Иностранное представительство налог на имущество

Иностранное представительство налог на имущество

Если имущество (движимое и недвижимое) иностранная организация использует в деятельности через постоянное представительство, она определяет по нему налоговую базу так же, как российские фирмы. А именно как среднегодовую (среднюю) стоимость имущества за налоговый (отчетный) период. Для расчета среднегодовой (средней) стоимости имущества нужно сложить остаточную стоимость каждого объекта основных средств по состоянию на 1-е число каждого месяца налогового (отчетного) периода и разделить на количество месяцев в этом периоде, увеличенное на 1. Постоянные представительства, созданные (ликвидированные) после начала календарного года (до конца календарного года), рассчитывают среднегодовую (среднюю) стоимость имущества в общем порядке, то есть с учетом установленной статьей 397 Кодекса длительности налогового (отчетного) периода. 21

Рассмотрим вышесказанное на примере. Допустим, остаточная стоимость имущества по месту нахождения представительства иностранной организации за налоговый период (2007 год) составила 9057750 руб. (таблицы 2.1 и 2.2).

Расчет остаточной стоимости имущества представительства иностранной организации

Первоначальная стоимость основных средств, отраженная на счете 01

Амортизация по основным средствам, отраженная на счете 02

Расчет среднегодовой стоимости имущества представительства иностранной организации приведен в таблице 2.2.

Расчет среднегодовой стоимости имущества представительства иностранной организации

Остаточная стоимость имущества, руб.

Среднегодовая стоимость имущества, руб.

34452016 / 3+1 мес. = 8613004

63721415 / 6+1 мес. = 9103059

90851566 / 9+1 мес. = 9085157

117750751 /12+1 мес. = 9057750

Расчет суммы налога на имущество, подлежащего уплате представительством иностранной организации в 2007 году, обобщен в таблице 2.3.

Расчет налога на имущество, подлежащего уплате представительством иностранной организации в 2007 году

Ставка налога на имущество, %

Сумма налога на имущество, подлежащая уплате, руб.

8613004 х 2.2 % : 4 = 47372

9103059 х 2.2 % : 4 = 50067

9085157 х 2.2 % : 4 = 49968

199271 – 47372 – 50067 -49968 =51864

Итого за 2007 год

Как видно из данных, приведенных в таблице 2.3, сумма налога на имущество за 2007 г. представительства иностранной организации составила 199271 руб.

В отношении имущества, используемого в деятельности иностранной организации через постоянное представительство, сумма налога по итогам налогового периода определяется так: среднегодовую стоимость этого имущества надо умножить на ставку налога. Авансовые платежи рассчитываются следующим образом: среднюю стоимость имущества за отчетный период нужно умножить на ставку налога и разделить на 4.

Для примера рассчитаем суммы авансовых платежей, которые организация должна уплатить в течение налогового периода по окончании отчетных периодов. Допустим, законом субъекта Российской Федерации о налоге на имущество организаций установлена ставка налога, равная 2,0%. Средняя стоимость имущества организации, определенная в соответствии с п. 4 ст. 376 Налогового кодекса РФ, составляет по состоянию на 1 апреля 900 000 руб., на 1 июля — 1 000 000 руб., на 1 октября — 1 120 000 руб. Авансовые платежи по итогам отчетных периодов уплачиваются в следующих размерах:

— по итогам I квартала — 4500 руб. [(900 000 руб. х 2%) : 4];

— по итогам 1-го полугодия — 5000 руб. [(1 000 000 руб. х 2%) : 4];

— по итогам 9 месяцев — 5600 руб. [(1 120 000 руб. х 2%) : 4].

Всего в течение налогового периода иностранная организация должна уплатить по установленным законом субъекта Российской Федерации срокам авансовые платежи в сумме 15 100 руб. (4500 руб. + 5000 руб. + 5600 руб.).

Если же иностранная организация не осуществляет деятельность на территории России или у нее есть недвижимое имущество, которое не используется в деятельности через постоянное представительство, налоговую базу она определяет иначе. По таким объектам налоговой базой является их инвентаризационная стоимость по данным органов технической инвентаризации по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Чтобы получить справку об инвентаризационной стоимости имущества, иностранная организация должна обратиться с запросом в органы БТИ.

Сумма налога по имуществу, которое иностранная организация не использует в деятельности через постоянное представительство, определяется как произведение инвентаризационной стоимости этого имущества на ставку налога. Авансовый платеж в отношении указанного имущества рассчитывается так: инвентаризационную стоимость по состоянию на 1 января календарного года надо умножить на соответствующую налоговую ставку и разделить на 4.

Иностранные организации должны отдельно исчислять налоговую базу и сумму налога (авансового платежа) в отношении имущества, облагаемого по разным ставкам.

