Местоимения правила с примерами

Содержание:

Complex object — сложное дополнение в английском языке

Сегодня Вы научитесь составлять и правильно переводить предложения с Complex Object (сложным дополнением). Complex object (сложное дополнение) — характерная конструкция для английского языка.

Что такое Complex Object в английском языке

Complex object — это сложное дополнение, которое состоит из существительного в общем падеже или местоимения в субъектном падеже и глагола в инфинитивной форме. А предшествуют ему подлежащее и сказуемое. В русском языке такой конструкции нет, поэтому сложное дополнение при переводе становится придаточным предложением.

Сложное дополнение нужно, чтобы выразить желание, побуждение или восприятие одного объекта в отношении другого. Звучит запутанно, поэтому покажем на примере:

  • I want you to study English — Я хочу, чтобы ты учил английский язык.
  • He makes me cry — Он заставляет меня плакать.
  • John saw her buy a new dress — Джон видел, как она купила новое платье.
  • Правила образования Complex Object

    В образовании Complex Object есть несколько нюансов, которые нужно запомнить. Давайте подробно рассмотрим всю схему образования.

    Образуется Complex Object в английском языке следующим образом:

    На первое место в предложении мы ставим главное действующее лицо — тот, кто хочет: I, she, he, they, we Далее идет само действие, это могут быть глаголы:

  • want — хочу
  • expect — ожидаю
  • think — думаю
  • know — знаю
  • hope — надеюсь
  • belive — верю
  • would like — хотел бы
  • like — нравится
  • consider — считаю
  • Важно: Если на первом месте стоят she, he, то к глаголу мы добавляем окончание -s: wants, expects, thinks, knows.

    После действия идет тот человек, от кого хотят, чтобы он сделал что-либо. Обратите внимание, как меняются наши местоимения:

  • I — me
  • you — you
  • he — him
  • she — her
  • they — them
  • we — us
  • Это происходит потому, что здесь местоимение не является главным действующим лицом, а является дополнением — тот, на кого направлено желание, ожидание и т. д.

    Далее идет то действие, которое ожидается от человека с частицей to перед ним: to read, to go, to study

    В итоге у нас получается следующая схема образования предложений:

    Действующее лицо + want/expect/think + тот, от кого хотят + to + действие

  • They want me to study English. — Они хотят, чтобы я учила английский.
  • She expects him to buy a present. — Она ожидает, что он купит подарок.
  • We think her to pass the exam. — Мы думаем, она сдаст экзамен.
  • Правила применения

    Эта конструкция используется достаточно часто. Употребляется Complex Object после следующих групп глаголов:

    Выражающих предположение: к примеру, to find, to consider, to expect, to believe, to think и т. д.

  • I expected the teacher to come in few days. — Я ожидал, что учитель придет через несколько дней.
  • Anna considered the task to be too easy for Nina. — Анна считала, что задание будет слишком легким для Нины.
  • Используемых для отражения желания либо нежелания: например, структура would like, глаголы to hate, to like, to want, to wish и прочие глаголы для выражения (не)желания;

  • I would like her to be a writer. — Я хотел бы, чтобы она была писателем.
  • I want Anna to cook for children. — Я хочу, чтобы Анна готовила для детей.
  • Обозначающие чувственное, зрительное или слуховое восприятие: например, to watch, to hear, to feel, to see и т. д. Обратите внимание! В этом случае в Complex Object частица to используется только тогда, когда употребляется пассивный залог.

  • I saw him cleaning the house. — Я видел, как он убирал дом.
  • I have never heard her play the guitar. — Я никогда не слышал, как она играет на гитаре. (Active Voice)
  • She has never been heard to play the guitar. — Никогда не слышали, чтобы она играла на гитаре. (Passive Voice)
  • Выражающих разрешение или принуждение: к примеру, to let, to order, to make, to forbid и другие глаголы для запрета, позволения и приказания. После let и make частица to не употребляется. В страдательном залоге вместо глагола let употребляем глагол to allow, а после make в страдательном залоге частица to употребляется.

