Положение о суде октябрь 1920

Содержание:

Положение о суде октябрь 1920

Историческое и философское развитие адвокатуры в России

Положение о народном суде от 30 ноября 1918г. устанавли­вало, что для содействия суду в деле наиболее полного выясне­ния всех обстоятельств, касающихся интересов обвиняемого или сторон, участвующих в гражданском процессе, при уездных и губернских исполкомах Советов должны учреждаться колле­гии защитников, обвинителей и представителей сторон в граж­данском процессе. Члены коллегии считались должностными лицами, им устанавливалась заработная плата в размере окла­да, выплачиваемого народным судьям. Несмотря на ряд мер по улучшению организации коллегий правозаступников, деятельность последних не отвечала тем тре­бованиям, которые государство к ним предъявляло. Поэтому Положение о народном суде от 21 октября 1920г. упразднило коллегии правозаступников и установило новую форму судеб­ной защиты. Осуществление защиты рассматривалось как об­щественная повинность всех граждан, способных выполнять эту обязанность. Граждане, могущие выполнять обязанности защит­ника, включались в списки, составляемые в соответствии с Ин­струкцией об организации обвинения и защиты на суде от 23 ноября 1920 г. Лица, привлекаемые в качестве защитников, освобождались от основной работы на требуемый срок; за ними сохранялась заработная плата на время участия в процессе или выплачивались суточные из государственных средств в размере минимума заработной платы. При недостатке защит­ников из числа указанных лиц суды привлекали в качестве таковых консультантов отделов юстиции. Такая форма органи­зации защиты просуществовала до судебно-правовой реформы 1922 — 1924 гг.

Положение об адвокатуре, утвержденное 26 мая 1922 г., опре­деляло адвокатуру как самоуправляющуюся организацию, при­званную оказывать юридическую помощь населению. При гу­бернских отделах юстиции образовывались коллегии защит­ников по уголовным и гражданским делам. Члены коллегии за­щитников первого созыва подбирались губернскими отделами юстиции с последующим утверждением их губернскими испол­нительными комитетами. В дальнейшем право приема новых членов предоставлялось президиуму коллегии защитников. Президиум губисполкома имел право отвода принятых новых членов коллегии. Члены коллегии защитников не имели права занимать должности в государственных учреждениях и пред­приятиях, за исключением лиц, занимающих государственные должности по выборам, профессоров и преподавателей юриди­ческих наук. Кроме членов коллегии защитников правом осуществлять защиту на суде обладали близкие родственники обвиняемого и потерпевшего, представители предприятий, учреждений и ВЦСПС. После принятия Конституции СССР в 1936г. было разрабо­тано новое Положение об адвокатуре, утвержденное СНК СССР 16 августа 1939г. В соответствии с этим Положением коллегии адвокатов создавались в пределах края, области, автономной и союзной республики. Лишь в тех республиках, где не было кра­евого (областного) деления, они организовывались в пределах союзной республики.

Членами коллегии адвокатов могли быть лица: имеющие высшее юридическое образование; окончившие юридические школы при наличии стажа практической работы в судебных, прокурорских и иных органах юстиции не менее одного года; не имеющие юридического образования, но проработавшие не ме­нее трех лет в тех же должностях. Лица, окончившие юридические школы, но не имеющие стажа практической работы в судебных, прокурорских и иных органах юстиции, принима­лись коллегии адвокатов в качестве стажеров. Органами управ­ления коллегии являлись: общее собрание адвокатов, президи­ум областной, краевой и республиканской коллегии адвокатов и ревизионная комиссия. Всю работу адвокаты вели в юриди­ческих консультациях. Общее руководство коллегиями адвока­тов возлагалось на союзно-республиканский Наркомат юсти­ции СССР и его местные органы, которые были наделены весь­ма широкими полномочиями, позволявшими им беспрепятствен­но вмешиваться в дела коллегий и командовать ими.

Общепризнанно, что эффективность деятельности адвокатов, особенно по уголовным делам, в 30—40 гг. была снижена по ряду причин. К ним следует отнести негативное отношение к участию адвокатов в уголовном судопроизводстве судебных ра­ботников, руководителей наркомата юстиции и других право­охранительных органов. Огромную негативную роль сыграли постановления ЦИК СССР от 1 декабря 1934 г. и от 14 сентября 1937г., установившие особый порядок судопроизводства по де­лам о террористических организациях и террористических ак­тах, контрреволюционном вредительстве и диверсиях. Рассмот­рение этих дел в суде велось упрощенно, в частности без учас­тия обвинения и защиты. Основы законодательства о судоустройстве 1958 г. установи­ли, что коллегии адвокатов действуют в целях осуществления защиты на суде, а также оказания иной юридической помощи гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям. Кол­легии адвокатов являются добровольными объединениями лиц, занимающихся адвокатской деятельностью, и действуют на основании Положения, утвержденного Верховным Советом со­юзной республики.

Во исполнение указанного акта все союзные республики при­няли свои положения об адвокатуре. В РСФСР такое Положе­ние было утверждено Верховным Советом РСФСР 25 июня 1962г. В 1977г. впервые в истории советской адвокатуры ее право­вое положение было закреплено в Конституции СССР (ст. 161). В 1979 г. был принят Закон «Об адвокатуре в СССР». Этим Законом регулировались вопросы организации и деятельности адвокатуры в общесоюзном масштабе. В пределах каждой со­юзной республики действовало свое положение об адвокатуре (в РСФСР Положение утверждено 20 ноября 1980 г.).[5] В настоящее время действует Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»

Этот закон, как и любой сложный, системный нормативный правовой акт, не лишен недостатков. Так, законодателю следовало бы определить задачи адвокатской деятельности, не только привести наименование, но и изложить содержание принципов организации и деятельности адвокатуры. Ряд статей содержит погрешности технико-юридического плана. Содержание ч. 2 ст. 2 Закона, в которой закреплены направления деятельности адвоката при оказании им юридической помощи, зачастую перекликается с положениями ст.6, в которой обозначены полномочия адвоката. В свою очередь, ч.4 этой же статьи, содержащей перечень того, что адвокат делать «не вправе», могла бы быть перенесена в текст ст.7 «Обязанности адвоката». Возложение на адвокатов запретов означает, что у него появляются обязанности эти запреты не нарушать. Поэтому данные правила по своей сути более близки к обязанностям, нежели к правам адвоката.

