Магистратура законы рф

Содержание:

Магистратура закон об образовании 2017

Отдельно выделен английский язык. Русский – может использоваться на правах языка нацменьшинств. Напомним, норму об обязательном преподавании в вузах на государственном языке, введенную при министре Иване Вакарчуке, отменили еще в 2010г. и пока не восстанавливают. — В рамках Болонского процесса планируется согласовать Национальную рамку квалификаций. К ее разработке привлекут работодателей. — Ректор и декан будут избираться на 5 лет (7 лет – в национальных вузах) не более чем на два срока. Выборы проводятся в ІІ тура. Руководить кафедрой можно будет не более двух сроков. Запрещается совмещать пост ректора и завкафедрой, как это часто происходит сейчас. — Поэтапно будет снижаться максимальная нагрузка на преподавателя – до 600 часов/год к началу 2018г. — Поэтапно, начиная с 2015г., будет увеличиваться доплата преподавателям и научным работникам.

Магистратура и законодательство

Прием на обучение по программам магистратуры, программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ординатуры, а также по программам ассистентуры-стажировки осуществляется по результатам вступительных испытаний, проводимых образовательной организацией самостоятельно. 7. Поступающие на обучение по образовательным программам высшего образования вправе представить сведения о своих индивидуальных достижениях, результаты которых учитываются этими образовательными организациями при приеме в соответствии с порядком, установленным в соответствии с частью 8 статьи 55 настоящего Федерального закона. 8.

Реформа высшего образования в украине: что сделано, будет сделано и когда

Закона N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании») Нормативные сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования по очной форме обучения составляют: для получения квалификации (степени) «бакалавр» — четыре года; для получения квалификации (степени) «специалист» — не менее пяти лет; для получения квалификации (степени) «магистр» — два года. (статья 6 пункт 4 закона N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании ) Условия приема «Прием граждан на конкурсной основе в государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования проводится отдельно для обучения по программам бакалавриата, программам подготовки специалиста и программам магистратуры.

Языком по школьному образованию: 15 главных тезисов нового закона

  • Личный прием граждан

Отправить сообщение ГлавнаяДокументы Федеральные законы Отправить по почте Опубликовано: 4 января 2013 года, 17:07 Дата принятия: 29 декабря 2012 года Номер: 273 Тип: Федеральные законы Ключевые слова: ВузыЗакон об образованииОбщее образованиеобществорегионы ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УСЛУГИ ФЦП «РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ» НА 2016-2020 ГОДЫ ФЦП «ИССЛЕДОВАНИЯ И РАЗРАБОТКИ» НА 2014—2020 ГОДЫ РОСОБРНАДЗОР РОСМОЛОДЕЖЬ ВЫСШАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ КОМИССИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ РОСТРУДА УСЫНОВЛЕНИЕ В РОССИИ ОТКРЫТЫЕ ДАННЫЕ В МАШИНОЧИТАЕМЫХ ФОРМАТАХ КОНТРОЛЬ ОФОРМЛЕНИЯ ПРАВ НА ИМУЩЕСТВО ОФИЦИАЛЬНЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ ЕГЭ ОФИЦИАЛЬНОЕ ИЗДАНИЕ «ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ» ПРОЕКТ «ОБРАЗОВАНИЕ НА РУССКОМ» БЮДЖЕТ ДЛЯ ГРАЖДАН Официальный ресурс Министерства образования и науки Российской Федерации.

Десять основных положений нового закона об образовании

Статья 69. высшее образование

Обучение по следующим образовательным программам высшего образования является получением второго или последующего высшего образования: 1) по программам бакалавриата или программам специалитета — лицами, имеющими диплом бакалавра, диплом специалиста или диплом магистра; 2) по программам магистратуры — лицами, имеющими диплом специалиста или диплом магистра; 3) по программам ординатуры или программам ассистентуры-стажировки — лицами, имеющими диплом об окончании ординатуры или диплом об окончании ассистентуры-стажировки; 4) по программам подготовки научно-педагогических кадров — лицами, имеющими диплом об окончании аспирантуры (адъюнктуры) или диплом кандидата наук. Комментируемая статья посвящена основам высшего образования как одного из образовательных уровней в системе подготовки профессиональных кадров.

