Общие полномочия местного самоуправления

Содержание:

Статья 9. Полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования

1. К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся:

1) организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами);

2) организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации);

3) создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях;

4) создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций;

5) обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий;

6) учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, закрепление муниципальных образовательных организаций за конкретными территориями муниципального района, городского округа;

7) осуществление иных установленных настоящим Федеральным законом полномочий в сфере образования.

2. В субъектах Российской Федерации — городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе полномочия органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в сфере образования, в том числе по закреплению образовательных организаций субъектов Российской Федерации за конкретными территориями, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.

(в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 84-ФЗ)

3. Органы местного самоуправления муниципальных районов имеют право на осуществление функций учредителей муниципальных образовательных организаций высшего образования, находящихся в их ведении по состоянию на 31 декабря 2008 года.

4. Органы местного самоуправления городских округов вправе обеспечивать организацию предоставления на конкурсной основе высшего образования в муниципальных образовательных организациях высшего образования.

Общие принципы организации местного самоуправления

8 октября 2003 г. был принят Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В России насчитывается около 153 тыс. населенных пунктов — от больших городов и районов до сел, где живут по 50—70 человек. Реальное самоуправление пока существует только в 11 субъектах Федерации из 89, а в прочих, как показано было выше, прижились «суррогатные формы» местного самоуправления. Комиссия вынуждена была принимать во внимание огромную разницу в условиях жизни, доходах, плотности населения, а также особенности формирования российской местной власти. По мере сил эту власть систематизировали и классифицировали, определив для каждого типа муниципального образования свой круг полномочий и ответственности.

В законе местное самоуправление рассматривается как одна из основ конституционного строя. Оно признается, гарантируется и осуществляется на всей территории страны. По своей сути местное самоуправление — это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая самостоятельное решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения.

В этом законе уже в первой главе дается систематизация (классификация) территориальных поселений, которые создают первичную структуру местного самоуправления — муниципальное образование:

* сельское поселение — один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и др.);

* городское поселение — город или поселок с прилегающей территорией, на которой могут находиться сельские населенные пункты, не являющиеся сельскими поселениями;

* муниципальный район — несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органы местного самоуправления федеральными и региональными законами;

* городской округ — закрытое административно-территориальное образование, а также наукограды, которые не входят в состав муниципального района, но также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые федеральными и региональными законами;

* внутригородская территория города федерального значения — часть территории городов Москвы и Санкт-Петербурга;

* муниципальное образование — сельское или городское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения;

* межселенная территория — территория, находящаяся вне границ поселений (см. схему 1).

Схема 1. Организационно-административная структура местного самоуправления

В законе сказано, что слова «местный» и «муниципальный», а также образованные на их основе слова и словосочетания применяются в одном значении.

Граждане Российской Федерации осуществляют местное самоуправление посредством участия в различных формах прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления.

Иностранные граждане, постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального образования, обладают при осуществлении местного самоуправления правами в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами.

Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ обеспечивают государственные гарантии прав населения на осуществление местного самоуправления.

Непосредственное осуществление населением местного самоуправления рассматривается в гл. 5 закона. По данному закону, население участвует в реализации местной власти в следующих формах:

* правотворческая инициатива граждан, реализующаяся посредством создания инициативных групп;

* территориальное общественное самоуправление;

* конференция граждан (собрания делегатов);

* обращение граждан в органы местного самоуправления

Для управления территориальными поселениями население избирает органы местного самоуправления. Структуру органов местного самоуправления составляют:

* представительный орган муниципального образования;

* глава муниципального образования;

*местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования);

* контрольный орган муниципального образования (контрольно — счетная палата, ревизионная комиссия и др.)

Органы местного самоуправления наделяются правами юридического лица и подлежат государственной регистрации.

Представительный орган муниципального образования состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах. В случае, если численность жителей поселения, обладающих избирательным правом, составляет менее 100 человек, полномочия представительного органа осуществляются сходом граждан.

