Новые законы о стипендиях

Законы пенсионной реформы

Пенсионное реформирование 2015 года является своего рода следующим шагом в развитии пенсионной системы и законодательства, которое ее регулирует. Однако сейчас как перед аналитиками, так и перед простыми гражданами все острее встает вопрос: а не был ли этот шаг шагом назад? В правильную ли сторону пошла пенсионная система? Разумеется, четкого, а главное правильного ответа на этот вопрос нет.

Для того, чтобы понять суть этой реформы, необходимо проанализировать законодательство, регламентировавшее пенсионную систему до 2015 года, а затем оценить, каким образом оно было изменено действующими новыми законами.

Законодательство до реформирования пенсионной системы

До введения новых законов трудовая пенсия (именно ее мы будем рассматривать как самую распространенную в Российской Федерации) рассчитывалась и назначалась согласно Федеральному закону от 17.12.2001 N 173-ФЗ. Исходя из этого документа данный вид пенсионного обеспечения можно определить, как ежемесячную денежную выплату, назначаемую застрахованным лицам, которые утратили трудоспособность в связи с инвалидностью, старостью, либо если они являлись иждивенцами таких лиц (кормильцев) и перестали получать средства к существованию в связи с их смертью.

При рассмотрении пенсионной системы до 2015 года следует учитывать тот факт, что трудовая пенсия являлась единой выплатой, состоящей из страховой и накопительной частей.

Закон N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»

Как уже было сказано выше, основным документом до 2015 являлся Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Все, что касается выплат и условий, по которым происходило назначение трудовых пенсий, содержалось именно в нем. Для лучшего понимания изменений, которые принесла реформа пенсионной системы 2015 года, стоит обозначить основные моменты, которые отражены в данном документе.

Виды трудовых пенсий:

  • по инвалидности — данный вид пенсионных выплат назначается лицам, которым была установлена инвалидность;
  • по потери кормильца — выплачивается нетрудоспособным иждивенцам застрахованных лиц в случае их смерти;
  • по старости — назначается мужчинам и женщинам 60 и 55 лет соответственно при наличии у них страхового стажа не менее 5 лет.
  • Также стоит отметить такое понятие, как страховой (трудовой) стаж — период, в течение которого в Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) поступали страховые отчисления от работодателей.

    Немаловажным фактором являлась в том числе индексация размеров трудовой пенсии, возможность досрочного выхода на нее отдельным категориям граждан, а также реализация перерасчета размеров выплат в случае, если у граждан появились обстоятельства для этого.

    До 2015 года основными составляющими формул для расчета трудовых пенсий являлись такие величины как: базовый размер, сумма пенсионных накоплений, ожидаемый период выплат и коэффициент (страховой стаж в месяцах/180 месяцев).

    Новая пенсионная реформа 2015 года в России

    С 2013 по конец 2014 года Государственной Думой разрабатывались законопроекты, которые должны были в третий раз (за последние 25 лет) реформировать систему, касающуюся трудовых пенсий.

    Основным изменением, которое принесла реформа 2015 года, явилось упразднение трудовой пенсии как таковой: теперь вместо двух ее составляющих частей появилось две самостоятельных пенсии, исчисление и назначение которых регламентируются двумя разными законами — это страховая пенсия и накопительная.

    Кроме того, новое законодательство изменило формулу, по которой рассчитывается страховая пенсия — теперь в ней присутствует индивидуальный пенсионный коэффициент (пенсионный балл или ИПК), а также его стоимость. Именно эти величины являются определяющими с 2015 года при исчислении страхового пенсионного обеспечения.

    Изменения в пенсионном законодательстве

    С реформой в пенсионном законодательстве появилось два новых федеральных закона — «О страховых пенсиях» и «О накопительных пенсиях», а старый — в большей своей части перестал действовать.

    В 2004 году Верховным судом было определено, что любой гражданин вправе рассчитывать на то, что пенсия при назначении будет основываться на том законодательстве, которое действовало в период трудовой деятельности. Иными словами, если лицо застало все пенсионные реформы, начиная с 1990 года и заканчивая 2015 годом, то назначение пенсии может происходить на основании трех законов.