  • He forbade me to do it. — Он запретил мне делать это.
  • She made him write this letter. — Она заставила его написать это письмо. (Active Voice)
  • He was made to write this letter. — Его заставили написать это письмо. (Passive Voice)
  • В случае, если глагол выражает утверждение, знание чего-либо: например, to declare, to report, to announce и прочие.

  • I know him to be a bad engineer. — Я знаю, что он плохой инженер.
  • She declared the lesson to begin at 3 o’clock.- Она заявила, что урок начинается в 3 часа.
  • Для передачи смысла оборота Complex Object на русском используются союзы «что» и «чтобы», если синтаксический комплекс содержит в себе инфинитив, а также «как», если в структуре присутствует причастие в настоящем времени.

  • I want her to be a vet. — Я хочу, чтобы она был ветеринаром.
  • We saw him playing the violin. — Мы видели, как он играл на скрипке.
  • Глаголы восприятия

    Оборот «объектный падеж с инфинитивом» может использоваться с глаголами восприятия, например:

  • See — видеть
  • Hear — слышать
  • Feel — чувствовать
  • Watch — смотреть
  • Notice — замечать
  • Observe — замечать
  • Важно: в обороте с глаголами восприятия частица to перед инфинитивом опускается.

  • I saw your dog chase my cat. — Я видел, как ваша собака гналась за моей кошкой.
  • I heard the doorbell ring. — Я слышал, как прозвенел дверной звонок.
  • С этим вариантом оборота связаны три нюанса:

    1.В данном варианте оборота (то есть в варианте с глаголом восприятия) вместо инфинитива может использоваться причастие настоящего времени (форма глагола на -ing). При этом возникает небольшая, зачастую незначительная разница в смысле: инфинитив обычно выражает законченное действие, а причастие — длительное. Возьмем пример:

  • Anna saw Jim enter the house.
  • Anna saw Jim entering the house.
  • В первом случае Анна увидела, как Джим зашел в дом. Во втором случае Анна видела, как Джим вошел в дом, то есть, грубо говоря, не просто зафиксировала факт, а наблюдала процесс в его развитии.

    2.В обороте с глаголом восприятия не используется инфинитив в пассивном залоге. Вместо него используют причастие прошедшего времени (3-я форма глагола):

  • I saw your car towed away by a tow-truck. — Я видел, как твою машину увез эвакуатор.
  • I heard a tree fallen down. — Я слышал, как дерево упало.
  • 3.Глаголы hear и see могут использоваться не в прямом смысле «слышать» и «видеть», а в переносном: hear — узнавать о чем-то, see — понимать, замечать. В этом случае с ними используется не объектный падеж с инфинитивом, а придаточное предложение-дополнение.

  • Lara heard that Ron had broken up with his girlfriend. — Лара слышала (узнала), что Рон расстался со своей девушкой.
  • I see that you are rich now. — Я вижу (понимаю, заметил), что ты теперь богат.
  • Complex Object + Infinitive/Ving

    После глаголов восприятия используется следующая формула — глагол + существительное или местоимениев объектном (винительном) падеже + инфинитив (неличная форма глагола) БЕЗ частицы to, либо герундий (Ving).

  • I heard him whispering my name. — Я слышал, как он шептал моё имя.
  • I heard him whisper my name. — Я слышал, как он прошептал моё имя.
  • В чём разница между использованием герундия и инфинитива?

    Если подразумевается процесс действия (в русском языке это глагол несовершенного вида), то используется герундий.

  • I heard you shouting at him. — Я слышал, как ты кричал на него. (что делал? Процесс, глагол несовершенного вида).
  • Если же подразумевается завершённое действие (в русском языке это глагол совершенного вида), то используется инфинитив.

    • I saw him push the door. — Я видел, как он толкнул дверь. (что сделал? Завершённое действие, глагол совершенного вида).
    • Итак, мы разобрали общие правила использования и образования Complex Object. Удачи!

      Местоимение в русском языке

      Местоимение в русском языке – это самостоятельная часть речи, которая включает различные по значению и грамматическим особенностям группы слов, указывающие на предметы, признаки, количество, но не называющие их. Отвечает на вопросы Кто? Что? Какой? Сколько? Чей? и другие. Начальная форма местоимений – форма единственного числа, именительного падежа.

