Налог на имущество организаций 2013г

Содержание:

Налог на движимое имущество в России для юридических лиц в 2018 году: последние новости/изменения

Изменения налогообложения, касающиеся движимого имущества (ДИ), фактически сводятся к упразднению безусловного характера налоговой льготы на движимость, поставленную на баланс с 2013 года. Ранее она налогом не облагалась, а теперь придётся платить.

То есть, в Россию возвращается налог на движимое имущество (НДИ). Платить нужно будет и со старых балансовых средств, поставленных на учёт в соответствии с п. 25 ст. 381 НК, и с новых, принятых в 2018 году. Об этом говорят ст. 346.11 (п.2), ст. 346.26 (п.4), ст. 346.1 (п.3) НК РФ.

С начала 2018 года НДИ становится обязательным, если в конкретном регионе не принят соответствующий закон о продлении льготы.

Это значит, что НДИ утрачивает федеральное значение и приобретает статус регионального. Субъекты федерации теперь сами решают, подтвердить ли привычную льготу, применить ли установленную ставку (максимальная = 1,1%), или выбрать промежуточное значение для налогообложения ДИ.

С 2019 года ставка НДИ удвоится, станет равной 2,2%, но право на применение льготы останется за регионами. Разъяснения по этому поводу даёт Минфин в письме от 22.12.2017 за № 03-05-04-01/85757.

В чём смысл нововведения

Налог на имущество является прямым, это плата государству за то, что оно разрешает владеть собственностью. Налог этот местный, и региональные власти самостоятельно устанавливают порядок его уплаты и ставки, не выходя за пределы, определённые федеральным законодательством.

Различают два вида собственности, облагаемой налогами.

  • Недвижимость – это имущество, которое не может быть перемещено, поскольку привязано к земельному участку. Это сам участок и расположенные на нём стационарные строения. Налог на недвижимость платят все, как физические лица, так и юридические.
  • Движимость – это имущество, которое способно перемещаться вслед за владельцем: деньги, ценные бумаги, средства передвижения и вся прочая собственность, не являющаяся недвижимостью.
  • Налог на движимость обязаны платить только предприятия, поскольку такой вид собственности может быть использован владельцем для получения прибыли.

    Лица физические платят исключительно налог на недвижимое имущество, руководствуясь главой 32 НК РФ. Что касается организаций, то они обязаны платить налоги на оба вида собственности, все тонкости налогообложения для них регламентируются главой 30 НК РФ.

    Новым ФЗ № 335-ФЗ от 27.11.2017 предусмотрено, что с 2018 года НДИ определяется местным законодательством. Причём освобождение от налога или снижение его ставки делается исключительно посредством принятия соответствующего законодательного акта данного субъекта РФ.

    Льготы по налогообложению движимых объектов

    Для плательщиков НДИ всё зависит от того, введена ли льгота в конкретном регионе на законодательном уровне, как указано в п. 1 ст. 381.1 НК РФ.

    Региональным законом льгота на НДИ вводится не обязательно огульно, она может применяться выборочно, не для всех видов движимости и (или) не для всех налогоплательщиков. Значение ставки налога может колебаться от 0 до 1,1% (в 2019 году – до 2,2%).

    Ст. 381 НК РФ приводит перечень организаций, которые не обязаны платить НДИ в местный или федеральный бюджет.

    Понижение ставки НДИ допустимо, в соответствии с п. 2 ст. 381.1 НК РФ, для объектов не старше 3 лет и для оборудования, относящегося к разряду инновационного и высокоэффективного.

    Как рассчитывается налог на движимое имущество

    НДИ платят организации, в которых задействована общая система налогообложения. Если компания работает в условиях ЕНВД или УСН, то она не платит НДИ. Там в сфере налогообложения имущества действует ст.378.2 НК РФ, в частности, так работают торговые и деловые центры.

    Правила расчёта НДИ изложены в ст.382 НК РФ. Они составляют последовательность простых шагов.

    1. Выделяются объекты, подлежащие налогообложению.
    2. Определяется налоговая база (НБ), это среднегодовая стоимость.
    3. Уточняется, можно ли применить льготу.
    4. Выбирается ставка (СТ).
    5. НДИ платится за год, в соответствии со ст. 379 НК РФ. Практикуются авансовые платежи (АП) для каждого квартала. Их всего 4.

      НДИ = НБ х СТ – (все 4 АП, уже оплаченные)

      С имущества, которое пребывает в аренде, налог платит арендатор; при продаже ДИ фигурирует налог на прибыль, то есть, НДИ в этой операции не участвует.

      Объекты, принадлежащие к 1-й и 2-й амортизационным группам, не облагаются НДИ. Под налогообложение подпадают объекты ДИ, срок эксплуатации которых составляет более 3 лет. Это 3-10 группы по Классификатору амортизационных групп.

      Какую политику приняли в регионах по налогу на движимое имущество

      Местное руководство регионов в своей массе предпочло отказаться от льготы, тем более, что делать для этого ничего не надо. Закон принимается только для осуществления льготного налогообложения, а если он в данном регионе не принят, то работает ставка 1,1%.

      Правда, некоторые субъекты федерации всё-таки решили привычные льготы по НДИ оставить. Этот круг регионов постепенно расширяется, потому что на местах идёт процесс согласования между чиновниками и производственниками.

      Предусмотрено, что утряска интересов может растянуться во времени, и соответствующие законы будут приняты в некоторых субъектах РФ с опозданием, задним числом.

      В случае отсутствия местного законодательного акта компании в 2018 году платят НДИ по ставке 1,1%. Если в течение года примут решение, что льгота по НДИ всё-таки остаётся, или будет понижена ставка, то переплаченные суммы вернут налогоплательщикам.

      На сегодня можно назвать такие регионы РФ, которые не отказались от льготы на НДИ в 2018 году: это Ивановская область, Липецкая, Московская, Чеченская республика.

      Многие субъекты РФ пошли по пути снижения ставки НДИ. Так поступили Еврейская автономная область (0,5%), Камчатский край (0,6%), области Пензенская, Тюменская, Тульская (0,55%).

      Другие оставляют льготу только для некоторых предприятий, а для остальных вводят предельную ставку в 1,1%. Такой избирательный метод применили в Чукотском автономном округе, Астраханской области и некоторых других регионах.

      Кого задевает возобновлённый налог на движимое имущество

      На местах отмену льготы по НДИ встретили неоднозначно. Бизнес разочарован, но руководство регионами выражает удовлетворение, поскольку за счёт дополнительного налога пополнится местный бюджет.

