Нормы жилищных субсидий 2018

Содержание:

Правила выделения жилищных субсидий гражданам России на улучшение жилищных условий

В улучшении условий проживания или новом жилье нуждаются многие граждане нашей страны, проживающие как в крупных городах, так и в регионах.

Для этого государство проводит ряд программ, помогая россиянам с покупкой нового жилплощади.

Одна из них – выделение жилищной субсидии для покупки квартиры.

Что это такое, кто может её получить и как она начисляется – об этом вы узнаете после прочтения статьи.

Законодательное регулирование вопроса

Положение о том, что государство должно субсидировать определённые категории населения для улучшения жилищных условий, закреплено в Жилищном кодексе РФ.

Перечень тех, кто попадает под действие льгот, содержится в ФЗ и актах субъектов РФ. Её выдачей занимаются органы местной власти.

Она отличается:

  • Целевым использованием (только для приобретения жилой недвижимости).
  • Определённым сроком действия.
  • Поскольку чаще всего выплаты идут из местного бюджета, каждый субъект РФ сам решает, какие категории граждан могут получить субсидию, помимо тех категорий, которые установлены ФЗ. Они также сами решают, в каком порядке предоставлять выделяемые средства.

    Такое софинансирование в покупке жилья является безвозмездным. В целом, человеку выдаётся свидетельство на получение конкретной денежной суммы, которое действует ограниченный период времени. Его разрешается использовать только для приобретения недвижимости (с площадью не больше, чем установлено соц. нормами) или на строительство нового жилья.

    Сумма сертификата не может покрыть полной стоимости приобретаемой жилой недвижимости. Необходимо, чтобы вы владели жильём, которое будет продано для покупки нового, либо у вас была определенная сумма средств.

    Так что вам по-прежнему нужно будет найти оставшуюся сумму для:

  • Покупки недвижимости.
  • Оплаты ипотеки, рассчитанной на несколько лет.
  • Сертификат можно задействовать:

  • Как первый взнос при получении ипотеки.
  • Уплаты долга по кредиту на жилплощадь.
  • В качестве паевого взноса (когда человек вступает в жилищно-строительный кооператив).
  • В некоторых ситуация можно потратить субсидию на расширение уже имеющейся квартиры, которая не соответствует соц. нормам, либо же на ремонтные работы для улучшения условий проживания.

    Сертификат можно использовать только один раз – после этого его не выдают повторно. Действующее законодательство отводит 6 месяцев на использование субсидии для покупки жилья. Если по каким-либо причинам свидетельство не было задействовано за это время, можно попытаться получить его повторно, встав в общую очередь.

    Требования к претендентам

    Прежде всего, такая форма безвозмездной помощи для улучшения условий проживания положена:

  • Многодетным семьям (3 и более детей младше 18 лет или с детьми до 23 лет, обучающимися в ВУЗах либо находящимися на воинской службу).
  • Военнослужащим в запасе и отставникам.
  • Людям, уехавшим с Крайнего Севера, со стажем работы больше 15 лет.
  • Госслужащим.
  • Семье с погибшим участником ВОВ.
  • Молодым работникам в сфере агропромышленности, живущим в сельской местности.
  • Молодым семьям (каждый супруг должен быть младше 30 лет).
  • Представителям бюджетной сферы деятельности.
  • Детям без попечителей и сиротам.
  • Малоимущим людям, вставшим в очередь на получение квартиры.
  • Ветеранам.
  • Инвалидам.
  • Для оформления субсидии гражданин должен написать заявление, прикрепив к нему необходимые документы. Оно подаётся в комиссию при госоргане (заявление пишется на имя его руководителя), занимающимся выделением выплат. Специальная комиссия займётся его рассмотрением и определит, какая сумма будет выделена, и квартиру какого размера вы можете получить.

    Величина выделяемой суммы и размер приобретаемой квартиры рассчитывают с учётом всей имеющийся у семьи недвижимости. Поэтому заявитель и проживающие с ним члены семьи должны предоставить сведения о том, каким жильём они владеют либо арендуют.

    Для получения субсидии необходимо будет предоставить:

  • Паспорт.
  • Трудовую книгу (с копией) или другой документ, который подтвердит, что заявитель является льготником и обладает правом на получение господдержки.
  • Бумаги, подтверждающие право владения нынешним жильём, либо договор соц. найма (и их копии).
  • Свидетельства того, что заявитель обладает правом на расширение площади жилья (если есть) с копиями.
  • Выписку из домовой книги.
  • Копию лицевого счёта заявителя.
  • Свидетельство о браке и рождении детей (с копиями).
  • Документы всех членов семьи, живущих совместно с заявителем.
  • Если комиссией в ходе проверки были выявлены нарушения или отсутствие права на получение субсидии, документы будут возвращены в установленный законом срок. Если же документы были одобрены, заявитель становится в очередь на получение сертификата.

    Используемая сумма будет перечислена на именной блокированный счёт льготника в банке, задействованном в реализации программы поддержки. Для этого заявитель должен самостоятельно открыть целевой счёт. Затем сумма будет переведена продавцу нового жилья.

    Субсидия может быть потрачена только на покупку юридически чистого жилья: оно не должно находиться под залогом, арестом и т.п.

    Кто не имеет право получать госпомощь

    Такими действиями являются:

  • Обмен на жильё меньшего размера.
  • Вселение иных лиц (кроме временных сожителей).
  • Отчуждение жилья или его доли.
  • Когда на любом этапе получения субсидии человек смог сам решить проблемы с жилплощадью или лишается статуса льготника (увольняется с госслужбы, переезжает из сельской местности в город), его снимают с учёта.

