Методика экологической экспертизы

Методика и объекты проведения государственной экологической экспертизы.

При проведении экологической экспертизы в первую очередь определяются объекты экспертизы, и вырабатывается система критериев для их оценки. Далее идет формирование экспертной группы (комиссии), при этом строго выдерживаются особые требования, предъявляемые к экспертам. Формируется процедура работы экспертной комиссии, одним из основных моментов которой является учет общественного мнения и система взаимодействия с местными властями и общественностью.

Объекты экспертизы группируются аналогично объектам ОВОС:

1. Экспертиза стратегии политики.

2. Экспертиза «Схем развития» и «Технико-Экономических Обоснований» (ТЭО).

3. Экспертиза проектов предприятий или размещения оборудования и инфраструктуры.

4. Экспертиза технологий и оборудования.

5. Экспертиза безопасности готовых продуктов и отходов производства.

Существенным направлением в экологической экспертизе является оценка нормативов, стандартов, технических условий, методик расчетов и других нормативных материалов. Особой группой объектов экологической экспертизы является оценка территориальной организации, функционального распределения производственных потоков и транспорта.

Экологическая экспертиза

1. Понятие и предмет, виды, объекты экологической экспертизы

Понятие экологическое экспертизы. Предмет экологической экспертизы.

Экологическую экспертизу можно рассматривать как «превентивный контроль», то есть процедуру, предотвращающую инвестирование и реализацию заведомо вредных для окружающей среды проектов.

Определение понятию «экологическая экспертиза» дается в статье 1 Федерального закона от 23.11.1995 №174-ФЗ «Об экологической экспертизе».

Экологическая экспертиза — установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

На рис.1 схематично представлен предмет экологической экспертизы как установления соответствия между проектом намечаемой деятельности(1) в связи с реализацией объекта экспертизы и экологическими требованиями(2), установленными законодательством или техническими регламентами. Экспертиза проводится с целью предотвращения негативного воздействия намечаемой деятельности (в случае ее реализации) на окружающую среду. Оговорка «в связи с реализацией объекта экспертизы» не случайна, так как не всякая намечаемая хозяйственная и иная деятельность является объектом экологической экспертизы (что, по мнению автора, нарушает принцип презумпции экологической опасности).

В действующей редакции, вступившей в силу с 01 января 2007 года, понятие «экологическая экспертиза» охватывает более узкий предмет. Ранее (до 01.01.2007) экспертизе подлежала «намечаемая хозяйственная и иная деятельность», помимо соответствия экологическим требованиям устанавливалась также допустимость данной деятельности, экологические требования не ограничивались требованиями, закрепленными в законодательстве и технических регламентах (соответственно, эксперт мог ссылаться также и на данные научных исследований). Кроме того, прежняя редакция в качестве цели экологической экспертизы рассматривала не только предотвращение негативного воздействия на окружающую среду, но и связанных с таким воздействия социальных, экономических и иных последствий. Таким образом, можно заключить, что в предыдущей редакции понятие «экологическая экспертизы» в большей степени соответствовало принципу презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности и принципу научно обоснованного сочетания экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды.

Виды экологической экспертизы.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 23.11.1995 №174-ФЗ «Об экологической экспертизе» предусмотрено проведение экологической экспертизы двух видов:

Различают экологическую экспертизу федерального и регионального уровней в зависимости от объектов экологической экспертизы. Объекты экологической экспертизы федерального уровня определены в статье 11 названного Федерального закона, а регионального уровня — в статье 12.

Государственная экологическая экспертиза федерального уровня проводится уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (в настоящий момент такие полномочия есть у Федеральной службы по экологического, технологическому и атомному надзору — Ростехнадзор России).

Государственная экологическая экспертиза регионального уровня проводится уполномоченными органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Рис. 2. Виды экологической экспертизы.

Объекты экологической экспертизы.

Как уже отмечалось выше, объекты экологической экспертизы указаны в статьях 11, 12 Федерального закона «Об экологической экспертизе». После внесения изменений в указанный Закон, с 01 января 2007 года количество объектов экологической экспертизы существенно сократилось, причем перечни объектов стали исчерпывающими, то есть не предполагают возможность их расширительного толкования. В действовавшей ранее редакции перечни объектов экспертизы не только были значительно шире, но и носили открытый характер, так как содержали формулировки: «иные виды документации, обосновывающей хозяйственную и иную деятельность, которая способна оказывать прямое или косвенное воздействие на окружающую природную среду в пределах территорий двух и более субъектов Российской Федерации». Таким образом, значимость института экологической экспертизы значительно уменьшилась.

