Положение об отстое судов

Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников плавающего состава судов ВВТ 2018 год. Последняя редакция

Документ продается с актуализацией на дату продажи!
Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников плавающего состава судов внутреннего водного транспорта разработано в соответствии со статьей 329 Трудового кодекса Российской Федерации.
Настоящее Положение устанавливает с учетом трудового законодательства Российской Федерации особенности режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажа судна — работников командного состава судна (за исключением врача) и судовой команды (далее — работники плавсостава), заключивших трудовой договор с работодателем.
Настоящее Положение регулирует рабочее время и время отдыха работников плавсостава в период нахождения судов в эксплуатации, включая время подготовки к ней и вывода из нее.

Приложение к Приказу Минтранса России от 16 мая 2003 г. N 133

ПОЛОЖЕНИЕОБ ОСОБЕННОСТЯХ РЕЖИМА РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ И ВРЕМЕНИ ОТДЫХА РАБОТНИКОВ ПЛАВАЮЩЕГО СОСТАВА СУДОВ ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА

I. Общие положения

1. Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников плавающего состава судов внутреннего водного транспорта (далее — Положение) разработано в соответствии со статьей 329 Трудового кодекса Российской Федерации.
2. Настоящее Положение устанавливает с учетом трудового законодательства Российской Федерации особенности режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажа судна — работников командного состава судна (за исключением врача) и судовой команды (далее — работники плавсостава), заключивших трудовой договор с работодателем.
3. Настоящее Положение регулирует рабочее время и время отдыха работников плавсостава в период нахождения судов в эксплуатации, включая время подготовки к ней и вывода из нее.
4. Положение распространяется на судовладельцев, в том числе арендаторов, в соответствии с условиями договора аренды (далее — работодатель), независимо от их организационно-правовой формы, формы собственности и осуществляющих:
— перевозки грузов и пассажиров;
— ледокольные работы;
— рейдовые работы;
— аварийно-спасательные работы;
— вспомогательные работы, связанные с транспортным процессом и хозяйственным обслуживанием потребностей судовладельцев;
— дноуглубительные работы;
— обстановочные работы;
— другие работы нетранспортного характера, в том числе учебный процесс.
II. Рабочее время
5. В течение рабочего времени работник плавсостава обязан выполнять установленные уставом службы на судах внутреннего водного транспорта обязанности по управлению судном и обеспечению его безопасной эксплуатации.
6. Нормальная продолжительность рабочего времени работников плавсостава не может превышать 40 часов в неделю. Нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) для работников плавсостава составляет 8 часов с понедельника по пятницу с двумя выходными днями в субботу и воскресенье.
Для женщин — работников плавсостава, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также для работников в возрасте от 17 до 18 лет устанавливается 36-часовая рабочая неделя, т.е. продолжительность ежедневной работы (смены) составляет 7,2 часа с понедельника по пятницу включительно, с двумя выходными днями в субботу и воскресенье.
7. Для работников плавсостава устанавливается суммированный учет рабочего времени.
Порядок введения суммированного учета рабочего времени и продолжительность учетного периода (месяц, квартал, год) устанавливаются локальным нормативным актом работодателя с учетом мнения выборного профсоюзного органа или иного представительного органа работников.
Учетный период не должен превышать года (с начала навигации до начала следующей навигации).
Продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов, установленных для данной категории работников.
8. Время начала и окончания ежедневной работы работников плавсостава определяется графиками несения вахт или расписаниями выполнения работ, составляемыми в установленном порядке и утверждаемыми работодателем или по его поручению капитаном судна.
Графики устанавливаются:
— для работников плавсостава, несущих вахту в течение суток (00.00 — 24.00),
— для остальных работников плавсостава, как правило, в дневное время (06.00 — 18.00).
Работники плавсостава, для которых по условиям их труда невозможно установить такие графики несения вахт или расписания выполнения работ (боцманы, помощники механиков по электрооборудованию, начальники радиостанций, радиооператоры, повара и другие), выполняют свои обязанности в пределах установленной пунктом 6 настоящего Положения продолжительности ежедневной работы.
9. На судах, эксплуатируемых круглосуточно, устанавливается:
— при постоянном нахождении всего экипажа на борту судна в течение навигационного периода (экипажный метод работы) — трехсменная вахта (работа);
— при распределении экипажа на бригады для обеспечения несения вахт (бригадный метод работы) — трехсменная или двухсменная вахта (работа).
На судах, эксплуатируемых некруглосуточно, устанавливается двухсменная или односменная вахта (работа).
10. На судах смешанного «река — море» плавания для обеспечения нормальной продолжительности рабочего времени за учетный период при продолжительности эксплуатации свыше 6 месяцев может устанавливаться работа со сменой экипажа.
При круглогодичном плавании на морских путях максимальная продолжительность работы работников плавсостава между двумя периодами отдыха на берегу (нахождение в отпуске, использование суммированных дней отдыха) не должна превышать 150 календарных дней.
