Хозяйственное партнерство федеральный закон

Хозяйственное партнерство — инновационная форма юридического лица в России

2012 год в России предоставил новые возможности для ведения инновационной, а также венчурной деятельности. Федеральный закон, в июле того же года вступивший в силу, регламентирует внедрение инновационной формы юридического лица. Целью закона было восполнение пробела в законодательных актах относительно координирования венчурного сегмента экономики и приближение к современным зарубежным требованиям ведения деятельности в инновационной сфере.

И сегодня мы погорим про правовое положение (статус), преимущества и недостатки, виды хозяйственных партнерств, дадим общую характеристика таких обществ с примерами организаций в России.

Краткое понятие о хозяйственном партнерстве

Хозяйственное партнерство — предприятие, создаваемое как минимум двумя физическими лицами или юридическими лицами. Согласно законодательному акту “О хозяйственных партнерствах” предприятие имеет полную правоспособность, которая ограничивается лишь парой запретов.

Целью создания ХП, как и другого любого коммерческого предприятия, служит извлечение максимальной прибыли. Отличительная особенность в том, что внедренная организационно-правовая форма максимально удобна в сфере реализации особо рискованных бизнес-проектов, зачастую связанных с предметами либо интеллектуальной деятельности, либо научной.

На данный момент существует не много организаций в России, имеющих статус хозяйственных партнерств. Одновременно существует весомый размах в их деятельности:

  • ХП “РОСС” — стоянки для транспортных средств;
  • ХП «ВАПСО-ГРУПП» — консультирование относительно управления и коммерческой деятельности;
  • ХП “УРАЛ” и ХП “ПОБЕДА”- производство сельскохозяйственной продукции;
  • ХП “РОДИНА” и ХП “БАЙКАЛОВСКОЕ” — разведение молочного крупного рогатого скота;
  • ХП «СПК «ВОСТОК» — управление финансово-промышленными группами.
  • Пусть правовая форма вроде хозяйственного партнерства ориентирована на инновационную экономику, многие лица используют ее для традиционных видов деятельности.

    Про виды деятельности, которую ведет хозяйственное партнерство согласно ГК РФ, расскажет данное видео:

    Виды деятельности

    Ст. 2 ФЗ указывает, что хозяйственные партнерства имеют право на любой вид деятельности, что не запрещен законодательством РФ, кроме эмиссии облигаций, иных ценных бумаг. Какой бы вид деятельности ни был избран, запрещается его всяческая реклама. Сам закон принимался с целью облегчения деятельности в венчурной, инновационной сферах и ориентировался на такие виды деятельности:

  • реализация и инвестирование рисковых бизнес-проектов;
  • производство объектов интеллектуального труда;
  • консалтинговые услуги;
  • услуги в сфере искусства;
  • медиа услуги.
  • Хозяйственное партнерство служит неким промежуточным звеном между товариществами, которые не имеют собственной правоспособности, и хозяйственными обществами, деятельность которых строго регулируется законодательством.

    Про плюсы и минусы хозяйственного партнерства читайте ниже.

    Особенности организации

    Хозяйственные партнерства могут создаваться физическими лицами и юридическими лицами. Наименьшее количество участников — два, максимальное — пятьдесят. Если в предприятии остается единый участник, то партнерство следует ликвидировать, а если количество превышает 50 — преобразовать в АО.

    Юридическим лицом партнерство становится после регистрации. Учредительный документ — это устав. Он обязательно содержит:

    • фирменное название (обязательно включающее слова “Хозяйственное партнерство”);
    • разновидности и цель деятельности;
    • местонахождение;
    • размер, состав складочного капитала;
    • сведения об исполнительном органе;
    • наличие соглашения об управлении и сведения о нем.
    • Интересно, что каждый участник партнерства должен внести свою долю в денежной или иной материальной форме, в виде имущественных прав, но минимальный размер капитала законом не устанавливается. Суммами внесенных вкладов ограничивается ответственность участников относительно долгов и обязательств созданного партнерства.