    В получении помощи будет отказано, если льготник не сообщил комиссии об изменениях в работе или составе семьи, жилплощади и других событиях, важных при выдаче субсидии.

    Льготные категории граждан

    К таким льготникам относят:

  • Инвалидов и ветеранов.
  • Многодетные семьи с маленьким достатком.
  • Люди, участвующие в боевых действиях.
  • Военнослужащие.
  • Молодые семьи.
  • Порядок расчета

    Сумма государственной помощи зависит от множества факторов и определяется исходя из конкретной ситуации. Учитывают:

  • К какой категории принадлежит льготник.
  • Размер семьи.
  • Коэффициент для поправки размера субсидии, установленный для каждой категории граждан (срок госслужбы, стаж работы в агропромышленном комплексе, длительность воинской службы, количество лет в очереди на получение жилья).
  • Средняя стоимость кв.м. жилья, установленная Министерством строительства РФ, используемая для расчёта выплаты.
  • Нормы площади для семьи с конкретным количеством человек.
  • Единая норма площади жилья:

  • На одного льготника – 36 кв.м.
  • На двоих – 50 кв.м.
  • Для троих – 70 кв.м.
  • На четверых – 85 кв.м.
  • Если семья на пять и более человек, то на каждого отводят по 18 кв.м.
  • Норма может стать меньше, если:

  • Члены семьи и льготник владеют излишками.
  • Обращающийся желает расширить жилое помещение.
  • На покупку жилья в городе обычно выделяют около 30% от общей стоимости недвижимости, работникам сельской местности – примерно 60%. Органам госвласти законом разрешено увеличить размер выплаты на сумму, больше установленной нормы, если это необходимо для конкретной ситуации и если для этого есть финансовая возможность. В целом же максимально выделяемая сумма редко превышает 70 % от цены на приобретаемое жильё.

    Для расчёта используются следующие формулы:

    Как получить субсидию на улучшение жилищных условий

    Главной целью жилищного законодательства РФ является обеспечение нуждающихся граждан благоустроенным жильем, но в силу того, что большинство людей даже не догадываются о существовании таких возможностей, то они ими и не пользуются. А те, что пытаются претендовать на то, что положено им по закону, из-за своей юридической неграмотности зачастую сталкиваются с рядом сложностей и подводных камней. Среди трудностей с получением жилья — подготовка множества непонятных документов, обращение в разные инстанции и долгие годы ожидания своей очереди в длинном списке таких же нуждающихся получить субсидию на улучшение жилищных условий.

    Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как БЕСПЛАТНО решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

    Это быстро и бесплатно!

    Что такое субсидия на улучшение жилищных условий

    В нынешнее время обзавестись собственным жильем или улучшить условия проживания в том помещении, что имеется во владении, достаточно трудно и накладно, а для большинства граждан РФ вообще нереально. Государство на законодательном уровне гарантирует своим гражданам право на жилище и выделяет финансовую помощь тем категориям населения, которые больше всех в этом нуждаются. Право на получение такой государственной помощи имеют только льготники.

    Безвозмездная субсидия на улучшение жилищных условий – это сертификат, средства которого могут быть направлены только на приобретение жилья или улучшение жилищных условий в уже существующем. Для получения такого сертификата необходимо собрать пакет документов, подтвердить свою нужду в государственной помощи для улучшения своих жилищных условий и принадлежность к той или иной льготной категории.

    Средства, выделенные государством нуждающимся в помощи людям, являются целевыми и могут быть потрачены только на конкретные нужды, то есть на приобретение жилья или улучшение жилищных условий. Их категорически запрещено обналичивать, а остатки неизрасходованных средств по истечении определенного времени возвращаются государству. К тем, кто попытался незаконным путем как-то обналичить сертификат, применяются штрафные санкции в виде изъятия сертификата и лишения права на его получение в будущем.

    Использование субсидии для улучшения жилищных условий осуществляется путем безналичного расчета с продавцом жилой недвижимости или с подрядной организацией, осуществляющей улучшение условий проживания владельца сертификата.

    Законодательная база

    О праве каждого гражданина на проживание в благоустроенном жилье гласит Основной Федеральный Закон – Конституция РФ. А вот Жилищный Кодекс РФ и другие законодательные акты разъясняют это утверждение таким образом, что на государственную помощь в реализации этого конституционального права могут рассчитывать только социально незащищенные слои населения и представители льготных категорий.

    Каждый год при составлении бюджета на следующий год выделяются огромные суммы денег для оказания материальной и финансовой помощи тем, кто остро нуждается в улучшении жилищных условий. Статья 2 ЖК РФ гласит о том, что органы местной власти уполномочены на принципе обоснованности выделять средства из бюджета нуждающимся в помощи гражданам.

    Сумма субсидии по программе

    Сумма жилищной субсидии на улучшение жилищных условий определяется индивидуально в каждом конкретном случае, исходя из установленной законодательством нормы минимальной жилой площади в расчете на одного человека. Этот показатель варьируется в зависимости от региона, в котором проживает нуждающийся в субсидии человек, но существует минимально допустимая граница, действующая на всей территории России. Составляет она – 12 квадратных метров на человека, то есть семья из четырех человек должна проживать в доме или квартире с общей площадью не менее 48 квадратных метров.

    Показатель нормы также зависит и от индивидуальных расчетов субъектами РФ и условий конкретной социальной государственной программы. К примеру, федеральная программа «Жилище» установила этот показатель на уровне 33 кв.м. на человека, а согласно программе о выделении субсидий молодым семьям он составляет 18 кв.м.