      Среди промышленников, окрестивших нововведение «налогом на модернизацию», недовольство проявилось особенно сильно. И это понятно.

      Благодаря тому, что с 2013 года компании были избавлены от фискальных сборов, им удалось существенно осовременить технопарк и обновить оборудование. Однако процесс этот требует постоянного продолжения, что на фоне расширяющихся санкций делать совсем не просто.

      И тут как раз возобновляется налог на движимое имущество! Он не только увеличивает налоговую нагрузку, но и напрямую затрудняет модернизацию.

      Надо сказать, что правительство согласилось на такую меру в основном под давлением руководителей регионов. Льгота на НДИ их никак не устраивала, поскольку из-за неё местные бюджеты изрядно оскудели. Получается, что кабмин пошёл по пути снятия с себя ответственности, переложив бремя решения судьбы льготы на местные власти.

      Известно, что на местах руководство с неохотой идёт на подтверждение льгот. Предвидя недовольство предпринимателей, одновременно им дали возможность уменьшать налог на прибыль, если проводятся мероприятия по реконструкции оборудования, модернизации, технического перевооружения и прочего.

      Это так называемый «инвестиционный налоговый вычет», который очень уместно смотрится на фоне процессов «импортозамещения». Но пока трудно сказать, насколько он послужит противовесом в вопросе потери льготы на НДИ.

      Некоторые высокопоставленные специалисты полагают, что не стоило бы именно сейчас отменять льготу по НДИ, лучше бы подождать год-другой. Такое мнение высказал Андрей Клепач, зампредседателя Внешэкономбанка. Он считает, что бизнес сегодня не в том состоянии, чтобы обременять его дополнительными налогами. Тем более, что не так давно было обещано этого не делать.

      Эксперты говорят, что особенно пострадают от нововведения сферы бизнеса, у которых в основных средствах числится дорогостоящее современное оборудование. Такие, как машиностроение, энергетика, добывающие отрасли, сервисные компании, работающие в условиях высоких технологий.

      Однако можно рассматривать нововведение не просто как ещё один налог, а как своеобразное средство привлечения новых инвестиций.

      Федеральный центр мотивирует регионы с помощью этого инструмента к самостоятельному поиску инвесторов, к гибкому применению налоговых льгот и других мер, ведущих к благоприятным последствиям для своего региона.

      Изменения по налогу на имущество с 2013 года

      С 2013 г. внесены изменения главу 30 «Налог на имущество организаций» Налогового Кодекса Российской Федерации. Рассмотрим основные из этих изменений.

      1. Движимое имущество не признается объектом налогообложения.

      В соответствии с пп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ с 1 января 2013 г. не облагается налогом на имущество организаций движимое имущество, принятое на учет в качестве объектов основных средств. Движимое имущество — это вся офисная техника, автомобили, оборудование, мебель организации и т.п. Данное положение относится к движимому имуществу, принятому на учет, начиная с 1 января 2013 г. Все движимое имущество, которое было принято на учет ранее этой даты, по-прежнему будет подлежать налогообложению до полного списания его первоначальной стоимости в бухгалтерском учете, либо до его продажи (иного выбытия).

      Следует отметить, что организации обязаны своевременно принимать к учету основные средства с отражением их на балансовых счетах 01 «Основные средства» и 03 «Доходные вложения в материальные ценности».

      В соответствии с Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. N 94н (в ред. от 08.11.2010 г.) «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово -хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению» сальдо по счету 08 «Вложения во внеоборотные активы» может отражать только величину вложений организации в незавершенное строительство, незаконченные операции приобретения основных средств, нематериальных и других внеоборотных активов.

      Таким образом, объекты движимого имущества, не требующие монтажа, должны быть введены в эксплуатацию сразу после их приобретения. В случае, если по объективным причинам такого не происходит, организация должна иметь первичные документы, в которых приведен четкий перечень работ по подготовке объекта к использованию.

      С 2013 г. все объекты движимого имущества организации будут подразделяться на те, которые облагаются налогом на имущество и те, которые не подлежат налогообложению. К счетам учета движимого имущества целесообразно открыть по два субсчета: по объектам принятым на учет до 2013 г., и по объектам принятым на учет после 2013 г.

      Первичными документами, подтверждающими момент принятия к учету движимого имущества, могут являться акты приемки – передачи основных средств и инвентарные карточки. Данные документы организация должны разработать самостоятельно и утвердить в своей учетной политике на 2013 г.

      Следует отметить, что организации могут утвердить в своей учетной политике ранее принятые Госкомстатом РФ унифицированные формы N ОС-1 «Акт о приеме -передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений)» и N ОС-6 «Инвентарная карточка учета объекта основных средств» (Постановление Госкомстата РФ от 21.01.2003г. N 7 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств»).

      2. Расширен перечень имущества, не признаваемого объектами налогообложения.

      Начиная с 2013 г. объектом обложения налогом на имущество организаций не признаются также:

    6. объекты, признаваемые объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов РФ федерального значения (пп. 3 п. 4 ст. 374 НК РФ);
    7. ядерные установки для научных целей, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ и хранилища радиоактивных отходов (пп. 4 п. 4 ст. 374 НК РФ);
    8. ледоколы, суда с ядерными энергетическими установками и суда атомно — технологического обслуживания (пп. 5 п. 4 ст. 374 НК РФ);
    9. космические объекты (пп. 6 п. 4 ст. 374 НК РФ);
    10. суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов (пп. 7 п. 4 ст. 374 НК РФ).
    11. 3. Установлены предельные значения налоговой ставки в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов и линий электропередач.

      В соответствии с п. 3 ст. 380 НК РФ с 1 января 2013 г. в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов установлено предельное значение налоговой ставки, которое является пониженным по сравнению со ставками на иное имущество. В 2013 г. налоговые ставки на данное имущество не могут превышать 0,4 процента, в 2014 году — 0,7 процента, в 2015 году — 1,0 процента, в 2016 году — 1,3 процента, в 2017 году — 1,6 процента, в 2018 году — 1,9 процента.

      В соответствии с п. 4 ст. 380 НК РФ если законом субъекта РФ не будет определена налоговая ставка в отношении данных объектов, то налогообложение будет производиться по предельной налоговой ставке, установленной п. 3 ст. 380 НК РФ.

      Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, должен быть утвержден Правительством Российской Федерации. На момент написания материала соответствующий документ не принят.