Численность депутатов представительного органа поселения, в том числе городского округа, определяется уставом муниципального образования и не может быть менее:

7 человек — при численности населения менее 1000 человек;

10 человек — при численности населения от 1000 до 10 000 человек;

15 человек — при численности населения от 10 000 до 30 000 человек;

20 человек — при численности населения от 30 000 до 100 000 человек;

25 человек — при численности населения от 100 000 до 500 000 человек;

35 человек — при численности населения свыше 500 000 человек;

15 человек — для муниципального района;

10 человек — для внутригородской территории города федерального значения (ст. 35).

Глава муниципального образования является высшим должностным лицом и избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава. Но он не может быть одновременно председателем представительного органа муниципального образования и главой местной администрации. Исключения делаются только для органов местного самоуправления с численностью населения менее 1000 человек. Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования.

Главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности. Условия контракта для главы местной администрации поселения утверждаются представительным органом поселения, а для главы местной администрации муниципального района (городского округа) — представительным органом муниципального района (городского округа) в части, касающейся осуществления полномочий по решению вопросов местного значения, и законом субъекта Федерации — в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными и региональными законами.

Контрольный орган муниципального образования формируется на муниципальных выборах или представительным органом муниципального образования. Результаты проверок, осуществляемых контрольным органом муниципального образования, подлежат опубликованию (обнародованию).

Экономическая основа местного самоуправления излагается в гл. 8. Ее составляют находящиеся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований. Муниципальная собственность признается и защищается государством наравне с иными формами собственности.

Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Они вправе передавать муниципальное имущество во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти РФ, субъектов РФ и местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

Правда, особо ретивым местным деятелям документ не дает разгуляться: в вопросе использования природных ресурсов (кроме повсеместно распространенных песка, глины или щебня) будет ликвидирована «система двойного ключа», когда ими распоряжались, с одной стороны, федеральные и региональные власти, а с другой — местные власти. Право распоряжаться национальным достоянием, заключенным в недрах российской земли, будет иметь только федеральный центр.

Каждое муниципальное образование имеет собственный (местный) бюджет. Бюджет муниципального района и свод бюджетов поселений, входящих в состав муниципального района, представляют собой консолидированный бюджет муниципального района.

Выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений осуществляется путем предоставления дотаций из образуемого в составе расходов бюджета субъекта РФ регионального фонда финансовой поддержки поселений и образуемых в составе расходов бюджетов муниципальных районов районных фондов финансовой , поддержки поселений.

Субвенции (целевые пособия) на осуществление органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий предоставляются местным бюджетам из создаваемого в составе бюджета субъекта РФ регионального фонда компенсаций.

Одним словом, закон предусматривает более обстоятельное финансовое обеспечение полномочий муниципальных образований. Разработан механизм ответственности, по которому деньги должны расходоваться там, где их собирают, а не теряться по дороге в Москву или из Москвы, из района в город или обратно.

В гл. 9 говорится, что для координации и межмуниципального сотрудничества в каждом субъекте Российской Федерации следует создать Совет муниципальных образований, который не вправе вмешиваться в деятельность муниципальных образований и ограничивать ее. Советы муниципальных образований субъектов РФ могут создать единое общероссийское объединение муниципальных образований. Оно будет считаться созданным при условии, что в его состав войдут советы муниципальных образований не менее двух третей субъектов РФ.

Единое общероссийское объединение муниципальных образований не вправе вмешиваться в деятельность муниципальных образований, советов муниципальных образований субъектов РФ, иных объединений муниципальных образований, ограничивать их деятельность.

Единое общероссийское объединение муниципальных образований в порядке, определяемом Президентом РФ, вносит предложения по составу кандидатов в представители Российской Федерации в Палате местных властей Конгресса местных и региональных властей Европы и по составу кандидатов в члены делегации Российской Федерации для участия в Конгрессе местных и региональных властей Европы.

Представительные органы муниципальных образований для совместного решения вопросов местного значения могут принимать решения об учреждении межмуниципальных хозяйственных обществ в форме закрытых акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью, а также о создании некоммерческих организаций в форме автономных некоммерческих организаций и фондов.

В законе также даются поручения Правительству РФ и органам местного самоуправления. Признаются утратившими силу 14 нормативных актов, в том числе и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ.