    Исходя из этого с одной стороны, граждане вроде бы и могут быть уверены в том, что их пенсионные права останутся при них (к тому же, Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ дается гарантия на то, что пенсия в случае применения нового законодательства будет точно не ниже той, что рассчитывалась по старым формулам). Однако наличие нескольких формул и правил исчисления выплат создает сложности для самих граждан — отнюдь не все являются экспертами в области пенсионного обеспечения. Поэтому требуется проанализировать новые условия, которые регламентируются двумя федеральными законами, вступившими в силу с 2015 года.

    Федеральный закон N 400-ФЗ «О страховых пенсиях»

    Разделение трудовой пенсии на две самостоятельных выплаты подразумевало создание законодательной базы для каждого вида пенсий. Именно поэтому был принят закон «О страховых пенсиях».

    Первое и самое главное, пожалуй, изменение касается условий назначения: если описания условий, по которым может быть назначена пенсия по инвалидности и по случаю потери кормильца, практически скопированы из Федерального закона N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», то со страховыми пенсиями по старости произошли существенные преобразования:

  • вместо необходимых 5 лет страхового стажа введена ежегодно увеличивающаяся продолжительность стажа от 6 лет в 2015 году и до 15 лет в 2024 году;
  • понятие фиксированный базовый размер заменено на фиксированную выплату (ФВ);
  • на размер пенсии теперь влияет индивидуальныйпенсионный коэффициент (пенсионный балл), величина которого должна быть не менее 30 на конец переходного периода;
  • Кроме того, предусмотрено повышение фиксированной выплаты в случае, если гражданин добровольно не выходит на пенсию, когда она ему уже положена. Таблица, отражающая характер изменения величины ФВ, отражена в приложении 2 к вышеуказанному закону.

    Федеральный закон N 424-ФЗ «О накопительной пенсии»

    Кроме вышеуказанного закона «О страховых пенсиях» был принял еще один — «О накопительной пенсии» от 28.12.2013 N 424-ФЗ.

    Накопительная пенсия является ежемесячной денежной выплатой, исчисленной исходя из средств в специальной части лицевого счета застрахованных лиц. Согласно статье 4 вышеуказанного закона, право на нее имеют граждане, у которых на специальной части лицевого счета находится сумма, равная, как минимум, 5% от суммы размера страховой пенсии на основном лицевом счете.

    В случае, если у лица на накопительном счете менее 5% от этого размера, гражданин вправе получить всю эту сумму целиком (единовременно).

    Размер накопительной пенсии может быть увеличен с помощью дополнительных страховых взносов, взносов по инициативе работодателя, инвестирования материнского капитала, а также по программе государственного софинансирования пенсии и других видов софинансирования. С помощью следующей формулы можно рассчитать, какую сумму ежемесячно будет получать гражданин:

  • НП — размер накопительной пенсии;
  • ПН — сумма всех пенсионных накоплений в специальной части лицевого счета застрахованного лица;
  • Т — предполагаемый срок, в течение которого будет выплачиваться пенсия.
  • Прогноз дальнейшего существования действующей пенсионной системы

    Санкции со стороны западных стран, падение цен на нефть и другие обстоятельства создали определенные трудности для экономики России. В связи с высказыванием премьер-министра Д.А. Медведева о том, что «для индексаций у нас денег нет не только для Крыма, у нас ни для кого их нет», стоит подумать, насколько целесообразна была реформа 2015 года. Что ждет существующую пенсионную систему?

    В первую очередь, стоит посмотреть на реальные шаги, которые руководство страны уже сделало в этой сфере:

  • повышение пенсионного возраста для госслужащих;
  • заморозка пенсионных накоплений;
  • изменение правил ежегодной индексации пенсии.
  • Однозначного ответа на вопрос «каким путем будет развиваться пенсионная система?», конечно, нет. Однако видно, что Минфином и Минтруда лоббируются законопроекты (которые, по мнению экспертов, могут претвориться в жизнь уже в 2017 году), фактически, сводящие на нет те преимущества, которые можно было найти в реформе 2015 года:

  • прекращение выплат пенсии«досрочникам» и работающим пенсионерам;
  • в который раз планируется изменить порядок формирования накопительной пенсии — теперь капитал для нее должен будет формироваться из условно-добровольных взносов.
  • Заключение

    К реформе 2015 года можно относиться по-разному: кто-то увидит в ней плюсы, кто-то будет ратовать на усложнение расчета пенсии. Однако единственное, что граждане могут сделать в данной ситуации — стать более подкованными в пенсионной сфере: читать литературу, следить за новостями, наконец, не стесняться обращаться за консультациями к сотрудникам пенсионных отделений.