Поэтому лица, закончившие обучение по указанным программам и получившие диплом бакалавра, имеют право на конкурсной основе продолжить обучение по образовательной программе высшего профессионального образования второго уровня — программе магистратуры. В этом случае обучение по программе магистратуры не должно и не может рассматриваться как получение второго высшего профессионального образования, поскольку речь идет о получении высшего профессионального образования следующего уровня. Новацией образовательного законодательства в этой части является дополнение перечня случаев получения второго и последующего высших образований.

Студент поступает на широкую специальность, например «международные отношения», а далее выбирает, что именно он хочет изучать, — то ли международную экономику, то ли международное право, то ли международный бизнес В 2016 году поступление проходит по обновленному перечню, хотя он еще может меняться. Сейчас идет обсуждение о внесении в перечень других специальностей. Стандарты высшего образования (то есть то, чему нужно научиться на конкретной специальности) тоже будут менять.
1 июня 2016-го

Минобразования утвердило методические рекомендации по разработке новых стандартов. Они базируются на компетентностному подходе и требованиям, заложенным в основу Болонского процесса. К общим рекомендованным квалификациям относятся способность применять знания на практике, тайм-менеджмент, владение государственным и иностранным языками, умение работать в команде.

Магистратура закон об образовании 2016

Правом на участие в конкурсе для обучения по программам магистратуры пользуются лица, успешно завершившие обучение по программам бакалавриата.» ст. 16 п. 3 Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 N 3266-1 Подготовка лиц с высшим профессиональным образованием для получения квалификации (степени) «бакалавр» и квалификации (степени) «специалист» осуществляется на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования, а для получения квалификации (степени) «магистр» — на базе бакалавриата.»; ст. 24 п.1 Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 N 3266-1 Магистратура и второе высшее образование.
N 232-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)». Закон внес ряд изменений в законодательство, касающееся высшего образования, в частности: Уровни образования Закон вводит вместо существовавших ранее ступеней высшего профессионального образования ( бакалавр — срок обучения не менее 4 года, специалист – не менее 5 лет и магистр не менее – 6 лет) уровни высшего профессионального образования: «высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) «бакалавр»- бакалавриат; и высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) «специалист» или квалификации (степени) «магистр» — подготовка специалиста или магистратура.» (статья 6, п.

Поступление в магистратуру с 2014 года (с учетом нового закона «Об образовании РФ»)

Сегодня многих выпускников бакалавриата, специалитета, и магистратуры, решивших продолжить обучение в магистратуре волнует один вопрос:

Какие категории лиц имеют право обучаться в магистратуре бесплатно?

Рассмотрим ситуации поступления в магистратуру на бюджет для бакалавров, специалистов дипломированных специалистов и магистров.

1. Поступление в магистратуру с дипломом «бакалавр» рассматривается, как получение первого высшего образования. При этом у вас есть все шансы поступить в магистратуру на бюджетную форму обучения на конкурсной основе.

2. Поступление в магистратуру с дипломом «дипломированный специалист» старого образца, для тех выпускников, которые еще обучались по уровням, а не по ступеням высшего профобразования, введенным в 2012 году, позволяет поступать в магистратуру на бюджет.

3. Поступление в магистратуру с дипломом специалиста нового образца рассматривается, как получение второго высшего образования. Поэтому вы можете претендовать только на контрактную форму обучения.

4. Поступление в магистратуру с дипломом магистра, рассматривается, как получение второго высшего образования. Обучение в магистратуре по новой специальности может осуществляться только на платной основе.

Напомним, что новый закон «Об образовании РФ», вступивший в силу с 1 сентября 2013 года, описывает полную структуру российского образования. Давайте обратимся к законам России, чтобы доказать право «дипломированных специалистов» учиться в «бесплатной магистратуре».

Магистратура для дипломированных специалистов бесплатна

Доказательство:
1. Новый закон об образовании (статья 69, часть 8) определяет те случаи, когда получение высшего образования рассматривают, как второе высшее. Эта норма дублирует 6 статью пункт 5 закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» по программам магистратуры.

