует необходимые стороны организации и деятель­ности военных судов Российской Федерации, их аппаратов, а также Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации. Как органы правосудия военные суды выполняют единые для всех судов общей юрисдикции задачи, определенные законодательством о судоустройстве, ст. 2 ГПК РФ и ст. 6 УПК РФ.

Вооруженные силы государства могут успешно действовать и осуществлять свои социально необходимые функции лишь тогда, когда в них поддерживается основанный на законах воинский порядок, когда личность, права и интересы военнослужащих защищены правовыми средствами. Действуя в специфических условиях Вооруженных Сил Российской Федерации, военные суды призваны поддерживать законность и установленный порядок несения воинской службы, защищать права военнослужащих.

Исходя из единства судебной системы страны, в своей деятельности военные суды руководствуются правилами судопроизводства, установленными для всех федеральных судов общей юрисдикции. Они действуют на основе Конституции Российской Федерации, федеральных законов, принципов международного права и международных договоров Российской Федерации. Решения и приговоры военных судов выносятся именем Российской Федерации.

Вступившие в законную силу решения, приговоры, определения и постановления военных судов, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения, как и других судов общей юрисдикции, являются обязательными для всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, военного управления, общественных объединений, должностных лиц, иных физических и юридических лиц. Они подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Необходимость существования военных судов наряду с другими судами общей юрисдикции обусловлена тем, что они призваны осуществлять судебную власть в формированиях, важнейшей обязанностью которых является обеспечение независимости и безопасности Российской Федерации как государства[12]. Осуществление правосудия в войсках требует знания их жизни и деятельности. Военные суды и их судьи должны быть готовы действовать в соответствии с необходимостью в условиях чрезвычайных обстоятельств, в том числе в боевой обстановке.

В ходе проходящих в России преобразований, направленных на построение правового государства, изменилась сущность деятельности военных судов. Рассматривавшиеся прежде как карательные органы, военные суды стали органами судебной власти, осуществляющими правовую защиту военнослужащих и действующими на основе демократических принципов Конституции и российских законов.

После упразднения структур судебной власти бывшего СССР военные трибуналы (так назывались военные суды в Советском Союзе) были переименованы в военные суды и включены в судебную систему Российской Федерации[13].

Вопросы обеспечения реальной независимости суда при осуществлении правосудия в контексте утверждения самостоятельной судебной власти были всегда важны для военных судов, поскольку прежде они действовали в специфических условиях войск, организационно были привязаны к армейским и флотским структурам, имели специальную подсудность. Эти проблемы были разрешены в Федеральном конституционном законе «О военных судах Российской Федерации», реализация которого знаменовала собой важный этап судебной реформы[14].

С принятием вышеназванного Закона на законодательном уровне завершились реорганизация военно-судебной системы Российской Федерации и создание самостоятельных и независимых от органов исполнительной власти, и в первую очередь от органов военного управления, судов, способных быть гарантом законности и справедливости в формированиях, образующих военную организацию государства.

Федеральный конституционный закон «О военных судах Российской Федерации» по-новому определил задачи военных судов, подсудность, структуру, порядок комплектования их кадрами, финансирование, материально-техническое обеспечение.

Закон установил, что военные суды входят в единую судебную систему Российской Федерации, являются судами общей юрисдикции и осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (ст. 1).

Впервые в истории нашего государства военные суды полностью выведены из-под влияния органов исполнительной власти и военного командования. Штаты военных судов, Военной коллегии и Главного управления обеспечения деятельности военных судов Судебного департамента переданы из военного ведомства в судебные органы, а все военнослужащие, включая судей, на период исполнения должностных обязанностей прикомандировываются к судам.

2. Функции военных судов. Принципиально изменились выполняемые военными судами функции. В соответствии со ст. 4 Федерального конституционного закона «О военных судах Российской Федерации» основными задачами военных судов являются обеспечение и защита нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов человека и гражданина, юридических лиц и их объединений, органов местного самоуправления Российской Федерации и ее субъектов, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Федерации.

