Основная функция учебного пособия

§ 7. Учебные программы, учебники, учебные пособия

Учебная программа – это нормативный документ, в котором четко очерчивается объем систематизированных знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности, опыта эмоционально-ценностного отношения к миру, подлежащих усвоению по каждому учебному предмету, последовательность овладения ими школьниками.

Учебные программы по отдельным предметам разрабатываются на основе учебного плана. Обычно учебная программа включает: объяснительную записку, которая содержит формулировку задач изучения предмета; краткую характеристику его структуры; методические рекомендации учителю по организации и проведению занятий с учащимися; тематическое содержание изученного материала; ориентировочное количество времени, которое учитель может использовать на изучение отдельных вопросов курса; перечень основных мировоззренческих вопросов; указания по реализации межпредметных связей; перечень наглядных пособий и учебного оборудования; рекомендуемую литературу для учителя и учащихся, а также примерные критерии оценки знаний и умений школьников.

Основными принципами построения учебных программ являются принципы научности, единство теории и практики, историзм, систематичность, межпредметные связи, учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, личностно-ориентированный принцип.

Исторически сложились два способа построения учебных программ: концентрический и линейный. В большинстве случаев программы построения по линейному принципу, сущность которого состоит в том, что материал каждой следующей ступени обучения является логическим продолжением того, что изучалось на предыдущих ступенях обучения.

Работа с первоисточником

Сегодня введены в современную теорию и образовательную практику такие понятия как «образовательная программа» и «примерная основная образовательная программа». «Образовательная программа – комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.

Примерная основная образовательная программа — учебно-методическая документация (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов), определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы. 84 »

В соответствии с новым Федеральным государственным образовательном стандарте общего образования, требования к структуре основных общеобразовательных программ представляют собой систему норм, регламентирующих содержание и организацию образовательного процесса, обеспечивающего достижение планируемых результатов общего образования.

Требования к структуре основных общеобразовательных программ содержат указания на состав образовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, рамочное описание их базовых компонентов, а также на соотношение частей основной образовательной программы и их объем, в том числе на соотношение обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса.

Составляющими компонентами основных образовательных программ для каждой ступени общего образования являются: пояснительная записка, цели образования на данной ступени общего образования, Базисный образовательный план, Фундаментальное ядро содержания общего образования, примерные программы по учебным предметам, программа формирования универсальных учебных действий, система оценки учебных достижений обучающихся, программа воспитания и социализации учащихся.

Базисный образовательный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации определяет максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, состав учебных предметов и направлений внеурочной деятельности, распределяет учебное время, отводимое на освоение содержания образования по классам, учебным предметам, а также выступает в качестве внештатного норматива при расчете бюджетного финансирования.

Базисный образовательный план включает три части, ориентированные на ступени общего образования, начальное общее и среднее (полное) общее образование.

В структуре Базисного образовательного плана выделяются три раздела: инвариантная часть, вариативная часть, а также внеурочная деятельность учащихся, осуществляемая во второй половине дня.

Содержание образования, определенное инвариантной частью, обеспечивает приобщение обучающихся к общекультурным и национально значимым ценностям, в общей логике компетентностного подхода формирует систему предметных навыков и личностных качеств, соответствующих требованиям стандарта.

Вариативная часть обеспечивает этнические, региональные и местные особенности содержания образования и индивидуальные потребности обучающихся.

Использование раздела «Внеурочная деятельность» позволит в полной мере реализовать требования Федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности должна стать неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Часы, отводимые на внеурочную деятельность учащихся, должны использоваться на различные формы ее организации, отличные от урочной системы обучения, — экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и др.

Примерные программы по отдельным учебным предметам разрабатываются на основе Фундаментального ядра содержания образования, концепций образовательных отраслей и являются основой для разработки примерных программ образовательных учреждений.