2. В 8й части 69 статьи Закона № 273-Ф3 обучение в магистратуре за счет бюджета (магистратура бесплатно), рассматривают как второе или последующее высшее образование для лиц, имеющих диплом магистра или специалиста.

3. Ранее из этой нормы было исключение: статья 4 часть 4 Федерального закона № 232-ФЗ от 24.10.2007 года (в ред. Федерального закона от 10 ноября 2009 г. № 260-ФЗ). Согласно этому исключению: лица с дипломом квалификации «дипломированный специалист» могли обучаться в магистратуре бесплатно. В данном случае получение образования не рассматривается, как получение второго высшего.

4. В статье 121 пункте 21 Федерального закона № 185-ФЗ закон от 24 октября 2007 г. № 232-ФЗ признан полностью утратившим силу, включая ст. 4. Отметим, что термины, включая наименования документов о квалификации и об образовании, сохранились в новом федеральном Законе № 273-Ф3.

5. Рассмотрим статью 60 часть 7 пункт 3. Под дипломом специалиста подразумевается документ, подтверждающий получение высшего образование специалитета. Это означает, что в понятие диплом специалиста закона об образовании не входит диплом «дипломированного специалиста».

6. Сделаем вывод: в 69 статье 8 часть пункт 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» нет указаний на лиц, имеющих дипломы «дипломированного специалиста». Поэтому получение образования в магистратуре для дипломированных специалистов не рассматривают, как второе или последующее высшее образование.

Итак, с 1 сентября 2013 года дипломированные специалисты имеют право поступать в магистратуру на бюджет и обучаться бесплатно.

Запись в графе для «дипломированных специалистов» и «специалистов» отличается

По закону РФ от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» диплом «специалиста» или «дипломированного специалиста» определяет условия поступления. Напоминаем, что «дипломированные специалисты» могут обучаться в магистратуре бесплатно.

1. Так дипломированный специалист в документах об образовании в определенной графе под именем «квалификация» имеет запись вида «Химик», «Географ» и т.п.

2. Те же лица, которые имеют квалификацию «специалист» в соответствующей графе имеют запись «Специалист».

Распоряжение Правительства РФ от 18.08.2018 N 1727-р «Об утверждении Программы мероприятий по подготовке кадров для ключевых отраслей экономики Дальневосточного федерального округа» (вместе с «Программой мероприятий по подготовке кадров для ключевых отраслей экономики Дальневосточного федерального округа и поддержке молодежи на рынке труда на период до 2025 года»)

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Утвердить прилагаемую Программу мероприятий по подготовке кадров для ключевых отраслей экономики Дальневосточного федерального округа и поддержке молодежи на рынке труда на период до 2025 года.

от 18 августа 2018 г. N 1727-р

МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ ДЛЯ КЛЮЧЕВЫХ ОТРАСЛЕЙ

ЭКОНОМИКИ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА И ПОДДЕРЖКЕ

МОЛОДЕЖИ НА РЫНКЕ ТРУДА НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА

I. Мероприятия Программы

Расчет кадровой потребности ключевых отраслей экономики Дальневосточного федерального округа с распределением по регионам с учетом требований к уровню образования, а также формирование предложений об объемах и структуре подготовки кадров с высшим образованием и средним профессиональным образованием на 2019 — 2025 годы

I квартал 2019 г., далее — ежегодно

Минвостокразвития России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа,

автономная некоммерческая организация «Агентство по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке»

аналитическая записка, представляемая в Минобрнауки России, Минпросвещения России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа

Организация заключения договоров о целевом обучении по востребованным ключевыми отраслями экономики Дальневосточного федерального округа профессиям, направлениям подготовки и специальностям

IV квартал 2019 г., далее — ежегодно

Минвостокразвития России, автономная некоммерческая организация «Агентство по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке», органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа,

образовательные организации высшего образования

доклад в Правительство Российской Федерации

Установление федеральным образовательным организациям высшего образования, расположенным на территории Дальневосточного федерального округа, контрольных цифр приема в соответствии с расчетом кадровой потребности

Магистратура законы рф

Документы, необходимые для поступления

Заявление (заполняется в приёмной комиссии);
Подлинник или ксерокопию диплома о высшем профессиональном образовании;
Паспорт;
Фотографии 3×4 — 4 штуки.