    Со 100% уверенностью сказать, явилось ли реформирования пенсионной системы шагом в нужном направлении, пока что не может никто — даже среди людей, вносивших эти законы на рассмотрение в палаты парламента, до сих пор не утихают споры, так ли она нужна была обществу и стране.

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Постановление Правительства РФ 17.12.2016 № 1390 «О создании стипендиального фонда»;
  • Приказ Минобрнауки России от 27.12.2016 № 1663 «Об утверждении Процедуры назначения общегосударственной академической стипендии и (или) общегосударственной социальной стипендии».
  • Виды стипендий для студентов

    Стипендия — постоянная денежная выплата, которая назначается студенту в учебном заведении в целях стимулирования и (или) поддержки освоения ими соответствующего образовательного курса. Данный вопрос регулируется Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а именно статьей 36 «Стипендии и другие денежные пособия». Размеры общегосударственных денежных выплат, устанавливаются в соответствии с Указом по университету от 28.02.2017 № 319.

    Виды стипендий для студентов:

    • общегосударственная академическая. Предоставляется по итогам экзаменационной сессии тем студентам, которые получили оценки «хорошо» и «отлично». С начала учебного года до прохождения первой промежуточной аттестации, данное денежное пособие выплачивается всем студентам первого курса. С 01 января 2017 года, размер пособия составляет 2 000 рублей;
    • общегосударственная стипендия аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам. Выдается учащимся, которые исполняют функции по выработке государственной политики и законодательному регулированию в области образования;
    • денежное пособие Президента РФ, а также Правительства России. Назначается студентам и аспирантам, которые получают образование на приоритетных для модернизации экономики направлениях, а также за особые заслуги и научные достижения;
    • именные. Денежная выплата, предоставляемая юридическими и физическими лицами. Выдается службами общегосударственного правления и службами областного самоуправления за выдающиеся успехи в учебе и научной деятельности;
    • стипендии слушателям дополнительных отделений в случаях, предусмотренных законом об образовании. Предоставляется обучающимся за счет бюджетных ассигнований общефедерального бюджета. Размер и порядок назначения пособия определяется Правительством РФ и федеральной службой исполнительного правления.
    • Скачать Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в последней редакции по ссылке.

      Порядок начисления

      Правительство Российской Федерации устанавливает минимальный размер денежных выплат всех видов в учреждениях профессионального образования. Порядок начисления денежного пособия одинаковый для всех категорий стипендий, кроме социальной. Данная категория требует соблюдения некоторых обязательных условий, с которыми подробно можно будет ознакомиться в следующем подзаголовке.

      Размеры стипендий:

    • общегосударственная академическая стипендия отличника — 2000 — 6000;
    • социальная — 1700 — 15000;
    • денежные выплаты интернам, ординаторам — 6400;
    • именная — 400 — 2000;
    • Президента и Правительства РФ, а также юридических и физических лиц — 1400 — 3600;
    • Социальные стипендии

      Законодательство России определяет обширные меры поддержки населения, которые испытывают денежные трудности и нуждаются в социальной защите. Одной из форм такой поддержки является предоставление определенных видов денежных пособий для обучающихся в средних и высших учебных заведениях.

    • дети сироты;
    • дети инвалиды (права инвалидов, представлены в ФЗ 181 «О социальной защите инвалидов»);
    • студенты, доход семей которых ниже 9452 рублей.
    • Порядок оформления социальной стипендии следующий:

    • закрытие сессии и задолженностей;
    • получение свидетельства о статусе студента;
    • предоставление документации, которая докажет низкий доход семьи;
    • обращение в органы УСЗН для оформления справки о социально незащищенном статусе;
    • Чтобы была рассмотрена просьба о социальном пособии, студент должен предоставить заявление, копию паспорта, ксерокопию студенческого билета, справку о семейном положении, справку об инвалидности и справку, доказывающую низкий доход семьи.

      Скачать новый закон о социальных стипендиях

      Участники Государственной Думы, 03 июля 2016, приняли Федеральный закон «О внесении изменений в статью 36 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Настоящий документ внес нововведения в 5 часть ст 36, которые вступили в законную силу с 01 января 2017 года.