11. На скоростных судах в зависимости от условий эксплуатации судна (продолжительности рейса, частоты остановок, соответствия действующим санитарным правилам и нормам и т.д.) устанавливается односменный или двухсменный режим работы работников плавсостава.
Работникам плавсостава скоростных судов, где по условиям работы необходимо присутствие двух вахт, время нахождения на борту между вахтами включается в рабочее время в размере не менее 50 процентов. Продолжительность периода, включаемого в рабочее время, устанавливается коллективным договором (соглашением) или локальным нормативным актом организации с учетом мнения выборного профсоюзного органа или иного представительного органа работников.
12. Работники плавсостава могут привлекаться с письменного согласия работника к выполнению обязанностей недостающих по штату работников, перегрузочным и другим работам, не входящим в круг их прямых должностных обязанностей.
13. Максимально допустимая продолжительность ежедневной работы (смены) работника плавсостава, включая время несения вахт (работ), выполнения наряду со своими обязанностями работы за недостающего по штату работника и выполнения дополнительных работ, не входящих в круг его прямых должностных обязанностей, не должна превышать 12 часов.
14. Продолжительность периода ежедневной двенадцатичасовой работы при двухсменном режиме работы работников плавсостава самоходных судов (за исключением скоростных) не должна превышать 30 суток подряд.
При работе флота на реках с ограниченными сроками навигации при обеспечении завоза грузов в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности для работников плавсостава может устанавливаться двухсменный режим работы с продолжительностью ежедневной работы 12 часов на весь полноводный период со дня официального открытия навигации в данном регионе, но не более чем на 3 месяца.
Продолжительность периода работы в двухсменном режиме и порядок смены бригад устанавливается работодателем с учетом мнения выборного профсоюзного органа или иного представительного органа работников.
15. Продолжительность вахт в ночное время не сокращается.
III. Время отдыха
16. Работники плавсостава в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право на следующие виды отдыха:
— ежедневный отдых;
— перерывы в течение рабочего дня, включая время для приема пищи;
— выходные дни (еженедельный непрерывный отдых);
— нерабочие праздничные дни;
— ежегодный основной оплачиваемый отпуск и ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска.
17. В тех случаях, когда по условиям работы работнику плавсостава перерыв для приема пищи установить нельзя, ему должна быть предоставлена возможность приема пищи в течение рабочего времени, при этом время для приема пищи включается в рабочее время, если работник на этот период не освобождается от выполнения возложенных на него обязанностей.
18. Продолжительность периодов времени между временем несения вахт и выполнения судовых работ (далее — время ежедневного отдыха) не может быть менее 12 часов. При этом один из перерывов в работе должен быть не менее 8 часов непрерывного отдыха; при работе экипажей по бригадному методу обслуживания судов — не менее 6 часов. Продолжительность остальных перерывов перед заступлением на ходовую вахту должна составлять не менее 4 часов.
При бригадном методе обслуживания судов с непрерывным несением работниками плавсостава вахт (смен) продолжительностью 12 часов непрерывный отдых между вахтами должен составлять не менее 24 часов.
19. Работникам плавсостава за работу сверх нормальной продолжительности рабочего времени за учетный период, включая работу в выходные и нерабочие праздничные дни, предоставляются суммированные дни отдыха.
20. Число суммированных дней отдыха, полагающихся работнику плавсостава за работу сверх установленной продолжительности рабочего времени, определяется делением разницы между фактически отработанным временем за учетный период в часах по графику вахт (смен) по основной должности (без учета времени выполнения работ за недостающих по штату работников, аварийных и авральных работ, работ, не входящих в круг его прямых должностных обязанностей, а также времени работ в нерабочие праздничные дни, компенсированные по соглашению сторон оплатой) и нормой рабочего времени за этот же период на продолжительность ежедневной работы (смены), установленную в пункте 6 настоящего Положения.
Пример: Работник плавсостава отработал на судне в 2002 году с 1 июня по 5 сентября включительно по 8-часовому графику 97 дней. За время работы он использовал 2 дня отдыха, а за работу в нерабочий праздничный день 12 июня ему была выплачена компенсация в размере двойной часовой ставки по его должности.
Общее число отработанных им на судне часов за рассматриваемый период составило 752 часа <8 часов х (97 - (2 + 1) дней>.
Норма рабочего времени по общему правилу исчисляется исходя из расчетного графика пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями в субботу и воскресенье при продолжительности ежедневной работы при 40-часовой рабочей неделе 8 часов и в предпраздничные дни 7 часов.
Исчисленная в установленном порядке норма рабочего времени за период с 1 июня по 5 сентября 2002 года составляла 543 часа (18 рабочих дней в июне по 8 часов и один рабочий день 11 июня 7 часов — 151 час, в июле — 184 часа, в августе — 176 часов и 4 рабочих дня в сентябре по 8 часов — 32 часа).