Объекты экологической экспертизы федерального уровня (статья 11) включают:

  • проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти Российской Федерации;
  • проекты федеральных целевых программ, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов;
  • проекты соглашений о разделе продукции;
  • материалы обоснования лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду и лицензирование которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (за исключением материалов обоснования лицензий на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов) и законодательством в области использования атомной энергии федеральными органами исполнительной власти;
  • проекты технической документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, а также технической документации на новые вещества, которые могут поступать в природную среду;
  • материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий федерального значения, зоны экологического бедствия или зоны чрезвычайной экологической ситуации;
  • объекты государственной экологической экспертизы, указанные в Федеральном законе от 30 ноября 1995 года N 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации», Федеральном законе от 17 декабря 1998 года N 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации», Федеральном законе от 31 июля 1998 года N 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»;
  • проектная документация объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также проектная документация особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов обороны и безопасности, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, в случаях, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт таких объектов на землях особо охраняемых природных территорий допускаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;
  • проектная документация объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I — V класса опасности.
  • Объекты экологической экспертизы регионального уровня (статья 12) включают:

    • проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
    • проекты целевых программ субъектов Российской Федерации, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов;
    • материалы обоснования лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, лицензирование которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (за исключением материалов обоснования лицензий на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов);
    • материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий регионального значения;
    • проектная документация объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, за исключением проектной документации объектов, являющихся объектами экологической экспертизы федерального уровня, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
    • Таким образом, объекты экологической экспертизы, в основном, связаны с экспертизой отдельных правовых актов (нормативно-технических и инструктивно-методических документов, целевых программ), с обеспечением экологической безопасности (техническая документация на новые технику, технологию, вещества — например, наноматериалы, обоснование некоторых лицензий, проекты размещения и обезвреживания отходов), с особо охраняемыми природными территориями, зонами экологического бедствия, а также с некоторыми видами природных ресурсов (расположенными на континентальном шельфе, соглашения о разделе продукции — могут заключаться при получении лицензии на недропользование).

      2. Порядок государственной экологической экспертизы

      Порядок государственной экологической экспертизы закреплен в Главе III Федерального закона «Об экологической экспертизе» (порядок ее проведения — статья 14, положения, касающиеся экспертной комиссии, экспертов и заключения государственной экологической экспертизы — в статьях 15-18), а также в целом ряде подзаконных правовых актов:

    • Положение о порядке проведения государственной экологической экспертизы, утвержденное постановлением Правительства РФ от 11 июня 1996 г. №698;
    • приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30 октября 2008 г. №283 «Об утверждении Административного регламента по исполнению федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по организации и проведению государственной экологической экспертизы федерального уровня».
    • приказ Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды от 22 апреля 1998 г. N 238 «Об утверждении положения о порядке определения стоимости проведения государственной экологической экспертизы документации».
    • Порядок проведения государственной экологической экспертизы в общем виде включает в себя следующие этапы:

      1. Заказчик экологической экспертизы направляет в уполномоченный орган материалы. Для этого заказчик направляет сопроводительное письмо (письменное обращение) с приложением необходимых материалов в уполномоченный орган. Документация, являющаяся объектом экологической экспертизы, представляется в 2-х экземплярах.

      Заказчик экологической экспертизы — физическое или юридическое лицо, орган государственной власти, в интересах которого оформляется документация, являющаяся объектом экологической экспертизы. Уполномоченный орган — федеральный орган исполнительной власти или орган государственной власти субъекта РФ, наделенный полномочиями по организации и проведению государственной экологической экспертизы (соответственно — федерального или регионального уровня).

      Представляемые на экологическую материалы включают:

    • документацию, подлежащую государственной экологической экспертизе;
    • материалы оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе;
    • положительные заключения и (или) документы согласований органов федерального надзора и контроля и органов местного самоуправления, получаемые в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
    • заключения федеральных органов исполнительной власти по объекту государственной экологической экспертизы в случае его рассмотрения указанными органами и заключений общественной экологической экспертизы в случае ее проведения;
    • материалы обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных органами местного самоуправления.
    • Для отдельных объектов экологической экспертизы (проектная документация для объектов на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также для некоторых объектов на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, для олимпийских объектов в Сочи) установлены особенности состава представляемых на экспертизу материалов.

      2. В случае, если представленные материалы являются неполными, заказчику направляется письмо о некомплектности представленных материалов. В письме о некомплектности должен быть исчерпывающий перечень недостающих материалов, которые необходимо представить, а также указаны сроки, в которые необходимо исполнить данное требование. Если в 30-дневный срок дополнительные материалы не представлены, то заказчику возвращаются его материалы без проведения экологической экспертизы.

      3. При комплектности материалов заказчику направляется извещение о необходимости оплаты проведения государственной экологической экспертизы, смета, счет, сообщается срок проведения экспертизы.

      Срок государственной экологической экспертизы составляет:

      — для простых объектов государственной экологической экспертизы — до 30 дней;

      — для объектов государственной экологической экспертизы средней сложности — до 60 дней;

      — для сложных объектов государственной экологической экспертизы — от 60 до 120 дней.