Примерные учебные программы содержат следующие разделы: пояснительную записку, в которой определяются цели изучения предмета на каждой ступени обучения, особенности содержания; содержание образования, включающее перечень изучаемого материала: примерное тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности школьников; планируемые результаты освоения предметных программ; рекомендации по оснащению учебного процесса. 85

Содержание образования подробно раскрывается в учебниках и учебных пособиях, которые составляются на основе учебных планов и программ. Учебник – это книга, излагающая основы научных знаний, универсальных учебных действий по определенному учебному предмету в соответствии с учебной программой и требованиями дидактики и предназначенная для целей обучения. В учебниках воплощаются основные компоненты содержания образования: научные знания о природе, обществе, технике, человеке, способах деятельности, понятия, теории и законы, методологические и ценностно-ориентированные сведения. Именно поэтому учебники рассматриваются в дидактической теории и образовательной практике не только как носители информации, но и в качестве дидактических средств. Известно, что под средствами обучения понимаются все объекты и процессы (материальные и материализованные), которые служат источником учебной информации и инструментами (собственно средствами) для усвоения содержания учебного материала, развития и воспитания школьников. Иными словами, средства обучения – это источники учебной информации, с помощью которых учитель учит, а ученик учится. Школьные учебники служат в свете данного подхода основным источником знаний в организации самостоятельного труда учащихся. В учебниках содержатся указания, относящиеся к организации учебной работы школьников. Характерной особенностью современного этапа развития дидактической теории и образовательной практики является создание практически по каждому учебному предмету нового поколения учебников. Это объективно обусловлено обновлением содержания образования, его гуманизацией и гуманитаризацией и стандартизацией.

Содержание образования подробно раскрывается кроме учебников и в другой литературе: хрестоматиях по литературе, физике, химии; сборниках упражнений, задач, заданий; исторических и географических картах; кинофильмах, слайдах и т.д. Важное место отводится электронным ресурсам, в которых содержание образования представлено в комплексной форме. Такие пособия служат вспомогательным дидактическим средством при проведении учебных занятий и подготовке к ним учащихся.

С ВЕДЕНИЯ ОБ УЧЕБНОМ ПОСОБИИ

Учебное пособие QlikView — это курс для самостоятельного изучения, предназначенный для пользователей начального уровня. Он включает пояснения и уроки, которые позволят последовательно ознакомиться с различными функциями. Для работы с учебным пособием не требуется опыт использования QlikView или знание баз данных. Общее время работы с учебным пособием составляет приблизительно 8 часов, однако не все части пособия одинаково необходимы всем пользователям.

Учебное пособие состоит из трех частей: Работа с QlikView , Создание доку-

мента и Расширенные возможности .

Первая часть, Работа с QlikView , начинается с общего описания способов выбора и поиска элементов в имеющемся документе QlikView. Для конечных пользователей, не планирующих создавать или изменять документы QlikView, уже в первой главе учебного пособия может содержаться достаточно информации для ежедневной работы.

Далее в части Работа с QlikView дана вводная информация о компонентах интерфейса пользователя документа QlikView и о методах использования и создания таких компонентов. Эта часть будет одинаково полезна для всех

пользователей, которым необходимо создать или изменить интерфейс пользователя документов QlikView. Ценную информацию в этой части найдут дизайнеры приложений, однако заинтересованные конечные пользователи или разработчики приложений также могут найти здесь что-то полезное.

Во второй части, Создание документа , описана процедура загрузки данных в QlikView. Здесь представлена информация о способах загрузки данных из различных источников, о построении ассоциаций QlikView между различными

наборами данных и о создании связей между внешней информацией и данным- и. Эта часть обязательна для изучения разработчикам приложений, которые занимаютсясозданиемдокументовQlikView «снуля» илиизменениемструктур данных в имеющихся документах.

Наконец, часть Расширенные возможности можно рассматривать как продолжение обеих предшествующих частей. В этой части описаны методы создания более сложных документов, а также использование дополнительных возможностей в сценарии. Например, следует рассмотреть разделы, посвященные ограничению доступа и числовым форматам. Если в первых двух частях уроки

построены на основе друг друга, в третьей части уроки не зависят друг от друга, и пользователи могут непосредственно выбирать интересующие их темы.

Кроме этого учебного пособия, новые и опытные пользователи QlikView могут использоватьмногиедругиеисточники. Дляполученияподробнойинформации см. «Дальнейшая работа» на стр. 243.