Вместе с тем, эти и иные недостатки ни в коей мере не умаляют общей демократической направленности Федерального закона от 31 мая 2002г. N63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

2. Общие положения и особенности взаимодействия адвокатуры и государства

2.1. Адвокатура и государство

В Федеральном законе от 31 мая 2002г. N63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» особо подчеркивается тот факт, что адвокатура не входит в систему государственных органов и органов местного самоуправления. Тем самым законодатель подтвердил особую роль адвокатских образований в становлении и развитии гражданского общества. Гражданское общество представляет собой совокупность личностей, объединенных общностью интересов и морально-нравственных ценностей. В гражданском обществе отношения регулируются совместными интересами и потребностями людей. Государство не вправе вмешиваться в деятельность гражданского общества.

Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов

Положение о народном суде РСФСР

В ноябре 1918 г. было принято Положение о народном суде РСФСР (новая редакция Положения была принята в 1920 г.). Судебным органом являлся народный суд. Судом второй инстанции становился Совет народных судей, состоявший из народных судей данного судебного округа. Народные судьи (судьи народных судов) избирались Советами, ими могли становиться только трудящиеся. При местных Советах создавались коллегии штатных защитников (коллегия защитников ликвидирована Положением 1920 г.), обвинителей и представителей сторон.

Наряду с народными судами в Советской России в годы гражданской войны действовали революционные трибуналы: общие (территориальные) революционные трибуналы (в губернских и других крупных городах), военно-революционные трибуналы (с 1919 г. при революционных военных советах фронтов, а также при Революционном военном совете Республики), военно-железнодорожные трибуналы (с 1920 г. при управлениях железных дорог и Народном комиссариате путей сообщения РСФСР), а также Особый революционный трибунал по делам спекулянтов при ВЧК (с 1919 г.). Второй инстанцией для революционных трибуналов являлся Кассационный трибунал при ВЦИК.

Судебные дела особой важности передавались по специальному решению ВЦИК в Верховный трибунал при ВЦИК (с 1918 г.).
Хозяйством Советской России ведал Высший Совет Народного Хозяйства (ВСНХ), которому подчинялись местные советы народного хозяйства.
Централизованным продовольственным снабжением Советской России стал заниматься Народный комиссариат продовольствия РСФСР (которому, в частности, подчинялись печально известные продовольственные отряды, осуществлявшие продовольственную разверстку).

В феврале 1920 г. ВЦИКом было утверждено Положение о Народном комиссариате рабоче-крестьянской инспекции (РКИ), которая надзирала за соблюдением революционной законности, прежде всего в управлении народным хозяйством.

Все более возрастающую роль в координации деятельности государственных органов в годы гражданской войны и иностранной интервенции, в мобилизации общества на решение задач, связанных с реализацией курса на социалистическое строительство, стала играть большевистская партия (РСДРП(б) – РКП(б) – ВКП(б) – КПСС).

Одновременно с усилением ее влияния на все стороны жизни общества и государства происходит ее перерождение из политической организации в организацию государственную – важнейшую часть советской государственной машины, реализующую свои функции, как через другие органы власти, так и непосредственно. Партийные решения постепенно приобретают юридическую силу, составляя один из основных источников советского права. Распространение получают и совместные партийно-государственные акты.

Структура партии большевиков (от партийных ячеек на отдельных предприятиях и в учреждениях до областных и республиканских организаций) постепенно пронизывает всю государственную систему. Скоро складывается порядок, согласно которому, все наиболее важные вопросы, прежде всего обсуждаются в партийных организациях, решения которых становятся основой для соответствующих решений советских государственных и хозяйственных органов. Партию большевиков, последовательно сменяя друг друга, возглавляли:
до 1922 г. – Ленин В.И.;
1922-1952 гг. – Сталин И.В.;
1953-1954 гг. – Хрущев Н.С.;
1964-1982 гг. – Брежнев Л.И.;
1982-1984 гг. – Андропов Ю.В.;
1984-1985 гг. – Черненко К.У.;
1985-1991 гг. – Горбачев М.С.

Создание современной судебной системы и милиции. Октябрь 1917- 1918 гг

контрольной работы по дисциплине «История отечественного государства и права»

на тему «Создание современной судебной системы и милиции. Октябрь 1917- 1918 гг.»

Раздел 2. Правовые основы создания органов милиции в 1917—1918 гг.

Раздел 3. Правовые основы создания уголовно-розыскных органов

Список использованной литературы

Осуществляя мероприятия по переустройству общества, советская власть встретила отчаянное сопротивление старого мира. Буржуазия, военщина, буржуазная интеллигенция в своей ненависти к Советам в первые же дни после победы Октября в Петрограде и Москве делают попытки опрокинуть власть Советов, а после неудачи переходят к иным методам борьбы с советской властью. Враги революции организуют сопротивление Советам, используя наиболее отсталые, разложившиеся элементы старого общества. Это сопротивление выливается в формы контрреволюционного саботажа, заговоров, восстаний, террористических и диверсионных актов, шпионажа.

Суровые условия классовой борьбы требовали, чтобы карательные органы большевиков не проявляли к своим врагам излишней мягкости.

Раздел 1. Судебные органы

Октябрьская революция 1917 года дает законченный и классический пример не реформаторских, а действительно решительных революционных преобразований судов.

После Октября в ряде мест страны население, не дожидаясь директив сверху, само приступило к ликвидации старых судов и созданию новых. Они поначалу носили разные названия: народный суд, пролетарский суд, революционный суд, суд общественный совести и т. д. Обобщая опыт судебного строительства, 24 ноября 1917 г. СНК принимает декрет «О суде» (№ 1). Декретом Временного рабочего и крестьянского правительства от 24 ноября 1917 года (Декретом о суде № 1) были упразднены общие судебные установления, институт судебных следователей, прокуратура, адвокатура, приостановлена деятельность мировых судей 1 . Было решено создать местные суды в составе избираемых Советами постоянного судьи и двух очередных заседателей для рассмотрения дел уголовных — если наказание не превышает двух лет лишения свободы и гражданских — с ценой иска до трех тысяч рублей. Решения местных судов должны были быть окончательными, их апелляционного пересмотра не предполагалось, однако, при назначении более строгого наказания нежели семь дней лишения свободы, допускалась кассационная жалоба на съезд местных судей.

Новые суды создавались на принципах выборности судов и участия населения в отправлении правосудия в качестве заседателей. Местные судьи должны были избираться на основании прямых выборов населением, а до этого — местными Советами.