      Налоговые органы и Минфин России в своем совместном письме (Письмо ФНС России от 13.12.2012 г. N БС-4-11/21285@ «О налоге на имущество организаций» (вместе с Письмом Минфина России от 11.12.2012 г. N 03-05-04-01/44)) разъяснили, что до момента утверждения нового перечня, следует руководствоваться Перечнем, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 г. (в ред. от 06.10.2011 г.) N 504 «О перечне имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в отношении которых организации освобождаются от обложения налогом на имущество организаций».

      Налог на имущество организаций в 2013 году

      В соответствии с действующим налоговым законодательством налог на имущество относится к региональным налогам, представляя собой стабильный источник дохода бюджетов РФ.

      Порядку обложения налогом на имущество посвящена 30 глава Налогового кодекса.

      Налоговая база определяется налогоплательщиками самостоятельно в соответствии с данной главой.

      Налогом на имущество облагаются движимое и недвижимое имущество, в том числе имущество:

    12. переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление,
    13. внесенное в совместную деятельность,
    14. полученное по концессионному соглашению,
    15. учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

      Плательщиками данного налога являются не только российские организации, но и иностранные компании, в случае:

    16. осуществления ими деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства,
    17. если они имеют в собственности недвижимое имущество на территории РФ.
    18. Налоговым периодом по налогу на имущество признается календарный год.

      Отчетными периодами по налогу признаются:

    19. первый квартал,
    20. полугодие,
    21. девять месяцев
    22. календарного года.

      Налоговым кодексом предусмотрено, что законами субъектов РФ устанавливаются:

      1. Отчетные периоды (в соответствии со ст.379 НК РФ – субъекты РФ вправе не устанавливать отчетные периоды).

      2. Налоговые ставки по налогу (в пределах, установленных Налоговым кодексом – не выше 2.2%, в соответствии со ст.380 НК РФ).

      По налогу на имущество допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от:

    23. категорий налогоплательщиков,
    24. видов имущества, признаваемого объектом налогообложения
    25. 3. Порядок и сроки уплаты налога (ст.383 НК РФ).

      Налогоплательщики должны предоставлять декларации и уплачивать налог по месту:

    26. нахождения и учета налогоплательщика;
    27. нахождению каждого своего обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс;
    28. нахождению каждого объекта недвижимого имущества;
    29. постановки на учет крупнейшего налогоплательщика;
    30. постановки постоянного представительства иностранной организации на учет в ИФНС;
    31. нахождения имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения.
    32. С 01 января 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 29.11.2012 №202-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации».

      Законом №202-ФЗ были внесены изменения в 30 главу НК РФ, которые коснутся большинства налогоплательщиков:

    33. начиная с 2013 года, движимое имущество, принятое с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств, налогом на имущество облагаться не будет.
    34. В статье будут рассмотрены изменения, вступившие в силу с 01.01.2013 года и некоторые особенности налогообложения имущества организаций с комментариями Минфина.

      Имущество, являющееся объектом налогообложения

      Налогом на имущество облагается движимое имущество и недвижимое имущество, либо только недвижимое имущество, в зависимости от категории налогоплательщика.

      1. Земельные участки.

      3. Все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе:

    35. здания,
    36. сооружения,
    37. объекты незавершенного строительства.
    38. Кроме того, к недвижимым вещам относятся подлежащие государственной регистрации:

    39. воздушные и морские суда,
    40. суда внутреннего плавания,
    41. космические объекты.
    42. Регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в законе*.

      *В соответствии с действующим законодательством государственной регистрации подлежит следующее движимое имущество:

      1. Транспортные средства (п.3 ст.15 закона от 10.12.1995г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).

      При этом, в соответствии с Постановлением Правительства РФ №938 от 12.08.1994г. «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации», государственной регистрации на территории РФ подлежат так же:

    43. самоходные дорожно-строительные машины,
    44. иные машины,
    45. с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб.см. или максимальной мощностью электродвигателя более 4 кВт.

      2. Оружие (ст.12, 13, 15 закона от 13.12.1996г. №150-ФЗ «Об оружии».)

      ДЛЯ РОССИЙСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

      Объектом налогообложения признается движимое имущество и недвижимое имущество, в том числе переданное:

    46. во временное владение,
    47. в пользование,
    48. распоряжение,
    49. доверительное управление,
    50. учитываемое на балансе в качестве объектов ОС в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета*.

      Соответственно, если компания приобретает недвижимое имущество с целью последующей перепродажи, то такая недвижимость не принимается к бухгалтерскому учету организации в качестве объекта ОС.

      А это означает, что налог на имущество с такой недвижимости начислять и уплачивать не нужно.

      Аналогичная позиция изложена в письме Минфина от 15.11.2011г. №03-05-05-01/87:

      «Учитывая изложенное, недвижимое имущество, приобретенное с целью последующей перепродажи, учитываемое в бухгалтерском учете в качестве товара на счете 41 «Товары», налогом на имущество организаций не облагается.»

      *При этом российским организациям необходимо учитывать особенности налогообложения имущества:

      а)Переданного в доверительное управление.

      В соответствии со ст.378 НК РФ, имущество:

    51. переданное в доверительное управление,
    52. приобретенное в рамках договора доверительного управления,
    53. подлежит налогообложению у учредителя доверительного управления (за исключением имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд).

      Имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, подлежит налогообложению у управляющей компании (при этом налог уплачивается за счет имущества, составляющего этот паевой инвестиционный фонд).

      б) При исполнении концессионных соглашений.

      Статьей 378.1 НК РФ предусмотрено, что имущество:

    54. переданное концессионеру,
    55. созданное им в соответствии с концессионным соглашением,
    56. подлежит налогообложению у концессионера.

      ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РФ ЧЕРЕЗ ПОСТОЯННЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА

    57. движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам ОС, имущество, полученное по концессионному соглашению.
    58. Для целей налога на имущество иностранные организации ведут учет объектов налогообложения в порядке, установленном в РФ для ведения бухгалтерского учета.

      ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, НЕ ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РФ ЧЕРЕЗ ПОСТОЯННЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА

      Объектами налогообложения признаются:

    59. находящееся на территории РФ и принадлежащее указанным иностранным организациям на праве собственности недвижимое имущество и полученное по концессионному соглашению недвижимое имущество.
    60. Обязанность по уплате налога на имущество организаций возникает в том числе и при заключении иностранной компанией договора о совместной деятельности в отношении приобретенного в рамках такой деятельности недвижимого имущества.