Ф АЙЛЫ , НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ

Если автономное приложение QlikView еще не установлено на компьютер, необходимо установить его. Программное обеспечение можно бесплатно загрузить со страницы загрузки QlikView по адресу: www.qlikview.com. Для получения доступа к странице загрузки необходимо зарегистрироваться или войти под своей учетной записью QlikView, если она уже создана.

Загрузите пакет установки на своем языке и с учетом используемого оборудования и операционной системы и выполните установку программного обеспечения.

Если была приобретена лицензия QlikView, ее данные можно ввести при первом запуске программы. Приложение QlikView можно также использовать без лицензии в версии Personal Edition . Как подсказывает название этой версии, она предназначена только для личного использования. Это означает, что версия Personal Edition не предназначена для работы с файлами, созданными другими пользователями на других компьютерах.

Чтобы изучить уроки данного учебного пособия, необходимо иметь несколько стандартных файлов. Они расположены в папке Tutorial , а также их можно загрузить со страницы загрузки QlikView в разделе Документация . Если приложение QlikView уже установлено, гиперссылка на вкладке Приступая к работе на начальной странице позволит перейти непосредственно на страницу загрузки. Также пакет файлов можно получить в разделе Услуги — Обучение — Бесплатное обучение на домашней странице QlikView.

Установите пакет файлов на компьютере. По умолчанию папка с учебным пособием устанавливается в каталоге C:\ProgramData\QlikTech\QlikView Tutorial . При необходимости его можно установить в любую другую папку. При установке необходимо запомнить папку, в которой будут расположены эти файлы.

Перед началом работы с уроками прочтите два следующих раздела данного введения, Условные обозначения и Основная информация . В разделе Условные обозначения содержится информация о терминологии, используемой в учебном пособии , а в разделе Основная информация можно получить сведения об основных операциях, таких как запуск QlikView, открытие, сохранение и закрытие документа, а также об использовании справки.

Принципы построения учебного пособия и его структура

Принципы построения учебного пособия и его структура

Нечеткость терминологии исторического/гуманитарного знания заставляет определять используемые понятия. При этом авторы не претендуют на окончательное определение вводимых понятий, а лишь стремятся к терминологической определенности в рамках настоящего учебного пособия.

В основе учебного пособия – два принципа.

Первый: единства истории и теории. Современное состояние источниковедения – в определенной степени результат его истории. Авторы понимают это весьма тривиальное утверждение не в кумулятивном смысле (как по сию пору часто происходит в истории науки – эта позиция разъясняется в начале первого раздела учебного пособия), но акцентируют внимание на том, что в современном источниковедении присутствуют составляющие, сформировавшиеся в разное время, и надо научиться их опознавать.

Наиболее продуктивно, на наш взгляд, осмысление истории источниковедения в соотнесении с разработанными в философии науки классическим, неклассическим, постнеклассическим и неоклассическим типами рациональности (и соответствующими моделями науки). Это задача непростая и нетривиальная, поскольку проблематика философии науки разработана в основном применительно к физике и естественным наукам.

Второй: четкое разделение трех составляющих современного источниковедения:

• источниковедение как научная дисциплина и как системообразующее основание гуманитарного знания;

• источниковедение как метод получения нового строгого знания о человеке и обществе в их исторической перспективе;

• источниковедение как один из инструментов исторического исследования.

Синтез этих двух принципов позволяет предложить концепцию развития и актуального состояния источниковедения, общая схема которой зафиксирована в структуре учебного пособия, где каждой из составляющих посвящен отдельный раздел.