Советы составляли списки очередных заседателей и определяли очередь их явки на сессию. Декрет временно возложил предварительное следствие на местных судей. Это была чрезвычайная мера, поскольку она нарушала принцип разделения следствия и суда 2 . Для следствия по делам, подсудным ревтрибуналам, Советы создавали следственные комиссии.

Кроме того, учреждались революционные трибуналы для рассмотрения дел о контрреволюционных преступлениях, мародерстве, хищениях, саботаже и злоупотреблениях торговцев, промышленников, чиновников в составе председателя и 6 очередных заседателей. Ревтрибуналы избирались губернскими или городскими Советами. Судьям и заседателям предписывалось руководствоваться революционной совестью и революционным правосознанием.

В качестве обвинителей и защитников по уголовным делам, причем со стадии предварительного следствия, допускались «все неопороченные граждане обоего пола». Местные суды руководствовались старыми законами в случаях, если они не отменены революцией и не противоречат «революционной совести». Отмененными признавались все законы, противоречащие декретам ЦИK и СНК, а также программам-минимум партий РСДРП и СР. Ревтрибуналы в своих приговорах на прежние законы не ссылались.

Советское государство особое внимание уделяло созданию ревтрибуналов как механизму защиты новой власти. Поскольку они не обладали силой преемственности со старой судебной системой, их создание было делом срочным. За короткий срок были изданы нормативные акты, регулировавшие организацию, процессуальный порядок, подсудность трибуналов и следственных комиссий. Подобных актов в отношении общих судов за это время не было издано. Первым актом было «Руководство для устройства революционных трибуналов» Наркомюста (28 ноября 1917 г.), затем вышла Инструкция ревтрибуналам. В обоих актах смертная казнь в качестве меры наказаний отсутствовала.

С ноября 1917 г. по май 1918 г. вся территория РСФСР покрылась сетью трибуналов. Они были созданы почти во всех областных и губернских городах, почти во всех уездах и даже в ряде волостей и поселков PCФСР. Поскольку трибуналы были созданы раньше местных судов, им пришлось рассматривать и все уголовные и подчас даже гражданские дела, нарушая нормы декрета «О суде» № 1 о подсудности трибуналов и местных судов.

В мае 1918 г. при ВЦИК был создан Ревтрибунал для разбирательства дел общегосударственного значения. В июне 1918 г. учреждается Кассационный отдел при ВЦИК, рассматривавший кассационные жалобы и протесты на приговоры ревтрибуналов. По мере стабилизации обстановки сеть трибуналов резко сокращалась. Они сохранялись лишь в столицах, губернских городах, крупных узловых станциях и промышленных центрах.

C 1918 года шел процесс приспособления ревтрибуналов к чрезвычайной обстановке гражданской войны. Они стали превращаться из специальных судебных органов в чрезвычайные специальные судебные органы. Был ликвидирован институт народных заседателей, резко сократился состав трибуналов: с семи человек до трех (один из ЧК), избираемых местными Советами и исполкомами. Это усиливало координацию двух органов, но, конечно, увеличило риск произвола при рассмотрении в трибуналах дел, переданных из ЧК.

Трибунал сам решал, допустить ли к участию в деле обвинения и защиты, но если допускался обвинитель, трибунал обязан был допустить или назначить защитника 1 . Трибунал был вправе отменить прения сторон, если признавал дело выясненным. Все это были чрезвычайные права по ведению процесса. Эти нормы повышали оперативность, но ущемляли интересы сторон и прежде всего подсудимого.

«Положение о ревтрибуналах», принятое ВЦИК 12 апреля 1919 г., предоставило трибуналам право определения меры репрессии, что было правом нормотворчества (4). «Положение о ревтрибуналах» от 18 марта 1920 г. подтвердило это право, но лишь в пределах действовавших декретов. В связи с переломом обстановки в борьбе с контрреволюцией января 1920 г. было отменено применение смертной казни органами ВЧК и ревтрибуналами, кроме военных. В мае 1920 г. в связи с наступлением белополяков смертная казнь вновь вводилась в 23 губерниях, объявленных на военном положении.

Кроме общих ревтрибуналов, в годы гражданской войны действовали революционные военные трибуналы (РВТ). Они стали создаваться в войсках по приказам Реввоенсоветов (PВC) с июля 1918 г. Против их введения выступал ряд работников СНК (имелся даже декрет СНК от 4 мая 1918 г., запрещавший создание армейских трибуналов) (5). Вначале создавались трибуналы на уровне армии и фронта, с конца 1918 г. начали появляться их отделы при дивизиях и бригадах. Для руководства РBT был создан Революционный военный трибунал республики. С января 1920 г. стали создаваться РВТ в тылу, в войсках внутренней охраны, а с апреля РВТ округов. В партизанских районах Сибири военные ревтрибуналы действовали на основе нормативных актов, принятых на съездах партизанских армий.

Совет Народных Комиссаров РСФСР издал Декрет о суде № 3 (20 июля 1918 года), которым была расширена компетенция местного суда, юрисдикция которого была распространена на все дела, кроме дел о посягательствах на человеческую жизнь, изнасиловании, разбое, бандитизме, подделке денег, взятках, спекуляции.

30 ноября 1918 г. было введено военное положение на всей сети железных дорог. В состав фронтового РВТ стал входить представитель железной дороги. 18 марта 1920 г. были учреждены революционные военные железнодорожные трибуналы (РВЖТ). С объявлением военного положения на водном транспорте аналогичные трибуналы были учреждены и там. Процесс в PВТ и РВЖТ проходил так же, как в общих трибуналах, но их приговоры не могли быть обжалованы в кассационном порядке (эта временная мера была отменена в 1922 г.).

До окончания гражданской войны и окончательного утверждения Советской власти (точнее, власти большевиков) в судоустройстве происходили многие изменения. Так, по настоянию союзников большевиков — левых эсеров ВЦИК принял Декрет о суде № 2, на основании которого в искореженном виде восстанавливались окружные суды, отдаленно напоминающие суды присяжных. В состав окружных судов входил судья и 12 народных заседателей, которые контролировали деятельность судьи и даже могли его отвести; судья же выполнял при коллегии народных заседателей роль юридического советника без права решающего голоса 1 . Гражданские дела окружные суды должны были рассматривать в составе 3 членов суда и 4 народных заседателей.