Форма декларации (налогового расчета по авансовым платежам) по налогу на имущество и инструкция по ее заполнению утверждены приказом МНС России от 23.03.2006 N САЭ-3-21/224. Порядок представления деклараций иностранными организациями, осуществляющими в России деятельность через постоянные представительства, и иностранными организациями, деятельность которых не ведет к образованию постоянных представительств, различен. 22

Иностранные организации, осуществляющие деятельность через постоянные представительства, подают налоговые расчеты по месту нахождения этих представительств:

— в отношении движимого и недвижимого имущества, относящегося к основным средствам, которое используется в деятельности через постоянное представительство;

— в отношении находящихся в собственности объектов недвижимого имущества иностранной организации, не используемых в деятельности через постоянное представительство, местонахождение которых совпадает с местонахождением постоянного представительства.

По объектам недвижимости, которые расположены вне местонахождения постоянного представительства, декларация подается в налоговую инспекцию по месту нахождения этих объектов.

Иностранные организации, не осуществляющие в России деятельность через постоянные представительства, подают декларации и уплачивают налог (авансовые платежи) только по месту нахождения объектов недвижимого имущества, находящихся в собственности данной организации.

Состав декларации также зависит от того, осуществляет иностранная организация деятельность в России через постоянное представительство или нет. Так, иностранная организация, которая ведет деятельность в России через постоянное представительство, заполняет декларацию (налоговый расчет) в следующем составе: титульный лист; раздел 2; раздел 3 (если имеется имущество, не относящееся к деятельности организации через постоянное представительство); раздел 5 (при наличии льготируемого имущества).

Если деятельность иностранной организации не приводит к образованию постоянного представительства на территории России, она подает декларации (налоговые расчеты) в таком составе: титульный лист; раздел 1; раздел 3.

Если иностранное представительство не ведет деятельности: нужно ли сдавать отчетность в налоговую инспекцию?

Автор: Ирина Стародубцева, аудитор-эксперт RosCo — Consulting & audit

В силу разных причин (в связи с окончанием срока аккредитации, сворачивания бизнеса) иностранное представительство в России может не осуществлять финансово-хозяйственную деятельность. Возникает ли обязанность у представительства в подобных случаях представлять отчеты в налоговую инспекцию ?

Представительство (филиал) иностранной компании, находящееся на территории РФ, наравне с российскими компаниями признается плательщиком российских налогов (ст.11 НК РФ).

Иностранная компания, осуществляющая деятельность на территории РФ через филиал, представительство либо любое другое обособленное подразделение (отделение), подлежит постановке на учет в налоговом органе по месту осуществления этой деятельности.

А если иностранное представительство, зарегистрированное на территории РФ, не ведет деятельности: нужно ли сдавать отчетность в налоговую инспекцию?

Разберемся с порядком представления отчетности в разрезе уплачиваемых налогов.

Отчетность по налогу на прибыль

Налогом на прибыль будут облагаться доходы, если иностранная компания осуществляет деятельность, приводящую к образованию постоянного представительства на территории РФ.

Иностранные компании, осуществляющие деятельность в РФ через постоянное представительство, уплачивают авансовые платежи и налог на прибыль по российским правилам (ст.307 НК РФ), представляют налоговую декларацию и отчет о деятельности иностранной организации (форма утверждена приказом МНС РФ от 16.01.2004 г. №БГ-3-23/19).

Если деятельность не приводит к образованию постоянного представительства, то обязанности представлять декларации (расчеты) по налогу на прибыль нет.

Если у иностранной компании имеется несколько постоянных представительств на территории России, то декларация по налогу на прибыль и годовой отчет представляются каждым представительством в налоговую инспекцию по месту нахождения этого постоянного представительства (п.8 ст.307 НК РФ).

Отсутствие финансово-хозяйственной деятельности не является основанием для непредставления годового отчета и декларации по налогу на прибыль (Письмо УФНС РФ по г. Москве от 14.02.2006 г. №20-12/11390).

Поэтому если постоянное представительство не осуществляло деятельность в отчетном (налоговом) периоде и у него отсутствовали доходы и расходы, то в налоговую инспекцию представляется нулевая отчетность.

Отчетность по НДС

Представительство (филиал) иностранной компании в целях налогообложения признается самостоятельным плательщиком НДС (Письмо ФНС РФ от 10.02.2014 г. №ГД-4-3/2149@).

Обязанность исчисления НДС возникнет в случае, если представительство будет осуществлять операции, подлежащие налогообложению (например, реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, перемещение товаров на таможенную территорию РФ).