      В школе тема «Местоимения» изучается с 4 класса и входит в программу ЕГЭ.

      Какие бывают местоимения по значению?

      Выделяют девять разрядов местоимений в зависимости от того, какое значение в речи они выражают. Включающая категории местоимений в русском языке таблица с примерами поможет быстро определять, к какому виду относится то или иное местоимение.

      Во многих источниках относительные и вопросительные местоимения выделяют в один вопросительно-относительный разряд по значению.

      Соотношение местоимений с другими частями речи

      По соотношению местоимений с другими частями речи выделяют четыре группы местоимений.

      Кроме того, некоторые авторы выделяют местоимения-наречия, которые указывают на признак действия и в речи зависят от глаголов (когда, тут, почему, как).

      Грамматические признаки местоимений

      В русском языке у местоимений выделяют постоянные и непостоянные морфологические признаки.

      Постоянные грамматические признаки:

    • Разряд по значению;
    • Лицо (только у личных).
    • Непостоянные грамматические признаки:

      Синтаксические признаки местоимений

      В предложениях местоимения могут выступать в роли любого члена предложения. Но, как правило, они употребляются в качестве подлежащего, дополнения или определения.

      Тест по теме

      Содержание

    • Какие бывают местоимения по значению?
    • Соотношение местоимений с другими частями речи
    • Грамматические признаки местоимений
    • Синтаксические признаки местоимений
    • Тест по теме
    • Личные местоимения в русском языке
    • Притяжательные местоимения в русском языке
    • Морфологический разбор местоимения
    • Определительные местоимения
    • Неопределённые местоимения в русском языке
    • Местоимение в форме дательного падежа
    • Относительные местоимения
    • Отрицательные местоимения в русском языке
    • Какие бывают местоимения
    • Что обозначает местоимение
    • Как подчеркивается местоимение в предложении
    • Возвратные местоимения
    • Падежи местоимений
    • Местоимения-существительные
    • Вопросительные местоимения
    • Правописание местоимений
    • Морфологические признаки местоимения
    • Как изменяются местоимения
    • Образование форм местоимений
    • Употребление личных местоимений в речи
    • Грамматические признаки местоимения
    • Дефис в неопределенных местоимениях
    • По многочисленным просьбам теперь можно: сохранять все свои результаты, получать баллы и участвовать в общем рейтинге.

    • 2. Дарья Барановская 178
    • 3. Алексей Чалых 172
    • 4. Костя Морозов 153
    • 6. Варвара Лёвина 121
    • 8. Ilya Cheremhin 92
    • 9. Таня Васильева 58
    • 10. Али Рудьковский 48
      1. 2. Елизавета Анчербак 5,056
      2. 4. admin 3,654
      3. 6. Александра Люханчикова 3,122
      4. 10. User1 2,014
      5. Самые активные участники недели:

      6. 1. Виктория Нойманн — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
      7. 3. Дарья Волкова — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
      8. 2. Николай З — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
      9. Указательные местоимения в английском языке: какой что означает?

        Основная функция указательных местоимений (demonstrative pronouns) – указывать на предмет, лицо или их характеристики. Указательные местоимения в английском языке представлены в единственном и множественном числе. Их немного, но каждый имеет конкретное значение. Таблица, приведенная ниже, наглядно показывает указательные местоимения в множественном и единственном числе.

        Single

        Plural

        This/these: наиболее часто употребляемые указательные местоимения в английском языке

        Когда мы говорим о чем-то в единственном роде, нужно употреблять this, если речь идет о нескольких предметах или лицах, то следует использовать these. Наведем примеры с объяснениями, когда лучше употреблять эти местоимения:

      10. Если речь идет о вещах или людях, расположенных рядом с нами. Часто в таких предложениях есть слово-идентификатор ‘’тут’’ (на английском here) =>
      11. This flower is very beautiful => Этот цветок прекрасный. (Цветок находится рядом с человеком, который на него показывает)

        These papers are not mine => Эти бумаги не мои. (Несколько бумаг находятся рядом, и человек говорит о них)

        Your clients are here and they are eager to see you => Твои клиенты здесь и они очень хотят видеть тебя.