Муниципальные образования, которых, по новому закону, должно быть 27 тыс., нуждаются, помимо всего прочего, и в квалифицированных кадрах управленцев. Их будут активно готовить в Академии государственной службы и 12 других высших учебных заведениях, где предусмотрена подобная специализация. Никаких льгот новоявленным местным лидерам положено не будет. Вопросы жилья, снабжения машинами и размеры должностных окладов будут решаться с каждым отдельно в соответствии с трудовым контрактом.

Проведенный анализ показывает, что принят очень нужный для страны закон. Он способен в значительной степени нормализовать запутанную и запущенную обстановку вокруг нашего местного самоуправления. Дело за тем, чтобы его выполнить, реализовать в практических делах, сделать нормой повседневной жизни.

Формирование системы местного самоуправления необходимо признать естественным, объективным, исторически оправданным процессом. Без однозначного и безусловного признания самоуправления в качестве обязательного политического института, его закрепления в нормах права нельзя серьезно говорить о формировании в России морально-правового демократического государства, о движении к гражданскому обществу. В целом структура государственной власти будет неустойчивой до тех пор, пока ее не подкрепит жизнестойкая система местного самоуправления.

Проблема местного самоуправления связана с укреплением государственной целостности Российской Федерации. Не следует забывать, что экономический потенциал страны создается в субъектах Федерации, в их городах и селах. Поэтому для центра крайне важно вовремя заметить позитивные изменения, поддержать и ускорить их развитие, а этого нельзя сделать без соответствующих федеральных законов (поддержанных региональными законами), без установления четкой вертикали управления, позволяющей окончательно укрепить нашу российскую государственность.

Видимо, местное самоуправление, будет ли оно в селе или городе, должно составлять не третий, а лишь четвертый уровень публичной властной вертикали. Тогда и государственное управление должным образом нормализуется, войдет в жизнеспособные рамки. Оно будет состоять из трех уровней: федерального, регионального (субъектов Федерации) и районного-городского. Лишь в этом случае государство сможет оказать действенную помощь местному самоуправлению, которое будет замыкать властную цепочку. [№ 4, стр.357-365]

Полномочия органов местного самоуправления

Полномочия органов местного самоуправления — это права и обязанности органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения. Общие полномочия установлены в статье 17 закона, однако, данная статья содержит лишь часть полномочий и данные полномочия не разграничены между конкретными органами местного самоуправления. Иные полномочия могут содержаться в федеральных законах и в уставах муниципальных образований.

Полномочия органов местного самоуправления осуществляется ими самостоятельно. Подчиненность органа местного самоуправления одного муниципального образования органу местного самоуправления другого муниципального образования не допускается. Органы местного самоуправления отдельных поселений входящих в состав муниципальных районов вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передачи им осуществления части своих полномочий. Органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений входящих в его состав о передачи им осуществления части своих полномочий. Переданные полномочия осуществляются за счет средств бюджета того муниципального образования, которое передает полномочия.

Права органов местного значения по решению вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения – данные вопросы по своей природе являются государственными, но органы местного самоуправления вправе в порядке оказания помощи государства решать указанные вопросы. Указанные вопросы решаются исключительно за счет средств местного бюджета. Данные вопросы содержаться в статьях 14.1, 15.1 и 16.1 закона, но органы местного самоуправления вправе решать и иные государственные вопросы.

Выполнение социально-значимых работ

Социально-значимые работы – это работы, не требующие специальной профессиональной подготовки в целях решения отдельных вопросов местного значения. Социально-значимые работы могут осуществляться в поселениях и городских округах. Решение о привлечении к выполнению социально-значимых работ может быть принято органом местного самоуправления, но только в том случае, если указанное полномочие закреплено в уставе муниципального образования. Указанные работы осуществляются на добровольной и безвозмездной основе. К выполнению указанных работ могут привлекаться совершеннолетние, трудоспособные жители поселений и городских округов в свободное от основной работы или учебы время. Продолжительность указанных работ не может составлять более часов подряд. К работам можно привлекать не более чем один раз в три месяца. Закон не содержит порядка привлечения к данным работам и гарантий для граждан выполняющих эти работы.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями и осуществление этих полномочий

Отдельные государственные полномочия – это полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов РФ по вопросам, не отнесенным к вопросам местного значения, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления. Наделение отдельными государственными полномочиями осуществляется с учетом двух обязательных условий:

Полномочия передаются исключительно законами.