      Отличия от других предприятий

      Организационно-правовая форма по вопросам ответственности вкладчиков очень схожа с акционерным обществом. Однако хозяйственные партнерства имеют свои особенности, что отличают их от других предприятий:

    • если кредиторы партнерства — субъекты предпринимательской деятельности, то договоры с ними могут содержать отдельные пункты, предполагающие условия о прекращении обязательств предприятия перед кредиторами;
    • если организации недостает имущества для расчета по обязательствам, они удовлетворяются исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, что принадлежат партнерству. Во избежание этого участники могут добровольно удовлетворить обязательства перед кредиторами собственным имуществом;
    • партнерство не может выступать, как учредитель или входить в состав иных юридических лиц, исключая ассоциации и союзы;
    • при создании организации в обязательном порядке следует назначить индивидуального аудитора или аудиторскую организацию;
    • обязательный орган управления — исполнительный орган в виде ген директора или президента — избирается среди участников-физических лиц единогласно;
    • все внутрикорпоративные отношения прописываются внутри соглашения об управлении партнерством, заверенным у нотариуса. Данный документ не оглашается.
    • Минусы и плюсы

      Из особенностей хозяйственного партнерства вытекает его главное преимущество, а именно — максимальная гибкость и свобода в управлении предприятием. Среди недостатков правовой формы можно выделить такие:

    • приватность соглашения об управлении партнерством служит фактором, ограничивающим доверие инвесторов. Партнерство может потерять ряд важных кредиторов, которые не будут достаточно уверены в надежности предприятия при дефиците информации о нем;
    • запрет на рекламу, с одной стороны, защищает денежные средства населения и юридических лиц, учитывая ограниченность ответственности участников партнерства, но, с иной стороны, препятствует привлечению дополнительной выгоды самим партнерством путем рекламирования предоставляемых ими услуг;
    • хозяйственное партнерство не получает никаких налоговых льгот. Раздельное налогообложение для отдельных участников партнерства также не предусмотрено;
    • деятельность партнерства ограничивается запретами на выпуск облигаций и продажу эмиссионных ценных бумаг, учреждение юридических лиц.
    • Про управление предприятием (хозяйственные партнерства) и ответственность его участников читайте ниже.

      Управление и участники

      Участниками партнерства являются только те лица, которые внесли какую-либо долю в складочный капитал. Однако это не значит, что участники предприятия будут ним управлять. Это могут делать даже третьи лица, не прописанные в реестре участников. Поэтому соглашение об управлении партнерством имеет огромное значение, ведь может регулировать:

    • право на управление партнерством, непропорциональное вкладу участника;
    • непропорциональное вкладам распределение прибыли или расходов;
    • ограничение прав на свободное отчуждение доли в складочном капитале;
    • наличие права вето;
    • степень ответственности участников при нарушении ими обязательств перед партнерством.
    • То есть, соглашение об управлении партнерством вмещает в себя выбор способа управления, структурирует отношения между участниками, степень их влияния на предприятие, устанавливает порядок прав и обязанностей, зачастую различный для разных участников.

      Одновременно данный документ может обозначать права и обязанности тех лиц, которые не есть участниками организации. Они невидимы для посторонних лиц, однако участвуют в управлении организацией, возможно даже в процессе распределения прибылей, убытков и расходов.

      Помимо способов и органов управления, обозначенных соглашением об управлении, законодательство требует создание только одного исполнительного органа в лице президента или ген директора. Занимать эту должность может только физическое лицо.

      Также это физическое лицо обязательно должно быть участником организации, то есть числиться в реестре. Лишь единоличный исполнительный орган наделен властью принимать решения от лица организации в отношениях с посторонними лицами.

      Кто есть собственники капитала в хозяйственных партнерствах, а также порядок распределения прибыли и убытков — все это расписано ниже.

      Порядок распределения прибыли и убытков

      Как уже упоминалось, хозяйственное партнерство отличается тем, что предполагает большую свободу и гибкость во внутрикорпоративных отношениях. Соглашение об управлении партнерством предусматривает разработку произвольного механизма передачи участникам прибыли независимо от вклада.

    • Также в соглашении возможно указание отдельных обязательств для некоторых участников и степень их ответственности относительно обязательств самого партнерства, а также убытков, вызванных его деятельностью.
    • Однако есть и ограничения: не допускается полное отстранение от участия в прибыли, убытках какого-либо участника партнерства.
    • Если порядок раздачи доходов и убытков не прописан в соглашении, то, согласно законодательству, средства и обязательства распределяются пропорционально вкладу единожды за год между всеми участниками.
    • По решению участников прибыль может не распределяться. Она направляется на увеличение капитала организации, развитие партнерства.