Окружные суды, просуществовав с марта по ноябрь 1918 года, были упразднены, так как процесс оказался слишком громоздким и стеснительным для большевиков, а старые специалисты-судьи (вот оно, сопротивление человеческого материала!) действовали в духе буржуазного права.

Хотя Декретом о суде № 2 предусматривалось создание областных народных судов и Верховного судебного контроля — эти органы так и не появились. Целый ряд судебных решений пересматривались административным порядком сотрудниками 4-го отдела Народного комиссариата юстиции.

ВЦИК РСФСР принял Положение о народном суде РСФСР (30 ноября 1918 года). Учреждался единый народный суд, работавший, в зависимости от категории дела, в составе единоличного народного судьи, постоянного судьи и 2 народных заседателей, постоянного судьи и 6 народных заседателей. Положение содержало правило, запрещающее судьям ссылаться на законы свергнутых правительств. Судьи избирались Советами и исполкомами. Приговоры по уголовным делам и решения по гражданским делам могли быть обжалованы в кассационном порядке в Совет народных судей.

В роли кассационной инстанции выступал совет народных судей, избираемый губернским съездом народных судей. Народный суд должен был, по замыслу, рассматривать по существу все дела, кроме уголовных дел, подведомственных революционным трибуналам.

В судах всех инстанций допускалось судоговорение на местных языках. Предварительное расследование по делам, превышающим подсудность местного суда, производили следственные комиссии из трех человек, избираемых Советами 1 . При Советах создавались коллегия правозаступников, осуществлявших как общественное обвинение, так и защиту.

Особенностью процесса создания новых судебных органов в первый период было широкое местное правотворчество. Оно объяснялось высокой творческой активностью населения, вовлеченного в общественную жизнь революцией, отсутствием юридического опыта, а также медленным поступлением нормативных актов из центра. Лишь Конституция РСФСР 1918 г. отнесла вопросы судоустройства к ведению Всероссийского съезда Советов и ВЦИК.

В специальной юридической литературе об этом периоде «революционного творчества» говорится достаточно подробно, причем основное внимание уделяется формам, которые большевики пробовали и изменяли под влиянием политической обстановки либо каприза. Для целей настоящего исследования не так важно, сколько народных заседателей участвовало в рассмотрении того или иного дела согласно тому или иному декрету, но важно установить специфические черты революции по сравнению с ранее рассмотренными реформами. К числу таких особенностей относятся следующие.

Во-первых, революция, в отличие от реформы, не видоизменяет старые формы и не сооружает новых систем рядом со старыми (как делал, в частности, Петр Великий, юстиц-коллегия которого некоторое время функционировала наряду с завещанными ему отцом приказами — Разбойным и др.). Революция безжалостно сминает старые формы и не дает им возродиться, даже если какие-то силы (в нашем случае — левые эсеры) пытаются вернуть их на арену. Действуя на основании Декрета о суде № 1, уполномоченный следственной комиссии петроградского Военно-революционного комитета 29 ноября 1917 года закрыл Сенат, главный военный суд, петроградский коммерческий суд, а в ночь на следующий день — окружной суд. Комиссар распределил поручения между младшими работниками суда, судей и прокуроров вызвал повесткой или доставил под конвоем и потребовал от них сдачи дел и казенных денег, что и было исполнено. Во-вторых, революция насаждает новые формы взамен сметенных до основания старых форм, выпуская, как джинна из бутылки, угнетенное ранее правопонимание, давая ход почину снизу, экспериментируя и заигрывая со стихийностью, вольницей. Отсюда — предложение следовать революционному правосознанию, игнорируя законы свергнутых правительств, поощрение самочинного судейства и узаконение общегражданских обвинения и защиты.

В-третьих, во время революций новые формы юстиции, как, по-видимому и прочие формы, лишь внешне, ритуально напоминают одноименные институты свергнутого режима. Фактически же они представляют собой структуры, отращенные политическим руководством, подобно щупальцам, для удержания власти и господства нового режима. Революция собирает в один кулак и комкает все относительно самостоятельные элементы прежнего государства, подминая, если удается, также и институты гражданского общества. В Европе последующие реформы воздвигнутых революцией институтов восстанавливают равновесие и систему сдержек внутри государственной машины, а также между государством и гражданским обществом; в российской истории этого не произошло, а сохранялась революционное устройство правящего режима. Показательны в этом смысле два высказывания лидеров революционной советской судебной системы. Нарком юстиции Н. В. Крыленко писал: «Правильное, соответствующее классовым интересам пролетариата, функционирование суда может быть гарантировано лишь при наличии систематического и повседневного руководства им со стороны единой направляющей инстанции, дающей соответствующее указание по каждому или по поводу каждого выдвигаемого жизнью случая» 1 ; в дальнейшем Н. В. Крыленко опубликовал и установку, согласно которой суд — это «реальное орудие в руках государственной власти»[4]. Вторая цитата принадлежит старому большевику, бывшему присяжному поверенному, члену коллегии Наркомюста М. Ю. Козловскому: «Суды не более и не менее, как органы власти, как органы диктатуры. Забудьте иллюзии о независимости судов. Надо раз навсегда сказать, что это такие же органы нашей работы, как орган ВСНХ. Это исполнительные органы власти пролетариата».

При этом революции, по-видимому, никогда не удается сразу переплавить в кипящем котле ошметки старых форм, которые некоторое время работают по инерции, чтобы затем погибнуть под пятой централизации. Так, в отдельных местностях России продолжали и после сооружения советской судебной системы выносить решения сельские сходы, суды казиев, аксакальские и шариатские суды. В-четвертых, революцию от реформы отличает уничтожение не только старых форм, но и заполнявшего их ранее человеческого материала; красный террор уничтожил кадры судейских чиновников, адвокатов и прокуроров физически, но вполне достаточно лишения прежнего персонала возможностей доступа к новой судебной машине и заполнение ее угодными революции кадрами. В Советской России прежние чиновники некоторое время цеплялись за места в привычных структурах. Удельный вес старых юристов в массе судебных деятелей в период гражданской войны составлял не менее 20 процентов; понятно, что наибольшая плотность старых кадров приходилась на провинции, наименьшая — на столицы. Комиссар юстиции Ярославской губернии тов. Сергеев еще в 1918 году на съезде комиссаров юстиции Московской области сформулировал и принципы политики по отношению к прежним кадрам и причину жесткого к ним отношения: «Нет особенной нужды в старых опытных юристах — на практике их помощь дает нехорошие результаты, — они каждый декрет истолковывают по-своему — по юридическому, — и так, что спорить с ними не приходится, тогда как чувствуется, что декрет этот должен пониматься иначе». Понятно, почему в составе первых ревтрибуналов оказалось: 90 процентов членов РСДРП (б), 10 процентов беспартийных; имевших высшее образование 14 процентов, среднее — 26 процентов, низшее 60 процентов; низшее образование имели в 1918 годe более 70 процентов судей обычных судов.