Наделение полномочиями РФ осуществляется федеральными законами и законами субъектов РФ. Наделение полномочиями субъектов РФ осуществляется законами субъектов РФ. Наделение полномочиями по предметам совместного ведения осуществляется законами субъектов РФ если это не противоречит федеральному закону. Наделение полномочиями иными НПА не допускается.

С передачей полномочий обязательно передача финансирования этих полномочий.

Законы о наделении полномочиями должен содержать следующие элементы:

Вид или наименование муниципального образования, который наделяется полномочиями

Перечень прав и обязанностей органов местного самоуправления и органов государственной власти при осуществлении полномочий

Способ (методику) расчета нормативов для определения финансирования.

Перечень материальных средств передаваемых в пользование, управление или муниципальную собственность для осуществления государственных полномочий

Порядок отчетности органов местного самоуправления об осуществлении переданных полномочий

Порядок осуществления органами государственной власти контроля за реализацией полномочий, а также наименования органа осуществляющего контроль

Условие и порядок прекращения осуществления полномочий

Положение закона о наделении государственными полномочиями вводится в действие ежегодно, соответствующим законом о бюджете на очередной финансовый год при этом в законе о бюджете отдельной строкой должно быть выделено финансирование данных полномочий.

Финансирование осуществления отдельных государственных полномочий осуществляется за счет субвенций передаваемых из соответствующих бюджетов местному бюджету.

Органы местного самоуправления вправе осуществлять расходы на осуществление переданных полномочий за счет средств местного бюджета. Органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан за счет средств местного бюджета. Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах материальных ресурсов и финансовых средств выделенных из государственных бюджетов.

Основанием для отказа от исполнения государственных полномочий является нарушение порядка наделения указанными полномочиями, признанные судом.

Органы государственной власти осуществляют контроль за исполнением отдельных государственных полномочий, для этого определяется уполномоченный государственный орган осуществляющий данный контроль. Органы и должностные лица местного самоуправления обязаны предоставлять уполномоченным органам документы связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий. В случае выявления нарушений уполномоченные государственные органы вправе давать письменные предписания по устранению нарушения. Указанные предписания обязательны для исполнения органами местного самоуправления, но могут быть обжалованы в судебном порядке.

Отдельными государственными полномочиями, как правило, наделяются органы муниципальных районов и округов.

Понятие и общие принципы местного самоуправления (стр. 1 из 4)

ПОНЯТИЕ И ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ МЕСТНОГО СПМОУПРАВЛЕНИЯ

Глава 1. Понятие и особенности местного самоуправления

§ 1 Понятие местного самоуправления

§ 2 Основные признаки местного самоуправления

§ 3 Организация местного самоуправления

Глава 2. Принципы местного самоуправления

Сейчас правовое положение исполнительных органов местного самоуправления определяется: общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации; нормативно-правовыми актами федерального уровня; нормативными правовыми актами субъектов РФ; нормативными правовыми актами, принимаемыми населением и органами местного самоуправления.

Федеральный уровень правового регулирования исполнительных органов местного самоуправления уже был предметом научного анализа. Вне детального анализа пока остается региональный уровень нормативного правового регулирования организации и деятельности исполнительных органов местного самоуправления.

Установление общих принципов организации местного самоуправления относится к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Именно этим объясняется актуальность данной темы.

В данной работе я попытался дать не только общее представление о местном самоуправлении, но и попытался осветить его насущные проблемы и задачи на сегодняшний день, которые приобрели качественно иной характер за последние годы, из-за преобразования политической системы.

Целью данной курсовой работы является:

— раскрыть понятие местного самоуправления в Российской Федерации;

— выявить основные принципы местного самоуправления;

В соответствии с указанной целью, основными задачами исследования являются:

— дать точное понятие местному самоуправлению, опираясь на взгляды ученых-правоведов;

— охарактеризовать основные принципы местного самоуправления;

— выявить основные направления деятельности органов местного самоуправления

Объект исследования – это органы местного самоуправления Российской Федерации.