      Ранее стипендиальный фонд предоставлял:

    • выплаты ассистентам-стажерам;
    • Пенсии, зарплаты, стипендии и налоги: что изменится в жизни украинцев с 1 января

      Новые законы касаются как рядовых граждан, так и бизнеса

      С января 2017 года в нашей стране начинает действовать ряд новых законов, которые касаются жизни как рядовых украинцев, так и бизнеса. Речь идет о нововведениях в начислении заработной платы и пенсионном обеспечении, стипендиях и уплате единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, акцизах, льготах и многом другом. «Апостроф» проанализировал основные из этих изменений.

      Для населения

      С 1 января, согласно закону «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» (№1058-15), в Украине запускается накопительная система выплаты пенсий. Теперь каждый украинец моложе 35 лет начнет отчислять часть своей зарплаты на будущую старость. Такие отчисления аккумулируются на индивидуальном счете, и воспользоваться ими можно будет только после выхода на пенсию. При этом на протяжении пяти лет (с 2017 по 2022 год) процент отчислений постепенно вырастет с 2% до 7%. В дальнейшем этот процент будет оставаться неизменным. За год планируется привлечь около 5 млрд грн.

      Но вместе с тем будут проводиться и отчисления по солидарной (старой) пенсионной системе. Таким образом, при одновременной работе и солидарной (старой), и накопительной (новой) пенсионной системы некоторым категориям граждан придется платить больше налогов (22%+7%) в течение ближайших лет.

      Напомним, что сейчас минимальная пенсия составляет 1247 грн, а в течение следующего года она поэтапно увеличится до 1373 грн.

      С 1 января также предусмотрено повышение минимальной заработной платы — до 3200 грн (согласно закону №1774-19 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» ).

      «Размер минимальной зарплаты не будет меняться в течение года», — уточнила Оксана Кобзар, адвокат Адвокатского бюро Оксани Кобзар.

      К слову, законопроект №5130 также существенно сокращает число получателей стипендий, но при этом размер стипендии вырастет. Так, если сейчас студенты получают минимум 840 грн, то с Нового года станут получать 1100 грн (а повышенная стипендия составит 1600 грн, то есть как прожиточный минимум). Сами же стипендии разделяются на два вида: социальные стипендии вузов, которые студенты будут получать исходя из уровня дохода семьи и успехов в учебе, и академические, которые будут получать те студенты, которые достигли значительных успехов в учебе или научной деятельности в соответствии с критериями, установленными Кабмином. Количество таких студентов (курсантов) будет определять ученый совет вуза в рамках определенного Кабмином общего процента студентов, имеющих право на получение академических стипендий, и стипендиального фонда.

      Интересно, что с 1 января также вступает в силу закон «О внесении изменений в Закон Украины «О высшем образовании» (№1415-19) относительно трудоустройства выпускников.

      «Законом предоставляется право на первоочередное зачисление в высшие медицинские и педагогические учебные заведения по государственному заказу лицам, заключившим соглашение об отработке не менее трех лет в сельской местности или поселках городского типа», — объяснил суть документа юрист юридической фирмы Kinstellar Сергей Михайлик.

      Закон «О внесении изменений в Закон Украины «О телевидении и радиовещании» (относительно уточнения условий распространения программ телерадиоорганизаций в составе универсальной программной услуги)» (№ 1663-19) населения касается косвенно, но по любителям посмотреть телевизор ударить может непосредственно.

      Как рассказал Михайлик, в соответствии с документом, медиагруппы получают право требовать с операторов платного телевидения плату за вещание каналов в их сетях (до этого кабельщики были обязаны в соответствии с УПУ транслировать их бесплатно). А это означает прямое повышение абонплаты для потребителей.

      Для бизнеса

      С 1 января 2017 года, согласно закону №1774-19 , в Украине изменится ставка единого налога. Главное изменение, которое было внесено в Налоговый кодекс Украины, — ставка единого налога для первой группы остается на уровне 10%, но отвязывается от минимальной заработной платы и привязываются к прожиточному минимуму, установленному на 1 января. Таким образом, предпринимателям нужно будет платить до 154,4 грн в месяц.

      «Размер ставки единого налога для упрощенцев 1 группы, размеры судебного сбора, госпошлины, стоимость админуслуг вместо минимальной зарплаты будут привязаны к прожиточному минимуму (на 2017 год — это 1600 гривен)», — говорит Кобзар.

      Для второй группы остаются фиксированные ставки в процентах от размера минимальной заработной платы, но вырастет сама сумма — 640 гривен (20% от 3200 гривен).