Источниковедение как составляющая исторического метода формируется в рамках классической модели науки, предполагающей в результате изучения (так называемой критики) исторического источника получение исторического факта, который используется далее в практиках историописания, будучи инвариантным по отношению к ним. Такая модель уже давно не соответствует современным эпистемологическим и социокультурным реалиям. Поэтому данная, вспомогательная, функция источниковедения, сохраняясь, модифицируется с учетом требований неклассической, постнеклассической и неоклассической науки. В частности, место «критики» исторических источников с целью получения так называемых достоверных фактов, верифицируемых через соответствие «объективной реальности» и понимаемых как инвариантный элемент («кирпичик») исторического построения, занимает источниковедческий анализ, системообразующее значение в котором имеет процедура интерпретации, цель которой – понимание Другого, т. е. автора исторического источника. Поскольку источниковедческий анализ должен быть эпистемологически фундирован, то он рассматривается в третьем, заключительном, разделе учебного пособия вместе с вопросами формирования источниковой основы исследования и методиками введения исторических источников в научный оборот и социальные практики (археографией).

Обретение источниковедением статуса дисциплины связано в первую очередь с рефлексией объекта. На рубеже XIX–XX вв. в русской версии неокантианства была поставлена проблема исторического источника как специфического объекта источниковедения. Отталкиваясь от сформированного в русской версии неокантианства понимания исторического источника как объективированного результата деятельности человека, исследователи, развивавшие эту концепцию, пришли к утверждению в качестве объекта источниковедения системы видов исторических источников, презентирующих соответствующую культуру[2]. Обоснование понятия «эмпирическая реальность исторического мира»[3] как не только эпистемологического, но и, по сути, онтологического позволило закрепить статус источниковедения как самостоятельной научной дисциплины в системе и исторического, и гуманитарного знания в целом. Понятие объекта и связанная с ним проблема классификации рассматриваются в первом разделе учебного пособия.

Новое понимание объекта источниковедения позволило конституировать изучение видовых систем исторических источников как самостоятельный метод изучения различных социокультурных общностей. Второй раздел учебного пособия содержит апробацию метода и презентирует систему видов источников российской истории как проекцию российской культуры. Рассмотрение корпуса источников российской истории позволяет понять, каким образом метод источниковедения используется при работе с конкретным материалом, как формируются видовые методы, учитывающие особенности различных исторических источников. Изучение источников именно российской истории дает авторам возможность опираться на богатые традиции и достижения российской источниковедческой культуры и преподавания источниковедения как особой дисциплины. При этом историку, изучающему историю иной страны (культуры, этноса, региона и т. п.), предоставляется разработанная модель подхода к целостной совокупности исторических источников. В этом же разделе представлены компаративное источниковедение как метод сравнительно-исторического исследования и источниковедение историографии как приложение метода источниковедения к изучению истории истории (истории исторического знания и истории исторической науки).

Итак, общая схема развития источниковедения выглядит таким образом.

Классическая модель науки

Функция источниковедения в историческом познании – критика исторического источника с целью получения достоверных фактов, понимаемых как часть реальности прошлого.

Цель изучения в образовательной системе профессиональной подготовки историка – овладение навыком критического отношения к информации исторического источника в исследовательских практиках.

Неклассическая модель науки

Функция источниковедения в историческом познании – диалог историка с автором исторического источника с целью интерпретации его содержания на основе принципа «признания чужой одушевленности» и осмысления механизма порождения исторического источника в определенной культуре.

Цель изучения – выявление феноменологической природы исторического источника, осознание конструирующей роли познающего субъекта в контексте понимания механизмов познания.

Постнеклассическая модель науки

Функция источниковедения в историческом познании – в условиях постмодернистских деконструкций предложить способ социального конструирования реальности методом источниковедения на основе понимания объекта источниковедения как системы видов исторических источников, презентирующих ту или иную культуру.

Цель изучения – конструирование исторического целого на основе метода источниковедения.

(Однако отметим, что эта часть предлагаемой конструкции наиболее спорная. Здесь скорее стоит вести речь об интертекстуальности и отчасти оппонировании этому подходу со стороны феноменологической источниковедческой концепции исторического познания, принадлежащей неоклассической модели науки.)

Неоклассическая модель науки

Функция источниковедения в историческом познании – формирование эпистемологических оснований истории как строгой науки на основе понимания его объекта – эмпирической реальности исторического мира как онтологической категории.

Цель изучения – понимание источниковедения как когнитивной науки и формирование строгих стандартов научности в историческом познании на основе понятия «эмпирическая реальность исторического мира» как онтологической категории.