Поступление на магистерские программы факультета журналистики возможно с дипломом бакалавра или специалиста любой специальности

Экзамены, необходимые
для поступления

Максимальный общий балл — 200 (по 100 баллов на каждый экзамен)

Даты консультаций и сдачи экзаменов

4 июля 10.00 ауд. 202 — письменный экзамен
4 июля 10.00 ауд. 203 — собеседование

25 июля 10.00 ауд. 202 — письменный экзамен
25 июля 10.00 ауд. 203 — собеседование

7 августа 14.00 — консультация
8 августа 10.00 — экзамен

Это программа для тех, кто планирует прорыв в карьере в сфере проектирования, разработки, дизайна цифровых медиа и визуальных коммуникаций.

Магистранты изучают технологии продвижения разработки сложных проектов, управление редакцией современного агентства новостей, практику создания мультимедиа-продуктов, искусство работы арт-директора и фоторедактора, продвижением проектов в социальных сетях, знакомятся с проблематикой искусственного интеллекта в медиа.

Программа осуществляется совместно с информационным агентством РИА ТОМСК. Редакторы, журналисты и продюсеры агентства преподают большую часть практических дисциплин программы.

Темы экзамена и собеседований
1. Тенденции развития региональных рынков СМИ.
2. Тенденции и проблематика трансформации рынка печатных СМИ.
3. Основные жанровые классификации фотожурналистики.
4. Тенденции развития визуальной журналистики.
5. Феномен дизайн-мышления и основной спектр его применения.
6. Тенденции развития журналистики данных.
7. Современные настольные издательские системы: возможности и ограничения в использовании.
8. Проблематика конвергентной журналистики в современном медиамире.
9. Визуальные коммуникации в журналистике: проблематика и поле возможностей.
10. Основные характеристики современных мультимедийных изданий.
11. Основные ценности веб-дизайна.
12. Основные этапы разработки интернет-ресурсов в сфере масс медиа.
13. Инфографика в информационном агентстве: жанровое многообразие, технические возможности.
14. Деятельность крупнейших мировых фотоагентств.
15. Основные понятия и принципы проектного управления в меидасфере.
16. Проблематика моделирования издания на современном медиарынке.
17. Бюджетное планирование и управление финансами в издательских организациях: основные источники доходов и статьи расходов в издательском деле.
18. Типографика как медиаинструмент.
19. Основные принципы иллюстрирование как медиапрактики.
20. Принципы и законы верстки печатных периодических изданий различного формата.

Свяжитесь с руководителем программы
Цырфа Анна Федоровна
223734@gmail.com

Магистратура для тех, кто хочет занимать управленческую позицию в сфере медиа. Выпускник программы способен спланировать и воплотить в жизнь крупный медиапроект, руководить коллективом журналистов, прогнозировать изменения рынка, оценивать риски творческих и финансовых неудач.

Эта программа — погружение в мир телевидения, открытие секретов его внутреннего устройства, а также целого поля работы для исследователей. Магистратура привлекательна для тех, кто уже освоил технологии практической работы и хочет сделать следующий шаг, или хочет сказать свое слово в мире медиа, основываясь на своих знаниях и жизненном опыте.

Вопросы для письменного экзамена:
1. Перспективы развития ТВ в России и мире (новые технические возможности и проблемы их использования).
2. Пространственное измерение телевещания: международные, федеральные, региональные и местные СМИ. Процессы глобализации и регионализации.
3. Проблемы регионального телевидения в России.
4. Современные проблемы управления ТВ: производственный, творческий и кадровый менеджмент.
5. Программная политика вещательных компаний и брэнд-менеджмент.
6. Бюджетное планирование и управление финансами в телекомпаниях: основные источники доходов и статьи расходов в телеиндустрии.
7. Конкуренция на телевизионном рынке: цели, принципы, методы.
8. Методы изучения телевизионной аудитории и методики медиапланирования.
9. Организационное строение государственного и негосударственного телевещания в РФ.
10. Понятие информационного рынка: особенности формирования и развития информационного рынка, его структура.
11. Тележурналист как коммуникатор, социальные и личностные факторы в телекоммуникации.
12. Телевизионная программа: понятие, структура, принципы классификации.
13. Телевизионные жанры: принципы классификации и современные тенденции развития жанров ТВ.
14. Информационная группа жанров ТВ: общая характеристика.
15. Программа новостей: концепция, структура, верстка.
16. Информационный сюжет: особенности текста и изображения.
17. Телерепортаж: специфика жанра и его разновидности.
18. Особенности телеинтервью: специфика, требования к журналисту-интервьюеру.
19. Роль ведущего информационных и тематических программ на ТВ.
20. Способы выражения авторской позиции в телевизионных проектах.