    Сумма субсидии определяется по формуле: норма квадратных метров на человека х количество человек в семье х рыночную стоимость одного квадратного метра жилья в конкретном регионе или населенном пункте.

    Таблица. Размер материальной помощи на улучшение жилищных условий в Москве и Санкт-Петербурге в 2018 году.

    *Полное субсидирование полагается всем льготным категориям населения, а частичное – молодым семьям, согласно федеральной программе «Молодая семья». Размер субсидии при частичном субсидировании составляет 30% от суммы полного субсидирования.

    Кто имеет право на получение субсидии

    Субсидия на приобретение благоустроенного жилья и улучшение жилищных условий положена лишь льготным категориям граждан РФ и только при условии их признания таковыми, что нуждаются в государственной помощи. На получение сертификата могут претендовать:

  • ветераны ВОВ;
  • участники боевых действий;
  • многодетные семьи;
  • малоимущие семьи;
  • инвалиды;
  • военнослужащие;
  • семьи, которые участвуют в федеральных и региональных программах по обеспечению граждан комфортным жильем;
  • работники бюджетной сферы (медицина, образование);
  • жители и работники районов Крайнего севера и другие льготные категории населения.
  • Безвозмездная помощь

    Все виды субсидий являются безвозмездной помощью государства, не требующей возврата средств или уплаты комиссии за их использование или процентов. Субсидия выделяется абсолютно бесплатно и владелец сертификата ничего не должен государству за нее кроме использования выделенных ему средств строго по назначению, а именно для улучшения жилищных условий.

    Жилищная субсидия имеет свои особенности:

  • тратить бюджетные средства (субсидию) можно только на покупку, реконструкцию (расширение жилплощади) или строительство жилого дома;
  • сертификат имеет ограниченный срок действия, который устанавливается согласно условиям социальных программ и в пределах которого получатели субсидии должны использовать выделенные им средства по назначению, то есть вложить в покупку дома или в его строительство.
  • Дотации государства на решение жилищных вопросов нуждающихся категорий населения выделяются на основании принципов безвозмездности и очередности, то есть каждый нуждающийся человек в материальной помощи имеет право безвозмездного ее получения, но в порядке очереди.

    Сертификат считается действительным с момента его выдачи ровно полгода, а по истечению этого срока субсидия отзывается и средства, выделенные льготнику, возвращаются государству. Если же за установленный срок владелец сертификата так и не успел воспользоваться материальной помощью государства для улучшения своих жилищных условий, он имеет право встать в очередь на получение сертификата повторно.

    Субсидия ветеранам боевых действий и участникам ВОВ

    Закон РФ «О ветеранах» говорит о том, что все ветераны ВОВ и участники боевых действий имеют право на получение материальной поддержки от государства на приобретение своего собственного комфортабельного жилья или улучшения жилищный условий в том, что уже имеется в их владении. Претендовать на жилищную субсидию могут:

  • участники Великой Отечественной Войны;
  • инвалиды ВОВ;
  • «Блокадники» (те жители Ленинграда, которые в военное время пережили блокаду);
  • члены семьи умершего участника и/или инвалида ВОВ;
  • военнослужащие, которые проходили службу в период ВОВ вне действующих фронтов не менее полгода;
  • работники предприятий противотанковой, противовоздушной и противопехотной обороны, которые в военные годы трудились на благо Родины.
  • Для ветеранов и УБД (участников боевых действий) размер материальной помощи (субсидии) на приобретение жилья или на расширение общей жилой площади рассчитывается по той же формуле, что и остальным льготникам, только там действуют немного другие нормы количества квадратных метров. Если для семьи из двух человек другой льготной категории полагается квартира или дом площадью не менее 36 метров квадратных, то для такого же состава семьи ветерана ВОВ полагается жилплощадь от 44 квадратных метров. А вот норма на одного человека для всех категорий одинакова – по 33 кв. м. для семьи из одного человека и по 18 кв. м на одного для семьи из нескольких человек.

    Средний размер субсидии в 2018 году ветеранам ВОВ и УБД составляет 1 млн. рублей, но это не фиксированная сумма и она изменяется в зависимости от региона РФ. Для получения сертификата на улучшение жилищных условий ветеранам следует подтвердить документально свое причастие к данной льготной категории. В качестве подтверждения необходимо предоставить в органы местной власти общий пакет документов и удостоверение УБД или ветерана ВОВ, после чего написать заявление и ждать своей очереди.

    Государственная помощь многодетным семьям

    Семьи, где трое и больше несовершеннолетних детей, получившие статус многодетных, также согласно федеральной программе «Жилище» имеют право на получение материальной помощи на расширение жилплощади или приобретение нового, более просторного и благоустроенного жилья. Получить статус многодетной семьи могут как с родными, так и с приемными детьми.

    Внимание! В некоторых регионах России согласно региональному законодательству статус многодетной может получить только семья с четырьмя или пятью детьми.

    Чтобы многодетная семья могла претендовать на получение субсидии, ей необходимо доказать, что она нуждается в материальной поддержке для улучшения своих жилищных условий. А также в семье должны быть дети:

  • не достигшие 18-летнего возраста;
  • пребывающие на стационарном обучении в высших учебных заведениях, не достигшие 23 лет.
  • Для получения права на выделение субсидии, семья должна на постоянной основе проживать в том населенном пункте, в котором один из ее представителей подал заявление на постановку на учет.