Мы оставили за пределами рассмотрения философские дискуссии о соотношении постнеклассической и неоклассической рациональности. Зафиксируем для дальнейшего анализа свое видение проблемы: если первые три типа рациональности сменяют друг друга, то неоклассическая рациональность формируется параллельно с неклассической и актуализируется в условиях преобладания постнеклассической, находясь в постоянном поиске новых эпистемологических оснований строгого научного знания. Именно поэтому она не сменяет постнеклассическую рациональность, а предлагает свое видение научного познания, во многом противостоящее постмодернистской эпистемологической анархии.

Очевидно, что выделенная выше логическая структура источниковедения, по принципу которой организован материал учебного пособия, не соответствует исторической последовательности, т. е. последовательности возникновения разных составляющих дисциплины. Причина этого, как уже отмечалось, – необходимость теоретического фундирования на уровне актуального научного знания как применения источниковедческого метода в историческом познании, так и процедур источниковедческого анализа, сохраняющих в исследовательской практике инструментальный характер.

Такая структура учебного пособия обусловливает его принципиальную новизну и соответствие актуальному пониманию статуса источниковедения в системе научного знания.

Помня об обещании прояснять используемые понятия, авторы должны подчеркнуть, что строго различают понятия «современный», т. е. наличествующий в существующем здесь и сейчас историческом знании, и «актуальный», т. е. адекватно отвечающий потребностям этого знания и, соответственно, удовлетворяющий потребности современного социума.

Основная функция учебного пособия

Основное отличие учебного пособия от учебника состоит в том. В данном случае также имеется условная классификация, о которой. Полностью заменяющее или дополняющее учебник. Основные разновидности учебных пособий : учебные пособия. К учебной литературе относятся учебники, учебные пособия, тексты лекций, образования и определяющая виды деятельности, предназначенные. Требования распространяется на разработку основных видов учебных изданий по Учебное пособие – вид учебной литературы, представленный в.

Учебно-методический комплекс (ГОС ВПО) – система нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и контроля, необходимых и достаточных для качественной организации основных и дополнительных образовательных программ, согласно учебного плана. УМК учебной дисциплины является одним из элементов организации образовательной деятельности по очной, заочной и очно-заочной форм обучения. УМК должен разрабатываться для студентов по всем учебным дисциплинам с учетом необходимости повышения качества усвоения содержания учебного материала на уровне требований ГОС ВПО. Основная цель создания УМК — предоставить студенту полный комплект учебно-методических материалов для самостоятельного изучения дисциплины. При этом, помимо непосредственного обучения студентов, задачами преподавателя являются: оказание консультационных услуг, текущая и итоговая оценка знаний, мотивация к самостоятельной работе.

Организация учебно-воспитательного процесса

В многовековой истории образования сложились три системы обучения: индивидуальная, классно-урочная, лекционно-семинарская. Наметилась тенденция к сближению и взаимопроникновению этих систем. Урок никогда не достигнет цели если не будет звеном в цепи других уроков, решающих сверхзадачу темы (года, курса). Для этого необходимо планирование: календарное, перспективное, тематическое (система уроков по определенной теме), поурочное (планы-конспекты уроков).

Требования к учителю: знания, умения, коммуникация. Учет знаний, умений и навыков учащихся при изучении литературы необходим. В соответствии с членением изучаемого материала на литературные темы и учебного процесса на четверти и полугодия учет бывает текущим и итоговым. Текущий учет ведется на каждом уроке в течении изучения темы. Основная функция текущего учета – обучающая. Итоговым учетом именуют проверку обобщающих знаний изученной темы. Он существует на заключительных занятиях по теме или в виде контрольных работ и зачетов по итогам учебного года, четверти, полугодия. Оба вида учета осуществляются в устной и письменной форме. Традиционно часть урока, осуществляющую функцию учета, именуют опросом. Выделяют два вида опроса: индивидуальный и фронтальный. Данные учета фиксируются отметкой, являющейся оценкой деятельности ученика. Оценка по литературе фиксирует не только содержание ответа, но и его форму. Также двуединость отметки вызвана спецификой урока литературы, являющегося насквозь речевым. При оценке письменных работ основанием служат критерии правильного понимания и полноты раскрытия темы, композиция сочинения, точность и богатство употребляемой лексики.