То есть, в отличие от налога на прибыль, статус образования постоянного представительства иностранной компании, для целей исчисления НДС не важен.

Если представительство состоит на учете в налоговой инспекции и является плательщиком НДС, то оно представляет декларацию по НДС при наличии объектов налогообложения, а также при наличии освобождения от уплаты НДС (например, при осуществлении льготных операций).

Представительство обязано представить в налоговую инспекцию по месту своего учета декларацию по НДС, независимо от того, осуществлялись ли им в соответствующем налоговом периоде финансово-хозяйственная деятельность.

Отчетность по налогу на имущество

Если иностранная компания не осуществляет деятельность, приводящую к образованию постоянного представительства в РФ (ст.306 НК РФ), то имущество не признается объектом налогообложения по налогу на имущество организаций.

И в этом случае у иностранной компании отсутствует обязанность по представлению в налоговую инспекцию налоговой декларации (ст.373 НК РФ, Письмо Минфина РФ от 08.10.2012 г. №03-05-05-01/59).

Но постоянные представительства иностранной компании обязаны представлять налоговую декларацию по налогу на имущество в отношении движимого и недвижимого имущества по месту постановки на учет и по месту нахождения недвижимого имущества (п.1 ст.373 НК РФ).

То есть порядок представления отчетности по налогу на имущество в данном случае аналогичен порядку, установленному для российских компаний. И если постоянное представительство иностранной компании не ведет деятельность, но при этом не ликвидировано, то отчетность по налогу на имущество представляется в налоговую инспекцию в общеустановленном порядке.

Однако если постоянное представительство не имеет на балансе собственных основных средств, то представлять нулевую отчетность не нужно.

Отчетность по транспортному налогу

Плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с российским законодательством зарегистрированы транспортные средства, являющиеся объектом налогообложения (ст.357 НК РФ).

Если государственная регистрация транспортных средств осуществляется на территории РФ на представительство иностранной компании, то у компании возникает обязанность по уплате транспортного налога вне зависимости от осуществления деятельности через постоянное представительство (Письмо Минфина РФ от 19.01.2009 г. №03-05-05-01/03).

Отчетность по НДФЛ

Постоянные представительства иностранных компаний как налоговые агенты обязаны исчислить, удержать и перечислить в бюджет НДФЛ с суммы заработной платы и иных вознаграждений, начисленных своим работникам.

То есть представительство иностранной компании обязано представить в налоговую инспекцию по месту своего учета сведения о доходах физических лиц и суммах начисленных и удержанных у них налогов (по форме 2-НДФЛ) и ежеквартальную отчетность по форме 6-НДФЛ.

Важно!

В том случае, если деятельность иностранным представительствам не велась и налоговым агентом не выплачивалась заработная плата работникам, то указанные формы не представляются в налоговую инспекцию.

Налоги и Право

повышение юридических знаний

Налог на иностранные Интернет-компании

Власти рассчитывают собрать с иностранных IT-компаний не менее 10 млрд руб. в виде НДС.

Тем, кто откажется платить, грозит обвинение в уклонении от уплаты налогов, следует из поправок в закон о «налоге на Google»
Правительство России рассчитывает получить от налогообложения иностранных интернет-компаний до 10 млрд руб. Об этом на заседании комитета Госдумы по бюджету 6 июня сообщил заместитель министра финансов Илья Трунин. «Это только на первых порах, в дальнейшем суммы могут быть больше», — уточнил он.

На заседании думского комитета представители Госдумы, правительства и отрасли обсудили поправки ко второму чтению законопроекта об обложении налогом на добавленную стоимость (НДС) IT-услуг. Их подготовили председатели комитетов по бюджету и информационной политике Андрей Макаров и Леонид Левин.

Макаров заявил, что депутаты учли интересы российского IT-бизнеса. Их иностранные конкуренты будут обязаны платить налоги в России, в противном случае их обвинят в уклонении от уплаты налогов, предупредил Левин. По его словам, преференции для российских IT-компаний будут сохранены в полном объеме — органы исполнительной власти заверили депутатов в том, что включать их в закон нет необходимости.

Законодательные инновации

Согласно поправкам, которые опубликованы на сайте Госдумы, налоговая должна будет поставить иностранную IT-компанию на учет в течение 30 дней с момента получения заявления и в тот же срок уведомить о постановке на учет по электронному адресу. ​Это заявление, а также заявление о снятии с учета может подать сама организация, физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель (ИП) в электронной форме, через кабинет налогоплательщика или заказным письмом, говорится в документе. Чтобы платить НДС в России, у компании необязательно должно быть постоянное представительство в стране, говорится в документе.