    Жилищная субсидия молодым семьям

    Основным условием для молодых семей для получения права на материальную поддержку от государства, то есть на частичное субсидирование, согласно федеральной программе «Молодая семья», является наличие своих собственных денежных средств в достаточном количестве для приобретения нового жилья, соответствующего установленным нормам по количеству квадратных метров. Семья должна документально подтвердить наличие этих средств, то есть предоставить выписку из банковского счета или справку из Пенсионного Фонда об остатке на счету материнского капитала, или же документ, подтверждающий согласие финансового учреждения выдать долгосрочный кредит или ипотеку и другие подтверждающие бумаги.

    Если многодетная семья примет участие в данной программе, то она будет находиться в льготной очереди, поэтому и субсидию получит раньше, чем обычная молодая семья, но в таком случае многодетное семейство получит вместо 100% стоимости жилья лишь 30%, поэтому многодетным семьям лучше отстоять в общей очереди и получить полную стоимость жилой недвижимости, нежели в льготной очереди потерять 70%.

    Каждый год льготникам приходится повторно собирать документа для перерегистрации, только при повторной подаче нужны лишь некоторые документы из полного пакета, а часть из них заказывает местная администрация самостоятельно. При постановке в очередь на получение жилищной субсидии молодая семья должна подтвердить наличие собственных средств на приобретение жилья, затем повторно это необходимо сделать непосредственно перед самым получением сертификата, использовать который она должна в течение одного года с момента его получения.

    Государственная помощь инвалидам

    Инвалиды определенных групп (обычно это первые две группы инвалидности) также относятся к социально незащищенным категориям населения и имеют право на определенные льготы от государства, в том числе и на субсидию, если сумеют доказать, что они действительно нуждаются в улучшении жилищных условий. Закон «О социальной защите инвалидов» регламентирует права на государственную помощь в решении проблем с жильем инвалидам и семьям, в которых есть дети-инвалиды.

    Жилищная субсидия, выделяемая инвалидам, несколько отличается от материальной помощи другим льготникам и имеет свои характерные особенности:

  • при расчете размера субсидии не учитываются другие члены семьи, то есть материальная помощь выделяется только инвалиду, а не всей семье, в которой он проживает;
  • если в семье проживают два и больше инвалидов, каждый из них может встать на учет и получить субсидию;
  • если субсидия оформляется на детей-инвалидов, то расчет суммы будет зависеть от количества членов семьи;
  • инвалиды-колясочники имеют законное право на льготную очередь для получения материальной помощи от государства.
  • Жилищная субсидия другим льготным категориям

    Учителя, преподаватели ВУЗов, госслужащие, медработники – все это льготники, которые также имеют право получать помощь из федерального или регионального бюджета для покупки жилья. Их право на получение субсидии регламентируется региональным законодательством, то есть в одном регионе действует социальная программа, охватывающая и эти слои населения, в другом такой программы может не быть.

    В некоторых регионах разрабатываются специальные программы, согласно которым бюджетники также на общих условиях имеют право подать заявление и в порядке общей очереди претендовать на получение субсидии для расширения жилого помещения или приобретения нового жилья.

    Бюджетникам предоставление жилищных субсидий производится на определенных условиях. Для получения права на жилищную субсидию они должны:

    • быть прописаны в конкретном населенном пункте не менее 10 лет;
    • иметь определенный трудовой стаж в бюджетной сфере;
    • быть не старше 35 лет;
    • получить официальный статус остро нуждающихся в приобретении жилья.
    • В зависимости от региона и условий конкретной программы могут выдвигаться для претендентов и другие требования, без соответствия которым бюджетники будут лишены права на участие в программе.

      Список необходимых документов и порядок действий для получения субсидии

      Чтобы встать в очередь на получение жилищной субсидии, необходимо пройти все этапы установленной законодательством РФ процедуры:

      1. Лично обратиться в органы местной власти, где вас детально проинформируют о всех действующих социальных региональных и федеральных программах, а также помогут определить ту, которая подходит в конкретно вашем случае.
      2. Инициировать обследование ваших жилищных условий специальной жилищной комиссией, если на момент обращения в органы местной власти вы не были официально признаны как нуждающиеся в материальной помощи для решения жилищных вопросов.
      3. Собрать все справки и прочие документы, необходимые для постановки в очередь и подать их в местную администрацию вместе с письменным заявлением.
      4. Ждать 30 дней, пока представители местной власти примут решение по вашему вопросу и внесут вас в очередь на получение сертификата.

      Одним из самых важных этапов данной процедуры является подготовка и сбор документов. Для получения права на жилищную субсидию, вам понадобятся:

    • паспорта и свидетельства о рождении всех членов семьи;
    • свидетельство о вступлении в брак;
    • документы, подтверждающие право собственности на недвижимость, если таковая имеется;
    • справка о составе семьи или соответствующая выписка из домовой книги, где прописаны все члены семьи заявителя;
    • документы, подтверждающие причастность к той или иной льготной категории (справка из медучреждения о присвоении группы инвалидности, удостоверение УБД, удостоверение многодетной семьи и т.д.);
    • техпаспорт жилья, в котором проживает семья на момент обращения в органы местной власти;
    • документы, подтверждающие уровень доходов всех членов семьи (пенсия, заработная плата, премии, гонорары, социальные пособия, стипендии и другие выплаты);
    • документ из ЖЭКа об отсутствии задолженностей по коммунальным платежам;
    • оригинал выписки из ЕГРП обо всех проводимых сделках с недвижимым имуществом заявителем и/или членами его семьи за последние пять лет.
    • Как узнать свой номер в очереди на получение субсидии

      Самым большим минусом федеральных и региональных жилищных программ – это длительный и неопределенный срок реализации их. Средняя продолжительность ожидания своей очереди составляет от пяти до пятнадцати лет. Максимальный срок ждут те, кто стоит в общей очереди. Людям важно знать свой номер в очереди, чтобы убедиться в том, что дело продвигается вперед, а не стоит на месте, что местные власти не забыли о них и их потребность в финансовой поддержке государства будет когда-нибудь так или иначе удовлетворена.