Уже в марте 1919 года В. И. Ленин сообщил, что революция прежних судей «выгнала и сделала суд народным» 1 . Новые формы наполнились адекватным им человеческим материалом, низкий уровень правовой и общей культуры которого выдавался за достоинство и воспроизводился системой подготовки юридических кадров.

Раздел 2. Правовые основы создания органов милиции в 1917—1918 гг.

После Октябрьского переворота, II Всероссийский съезд Советов юридически закрепил образование Советского государства и закрепил ликвидацию Временного Правительства и его органов на местах и в центре. Центральные органы милиции прекратили свое существование 2 декабря 1917 года.

Правовым основание организации советской милиции постановление НКВД «О рабочей милиции» изданное 28.10(10.11).17 г. В этом постановлении не предусматривались организационные формы милицейского аппарата.

28 октября 1917 г. по телеграфу НКВД предписал всем Советам рабочих и солдатских депутатов учредить рабочую милицию. Она должна была находиться в ведении Совета рабочих и солдатских депутатов, власти обязаны были содействовать ей в снабжении оружием. В акте ничего не говорилось о сельской милиции, но вскоре ее стали создавать крестьянские Советы. Декрета об упразднении милиции Временного правительства не было, этот вопрос решался на местах Советами 1 .

Связано это было, прежде всего, с взглядами правящей верхушки на государственное устройство. Взгляды эти состояли в том, что со сломом старой государственной машины, прежде всего, ликвидировались армия и полиция, а их функции переходили к вооруженному народу. Такой взгляд существовал некоторое время после Октябрьской революции. Организационно-правовое выражение эта идея получила в том, что формирование рабочей милиции происходило, как правило, на основе добровольности, и лишь в отдельных случаях формирование происходило на основе повинности вводимой Советами.

В силу того, что формирования рабочей милиции не имели постоянного штата, они носили характер массовых самодеятельных организаций. Однако реальное положение дел показало нежизнеспособность подобного подхода к организации ОВД. Руководство партии обладало в то время трезвым умом и здравой памятью. Уже в марте 1918 года комиссар НКВД поставил перед Правительством вопрос об организации советской милиции на штатных началах. Этот вопрос был рассмотрен на заседании Правительства, и НКВД было предложено разработать и внести проект положения о советской милиции. 10 мая 1918 года коллегия НКВД приняла следующее распоряжение: « Милиция существует как постоянный штат лиц, исполняющих специальные обязанности, организация милиции должна осуществляться независимо от Красной Армии, функции их должны быть строго разграничены» 1 . 15 мая это распоряжение было разослано по телеграфу всем губернаторам России. 5 июня того же года, был опубликован проект Положения о народной рабоче-крестьянской охране (милиции). В нем уточнялось и расшифровывалось распоряжение НКВД, которое мы цитировали. Затем, съезд председателей губернский Советов, который проходил с 30.07. по 01.08.18 г. «признал необходимость создания советской рабоче-крестьянской милиции». 21.08.1918 года СНК рассмотрел проект Положения о советской милиции. СНК поручил НКВД, совместно с НКЮ, переработать проект в инструкцию, приспособив ее (инструкцию) к исполнению прямых обязанностей милиции. И, наконец, 21.10.1918 года НКВД и НКЮ утвердили Инструкцию об организации советской рабоче-крестьянской милиции. 15.10.1918 г. эта инструкция была разослана в губернские и уездные управления милиции. Она устанавливала организационно-правовые формы милиции для всей Российской Федерации. Центральным органом советской милиции стало Главное управление милиции. Оно осуществляло: общее руководство деятельностью советской милиции; издание приказов и инструкций, определяющих техническую и, обязательно, политическую стороны работы; надзор за деятельностью органов милиции и т. п. Основные звенья аппарата милиции составляли губернские и уездные управления. Крупные города могли иметь свою городскую организацию милиции, но с особого разрешения НКВД. Низовое звено аппарата — участок во главе с участковым начальником, которому подчинялись старшие милиционеры и милиционеры. Губернские управления являлись одновременно органами НКВД и органами губернского Исполкома Советов. В декабре 1918 года ГУ милиции разработало и утвердило Общую инструкцию милиционерам, Инструкцию районным начальникам и их помощникам, Инструкцию старшим и дежурным по району милиционерам, Инструкцию по употреблению оружия. Все нормативные акты были одобрены Первым Всероссийским съездом заведующих губернскими и городскими управлениями милиции 2 .

Раздел 3. Правовые основы создания уголовно-розыскных органов

Система уголовного розыска возникла в октябре 1918 года, после утверждения в составе Главного управления милиции Центрального управления уголовного розыска на правах отдела. До этого угрозыск, безусловно, существовал в крупных городах, но децентрализовано, и подчинялся местным Советам. Центр розыск разработал план реорганизации всего розыскного дела в России, хотя речь шла фактически о новом создании розыскной системы, поскольку старых кадров расстреляли, а новых не могло и быть.

Правовой основой создания советского уголовного розыска стало Положение об организации отдела уголовного розыска НКВД, изданное 05.10.18 г., по которому органы угрозыска учреждались в городах с населением не менее 40-45 тыс. человек. При губернских и городских управлениях милиции созданы были отделения уголовного розыска. Общее руководство системой уголовного розыска осуществлял НКВД.

Все вопросы строительства аппарата уголовного розыска ГУ милиции РСФСР решало совместно с местными Советами. В ноябре 1918 года было направлено в исполкомы местных Советов.

История формирования и деятельности системы органов милиции до недавнего времени представлялась в несколько облегчённом, канонизированном и во многом идеализированном варианте как постоянный процесс совершенствования форм и методов работы. Созданная после Октябрьской революции система подавления с первых шагов несла в себе быстро развивающийся зародыш вседозволенности и аморальности, которые обосновывались революционной целеустремлённостью.

Осмысление этого периода возбуждает интерес к основе, к первым годам формирования и существования советского государства, исследованию закономерностей и особенностей его развития.