С учетом решаемых военными судами задач определена и подсудность им дел. Непосредственно правила о подсудности дел военным судам конкретизированы в вышеназванном Законе, УПК РФ и ГПК РФ.

Военные суды рассматривают не только уголовные дела, но и определенные категории гражданских и административных дел.

В качестве основного критерия для определения подсудности дел военным судам Федеральный конституционный закон «О военных судах Российской Федерации» предусматривает субъективный признак: по уголовным (административным) делам — наличие статуса военнослужащего у лица, совершившего преступление (административное правонарушение), а по гражданским делам — правовое положение сторон (военнослужащий и орган военного управления, воинское должностное лицо).

В соответствии со ст. 7 Федерального конституционного закона «О военных судах Российской Федерации» военным судам подсудны гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений, что соответствует Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод (ст. 46).

Практика обращения военнослужащих с жалобами в военный суд за защитой своих прав и свобод получила широкое распространение. В военные суды обращаются все категории военнослужащих — от рядового до генерала. Если в 1993 г. с жалобами в военные суды обратились около 3 тыс. военнослужащих, то в 2002 . — свыше 200 тыс.[15]

Граждане, уволенные с военной службы, граждане, прошедшие военные сборы, также вправе обжаловать в военный суд действия (бездействие) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятые ими решения в период прохождения ими военной службы, военных сборов (п. 2 ст. 7 Федерального конституционного закона «О военных судах Российской Федерации»).

Граждане, уволенные с военной службы (прошедшие военные сборы), т. е. не имеющие статуса военнослужащих, вправе подать жалобу на действия воинских должностных лиц по своему усмотрению в военный или гражданский суд. Рассмотрение военными судами таких жалоб является исключением из общего правила о подсудности дел военным судам и обусловлено стремлением обеспечить наиболее полную защиту прав граждан по делам, связанным со специальными воинскими правоотношениями и применением норм военного законодательства.

Подсудность военным судам гражданских дел, указанных в ст. 7 Федерального конституционного закона «О военных судах Российской Федерации» находит подтверждение в нормах ГПК РФ[16].

В соответствии со ст. 31 УПК РФ к подсудности военных судов отнесены уголовные дела обо всех преступлениях, совершенных только военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы. Дела о преступлениях других лиц военным судам неподсудны.

Если уголовное дело по обвинению группы лиц подсудно военному суду в отношении хотя бы одного из них, то данное дело может рассматриваться военным судом, если против этого не возражает то лицо или те лица, которые не являются военнослужащими или гражданами, проходящими военные сборы. При наличии возражений со стороны указанных лиц уголовное дело в отношении их выделяется в отдельное производство и рассматривается соответствующим судом общей юрисдикции. В случае если выделение уголовного дела в отдельное производство невозможно, данное уголовное дело в отношении всех лиц рассматривается соответствующим судом общей юрисдикции (ч. 7 ст. 31 УПК РФ).

В соответствии со ст.ст. 29, 108—109 УПК РФ гарнизонные военные суды принимают решения о заключении под стражу и продлении срока содержания под стражей в отношении военнослужащих и граждан, проходящих военные сборы, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений.

В ходе досудебного производства по подсудным им уголовным делам военные суды правомочны рассматривать жалобы на постановления прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела, а равно иные их решения и действия (бездействие), которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию (ст. 29, ст. 125 УПК РФ; п. 6 ст. 7 Федерального конституционного закона «О военных судах Российской Федерации»).

Гарнизонные военные суды принимают также решения об ограничении прав на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, на неприкосновенность жилища (ч. 2 ст. 29 УПК РФ, п. 3 ст. 22 Федерального конституционного закона «О военных судах Российской Федерации»).

Согласно ч. 8 ст. 31 УПК РФ военным судам, дислоцирующимся за пределами территории Российской Федерации, подсудны уголовные дела о преступлениях, совершенных военнослужащими, проходящими военную службу в составе российских войск, членами их семей, а также другими гражданами Российской Федерации, если деяние, содержащее признаки преступления, предусмотренного уголовным законом, совершено на территории, находящейся под юрисдикцией России, либо совершено при исполнении служебных обязанностей, либо посягает на интересы Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором России.