      Проверить свой актуальный номер в действующем реестре нуждающихся можно несколькими способами:

    • отправить письменный запрос в местную администрацию или жилищный отдел (лучше отправлять письма с запросом и заверенными нотариально копиями документов специальным заказным письмом, чтобы знать точную дату получения такого письма и иметь доказательство факта вручения заявления, чтобы можно было отстоять свои права в случае с задержкой ответа или утерей письма);
    • лично обратиться в администрацию в жилищный отдел и узнать свой номер у секретаря;
    • узнать порядковый номер через официальный сайт органов местной власти (каждый регион имеет свою базу, в которой отображается электронная очередь, поэтому узнать номер в очереди можно и через интернет).
    • Если вам важно знать свой номер в очереди на получение сертификата ради интереса, то сойдут и такие методы, как личное обращение в администрацию и интернет-ресурсы. Если вы ищите номер для последующего предоставления в другие инстанции документального подтверждения вашего места в очереди на сертификат, то все же стоит отдать предпочтение письменному запросу путем отправки заказного письма.

      Урезали нормы потребления газа и субсидия по-новому: чем порадовал Кабмин украинцев

      Правительство внесло изменения в программу жилищных субсидий.

      На правительственную горячую линию поступало немало замечаний от граждан, мол, почему считают мои прошлогодние доходы, если сейчас я не работаю, или получаю меньшую заработную плату. «Гражданин, например, весь прошлый год работал и получал высокую заработную плату. В этом году по тем или иным причинам уволился с работы и нуждается в помощи для оплаты коммуналки по объективным причинам. Социально несправедливо считать его прошлогодние доходы, когда он мог самостоятельно оплачивать счета за тепло, электроэнергию и воду. Поэтому Кабмин пошел навстречу таким людям, адаптируя их социальное положение к дате назначения субсидии», – цитирует руководителя ведомства Андрея Реву пресс-служба Минсоцполитики.

      Кроме того, в мае-июне этого года возникли задержки с переназначением субсидий на летний период, так как фискальная служба не смогла вовремя предоставить информацию о доходах граждан за I квартал текущего года. Особенно заметно это было в больших городах.

      Поэтому на новый отопительный сезон – с 1 октября 2017 года – при расчете размера субсидии будут учтены доходы за I и II квартал 2017 года, а на неотапливаемый период – с 1 мая 2018 года – за III и IV квартал 2017 года.

      Кроме того, в ведомстве напомнили, что правительство приблизило социальные нормативы газа на приготовление пищи и подогрев воды к фактическому уровню потребления данных услуг. По таким нормам будут формироваться счета для тех семей, в которых нет счетчиков на газ, и которые не являются субсидиантамы. Такие люди будут платить меньше.

      С 1 октября 2017 года будут действовать такие новые социальные нормативы на газ:

      • на газовую плиту (приготовление пищи) – 3,3 кубометров на человека;
      • на газовую плиту (приготовление пищи и подогрев воды) – 5,4 кубометров на человека;
      • на газовую плиту и водонагреватель – 10,5 кубометров на человека.
      • Как «Вести» сообщали ранее, б езработные граждане трудоспособного возраста смогут получить субсидию размером не более двух прожиточных минимумов.

        Также «Вести» писали, у кого и за что в Украине отберут субсидию. Этой осенью субсидий могут лишиться миллион украинцев. По подсчетам экономистов, льготников должно стать как минимум на 20% меньше.

        Напомним, 18 августа в Кабинете министров Украины состоялась встреча с представителями Международного валютного фонда. В частности, обсуждался вопрос цены природного газа. Вырастет ли цена газа — о позиции МВФ и высокопоставленных чиновников Украины читайте здесь.

        Новый порядок назначения жилищных субсидий вводится с 01.10.2014

        Постановлением Кабмина от 06.08.2014 №409 «Об установлении государственных социальных стандартов в сфере жилищно-коммунального обслуживания» утверждены социальные нормы жилья и социальные нормативы пользования жилищно-коммунальными услугами для предоставления льгот и субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг.

        Постановлением установлены единые для всей Украины социальные нормативы потребления холодной и горячей воды, водоотведения, вывоза бытовых отходов. В настоящее время нормы потребления этих услуг для предоставления льгот и субсидий устанавливаются органами местного самоуправления.

        Социальная норма жилья для предоставления льгот осталась на уровне ныне действующих норм площади жилья: 21 м2 площади на одного человека и дополнительно 10,5 м2 на семью.

        Для отопления жилья в случае использования газа для отопления — 42 м2 отапливаемой площади на одного человека, которая имеет право на скидку платы, и дополнительно 21 м2 на семью.

        Социальная норма жилья для предоставления субсидий установлена в размере 13,65 м2площади на одного человека и дополнительно 35,22 м2 на домохозяйство, то есть 48,87 м2 на одного человека.

        Постановлением предусмотрено применение региональных корректирующих коэффициентов к социальным нормативам пользования услугами газоснабжения и электроснабжения для индивидуального отопления (приложение к постановлению Кабинета Министров Украины от 06.08.2014 г. №409).