      Такая позиция изложена в Письме Минфина от 18.12.2012г. №03-05-05-01/76:

      «Вместе с тем п. 3 ст. 374 Кодекса установлено, что объектами налогообложения для иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, признаются находящееся на территории Российской Федерации и принадлежащее указанным иностранным организациям на праве собственности недвижимое имущество и полученное по концессионному соглашению недвижимое имущество.

      На основании п. 2 ст. 375 и п. 5 ст. 376 Кодекса налоговая база в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности иностранных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства, принимается равной инвентаризационной стоимости объекта недвижимого имущества по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.»

      Имущество, не признаваемое объектом налогообложения

      С 1 января 2013 года поправки, внесенные законом №202-ФЗ вступили в силу и в соответствии с действующей редакцией Налогового кодекса, к имуществу, не облагаемому налогом, теперь относится:

    61. движимое имущество, принятое с 1 января 2013 года на учет в качестве ОС (пп.8 п.4 ст.374 НК РФ).
    62. В своем Письме от 24.12.2012г. №03-05-05-01/79 Минфин разъясняет, что с 1 января 2013 года, движимое имущество, учтенное в качестве ОС на балансе:

    63. лизингодателя
    64. или лизингополучателя,
    65. в рамках договора финансовой аренды (лизинга) не признается объектом налогообложения по налогу на имущество организаций.

      Обратите внимание:При этом необходимо помнить, что движимое имущество, принятое на баланс в качестве ОС до 01.01.2013г. все так же облагается налогом на имущество.

      С 2013г. также не признаются объектом обложения налогом на имущество организаций, в соответствии с новой редакцией п.4 ст.374 НК РФ (ранее нижеперечисленное имущество освобождалось от налогообложения в соответствии со ст.381 «Налоговые льготы» НК РФ):

    66. Объекты, признаваемые объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
    67. Ядерные установки, используемые для научных целей, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ и хранилища радиоактивных отходов.
    68. Ледоколы, суда с ядерными энергетическими установками и суда атомно-технологического обслуживания.
    69. Космические объекты.
    70. Суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов.
    71. Как и прежде, в соответствии с п.4 ст.374 НК РФ, не признаются объектами налогообложения:

    72. Земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы).
      • Имущество, принадлежащее на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в РФ.
      • Особенности налогообложения имущества при осуществлении совместной деятельности

        В соответствии с п.

        1 ст.377 Налогового кодекса, налоговая база в рамках договора:

      • простого товарищества (о совместной деятельности),
      • инвестиционного товарищества,
      • определяется исходя из остаточной стоимости имущества (признаваемого объектом налогообложения), внесенного налогоплательщиком по такому договору.

        А также исходя из остаточной стоимости иного имущества:

      • приобретенного,
      • созданного
      • в процессе совместной деятельности, составляющего общее имущество товарищей, учитываемого на отдельном балансе товарищества участником договора товарищества, ведущим общие дела.

        Каждый участник договора простого (или инвестиционного) товарищества, самостоятельно производит исчисление и уплату налога на имущество, переданное им в совместную деятельность.

        В отношении имущества, приобретенного (созданного) в процессе совместной деятельности, исчисление и уплата налога производятся участниками товарищества:

      • пропорционально стоимости вклада в общее дело.
      • 2 ст.377 НК РФ, лицо, ведущее учет общего имущества товарищей, обязано сообщать не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, каждому налогоплательщику — участнику договора простого (или инвестиционного) товарищества сведения:

      • об остаточной стоимости имущества, составляющего общее имущество товарищей, на 1-е число каждого месяца соответствующего отчетного периода и о доле каждого участника в общем имуществе товарищей.
      • При этом лицо, ведущее учет общего имущества товарищей, сообщает сведения, необходимые для определения налоговой базы.

        Налоговая база по налогу на имущество

        В соответствии с п.1 ст.375 НК РФ, при определении налоговой базы облагаемое имущество учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в бухгалтерском учете в соответствии с:

      • требованиями законодательства,
      • учетной политикой организации для целей бухгалтерского учета.
      • Если для отдельных объектов ОС начисление амортизации не предусмотрено, то их стоимость для целей налогообложения определяется как:

      • разница между их первоначальной стоимостью и величиной износа, по нормам амортизационных отчислений для целей бухучета в конце каждого налогового (отчетного) периода.
      • В соответствии с п.

        2 ст.375 НК РФ, налоговой базой в отношении недвижимого имущества иностранных организаций:

      • не осуществляющих деятельности в РФ через постоянные представительства,
      • не относящегося к деятельности данных организаций в РФ через постоянные представительства,
      • признается инвентаризационная стоимость указанных объектов по данным органов технической инвентаризации, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

        Налоговая ставка по налогу на имущество

        Статья 380 НК РФ

        допускает установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от:

        • имущества, признаваемого объектом налогообложения.
        • Законом №202-ФЗ была отменена льгота по налогу на имущество, предоставлявшаяся в соответствии с п.11 ст.381 НК РФ в отношении:

        • железнодорожных путей общего пользования,
        • магистральных трубопроводов,
        • линий энергопередачи,
        • сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.
        • С 01.01.2013г. введены предельные значения налоговых ставок, являющихся пониженными относительно основной ставки налога.

          Так, в соответствии с п.

          3 ст.380 НК РФ, налоговые ставки, определяемые законами субъектов РФ в отношении вышеперечисленного имущества не могут превышать:

        • в 2013 году — 0,4%,
        • в 2014 году — 0,7%,
        • в 2015 году — 1,0%,
        • в 2016 году — 1,3%,
        • в 2017 году — 1,6%,
        • в 2018 году — 1,9%.

        Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством РФ.

        В случае, если налоговые ставки не определены законами субъектов РФ, налогообложение производится по налоговым ставкам, установленным п.1 и п.3 статьи 380 НК РФ.

        При этом, если законами субъектов РФ в будущем будут приняты ставки ниже предусмотренных НК РФ, такие законы могут иметь обратную силу и распространяться на 2013 год, даже если вступят в силу в 2014 году.

        На это указал Минфин в своем Письме от 30.11.2012г. №03-05-04-01/40:

        «Законы субъектов Российской Федерации, принимаемые в целях приведения их в соответствие с Федеральным законом от 29.11.2012 N 202-ФЗ, должны учитывать требования ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу.

        Между тем следует отметить, что законы субъектов Российской Федерации, предусматривающие пониженные налоговые ставки в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, относительно налоговых ставок, установленных ст. 380 Налогового кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 29.11.2012 N 202-ФЗ), на основании норм п. 4 ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации, могут иметь обратную силу и, вступив в силу с 2014 г., применяться к правоотношениям 2013 г.»