      О налогах и экономических проблемах в рассматриваемой сфере расскажет директор одного из хозяйственных партнерств в видео ниже:

      Диплом хозяйственное партнерство

      Глава 1. Правовой статус хозяйственного партнерства

      Порядок учреждения хозяйственного партнерства

      Складочный капитал партнерства

      Права и обязанности участников партнерства

      Глава 2. Управление хозяйственных партнерств

      Орган управления партнерством

      Соглашение об управлении партнерством

      Ревизионная комиссия. Аудит бухгалтерской отчетности хозяйственных партнерств

      Глава 3. Особенности реорганизации и ликвидации хозяйственных партнерств

      3.1.Реорганизация хозяйственного партнерства

      3.2. Ликвидация хозяйственного партнерства

      Актуальность темы. С 01 июля 2012 года вступил в силу федеральный закон № 380-ФЗ от 03.12.2011 «О хозяйственных партнерствах» (далее – Закон о хозяйственных партнерствах). В данном нормативном документе законодатель закрепляет новую форму существования и функционирования хозяйствующих субъектов в Российской Федерации – хозяйственное партнерство. Данная форма юридического лица ранее не применялась в российской практике. Основной задачей формирования данного субъекта взаимодействия является создание правовых инструментов развития инновационного сектора российской экономики, а также стимулирования венчурной деятельности 1 . Важно отметить, что именно инновационное развитие российского инновационного сектора является приоритетной задачей Правительства РФ на современном этапе. Поэтому, совершенствование законодательной базы в данном направлении, четкое закрепление правового статуса хозяйствующих субъектов будет способствовать развитию российской экономики в целом.

      Целью данной работы является изучение правовых основ хозяйственного партнерства как инструмента инновационного развития российской экономики. Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:

      Рассмотрение и анализ законодательной базы, регламентирующих деятельность хозяйственных партнерств;

      Рассмотрение системы управления хозяйственными партнерствами;

      Изучение порядка формирования хозяйственного партнерства как субъекта экономического взаимодействия;

      Анализ порядка реорганизации и ликвидации хозяйствующих партнерств.

      Объектом исследования выступает хозяйственное партнерство как новая форма коммерческой организации.

      Предметом исследования является нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность хозяйственных партнерств.

      В рамках данного исследования применен ряд научных методов, среди которых можно выделить историко-правовой, логическо-методический. Для обоснования основных положений и выводов дипломной работы применялись формально-логические методы (анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, индукция и дедукция) и др.

      Нормативно-правовой базой выступают Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О хозяйственных партнерствах», Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью», иные нормативные акты Российской Федерации. Теоретической базой исследования являются научные труды ученых в области гражданского и предпринимательского права, а также иные литературные источники и материалы периодической печати, относящиеся к проблематике дипломной работы, необходимые для решения поставленных в настоящем исследовании вопросов.

      При написании работы были использованы работы таких отечественных исследователей в области гражданского и предпринимательского права как Зинченко С.А, Юрьева Л.А., Сатаева Г.А., Гришаева С.П., Молотникова А.Е., Гулиева Е.Я., Янковского Р.М., Борисова А.Н. Работа состоит из введения, трех глав, заключения. Во введении рассмотрены вопросы актуальности исследования, определены цели и задачи, объект и предмет работы.

      В первой главе рассмотрены вопросы правовых основ функционирования хозяйственных партнерств, порядок их организации, права и обязанности участников партнерства.

      Во второй главе изучены вопросы управления хозяйственным партнерством. Рассмотрена нормативно-правовая база функционирования единоличного исполнительного органа партнерства.

      В третьей главе изучены вопросы реорганизации и ликвидации партнерства.

      В заключении подведены итоги рассмотрения данной темы, обобщены основные теоретические разработки в данной области, рассмотрены перспективы развития данной формы юридического лица в рамках российского экономического пространства.

      1Андреева Л. В. Российское предпринимательское право: учебник/Под общ. Ред. И.В. Ершовой. М.: Проспект, 2012. С. 145.

      Свобода договора

      С 1 июля 2012 года вступит в силу Федеральный закон N 380-ФЗ от 03.12.2011 г. «О хозяйственных партнерствах». Он был принят в составе пакета документов, которые должны упростить привлечение средств в российскую экономику. Кем может быть востребована новая форма инвестиционной деятельности?

      Хозяйственное партнерство — это некий аналог общества с ограниченной ответственностью, с большей свободой в заключении соглашения об управлении с целью инвестирования. В отличие от еще одной новеллы 2012 года — инвестиционного товарищества — хозяйственное партнерство является самостоятельным юридическим лицом и может привлекать в качестве участников физических лиц. В перспективе оно может быть преобразовано в ОАО или ликвидировано, если исчерпало свой функ ционал. Соглашение об управлении хозяйственным партнерством не подлежит государственной регистрации, но обязательно удостоверяется нотариусом. И хранится у него.