      По третьей группе также методология не поменялась — процентные ставки зависят от доходов. У плательщиков НДС остается 3%, у неплательщиков — 5%.

      При этом минимальный страховой взнос по ЕСВ составит 704 грн. А для «единщиков» 1 группы — 0,5% от этой суммы.

      Кобзар также напомнила, что с 1 января работодатели могут выдавать сотрудникам и не облагать налогом командировочные по Украине — 320 грн в день (раньше — 276,6 грн), а за рубежом – €80 в день (раньше — 1033,5 грн).

      В этом году Верховная Рада приняла закон «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно улучшения инвестиционного климата в Украине» (№1797-19 ), некоторые положения которого также вступают в силу с 1 января 2017 года.

      «Указанным законодательным актом внесены комплексные изменения в разделы Налогового кодекса, направленные на: совершенствование общих положений по администрированию налогов и сборов, а также налога на прибыль предприятий, налога на доходы физических лиц, налога на добавленную стоимость, акцизного налога, рентной платы и налога на имущество, специальных налоговых режимов; ликвидацию налоговой милиции и тому подобное», — рассказал партнер компании Spenser&Kauffmann Юрий Петренко.

      Меняется с нового года система государственной поддержки сельхозпроизводителей. С 1 января для них отменяется специальный режим по НДС.

      «В этой связи, согласно закону №1791-19 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно обеспечения сбалансированности бюджетных поступлений в 2017 году», сельхозпроизводителям нужно будет до 15 января зарегистрировать налоговые накладные (см. новые пункты 47-50 Переходных положений Налогового Кодекса в редакции закона об обеспечении сбалансированности бюджетных поступлений)», — отмечает Кобзар.

      Вместе с тем, по ее словам, сельхозпроизводители, соответствующие определенным критериям (вид продукции, удельный вес с/х продукции в поставках не менее 75%, регистрация плательщиком НДС), получат право на получение дотаций из госбюджета. Для этого всего лишь нужно включить предприятие в специальный Реестр получателей бюджетных дотаций, которые, к слову, увеличатся вдвое и составят 5,5 млрд грн. В пять раз вырастет бюджет Министерства аграрной политики и составит 7,4 млрд грн.

      «Новые критерии для получения дотаций будут изложены в новой статье 16-1 Закона «О государственной поддержке сельского хозяйства», которая появится в Законе с вступлением в силу законопроекта 5132″, — подчеркнула юрист.

      В то же время дотации на сельское хозяйство в 2017 году увеличатся вдвое и составят 5,5 млрд грн. В 5 раз вырастет бюджет Министерства аграрной политики и составит 7,4 млрд грн.

      1 января повышаются также акцизы на алкоголь и сигареты. Это предусмотрено законом «О Государственном бюджете на 2017 год» (№1801-19). Так, акцизы на алкоголь повышаются на 12%, за исключением слабоалкогольных напитков (содержание спирта 0,5%-8,5%, УКТ ВЭД 2208906900, 2208907800), на которые повышенная ставка снижается на 44%, до уровня обычной — с 211,59 грн за 1 л 100-процентного спирта до 118,5 грн.

      Специфическая ставка акциза на табачные изделия, а также минимальное акцизное налоговое обязательство повышается на 40% (по минимальному обязательству – с 318,26 грн за 1000 сигарет до 445,26 грн).

      На 12% увеличены ставки экологического налога, ренты за пользование радиочастотами для большей части видов радиосвязи (для частот под 4G увеличивается почти в 500 раз для стимулирования развития данного вида связи).

      Закон о социальной стипендии

      Опубликовал: admin в Законы РФ 03.08.2018 Комментарии к записи Закон о социальной стипендии отключены 16 Просмотров

      Закон о стипендиях студентам

      Размер стипендий российских студентов значительно уступает соответствующим выплатам в развитых европейских странах. Однако студенты все равно рассчитывают на получение государственной помощи, в противном случае они будут вынуждены уделять меньше времени учебе, чтобы найти подработку.