Таким образом, указанному работнику плавсостава за время работы должно быть предоставлено 26 дней отдыха <(752 час. - 543 час.) : 8 час.>.
21. Суммированные дни отдыха предоставляются работникам плавсостава в течение учетного периода как в навигационный, так и в межнавигационный период. В случае производственной необходимости работодатель с учетом мнения выборного профсоюзного органа или иного представительного органа работников и при условии письменного согласия работника может перенести использование суммированных дней отдыха за пределы учетного периода, но не более чем на один год.
22. В период навигации при длительной стоянке судов в пунктах погрузки и выгрузки, в пунктах приписки работникам плавсостава по их письменному заявлению могут предоставляться суммированные дни отдыха, указанные в пункте 19, в любой день недели. При этом продолжительность непрерывного отдыха работников плавсостава не может быть менее 24 часов. В остальных случаях суммированные дни отдыха предоставляются по согласованию с работниками.
23. Очередность предоставления суммированных дней отдыха в период навигации устанавливается капитаном (командиром, шкипером) судна с учетом мнения выборного профсоюзного органа или иного представительного органа работников.
Очередность предоставления суммированных дней отдыха в межнавигационный период устанавливается работодателем.
24. В период предоставления суммированных дней отдыха работники плавсостава могут, по их письменному заявлению, привлекаться к работе на судах и к береговым работам. В этом случае производится оплата за выполненную работу, а суммированные дни отдыха на другой срок не переносятся.
25. В тех случаях, когда работнику плавсостава невозможно предоставление суммированных дней отдыха полностью, по письменному заявлению работника плавсостава неиспользованные дни отдыха могут быть заменены денежной компенсацией.
IV. Аварийные и авральные работы
26. Работники плавсостава обязаны выполнять объявленные капитаном работы на судне, выполнение которых требует вызова всего или части экипажа в помощь вахтенным (аварийные и авральные работы). Аварийные и авральные работы производятся по распоряжению капитана (командира, шкипера) судна в течение установленной и сверх установленной продолжительности рабочего дня.
27. К аварийным работам на судах внутреннего водного транспорта относятся:
работы по спасанию людей, судов, судового имущества и грузов;
работы по ликвидации пожара на своем судне или на других судах и береговых объектах, переводу судна в безопасное место;
работы по ликвидации аварии, повреждения судна или неисправности механизмов, если эта авария, повреждение, неисправность препятствуют дальнейшему движению судна;
работы по оказанию помощи другим судам, терпящим бедствие;
работы по спасанию поврежденных плотов;
работы по снятию своего судна, других судов или плотов с мели и по снятию грузов с судов, когда они терпят бедствие;
работы, связанные с переводом судов в убежище при штормовой погоде;
заявка по тревогам: общесудовой, шлюпочной и «человек за бортом».
28. К авральным работам на судах внутреннего водного транспорта относятся:
работы по формированию и расформированию состава судов, плотов;
подъем якорей и выборка буксирных тросов вручную на несамоходных судах;
выход на швартовые операции при неблагоприятных гидрометеорологических условиях, шлюзовании, подъеме на слип (спуске судна со слипа), при постановке в док (выходе из дока), к необорудованному причалу, берегу (отходе от причала, берега);
укладка, подъем мачт вручную при проследовании под мостами и воздушными переходами;
работы по открытию и закрытию грузовых люков вручную, устройству и уборке грузовых мостков, сходен и палуб от остатков груза;
работы по установке и перестановке земснарядов, дебаркадеров и понтонов, брандвахт, плавучих гидроперегружателей и других плавучих сооружений, по перекладке трубопровода рефулерного земснаряда.
С учетом особенностей эксплуатации отдельных судов и мнения выборного профсоюзного органа или иного представительного органа работников работодатель может относить к числу авральных и другие работы, связанные с необходимостью вызова для их выполнения работников плавсостава, свободных от вахты.
К числу таких работ, в частности, могут быть отнесены:
работы, связанные с подготовкой судов танкерного флота к грузовым операциям и окончанием погрузки;
судовождение в озерных условиях при ограниченной видимости (впередсмотрящий, матрос на якоре, матрос на руле);
усиленная вахта при плавании в ледовых условиях (заводка буксирного троса, матрос на якоре, впередсмотрящий);
работы, связанные с установкой и снятием навигационных знаков обстановки.
29. Авральные работы, выполняемые работниками плавсостава сверх установленной графиком вахт (работ) продолжительности рабочего времени, учитываются особо (табелем на авральные работы).
30. При эксплуатации судов на морских путях действует перечень авральных работ, предусмотренный особенностями режима рабочего времени и времени отдыха работников плавающего состава судов морского флота.
31. Рабочее время и время отдыха работников плавсостава в межнавигационный период при их использовании на зимнем отстое, саморемонте и других работах регулируется трудовым законодательством Российской Федерации и правилами внутреннего трудового распорядка организаций.
V. Порядок учета рабочего времени работников плавсостава в период навигации
32. Учет рабочего времени, фактически отработанного каждым работником плавсостава в период навигации, осуществляется в порядке, установленном работодателем.