      Казалось бы, с юридической точки зрения дробление юридических лиц, введение новых организационно-правовых форм бессмысленно, но с точки зрения бизнес-практики такая необходимость есть. К сожалению, сегодня не все нормы закона об ООО можно признать реально работающими. Большинство заключаемых договоров об управлении ООО по сути являются договорами о намерениях. Нередко суды признают условия таких соглашений ничтожными, поскольку они ограничивают права других участников общества или фактически представляют собой отказ от прав. В соглашении же об управлении хозяйственным партнерством стороны могут достаточно свободно распределить между собой права и обязанности, прибыль и расходы, причем как угодно непропорционально. Другими словами, у бизнеса появляется больше свободы в управлении юридическим лицом. Допустим, договорились участники в течение трех лет выбирать директором конкретного человека, а через год один из них вдруг голосует «против». В ООО с таким «отщепенцем» ничего не сделаешь, максимум наложишь штраф по соглашению. А в хозяйственном партнерстве его можно обязать голосовать определенным образом через суд.

      Хотя это не единственная цель нового закона. Хозяйственное партнерство — удобная форма для совместной работы и мотивирования сотрудников, поскольку стороной соглашения может выступать и не участник партнерства. Например, директор, которому при достижении определенных показателей предоставляется доля в партнерстве — некий аналог опциона сотрудникам в акционерном обществе.

      В Европе данная форма ведения бизнеса довольно распространена, ее используют юристы, аудиторы, консультанты, маркетологи. В хозяйственном партнерстве проще мотивировать персонал, распределяя дивиденды не по составу участников, а по тем лицам, кто реально создает интеллектуальный продукт. В случае увольнения они теряют право на долю — это можно прописать в соглашении об управлении так же, как и условия принудительного исключения по суду. Права и обязанности «выбывающего» передаются новому участнику в соответствии со специальным договором, который заключается между приобретателем доли в складочном капитале и другими участниками партнерства.

      В каких еще сферах могут быть востребованы хозяйственные партнерства? Например, в IT-отрасли, для инвестиций в очень популярные сегодня старт апы, когда инвестор хочет не просто вложить деньги в проект, но и сохранить ключевых специалистов, изначально обладающих правами на созданный объект интеллектуальной деятельности и заинтересованных в развитии, совершенствовании продукта, выпуске новых версий.

      Интерес инвестора — в росте капитализации компании для ее перепродажи в перспективе.

      ООО для этих целей не подходит в силу определенных ограничений: преимущественное право у других участников; не ясно, может ли само общество стать участником соглашения об управлении; нет возможности наложить вето на решение важных вопросов; нельзя определить случаи, когда доля участников будет выкупаться за счет средств общества и т.д.

      На данный момент нет уверенности, что российские бизнесмены начнут пачками создавать хозяйственные партнерства. Во-первых, большая свобода соглашений увеличивает вероятность споров между участниками партнерства. Ведь если они изначально что-то не определили, а потом разошлись во мнениях, то нет нормы закона или пункта соглашения, который их примирит. Поэтому ООО пока остается вне конкуренции у большинства предпринимателей в силу понятности, долгой практики применения и отсутствия дополнительных издержек на нотариальное удостоверение соглашения.

      Во-вторых, доступ к соглашению об управлении хозяйственным партнерством третьи лица могут получить с большими ограничениями (условия договора озвучиваются только с согласия единоличного исполнительного органа, засвидетельствованного в нотариальном порядке), а содержание устава не позволит им достоверно определить степень устойчивости юрлица, что, в конечном итоге, может отрицательно сказаться на защите интересов кредиторов.

      Наконец, третий момент, не способствующий широкому распространению хозяйственных партнерств, — закон 380-ФЗ содержит запрет на рекламу деятельности таких юрлиц. И, в принципе, понятно, почему: ответственность ограничена не только у самого партнерства, но и у его участников, директора. Между тем партнерству предоставлено право привлекать средства граждан.

      Законодатель ставит антирекламные барьеры, чтобы новые структуры не пришли на смену кредитным потребительским кооперативам, сильно дискредитировавшим себя за последние годы. Привлечь к ответу мошенников очень сложно — только если доказать, что кооператив изначально создавался с умыслом собрать с народа деньги и не вернуть. В гражданско-правовом смысле инвестиционная деятельность вполне законна, ведь люди добровольно вкладывают средства в кооператив. А то, что они не получают их обратно — всего лишь предпринимательские риски и убытки.

      Если хозяйственным партнерствам предоставить возможность активно рекламироваться, то, скорее всего, мы опять услышим: приходите, мы вас научим новому способу инвестирования. Причем нарушение запрета на рекламу не влечет за собой недействительности заключенных договоров. Согласно КоАП РФ, это трактуется либо как введение потребителя в заблуждение, либо как недобросовестная реклама. Наказание — штраф.