      12. Если речь идет о ситуации, которая имеет место либо в настоящем, либо будет происходить в будущем =>
      13. They are going to visit their friends this week => Они собираются наведать своих друзей на этой неделе.

        This month you are surprising me more and more => В этом месяце ты удивляешь меня все больше и больше.

      14. Когда говорящий несколько раз говорит об одном и том же и хочет избежать повтора =>
      15. We don’t want to concentrate on this but we have no choice => Мы не хотим акцентировать на этом внимание, но у нас нет выбора. (Тут подразумевается фактор, что о событии уже говорилось ранее, поэтому избегается повторение)

        Look at this! She tries to get back her property! => Посмотри на это! Она пытается вернуть обратно свою собственность! (Местоимение указывает на ситуативное положение, которое описывается во втором предложении)

        This is everуthing I want to have => Это все, чего я хочу.

      16. Когда речь идет о знакомстве людей в телефонном разговоре =>
      17. Hello! This is me speaking! => Привет! Это говорю я!

        Molly, these are my close friends, Valery and Bob => Молли, это мои близкие друзья, Валери и Боб.

        Указательные местоимения that/those: правила употребления с примерами

        Указательное местоимение that следует употреблять, когда речь идет о существительных в единственном числе, those – когда существительные представлены множественным числом:

      18. Такие demonstrative pronouns имеют место тогда, когда мы говорим о чем-то (людях, вещах), расположенных далеко от нас. Словом-идентификатором может служить определение there (там) =>
      19. I don’t want tu buy this dress. Show me please that one => Я не хочу покупать это платье. Покажите мне, пожалуйста, тот. (Платье, которое понравилось покупательнице, находится дальше от нее, чем то, которое ей не понравилось)

        Those birds are too far. I can’t see the colour of their plumage => Те птицы слишком далеко. Я не могу видеть цвет их оперения. (Птицы, о которых говорится, находятся на расстоянии от человека, который о них говорит)

        Look at that! There is a shark in the water! => Посмотри на это! Там акула в воде!

        That is my best friend => То – мой лучший друг.

      20. Когда речь идет о ситуации, имевшей место в прошлом =>
      21. We had to work a lot that day => В тот день мы вынуждены были много работать.

        In those times there were no technologies => В те времена не было технологий.

      22. Если автор ссылается на информацию, сказанную перед этим, и хочет избежать повтора. В большинстве случаев рассказ идет о прошлом времени =>
      23. He went to Spain last week. That was cool! => На прошлой неделе он отправился в Испанию. Это было круто!

        We selebrated her birthday last month. That was even better I wished! => В прошлом месяце мы праздновали ее день рождения. Это было еще лучше, чем я хотел бы!

        1. Если мы говорим по телефону (начинаем разговор) и просим собеседника представиться, а он находится далеко от нас =>
        2. Good evening! This is Holly Poppy. Who is that? => Добрый вечер! Это Холли Поппи. С кем я говорю?

          Demonstrative pronouns it, the same, such

          Изучая английский язык, указательные местоимения it, such, the same помогут легче общаться и выражать свои мысли. Эти указательные местоимения часто используются в речи. Рассмотрим особенности их использования на примерах. Но перед этим наведем случаи, когда такие demonstrative pronouns применяются:

        3. Если существительное в single, то вместе с such нужно использовать неопределенный артикль a =>
        4. You will not like such a silly question => Тебе не понравится такой глупый вопрос.

          You will have to do such a task if you want to work here => Тебе придется делать такое задание, если ты хотишь работать здесь.

          Но! Если существительное представлено в plural, то артикль использовать не нужно.

          You don’t need to do such things => Тебе не нужно делать такие вещи.

        5. Если мы говорим о местоимении the same, то нужно помнить, что оно всегда используется с артиклем. Но, что касается подлежащего существительного, то оно может быть как в single, так и в plural =>
        6. Show me the sentence with the same words => Покажи мне предложение с такими самыми словами.