Механизм регистрации иностранной организации без представительства в России для уплаты только лишь НДС — новация налогового законодательства в нашей стране, считает старший юрист KPMG Андрей Грачев. Порядок уплаты НДС иностранной IT-компании будет различаться в зависимости от того, с кем она работает, — с физическим лицом или юрлицом и индивидуальным предпринимателем, отметил Грачев. Если компания продает физлицу услугу или товар, который облагается НДС, то НДС будет платиться в упрощенной форме без счетов-фактур, но с декларацией. А при сделке с предпринимателем или другой компанией налог будет оплачивать покупатель как налоговый агент (удерживает из выплат иностранной организации), добавляет Грачев. В тексте законопроекта установлена налоговая ставка 15,25%.

В документе прописано, как определять, является ли местонахождением покупателя Россия и будет ли сделка облагаться НДС. Местом свершения покупки будет считаться Россия, если выполняется одно из условий: покупатель живет в этой стране; номер его телефона имеет соответствующий международный код; банк, в котором открыт счет для оплаты услуг, располагается в России; IP-адрес покупателя, использованный при приобретении услуг, находится в России. При этом если Россия и другое государство по-разному определяют место нахождения покупателя, российский закон разрешает продавцу платить НДС по своему выбору по правилам страны или другого государства — это тоже интересный и новый механизм, отмечает Грачев. Если российский гражданин приедет в Великобританию, подключит местный номер телефона и купит с российской банковской карты в Google Play российскую игру, законодатели Великобритании и России могут поспорить, в какой стране покупка должна облагаться налогом, приводит пример Грачев.

Также законопроект определяет перечень услуг, которые облагаются налогом: продажа через интернет компьютерных игр, предоставление удаленного доступа к базам данных, услуги администрирования, хостинга, предоставление доменных имен, предоставление доступа к поисковым системам и другое. Выведены из-под уплаты НДС, например, случай, когда товар или услуга заказывается через интернет, а получается офлайн, реализация программ для ЭВМ (включая компьютерные игры) и баз данных на материальных носителях (софт в коробках), оказание консультационных услуг по электронной почте и услуги по предоставлению доступа к сети интернет.

Льготы по НДС сохраняются при передаче неисключительных прав на программы для ЭВМ, продолжает Грачев: этот вопрос встретил противодействие со стороны IT-компаний. То, что льгота сохранилась, означает, что и российские, и иностранные организации вправе ее применять (в частности — иностранец будет регистрироваться для уплаты НДС в России, но при этом будет использовать льготу и не платить НДС), отметил он. Но льгота не пересекается с перечнем электронных услуг на все 100%: на рекламные услуги, услуги интернет-платформ, хостинг льготы не сохраняются — они будут облагаться НДС, добавляет старший юрист KPMG.

Для иностранных организаций предусмотрены и санкции в случае невыполнения требований российского законодательства: при неуплате налогов, штрафов в России фирмы снимаются с налогового учета на один год и с этого момента не должны вести деятельность в стране, отметил Грачев. Вновь встать на учет такой компании можно будет только при уплате налогов и штрафов в полном объеме.

Реакция бизнеса
Документ, который участники отрасли называют «налогом на Google», был внесен в декабре 2015 года депутатами Андреем Луговым (ЛДПР) и Владимиром Парахиным («Справедливая Россия») и прошел первое чтение в конце февраля. В нынешней редакции законопроект затрагивает практически все сферы услуг на IT-рынке, которые предложено обложить дополнительным налогом с 2017 года: продажи цифрового контента, софта в цифровом виде, хостинг, регистрация доменов, голосовые услуги через интернет, хранение и обработка информации и др.

Ко второму чтению депутаты должны были доработать документ с учетом замечаний правительства и отрасли. Правительство предлагало отказаться от ряда послаблений российским IT-компаниям, например ​нулевой ставки при экспорте софта и льгот по налогу на прибыль, ранее объяснял Трунин. Отрасль настаивала на выведении российского бизнеса из-под действия законопроекта. Введение НДС усложнит работу отечественных IT-компаний, говорил на совещании у первого замглавы кремлевской администрации Вячеслава Володина советник президента Герман Клименко. В итоге в конце марта «россиян» от «налога на Google» избавили.

Налоговые льготы для отечественных разработчиков серьезно поддерживают отрасль, тогда как для крупных западных производителей эти изменения серьезной роли не сыграют, рассказала РБК президент ГК InfoWatch Наталья Касперская. Во всем мире правительства дают преференции локальному бизнесу, отметила она. По мнению Касперской, Россия «не должна быть исключением».

Закон о новом налоге еще не готов, считает глава представительства Eset в России и СНГ Денис Матеев. «Слишком уж много противоречий и туманных формулировок», — отметил он. Непонятно, какой продукт считать российским, а какой зарубежным, как изменения коснутся продажи лицензий и продажи услуг, сетует он. Матеев затруднился ответить, коснутся ли изменения в налогообложении Eset в России.