      4. После получения оплаты уполномоченный орган:

    • подготавливает предложения по кандидатурам руководителя и ответственного секретаря экспертной комиссии, а также срокам проведения государственной экологической экспертизы;
    • с участием руководителя экспертной комиссии подготавливает предложения по составу экспертной комиссии и разрабатывает задание на проведение государственной экологической экспертизы;
    • подготавливает проект приказа об организации и проведении государственной экологической экспертизы.

    5. Издается приказ об организации и проведении государственной экологической экспертизы.

    В приказе указываются:

  • cостав экспертной комиссии (руководитель, ответственный секретарь и члены экспертной комиссии);
  • сроки;
  • задание на проведение государственной экологической экспертизы.
  • 6. Проводится организационное заседание экспертной комиссии государственной экологической экспертизы.

    С экспертами подписываются индивидуальные договоры на возмездное оказание работ (услуг) с руководителем экспертной комиссии и всеми членами экспертной комиссии. Экспертам выдаются индивидуальные задания, утвержденные руководителем комиссии, и документация, подлежащая экспертизе.

    Ответственный секретарь согласовывает с руководителем и членами экспертной комиссии проект календарного плана работы экспертной комиссии.

    7. Подготавливаются индивидуальные и групповые заключения экспертов, проводятся заседания экспертной комиссии, на которых обсуждается проект сводного заключения. Руководитель экспертной комиссии подготавливает проект сводного заключения.

    8. Заключительное заседание экспертной комиссии и подписание сводного заключения (заключения государственной экологической экспертизе).

    Заключением государственной экологической экспертизы является документ, подготовленный экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, содержащий обоснованные выводы о соответствии документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, одобренный квалифицированным большинством списочного состава указанной экспертной комиссии и соответствующий заданию на проведение экологической экспертизы, выдаваемому федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ч. 1 ст. 18 Федерального закона «Об экологической экспертизе»).

    Схематично основные функции заказчика, уполномоченного органа и экспертной комиссии изображены на рис. 3.

    Рис. 3. Схема проведения государственной экологической экспертизы.

    Заключение государственной экологической экспертизы:

  • может быть положительным (представленная на экспертизу документация соответствует экологическим требованиям, содержащимся в законодательстве и технических регламентах) или отрицательным (НЕ соответствует экологическим требованиям);
  • должно быть одобрено не менее чем 2/3 состава экспертной комиссии;
  • утверждается федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • теряет юридическую силу в случае:
    • доработки объекта государственной экологической экспертизы по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы;
    • изменения условий природопользования федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды;
    • реализации объекта государственной экологической экспертизы с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию;
    • истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы;
    • внесения изменений в проектную и иную документацию после получения положительного заключения государственной экологической экспертизы.
    • 3. Права и обязанности экспертов экологической экспертизы

      Правовой статус экспертов экспертной комиссии государственной экологической экспертизы закреплен в статье 16 Федерального закона «Об экологической экспертизе».

      Эксперт государственной экологической экспертизы — специалист, обладающий научными и (или) практическими познаниями по рассматриваемому вопросу и привлеченный в установленном порядке к проведению государственной экологической экспертизы по соответствующим направлениям науки, техники, технологии.

      Правовые гарантии независимости эксперта государственной экологической экспертизы содержатся в части 2 статьи 16 Федерального закона «Об экологической экспертизе» и сводятся к тому, что экспертом не может быть лицо, каким-либо образом связанное с заказчиком или разработчиком документации, подлежащей экологической экспертизе.

    • заявлять федеральному органу государственной власти в области экологической экспертизы или органам государственной власти субъектов Российской Федерации о необходимости представления заказчиком на государственную экологическую экспертизу дополнительных материалов для всесторонней и объективной оценки объектов государственной экологической экспертизы;
    • формулировать особое мнение по объекту государственной экологической экспертизы, которое прилагается к заключению государственной экологической экспертизы.
    • Обязанности эксперта:

      • осуществлять всесторонний, полный, объективный и комплексный анализ представляемых на государственную экологическую экспертизу материалов с учетом передовых достижений отечественной и зарубежной науки и техники, определять их соответствие нормативным правовым актам Российской Федерации в области охраны окружающей среды, нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды, нормативно-техническим документам и предоставлять заключения по таким материалам;
      • соблюдать требования законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе и законодательства субъектов Российской Федерации об экологической экспертизе;
      • соблюдать установленные федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы порядок и сроки осуществления государственной экологической экспертизы;
      • обеспечивать объективность и обоснованность выводов своего заключения по объекту экологической экспертизы;
      • участвовать в подготовке материалов, обосновывающих учет при проведении государственной экологической экспертизы заключения общественной экологической экспертизы, а также поступившие от органов местного самоуправления, общественных организаций (объединений) и граждан аргументированные предложения по экологическим аспектам хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе;
      • обеспечивать сохранность материалов и конфиденциальность сведений, представленных на государственную экологическую экспертизу.
      • 4. Общественная экологическая экспертиза

        Общественная экологическая экспертиза — одна из форм участия граждан, общественных объединений в принятии экологически значимых решений, в экологическом управлении.