      Было бы неплохо также, если бы российские хозяйственные партнерства переняли от западных не только название и свободу договора, но и принцип раздельного налогообложения участников. Пока им не обещают никаких налоговых преференций: стандартный налоговый учет и налоговые ставки юридического лица.

      Хозяйственное партнерство — новая форма юридического лица

      С 1 июля 2012 г. вступает в действие Федеральный закон от 03.12.2011 № 380-ФЗ «О хозяйственных партнерствах», который вводит в систему российского гражданского законодательства новую организационно-правовую форму юридических лиц. Хозяйственное партнерство сочетает элементы ООО и товарищества, однако имеет и кардинальные отличия. Об особенностях нового гражданско-правового института и пойдет речь в сегодняшнем выпуске.

      Хозяйственным партнерством признается созданная двумя или более лицами коммерческая организация, деятельностью которой управляют участники партнерства, а также иные лица в пределах и объеме, предусмотренных соглашением об управлении партнерством.

      По своей правовой природе хозяйственные партнерства представляют собой новый для российского законодательства вид юридического лица, сочетающий признаки общества с ограниченной ответственностью и хозяйственных товариществ. Партнерства предлагается использовать, в первую очередь, для реализации венчурных и инновационных бизнес-проектов.

      Виды деятельности, которыми может заниматься хозяйственное партнерство, Федеральным законом от 03.12.2011 № 380-ФЗ (далее — Закон) инновационной сферой не ограничиваются. Законом установлена общая правоспособность таких юридических лиц за некоторыми исключениями.

      Так, хозяйственное партнерство:

    • не вправе осуществлять эмиссию облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг;
    • не может быть учредителем (участником) других юридических лиц, за исключением союзов и ассоциаций;
    • не вправе размещать рекламу своей деятельности (на наш взгляд, это является существенным ограничением, так как отсутствие возможности привлечения рекламы может создать сложности для деятельности любой коммерческой организации).

    Как любое другое юридическое лицо, партнерство считается созданным с момента государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон о госрегистрации юрлиц). При этом создание партнерства возможно только путем учреждения. Создавать его путем реорганизации существующего юридического лица запрещено.

    Единственным учредительным документом партнерства является устав, который должен содержать следующие сведения:

    1) полное фирменное наименование партнерства;

    2) цели и виды деятельности;

    3) место нахождения;

    4) размер и состав складочного капитала;

    5) порядок хранения документов, номер лицензии и место нахождения нотариуса по месту нахождения партнерства, у которого удостоверяется и подлежит хранению соглашение об управлении партнерством;

    6) наличие (отсутствие) соглашения об управлении партнерством и об участии (неучастии) в соглашении самого партнерства;

    7) порядок и срок избрания единоличного исполнительного органа, порядок его деятельности и принятия решений.

    Законом установлено единогласное принятие решения о внесении изменений в устав партнерства его участниками. Такие изменения подлежат государственной регистрации в порядке, установленном Законом о госрегистрации юрлиц, и приобретают силу для третьих лиц с момента регистрации.

    Еще один ключевой документ — соглашение об управлении партнерством, заключаемое при создании данного юридического лица и регулирующее права и обязанности участников (помимо предусмотренных Законом), лиц, не являющихся участниками партнерства, а также порядок и сроки осуществления прав и исполнения обязанностей.

    По смыслу положений Закона об учреждении партнерства соглашение об управлении является обязательным документом, решение по вопросу заключения которого должно приниматься при учреждении партнерства. Между тем, в числе сведений, которые должны содержаться в уставе партнерства, предусмотрена информация о наличии или отсутствии в партнерстве соглашения об управлении (подп. 6 п. 2 ст. 9 Закона). Исходя из указанной нормы, можно предположить возможность существования партнерства без заключенного участниками соглашения об управлении.

    Одновременно в подп. 5 п. 2 той же статьи указано, что в составе сведений, обязательных к отражению в уставе, относятся: порядок хранения документов, номер лицензии и место нахождения нотариуса по месту нахождения партнерства, у которого удостоверяется и подлежит хранению соглашение об управлении. Таким образом, усматривается коллизия норм в части регулирования вопроса об обязательности заключения соглашения об управлении партнерством.

    Сторонами соглашения должны выступать все участники партнерства. Кроме того, таковыми могут быть лица, не являющиеся участниками партнерства.

    Впервые лица, не являющиеся участниками юридического лица, получают законодательно закрепленное право принимать участие в определении порядка управления им, что, несомненно, повысит инвестиционную привлекательность данной организационно-правовой формы.

    Участником соглашения об управлении может являться само партнерство, если это предусмотрено уставом. Такое положение, когда партнерство, по сути, становится участником договора с самим собой, может вызвать, на наш взгляд, многочисленные вопросы в процессе его применения на практике.