Предметом исследования — труды ведущих ученых – юристов российского и зарубежного законодательства.

Тема данной контрольной работы носит исследовательский характер и предусматривает всестороннюю характеристику объекта исследования.

§ 1 Понятие местного самоуправления

Как мы знаем, исторически местное или муниципальное самоуправление возникло из родовой общины, то есть первичной ячейки человеческого общества. Объединенные своими суровыми условиями жизни, люди были вынуждены добывать пищу и выполнять ряд других функций совместно. Отсюда и возникли определенные правила организации совместной жизни, ограничивающие интересы каждого человека во имя групповых совместных интересов. Объединение диктовалось также необходимостью передачи знаний и навыков от поколения к поколению. И в таких условиях власть получили старейшины родов (общин), обладающие знаниями и жизненным опытом. Такая подобная организация людей и начала означать своеобразный зачаток самоуправления. Соответственно, мы выяснили, что самоуправление, община старше, чем государство.[1]

Под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления устанавливать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках действующего закона, под свою ответственность и в интересах местного населения.

Как мы знаем, это право осуществляется советами или собраниями, состоящими из членов. Также у советов или собраний могут быть подотчетные им исполнительные органы. Это положение не исключает обращения к собраниям граждан, референдуму или любой другой форме прямого участия граждан там, где закон это допускает.[2]

Из вышесказанного можно сделать вывод, что местное самоуправление в Российской Федерации является признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

В Российской Федерации местное самоуправление является формой осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, а в случаях, установленных федеральными законами, — законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, с учетом исторических и иных местных традиций.

В отличие формулировок российских законов от Европейской хартии местного самоуправления состоит в том, что в Хартии особо выделяется деятельность органов местного самоуправления с возможностью обращений к собраниям граждан и другим формам прямой демократии, тогда как российское законодательство упоминает, прежде всего, само население и уж затем — органы местного самоуправления. В то же время Европейская хартия говорит не только о праве, но и о реальной способности органов местного самоуправления решать местные вопросы. Именно реальная способность, прежде всего экономическая и финансовая, служит главным слабым местом в российском местном самоуправлении. Вступление России в Совет Европы и ратификация в 1998 году Европейской хартии требуют учета всех ее отправных положений. В ней установлено, что «принцип местного самоуправления должен быть признан в законодательстве страны и, по возможности, в конституции страны».[3]

Как мы знаем, что в демократическом правовом государстве разделение властей происходит не только по горизонтали — на законодательную, представительную и судебную ветви, но и по вертикали — на центральную и местную власть. В федеративном государстве такое разделение еще более дифференцируется: выделяются три уровня власти — центральная (федеральная), региональная (субъектов федерации) и местная власть. Так вот наличие местных органов власти обусловливается тем, что центральная власть не в состоянии эффективно решать разноуровневые местные проблемы. Централизованный подход в управлении не может учесть всех особенностей и трудностей большого количества местных сообществ, поэтому общепринятым в настоящее время является предоставление местным сообществам определенной автономии в решении внутренних дел. Под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения.

Также существует два главных подхода к определению местного самоуправления. Теория местного самоуправления исходит из полного отделения друг от друга государственной власти и местного самоуправления. Содержанием деятельности местного самоуправления являются местные интересы и задачи — неотъемлемое право населения соответствующих территорий. Как мы узнали из источников, что общественная теория местного самоуправления была характерна для первой половины XIXв. Во второй половине XIX в. возобладала «государственная» теория местного самоуправления, согласно которой местное самоуправление — это форма децентрализации государственной власти, осуществление по поручению государства в рамках, установленных государством, управления «местными делами» с использованием органов, которые формируются при непосредственном участии жителей соответствующих территорий. А вот государственная теория получила широкое значение в конституционно-правовом регулировании местного самоуправления в различных странах. Данный подход нашел свое отражение и в принятой Советом Европы Европейской хартии местного самоуправления как документе, отражающем современные общедемократические стандарты регулирования местного самоуправления.[4]