        С инициативой проведения общественной экологической экспертизы могут выступать (субъекты инициативы проведения общественной экологической экспертизы):

      • граждане;
      • общественные организации (объединения);
      • органы местного самоуправления.
      • Общественную экологическую экспертизу могут проводить (субъекты организации и проведения общественной экологической экспертизы): общественные организации (объединения), основным направлением деятельности которых в соответствии с их уставами является охрана окружающей среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы, и которые зарегистрированы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

        Объекты общественной экологической экспертизы: те же, что и государственной экологической экспертизы. Иными словами, нельзя провести общественную экологическую экспертизу документации, которая не подлежит обязательной государственной экологической экспертизе.

        Сроки проведения общественной экологической экспертизы: общественная экологическая экспертиза проводится до или одновременно с государственной экологической экспертизой. На практике проведение общественной экспертизы до государственной мало вероятно в связи с тем, что общественности, как правило, о намечаемой деятельности становится известно в связи с проведением государственной экспертизы.

        Заключение общественной экологической экспертизы приобретает юридическую силу после утверждения его федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

        При проведении государственной экологической экспертизы заключение общественной экологической экспертизы учитывается в случае, если общественная экологическая экспертиза была проведена в отношении того же объекта до дня окончания срока проведения государственной экологической экспертизы.

        Заключения общественной экологической экспертизы могут публиковаться в средствах массовой информации, передаваться органам местного самоуправления, органам государственной экологической экспертизы, заказчикам документации, подлежащей общественной экологической экспертизе, и другим заинтересованным лицам.

        Методика проведения психологической экспертизы

        Тема №2: Производство судебно-психологической экспертизы.

        Судебно-психологическая экспертиза, её значение и особенности.

        История развития судебно-психологической экспертизы.

        Компетенция судебно-психологической экспертизы.

        Этапы судебно-психологической экспертизы, выбор эксперта.

        Судебно-психологическая экспертиза, её значение и особенности.

        Под юрисдикционным (правоприменительным) процессом понимается производство по делам о нарушении права, по спорам о праве.

        В юрисдикционный процесс включаются отдельные производства (процессы) — уголовное, гражданское, административное и др.

        Юрисдикционный процесс и входящие в него отдельные процессы являются правовой формой деятельности уполномоченных на то органов и должностных лиц, каждое из которых имеет свою функцию и компетенцию. Одни, как органы государства и должностные лица, выполняют организаторскую функцию; на них возлагается ответственность за исход процесса; другие — истцы, потерпевшие, ответчики — имеют ряд прав и гарантий и могут рассчитывать на охрану их личности и законных интересов.

        Особенностью юрисдикционного процесса и его отдельных производств является то, что результаты деятельности в его рамках должны фиксироваться в соответствующих документах — процессуальных актах, содержащих предписания индивидуального или персонифицированного характера. Это могут быть постановления следователя, прокурора, судьи, органа дознания, определения, решения, приговоры суда и др. При этом необходимо, чтобы правомочный субъект обладал объективной, достоверной, надлежаще оформленной информацией. Деятельность такого субъекта, осуществляясь в рамках, установленных правом, проявляется как процесс познания, целью которого является установление объективной истины путем доказывания. Познание это осуществляется на эмпирическом и теоретическом уровнях. Эмпирический уровень включает в себя чувственное, непосредственное познание, теоретический — рациональное, опосредованное. Оба уровня неразрывно связаны и представляют собой единое целое, обеспечивая анализ, синтез, сравнение, классификацию, систематизацию, обобщение, абстрагирование и конкретизацию каждого отдельного объекта познания.

        В действующих нормах юрисдикционного процесса закреплено положение, согласно которому доказательствами являются любые фактические данные, на основе которых в определенном законом порядке устанавливается наличие или отсутствие правонарушения, виновность лица, обстоятельства, обосновывающие требования и возражения сторон, или иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (ст. 65 УПК УССР, ст. 69 УПК РСФСР, ст. 27 ГПК УССР, ст. 49 ГПК РСФСР, ст. 251 КоАП УССР, ст. 231 КоАП РСФСР).

        Юридическим фактом, имеющим значение в юрисдикционном процессе, является событие, явление, с наступлением которого появляются последствия, предусмотренные нормами права, как-то: возникновение, изменение или, прекращение правоспособности, дееспособности или конкретных субъективных прав или обязанностей субъектов права.

        Эти факты устанавливаются показаниями свидетелей, потерпевшего, обвиняемого, стороны (истца, ответчика), документами, вещественными доказательствами, заключением эксперта. В показаниях данных лиц, документах, вещественных доказательствах и заключениях экспертов содержатся не сами факты, а сведения об этих фактах, которые подлежат исследованию. Благодаря этим сведениям факты воспроизводятся и таким образом познаются.

        Познание фактов в юрисдикционном процессе осуществляется полномочным субъектом непосредственно (изучение обстановки и места события, заслушивание свидетелей, заинтересованных лиц, сторон и др.) и опосредованно (изучение документов, заключений экспертов).