    Изменение условий соглашения, за исключением случаев, предусмотренных Законом, возможно только по общему согласию сторон, а если оно не достигнуто — по решению суда. В отличие от закрепленного в Законе общего принципа голосования по вопросам, связанным с изменением условий соглашения, в том числе при приеме в партнерство новых участников, каждый участник соглашения имеет один голос вне зависимости от размера принадлежащей ему доли в складочном капитале и условий соглашения, определяющих права участника в управлении партнерством.

    Предмет соглашения об управлении партнерством определен в Законе достаточно широко. В частности, соглашение может содержать любые не противоречащие Закону и другим законодательным актам РФ условия по вопросам управления, деятельности, реорганизации и ликвидации партнерства, за исключением случаев, если в соответствии с Законом такие положения должны содержаться в уставе.

    Соглашение заключается в письменной форме и в отличие от устава не подлежит госрегистрации; сведения о нем и его положениях не вносятся в Единый государственный реестр юридических лиц.

    Законом предусмотрена обязательность нотариального удостоверения соглашения об управлении, а также любых вносимых в него изменений. При этом внесенные поправки вступают в силу для участников соглашения и третьих лиц с момента такого удостоверения.

    Как указывалось, Закон установил особый порядок хранения соглашения — у нотариуса по месту нахождения партнерства, сведения о котором должны в обязательном порядке отражаться в уставе и предоставляться для ознакомления кредиторам и иным лицам, вступающим в гражданско-правовые отношения с партнерством, при условии письменного согласия единоличного исполнительного органа. При этом подпись единоличного исполнительного органа на согласии должна быть засвидетельствована нотариусом; в противном случае оно считается недействительным.

    Соглашение не является публичным документом, в отличие от устава, ознакомиться с которым, по сути, может любое заинтересованное лицо, обратившееся с соответствующим запросом в регистрирующий орган.

    Круг лиц, имеющих право ознакомиться с соглашением об управлении, ограничен. К ним относятся кредиторы и лица, которые вступают с партнерством в гражданско-правовые отношения. Получение доступа к ознакомлению обусловлено процедурой получения предварительного согласия единоличного исполнительного органа. Представляется, что указанные меры направлены на ограничение доступа сторонних лиц к основному, по сути, документу партнерства, детально регулирующему вопросы его функционирования и управления.

    Участниками партнерства могут быть граждане и (или) юридические лица. Общее число участников не должно быть более 50. В случае превышения указанного предела партнерство в течение года должно преобразоваться в акционерное общество.

    В отличие от хозяйственных обществ партнерство не может быть учреждено одним лицом, равно как и состоять из единственного участника. Если число участников партнерства уменьшится до одного, оно должно быть преобразовано в акционерное общество или ликвидировано.

    Как и в хозяйственных обществах, участники партнерства не отвечают по обязательствам партнерства и несут риск убытков, связанных с его деятельностью в пределах сумм внесенных вкладов. Думается, что ограниченная ответственность участников по обязательствам партнерства сделает такой вид юридических лиц привлекательным инвестиционным инструментом.

    Партнерство, в свою очередь, также не отвечает по обязательствам участников. При этом согласно Закону договоры партнерства с кредиторами — субъектами предпринимательской деятельности могут содержать условия о полном или частичном прекращении обязательств партнерства перед ними при наступлении условий, указанных в договоре, из которого возникли соответствующие обязательства.

    Также законодательно закреплена возможность полного или частичного исполнения обязательства партнерства перед его кредиторами от имени партнерства одним, несколькими или всеми участниками в случае, если в связи с отсутствием или недостаточностью у партнерства имущества для удовлетворения обязательств потребуется обращение взыскания на принадлежащие партнерству исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности. Таким образом, введен особый способ защиты исключительных прав партнерства на принадлежащие ему результаты интеллектуальной деятельности.

    При этом участники, исполнившие обязательства партнерства, имеют право регрессного требования к нему в размере удовлетворенного требования.