      Права студентов прописаны в следующих нормативно-правовых документах;

    • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ Об образовании в Российской Федерации;
    • Постановление Правительства РФ 17.12.2016 № 1390 О создании стипендиального фонда;
    • Приказ Минобрнауки России от 27.12.2016 № 1663 Об утверждении Процедуры назначения общегосударственной академической стипендии и (или) общегосударственной социальной стипендии.
    • Стипендия — постоянная денежная выплата, которая назначается студенту в учебном заведении в целях стимулирования и (или) поддержки освоения ими соответствующего образовательного курса. Данный вопрос регулируется Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ Об образовании в Российской Федерации, а именно статьей 36 Стипендии и другие денежные пособия. Размеры общегосударственных денежных выплат, устанавливаются в соответствии с Указом по университету от 28.02.2017 № 319.

    • общегосударственная академическая. Предоставляется по итогам экзаменационной сессии тем студентам, которые получили оценки хорошо и отлично. С начала учебного года до прохождения первой промежуточной аттестации, данное денежное пособие выплачивается всем студентам первого курса. С 01 января 2017 года, размер пособия составляет 2 000 рублей;
    • общегосударственная социальная. Назначается студентам следующих категорий: дети сироты, оставшиеся без попечения родителей или законных опекунов; лица, которые в период обучения потеряли обоих или единственного родителя; дети-инвалиды 1 или 2 группы, а также инвалидам с детства; лицам из числа детей-сирот, оставшихся без родителей;
    • Скачать Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ Об образовании в Российской Федерации в последней редакции по ссылке.

    • базовая общегосударственная академическая — 1000 — 2000;
    • денежные пособия слушателям — 5000 — 14000 рублей.

    Право на получение стипендий данной категории имеют следующие граждане:

  • дети инвалиды;
  • жертвы радиационных происшествий;
  • военнослужащие-контрактники, которые прослужили в армии РФ более 3 лет;
  • Допустимый размер выплат для социально незащищенных студентов, каждое учебное заведение устанавливает индивидуально.

  • свидетельство общей суммы всех получаемых стипендий за последние 3 месяца обучения;
  • справку о составе семьи, в которой указываются даты рождения каждого члена семьи;
  • предоставить соответствующую справку в учебный отдел вуза.
  • Участники Государственной Думы, 03 июля 2016, приняли Федеральный закон О внесении изменений в статью 36 Федерального закона Об образовании в Российской Федерации. Настоящий документ внес нововведения в 5 часть ст 36, которые вступили в законную силу с 01 января 2017 года.

    Согласно последней редакции закона о социальных денежных выплатах, назначение общегосударственной социальной стипендии предоставляется тем студентам, которые получили официальную государственную социальную помощь. Для подтверждения получения соответствующей помощи, студентам выдается справка, которую необходимо предоставить в учебное заведение, в соответствии с которой нуждающийся получит социальную поддержку.

  • государственные академические стипендии;
  • социальные пособия;
  • ординаторам и интернам.
  • По новому закону, соответствующие фонды предоставляют средства только для назначения денежных выплат для соответствующих бюджетов.

    Новые законы о пенсиях

    • 22.11.2013
    • Интересные новости
    • 2
    • Государственная Дума приняла пакет законопроектов об изменении пенсионной системы. Хочу обратить внимание на принципиальные моменты. Во-первых, все эти законопроекты взаимо­связаны. Принять только некоторые законы, не принимая остальные, — невозможно. На прошлой неделе 427 депутатов Госдумы поддержали законопроект, дающий гражданам реальное право выбора между страховой и накопительной частями пенсии. Он может начать работать только тогда, когда будут приняты законы о накопительной пенсии, о негосударственных пенсионных фондах, о гарантировании средств пенсионных накоплений.

      Во-вторых, любые социальные реформы связаны с серьезным изменением привычек, с возможными обидами, недопониманием и соответственно с необходимостью большой разъяснительной работы. Поэтому такие реформы проводятся только тогда, когда не проводить их уже невозможно. Сегодня у нас нет возможности ничего не делать в пенсионной сфере.

      Бюджет Пенсионного фонда сокращается, количество пенсионеров по отношению к доле работающих возрастает, накопительная пенсия оказывается малоэффективна. И если мы не предпримем меры, то за работающих сегодня граждан работодатель будет платить все больше, а пенсия, которую они получат в будущем, будет существенно меньше, чем даже у нынешних пенсионеров.

      На распутье

      Очевидно, что у государства в сложившейся ситуации есть три возможных пути, которыми мы могли бы пойти. Путь номер один — условно либеральный. По нему пошли некоторые страны. Это повышение пенсионного возраста, строгое ограничение государственных обязательств перед пожилыми людьми. Мы такой путь отвергли. Есть второй путь — повышение взносов с работодателей, увеличение фактически фискальной нагрузки на бизнес. Такое решение станет еще и тормозом для роста заработной платы, потому что взносы взимаются с фонда оплаты труда.