        Социальный норматив потребления тепловой энергии на отопление жилья Постановлением не предусмотрено. Для начисления льгот и субсидий на оплату услуги по централизованному отоплению применяются нормы потребления, установленные органами местного самоуправления.

        Введены нормы пользования услугами по электроснабжению при отсутствии централизованного снабжения горячей воды для домов, не оборудованных стационарными электроплитами (при отсутствии газовых водонагревательных приборов), и домов, оборудованных стационарными электроплитами.

        Постановлением признаны утратившими силу:

      • Постановление Кабмина от 01.12.1995 №959 «Об установлении временных норм потребления населением электроэнергии и природного газа, на оплату которых предоставляется субсидия».
      • Постановление Кабмина от 01.08.1996 №879 «Об установлении норм пользования жилищно-коммунальными услугами гражданами, которые имеют льготы относительно их оплаты».
      • Изменения в порядке предоставления жилищных субсидий

        Постановлением внесены изменения в Положение о порядке назначения и предоставления населению субсидий для возмещения расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, приобретение сжиженного газа, твёрдого и жидкого печного бытового топлива, утверждённого постановлением Кабмина от 21.10.1995 №848 согласно которым:

      • Комиссии лишаются права принимать решения о предоставлении субсидии на увеличенную сверх нормы площадь жилья.
      • Предполагается учитывать доход на уровне прожиточного минимума для трудоспособных лиц, которые зарегистрированы на жилой площади и декларируют отсутствие дохода или доходы которых меньше прожиточного минимума.
      • Субсидия будет предоставляться одному из зарегистрированных членов домохозяйства, на которого открыт лицевой счёт (ныне субсидия на общих основаниях назначается только собственнику жилого помещения).
      • Для лиц, которые состоят в браке, зарегистрированы и проживают отдельно, субсидия назначается на социальную норму жилья (сейчас субсидия назначается без учёта дополнительных 10,5 м2 на семью).
      • Сумма субсидии, которая органами социальной защиты населения переведена на счета исполнителей/производителей жилищно-коммунальных услуг для оплаты их стоимости в размере социальных нормативов, и которая не использована домохозяйством вследствие экономии потребления услуг, засчитывается исполнителем/производителем как оплата обязательной доли платежа домохозяйства на следующий расчётный период.
      • Субсидия назначается, исходя из социальных нормативов пользования жилищно-коммунальными услугами, и перерасчёт размера назначенной субсидии с фактическими объёмами потребления услуг не осуществляется.
      • Если в установленном порядке произведено отключение потребителей от централизованного теплоснабжения и население для обогрева помещений использует бытовые электроприборы, то для расчёта субсидий в отопительный сезон применяются социальные нормативы пользования электроснабжением для индивидуального отопления. Указанные расчёты осуществляются на основании акта обследования материально-бытовых условий семьи и акта обследования состояния наружных и внутридомовых электросетей на их соответствие требованиям нормативно-правовых актов.
      • В отношении определения размера обязательной доли платы за жилищно-коммунальные услуги, твёрдое топливо, сжиженный газ Постановлением внесены изменения в постановления Кабмина от 27.07.1998 №1156 «О новом размере затрат на оплату жилищно-коммунальных услуг, приобретение сжиженного газа, твёрдого и жидкого печного бытового топлива в случае предоставления жилищной субсидии»:

      • Поменялся расчёт процента обязательного платежа семьи, который будет определяться для каждого домохозяйства индивидуально в зависимости от совокупного дохода.
      • Исключены положения о возможности уменьшения обязательного платежа граждан вследствие экономного потребления услуг.
      • Перерасчёт размера назначенной субсидии с фактическими объёмами потребления услуг не осуществляется.

      • Размер обязательной доли платы за жилищно-коммунальные услуги для получателей субсидии будет определяться в следующем порядке:

      • Вычисляется среднемесячный совокупный доход семьи за предыдущие 6 месяцев.
      • Среднемесячный совокупный доход делится на количество членов домохозяйства, и таким образом определяется среднемесячный доход на одного человека.
      • Доход на одного человека делится на размер прожиточного минимума на одно лицо в расчёте на месяц (в 2014 году — 1176 грн.), т.е. определяется соотношение среднедушевого дохода семьи до размера прожиточного минимума на одно лицо.
      • Полученный результат делится на 2, а затем умножается на 15% (за базовый вариант взята обязательная плата за жилищно-коммунальные услуги в размере 15% дохода семьи при доходе на одного члена семьи на уровне двух прожиточных минимумов), и таким образом определяется процент обязательной платы за жилищно-коммунальные услуги.

      Читать Постановление КМУ №106 от 28 февраля 2015 года «Об усовершенствовании порядка предоставления субсидий»

      По вопросам оплаты коммунальных услуг и оформления жилищной субсидии просьба обращаться по телефону горячей линии Кабинета Министров Украины 0800507309 или в управления социальной защиты населения по месту регистрации.

      Какая норма квадратных метров на человека в 2018 году

      Норма жилплощади, положенной одному человеку, весьма важна. От нее зависят многие условия проживания, от оплаты коммуслуг до выдачи жилья социального.

      Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

      +7 (812) 309-85-28 (Санкт-Петербург)

      ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

      Это быстро и БЕСПЛАТНО!

      Какой норматив жилых квадратов полагается в 2018 году на человека? Зачастую величина квадратных метров, полагающихся гражданину для комфортного проживания, обретает чрезвычайно важное значение.

      Этот показатель может потребоваться при разделе квартиры, расселении из аварийного дома, улучшении обстоятельств проживания и т.д.

      Какова же норма положенности квадратных метров на человека в 2018 году?