Положение об Администраторе судов

ПОЛОЖЕНИЕ

об Администраторе судов по Актюбинской области Департамента по обеспечению деятельности судов при Верховном Суде Республики Казахстан (аппарата Верховного Суда Республики Казахстан)

1. Общие положения

1. Администратор судов по Актюбинской области
(далее–Администратор судов) является территориальным органом Департамента по обеспечению деятельности судов при Верховном Суде Республики Казахстан (аппарата Верховного Суда Республики Казахстан) (далее–Департамент).

2. Администратор судов руководствуется Конституцией Республики Казахстан, Конституционным законом Республики Казахстан «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан», законами Республики Казахстан, актами Президента и Правительства Республики Казахстан, иными нормативными правовыми актами, а также настоящим Положением.

3. Администратор судов входит в единую систему органов по обеспечению деятельности Верховного Суда Республики Казахстан, местных и других судов.

4. Администратор судов является юридическим лицом в организационно-правовой форме государственного учреждения, имеет печати, штампы со своим наименованием и счета в банках, в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

5. Администратор судов вступает в гражданско-правовые отношения от собственного имени.

6. Структура и лимит штатной численности Администратора судов утверждается Руководителем Департамента по представлению руководителя Администратора судов в пределах общего лимита штатной численности, утвержденного Президентом Республики Казахстан.

7. Юридический адрес Администратора судов: Республика Казахстан, 030019, Актюбинская область, город Актобе, ул.Сатпаева, дом № 2Б.

8. Полное наименование Администратора судов – Республиканское государственное учреждение «Администратор судов по Актюбинской области Департамента по обеспечению деятельности судов при Верховном Суде Республики Казахстан (аппарата Верховного Суда Республики Казахстан)».

9. Финансирование деятельности Администратора судов осуществляется из республиканского бюджета.

2. Основные задачи, функции и права Администратора судов

10. Основными задачами Администратора судов являются организационное и материально-техническое обеспечение деятельности областного, районных и приравненных к ним судов, в том числе военного суда Актюбинского гарнизона.