Конституционное законодательство Российской Федерации, больше тяготеет к общественной теории местного самоуправления. Согласно Конституции Российской Федерации местное самоуправление определяют как признаваемую и гарантируемую Конституцией РФ самостоятельную и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. Местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Общие принципы организации местного самоуправления

Местное самоуправление — процесс, исключительно значимый с точки зрения выстраивания эффективного государства. Важно, чтобы гарантированные законами права граждан в аспекте автономной политической самоорганизации де-юре находили соответствие в реальных процессах на уровне формирования локальных органов власти де-факто. Какие существуют в мире модели функционирования муниципальных политических институтов? Какова специфика системы местного самоуправления в РФ?

Сущность местного самоуправления

Согласно распространенной в научной среде точке зрения, под местным самоуправлением следует понимать организацию власти в рамках локальных административно-политических образований. В зависимости от правовой традиции, принятой в том или ином государстве, называться и классифицироваться они могут по-разному. Например, в РФ это города, районы и поселения. Общие принципы организации местного самоуправления заключаются в предоставлении локальным административным субъектам, о которых идет речь, возможностей для выстраивания эффективной стратегии социально-экономического и политического развития с учетом местных особенностей.

Предполагается, таким образом, что столица государства будет справляться с подобными задачами в большинстве случаев менее эффективно, чем это сделают местные власти. И потому политический центр страны (или федеративного субъекта, который в нее входит) делегирует часть властных полномочий на уровень местного управления. Можно отметить, что в России и многих других странах мира локальные административно-политические единицы, которые имеют право на организацию самоуправления, называются муниципалитетами.

В ряде случаев основные принципы организации системы местного самоуправления предполагают отделение соответствующих политических институтов, работающих на локальных территориях, от государственной власти. Данный подход, в частности, закреплен в Конституции РФ. Таким образом, государственная и муниципальная системы власти в России формально действуют независимо.

Правовые основы местного самоуправления

Исходя из специфики правового режима, действующего в том или ином государстве, принципы организации местного самоуправления могут различаться. Таким образом, имеет значение то, какие нормативно-правовые акты регулируют процессы реализации муниципалитетами права на организацию местного самоуправления. В российской юридической системе ключевыми источниками права считаются Конституция, федеральные законы и подзаконные акты соответствующего уровня, а также источники, издаваемые на уровне субъектов РФ и муниципалитетов.

В числе важнейших источников на общенациональном уровне — Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления». Данный правовой акт во многом коррелирует со значимым международным источником — Европейской Хартией самоуправления, ратифицированной российскими властями в 1998 году.

В частности, соответствующий международный нормативно-правовой акт определяет общие принципы организации местного самоуправления, а также фиксирует гарантии осуществления защиты правового суверенитета муниципальных территорий. Также данный документ предполагает, что на локальном политическом уровне будут создаваться необходимые административные структуры, которые могут иметь некие соглашения о разграничении полномочий с федеральным или региональным центром.

Местное самоуправление и Конституция России

Рассмотрим, каким образом принципы организации местного самоуправления закреплены в основном законе российского государства. Конституция РФ включает отдельную главу, в которой содержатся положения, регулирующие процессы формирования муниципальных органов власти. Юристы называют ключевыми следующие положения, отражающие принципы организации местного самоуправления.

Во-первых, это отмеченная нами выше самостоятельность организации управления муниципалитетами в пределами гарантированных законом полномочий, которая также выражается в том, что местные органы власти не входят в систему государственных политических институтов.

Во-вторых, ключевые принципы организации деятельности муниципальных органов власти в РФ предполагают, что население городов, районов и поселений вправе само принимать решения, касающиеся распоряжения локальной собственностью.

В-третьих, собственно сами граждане призваны принимать непосредственное участие в местном самоуправлении, участвуя в референдумах, выборах и иных предусмотренных законом формах волеизъявления. Также население самостоятельно определяет структуры муниципальной власти.

В-четвертых, при изменении границ административно-политических территорий, осуществляющих местное самоуправление, должно учитываться мнение граждан, проживающих в соответствующих районах.