Собеседование:
Цель – определение готовности кандидата освоить магистерскую программу.
Оценка результатов собеседования проводится с учетом следующих показателей:
— общая теоретическая база знаний (знание основ медиаменеджмента и теории журналистики);
— профессиональные знания (умение продемонстрировать осведомленность в вопросах, связанных с функционированием современных медиаорганизаций);
— обоснованность желания кандидата обучаться по выбранной программе (в том числе уточнение области научных интересов экзаменуемого);
— общая эрудированность.

Свяжитесь с руководителем программы
Ершов Юрий Михайлович
postoffice049@gmail.com

Продвинутая программа для тех, кто планирует карьеру с исследованиями в сфере медиа. Изучение истории журналистики, логики развития медиамира, лучших практик в этой сфере соседствует здесь с освоением
практических технологий, которые необходимы журналисту, обозревателю, аналитику, редактору.

Темы эссе:
1. Журналистика или приаристика (проблема ангажированности журналистов).
2. «Каждую секунду в интернете — новость». Всегда ли правдивая? (проблема фейковых новостей).
3. Блоггинг вместо журналистики? Кто победит?
4. Журналистика или пропаганда: чего сегодня больше на ТВ и в прессе?
5. Жизнь в зеркале глянца
6. Портрет делового человека в СМИ.
7. Политическое ток-шоу: зачем они нужны?
8. Журналист в горячей точке: как писать о войне в СМИ?
9. Пишем историю в сознании поколения.
10. «И все-таки я-автор» ( творческие аспекты журналистики, авторская индивидуальность в СМИ).

Вопросы для собеседования:
1. Система средств массовой информации (основные каналы СМИ). Тенденции развития СМИ в 21 веке.
2. Журналистика современной России: политические позиции, темы, жанры.
3. Аудитория средств массовой информации (общая характеристика). Понятия целевой, потенциальной, реальной аудитории.
5. Журналистика как творчество. Критерии мастерства журналиста.
6. Творческий процесс в журналистике.
7. Система жанров журналистики, их важнейшие признаки и современные тенденции развития.
8. Информационные жанры журналистики, их особенности. Новостные интернет-ресурсы, их возможности.
9. Новость в журналистике и основные принципы сбора информации в современной журналистике новостей. Проблема фейковых новостей.
10. Метод и жанр интервью в современной журналистике. Российские мастера интервью(в прессе, на ТВ, на радио)..
11. Репортаж: жанровые особенности и разновидности в современных СМИ. Критерии мастерства в репортаже. Российские мастера репортажа.
12. Рецензия (современные разновидности и назначение жанра, реализация в СМИ, мастерство журналистов-авторов). Рецензия в прессе, в интернете.
13. Статья как один из важнейших жанров публицистики. Виды статьи в современной печати.
14. Журналистское расследование как жанр.
15. Очерк: современные тенденции развития, (путевой, биографический и др. очерк).
16. Сатирическая публицистика (современные тенденции развития, реализация в СМИ, мастерство российских авторов).
17. Оперативное комментирование на страницах современной периодики: жанровые формы, методы и возможности анализа.
18. Современная колумнистика (колонка в журнале, на сайте).
19. Взаимодействие смежных коммуникационных сфер: рекламы, PR, журналистики.
20. Медиаконвергенция: основные понятия и принципы.
21. Основные тенденции развития интернет — журналистики.
22. Жанровая специфика PR текстов.
23. Задачи рекламного текста.