        Налог на имущество организаций 2013: сложные моменты

        Изменения в главе 30 НК РФ, произошедшие с 1 января 2013 г., вызвали много вопросов у практиков. Значительная часть этих вопросов связана с налогообложением движимого имущества. Затруднения с исчислением налога на имущество возникли также у тех, кто проводит операции в рамках договора лизинга, у иностранных компаний и казенных учреждений.

        Практика применения подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ

        Как облагается прибор

        Организация купила в 2013 г. прибор. Можно ли применить подп. 8 п. 4 ст. 374 Налогового кодекса РФ в отношении данного имущества?

        Правила формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах организации определены Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ( ПБУ 6/01), утвержденным приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н, а также Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н., которые применяются во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету.

        Пунктом 6 ПБУ 6/01 установлено, что единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект.

        Согласно п. 1 ст. 374 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено ст. 378 и 378.1 Кодекса.

        В то же время движимое имущество, принятое на учет с 1 января 2013 г. в качестве объектов основных средств, не признается объектом налогообложения по налогу на имущество организаций (подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ).

        Понятия движимого и недвижимого имущества определены ст. 130 Гражданского кодекса РФ.

        К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства (п. 1 ст. 130 ГК РФ). К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.

        Что касается движимого имущества, вещи, не относящиеся к недвижимости, признаются движимым имуществом. Регистрации прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в законе (п. 2 ст. 130 ГК РФ).

        Кроме того, при рассмотрении вопроса отнесения объектов к движимому и недвижимому имуществу необходимо учитывать положения Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Техничес­кий регламент о безопасности зданий и сооружений», а также Общероссийского классификатора основных фондов, утвержденного постановлением Госстандарта России от 26.12.94 № 359.

        Принятые организацией на учет в январе 2013 г. объекты, относящиеся в соответствии с законодательством и на основании указанных нормативных правовых актов к движимому имуществу, в том числе приборы, которые отнесены ОКОФ к движимому имуществу, не признаются объектом налогообложения по налогу на имущество организаций (подп. 8 п. 4 ст. 374 Кодекса).

        Если здание не зарегистрировано в кадастре

        Признаются ли объектами движимого имущества здания, сооружения, помещения и объект незавершенного строительства, сведения о которых отсутствуют в государственном кадастре недвижимости? Правомерно ли применение в отношения этих объектов с 1 января 2013 г. подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ?

        Актив принимается к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, когда одновременно выполняются условия, установленные п. 4 ПБУ 6/01, то есть когда объект доведен до состояния, пригодного для использования в деятельности организации. Объект незавершенного строительства не отвечает названным требованиям и не признается основными средствами и, следовательно, не является объектом налогообложения по налогу на имущество организаций.

        Кроме того, п. 6 ПБУ 6/01 установлено, что единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект. Инвентарным объектом основных средств признается объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенный для выполнения определенной работы. Комплекс конструктивно сочлененных предметов — это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющие общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированные на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно. При этом определено, что в случае наличия у одного объекта нескольких частей, сроки полезного использования которых существенно отличаются, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект.

        Установленное п. 6 ПБУ 6/01 определение инвентарного объекта основных средств согласуется с Общероссийским классификатором основных фондов, утвержденным постановлением Комитета РФ по стандартизации, метрологии и сертификации от 26.12.94 № 359.

        Понятия движимого и недвижимого имущества определены ст. 130 ГК РФ. К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства (п. 1 ст. 130 ГК РФ). К недвижимым вещам относятся также подлежащие госрегистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.

        Что касается движимого имущества, вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом. Регистрации прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в законе (п. 2 ст. 130 ГК РФ).

        Таким образом, в силу законодательства РФ здания, сооружения, объекты незавершенного строительства относятся к недвижимому имуществу.

        По поводу государственного кадастрового учета объектов недвижимого имущества, нужно иметь в виду следующее. Приказом Минфина России от 24.12.2010 № 186н «О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету и признании утратившим силу приказа Министерства финансов Российской Федерации от 15 января 1997 г. № 3» из Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н (далее — Положение № 34н), и Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н, исключены нормы, устанавливающие зависимость принятия объекта недвижимости на учет в состав основных средств от наличия документов, подтверждающих госрегистрацию права собственности на такой объект (п. 41 и 52 соответственно). Объект недвижимого имущества принимается в состав основных средств при его передаче. Приказ вступил в силу с бухгалтерской отчетности 2011 г.

        Иными словами, не учтенные (в том числе до 1 января 2013 г.) в государственном кадастре здания, сооружения и другие объекты недвижимого имущества, отвечающие признакам п. 4 ПБУ 6/01, являются объектами налогообложения по налогу на имущество организаций. Следовательно, подп. 8 п. 4 ст. 374 Кодекса к указанным объектам не применяется.

        Налог с лизингового имущества

        Самолет в лизинге

        Какой порядок уплаты налога на имущество организаций действует в отношении воздушного судна, переданного в лизинг, учитываемого на балансе филиала организации-лизингодателя? Следует ли уплачивать налог по месту нахождения организации?

        На основании п. 1 ст. 373 НК РФ плательщиками налога на имущество организаций признаются организации, имеющие на балансе имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 Кодекса.

        На основании Положения № 34н организация самостоятельно формирует свою учетную политику, исходя из своей структуры, отраслевой принадлежности и других особенностей деятельности, руководствуясь законодательством РФ о бухгалтерском учете и иными нормативными правовыми актами о бухгалтерском учете.

        В силу ст. 31 Федерального закона от 29.10.98 № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» (далее — Закон о лизинге) во взаимосвязи с п. 2 Указаний об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга (далее — Указания), утвержденных приказом Минфина России от 17.02.97 № 15, условия постановки лизингового имущества на баланс лизингодателя или лизингополучателя определяются по согласованию между сторонами договора лизинга.

        Согласно п. 3 ст. 383 Кодекса в отношении имущества, находящегося на балансе российской организации, налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате в бюджет по местонахождению указанной организации с учетом особенностей, предусмотренных ст. 384, 385 и 385.2 Кодекса.

        Организация, в состав которой входит обособленное подразделение, имеющее отдельный баланс, уплачивает налог в бюджет по местонахождению такого подразделения в отношении имущества, находящегося на отдельном балансе этого подразделения в сумме, определяемой как произведение налоговой ставки, действующей на территории соответствующего субъекта РФ и налоговой базы (ст. 384 Кодекса).