          She bought the same dresses as Jenny did => Она купила те же платья, что и Дженни.

        7. Что касается местоимения it, то оно является эквивалентом слову ‘’это’’ =>

        Is it you? => Это ты?

        What is it? => Что это?

        It is my new hat => Это моя новая шляпа.

        Don’t forget about it => Не забудь об этом!

        Подводим итоги

        Demonstrative pronouns очень легко выучить, если правильно разработать методику изучения. Постоянно повторяя правила (с примерами!) и делая упражнения (exercises), вы обеспечите себе блестящий результат. Это очень легкая тема и не требует подготовки к изучению. И еще: повторяя правила, старайтесь использовать свои примеры с как можно большим количеством слов. Это поможет обогатить ваш словарный запас.

        Успехов и новых знаний в мире английского языка!

        Правописание отрицательных и неопределенных местоимений

        При правописании отрицательных и неопределенных местоимений часто делают ошибки, так как обе эти группы слов образуются при помощи вспомогательных частиц от относительных (вопросительных) местоимений. Чтобы не допускать ошибок в написании этих местоимений, нужно правильно выделять их разряд по значению, а также запомнить особенности употребления некоторых падежных форм с предлогами.

        Правописание отрицательных местоимений

        Отрицательные местоимения образуются при помощи частиц-приставок, с которыми пишутся слитно.

        Если местоимение употребляется с предлогом, то частица пишется отдельно, а между частицей и местоимением ставится предлог.

        Правописание неопределенных местоимений

        Неопределенные местоимения образуются при помощи частиц-приставок и частиц-суффиксов.

        У местоимений кое-кто и кое-что при употреблении в косвенных падежах с предлогами частица-приставка пишется отдельно, а между частицей и местоимением ставится предлог.

        Не понравилось? — Напиши в комментариях чего не хватает.

        • Местоимение в русском языке
        • Разряды местоимений
        • Указательные местоимения в русском языке
        • Склонение местоимений
        • На какие вопросы отвечает местоимение
        • Разбор местоимения как части речи
        • Каким членом предложения является местоимение
        • Правописание отрицательных и неопределенных местоимений
        • Как образуются отрицательные и неопределенные местоимения
        • Местоимения-числительные
        • Постоянные и непостоянные признаки местоимения
        • Какие местоимения пишутся через дефис
        • Синтаксическая роль местоимений в предложении
        • Зачем нужны местоимения
        • Какие личные местоимения имеют категорию рода
        • 1. написат дибирова 280
        • 2. Дарья Барановская 186
        • 4. Костя Морозов 158
        • 5. Алиса Капустина 143
        • 6. Варвара Лёвина 126
        • 7. Irina-Susan Arzhevskaya—Voronkova 99
        • 9. Илья Женецкий 92
        • 10. Таня Васильева 58
        • 1. Ramzan Ramzan 6,311
        • 3. Iren Guseva 4,925
        • 4. admin 3,659
        • 5. Анастасия Гудяева 3,497
        • 7. Мухаммад Амонов 3,084
        • 8. Гузель Миннуллина 2,389
        • 9. Артём Чекуров 2,016
        • 2. Bulat Sadykov — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
        • Три счастливчика, которые прошли хотя бы 1 тест:

        • 1. Наталья Старостина — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
        • 3. Давид Мельников — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
        • Карты электронные(код), они будут отправлены в ближайшие дни сообщением Вконтакте или электронным письмом.

          Разряды местоимений в русском языке

          По сво­е­му зна­че­нию и грам­ма­ти­че­ским при­зна­кам место­име­ния в рус­ском язы­ке делят­ся на несколь­ко раз­ря­дов: лич­ные, воз­врат­ное, при­тя­жа­тель­ные, вопро­си­тель­ные, отно­си­тель­ные, отри­ца­тель­ные, неопре­де­лён­ные, опре­де­ли­тель­ные и ука­за­тель­ные.