      Общие моменты

      Нормирование площади для проживания началось еще в советскую эпоху. Многие из действовавших на то время норм применяются и ныне.

      Даже при изменении законодательства нормативы сохраняются и переносятся в новые положения.

      Но нельзя однозначно сказать, сколько именно положено жилых метров одному человеку, поскольку значение здесь имеют многие факторы.

      Жилищная норма имеет предопределенный размер во всяком отдельном регионе. Величина ее устанавливается индивидуально.

      Для некоторых категорий населения данная норма может изменяться. Увеличение площади становится неким компенсированием.

      Путаница с определением нормы жилплощади обусловлена еще и тем, что это понятие может иметь различные вариации.

      К примеру, норма учетная либо социальная. Не совсем понятно, на какое значение следует ориентироваться в каждом конкретном случае.

      Кроме того следует учесть и изменения законодательства. Прежде в ст.38 ЖК РФ употреблялось определение «нормы жилой площади».

      В 2004 году величина соответствовала 12 кв.м. на человека, кроме отдельных случаев, индивидуально предопределенных законодательством.

      Причем наименьшая величина жилой площади предопределялась не ЖК, а указами Правительства РФ.

      Несколько позже было введено понятие «социальной нормы площади жилья». Таковая стала применяться при предоставлении субсидий, оплате коммуслуг и т.д.

      Причем было определено, что социальная норма должна быть эквивалентной минимальной величине жилплощади, установленной субъектами РФ.

      Действующий Кодекс частично отказался от ранее принятых показателей. На данное время различается норма предоставления, а также учетная норма жилплощади, исходя из целевого назначения этих нормативов.

      Что нужно знать

      В настоящее время законодательством РФ предопределены разнообразные типы норм жилплощади, в частности:

      Различается также и социальная норма жилплощади. В ее пределах предоставляются государственные субсидии и различные компенсации. От этой нормы ведется расчет коммуслуг.

      Кем устанавливается показатель

      Законодательством предусматривается, что расчет нормы жилплощади осуществляется по-разному для разных регионов страны.

      Это обусловлено тем, что при расчете квадратных метров учитывается достаточно много факторов, которые невозможно учесть на федеральном уровне.

      Нормы учета жилья определяются законами субъектов РФ. И потому в различных регионах значения могут существенно отличаться.

      Так норма учетная применяется при постановке на учет при необходимости улучшения жилищных условий. Значение ее устанавливается местными властями.

      Потому среднероссийского показателя не имеется. Нормативы, устанавливаемые местной администрацией, могут различаться даже на территории одной области.

      Фактически именно величина учетной нормы выступает показателем, обусловливающим потребность гражданина в жилье.

      Если имеющееся муниципальное жилье менее учрежденной в регионе нормы учетной, то индивид вправе встать на очередь с целью улучшения своих условий проживания.

      Относительно частной собственности этот показатель значимости не имеет.

      На уровне местных властей учреждается и норма предоставления, затрагивающая вопросы выделения жилья по договору социального найма.

      Это наименьшая площадь, какую орган власти должен выделить на каждого члена семьи.

      А раз речь идет о муниципальном фонде жилья, то размер нормы устанавливается, исходя из сложившихся обстоятельств в конкретном субъекте РФ.

      Нормативное регулирование

      В Жилищном Кодексе РФ отсутствует единая норма относительно жилой площади, действующая по всей России.

      По ст.50 ЖК РФ норма предоставления жилплощади и ее учетная норма определяется органами на местном уровне.

      То есть, как определяет Жилищный Кодекс — норма квадратных метров на человека зависит от обстоятельств.

      В соответствии со ст.105 ЖК РФ жилая площадь, расположенная в общежитии, выделяется из расчета не меньше шести квадратов на 1 человека.

      В случае выселения гражданина за неоплату коммуслуг также полагается предоставить не менее 6 кв.м.

      Переселение из аварийного жилья, являющегося муниципальным, предусматривает, что предоставляется до десяти квадратных метров площади.

      А вот при переселении из жилья приватизированного собственнику должна предоставляться площадь равнозначная.

      Чтобы признать человека нуждающимся в улучшении условий проживания, то есть для постановки на очередь, необходимо, чтобы он проживал в условиях, когда на одного человека приходится не больше 10 кв.м. общей площади.

      Если привести показатели различных нормативов жилой площади на человека в их средних значениях, то получатся такие цифры:

      В зависимости от региона указанные нормы могут изменяться, как в большую, так и в меньшую сторону.

      Сколько квадратов норма на человека

      Законодательством хоть и не устанавливается единой нормы жилой площади на человека, но определен минимальный уровень.

      Правила проживания в многоквартирном доме по поводу шума, читайте здесь.

      Площадь меньше учрежденного значения не может считаться пригодной для нормального проживания человека. Данный уровень именуется предельно допустимым. Какая минимальная норма?

      В России показатель равен шести квадратным метрам и используется он в таких случаях, как:

      Временное жилье может предоставляться и по иным основаниям. Таковые определяются местными органами самоуправления.

      Но проживание гражданина на такой площади является временным до момента выделения полноценного жилья.

      Законом норма в шесть квадратов определяется еще и как санитарная норма. Проживание в жилье меньшей площади может негативно отразиться на состоянии здоровья человека.

      Важно, что при определении санитарной нормы в расчет принимается и высота потолков, не менее 2,1 м.

      Санитарная норма выступает гарантией соблюдения основных прав человека на физиологически обоснованное существование.

      Что касается прочих сфер жизни, то чаще всего учитывается учетный размер жилплощади.