    Характер прав участников партнерства напоминает права участников ООО. Так, участники партнерства вправе:

  • участвовать в управлении его деятельностью;
  • получать информацию о деятельности партнерства, знакомиться с его бухгалтерской отчетностью и иной документацией;
  • продать или осуществить отчуждение иным образом своей доли в складочном капитале (если иное не установлено соглашением об управлении) партнерству, одному или нескольким участникам либо другому лицу;
  • получить в случае ликвидации партнерства часть имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, или его стоимость в порядке, установленном Законом и соглашением об управлении;
  • выйти из партнерства, заявив об отказе от участия, если такая возможность предусмотрена соглашением об управлении, либо потребовать приобретения партнерством, его участниками или иными лицами принадлежащей им доли в складочном капитале в случаях, предусмотренных соглашением об управлении.
  • Участники партнерства обязаны:

  • вносить вклады в складочный капитал;
  • не разглашать конфиденциальную информацию о деятельности партнерства.
  • Между тем, Законом предусмотрена возможность непропорционального распределения прав и обязанностей участников, при условии закрепления этого в соглашении об управлении.

    Управление деятельностью партнерства, как и в ООО, осуществляется пропорционально принадлежащим участникам долям в складочном капитале, если иное не установлено в Законе и (или) соглашении об управлении. Устранение всех участников от участия в управлении деятельностью партнерства не допускается.

    Складочный капитал партнерства формируется за счет вкладов участников.

    В отличие от хозяйственных обществ, минимальный размер складочного капитала партнерства не установлен.

    Одной из ключевых особенностей партнерства как специфической организационно-правовой формы юридических лиц, созданной, в первую очередь, для реализации инновационных проектов, является возможность поэтапного формирования складочного капитала.

    При этом Закон установил жесткие условия материальной ответственности участников партнерства за неисполнение обязанности по первоначальному внесению вклада. Так, если иное не предусмотрено соглашением об управлении, при неисполнении участником партнерства обязанности по первоначальному внесению вклада (части вклада) (при условии предусмотренного в соглашении последовательного внесения), участник обязан уплатить проценты, начисленные на сумму задолженности исходя из действующей ставки рефинансирования Центробанка РФ, а также неустойку в размере 10% годовых с невнесенной части вклада за каждый день просрочки.

    В отношении нарушения участником обязанности по последующему внесению части вклада в складочный капитал (если соглашением об управлении предусмотрено последовательное внесение вклада) установлены иные последствия. В этом случае часть доли участника, соответствующая невнесенной части вклада, переходит к другим участникам пропорционально размеру или стоимости принадлежащих им долей с переходом на них в соответствующих долях обязанности по внесению соответствующего вклада.

    Неисполнение обязанности по первоначальному или последующему внесению вклада (части вклада) может являться основанием для исключения участника из партнерства.

    Вклад может осуществляться деньгами, другими вещами или имущественными правами, либо иными правами, имеющими денежную оценку. В качестве вклада не могут рассматриваться ценные бумаги, за исключением облигаций хозяйственных обществ, определяемых уполномоченным органом исполнительной власти в сфере финансовых рынков.

    Если иное не предусмотрено соглашением, денежная оценка имущества и иных объектов гражданских прав, вносимых в качестве вклада, утверждается единогласным решением всех участников партнерства.

    Таким образом, Законом при формировании складочного капитала хозяйственного партнерства не предусмотрено обязательное привлечение независимого оценщика. Для сравнения: в соответствии с п. 2 ст. 15 Федерального закона от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — Закон об ООО) если номинальная стоимость или увеличение номинальной стоимости доли участника общества в уставном капитале, оплачиваемой неденежными средствами, превышает 20 000 руб., в целях определения стоимости этого имущества должен привлекаться независимый оценщик, если иное не предусмотрено законом. Номинальная стоимость или увеличение номинальной стоимости доли участника общества, оплачиваемой такими неденежными средствами, не может превышать сумму оценки указанного имущества, определенную оценщиком.

    При недостижении согласия по вопросу денежной оценки имущества и иных объектов гражданских прав, вносимых в качестве вклада, или об утверждении оценщика вклад вносится в денежной форме.

    Соглашением об управлении также могут быть установлены виды имущества и иных объектов гражданских прав, которые не могут быть внесены в складочный капитал.

    Партнерство должно вести реестр участников с указанием сведений о каждом из них, размере его доли и внесении вклада, а также о размерах долей, принадлежащих партнерству, датах их перехода к партнерству или приобретения им.

    Сведения о составе участников партнерства вносятся в ЕГРЮЛ в соответствии с Законом о госрегистрации юрлиц. При этом сведения о принадлежащих участникам долях, в том числе их размере и стоимости, в ЕГРЮЛ не включаются.

    Новые участники принимаются в партнерство по единогласному решению всех участников.

    Выбытие участника возможно в результате:

  • выхода из партнерства, при условии, что такая возможность предусмотрена соглашением об управлении (а не уставом, как предусмотрено в отношении ООО). При этом выход участников, в результате которого в партнерстве не остается ни одного участника, не допускается;
  • исключения из партнерства;
  • передачи доли в складочном капитале путем ее продажи или отчуждения иным образом другому участнику, партнерству либо третьему лицу;
  • иных предусмотренных Законом случаях.
  • Выход участника из партнерства не освобождает его от обязанности перед партнерством по внесению вклада в складочный капитал, возникшей до подачи заявления о выходе.