11. Администратор судов в рамках установленных полномочий осуществляет следующие функции:

1) материально-техническое обеспечение деятельности судов;

2) организационное обеспечение деятельности судей по отправлению правосудия;

3) организационное и методическое руководство деятельностью судебных приставов;

4) подготовка информации в Департамент о состоянии организационного, материально-технического и иного обеспечения деятельности местных и других судов;

5) в установленном законодательством порядке кадровое обеспечение работы судов;

6) организационное обеспечение работы председателя областного суда, органов областного суда;

7) обеспечение исполнения решений, принятых председателем и пленарным заседанием областного суда;

8) разработка нормативов нагрузки судей и работников судов;

9) организация строительства, ремонта и технического оснащения зданий и помещений и других объектов местных и других судов и Администратора судов;

10) организация охраны помещений и другого имущества местных и других судов и Администратора судов;

11) ведение судебной статистики;

12) ведение персонального учета судей и работников Администратора судов;

13) ведение бухгалтерского учета и отчетности в соответствии с законодательством;

14) организация в соответствии с законодательством материального и социального обеспечения судей, в том числе пребывающих в отставке, и работников Администратора судов;

15) ведение делопроизводства и работы архивов судов;

16) взаимодействие с государственными органами и иными организациями по вопросам обеспечения деятельности судов;

17) обеспечение взаимодействия местных и других судов со СМИ;

18) обеспечение работы по оказанию местными и другими судами правовой помощи судам иностранных государств, согласно международным договорам;

19) обеспечение работы по защите государственных секретов и информационной безопасности в судах;

20) организация работы по судебному образованию, повышению квалификации судей, судебных работников и прохождению ими стажировки;

21) рассмотрение обращений физических и юридических лиц;

22) осуществление иных функций, возложенных на Администратора судов в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

12. Администратор судов в пределах своей компетенции вправе:

1) запрашивать в установленном порядке у государственных органов, организаций и должностных лиц необходимые документы и материалы;

2) проводить в рамках своей компетенции проверки в канцеляриях районных и приравненных к ним судах;

3) вносить Руководителю Департамента по согласованию с председателем областного суда предложения по вопросам охраны труда, материального и социального обеспечения судей и работников местных и других судов;

4) пользоваться в рамках своей компетенции доступными информационными банками данных, имеющихся в государственных органах в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

5) осуществлять иные права, предусмотренные законодательством Республики Казахстан.

3. Организация деятельности Администратора судов

13. Администратор судов возглавляет руководитель, назначаемый на должность Руководителем Департамента, с согласия пленарного заседания областного суда.

14.Освобождение от должности руководителя Администратора судов осуществляется Руководителем Департамента. Пленарное заседание областного суда вносит Руководителю Департамента представление об освобождении от должности руководителя Администратора судов.

15. Руководитель Администратора судов имеет заместителя, назначаемого на должность и освобождаемого от должности Руководителем Департамента по представлению руководителя Администратора судов.

16. Руководитель Администратора судов организует и осуществляет руководство работой Администратора судов, несет персональную ответственность за выполнение возложенных задач и осуществление им своих функций.

В этих целях руководитель Администратора судов:

1) в установленном законодательством порядке назначает и освобождает работников Администратора судов (в том числе филиалов);

2) принимает меры, направленные на противодействие коррупции и несет персональную ответственность за принятие антикоррупционных мер;

3) утверждает положения о структурных подразделениях Администратора судов;

4) утверждает функциональные обязанности (должностные инструкции) руководителей и работников структурных подразделений Администратора судов;

5) в установленном законодательством порядке решает вопросы поощрения, оказания материальной помощи или наложения дисциплинарных взысканий на работников Администратора судов (в том числе филиалов);

6) в пределах своей компетенции представляет Администратор судов во взаимоотношениях с государственными органами, гражданами и организациями;

7) вносит Руководителю Департамента предложения об установлении штатной численности работников Администратора судов (в том числе филиалов);

8) по вопросам своей компетенции издает приказы;

9) осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством Республики Казахстан и настоящим Положением.

17. Канцелярии районных и приравненных к ним судов являются филиалами Администратора судов (перечень филиалов прилагается).