          Таблица «Разряды местоимений»

          Чтобы пра­виль­но опре­де­лить раз­ряд место­име­ний, узна­ем, какие зна­че­ния они име­ют в речи, и выде­лим их основ­ные грам­ма­ти­че­ские при­зна­ки.

          Притяжательные

          В таб­ли­це мы позна­ко­ми­лись с раз­ря­да­ми место­име­ний с при­ме­ра­ми их исполь­зо­ва­ния в рус­ском язы­ке. Ранее мы узна­ли, что такое место­име­ние как часть речи.

          Личные местоимения

          Личные место­име­ния «я», «мы», «ты», «вы», «он», «она», «оно», «они» ука­зы­ва­ют на лицо или пред­мет.

          Местоимения «я» , «мы» отно­сят­ся к пер­во­му лицу; «ты» , «вы» — ко вто­ро­му; «он» , «она» , «оно» — к тре­тье­му.

          Я влез на высо­кую сос­ну и стал кри­чать (К.Паустовский).

          Мы шли по лоси­но­му сле­ду (К. Паустовский).

          Ты пом­нишь, Алёша, доро­ги Смоленщины? (К. Симонов)

          Видали ли вы , как под хвой­ной кры­шей гуля­ет в сапож­ках сафья­но­вых рыжик. (А.Коваленко)

          У место­име­ний «он» , «она» , «оно» опре­де­ля­ет­ся муж­ской, жен­ский и сред­ний род.

          Он пел, и от каж­до­го зву­ка его голо­са вея­ло чем-то род­ным и необозримо-широким, слов­но зна­ко­мая степь рас­кры­ва­лась перед вами, ухо­дя в бес­ко­неч­ную даль (И.С. Тургенев).

          После того как Маша пере­ры­ла сочи­не­ния, она оста­но­ви­лась на рома­нах (А. Пушкин).

          Налево с края села начи­на­лось поле; оно было вид­но дале­ко до гори­зон­та, и во всю ширь это­го поля, зали­то­го лун­ным све­том, тоже ни дви­же­ния, ни зву­ка (А. Чехов).

          Личные место­име­ния име­ют кате­го­рию един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го чис­ла.

          Сравним:

          Тем не менее име­ем в виду, что место­име­ния «я» и «мы» , «ты» и «вы» не явля­ют­ся фор­ма­ми един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го чис­ла одно­го и того же сло­ва. Местоимения «мы« и «вы» не обо­зна­ча­ют «мно­го я» или «мно­го ты». Они ука­зы­ва­ют на гово­ря­ще­го или собе­сед­ни­ка вме­сте с дру­ги­ми лица­ми, участ­ву­ю­щи­ми в раз­го­во­ре или в опре­де­лен­ном дей­ствии.

          Все лич­ные место­име­ния изме­ня­ют­ся по паде­жам. При их скло­не­нии в кос­вен­ных паде­жах появ­ля­ют­ся совсем дру­гие сло­ва:

          Стоит толь­ко мне кос­нуть­ся мате­ма­ти­ки, я опять забу­ду все на све­те (С.Ковалевская).

          Возвратное местоимение

          Возвратное место­име­ние «себя» ука­зы­ва­ет на то лицо, о кото­ром гово­рят.

          В себя ли загля­нешь? Там про­шло­го нет и сле­да (М. Лермонтов).

          Я памят­ник себе воз­двиг неру­ко­твор­ный (А.Пушкин).

          У это­го место­име­ния нет фор­мы име­ни­тель­но­го паде­жа, грам­ма­ти­че­ских кате­го­рий лица, рода, чис­ла. Оно изме­ня­ет­ся толь­ко по паде­жам:

        • и.п. —
        • р.п.себя
        • д.п.себе
        • в.п.себя
        • т.п.собой
        • п.п.о себе

        Притяжательные местоимения

        Притяжательные место­име­ния «мой», «твой», «свой», «наш», «ваш», «его», «её», «их» ука­зы­ва­ют, како­му лицу при­над­ле­жит пред­мет.

        Твой груст­ный шум, твой шум при­зыв­ный услы­шал я в послед­ний раз (А.Пушкин).