Одной из главных целей советской власти был провозглашенный В. И. Лениным в период подготовки октябрьской революции «слом государственной машины», включающий, естественно, уничтожение существующей системы правосудия. Советская власть, писал В. И. Ленин, сразу отдала суд на слом, поскольку «безусловной обязанностью пролетарской революции было «совершенно уничтожить, смести до основания весь старый суд» .

Принятые советской властью, Советом народных комиссаров РСФСР в 1917–1918 гг. Декрет о суде № 1 и Декрет о суде № 2 провозгласили разрушение всей судебной системы, прежние суды перестали существовать, были отменены все законы российского государства, были введены так называемые «народные суды» и «революционные военные трибуналы», осуществляющие «революционное право» на основании обращений, призывов и указаний Коммунистической партии.

Список использованной литературы

Бойков А.Д., Капинус Н.И. Адвокатура России: Учебное пособие. — М.: Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова. — 2000. 376 с.

Буков В. А. Суд и общество в Советской России: у истоков тоталитаризма. М.: Изд-во Российской правовой академии Минюста России, 1992. С. 119. ;

Виленский Б. В. Судебная реформа и контрреформа в России. — Саратов: Приволжское книжное изд-во, 1969;

Мельгунов С. П. Красный террор в России. М., 1990. C. 242.

Полиция и милиция России: страницы истории. М.,1995

Портнов В. П., Славин М. М. Становление правосудия Советской России (1917-1922 гг.) М.: Наука, 1990;

Советская милиция: история и современность 1917-87 гг. М.,87

Стецовский Ю. И. История советских репрессий. Т. 1. М.: Знак-СП, 1997

1 Мельгунов С. П. Красный террор в России. М., 1990. C. 142

2 Буков В. Суд и общество в Советской России: у истоков тоталитаризма. М., 1992. С. 29

1 Бойков А.Д., Капинус Н.И. Адвокатура России: Учебное пособие. — М.: Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова. — 2000. 76 с.

1 Буков В. А. Суд и общество в Советской России: у истоков тоталитаризма. М.: Изд-во Российской правовой академии Минюста России, 1992

1 Портнов В. П., Славин М. М. Становление правосудия Советской России (1917-1922 гг.) М.: Наука, 1990;

1 Стецовский Ю. И. История советских репрессий. Т. 1. М.: Знак-СП, 1997

1 Советская милиция: история и современность 1917-87 гг. М.,87

2 Полиция и милиция России: страницы истории. М.,1995

Мы можем проконсультировать Вас по вопросам развода, ДТП, составления документов, способов защиты прав, невыплаты алиментов, кредитов или страховок, защиты прав потребителей, а также по другим правовым вопросам

Хотя мы постоянно находимся в правовом поле — неважно, в качестве частного лица или заботясь об интересах компании, — мы не задумываемся об этом, пока «гром не грянет». Возвращаясь домой поздним вечером, никто не застрахован от попадания в аварию. В любое время руководителю компании могут позвонить кредиторы с требованиями дополнительных выплат или конкуренты с угрозами. Они могут быть ничем не обоснованы — ставку различного рода злоумышленники часто делают на неожиданность. Чтобы обезопасить себя от последствий поспешных решений, воспользуйтесь услугой «Юрист 24 часа».

Уже на консультации после проведения анализа вырабатывается предварительная линия защиты. Устанавливаются все обстоятельства, позволяющие выиграть Ваше дело и вернуть права. Оценивается событие, процессуальные нарушения. Окончательная линия вырабатывается и утверждается юристом, который ведет дело

Продолжая аналогию между юристами и докторами, скажем, что в работе и тех, и других крайне важную роль играет профилактика. Сопровождая вашу деятельность 24 часа в сутки, юрист поймет ваши потребности, увидит, с чем связаны ваши правовые риски, и разработает стратегию, которой вы будете следовать с его помощью. Круглосуточная юридическая защита даст вам уверенность в своей безопасности, а неожиданные правовые коллизии уйдут из вашей жизни.

Наши консультанты с удовольствием круглосуточно ответят на любой Ваш вопрос, профессионально проконсультируют Вас по любому юридическому делу — арбитражные дела, налоговые споры, судебные приставы, необоснованные проверки и т.п.

В ночное время консультации предоставляются только по неотложным делам, связанным с уголовным преследованием. Консультации по иным вопросам предоставляются бесплатно, в дневное время.

*Бесплатная юридическая консультация предоставляется только гражданам из Москвы и Московской области. Граждане из других регионов могут получить юридическую помощь на условиях предварительной оплаты.

При заключении договора Вы получаете персонального автоюриста, который ведет Ваше дело до момента возврата водительского удостоверения. Весь персонал компании – опытные юристы, проходящие постоянную подготовку по повышению квалификации. Именно благодаря этому мы выигрываем дела.

Типичная ошибка, которую допускают при выборе юриста как частные лица, так и руководители компаний, исходит из соображений территориальности или экономии. Наш совет заключается в том, чтобы во главу угла вы ставили компетентность юридического консультанта и его профессиональный опыт.

Ваш личный юрист круглосуточно будет защищать ваши интересы или интересы вашей компании. Теперь никакая юридическая хитрость мошенников не застанет вас врасплох! В юридических вопросах, как в лечении болезней, самую важную роль играет первая помощь. Ваш личный юрист — это ваша скорая помощь. Оказались в неприятной ситуации и решение нужно принять срочно? Ваш юрист 24 часа в сутки готов помочь вам грамотно отреагировать на любую правовую ситуацию.