Подсудность уголовных дел военным судам разных уровней — гарнизонным и окружным (флотским) — определена исходя из разграничения их полномочий по тому же принципу, что и подсудность дел районным и вышестоящим над ними судам.

Следует отметить, что положения УПК РФ о подсудности уголовных дел военным судам не в полной мере согласуются с нормами Федерального конституционного закона «О военных судах Российской Федерации». Исходя из содержания данного Закона и чч. 5 и 6 ст. 31 УПК РФ дела о преступлениях гражданских лиц, совершенных ими в период военной службы или прохождения военных сборов, военным судам в настоящее время неподсудны.

3. Система военных судов. Военные суды являются федеральными судами общей юрисдикции, но в их системе нет мировых судей и не предусмотрено рассмотрение дел в порядке апелляции. В соответствии со ст. 6 Федерального закона «О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» дела, отнесенные УПК РФ к подсудности мировых судей, рассматривают судьи гарнизонных военных судов в порядке, установленном гл. 41 УПК РФ. Их судебные постановления по таким делам пересматриваются окружными (флотскими) военными судами в кассационном порядке.

Гарнизонные военные суды являются основным, низовым звеном системы военных судов; они действуют в качестве суда первой инстанции. В России их насчитывается немногим более 130. Гарнизонный военный суд функционирует на территории, на которой дислоцируются воинские части одного или нескольких гарнизонов (ст. 21 Федерального конституционного закона «О военных судах Российской Федерации»).

Военным судам подсудны все уголовные, гражданские и административные дела, отнесенные к компетенции военных судов, за исключением дел, подсудных вышестоящим судам. В состав гарнизонного военного суда входят председатель, заместитель председателя (если установлено по штату) и судьи военного суда. В штатах военного суда предусмотрены помощники судей, администратор суда, судебные секретари и технический персонал.

Вторым звеном системы военных судов являются окружные (флотские) военные суды. К их подсудности отнесены дела о тех же преступлениях, которые рассматривают верховные суды республик, окружные, областные и им равные суды, но в отношении гражданских лиц (ч. 6 ст. 31 УПК РФ). Им подсудны по первой инстанции уголовные и гражданские дела, аналогичные делам областного и им равного звена судов общей юрисдикции.

Военные суды округов действуют так же, как суды второй и надзорной инстанций. В кассационном порядке рассматриваются жалобы и представления на не вступившие в законную силу решения гарнизонных военных судов.

В качестве судов надзорной инстанции военные суды округов рассматривают гражданские и уголовные дела по жалобам осужденного, оправданного, их защитников или законных представителей, потерпевшего, его представителя, а также по ходатайству прокурора, которое именуется надзорным представлением (ст. 402 УПК РФ). Кроме того, они рассматривают заключения прокуроров о возобновлении производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств в отношении приговоров, определений и постановлений гарнизонных военных судов (п. 6 ч. 1 ст. 417 УПК РФ).

Окружной (флотский) военный суд действует на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, на которой дислоцируются воинские части и учреждения воинских формирований и органов.

Окружной военный суд функционирует в составе председателя; его заместителей, а также других судей; в нем образуется президиум, а также могут быть образованы судебные коллегии и (или) судебные составы.

Надзор за судебной деятельностью военных судов осуществляется Верховным Судом Российской Федерации, в котором надзорными полномочиями обладают Президиум Верховного Суда Российской Федерации как высшая надзорная инстанция для всех судов общей юрисдикции и Военная коллегия Верховного Суда.

Военная коллегия состоит из председателя, его заместителя и 6 федеральных судей Верховного Суда. Судьи Военной коллегии, как и другие судьи Верховного Суда, назначаются на должности Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента России, которое вносится с учетом мнения Председателя Верховного Суда Российской Федерации. Работу Военной коллегии по осуществлению правосудия обеспечивает аппарат, состоящий из отделов.