        Жарко… Ваш кучер рас­ска­зы­ва­ет что-то, часто ука­зы­вая кну­том в сто­ро­ну, что-то длин­ное и ненуж­ное… (А.Чехов).

        Вопреки пред­ска­за­нию мое­го спут­ни­ка, пого­да про­яс­ни­лась ( М. Лермонтов).

        Несмотря на все наши предо­сто­рож­но­сти, весть о появ­ле­нии Пугачёва раз­нес­лась по кре­по­сти (А. Пушкин).

        Притяжательные место­име­ния изме­ня­ют­ся, как при­ла­га­тель­ные, по родам, чис­лам и паде­жам и явля­ют­ся в пред­ло­же­нии согла­со­ван­ны­ми опре­де­ле­ни­я­ми.

        Для обо­зна­че­ния при­над­леж­но­сти могут исполь­зо­вать­ся лич­ные место­име­ния 3-его лица в фор­ме роди­тель­но­го паде­жа: «его» , «её» , «их» .

        Зима. Крестьянин, тор­же­ствуя, на дров­нях обнов­ля­ет путь; его лошад­ка, снег почуя, пле­тёт­ся рысью как-нибудь (А. Пушкин).

        Притяжательное место­име­ние «его» ука­зы­ва­ет на при­над­леж­ность лошад­ки кре­стья­ни­ну. В пред­ло­же­нии оно выпол­ня­ет син­так­си­че­скую роль несо­гла­со­ван­но­го опре­де­ле­ния:

        Случилось соло­вью на шум их при­ле­теть (И.А. Крылов).

        Шум (чей?) их — несо­гла­со­ван­ное опре­де­ле­ние.

        Притяжательные место­име­ния «его» , «её» , «их» не изме­ня­ют­ся.

        Вопросительные местоимения

        Слова, на кото­рые отве­ча­ют суще­стви­тель­ные (кто? что?), при­ла­га­тель­ные (какой? чей? каков? кото­рый?) и чис­ли­тель­ные (сколь­ко?) явля­ют­ся вопро­си­тель­ны­ми место­име­ни­я­ми.

        Кто там сту­чит­ся у ворот ? (С.Маршак).

        Что сде­лаю я для людей? — силь­нее гро­ма крик­нул Данко (М.Горький).

        Вдруг он обра­тил­ся к матушке:»Авдотья Васильевна, а сколь­ко лет Петруше?» (А. Пушкин).

        «Ты чего не пони­ма­ешь?» — спра­ши­ва­ет Павел Васильевич у Стёпы (А.Чехов).

        Какое изве­стие ты вче­ра полу­чил?

        Каков ответ на мой вопрос?

        Который по сче­ту будет урок мате­ма­ти­ки?

        Относительные местоимения

        Те же место­име­ния толь­ко без вопро­са слу­жат для свя­зи про­стых пред­ло­же­ний в соста­ве слож­но­под­чи­нен­но­го и назы­ва­ют­ся отно­си­тель­ны­ми:

        Смотри, сколь­ко плос­ко­дон­ных шаланд лежит на моем бере­гу (А.Катаев).

        В ста шагах от меня тем­не­ла роща, из кото­рой я толь­ко что вышел (А.Чехов).

        Он был совсем не таким, каким вооб­ра­жал его Константин (Л.Толстой).

        Уже смер­ка­лось, и Василий не мог понять, кто идёт (К. Паустовский).

        Часто я уга­дать хотел, о чем он пишет (А. Пушкин).

        Я думал так­же и о том чело­ве­ке, в чьих руках нахо­ди­лась моя судь­ба (А.Пушкин).

        Неопределенные местоимения

        Неопределенные место­име­ния ука­зы­ва­ют на неиз­вест­ные пред­ме­ты, при­зна­ки и коли­че­ства:

        «некто», «нечто», «неко­то­рый», «несколь­ко», «кое-кто», «кое-что», «кто-то», «кто-либо», «кто-нибудь», «кое-какой», «какой-то», «какой-либо», «какой-нибудь», «чей-то», «чей-либо», «чей-нибудь», «сколько-нибудь», «столько-то».