Российская модель местного самоуправления: теория и практика

Таким образом, Конституция РФ, а также ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» предполагают, что локальные административно-политические единицы в РФ формально независимы от центра. Однако многие эксперты полагают, что де-факто автономия муниципалитетов вовсе не столь очевидна. Объясняется это, главным образом, тем, что в РФ пока что не выработалась эффективная система публичного или судебного контроля над деятельностью представительных или исполнительных структур на уровне локальных административно-политических единиц.

То есть если, условно говоря, политический центр будет делегировать на уровень муниципалитетов слишком большой объем полномочий де-факто, то появится вероятность выстраивания коррумпированных, не заинтересованных в качестве политической самоорганизации, структур власти.

Однако как только российское общество достигнет необходимого уровня политической зрелости и будет способно пользоваться всеми возможностями для организации автономного управления в рамках муниципалитетов, то, как полагают аналитики, все те механизмы, что сейчас действуют де-юре, очень пригодятся.

Организация местного самоуправления: международный опыт

Рассмотрим, какими могут быть принципы организации власти в рамках локальных территорий в зарубежных странах. Традиция местного самоуправления принята в большинстве современных государств. Это, в частности, подразумевает создание прочной правовой базы под организацию соответствующих политических институтов.

Можно отметить, что принципы организации системы местного самоуправления в западных странах организованы в рамках трех базовых моделей — английской, французской, а также смешанной, сочетающей в себе признаки первых двух.

Первая модель, соответственно, практикуется в США, Великобритании, других странах Содружества — например, в Канаде. Специфика данной модели в том, что местные органы власти в общем случае не подотчетны каким-либо вышестоящим политическим структурам. То есть им даны достаточно ощутимые полномочия на осуществление самостоятельной политики локального управления. В свою очередь, если стоит вопрос о проверке эффективности деятельности местных структур, то занимается этим, как правило, суд или же высшие исполнительные структуры власти на уровне центра.

Французская модель, называемая также континентальной, предполагает значительное вмешательство государственных органов в работу муниципалитетов. Таким образом, местные органы власти становятся подотчетными политическому центру.

Как отмечают некоторые юристы, в рамках организации самоуправления по французской схеме население часто имеет больше возможностей влиять на процессы управления — в силу отсутствия в ряде случаев представительных органов власти, которые в рамках английской модели, как правило, есть в муниципалитетах. Но возможен третий вариант организации местного самоуправления, объединяющий в себе признаки каждого из рассмотренных нами.

Концепции без границ

Вместе с тем можно отметить тот факт, что на практике принципы организации местного самоуправления в рассмотренных моделях различаются не столь значительно, как это может просматриваться в логике выстраивания взаимоотношений между локальными политическими единицами и центром. Население соответствующих территорий, так или иначе, имеет основные необходимые ресурсы для организации эффективного самоуправления. Модели, о которых идет речь, удовлетворяют некоторым критериям, считающимся важными индикаторами зрелости политической системы государства. Рассмотрим их.

Критерии эффективности модели местного самоуправления

Как мы уже отметили выше, общие принципы организации системы местного управления в том или ином государстве предполагают делегирование центром некоторых полномочий на локальный уровень с целью более эффективного решения актуальных социально-экономических и политических задач. Вместе с тем общепринятых механизмов измерения данной эффективности пока не выработано. Некоторые исследователи предпочитают изучать, к примеру, общественное мнение посредством социологических вопросов, другие — анализировать социально-экономические показатели.

Есть, в частности, модель, в рамках которой особое внимание уделяется политическому и правовому анализу статуса местных органов власти. Прежде всего соответствующее исследование направлено на выявление реальной самостоятельности локальных политических институтов от центра. Бывает так, что в том или ином государстве с небольшим опытом выстраивания демократических институтов может быть внедрена, скажем, английская или континентальная модель, однако характерные для нее принципы организации системы местной власти будут в большей степени декларироваться, чем действовать в реальности.

Гражданские инициативы приветствуются

Другой критерий — степень вовлеченности в самоуправление граждан, проживающих в рамках той или иной административной единицы. Безусловно, многое зависит от уровня политической культуры населения, тех или иных традиций в аспекте участия людей в управлении своим городом или районом. Предполагается, что общие принципы организации местного самоуправления знакомы гражданам, и они готовы выполнять свою роль. Вместе с тем без соответствующей нормативно-правовой базы, полагают аналитики, людям, какими бы они активными ни были в аспекте готовности управления своей территорией, организовать эффективные локальные институты власти будет сложно.