Представитель «Лаборатории Касперского» отказался от комментариев, сославшись на то, что закон пока не вступил в силу. Представители Google и Apple не ответили на запросы РБК на момент публикации заметки. Представитель ABBYY также отказался от комментария.

Иностранные компании, скорее всего, переложат дополнительные расходы на российского покупателя, подняв цену, считает юрист BGP Litigation Наталья Юрченкова.​

ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ, УПЛАЧИВАЮЩИХ НАЛОГИ НА ТЕРРИТОРИИ РФ

В настоящее время иностранные инвесторы в России действуют в налоговых условиях, аналогичных правилам налогообложения, установленным для российских организаций. С 1 января 2002 г. они уплачивают налог на прибыль в соответствии с требованиями гл. 25 НК РФ. Такой порядок отвечает общемировой практике и является справедливым по отношению ко всем участникам предпринимательской деятельности. Это, в частности, означает, что предприятия с иностранными инвестициями, являющиеся юридическими лицами по законодательству РФ, работают в том же правовом поле, что и предприятия, принадлежащие российскому капиталу.

Все доходы, получаемые иностранными юридическими лицами от источников на территории РФ, подразделяются на доходы, получаемые от деятельности через постоянное представительство, и доходы, не связанные с деятельностью постоянного представительства.

Под постоянным представительством иностранного юридического лица в РФ для целей налогообложения понимается филиал, бюро, контора, агентство, любое другое постоянное место регулярного осуществления деятельности по извлечению дохода на территории России или за границей, а также любые организации и физические лица, уполномоченные иностранными лицами осуществлять представительскую функцию в Российской Федерации. Термин «постоянное представительство» применяется только для определенного налогового статуса иностранного юридического лица или его агента и не имеет организационно-правового значения.

Строительная площадка иностранной организации на территории РФ — это место строительства новых, а также ремонта и реконструкции существующих объектов недвижимого имущества, сооружений, буровых установок и оборудования. Для целей налогообложения имеет значение срок, на который создается строительная площадка. Создание строительной площадки не приводит к образованию постоянного представительства иностранной организации в случае, если срок ее существования не превышает 12 месяцев или иных сроков, оговоренных в двустороннем межгосударственном соглашении об избежании двойного налогообложения с соответствующей страной.

Иностранные организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность в РФ через постоянные представительства, обязаны встать на учет в налоговом органе по месту ее осуществления через постоянное представительство. Постановка на налоговый учет указанной категории плательщиков производится на основании:

• письменного заявления, написанного на бланке установленного образца в двух экземплярах;

• учредительных документов, определенных соответствующим законодательством страны происхождения иностранного юридического лица, легализованных в установленном порядке (с нотариально заверенным переводом на русский язык);

• доверенности, выданной иностранным юридическим лицом на лицо, с указанием паспортных данных поверенного;

• документа о платежеспособности иностранного юридического лица, выданного обслуживающим его банком или иным финансово-кредитным учреждением (с нотариально заверенным переводом на русский язык).

При постановке на учет иностранному юридическому лицу налоговым органом присваивается идентификационный номер налогоплательщика.

Иностранные организации уплачивают налог на прибыль по месту их постановки на учет в налоговом органе. При определении прибыли иностранных юридических лиц учитываются следующие особенности ее формирования.

Налогообложению подлежит только та часть прибыли, которая получена на территории РФ. Для целей налогообложения не учитывается прибыль, полученная иностранной организацией по внешнеторговым операциям, совершаемым от ее имени и связанным с закупкой продукции в РФ.

Постоянные представительства иностранных юридических лиц в РФ осуществляют бухгалтерский учет как самостоятельные хозяйствующие субъекты, ведут регистры бухгалтерского учета: журналы, главные книги, оборотные ведомости, кассовые книги и др. Однако это не означает, что бухгалтерские регистры должны вестись в соответствии с российскими стандартами. Их форма может быть утверждена головным офисом.

Основными требованиями, предъявляемыми к учету, являются:

• принцип соответствия, т.е. все доходы и расходы должны относиться к тому периоду, в котором они были получены или израсходованы;

• все записи в бухгалтерском учете должны быть подтверждены оправдательными документами;

• операции, учитываемые постоянным представительством, должны включать все издержки и доходы, за которые оно несет ответственность, как на территории РФ, так и за границей.