Наиболее благоприятные предпосылки для комплексного использования средств обучения создает учебный кабинет – специально оборудованная классная комната, оснащенная всем необходимым для учебно-воспитательного процесса на уроках и внеклассных занятиях. Оборудование: пособия (печатные, экранные, звуковые), книжный фонд (методический, дидактический, словари), аппаратура (электрофон, магнитофон, кинопроектор, теле, видео).

Пособия работающих при их временной нетрудоспособности

Понятие и функции пособия по временной нетрудоспособности

Пособие — это денежная выплата (единовременная или периодическая), которая назначается отдельным категориям граждан в порядке и размерах, предусмотренных законодательством [15,c.103].

Пособие по временной нетрудоспособности — это денежная сумма, выплачиваемая за счёт средств социального страхования лицам, признанным в установленном порядке временно нетрудоспособными, с целью компенсации утраченного заработка [15,c.104].

Пособие по временной нетрудоспособности предназначено для тех граждан, которые выполняют работу по найму, т.е. на основании трудового договора (контракта), и в связи с этим подлежат государственному социальному страхованию. На равных основаниях с ними обеспечиваются этими пособиями некоторые категории других работающих граждан, также подлежащих этому виду страхования. К ним относятся, в частности, адвокаты, состоящие членами коллегий адвокатов, члены старательских артелей, члены различных кооперативов. Пособие выплачивается за счет средств государственного социального страхования, оно является, таким образом, страховым пособием.

На выплату этого традиционного пособия ежегодно расходуется преобладающая часть (около 75 %) всех средств, предназначенных на обеспечение граждан пособиями за счет средств Фонда социального страхования.

Право на пособие в связи с временной нетрудоспособностью предоставлено также гражданам, имеющим статус безработных. Пособие выплачивается им за счет средств Фонда занятости РФ, а не за счет средств Фонда социального страхования РФ. Учитывая это, пособие по временной нетрудоспособности безработных рассматривается особо, вместе с пособием по безработице.

Пособие по временной нетрудоспособности — первое, наиболее раннее пособие, установленное для наемных работников, гарантирующее их социальное обеспечение при заболевании (травме), влекущем необходимость прекращения работы на определенное время. Оно введено раньше, чем другие виды пособий и пенсии для застрахованных. Такие пособия есть во всех развитых странах, зародились они на рубеже XIX и XX столетий, в том числе в России в начале 20 века. В СССР существовала достаточно зрелая система обеспечения пособием по временной нетрудоспособности наемных работников. Она сохранилась практически без изменений и в Российской Федерации после распада СССР. Условия назначения данного пособия, определение его размеров, порядок выплаты регулируются Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 23 февраля. Им утверждены Основные условия обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию. В его развитие Президиум ВЦСПС 12 ноября 1984 г. утвердил Положение о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, нормы которого с последующими изменениями и дополнениями применяются до настоящего времени и, очевидно, будут действовать до принятия соответствующего российского закона [6,c.52].

Право на получение пособия имеют все граждане, если их временная нетрудоспособность наступила в период работы, включая и время испытания.

Периодом работы считается все то время, в течение которого работник состоит в трудовом правоотношении, с первого дня фактического начала работы и по день увольнения включительно. Днем увольнения признается последний день работы, за который начислена заработная плата. В порядке исключения из общего правила пособие выдается, когда нетрудоспособность наступила до начала работы или после увольнения, в следующих случаях.