Otvety_pedagogika / 40. Закон рф об образовании

ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ»

основополагающий документ, определяющий политику государств в области образования. Закон является федеральным, разграничивающим компетенцию и ответственность в области образования федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ.

Закон РФ «Об образовании»

– принят в 1992 г., изменен и дополнен в 1996 г. Содержит 58 статей, относящихся к государственной политике в области образования, системе образования и ее управления, социальным гарантиям реализации прав граждан на образование, международной деятельности в сфере образования. В статье 7 Закона «Об образовании» указано, что Российская Федерация в лице федеральных органов государственной власти в пределах их компетенции устанавливает федеральные компоненты государственных образовательных стандартов, определяющие в обязательном порядке: 1) обязательный минимум содержания основных образовательных программ; 2) максимальный объем учебной нагрузки обучающихся; 3) требования к уровню подготовки выпускников.

Основные законодательные источники российского образовательного права — Закон РФ «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» — принимались в то время, когда образовательное право формировалось национальным законодателем самостоятельно, по собственному усмотрению, лишь учитывая тенденции развития международного права. На федеральном уровне законодательная основа правового регулирования отношений в сфере общего образования, а также высшего и послевузовского профессионального образования представлена: 1) Конституцией РФ, статья 43 целиком посвящена образованию. В ней закрепляется право каждого на образование. Применительно к высшему образованию данная норма конкретизируется следующим образом: «Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии». При этом Российская Федерация «устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования». Наряду со ст. 43, отдельные положения, регулирующие отношения в области образования содержатся и в других статьях Основного закона Российской Федерации: так, в ст. 72 (пункт 1 е), общие вопросы образования отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, (в ст. 114 пункт в) устанавливается, что Правительство РФ обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области образования. 2) закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании», регулирует систему общественных отношений в области образования, под которым законодатель понимает «целенаправленный процесс воспитания и обучения человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)». В Законе РФ «Об образовании» регламентируются вопросы, общие для всех элементов и уровней системы образования в Российской Федерации, а также содержатся нормы, непосредственно касающиеся высшего и послевузовского образовании (например, ст. ст. 24, 25). 3) Федеральный закон от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», принятый через четыре года после появления «базового» закона «Об образовании», развил, конкретизировал и уточнил основные положения Закона РФ «Об образовании» применительно к сфере высшего и послевузовского образования. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» регулирует различные виды общественных отношений, связанных с получением высшего профессионального образования, обучением в аспирантуре и докторантуре, присвоением ученых званий и присуждением ученых степеней и т.д. Нормами этого закона регламентируются: — система высшего и послевузовского образования и управление этой системой; — статус субъектов учебной и научной деятельности в системе высшего послевузовского образования; — экономика системы высшего и послевузовского образования; — международная и внешнеэкономическая деятельность высших учебных заведений. 4) иными «профильными» федеральными законами, т.е. законами, принятыми для регулирования отношений, складывающихся исключительно в области образования; могут находиться и другие законодательные акты, принятые для регулирования отношений, складывающихся исключительно в сфере образования. Например: федеральный закон от 10.04.2000 года № 51-ФЗ «Об утверждении Федеральной программы развития образования» и другие. 5) «непрофильными» законами, содержащими отдельные нормы, регулирующие отношения в сфере образования, эти законы занимают особое место в механизме правового регулирования отношений в сфере высшего и послевузовского образования. Большое количество таких законов, их «разнокалиберность» (в одних законах содержится одна — две статьи по образовательной проблематике, в других — целые главы), частые случаи столкновений норм таких законов с нормами, содержащимися в «профильных» законах об образовании, — эти и ряд других причин делают весьма актуальной задачу систематизации законодательства в сфере образования. Многочисленные «непрофильные» законы можно объединить, с известной долей условности, в следующие группы: а) федеральные законы, в которых регламентируются общие вопросы организации высшего и послевузовского образования в Российской