Эти операции включают все операции с товарами, денежными средствами, другими активами и услуги, предоставляемые головным офисом иностранного юридического лица или другим его обособленным подразделением постоянному представительству в РФ, а также операции с товарами, денежными средствами, другими активами и услуги, предоставляемые этим постоянным представительством головному офису или другим обособленным подразделениям иностранного юридического лица. Имущество, передаваемое головным офисом постоянному представительству, учитывается последним по его стоимости у головного офиса на момент передачи с учетом фактически произведенных затрат по его транспортировке, установке, таможенных платежей и др.

Для иностранных организаций, осуществляющих свою деятельность через постоянное представительство, объектом налогообложения

признается (согласно ст. 307 НК РФ) доход, полученный на территории Российской Федерации, уменьшенный на величину производственных расходов этим постоянным представительством. Причем если у постоянного представительства имеется несколько отделений на территории РФ, налоговая база и сумма налога рассчитывается отдельно по каждому отделению.

Иностранные юридические лица исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного периода на основе данных налогового учета. Систему налогового учета налогоплательщик организует самостоятельно и фиксирует ее в учетной политике. Налоговая база по доходам иностранной организации и сумма налога, удерживаемого с таких доходов, исчисляется в валюте, в которой иностранная организация получает доходы с применением общеустановленной ставки 20%. Иностранная организация может осуществлять также деятельность подготовительного или вспомогательного характера в интересах третьих лиц. В этом случае налоговая база определяется в размере 20% от суммы расходов постоянного представительства, связанного с этой деятельностью. Иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, уплачивают по итогам каждого отчетного периода авансовый платеж исходя из ставки налога и фактически полученной налогооблагаемой прибыли. Исчисление авансовых платежей производится нарастающим итогом с учетом ранее начисленных сумм. Если иностранная организация ведет свою деятельность без образования постоянного представительства в РФ, то налог с получаемых доходов определяется у источника по каждой выплате таких доходов, и в этом случае российская организация является налоговым агентом.

Налоговая декларация по итогам налогового периода, а также годовой отчет о деятельности иностранной организации в России представляются в налоговый орган по месту нахождения постоянного представительства. Для представления налоговой декларации и налоговых расчетов установлены единые сроки: по квартальным отчетам — не позднее 28 дней со дня окончания соответствующего периода, а по итогам года — не позднее 28 марта года, следующего за отчетным.

Иностранные юридические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации от деятельности, не связанной с образованием постоянного представительства, облагаются налогом на доходы у источника выплаты. Налоги по доходам от дивидендов, процентов, от долевого участия в предприятиях с иностранными инвестициями иностранные юридические лица уплачивают по ставке 15%. Налог на доходы от использования авторских прав, лицензий, от аренды и по другим видам доходов, источник которых находится на территории РФ, уплачивается по ставке 20%. Доходы от использования, содержания или сдачи в аренду (фрахта) судов, самолетов и других транспортных средств при осуществлении международных перевозок облагаются по ставке 10%. Статьей 284 НК РФ предусматривается применение в отношении доходов, выплачиваемых иностранной организации, нулевой налоговой ставки. Это, в частности, относится к доходу в виде процентов по государственным и муниципальным облигациям, эмитированным до 20 января 1997 г. включительно, а также к доходу в виде процентов по облигациям государственного валютного облигационного займа 1999 г.

При рассмотрении особенностей налогообложения иностранных юридических лиц важно остановиться на условиях, предусмотренных ст. 312 НК РФ. Эта статья подтверждает установленный Конституцией РФ принцип прямого действия международных договоров об устранении двойного налогообложения на территории РФ. Здесь также закреплен порядок возврата излишне удержанного налога по выплаченным иностранным организациям доходам. Для того чтобы воспользоваться правом льготного налогообложения, иностранная организация должна представить налоговому объекту, выплачивающему доход, следующие документы:

• подтверждение того, что она имеет постоянное местонахождение в том государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор, регулирующий вопросы налогообложения, которое должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства;

• заявление на возврат удержанного налога по форме, установленной ФНС РФ;

• копию договора (или иного документа), в соответствии с которым выплачивался доход, и копию платежных документов, подтверждающих перечисление суммы налога в бюджет.

Заявление о возврате сумм излишне удержанных в Российской Федерации налогов, а также другие перечисленные документы иностранная организация должна представить в налоговый орган по месту учета налогового агента в течение трех лет с момента окончания налогового периода, в котором был выплачен доход.

На основании Федерального закона от 10.02.1999 г. № 332-ФЗ введен особый порядок налогообложения прибыли и доходов при исполнении соглашений о разделе продукции. Суть этого порядка заключается в том, что юридические лица, являющиеся инвесторами соглашений о разделе продукции, определяют облагаемую прибыль, исчисляют и уплачивают налог на прибыль по указанным соглашениям обособленно от налога на прибыль по другим видам деятельности. В течение всего срока действия соглашений о разделе продукции налог на прибыль взимается по ставкам налога, действовавшим на дату подписания указанных соглашений.