Создание современной судебной системы и милиции. Октябрь 1917- 1918 гг

В-третьих, во время революций новые формы юстиции, как, по-видимому и прочие формы, лишь внешне, ритуально напоминают одноименные институты свергнутого режима. Фактически же они представляют собой структуры, отращенные политическим руководством, подобно щупальцам, для удержания власти и господства нового режима. Революция собирает в один кулак и комкает все относительно самостоятельные элементы прежнего государства, подминая, если удается, также и институты гражданского общества. В Европе последующие реформы воздвигнутых революцией институтов восстанавливают равновесие и систему сдержек внутри государственной машины, а также между государством и гражданским обществом; в российской истории этого не произошло, а сохранялась революционное устройство правящего режима. Показательны в этом смысле два высказывания лидеров революционной советской судебной системы. Нарком юстиции Н. В. Крыленко писал: «Правильное, соответствующее классовым интересам пролетариата, функционирование суда может быть гарантировано лишь при наличии систематического и повседневного руководства им со стороны единой направляющей инстанции, дающей соответствующее указание по каждому или по поводу каждого выдвигаемого жизнью случая»6; в дальнейшем Н. В. Крыленко опубликовал и установку, согласно которой суд — это «реальное орудие в руках государственной власти». Вторая цитата принадлежит старому большевику, бывшему присяжному поверенному, члену коллегии Наркомюста М. Ю. Козловскому: «Суды не более и не менее, как органы власти, как органы диктатуры. Забудьте иллюзии о независимости судов. Надо раз навсегда сказать, что это такие же органы нашей работы, как орган ВСНХ. Это исполнительные органы власти пролетариата». При этом революции, по-видимому, никогда не удается сразу переплавить в кипящем котле ошметки старых форм, которые некоторое время работают по инерции, чтобы затем погибнуть под пятой централизации. Так, в отдельных местностях России продолжали и после сооружения советской судебной системы выносить решения сельские сходы, суды казиев, аксакальские и шариатские суды. В-четвертых, революцию от реформы отличает уничтожение не только старых форм, но и заполнявшего их ранее человеческого материала; красный террор уничтожил кадры судейских чиновников, адвокатов и прокуроров физически, но вполне достаточно лишения прежнего персонала возможностей доступа к новой судебной машине и заполнение ее угодными революции кадрами. В Советской России прежние чиновники некоторое время цеплялись за места в привычных структурах. Удельный вес старых юристов в массе судебных деятелей в период гражданской войны составлял не менее 20 процентов; понятно, что наибольшая плотность старых кадров приходилась на провинции, наименьшая — на столицы. Комиссар юстиции Ярославской губернии тов. Сергеев еще в 1918 году на съезде комиссаров юстиции Московской области сформулировал и принципы политики по отношению к прежним кадрам и причину жесткого к ним отношения: «Нет особенной нужды в старых опытных юристах — на практике их помощь дает нехорошие результаты, — они каждый декрет истолковывают по-своему — по юридическому, — и так, что спорить с ними не приходится, тогда как чувствуется, что декрет этот должен пониматься иначе».

Кроме общих ревтрибуналов, в годы гражданской войны действовали революционные военные трибуналы (РВТ). Они стали создаваться в войсках по приказам Реввоенсоветов (PВC) с июля 1918 г. Против их введения выступал ряд работников СНК (имелся даже декрет СНК от 4 мая 1918 г., запрещавший создание армейских трибуналов) (5). Вначале создавались трибуналы на уровне армии и фронта, с конца 1918 г. начали появляться их отделы при дивизиях и бригадах. Для руководства РB был создан Революционный военный трибунал республики. С января 1920 г. стали создаваться РВТ в тылу, в войсках внутренней охраны, а с апреля РВТ округов. В партизанских районах Сибири военные ревтрибуналы действовали на основе нормативных актов, принятых на съездах партизанских армий. Совет Народных Комиссаров РСФСР издал Декрет о суде № 3 (20 июля 1918 года), которым была расширена компетенция местного суда, юрисдикция которого была распространена на все дела, кроме дел о посягательствах на человеческую жизнь, изнасиловании, разбое, бандитизме, подделке денег, взятках, спекуляции. 30 ноября 1918 г. было введено военное положение на всей сети железных дорог. В состав фронтового РВТ стал входить представитель железной дороги. 18 марта 1920 г. были учреждены революционные военные железнодорожные трибуналы (РВЖТ). С объявлением военного положения на водном транспорте аналогичные трибуналы были учреждены и там. Процесс в PВТ и РВЖТ проходил так же, как в общих трибуналах, но их приговоры не могли быть обжалованы в кассационном порядке (эта временная мера была отменена в 1922 г.). До окончания гражданской войны и окончательного утверждения Советской власти (точнее, власти большевиков) в судоустройстве происходили многие изменения. Так, по настоянию союзников большевиков — левых эсеров ВЦИК принял Декрет о суде № 2, на основании которого в искореженном виде восстанавливались окружные суды, отдаленно напоминающие суды присяжных. В состав окружных судов входил судья и 12 народных заседателей, которые контролировали деятельность судьи и даже могли его отвести; судья же выполнял при коллегии народных заседателей роль юридического советника без права решающего голоса4. Гражданские дела окружные суды должны были рассматривать в составе 3 членов суда и 4 народных заседателей. Окружные суды, просуществовав с марта по ноябрь 1918 года, были упразднены, так как процесс оказался слишком громоздким и стеснительным для большевиков, а старые специалисты-судьи (вот оно, сопротивление человеческого материала!) действовали в духе буржуазного права. Хотя Декретом о суде № 2 предусматривалось создание областных народных судов и Верховного судебного контроля — эти органы так и не появились. Целый ряд судебных решений пересматривались административным порядком сотрудниками 4-го отдела Народного комиссариата юстиции. ВЦИК РСФСР принял Положение о народном суде РСФСР (30 ноября 1918 года). Учреждался единый народный суд, работавший, в зависимости от категории дела, в составе единоличного народного судьи, постоянного судьи и 2 народных заседателей, постоянного судьи и 6 народных заседателей.

Георгия на оружии, заменяющем в строю бриллиантовое. Посл. четв. XIX в. «Пожалованная Высочайшим рескриптом (от 12 мая 1915 года.P А. К.) Верховному главнокомандующему великому князю Николаю Николаевичу Георгиевская сабля, бриллиантами украшенная, с надписью «За освобождение Червонной Руси», относится к числу исключительных наград, которые когда-либо жаловались нашим военачальникам. Награду эту выделяет главным образом надпись: «За освобождение Червонной Руси». Как известно, надпись на обыкновенном Георгиевском оружии, а также на оружии, украшенном бриллиантами: «За храбрость». Эти надписи установлены статутом, и, следовательно, надпись «За освобождение Червонной Руси», присвоенная бриллиантовой сабле великого князя, выделяет ее из ряда обычных наград и отмечает исключительность великого подвига». Старинная русская традиция награждения холодным оружием офицеров армии и флота стала использоваться в конце Гражданской войны и в Красной Армии. Почетное революционное Почетному революционному оружию принадлежало важное место в становлении наградной системы после Октября 1917 года

Расширены права профсоюзов. Реформы показали недостаточность мер, рабочие требовали углубления преобразований, которые бы стали угрожать существованию буржуазного строя. Правительство осуществило попытку силой подавить выступления, следовательно потеряло поддержку масс, которые стали объединяться под лозунгами левых сил. Такая острая ситуация предшествовала созданию блока Народное Единство. Организационно блок Народное единство начал оформляться в последние месяцы 1969 года. 7 октября 1969 года социалистические и коммунистические партии направили радикалам, соц-демократам, АПИ и МАПУ предложения “по организации сильного и широкого движения социального освобождения”, для чего указывали на необходимость “выработки совместной программы, определения одинаковой позиции в отношении народного правительства и изучения возможностей выдвижения единого кандидата в президенты”. Через 2 дня после этого был создан Координационный комитет Народное Единство, тем самым было положено начало создания блока левых сил. Координационный комитет образовал в октябре 1969 года комиссию для выработки программы правительства Народного единства. 17 декабря 1969 года партии и движения НЕ одобрили основную программу правительства НЕ.