      Зачем он нужен и для чего

      Учетная норма жилой площади обретает актуальность в таких ситуациях, как:

    • начисление квартплаты;
    • выселение нанимателей;
    • раздел имущества;
    • проведение капремонта аварийных и ветхих зданий с временным переселением жильцов;
    • предоставление права на улучшение жилищных условий;
    • определение льгот по оплате жилищных и коммунальных услуг;
    • выселение жильцов с занимаемой площади при наличии задолженности по комуслугам и т.д.
    • Важность учета нормы жилплощади значима не только для местных властей, принимающих решения на основании утвержденных показателей.

      Прежде всего, самому гражданину нужно знать, на что он имеет право и на что может претендовать.

      Расчет социальной нормы квадратных метров на человека

      Социальной нормой именуется минимум жилой площади, выделяемой гражданам при распределении жилого фонда. То есть этот величина, необходимая человеку для комфортного проживания.

      Именно социальная норма становится основным параметром при назначении жилищных субсидий или выделения жилья по госпрограммам.

      Привязывается соцнорма к таким факторам:

    • тип помещения для проживания;
    • обеспеченность жильем населения в регионе;
    • количественный состав семьи.
    • Порядок расчета отличается по регионам. Классической нормой является:

      Окончательная норма устанавливается муниципалитетом. Но действует социальный показатель только для граждан, получивших статус нуждающихся в улучшении жилищных условий.

      Показатели для отдельных категорий граждан

      Жилье по договору социального найма предоставляется на равных условиях для всех граждан.

      Но некоторые категории населения при реализации права на получение квартиры могут воспользоваться дополнительными льготами.

      Так дополнительные квадраты сверх положенных норм предоставляются следующим лицам:

      Если в силу определенного статуса человеку положено лишних двадцать квадратов, то он вправе выбирать меж дополнительными метрами или отдельной комнатой.

      Кроме федеральных норм предоставления дополнительных метров площади, существуют и положения территориальных органов.

      Например, до недавнего времени в Москве дополнительно предоставлялось десять квадратов жилья изобретателям.

      Отдельные категории граждан имеют первоочередное право на предоставление жилья из госфонда, это:

    • прокуроры;
    • лица с открытой формой туберкулеза;
    • дети-сироты;
    • лица, пострадавшие при аварии в Чернобыле.
    • Норма предоставления жилплощади может быть увеличена и в том случае, когда гражданин не попадает ни под одну из указанных категорий.

      К примеру:

    • семья проживает в комнате или однокомнатной квартире;
    • среди членов семьи есть больной человек, чья болезнь опасна для окружающих.
    • Еще один фактор, влияющий на норму жилплощади, это пол жильцов и их семейный статус.

      Если проживающие вместе лица супругами не являются, то им должно быть предоставлено, как минимум, две комнаты, даже если это превосходит норму.

      То же правило действует и для разнополых граждан, являющихся родственниками. Такие нормы определяются обычно на местном уровне.

      Какие могут быть особенности

      При получении квартиры из муниципального или государственного фонда учитываются нормы, предусматривающие количество метров на одного человека.

      Но не всегда нормативы сводятся к минимуму. Например, семья состоит из четырех человек и двое из них это дети. Согласно минимуму семье полагается жилье в 24 кв.м.

      Но детям полагается иметь отдельную комнату. При это найти «двушку», соответствующую по площади, довольно сложно.

      Потому начинают действовать социальные нормативы касательно ситуации, когда членам семьи требуются отдельные помещения.

      Видео: жилищный вопрос. Прописка, коммунальные услуги. Юридическая помощь, консультация

      Например, разнополым детям положены отдельные комнаты. Следовательно, семье предоставляется трехкомнатная квартира, пусть и большей площади.

      Для семьи из двух человек положено предоставление жилья в 42 кв.м. Но если проживающие вместе люди не родственники и не супруги, то им полагается квартира с площадью не меньше 54 кв.м.

      Обеспечение граждан жилой площадью в Москве регламентировано законом г.Москвы № 29 от 14.06.2006.

      Норма предоставления жилплощади по договору социального найма определена как 18 кв.м. на одного человека.

      Для семьи из двух человек, являющихся супругами, полагается 44 кв.м. Для семьи из двух человек, не состоящих в браке, предоставляется 54 кв.м. жилплощади.

      Для семьи из трех человек, где имеются супруги, положено 62 кв.м. А если семья включает трех человек, но супруги среди них отсутствуют, то полагается 74 кв.м.

      Когда семья состоит из четырех и более человек, то на каждого полагается по 18 кв.м. + не более 9 кв.м.

      В Санкт-Петербурге

      В СПб учетная норма жилья определяется законом Санкт-Петербурга № 407-65 от 19.07.2005. Минимальным значением жилой площади здесь установлено 9 кв.м.

      Именно это значение применяется при постановке на учет в получении жилья, предоставляемого в рамках улучшения жилищных условий.

      При этом действующая норма предоставления на одного человека равна 18 кв.м. для семьи из двух и более человек. Для одиноко проживающего гражданина предоставляется квартира площадью в 33 кв.м.

      В зависимости от помещения

      Нормы жилой площади действуют для любого помещения, где человек проводит достаточно большое количество времени. Но при этом имеет значение тип помещения.

      К примеру, при предоставлении временного жилья может предоставляться жилплощадь по минимальным санитарным нормам.

      Это составляет по 6 кв.м. на человека. Но если жилье по такому расчету предоставляется как постоянное, то это прямое нарушение законодательных норм.

      В отношении нормы площади квартиры федеральное законодательство устанавливает такие значения:

Закрыть меню