Объектом обложения является доля прибыльной продукции по рыночным ценам, уменьшенная на сумму платежей за пользование недрами и других затрат по условиям соглашения о разделе продукции. Облагаемая прибыль увеличивается на суму начисленных расчетных дивидендов, включенных в состав возмещенных инвестором затрат. Если в результате этих расчетов возникает отрицательная разница, т.е. затраты с учетом поправочных процентов превышают стоимость принадлежащей инвестору доли прибыльной продукции, то она погашается прибылью в последующие периоды до полного ее возмещения. В период действия соглашения о разделе продукции льготы по налогу на прибыль не применяются.

Налог на прибыль (в рамках указанного соглашения) вносится по установленной ставке в бюджет субъекта РФ, на территории которого расположен предоставленный в пользование участок недр или ведутся работы по соглашению о разделе продукции. Место регистрации плательщика в данном случае не имеет значения. Все расчеты в иностранной валюте в целях налогообложения пересчитываются по курсу ЦБ РФ на день составления отчетности. Запрещается включать в договоры и контракты налоговые оговорки, в соответствии с которыми российское предприятие или иностранное юридическое лицо берет на себя обязательство нести расходы по уплате налога другими плательщиками.

Иностранные юридические лица помимо перечисленных налогов уплачивают налог на добавленную стоимость и налог на имущество. При взимании налога на добавленную стоимость с иностранных юридических лиц, действующих на территории РФ через постоянные представительства, следует руководствоваться положениями гл. 21 НК РФ. Объектом обложения в этом случае будут выступать операции по ввозу товара на территорию РФ, а также иные операции, подлежащие обложению НДС согласно положениям гл. 21 НК РФ. В случае если реализацию товаров (работ, услуг) на территории РФ осуществляет налогоплательщик — иностранное юридическое лицо, не осуществляющее свою деятельность через постоянное представительство и, соответственно, не состоящее на учете в качестве налогоплательщика в налоговых органах РФ, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этих товаров (работ, услуг) с учетом налога. Данная налоговая база определяется налоговым агентом — лицом, приобретающим товары (работы, услуги) у иностранного юридического лица и состоящим на учете в налоговых органах РФ. В обязанности налогового агента входит исчисление, удержание и уплата налога за иностранное юридическое лицо вне зависимости от того, является ли сам налоговый агент плательщиком НДС.

Иностранные юридические лица, собственники имущества в РФ, обязаны платить налог на имущество, но не с учетом возникающих для иностранных юридических лиц особенностей. В отношении данного налога законодательство РФ отдельно определяет порядок его исчисления и уплаты. Учет в налоговых органах иностранных юридических лиц, имеющих имущество в РФ, производится путем их включения в Государственный реестр налогоплательщиков на основании данного уведомления. На отправку данного уведомления дается срок 1 месяц с момента возникновения права собственности или получения имущества в аренду с последующим переходом права собственности.

Имущество, приобретаемое в РФ, подлежит оценке в совокупности с имуществом, ввозимым иностранным юридическим лицом из-за границы. Такая оценка производится по цене приобретения имущества отделением или по его стоимости у головного офиса на момент передачи отделения в РФ с учетом фактически произведенных затрат по его транспортировке, установке, таможенных платежей и др. Моментом передачи отделению имущества головного офиса считается дата принятия к оформлению грузовой таможенной декларации. Для определения стоимости имущества в первый год приобретения могут приниматься во внимание также данные, указанные в таможенных декларациях. В случае отсутствия счетов на приобретение имущества в РФ, а также если стоимость имущества не отражена в выписке из головного офиса, данное имущество учитывается для целей налогообложения по рыночным ценам.

Методика расчета налогооблагаемой базы и самого налога на имущество для иностранных и российских юридических лиц в основе своей одинакова.

В гл. 30 НК РФ «налог на имущество организаций» установлены особенности уплаты этого налога для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства и не имеющих такового, но имеющих на территории РФ имущество на правах собственности.

Особенность заключается в том, что иностранные организации, осуществляющие деятельность через свои представительства, облагаются налогом в отношении движимого и недвижимого имущества, имеющего место на территории РФ.

Иностранные организации, не осуществляющие деятельность в РФ через постоянные представительства, уплачивают налог только в отношении недвижимого имущества (зданий, сооружений, иных объектов недвижимого имущества), находящегося на территории РФ и принадлежащего им на праве собственности, при этом налоговой базой в отношении данного недвижимого имущества признается инвестиционная стоимость указанных объектов по данным органов технической инвентаризации.