        И если переданное в лизинг воздушное судно на основании взаимного соглашения сторон договора финансовой аренды (лизинга) и в соответствии с учетной политикой организации (лизингодателя) учитывается на балансе имеющего отдельный баланс филиала организации (лизингодателя), налог на имущество организаций в отношении данного воздушного судна уплачивается по местонахождению указанного филиала. Сумма налога исчисляется с учетом налоговой ставки и налоговых льгот, установленных законодательством субъекта РФ о налогах и сборах по местонахождению филиала.

        Если сменился балансодержатель

        Может ли лизингодатель или лизингополучатель применить подп. 8 п. 4 ст. 374 Налогового кодекса РФ в случае изменения балансодержателя движимого имущества, приобретенного в 2012 г. по договору финансовой аренды (лизинга)?

        В соответствии со ст. 2 Закона о лизинге под договором лизинга понимается договор, в соответствии с которым арендодатель (далее — лизингодатель) обязуется приобрести в собственность указанное арендатором (далее — лизингополучатель) имущество у определенного им продавца и предоставить лизингополучателю это имущество за плату во временное владение и пользование.

        Как уже было сказано, в силу ст. 373 и 374 Налогового кодекса плательщиками налога на имущество организаций признаются организации в отношении движимого (за исключением принятого на учет с 1 января 2013 г. в качестве основных средств) и недвижимого имущества, учитываемого на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено ст. 378 и 378.1 Кодекса. Причем к указанному имуществу относится в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению.

        На основании Указаний основные средства, переданные лизингополучателю по договору лизинга, учитываются на балансе лизингодателя или лизингополучателя по взаимному соглашению сторон. Поэтому при изменении в рамках договора лизинга балансодержателя (лизингодателя или лизингополучателя) в отношении имущества, поставленного по соглашению сторон на баланс лизингодателя (лизингополучателя) до 2013 г., налог уплачивается в общеустановленном порядке. И следовательно, подп. 8 п. 4 ст. 374 Кодекса не применяется ни лизингодателем, ни лизингополучателем.

        Обложение движимого имущества в переходный период

        Лизингодатель заключил договор и приобрел для лизингополучателя имущество в конце декабря 2012 г. Лизингополучатель получил и поставил имущество на учет в январе 2013 г. Вправе ли организация применить льготу по подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ в отношении движимого имущества, сданного в лизинг?

        При организации бухгалтерского учета операций по договору лизинга необходимо руководствоваться Указаниями, согласно которым основные средства, переданные лизингополучателю по договору лизинга, учитываются на балансе лизингодателя или лизингополучателя по взаимному соглашению сторон.

        В зависимости от условий договора лизинга затраты лизингодателя на приобретение лизингового имущества (стоимость поступившего лизингополучателю лизингового имущества) до перевода его в состав основных средств учитываются лизингодателем (лизингополучателем) на счете бухгалтерского учета 08 «Доходные вложения в материальные ценнос­ти» на отдельном субсчете «Приобретение отдельных основных средств по договору лизинга». Это следует из положений п. 3 и 8 Указаний.

        ПБУ 6/01 определено, что актив принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются условия, предусмотренные п. 4 ПБУ 6/01.

        С учетом изложенного не признается объектом налогообложения движимое имущество, являющееся предметом лизинга, принятое организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств с 1 января 2013 г. в соответствии с вышеуказанными правилами ведения бухгалтерского учета. Поэтому, если первоначальная стоимость лизингового имущества, приобретенного в декабре 2012 г., сформирована на счете 08 исходя из всех затрат на приобретение в январе 2013 г., что подтверждается документально, и этот актив переведен в состав основных средств лизингодателем на счет 01 или лизингополучателем — на счет 03, такое имущество не является объектом налогообложения.

        Лизинговое имущество в пути

        Должен ли лизингодатель в период нахождения в пути лизингового имущества (оборудование), полученного от продавца непосредственно лизингополучателем, являющегося балансодержателем по договору финансовой аренды (лизинга), уплачивать налог на имущество организаций? Акт о приемке подписан 30 декабря 2012 г.

        Условия постановки лизингового имущества на баланс лизингодателя или лизингополучателя определяются по согласованию между сторонами договора лизинга (п. 2 Указаний). Пунк­том 3 Указаний определено, что, если по условиям договора лизинга лизинговое имущество поставляется его продавцом непосредственно лизингополучателю, минуя лизингодателя, записи, касающиеся бухгалтерского учета у лизингодателя затрат, связанных с приобретением лизингового имущества и передачей его лизингополучателю, делаются транзитом на основании первичного учетного документа лизингополучателя.

        Следовательно, лизингодатель, на балансе которого не учитывается лизинговое имущество (станки), налог не уплачивает. В отношении такого движимого имущества налогоплательщиком признается лизингополучатель.

        Движимое имущество, учтенное в рамках договора финансовой аренды (лизинга) на балансе с 1 января 2013 г. лизингодателем или лизингополучателем, не является объектом налогообложения по налогу на имущество организаций.

        Движимое имущество: вид не имеет значения

        Могут ли лизинговая компания или лизингополучатель применить п. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ в отношении движимого имущества — основных средств, полученных в лизинг? Дело в том, что в названной норме не поименовано движимое имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению.

        В соответствии с п. 5 ПБУ 6/01 основные средства, предназначенные исключительно для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование с целью получения дохода, отражаются в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе доходных вложений в материальные ценности.

        На основании Указаний основные средства, переданные лизингополучателю по договору лизинга, учитываются на балансе лизингодателя или лизингополучателя по взаимному соглашению сторон на счетах бухгалтерского учета 01 «Основные средства» или 03 «Доходные вложения в материальные ценности». Поэтому учтенное на балансе лизингодателя или лизингополучателя с 1 января 2013 г. в рамках данного договора финансовой аренды (лизинга) движимое имущество в качестве основных средств не признается объектом налогообложения по налогу на имущество организаций.

        Налог на имущество у инофирм

        В какой бюджет платить налог

        Постоянное представительство иностранной организации приобрело объект недвижимости в другом субъекте РФ. В какой бюджет уплачивается налог на имущество организаций, по каким ставкам исчисляется налог, и в какой налоговый орган представляется декларация в отношении объекта недвижимости?

        Иностранные организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 НК РФ, являются плательщиками налога на имущество организаций (ст. 373 НК РФ). Деятельность иностранной организации признается приводящей к образованию постоянного представительства в РФ в соответствии с признаками, содержащимися в ст. 306 Кодекса.

        В силу ст. 7 Кодекса, если международным договором РФ, содержащим положения, касающиеся налогообложения, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах, применяются правила и нормы международных договоров РФ.