В 1920 Латышская дивизия вела бои с врангелевцами, в начале августа участвовала в захвате, а затем обороне Каховского плацдарма, в штурме Перекопа. В ноябре 1920 Латышская дивизия была расформирована. За годы Гражданской войны 1918—20 до 140 Л. с. были награждены орденами Красного Знамени. Из рядов Л. с. выросли известные советские военачальники: И. И. Вацетис, Р. П. Эйдеман, Р. И. Берзин, Я. К. Берзин, К. П. Стуцка, Я. Я. Лацис и многие др. В 1971 в Риге открыт мемориальный музей-памятник Латышским красным стрелкам (скульптор В. К. Алберг, архитектор Д. Я. Дриба, Г. Р. Лусис-Гринберг). Лит.: История латышских стрелков (1915—1920), пер. с латыш., Рига, 1972; Кайминь Я., Латышские стрелки в борьбе за победу Октябрьской революции. 1917 — 1918, Рига, 1961; Спреслис А. И., Латышские стрелки на страже завоеваний Октября, 1917—1918, Рига, 1967. Я. Кайминь. Группа бойцов 9-го латышского стрелкового полка у Поворина. Ноябрь 1918. Мемориальный музей-памятник Латышским красным стрелкам в Риге. Открыт в 1971. Скульптор В. К

К 1870-м годам десятилетия постепенного внедрения Германией экономических реформ Фридриха Листа, создание современной государственной системы железнодорожного транспорта и формирование таможенных защитных механизмов для развивающихся отраслей национальной промышленности стали приносить ощутимые плоды в контексте политического единства Германской империи после 1871 года. Приблизительно до 1850-х годов в Германии преобладала имитация очевидно успешной британской экономической модели, а «экономика свободной торговли», разработанная английскими экономистами Адамом Смитом и Дэвидом Рикардо, воспринималась в университетах Германии почти как Священное писание. Но вскоре после того, как Англия вошла в 1870-х годах в затяжную депрессию, также повлиявшую на экономику Германии и Австрии, Германия обнаружила серьезные недостатки в бездумном следовании «британской модели». Чем больше Германия разворачивалась к формированию собственной экономической стратегии и отходила от принципов британской «свободной торговли» в строительстве национальной индустрии и сельского хозяйства, тем значительнее были результаты

План1. Поняття судової системи України 2. Конституційний Суд України 2.1 Завдання, склад та повноваження Конституційного Суду України 2.2 Правовий статус суддів Конституційного Суду України 2.3 Форми звернення до Конституційного Суду та їх суб , 2004. – 304с. 17

Теперь, когда 10% планеты вспахано, орошено, удобрено, сельское хозяйство обеспечивает жизнь более 5 млрд человек. Часть биопродукции люди потребляют непосредственно, часть скармливают животным и только и только затем используют. Помимо сельского хозяйства источником пищи служат и другие части мировой экосистемы (сенокосы, пастбища, Мировой океан). Вместе с тем, по данным ООН, 0,5 млрд человек в мире, жителей главным образом развивающихся стран, голодают, а до 2 млрд человек не обеспечены нормальным питанием, т.е. недоедают. Сельскохозяйственные угодья Земли включают огромное количество агробиоценозов. Агробиоценозы занимают около 1,2 млрд га, что составляет более 10% всей поверхности суши. Пашня дает человечеству 88% пищевой энергии. Кроме того, примерно 10% этой энергии оно получает от пастбищных экосистем. Около 2% пищевой энергии поставляет Мировой океан. Приведенные цифры убедительно показывают значение сельского хозяйства. Сельское хозяйство, будучи важным источником питания людей и сырья для промышленности, одновременно представляет собой могучий фактор воздействия человека на окружающую среду.

Его деятельность в данной области имеет контрольный характер. Это определяется прежде всего тем, что он наделен правом отмены актов, не соответствующих Конституции РФ. Возникновение специализированных органов конституционного контроля можно отнести к началу 20-х годов нынешнего столетия. Именно в 192О году первый конституционный суд был создан в Австрии. В связи с этим при определении такой модели правовой охраны конституции используются термины: «западноевропейская», «европейская», «австрийская». Следует заметить, что второй, наиболее распространенной, моделью в данной сфере является «американская». Главный ее признак – выполнение основной функции по обеспечению конституционного контроля судами общей юрисдикции. В СССР долгие годы функционировала принципиально иная система. Основная роль в конституционном контроле отводилась постоянно действующему высшему коллегиальному органу государственной власти: на уровне Союза ССР — Президиуму Верховного Совета СССР, на уровне республик — Президиумам Верховных Советов республик.

Финансирование судов происходит из республиканского бюджета. Верховный суд Республики Казахстан Верховный суд Республики Казахстан является высшим судебным органом по гражданским, уголовным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных законом процессуальных формах надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Верховный суд Республики Казахстан рассматривает судебные дела и материалы, отнесенные к его подсудности, изучает судебную практику, принимает нормативные постановления, дающие разъяснения по вопросам применения в судебной практике законодательства. В частности рассматривает судебные дела о государственной измене, совершенные в период исполнений своих обязанностей Президента Республики Казахстан, о преступлениях совершенными лицами в период исполнения своих обязанностей Судьи Верховного суда Республики Казахстан, депутата Парламента Республики Казахстан, Генерального Прокурора Республики Казахстан, а также о преступлениях связанных с исполнением служебных обязанностей совершенных членами Правительства Республики Казахстан, первыми руководителями центральных исполнительных органов, не входящих в состав Правительства, а равно первыми руководителями государственных органов, подчиненных непосредственно Президенту Республики Казахстан.

Закрыть меню