Конечно, в дополнение к гарантированным законом возможностям граждан участвовать в местном самоуправлении должны существовать и иные стимулы — например, элементы воспитания культуры самоорганизации в школах, на уровне СМИ, в рамках публичных мероприятий.

Местное самоуправление и финансы

Система принципов организации местного самоуправления в любой стране предполагает значимую роль финансовой составляющей процесса локальной политической самоорганизации граждан. Люди должны иметь возможность не только эффективно управлять своей территорией, но и развивать экономику, обеспечивать в своем городе или районе должный уровень благосостояния жителей. Поэтому муниципалитеты должны обладать финансовыми ресурсами.

Если говорить о российской модели организации местного самоуправления, каждая локальная административно-политическая структура в РФ обладает собственным бюджетом, а также правом относительно независимого пользования им. Можно отметить, что Бюджетный Кодекс РФ предполагает возврат на уровень муниципалитетов значительной части федеральных и региональных налоговых сборов в рамках предусмотренных законом нормативов. То есть то, что зарабатывают предприятия в том или ином городе, не уходит полностью в федеральный центр, как это иногда озвучивается в СМИ и различных интернет-дискуссиях.

Вместе с тем специфика национальной российской системы бюджетных отношений предполагает в достаточной мере выраженную вертикальную интегрированность локальной, региональной и федеральной финансовых институтов. Собственно, даже на законодательном уровне в РФ признается единство бюджетной системы. И в этом некоторая специфика экономического аспекта деятельности муниципальных властей. Как мы уже отметили выше, в Конституции РФ (а также в законе об общих принципах организации местного самоуправления в РФ) многое говорится о формальной автономии локальных политических институтов. В свою очередь, в источниках финансового права де-юре прописана достаточно выраженная, как полагают многие юристы, централизация бюджетной системы.

Многие эксперты, однако, считают данную модель вполне приемлемой с учетом того, что уровень развития хозяйственных систем разных российских регионов и муниципалитетов в рамках одного субъекта федерации может сильно различаться. То есть централизация прежде всего нужна с целью последующего справедливого распределения бюджетных средств с путем предоставления субсидий, дотаций или субвенций. Возврата налогов в рамках нормативов, отраженных в БК РФ, может не хватать.

В свою очередь, есть в мире бюджетные модели, которые характеризуются большой автономией от центра. В частности, так устроены финансовые системы штатов в США. Каждый штат в значительной степени обеспечивает себя сам. Но, как отмечают многие эксперты, данная традиция имеет в большей степени исторический базис: дело в том, что США — государство, которое сформировалось в силу центростремительных тенденций, его образовали изначально независимые политические субъекты с собственной экономикой и политической системой. Безусловно, разница в развитии разных штатов США может быть, как и при сопоставлении между собой многих регионов России, значительной — по уровню зарплат, ВВП и иным экономическим индикаторам.

Однако в силу сформировавшейся традиции выраженного суверенитета относительно центра американские штаты формируют достаточно независимые бюджеты. В свою очередь, независимость финансовой системы штатов от федерального центра находит свое продолжение также и на уровне муниципалитетов. Очень значима роль в США, таким образом, местных налогов. Вместе с тем, субсидии и субвенции в американской бюджетной системе — не редкое явление. Порядка 15-20% от доходов некоторых штатов и муниципалитетов могут формироваться за счет финансовых ресурсов вышестоящих уровней политического управления.

Взаимосвязь политической структуры и бюджета

Таким образом, мы можем отметить, что принципы процесса организации бюджетных систем в муниципалитетах могут быть в некоторой степени подобны тому, как соотносятся политические полномочия соответствующих политических единиц с центром. При выраженной интеграции различных уровней власти, как, например, в России — бюджет может быть также «вертикальным». В свою очередь, в американской модели, где штаты и муниципалитеты достаточно независимы от центра, основные принципы организации бюджетной системы также могут предполагать автономию.

Закрыть меню