        Понятие постоянного представительства иностранной организации в РФ дано в п. 2 ст. 306 Кодекса. Это филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое обособленное подразделение или иное место деятельности этой организации (далее — отделение), через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории РФ, связанную с пользованием недрами и (или) использованием других природных ресурсов, проведением предусмотренных контрактами работ по строительству, установке, монтажу, сборке, наладке, обслуживанию и эксплуатации оборудования, в том числе игровых автоматов, продажей товаров с расположенных на территории РФ и принадлежащих этой организации или арендуемых ею складов, осуществлением иных работ, оказанием услуг, ведением иной деятельности, за исключением предусмотренной п. 4 ст. 306 НК РФ.

        Пунктом 5 ст. 383 Кодекса установлено, что иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянные представительства, в отношении имущества постоянных представительств уплачивают налог и авансовые платежи по налогу в бюджет по месту постановки указанных представительств на учет в налоговых органах.

        И если по местонахождению приобретенного объекта недвижимого имущества иностранная организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность (создано постоянное представительство или отделение), налог на имущество организаций уплачивается по местонахождению данного отделения (то есть по месту постановки отделения на учет в налоговых органах). Расчет налога производится исходя из налоговой базы (среднегодовой стоимости имущества) и налоговой ставки, установленной законодательством субъекта РФ о налогах и сборах по местонахождению данного отделения. Также по месту нахождения данного отделения представляется в налоговый орган и налоговая декларация по налогу на имущество организаций.

        Возможна ситуация, когда по местонахождению приобретенного объекта недвижимого имущества инофирма не имеет постоянного представительства (отделения), то есть не осуществляет регулярную предпринимательскую деятельность. Объектом налогообложения в этом случае признается находящееся на территории РФ и принадлежащее указанным иностранным организациям на праве собственности недвижимое имущество и полученное по концессионному соглашению недвижимое имущество (п. 3 ст. 374 Кодекса).

        На основании п. 2 ст. 375 и п. 5 ст. 376 Кодекса налоговая база в отношении объектов недвижимого имущества инофирм, не осуществляющих деятельности в РФ через постоянные представительства, а также в отношении объектов недвижимости инофирм, не относящихся к их деятельности в РФ через постоянные представительства, принимается равной инвентаризационной стоимости объекта недвижимого имущества по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

        В отношении объектов недвижимого имущества иностранной организации, указанных в п. 2 ст. 375 Кодекса, налог и авансовые платежи по налогу уплачиваются в бюджет по местонахождению объекта недвижимого имущества (п. 6 ст. 383 НК РФ). Налог рассчитывается по налоговой ставке, установленной законодательством субъекта РФ о налогах и сборах по местонахождению данного объекта недвижимого имущества. Налоговая декларация по налогу на имущество организаций представляется в налоговый орган по местонахождению данного объекта недвижимого имущества.

        Таким образом, иностранная организация, имеющая на территории РФ объект недвижимости, исходя из условий его использования, во всех случаях исчисляет и уплачивает налог на имущество организаций по установленным ставкам и представляет налоговую декларацию по месту нахождения такого имущества:

        — либо в порядке, установленном Кодексом для постоянных представительств иностранных организаций;

        — либо в порядке, установленном для объектов недвижимости, не используемых иностранной организацией для предпринимательской деятельности.

        Совместная деятельность: нужно ли платить налог?

        Должна ли уплачивать налог на имущество организаций иностранная организация при осуществлении совместной деятельности?

        Объектами налогообложения для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства, признаются движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств, имущество, полученное по концессионному соглашению. В указанных целях иностранные организации ведут учет объектов налогообложения в порядке, установленном в РФ для ведения бухгалтерского учета (п. 2 ст. 374 Кодекса). Особенности определения налоговой базы в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), договора инвестиционного товарищества установлены ст. 377 Кодекса.

        Согласно п. 6 ст. 306 Кодекса факт заключения иностранной организацией договора простого товарищества или иного договора, предполагающего совместную деятельность его сторон (участников), осуществляемую полностью или частично на территории РФ, не рассматривается для иностранной организации как приводящий к образованию ее постоянного представительства в РФ.

        В силу ст. 306 Кодекса постоянное представительство не образуется, если иностранная организация в рамках договора о совместной деятельности (простого товарищества) не занимается осуществлением самостоятельной предпринимательской деятельности либо деятельности через зависимого агента в РФ, приводящей к образованию постоянного представительства. Поэтому, если иностранная организация в рамках договора о совместной деятельности не осуществляет деятельность, приводящую к образованию постоянного представительства в РФ в соответствии с признаками, содержащимися в ст. 306 Кодекса (международном договоре), она не признается налогоплательщиком по налогу на имущество организаций (письмо Минфина России от 18.12.2012 № 03-05-05-01/76).

        Вместе с тем п. 3 ст. 374 Кодекса установлено, что объектами налогообложения для иностранных организаций, не осуществ­ляющих деятельности в РФ через постоянные представительства, признаются находящееся на территории РФ и принадлежащее указанным иностранным организациям на праве собственности недвижимое имущество и полученное по концессионному соглашению недвижимое имущество.

        Налоговая база в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в РФ через постоянные представительства, а также в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности иностранных организаций в РФ через постоянные представительства, принимается равной инвентаризационной стоимости объекта недвижимого имущества по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Основание — п. 2 ст. 375 и п. 5 ст. 376 НК РФ.

        И если иностранная организация имеет недвижимое имущество на территории РФ, она обязана уплачивать налог на имущество организаций в любом случае в порядке, установленном главой 30 Кодекса. То есть, в частности, по правилам п. 2 и (или) п. 3 ст. 374 Кодекса.

        Если у объекта несколько владельцев

        Как исчислить налог на имущество организаций филиалу иностранной организации в отношении построенного объекта недвижимости, имущественные права на который в соответствии с инвестиционным договором принадлежат нескольким участникам инвестиционного проекта? Как сформировать первоначальную стоимость своей доли в объекте недвижимости, если вкладом первого участника являлись затраты на строительство объекта, второго — права на аренду земельного участка, а третьего — проведение отдельных строительно-монтажных работ? Инвестиционный договор не относится к совместной деятельности, поскольку второй участник является некоммерческой организацией.

        Объектами налогообложения для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства, признаются движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств, имущество, полученное по концессионному соглашению. В указанных целях иностранные организации ведут учет объектов налогообложения в порядке, установленном в РФ для ведения бухгалтерского учета (п. 2 ст. 374 Кодекса).

        Единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект (п. 6 ПБУ 6/01). Объект основных средств, находящийся в собственности двух или нескольких организаций, отражается каждой организацией в составе основных средств соразмерно ее доле в общей собственности.

        В соответствии с ПБУ 6/01 основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости. Первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ). Поэтому каждый участник формирует первоначальную стоимость доли объекта недвижимости исходя из затрат на приобретение своей доли объекта, учтенных в бухгалтерском учете на счете 08.

        Если приобретен участок со зданиями под снос

        Организация приобрела земельный участок вместе со строениями, подлежащими сносу, для осуществления на этом участке строительства здания под офис. Как учесть затраты на приобретение земельного участка и затраты на снос объектов. Нужно ли платить налог на имущество организаций в отношении указанных объектов?

        Порядок принятия на баланс организаций (за исключением кредитных и бюджетных) объектов основных средств и формирования их стоимости регулируется ПБУ 6/01. В соответствии с данным стандартом первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации, непосредственно связанных с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств.

        Исходя из ПБУ 6/01, затраты на выкуп подлежащих сносу зданий, расположенных на приобретаемых организацией в собственность земельных участках, формируют первоначальную

        стоимость таких земельных участков, которые не являются объектом налогообложения налогом на имущество организаций.

        Пунктом 4.78. Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (далее — Методика), утвержденной постановлением Госстроя России от 05.03.2004 № 15/1, в сметную стоимость строительства включаются затраты на подготовку территории строительства, в том числе освобождение территории строительства от имеющихся на ней строений, лесонасаждений, промышленных отвалов и других мешающих предметов, переселение жильцов из сносимых домов, перенос и переустройство инженерных сетей, коммуникаций, сооружений, путей и дорог, снятие и хранение плодородного слоя почвы и т.п.

        Поэтому на основании ПБУ 6/01 и указанной Методики затраты по сносу зданий, расположенных на приобретаемом земельном участке, формируют первоначальную стоимость вновь создаваемого объекта капитального строительства на указанном земельном участке.

        Налогоплательщик — казенное учреждение

        Казенное учреждение эксплуатирует объект недвижимости. Правоустанавливающие документы на этот объект находятся на стадии оформления. Облагается ли налогом объект недвижимого имущества, находящийся в пользовании, при отсутствии госрегистрации права оперативного управления на указанный объект?

        Единый порядок ведения бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений утвержден приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» (далее — инструкция № 157н). Согласно п. 38 названной инструкции к учету в качестве основных средств принимаются материальные объекты имущества независимо от их стоимости, со сроком полезного использования более 12 месяцев, предназначенные для неоднократного или постоянного использования на праве оперативного управления в процессе деятельности учреждения при выполнении им работ, оказании услуг, осуществления государственных полномочий (функций), либо для управленческих нужд учреждения, находящиеся в эксплуатации, запасе, на консервации, сданные в аренду, полученные в лизинг (сублизинг).

        Вместе с тем в соответствии с п. 36 инструкции № 157н принятие к учету объектов недвижимого имущества, права на которые подлежат госрегистрации, в состав основных средств осуществляется на основании первичных документов (Акт о приеме-передаче здания (сооружения) ф. 0306030) с обязательным приложением документов, подтверждающих госрегистрацию права (с момента госрегистрации прав на указанный объект).

        Принятие к бухгалтерскому учету здания (сооружения) в состав основных средств осуществляется по первоначальной стоимости (п. 47 инструкции № 157н).

        Таким образом, на балансовых счетах учреждения до возникновения права оперативного управления на соответствующее федеральное имущество отражается сумма произведенных капитальных вложений в объеме фактических затрат учреждения в объекты нефинансовых активов при их приобретении, строительстве (создании), модернизации (реконструкции, достройке, дооборудовании), изготовлении, форми-

        рующая первоначальную стоимость объекта (на счете 010600000 «Вложения в нефинансовые активы»). А на забалансовых счетах отражаются операции с объектом недвижимого имущества, полученного учреждением в пользование (на содержание), в течение времени оформления госрегистрации прав на него (до момента принятия к учету в составе основных средств недвижимого имущества) (счет 01 «Имущество, полученное в пользование»). При этом эксплуатационные расходы субъекта учета, связанные с содержанием указанных объектов в период прохождения госрегистрации вещных прав, признаются расходами субъекта учета текущего финансового года и в соответствии с п. 295 Инструкции № 157н отражаются на счете 040120200 «Расходы хозяйствующего субъекта».

        Одновременно объект федерального имущества до госрегистрации права оперативного управления является объектом, составляющим казну РФ, и, соответственно, не является объектом бюджетного учета в составе основных средств.

        С учетом изложенного, в случае отсутствия права оперативного управления на объекты недвижимого имущества, находящиеся в пользовании учреждения, налог на имущество организаций не уплачивается.

        Если объект — линия электропередачи

        С 1 января 2013 г. вступил в силу Федеральный закон от 29.11.2012 № 202-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации», предусматривающий Перечень имущества и пониженные налоговые ставки п. 3 ст. 380 НК РФ для линий энергопередачи. Может ли организация руководствоваться постановлением Правительства РФ № 504, которое применялось для налоговой льготы по п. 11 ст. 381 НК РФ?

        В силу п. 5 ст. 1 Федерального закона от 29.11.2012 № 202-ФЗ с 1 января 2013 г. отменена предусмотренная п. 11 ст. 381 Налогового кодекса льгота по налогу на имущество организаций в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.

        Положения п. 11 ст. 381 Кодекса в отношении указанных объектов применялись в соответствии с Перечнем имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в отношении которых организации освобождаются от обложения налогом на имущество организаций (далее — Перечень), утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 504.

        Между тем ст. 380 Кодекса дополнена п. 3, согласно которому налоговые ставки, определяемые законами субъектов РФ в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, не могут превышать в 2013 г. 0,4%, в 2014 г. — 0,7, в 2015 г. — 1, в 2016 г. — 1,3, в 2017 г. — 1,6, в 2018 г. — 1,9%. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством РФ. Поэтому в целях реализации с 1 января 2013 г. положений п. 3 ст. 380 и п. 11 ст. 381 Кодекса до внесения изменений в постановление Правительства РФ от 30.09.2004 № 504 следует руководствоваться вышеназванным Перечнем.

        Аналогичные разъяснения направлены в адрес ФНС России письмом Минфина России от 11.12.2012 № 03-05-04-01/44.

    Закрыть меню