    Если иное не предусмотрено соглашением:

  • участник партнерства вправе передать свою долю в складочном капитале путем ее продажи или отчуждения иным образом другому участнику, партнерству либо третьему лицу;
  • при передаче доли иному лицу к нему переходят полностью или в соответствующей части права и обязанности участника партнерства, передавшего долю, в том числе права и обязанности, приобретенные данным участником в соответствии с соглашением об управлении партнерством, условия которого принимаются приобретателем доли путем присоединения к соглашению об управлении партнерством в целом;
  • участники партнерства пользуются преимущественным правом покупки доли участника по цене предложения третьему лицу или по отличной от указанной и заранее определенной соглашением об управлении цене пропорционально размерам своих долей в складочном капитале;
  • партнерство пользуется преимущественным правом покупки доли участника по цене предложения третьему лицу или по заранее определенной соглашением об управлении цене, если другие участники не использовали свое преимущественное право.
  • Соглашением также может быть предусмотрена возможность участников или партнерства воспользоваться преимущественным правом покупки не всей предлагаемой для продажи доли в складочном капитале. Оставшаяся доля может быть продана третьему лицу после реализации указанного права партнерством или его участниками по цене и на условиях, указанных в соглашении.

    При продаже доли с нарушением преимущественного права покупки (если такое право установлено соглашением об управлении) любой участник (участники) либо партнерство в течение трех месяцев со дня, когда они узнали или должны были узнать о данном нарушении, вправе потребовать в судебном порядке перевода на них прав и обязанностей покупателя.

    Сделка по отчуждению доли, в том числе предусматривающая обязательство совершить такую сделку при возникновении определенных обстоятельств или исполнении другой стороной встречного обязательства, должна быть заверена нотариусом. Несоблюдение нотариальной формы влечет недействительность такой сделки.

    Партнерство не позднее следующего рабочего дня после совершения сделки должно быть письменно уведомлено о совершении сделки по отчуждению доли в складочном капитале с представлением доказательств ее совершения.

    Приобретатель доли осуществляет права и исполняет обязанности участника партнерства с момента уведомления.

    Таким образом, момент перехода права собственности на долю в складочном капитале хозяйственного партнерства аналогичен положению, действовавшему до 1 июля 2009 г. в отношении ООО, согласно которому приобретатель доли (части доли) в уставном капитале общества осуществлял права и нес обязанности участника с момента уведомления общества об уступке доли, а не с момента нотариального удостоверения сделки об отчуждении доли (части доли), как предусмотрено в действующей редакции Закона об ООО.

    Полномочие лица, отчуждающего долю в складочном капитале партнерства, на распоряжение ею подтверждается нотариально удостоверенным соглашением об управлении, а также выписками из ЕГРЮЛ и реестра участников, содержащих сведения о принадлежности лицу доли и ее размере.

    Система, структура и полномочия органов управления партнерства, порядок осуществления ими деятельности и ее прекращения определяются, согласно Закону, соглашением об управлении партнерством.

    Единственным органом управления, обязательное формирование которого предусмотрено в Законе, является единоличный исполнительный орган, избираемый из числа участников партнерства в порядке и на срок, определяемые уставом. Функционирование партнерства без избранного в установленном порядке единоличного исполнительного органа не допускается.

    Единоличным исполнительным органом партнерства может быть только физическое лицо, при этом он может быть избран только из числа участников. Возникает вопрос: каким образом возможно избрание единоличного исполнительного органа в партнерстве, состоящем исключительно из юридических лиц? Возможность существования такого партнерства предусмотрена положениями Закона об участниках партнерства, согласно которым таковыми могут являться граждане и (или) юридические лица.

    Компетенция единоличного исполнительного органа партнерства схожа с установленной для хозяйственных обществ. При этом единоличный исполнительный орган партнерства несет ответственность за убытки, причиненные партнерству, участнику или третьим лицам в связи с предоставлением им по своей вине недостоверных или неполных сведений о содержании соглашения об управлении, в том числе касающихся пределов и объема собственных полномочий или полномочий иных органов партнерства.

    Порядок деятельности единоличного исполнительного органа и принятия им решений устанавливаются уставом, а также договором между партнерством и лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа. Соглашение об управлении может предусматривать необходимость дополнительного одобрения решений единоличного исполнительного органа и порядок этой процедуры.

    Закрыть меню