        Во втором случае непосредственное познание объекта осуществляет эксперт — лицо, составляющее документ. Результаты такого познания, зафиксированные в итоговом акте — заключении, он представляет полномочному органу или должностному лицу.

        Так, при назначении экспертизы: она назначается тогда, когда для разрешения определенных вопросов необходимы специальные познания (знания) в области науки, техники, искусства и ремесла. Кроме того, в такой важной сфере процессуальной деятельности, как уголовная, законом предусмотрены случаи обязательного назначения экспертизы: ст. 76 УПК УССР (ст. 79 УПК РСФСР), она назначается для установления причин смерти и характера телесных повреждений, определения психического состояния подозреваемого или обвиняемого при наличии сомнений в их вменяемости, для установления возраста подозреваемого или обвиняемого, для установления половой зрелости, для определения психического или физического состояния свидетеля или потерпевшего в случаях, когда возникает сомнение в их способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания.

        В юрисдикционном процессе полномочный орган использует заключение экспертизы в качестве доказательства, что является также отличительным признаком экспертизы в этой сфере.

        В юриспруденции выработаны две формы применения специального (неправого) знания: лицо обладающее специальными знаниями, выступает в процессе, в роли эксперта и специалиста. Эти обе формы схожи между собой по технологии, методическим особенностям применения специального знания, но различаются по юридическим особенностям, процессуальному статусу, полномочиям, степени самостоятельности лица, привлекаемого как эксперт. Эксперт проводит исследование и излагает свою позицию, мнение по поводу конкретного объекта исследования; специалист же разъясняет, исходя из своих специальных знаний, отдельные явления и факты, консультирует в отношении этих явлений и фактов должностное лицо или орган, оказывает помощь в обнаружении и фиксации определенных фактов и явлений, помогает должностному лицу в пись­менном изложении установленных обстоятельств и фактов и т. п. Специалист, в отличие от эксперта, лишен процессуальной самостоятельности. Он действует под контролем и по указанию полномочного лица или органа.

        Экспертиза в юрисдикционном процессе проводится в основном экспертными учреждениями министерств юстиции и здравоохранения. Имеются экспертные подразделения в органах внутренних дел. Однако, полномочный орган вправе поручить проведение экспертизы не этим учреждениям, а специалистам, работающим вне этих учреждений.

        (Например, ст. 75 УПК УССР указывает, что экспертом может быть любое лицо, обладающее специальными познаниями; ст. 78 УПК РСФСР устанавливает, что экспертиза проводится экспертами соответствующих учреждений или иными специалистами. Однако в ряде союзных республик УПК в категорической форме указывают, что определенные экспертизы проводятся исключительно в экспертных учреждениях.)

        Судебно-психологическая экспертиза представляет собой исследование, оценку явлений государственно-правовой действительности специалистом в области психологии. Психологическая экспертиза традиционно используется в уголовном и административном процессах. От ее результатов порой зависит характер и содержание принимаемого полномочным лицом решения, характер и объем ответственности, формы и средства воздействия на правонарушителя и др. Главной фигурой в них выступает суд или судья, и специальное психологическое знание требуется для обеспечения эффективности деятельности в первую очередь этих органов. Поэтому психологическую экспертизу в юрисдикционном процессе называют судебно-психологической.

        Познание фактов в юрисдикционном процессе осуществляется полномочным субъектом непосредственно (изучение обстановки и места события, заслушивание свидетелей, заинтересованных лиц, сторон и др.) и опосредованно (изучение документов, заключение экспертов). Во втором случае непосредственное познание объекта осуществляет эксперт — лицо, составляющее документ. Результаты такого познания, зафиксированные в итоговом акте — заключении, он представляет полномочному органу или должностному лицу. Так, УПК (уголовно­процессуальный кодекс) указывает на главное обстоятельство при назначении экспертизы она назначается тогда, когда для разрешения определенных вопросов необходимы специальные познания в области науки, техники, искусства. Кроме того, в такой важной среде процессуальной деятельности, как уголовная, законом предусмотрены случаи обязательного назначения экспертизы:

        она назначается для установления причин смерти и характера телесных повреждений, определения психического состояния подозреваемого или обвиняемого при наличии сомнений в их вменяемости;

        для установления возраста подозреваемого или обвиняемого;

        для определения психического или физического состояния свидетеля или потерпевшего в случаях, когда возникает сомнение в их способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания.

        В юрисдикционном процессе полномочный орган использует заключение экспертизы в качестве доказательства.

        В психологической экспертизе применяются следующие методы

        Метод наблюдения, позволяющий изучить поведение подэкспертного в естественных условиях в процессе общения, учебы, трудовой деятельности. Этот метод для эксперта носит эпизодический характер и проводится в системе оценки познавательных процессов, общения, деятельности. Для подтверждения фактов наблюдения пользуются свидетельскими показаниями проходящих по делу родственников, сослуживцев, соседей, а также характеристиками с места учебы и работы (т.е. анализируются данные наблюдаемого окружения).