Федерации б) федеральные законы, в которых содержатся нормы о специальных видах (направлениях) образования в) федеральные законы, в которых устанавливаются различные льготы участникам образовательных отношений г) федеральные законы, регулирующие трудовые отношения и определяющие порядок социального обеспечения участников образовательных правоотношений д) федеральные законы, регулирующие отношения в сфере экономики и финансов высшего и послевузовского образования ^ Подзаконные нормативные правовые акты, регулирующие на федеральном уровне отношения в сфере высшего и послевузовского профессионального образования, могут быть объединены по принципу убывания юридической силы в следующие группы: — Указы Президента РФ, среди которых в свою очередь можно выделить: а) указы, принятые исключительно для регулирования отношений в сфере высшего и послевузовского профессионального образования б) указы, содержащие отдельные положения, которые касаются проблематики высшего и послевузовского профессионального образования — ^ Постановления Правительства РФ, которые также могут быть посвящены целиком регулированию высшего и послевузовского профессионального образования, либо могут содержать отдельные положения, регулирующие некоторые отношения в сфере высшего и послевузовского профессионального образования — ^ Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, принятые по вопросам высшего и послевузовского профессионального образования. 2. Международные правовые нормы в сфере образования. Сегодня источники международного права, регулирующие интеграционные процессы в отдельных сферах образования, становятся международными стандартами, обязательными для законодательной власти государства, участвующего в интеграционных процессах, при принятии актов внутригосударственного права. И это изменение философии образовательного права требует скорейшего отражения в тексте Закона РФ «Об образовании» и Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Болонский процесс — это глубокая структурная реформа высшего образования Европы. Его истоком стала Сорбонская Декларация министров образования Великобритании, Германии, Франции и Италии «О гармонизации Европейского пространства высшего образования» (25 мая 1998 года). В 1999 году министры образования 29 европейских стран подписали Болонскую Декларацию о создании к 2010 году единого и гармоничного Европейского пространства высшего образования, Россия присоединилась в 2003 году. Были поставлены следующие основные цели: — принятие системы легко понимаемых и сравнимых степеней; — принятие системы, базирующейся на двух основных циклах (бакалавриат — магистратура); — введение системы кредитов для оценки трудоемкости предметов; — расширение мобильности путем устранения административных — барьеров и проблем, связанных с признанием; — поддержка европейского сотрудничества в области обеспечения качества; — поддержка европейского измерения в высшем образовании. На последующих встречах министров в Праге (2001), Берлине (2003) и Бергене (2005) Болонский процесс был обогащен другими линиями действия: — развитие стратегий образования в течение всей жизни; — привлечение вузов и студентов к процессу в качестве важнейших партнеров; — повышение привлекательности, конкурентоспособности европейского образования; — включение аспирантуры в общую систему высшего образования (в качестве третьего цикла); — усиление социальной составляющей в высшем образовании. Главной задачей Болонского процесса является создание общеевропейского пространства высшего образования, расширение мобильности студентов и преподавателей. Универсальные инструменты обеспечения мобильности, такие как система переноса и накопления зачетных единиц, Приложение к диплому, система оценки знаний позволяют студентам обучаться в разных учебных заведениях и в разных странах. 3. Правовые основы организации и деятельности студента, механизм реализации и защиты его прав, исполнения обязанностей. Правовое регулирование отношений в области высшего и послевузовского профессионального образования осуществляется Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора. Всеобщая Декларация прав человека 1948 г. в п. 1 ст. 26 закрепила право каждого человека на образование. При этом «Образование должно быть бесплатным по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным, и высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого». Это право закреплено также в ст. 13 Международного Пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., и в ст. 28 Конвенции о правах ребенка 1989 г. Развивая приведенное положение Декларации 1948 г., ст. 2 Протокола № 1 к Европейской конвенции о правах человека и основных свободах 1952 г. устанавливает, что «Никому не может быть отказано в праве на образование. Государство при выполнении любых обязанностей, которые оно принимает на себя в области образования и обучения, уважает право родителей обеспечивать детям такое образование и обучение в соответствии с собственными религиозными и философскими убеждениями». Сама же Европейская конвенция 1950 г., кроме прочего, отмечает, что право на образование по своей природе и характеру требует государственного регулирования, а это — также важнейшая социально-политическая детерминанта системы образования любого государства. Право на образование, по мнению генерального директора ЮНЕСКО, не следует сводить только к общему базовому образованию — оно должно реализовываться всю жизнь. Его следует рассматривать как право и обязанность человека на непрерывное образование. Он называет великой задачей — максимальное развитие огромного интеллектуального потенциала человека и отмечает, что в наше время в мире очень небольшому числу людей доступно его воплощение. Что же касается большинства, то его сначала нужно спасти от невежества, болезней, недоедания. 