Освобождается от налогообложения имущество в соответствии с принятыми льготами по законодательству РФ и международными договорами, включая имущество дипломатических и приравненных к ним представительств. Конкретные ставки налога устанавливаются законодательными органами субъектов РФ. Если таковые не установлены, применяется максимальная ставка налога, предусмотренная Законом РФ «О налоге на имущество предприятий», которая составляет 2,2%. Сумма налога на имущество исчисляется плательщиком самостоятельно ежеквартально, нарастающим итогом с начала года и вносится в бюджет по месту нахождения имущества в установленные сроки. Все другие налоги, взыскиваемые с иностранных юридических лиц, взимаются в порядке, установленном законодательством.

Ведение учета в представительстве иностранной компании

Учет в представительстве иностранной компании имеет отличительные от аналогичных процедур российских компаний особенности. О нормативных требованиях к бухгалтерскому и налоговому учету для таких подразделений, а также о нюансах их налоговых расчетов узнайте из нашего материала.

Нормативные основы организации учета в подразделении зарубежной компании

При открытии зарубежной компанией представительства в России необходимо решить такую важную задачу, как организация и ведение бухгалтерского и налогового учета. По этому поводу может возникнуть комплекс вопросов, например:

  • нормы какого государства используются для организации учетных процессов (того, в котором зарегистрирована зарубежная компания, или РФ);
  • обязателен ли бухучет и отчетность по российским нормам;
  • как организовать налоговый учет в представительстве (первичка, учетная политика и др.);
  • как организовать внутреннюю отчетность и др.
  • При решении этих вопросов необходимо исходить из того, что на основании подп. 2 п. 1 ст. 6 закона о бухучете от 06.12.2011 № 402-ФЗ у представительства иностранного юрлица (ПИЮЛ) существует возможность выбора:

  • организовать и вести бухучет в полном объеме по российским нормам (или МСФО);
  • ограничиться учетом доходов, расходов и (или) иных объектов налогообложения в соответствии с НК РФ.
  • Положением по ведению бухучета в РФ, утв. приказом Минфина РФ от 29. 07.1998 № 34н (абз. 2 п. 2) определено, что ПИЮЛ может вести бухучет исходя из национальных правил страны нахождения зарубежной фирмы, если они не вступают в противоречие с МСФО.

    С нюансами применения международных стандартов финотчетности знакомьтесь с помощью подготовленных специалистами нашего сайта материалов:

    Учетный процесс в ПИЮЛ осложняется тем, что оно обязано соблюдать учетные нормы сразу 2 видов:

  • национального законодательства страны регистрации головной фирмы (ПИЮЛ отчитывается перед ней о своей работе);
  • российского законодательства (налоговики вправе запросить у ПИЮЛ первичку, иные документы и информацию, обосновывающие правильность исчисления налогов).
  • Учетные особенности ПИЮЛ рассмотрим в следующих разделах.

    Бухгалтерский учет в представительстве иностранной организации

    Если зарубежная фирма примет решение вести в полном объеме бухгалтерский учет в иностранном представительстве, необходимо учесть следующее:

  • выбранный способ учета (по нормам РСБУ, МСФО и др.) требуется:
    • прописать в учетной политике (учетная политика ПИЮЛ должна соответствовать учетной политике открывшей его зарубежной фирмы);
    • отразить в Положении о представительстве.

    Разобраться с тонкостями формирования учетной политики помогут материалы:

    Учитывая, что ПИЮЛ является подразделением (частью) зарубежной фирмы, показатели его деятельности должны найти отражение в отчетности этой фирмы. В этом случае данные бухучета ПИЮЛ должны позволить подготовить отчетность:

    • исходя из правил национального законодательства страны нахождения зарубежной фирмы, открывшей данное ПИЮЛ на территории РФ;
    • на языке страны нахождения зарубежной фирмы.
    • Как отечественные фирмы организуют свой бухучет — см. в материале «Порядок организации первичного бухгалтерского учета».

      В отношении налогового учета у ПИЮЛ возможность выбора отсутствует — об этом в следующем разделе.

      Налоговый учет и отчетность в представительстве зарубежной фирмы

      Налоговый учет ПИЮЛ обязано вести в обязательном порядке — право на освобождение от него в российском налоговом законодательстве для таких субъектов хозяйствования не предусмотрено.

      В отличие от нормативной базы бухучета (в которой в отношении бухучета ПИЮЛ содержится ограниченный набор информации) российское налоговое законодательство посвятило вопросам налогообложения ПИЮЛ немало статей и пояснений. Например:

      Основные аспекты, затрагивающие налогообложение ПИЮЛ

  • Закрыть меню