        Метод естественного эксперимента, который может быть проведен в рамках следственного эксперимента для того, чтобы восстановить картину преступления. По поведению подэкспертного можно получить дополнительную информацию о личности преступника.

        Метод беседы (вопросно-ответный метод), с помощью которого выясняется отношение подэкспертного к различным сторонам жизни, нормам поведения, моральным принципам и т.д. Для проведения беседы эксперт должен заранее подготовиться, ознакомиться с материалами уголовного дела и составить план беседы.

        Метод педагогической психологии, который включает описание жизни подэкспертного (анамнез личности, предысторию развития отклонений в психике).

        Метод изучения результатов уголовного дела, который предусматривает ознакомление эксперта с документацией, письмами, показаниями, написанными рукой самого обвиняемого. При этом оценивается почерк, словарный запас, грамотность изложения и, в целом, уровень развития личности обвиняемого.

        Метод тестирования, в котором используются специально разработанные задания, тесты для оценки памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы, личностных качеств подэкспертного.

        Лабораторный эксперимент, позволяющий объективизировать наблюдения эксперта. Проводится очень редко, так как нет специальных лабораторий и оборудования. Этот метод предусматривает проведение специальных полиграфических исследований, относимых к типу «детектор лжи», в которых регистрируются особенности кожно-гальванической реакции (КГР), электроэнцефалограммы (ЭЭГ), ритмокардиограммы (РКГ) на эмоционально значимые стимулы.

        История развития судебно-психологической экспертизы.

        Становление судебно-психологической экспертизы связано, во-первых, с развитием экспертизы как средства доказывания и, во-вторых, с развитием психологической науки.

        Самостоятельным источником доказательств заключение судебно­психологической экспертизы становится на рубеже XIX—XX вв. Ее теоретические основы разрабатывались видными учеными;

        в Германии — В. Штерном, Г. Гроссом, в Италии — Э. Ферри и Р. Гаррофало, в России — Л. Е. Владимировым, А. У. Фрезе, В. М. Бехтеревым и др. В это время появляется ряд работ, в которых затрагиваются вопросы, связанные с судебно­психологической экспертизой. Это труды:

        К. Марбе «Психолог как эксперт в уголовном и гражданских делах»,

        Р. Куве «Психотехника на службе железных дорог»,

        В. Штерн «Показания юных свидетелей по делам о половых преступлениях» и «Психологические методы испытания умственной одаренности»,

        Г. Гросс «Криминальная психология»,

        Я. А. Кантарович «Психология свидетельских показаний»,

        А. Р. Лурия «Психология в определении следов преступления»,

        Г. И. Волков «Уголовное право и рефлексология»,

        А. Е. Брусиловский «Судебно-психологическая экспертиза»,

        М. М. Гродзинский «Единообразие ошибок в свидетельских показаниях»,

        В. А. Внуков и А. Е. Брусиловского «Психология и психопатология свидетельских показаний малолетних и несовершеннолетних» и др.

        В них обосновывалась методика и техника проведения судебно-психологических экспертиз по поводу свидетельских показаний, личности обвиняемого, психологии документов, происшествий на железнодорожном транспорте и т. п.

        (В основе судебно-психологической экспертизы документов лежала концепция, в соответствии с которой должностное лицо или орган, составляющие протокол о совершенном действии, излагают в нем лишь субъективное понимание полученной информации, в связи с чем процессуальные документы должны быть подвергнуты психологическому исследованию. Очевидно, что установление правила — подвергать психологическому исследованию процессуальные документы означает установление над правомочным юридическим органом или должностным лицом еще одной инстанции — психологической, что не согласуется с таким принципом уголовного процесса, как непосредственность восприятия и оценки доказательств судом, следователем, органом дознания. Судебно-психологическая экспертиза применялась также в целях анализа психологической стороны происшествий на железнодорожном транспорте. Здесь использовались не только общие достижения психологии, но и приемы психотехники, разрабатывавшей вопросы применения знаний о психике человека к решению практических задач, связанных с трудовой деятельностью людей в конкретных условиях, профессиональным отбором, профессиональным консультированием, рационализацией трудовых приемов и условий труда, с проблемой снижения аварийности и травматизма, совершенствованием методов производственного обучения. Однако в психотехнике имели место определенные методологические ошибки, прежде всего односторонность понимания психологического фактора только как совокупности устойчивых индивидуальных особенностей, проявляющихся в труде. Представитель психотехники Ф. Ф. Бабков в книге «Происшествия на железной дороге и борьба с ними», базируясь на положениях этой науки, выделял «чисто психологические» причины катастроф, которые порой носят «полосной» характер и возникают в связи с нервной атмосферой на железной дороге или среди определенного круга лиц. Опираясь на исследования Ф. Ф. Бабкова, А. Е. Брусиловский приходит к парапсихологическому выводу, что ожидание или боязнь определенного действия влечет за собой неминуемое его совершение.)