      Мы выбрали третий путь, самый щадящий, — мобилизацию внутренних ресурсов пенсионной системы.

      Что предполагает эта мобилизация? Во-первых, дополнительные взносы, которые будут уплачиваться за людей, досрочно уходящих на пенсию из-за вредных и опасных условий труда (до недавнего времени работодатели таких взносов не платили, и сложилась весьма странная ситуация, когда им было экономически выгодно сохранять вредные и опасные условия труда, поскольку к зарплате работников добавлялась досрочная пенсия из средств Пенсионного фонда).

      Во-вторых, предоставление права так называемым молчунам присоединить все взносы, уплачиваемые за них работодателями, к страховой части пенсии, а значит, направление их на выплату пенсий нынешним пенсионерам. В-третьих, решение вопроса стажа. Сегодня необходимый для получения трудовой пенсии стаж составляет 5 лет. Предлагается сделать 15. Элементарный расчет показывает, что это справедливо. Сегодня, получая минимальный размер оплаты труда 5 тысяч 205 рублей и платя взнос менее тысячи рублей в месяц в течение 5 лет, можно заработать право до конца жизни получать пенсию по 6 тысяч рублей ежемесячно. Разве это правильно?

      Неотложные меры

      Летом «Единая Россия» организовала широкое обсуждение пенсионных законов с участием профсоюзов, работодателей, Союза пенсионеров России, ветеранских организаций, гражданских активистов, экспертов.

      В результате мы добились очень серьезных вещей: во внесенных правительством законопроектах сохранены досрочные пенсии для учителей и медицинских работников, работающие пенсионеры будут получать пенсию в полном объеме, увеличено количество оплачиваемых государством нестраховых периодов для женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком (с 2 до 3, то есть с 3 лет до 4,5 года). Более того, за каждого последующего ребенка установлен повышающий коэффициент: 1,8 балла за первого, 3,6 — за второго, 5,4 — за третьего.

      Мы добились того, что гражданам моложе 1966 года рождения будет предоставлен реальный выбор: человек сможет либо направить часть средств, уплачиваемых за него работодателем, в накопительную часть пенсии, либо целиком присоединить их к страховой части. По всем сложным вопросам предусмотрены переходные периоды.

      Мы не повышаем пенсионный возраст. Это принципиальный выбор нашего государства. При этом законы стимулируют тех, кто добровольно примет для себя решение выйти на пенсию в более поздние сроки.

      Мы сохраняем в полном объеме нынешние пенсионные права людей, находящихся на пенсии по инвалидности или по
      случаю потери кормильца.

      Мы полностью сохраняем права сегодняшних пенсионеров, они ничего не потеряют от принятых изменений, и индексация пенсий будет проводиться так же, как она проводилась до этого (с опережением инфляции).

      Самое важное изменение касается единицы расчета будущей пенсии. В чем лучше считать: в рублях или в баллах? Наверное, в период финансовой стабильности, когда мы все уверены, что экономика растет, проблем нет, рубль устойчив, нагляднее и проще считать в рублях. Но в условиях нестабильности всей мировой экономики будет надежнее считать в баллах. Баллы — это обязательство государства. Какая бы ни была инфляция, государство будет обязано пересчитать деньги в соответствии с произошедшими изменениями, рассчитать баллы таким образом, чтобы человек получил пенсию, адекватную вкладу, который был сделан за него, исходя из его стажа и заработка.

      Все предусмотреть

      Вместе с тем Комитет Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов имеет серьезные замечания к принятым в первом чтении законопроектам.

      Например, есть такие категории, как женщины, родившие и воспитавшие пять и более детей, родители инвалидов с детства, лица, проживающие в условиях Крайнего Севера и приравненных местностях, которые имели льготное право выхода на пенсию. Чтобы получать пенсию, им тоже нужно будет набрать 30 баллов, как обычным гражданам? Ответа на этот вопрос сегодня нет.