18. Заведующий канцелярией районного и приравненного к нему суда обеспечивает деятельность судей по отправлению правосудия, организует делопроизводство и работу архива, ведет судебную статистику и осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством Республики Казахстан.

4. Имущество Администратора судов

19. Администратор судов имеет на праве оперативного управления обособленное имущество, которое относится к республиканской собственности.

20. Имущество Администратора судов формируется за счет имущества, переданного ему государством, и состоит из основных и оборотных средств, а также иного имущества, стоимость которого отражается на балансе Администратора суда.

21. Администратор судов не вправе самостоятельно отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом, за исключением случаев и пределов, установленных законодательством Республики Казахстан.

5. Реорганизация и упразднение Администратора судов

22. Реорганизация и упразднение Администратора судов осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Приложение к Положению

об Администраторе судов по Актюбинской области Департамента по обеспечению деятельности судов при Верховном Суде Республики Казахстан (аппарата Верховного Суда Республики Казахстан)

Перечень филиалов Администратора судов

по Актюбинской области

1. Канцелярия суда города Актобе;

2. Канцелярия суда №2 города Актобе;

3. Канцелярия Айтекебийского районного суда;

4. Канцелярия Алгинского районного суда;

5. Канцелярия Байганинского районного суда;

6. Канцелярия Иргизского районного суда;

7. Канцелярия Каргалинского районного суда;

8. Канцелярия Кобдинского районного суда;

9. Канцелярия Мартукского районного суда;

10. Канцелярия Мугалжарского районного суда;

11. Канцелярия районного суда №2 Мугалжарского района;

12. Канцелярия Темирского районного суда;

13. Канцелярия Уилского районного суда;

14. Канцелярия Хромтауского районного суда;

15. Канцелярия Шалкарского районного суда;

16. Канцелярия специализированного межрайонного суда по уголовным

17. Канцелярия специализированного административного суда города

18. Канцелярия специализированного межрайонного экономического

19. Канцелярия специализированного межрайонного суда по делам

Новые Правила По Охране Труда На Судах Речного и Морского Флота в Действии!

Приветствую, уважаемые друзья! Предлагаю вашему вниманию аналитическую заметку по новым правилам по охране труда на судах речного и морского флота от моей помощницы (консультанта) по социальной группе ОХРАНА ТРУДА ВКонтакте Светланы Подберезиной (Борисевич), и сами правила в формате MS Word.

Правила по охране труда на судах морского и речного флота были утверждены Приказом Минтруда России от 05.06.2014 № 367н и зарегистрированы в Минюсте России 04.08.2014 под номером 33445.

Настоящие правила вступают в силу с завтрашнего дня, т.е. с 02.06.2015 года.

Ключевые вопросы по теме:

Для чего приняты новые правила охраны труда на судах?
Кто будет проверять соблюдение правил?
Что нового появилось в правилах и какова их структура?
Какие обязанности и ответственность установлены в области охраны труда?
Какие требования установлены к проведению работ повышенной опасности?

ПРАВОВАЯ БАЗА

Самые необходимые нормативные акты по этой теме вы найдете здесь.

Для чего приняты новые правила охраны на судах морского и речного флота.

Современные правила по охране труда, учитывающие как национальные, так и международные требования, – важнейший элемент безопасных условий труда на судах. В связи с ратификацией Российской Федерацией Конвенции МОТ от 23 февраля 2006 г. «О труде в морском судоходстве» были разработаны и утверждены Правила по охране труда на судах морского и речного флота (далее – Правила). Указанный документ введен приказом Минтруда России от 5 июня 2014 г. № 367н, зарегистрирован в Минюсте России 4 августа 2014 г. № 33445 и вступает в силу 2 июня 2015 года. Правила воплотили в себе также положения Свода правил МОТ 2001 г. «Предупреждение несчастных случаев на судне в море и порту».