        История судебно-психологической экспертизы в советском правосудии начинается с Декрета о суде №2, принятого в 1918 г., ст. 14 которого заключение судебных экспертиз было официально допущено в качестве доказательств по уголовным делам.

        Согласно ст. 63 УПК РСФСР 1922 г. и ст. 67 УПК УССР 1922 г. проведение экспертизы признавалось обязательным, когда у суда или следователя возникли сомнения по поводу психического состояния обвиняемого или свидетеля.

        Для практического воплощения законодательных предписаний о возможности и необходимости назначения различного рода экспертиз с целью оказания помощи правосудию были созданы учреждения, в обязанность которым вменялось оказание такой помощи. Уже в 1918 г. в Петрограде был организован кабинет по изучению преступности и преступника, одной из задач которого было проведение судебно­психологических исследований. Такие же кабинеты были открыты в Саратове, Москве, Баку, Ростове и других городах. В 1924—1925 гг. создаются специальные психолого-криминалистические учреждения в Киеве, Харькове, Одессе. Позже по решению Наркомюста УССР эти кабинеты были реорганизованы в областные институты научно-судебной экспертизы, которые, кроме криминалистических, физических, химических и иных экспертиз, проводили криминолого­психологические исследования.

        По сравнению с другими видами экспертиз судебно-психологическая экспертиза распространения не получила в связи с неразработанностью ее теории, методических основ ее проведения, отсутствием подготовленных кадров, а также из-за методологических ошибок в психологической науке, о которых уже говорилось. Эти причины, особенно последняя, привели к тому, что к середине 30-х годов исследования в области судебно-психологической экспертизы полностью прекратились. На протяжении более чем тридцати лет судебно-психологическая экспертиза в юрисдикционном процессе не проводилась. Но исследование особенностей психики обвиняемого, свидетелей, потерпевших производилось в рамках судебно-психиатрической экспертизы.

        Смешение психологических и психиатрических моментов, подлежащих выяснению в юрисдикционном процессе, объясняется частичным совпадением предметов наук психологии и психиатрии, а также отсутствием законодательной регламентации этих вопросов и практики применения судебно-психологической экспертизы. Качественно новый этап в развитии судебно-психологической экспертизы начинается со времени реформы советского законодательства. (1958- 1960г.г.)

        Компетенция Судебно-психологической экспертизы определяется в зависимости от отрасли юридического процесса, где она должна проводится.

        В гражданском процессе — это психические особенности лица, нарушившего чужое право, свидетеля, третьей стороны, психологические особенности субъекта, сказавшиеся в причинении им вреда юридическому лицу, с которым субъект состоит в трудовых или других договорных отношениях; в семейных делах.

        В административном законодательстве установление физиологического аффекта в момент совершения административного правонарушения и др.

        К компетенции судебно-психологической экспертизы относятся:

        установление способности несовершеннолетних обвиняемых, имеющих признаки отставания в психическом развитии, полностью сознавать значение своих действий, и определение в какой мере они способны руководить ими;

        установление способности потерпевших по делам об изнасиловании (в том числе малолетних и несовершеннолетних) правильно понимать характер и значение совершаемых с ними действий и оказывать сопротивление;

        — установление наличия или отсутствия у подэкспертного в момент совершения преступления состояния аффекта или иных непатологических

        эмоциональных состояний (сильного страха, депрессии, эмоционального стресса, фрустрации), способных существенно влиять на его сознание и деятельность;

        установление наличия у лица, предположительно покончившего жизнь самоубийством, в период, предшествовавший его смерти, психического состояния, предрасположенного к самоубийству, и определение возможных причин возникновения этого состояния;

        установления ведущих мотивов в поведении человека и мотивации отдельных поступков как важных психологических обстоятельств, характеризующих личность;

        — установление индивидуально-психологических особенностей подэкспертного, способных существенно повлиять на его поведение и на формирование у него намерения на совершение преступления;

        установления структуры преступной группы на основе имеющихся данных о психологических особенностях личности участников такой группы, которые позволяют занимать лидирующее или какое-либо иное положение в группе;

        Кроме того, проводятся судебно-психологические экспертизы, направленные на определение наличия или отсутствия у лица, управляющего техническим устройством, психического состояния, существенно повлиявшего на его способности управлять этим техническим устройством (на транспорте, в производстве).

        В компетенцию судебно-психологические экспертизы не входит оценка юридических признаков субъективной стороны преступления, юридической квалификации, моральная оценка личности и поведения подэкспертного, решение вопросов медицинской диагностики.

        Этапы судебно-психологической экспертизы, выбор эксперта.

        При назначении судебно-психологической экспертизы должны быть правильно сформулированы вопросы, ставящиеся перед экспертом. Они не должны выходить за рамки его профессиональной компетенции, в частности носить правовой характер.

        Так, недопустима подмена психологических понятий (физиологический аффект, эмоциональное состояние, эмоциональная реакция) правовыми «внезапно возникшее сильное душевное волнение».