        Кто-то играл на скрипке…девушка пела мяг­ким кон­траль­то, слы­шал­ся смех (М.Горький).

        Становилось страш­но, как буд­то в этой тишине его мол­ча­ли­во под­сте­ре­га­ла какая-то опас­ность (В.Катаев).

        В гости­ной что-то неболь­шое упа­ло со сто­ла и раз­би­лось (А. Чехов).

        Ты не спо­со­бен дей­ство­вать из каких-либо побуж­де­ний (К.Федин).

        А ведь, пожа­луй, кое в чём он был прав (М.Шолохов).

        Отрицательные местоимения

        Отрицательные место­име­ния «никто», «ничто», «неко­го», «нече­го», «ника­кой», «ничей», «нисколь­ко» слу­жат для отри­ца­ния нали­чия какого-то пред­ме­та, при­зна­ка или коли­че­ства или для уси­ле­ния отри­ца­тель­но­го смыс­ла все­го пред­ло­же­ния.

        Я не хочу печа­лить вас ничем (А.Пушкин).

        Толком никто ниче­го не знал (К. Симонов).

        Владик сто­ял мол­ча, нико­го не зади­рая и не отве­чая ни на чьи вопро­сы ( А. Гайдар).

        Они обра­зо­ва­ны от вопро­си­тель­ных (отно­си­тель­ных) место­име­ний с помо­щью без­удар­ной при­став­ки ни- или удар­ной при­став­ки не-.

        Местоимения «неко­го» , «нече­го» не име­ют име­ни­тель­но­го паде­жа.

        Молчали, пото­му что нече­го было сооб­щить друг дру­гу (И.А. Гончаров).

        Не с кого спра­ши­вать, когда сам вино­ват (посло­ви­ца).

        Местоимения «никто» , «ника­кой» , «ничей» , «неко­го» , «нече­го» могут упо­треб­лять­ся с пред­ло­гом, кото­рый сто­ит после при­став­ки:

        не у кого, ни на чём, ни под какой, ни за чьим, не с кого, не из-за чего и т.д.

        Ни в чем так сво­бод­но не про­яв­ля­ет­ся народ­ный харак­тер, как в песне и пляс­ке (А. Фадеев).

        Не хочу ни о чем думать, ни во что вме­ши­вать­ся (М. Пришвин).

        Попытка пере­хва­тить Машу по доро­ге не при­ве­ла ни к чему (А. Фадеев).

        Указательные местоимения

        Указательные место­име­ния «тот», «этот», «такой», «таков», «столь­ко» слу­жат для выде­ле­ния сре­ди дру­гих какого-то опре­де­лён­но­го пред­ме­та, при­зна­ка, коли­че­ства.

        Строжайше запре­тил бы я этим гос­по­дам на выстрел подъ­ез­жать к сто­ли­цам! (А.Грибоедов).

        Всё это было бы смеш­но, когда б не было так груст­но (М.Лермонтов).

        Сколько голов, столь­ко и умов (посло­ви­ца).

        В тем­но­те я залез в такой буре­лом, из кото­ро­го и днём-то не ско­ро выбе­решь­ся. Однако я ухит­рил­ся выбрать­ся из это­го лаби­рин­та (В. Арсеньев).

        Определительные местоимения

        Определительные место­име­ния«весь», «вся­кий», «сам», «самый», «каж­дый», «любой», «иной», «дру­гой», «целый».

        Каждый , кто молод, дай­те нам руки — в наши ряды, дру­зья! (Л.Ошанин).

        Всякая рабо­та масте­ра хва­лит (посло­ви­ца).

        Учитесь власт­во­вать собою; не вся­кий вас, как я, пой­мет; к беде неопыт­ность ведёт (А.Пушкин).

        Направо было вид­но всё село, длин­ная ули­ца тяну­лась дале­ко верст пять (А.Чехов).

        Эти место­име­ния изме­ня­ют­ся по родам, чис­лам и паде­жам, как при­ла­га­тель­ные.

        Видеоурок по русскому языку для учеников 6 класса «Местоимение. Разряды местоимений»

    Закрыть меню