Новые правила приняты с целью не только реализовать в России международные нормы, но и систематизировать законодательство по охране труда на судах. С момента вступления Правил в силу перестанут действовать:

  • РД 31.81.10-91 «Правила техники безопасности на судах морского флота»;
  • Правила безопасности труда на судах речного флота (утверждены приказом Минречфлота РСФСР от 25 декабря 1987 г. № 242);
  • РД 31.87.02-95 «Положение об обучении и инструктаже по охране труда работников плавающего состава судов морского транспорта»;
  • РД 31.81.01-87 «Требования техники безопасности к морским судам»;
  • Требования к конструкции судов внутреннего водного транспорта и судовому оборудованию (утверждены распоряжением Минтранса России от 15 мая 2003 г. № НС-59-р).
  • Правила распространяются на работодателей (судовладельцев), экипажи судов морского и речного флота, плавающих под флагом Российской Федерации, находящихся в эксплуатации, отстое, ремонте, реконструкции, независимо от их типа и форм собственности, зарегистрированные в установленном порядке, за исключением судов, занятых рыбным или аналогичным промыслом, военных кораблей и вспомогательных судов Военно-Морского Флота РФ.

    КТО БУДЕТ ПРОВЕРЯТЬ СОБЛЮДЕНИЕ ПРАВИЛ?

    Надзор за соблюдением Правил будет вести федеральная инспекция труда (ст. 353 ТК РФ). Ростехнадзор и прочие ведомства отношения к этому не имеют. Общественный контроль будет проводиться уполномоченными представителями профсоюза. Как правило, это руководители, технические и правовые инспекторы труда.

    Контроль за соблюдением Правил на рабочих местах членов экипажей судна организует работодатель (судовладелец). Непосредственными исполнителями будут специалисты служб (отделов) охраны труда, безопасности мореплавания, механико-судовых служб.

    ЧТО НОВОГО ПОЯВИЛОСЬ В ПРАВИЛАХ И КАКОВА ИХ СТРУКТУРА?

    Правила состоят из трех частей.

  • Общие положения.
  • Охрана труда на судах, находящихся в эксплуатации.
  • Охрана труда на проектируемых, вновь строящихся и реконструируемых судах.
  • Воплощая международные требования, в правила ввели новые разделы.

    1. Обязанность и ответственность судовладельца и командного состава.
    2. Система допуска к работе.
    3. Требования охраны труда при общесудовых работах.
    4. Обеспечение членов экипажа судна специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты.
    5. Требования охраны труда при работах в замкнутых, труднодоступных, плохо вентилируемых помещениях.
    6. Требования охраны труда при работах на высоте и за бортом.
    7. Обучение по охране труда и проверка знаний требований охраны труда.
    8. Впервые в правилах указали, какие документы должны находиться на судах.

    9. Система управления охраной труда на судне.
    10. Нормативно-техническая документация по охране труда.
    11. Учетно-отчетная документация.
    12. Документы контролирующих надзорных органов.
    13. Карты специальной оценки условий труда.
    14. Сертификаты соответствия организации работ по охране труда.
    15. Документация по обучению вопросам охраны труда.
    16. Копия коллективного договора, заключенного работодателем (судовладельцем) с первичной профсоюзной организацией или иным представительным органом работников (при его наличии).
    17. На судах, совершающих международные рейсы, с валовой вместимостью 500 или более регистровых тонн дополнительно нужно иметь свидетельство о соответствии трудовым нормам в морском судоходстве и декларацию о соблюдении трудовых норм в морском судоходстве.

      Еще одно новое положение, не отраженное в прежних правилах, – возможность создания на судне по инициативе работодателя (судовладельца) и (или) по инициативе работников либо их представительного органа комитетов (комиссий) по охране труда. Впрочем, оно перекочевало из статьи 218 Трудового кодекса.

      В Правилах также рассматриваются особенности обучения и проверки знаний экипажей судов, обеспечение членов экипажа судов специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты. Данные разделы не заменяют, например, постановление Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 г. № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций», а только уточняют некоторые особенности применения законодательства в судовых условиях.

      КАКИЕ ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ УСТАНОВЛЕНЫ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА?

      Правилами установлены обязанности и пределы ответственности судовладельца и командного состава в области охраны труда.