Нормы о подсудности дел Военной коллегии содержатся в Федерального конституционном законе «О военных судах Российской Федерации», УПК РФ и ГПК РФ.

Так, например, Военной коллегии по первой инстанции подсудны уголовные дела о преступлениях, в совершении которых обвиняется судья военного суда, если им заявлено соответствующее ходатайство, а также дела о преступлениях особой сложности или особого общественного значения, которые Военная коллегия вправе принять к своему производству при наличии ходатайства обвиняемого.

Военная коллегия в порядке гражданского судопроизводства рассматривает в первой инстанции дела об оспаривании ненормативных актов Президента Российской Федерации, нормативных актов Правительства, Министерства обороны Российской Федерации, иных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы.

Как свидетельствует судебная практика, обжалуются правовые акты указанных органов, связанные с определением порядка прохождения военной службы, реализацией отдельных положений законодательства об обеспечении различными видами довольствия и др. Так, в 2002 г. Военной коллегией было рассмотрено свыше 130 таких жалоб военнослужащих.

ГПК РФ отнес к подсудности Верховного Суда Российской Федерации новую категорию дел — гражданские дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций (ст. 27). Такие дела, затрагивающие права, свободы и законные интересы военнослужащих, подсудны Военной коллегии Верховного Суда.

4. Статус судей. На все должности судей военных судов (а их в военно-судебной подсистеме страны немногим более 900) назначаются военнослужащие, прикомандированные к военным судам из Вооруженных Сил и других войск.

Согласно ст. 13 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», ст.ст. 19, 20, 24, 25 Федерального конституционного закона «О военных судах Российской Федерации» и ст. 6 Федерального закона «О статусе судей в Российской Федерации» судьи военных судов назначаются на должности, как и другие судьи судов общей юрисдикции, Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации, основанному на заключении соответствующих квалификационных коллегий судей Российской Федерации. Для председателей военных судов и их заместителей требуется заключение Высшей квалификационной коллегии судей.

Судьи гарнизонных военных судов впервые назначаются на должности сроком на три года, по истечении которого они могут быть назначены на должность без ограничения срока их полномочий.

К сдаче квалификационного экзамена на должность судьи военного суда может быть допущен любой гражданин России, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, имеющий офицерское звание, не совершивший порочащих его проступков.

Судьи военных судов обладают единым статусом с другими судьями судов общей юрисдикции. На них распространяются гарантии независимости судей, при осуществлении правосудия они подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральным законам. В отношении всех судей судов общей юрисдикции установлены единые принципы материального и социального обеспечения, наделения полномочиями и их прекращения.

Однако судьи военных судов должны являться офицерами, состоять на военной службе по контракту. Для них в соответствии со ст. 49 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» установлены предельные сроки военной службы в зависимости от воинского звания. Военнослужащим, достигшим предельного возраста пребывания на военной службе в соответствующем воинском звании, срок военной службы может быть продлен, но не свыше достижения ими возраста 65 лет. В соответствии с ч. 3 ст. 26 Федерального конституционного закона «О военных судах» судьям военных судов, достигшим предельного возраста, в отличие от других военнослужащих срок военной службы может быть продлен до указанных сроков Председателем Верховного Суда Российской Федерации по рекомендации квалификационной коллегии судей, что является одной из гарантий независимости судей военных судов от органов исполнительной власти.

В целях обеспечения независимости военных судов от командования и других органов исполнительной власти предусмотрен ряд других мер.

Организационное обеспечение деятельности военных судов осуществляется Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации. В составе Судебного департамента образовано Главное управление по обеспечению деятельности военных судов, которое осуществляет меры по созданию условий, необходимых для судебной деятельности, ее кадрового, организационного и ресурсного обеспечения. Финансирование и материально-техническое обеспечение военных судов осуществляется за счет средств федерального бюджета. Это способствует обеспечению гарантий законности и справедливости в одном из важнейших государственных механизмов России, что соответствует основным целям и задачам проводимых в стране реформ.

Закрыть меню