При наступлении временной нетрудоспособности до начала работы, но в пути к месту работы пособие выдается: если работник за время следования к месту работы имел право на заработную плату, суточные или оплату расходов по переезду; если работник направлен на работу в установленном порядке после окончания начального, среднего или высшего профессионального учебного заведения, аспирантуры или клинической ординатуры. В указанных случаях пособие выдается с того дня, с которого работник должен был приступить к работе. При наступлении временной нетрудоспособности после увольнения пособие выдается, если: нетрудоспособность наступила в течение месяца после увольнения; увольнение обусловлено уважительными причинами и временная нетрудоспособность продолжалась свыше календарного месяца. К числу уважительных причин относится и увольнение по собственному желанию, например в связи с необходимостью ухода за больным членом семьи, в связи с переездом в другую местность, болезнью самого работника, зачислением его в учебное заведение и т.д. Причина увольнения по собственному желанию признается всегда уважительной у инвалидов, пенсионеров по старости, беременных женщин, матерей, имеющих детей в возрасте до 14 лет, работников, имеющих на своем иждивении трех и более детей, не достигших 16, учащихся — 18 лет. Право на пособие предоставлено также бывшим военнослужащим, проходившим службу по призыву, заболевшим в течение месячного срока после увольнения с военной службы [7,c.32].

Действующие правила предусматривают, что пособие назначается, если обращение за ним последовало не позднее 6 месяцев со дня восстановления трудоспособности, установления инвалидности. При этом пособие за прошлое время выдается не более чем за 12 месяцев со дня обращения за ним. Выплата пособия за прошлое время (полностью или частично) по инициативе профсоюзных органов (например, в результате проверки правильности назначения и выплаты пособий) производится с соблюдением тех же сроков. При обращении за пособием по истечении 6-месячного срока оно может быть выдано в исключительных случаях исполнительными органами Фонда социального страхования РФ [14,c.135].

Пособие не выдается: при умышленном причинении вреда своему здоровью с целью уклонения от работы или других обязанностей (ранее выплаченные суммы пособия взыскиваются в судебном порядке); при временной нетрудоспособности от заболеваний или травм, наступивших вследствие опьянения или действий, связанных с опьянением; при временной нетрудоспособности вследствие травм, полученных при совершении преступления; за время принудительного лечения по определению суда (кроме психически больных); за время нахождения под арестом и за время судебно-медицинской экспертизы.

Наряду с рассмотренными выше случаями, когда пособие по временной нетрудоспособности не выдается, законодательство предусматривает ряд обстоятельств, при которых работник лишается пособия [4,c.45].

Пособия лишаются работники, совершившие прогул без уважительных причин непосредственно перед наступлением временной нетрудоспособности; нарушающие режим, установленный для них врачом; не являющиеся без уважительных причин в назначенный срок на врачебный осмотр или на освидетельствование в МСЭК.

Во всех названных выше случаях работники лишаются пособия с того дня, когда ими было допущено соответствующее нарушение, и на срок, устанавливаемый органом, назначающим и выплачивающим пособие.

Функции пособия по временной нетрудоспособности при исследовании понятия пособия по временной нетрудоспособности важное значение имеет рассмотрение вопроса о его функциях. Функции пособий по временной нетрудоспособности необходимо рассматривать через призму более общего механизма функционирования всей системы социального обеспечения и права социального обеспечения. В правовой литературе выделяют следующие основные функции социального обеспечения: экономическая, политическая, производственная, социально-реабилитационная, демографическая, духовно-идеологическая, защитная [15,c.106].