        Перед психологом-экспертом не могут быть поставлены вопросы относительно достоверности показаний допрашиваемых.

        Формулируя вопросы, необходимо учитывать:

        общий предмет, объекты и научно-методические возможности СПЭ;

        уголовно-правовое, уголовно-трудовое значение устанавливаемых с помощью заключения экспертов фактов;

        конкретные обстоятельства дела, в которых возникли повод и основание для назначения СПЭ

        Основная функция вопросов, становящихся на разрешение экспертов, состоит в том, чтобы с максимальной точностью и полнотой раскрыть перед ними предмет назначаемой экспертизы.

        Важным моментом в назначении судебно-психологической экспертизы является выбор, экспертов. Судебно-психологическую экспертизу должна проводить экспертная комиссия в составе не менее двух-трех специалистов. Необходимость комиссионной экспертизы связана с чрезвычайной сложностью и динамичностью объекта исследования — психики конкретного человека, с большей вероятностью при коллективном исследовании избежать ошибок, возможных при индивидуальной работе эксперта.

        Предпочтение в привлечении в качестве экспертов следует отдавать научным и научно-педагогическим работникам, лицам, имеющим базовое психологическое образование или работающим в области психологии в учебных или научно-исследовательских учреждениях не менее пяти лет и имеющим научные публикации по психологии.

        В экспертной комиссии необходимо участие специалиста по судебной психологии; им может быть преподаватель этой дисциплины в юридическом вузе или работающий в этой отрасли сотрудник НИИ

        Очень важно правильно выбрать эксперта-специалиста по узкому профилю психологической или смежной науки.

        Судебно-психологические экспертизы в отношении совершеннолетних лиц следует поручать специалистам по общей и судебной психологии, в отношении лиц преклонного возраста кроме этих специалистов — геронтопсихологам или геронтопсихиатрам. При производстве экспертизы в отношении

        несовершеннолетних, кроме названных двух, необходимо участие еще и специалиста по детской психологии, педагога, а в отношении малолетнего — возможно и педиатра.

        При производстве комплексной психолого-психиатрической экспертизы в состав комиссии должны входить специалисты по общей, медицинской, судебной психологии, патопсихологии, один или два психиатра. В комплексной медико­психологической экспертизе в экспертной комиссии необходимо участие специалистов по общей, медицинской, судебной психологии, патопсихологии и врачей-специалистов по профилю болезни испытуемого (невропатолога, логопеда, сексопатолога, окулиста и т. д.).

        Психолого-техническую экспертизу должны проводить специалисты по инженерной психологии, психологии труда, физиологии и гигиене труда совместно со специалистами в конкретных областях технического знания — автоинженерами, авиаинженерами, инженерами-железнодорожниками и др.

        Психолингвистическую экспертизу следует поручать психолингвистам, специалистам по общей и судебной психологии, филологам, лингвистам.

        Экспертная комиссия представляет собой временную малую социальную группу. Специалисты по социальной психологии рекомендуют комплектовать такую группу нечетным количеством людей в составе трех-пяти человек. Необходимым условием нормальной работы такой комиссии является равенство и служебная независимость входящих в нее экспертов.

        При производстве экспертиз в экспертных учреждениях, в экспертной группе всегда имеется руководитель, который осуществляет руководство и координацию работы экспертов. Выдвинутое выше требование независимости экспертов становится менее осуществимо. Это же относится и к комплексным судебно-психологическим экспертизам, которые проводятся в судебно­психиатрических отделениях областных психиатрических больниц, где экспертная комиссия состоит из трех-четырех психиатров и одного психолога. Психологу в таких комиссиях отводится второстепенное место.

        Любые психологические исследования в рамках СПЭ состоят из следующих этапов:

        изучение экспертом поставленных перед ним вопросов и уяснение предмета СПЭ;

        постановка задач исследовательского характера;

        отбор методов исследования в соответствии с поставленными задачами; непосредственное проведение исследования:

        а) психологический анализ материалов уголовного дела;

        б) наблюдение за подэкспертным;

        в) беседы с подэкспертным;

        г) применение инструментальных методов исследования индивидуально­психологических особенностей подэкспертного;

        — анализ и обработка полученной информации;

        — работа со специальной литературой;

        — составление заключения эксперта.

        Судебно-психологическая экспертиза, как правило, проводится амбулаторно. Местом ее проведения является помещение следственного изолятора, суда, прокуратуры, органа внутренних дел или же место работы экспертов (кафедра, лаборатория, отдел НИИ). В связи с отсутствием специальных судебно-психологических учреждений со своими помещениями и материальной базой другая форма экспертизы— стационарная — пока что невозможна. Если комплексная экспертиза поручается, кроме психологов, специальным судебно­психиатрическим или судебно-медицинским учреждениям, имеющим стационарные отделения, возможно производство стационарной комплексной психолого-психиатрической или медико-психологической экспертизы.

  • Закрыть меню