14 декабря 1960 г. Генеральная конференция ЮНЕСКО приняла Конвенцию о борьбе с дискриминацией в области образования. Российское законодательство практически не содержит дискриминационных положений. Так, согласно ст. 5 Закона РФ «Об образовании», гражданам гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости. ^ Студенты высших учебных заведений имеют право: 1) получать знания, соответствующие современному уровню развития науки, техники и культуры, определять по согласованию с соответствующими учебными подразделениями высшего учебного заведения набор дисциплин обучения; 2) посещать все виды учебных занятий в данном, а по согласованию между руководителями — и в других высших учебных заведениях; 3) участвовать в обсуждении и решении важнейших вопросов деятельности высшего учебного заведения, в том числе через общественные организации и органы управления вуза; 4) бесплатно пользоваться (в государственных высших учебных заведениях) библиотеками, информационным фондом, услугами учебных, научных, лечебных и других подразделений вуза в порядке, определяемом его уставом, принимать участие во всех видах научно-исследовательских работ, конференциях, симпозиумах, представлять к публикации свои работы, в том числе в изданиях высших учебных заведений; 5) обжаловать приказы и распоряжения администрации высшего учебного заведения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; 6) студенты очной формы обучения имеют право в свободное от учебы время работать на предприятиях, в учреждениях и организациях любых организационно-правовых форм; 7) студенты обязаны овладеть знаниями, выполнять в установленные сроки все виды заданий, требований предусмотренных учебным планом и образовательными программами высшего учебного заведения, соблюдать устав высшего учебного заведения и соблюдать правила внутреннего распорядка и правила общежития; 8) высшее учебное заведение обязано информировать студентов о положении в сфере занятости, содействовать им в заключении договоров (контрактов) с предприятиями, учреждениями и организациями о трудоустройстве; 9) студент имеет право выбора специализации. Порядок ее выбора определен письмом Министерства образования Российской Федерации от 15 марта 1999 года № 4 «О специализациях по специальности высшего профессионального образования»; 10) студент имеет право получить дополнительную квалификацию «преподаватель». Государственные требования к минимуму содержания и уровню профессиональной подготовки выпускника для получения квалификации «преподаватель» (третий уровень высшего профессионального образования) утверждены Госкомвузом Российской Федерации 20 февраля 1995 год; 11) в целях реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной помощи, государство полностью или частично несет расходы на их содержание в период получения ими образования, предоставляя стипендии, льготное или бесплатное питание, проезд на транспорте и иные виды льгот и материальной помощи. Гражданам, проявившим выдающиеся способности, предоставляются специальные государственные стипендии в повышенных размерах, финансируется их обучение за рубежом; 12) представлять свои работы для публикации, в том числе в изданиях высшего учебного заведения; 13) переходить с платной формы обучения на бесплатную в порядке предусмотренном уставом высшего учебного заведения; 14) по медицинским показаниям и в других исключительных случаях студенту высшего учебного заведения предоставляется академический отпуск; 15) гарантируется свобода перехода в другое высшее учебное заведение и другие ^ Дисциплинарная ответственность. За нарушения студентом обязанностей предусмотренных уставом высшего учебного заведения и правилами его внутреннего распорядка, к нему могут быть применены меры дисциплинарные взыскания вплоть до отчисления из высшего учебного заведения. Дисциплинарные взыскания, в том числе отчисление, может быть наложено на студента высшего учебного заведения после получения от него объяснения в письменной форме. Дисциплинарное взыскание применяется не позднее чем через один месяц со дня обнаружения проступка и не позднее чем через 6 месяцев со дня его совершения, не считая времени болезни студента и (или) нахождения его на каникулах. Не допускается отчисление студентов во время их болезни, каникул, академического отпуска или отпуска по беременности и родам.

Закрыть меню