Из перечисленных выше функций присущи пособию по временной нетрудоспособности как одному из видов социального обеспечения. Экономическая функция выражается в оказании материальной поддержки гражданам в трудной жизненной ситуации, в содействии развитию общественного производства в целом и отдельных отраслей народного хозяйства. Экономическая функция социального обеспечения отражает основные его задачи: замещение заработка (дохода) связанного с трудом, тем лицам, которые его утратили в силу возможных жизненных обстоятельств; в частичном возмещении дополнительных расходов, вызванных различными объективными причинами; в оказании помощи и поддержки гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Применительно к пособию по временной нетрудоспособности экономическая функция проявляется в определения круга лиц, имеющих право на получение пособия, конкретных страховых случаев, дающих право на получение денежных выплат из специального фонда определения условий, порядка предоставления и размеров пособий по времен ной нетрудоспособности. Экономической основой функционирования распределительного механизма пособия по временной нетрудоспособности является специально созданный Фонд социального страхования РФ, аккумулирующий страховые взносы и распределяющий денежные средства согласно установленным нормативам и фактическим расходам страхователей по выплате пособий. Достаточность средств в этом фонде и их постоянное поддержание — это главная цель государства. От состояния, объема этих средств зависит экономическая основа обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности. В настоящее время уровень данных средств не отвечает требованиям многих международных норм, например конвенции о минимальных нормах социального обеспечения. Политическая функция направлена на сближение социального уровня различных слоев населения, создание условий, обеспечивающих достойную жизнь каждому человеку. Эта функция призвана стабилизировать общественные отношения в сфере социальной защиты населения. Данная функция позволяет государству через систему социального обеспечения реализовывать основные направления социальной политики. Так, в 2014 г. введено новое основание для предоставления социального обеспечения в виде государственной социальной помощи — бедность. Появился новый субъект социального обеспечения — граждане, имеющие среднедушевой доход ниже прожиточного минимума. От того, насколько эффективно социальное обеспечение выполняет свою политическую функцию, зависит состояние социального покоя в обществе. Социальная напряженность, существующая в российском обществе на современном этапе, свидетельствует о том, что состояние российской системы социального обеспечения еще не в полной мере отвечает потребностям большинства населения. Социальное обеспечение тесно связано с общественным производством и влияет на него. Она выражается в том, что право на многие виды социального обеспечения обусловлено трудовой деятельностью, а уровень обеспечения зачастую зависит от ее характера и размера вознаграждения за труд.

Производственная функция социального обеспечения служит укреплению и развитию производства, так как усиливается стимулирующее значение социального обеспечения для повышения производительности труда и профессионального мастерства работников. В литературе отмечается, что нормы права социального обеспечения влияют на производство косвенным образом, воздействуя на поведение людей путем регулирования условий и уровня материального обеспечения и обслуживания за счет специальных общественных фондов потребления. Однако в случае пособия по временной нетрудоспособности влияние производственной функции является прямым. Зависимость размера пособия от заработка работников, непосредственно воздействуют на их производственную деятельность, стимулируя непрерывный производительный труд. Кроме того, обеспечение пособиями по временной нетрудоспособности имеет и превентивное значение, состоящее в предупреждении профессиональных заболеваний и иных нарушений функций организма, могущих повлечь стойкую утрату трудоспособности с прекращением или ограничением трудовой активности.

Применительно к пособию по временной не трудоспособности данная функция организовывает восстановление физических и иных способностей нетрудоспособных, так как выплата пособия создает условия для восстановления способности к общественно полезной трудовой деятельности. Демографическая функция реализуется посредством воздействия на продолжительность жизни населения, воспроизводство населения, рождаемость. Данная функция находит проявление в правовых норм ах, направленных на материальное стимулирование семьи (выплата пособий по уходу за больным ребенком, предоставление льгот при исчислении непрерывного трудового стажа и определении размеров пособий многодетным и одиноким родителям, круглым сиротам). Духовно-идеологическая функция включает в себя идеологическую, моральную и социально-психологическую подфункции. В основе существования социального государства заложены моральные (нравственные) начала, которые входят в содержание принципов социального обеспечения. Защитная подфункция заключается в защите граждан от неблагоприятных последствий жизненных ситуаций, в данном случае — временной не трудоспособности. Именно эту задачу ставит перед собой общество, предоставляя социальное обеспечение своим гражданам, ибо их защита в трудной жизненной ситуации, помощь в решении различных проблем являются основным назначением социального обеспечения. В нашем случае э то происходит путем выплаты пособия за время нетрудоспособности. Анализ указанных функций приводит к выводу о том, что применительно к пособиям по временной нетрудоспособности они имеют различную значимость. Как представляется, ведущая роль должна принадлежать тем функциям, которые непосредственно вытекают из целевого на значения пособий по временной нетрудоспособности.

Основная цель предоставления пособий проявляется в создание для застрахованных достаточных материальных условий для восстановления трудоспособности. Именно в этом состоит их экономическое и социальное назначение. Исходя из этого, превалирующими из названных функций в правовом регулировании пособий по временной нетрудоспособности являются экономическая, защитная, социально-реабилитационная функции [14,c.55].

Закрыть меню