      Мы будем настаивать на сохранении перерасчета пенсий для работающих пенсионеров. Мы понимаем мотив, которым руководствовалось правительство, отказываясь от перерасчета: стимулировать более поздний выход на пенсию. Но это хорошо для тех, у кого высокая заработная плата. Для многих пенсионеров только вместе низкая пенсия и низкая заработная плата составляют более или менее приемлемый доход. За них работодатель платит взносы, они привыкли к тому, что им ежегодно 1 августа производится перерасчет пенсий, их пенсия немножко, но подрастает.

      И мы прекрасно знаем, что этот рост происходит через месяц после того, как повышаются тарифы ЖКХ, и в значительной мере покрывает новые расходы. Мы не должны отказываться от этого. Во всяком случае для низкооплачиваемых работающих пенсионеров должен быть сохранен перерасчет в полном объеме, для высокооплачиваемых мы можем поставить определенный понижающий коэффициент. Эта тема может стать предметом переговоров.

      Есть вопрос, касающийся людей, у которых совпадает страховой и нестраховой период. Сегодня такие люди имеют право выбрать наиболее удобную для них схему: либо у них будет расти пенсия по заработной плате, либо по нестраховому периоду. Например, женщина, находящаяся в отпуске по уходу за ребенком и одновременно устроившаяся подрабатывать, вправе выбрать, что ей выгоднее: засчитать в свою пенсию нестраховой период или заработок. По новым законопроектам получается, что такого выбора она лишается, ей будет засчитываться только заработная плата. Мы считаем такой подход несправедливым.

      Или, например, предлагается, чтобы те наши граждане, которые проживают за границей и которые хотят получать пенсию из Российской Федерации, открыли для этого счета в российских банках (сегодня Пенсионный фонд переводит им эту пенсию за рубеж). С одной стороны, такое предложение кажется правильным: мы экономим средства нашего Пенсионного фонда, мы поддерживаем нашу банковскую систему. Но, с другой стороны, есть одинокие пожилые люди, которых судьба забросила за границу. Для них это условие означает, что они просто лишатся российской пенсии. Вправе ли мы принимать в отношении них подобные решения? Думаю, что не вправе.

      «Единая Россия», поддержав весь пакет пенсионных законопроектов в первом чтении, проголосовала за то, чтобы начать работу, которая в дальнейшем должна улучшить пенсионное обеспечение нынешних пенсионеров и создать нормальные условия для формирования будущих пенсий.

      При этом наша фракция в Госдуме настроена на то, чтобы конструктивно, сотрудничая со всеми политическими и общественными силами, существенно доработать пенсионные законы. По нашей инициативе была создана межфракционная рабочая группа, которая будет готовить ко второму чтению законопроектов согласованные подходы. В нее вошли представители всех парламентских фракций, представители всех комитетов, в которых рассматривается пакет законов.

      Андрей ИСАЕВ, председатель Комитета Госдумы РФ по труду, соцполитике и делам ветеранов, фракция «Единая Россия»

      Вице-премьер Ольга Голодец: «В новой пенсионной формуле проигравших нет»

      — У нас практически утрачена связь между размером пенсии и заработной платой, стажем, — объяснила вчера в эксклюзивном интервью «КП» вице-премьер правительства по социальным вопросам Ольга Голодец. — Люди, которые отработали стаж 10 лет или 40 лет, фактически получали одинаковую пенсию, в пределах от 10 до 14 тысяч рублей.

      По словам вице-премьера, в новой пенсионной формуле проигравших нет, зато есть люди, которые выиграют: чем больше стаж и зарплата, с которой уплачиваются взносы, тем большей будет пенсия.

      — Изменения существенные — появятся люди, у которых трудовая пенсия будет и 40 тысяч, и 50 тысяч рублей, — заверила вице-премьер.

      Больше всего претензий у депутатов к формуле, по которой будут считать пенсии. «Она так сложна, что ее не то что сосчитать никто не может, ее даже вывести никто не может, — написала на своем сайте депутат Госдумы Оксана Дмитриева.

      — В законе этой пенсионной формулы нет, я ее составила на основе кусочков и обрывков формул, изложенных в разных законах, и пакета проектов пенсионных законов». Эту запись замруководителя фракции эсеров проиллюстрировала формулой, которая повергнет в дрожь даже математика-мастодонта. Мы распечатали формулу Дмитриевой и вручили ее Ольге Голодец.

      — Это не та формула, наша не так сложна, она была представлена в презентации, — ответила вице-премьер. — Единственная сложность в том, что надо вспомнить за каждый год свою зарплату.

    Закрыть меню