      Работодатель (судовладелец) обязан обеспечить:

    18. наличие системы управления охраной труда;
    19. регулярное инспектирование всех рабочих мест;
    20. выявление, оценку рисков, управление ими, информирование членов экипажа о них;
    21. безопасность членов экипажа при эксплуатации судового оборудования, инструментов и выполнении судовых работ;
    22. наличие подготовленных в установленном порядке специалистов по оказанию первой медицинской помощи и медицинскому уходу;
    23. организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильным применением членами экипажа средств индивидуальной и коллективной защиты;
    24. проведение санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания членов экипажа;
    25. рассмотрение всех поступающих с судна предложений о мерах по созданию безопасных и здоровых условий труда;
    26. наличие необходимых документов по охране труда;
    27. организацию работы судовых комитетов по охране труда (при их наличии);
    28. разработку технологических карт или инструкций по безопасному выполнению судовых работ;
    29. обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда капитанов, лиц командного состава и членов экипажа.
      • безопасные условия труда, соблюдение требований охраны труда;
      • выполнение требований действующей в судоходной компании системы управления охраной труда;
      • выполнение требований Государственной инспекции труда.
      • Ответственный за организацию работ по охране труда на судне должен:

      • вести судовую документацию системы управления охраной труда;
      • совместно с руководителями судовых служб составлять заявки на обеспечение членов экипажа СИЗ;
      • участвовать в проверках состояния охраны труда на рабочих местах членов экипажа;
      • участвовать в работе судового комитета по охране труда;
      • участвовать в работе комиссии по расследованию несчастных случаев, оформлять документы по расследованию несчастных случаев.
      • Руководители судовых служб обеспечивают соблюдение Правил в своих подразделениях. Они же организуют обучение членов экипажа судов своей службы или подразделения безопасным приемам и методам работы.

        Кроме того, капитан и командный состав должны следить за тем, чтобы:

      • все механизмы, устройства, системы и оборудование эксплуатировались в соответствии с требованиями инструкций по эксплуатации, правил технической эксплуатации;
      • все механизмы, устройства, системы и оборудование осматривались, проверялись и испытывались в сроки, установленные инструкциями, правилами технической эксплуатации;
      • при работе механизмов и другого оборудования судна все движущиеся и вращающиеся их части, а также отверстия в оборудовании, через которые в процессе эксплуатации могут выделяться пламя, горячие газы, пыль, лучистая теплота, были закрыты или ограждены;
      • проемы палубы и рабочие места, расположенные на высоте от 500 мм и выше (площадки управления, наблюдения), имели закрепленные леерные ограждения.
      • Члены экипажа обязаны:

      • сообщать своему непосредственному начальнику о замеченных неисправностях судового оборудования, систем, устройств, трапов, средств страховки, представляющих опасность, а также обо всех нарушениях правил и инструкций по охране труда;
      • использовать предохранительные приспособления и СИЗ в соответствии с выполняемой работой;
      • выполнять требования инструкций по охране труда;
      • при несчастном случае немедленно прекратить воздействие внешних травмирующих факторов, оказать первую помощь пострадавшему, сообщить о событии вахтенному помощнику капитана (вахтенному механику) и, по возможности, сохранить обстановку на месте происшествия для расследования.
      • ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ РАБОТ ПОВЫШЕННОЙ ОПАСНОСТИ

        В категорию повышенной опасности входят следующие судовые работы:

      • выполняемые на высоте и за бортом;
      • выполняемые с использованием изолирующих СИЗ в помещениях с недостатком кислорода или наличием вредных газов и паров;
      • связанные с нахождением в плохо вентилируемых закрытых помещениях, колодцах, тоннелях;
      • связанные с проверкой воздушной среды при вскрытии трюмов с различными (окисляющимися или токсичными) грузами;
      • выполняемые в междудонных отсеках, балластных, топливных, масляных танках, емкостях для хранения пресной воды;
      • связанные с электро- и газосварочными, огневыми работами (за исключением сварочных работ в специально оборудованных помещениях);
      • выполняемые в выхлопных трактах главных двигателей, в дымоходах и дымовых трубах котлов и требующие оформления разрешения.
      • Правилами установлено, что для проведения таких работ необходимо иметь определенный перечень документов и получить специальное разрешение. Перечень должен быть утвержден работодателем (судовладельцем).

        В Правилах закреплены требования к содержанию разрешения на проведение судовых работ повышенной опасности (далее – Разрешение). В нем должно быть отражено:

      • наименование судовой работы повышенной опасности;
      • Ф.И.О. и должность руководителя работы;
      • время действия Разрешения;
      • сведения о проведении целевого инструктажа по охране труда с исполнителями работ;
      • сведения об осмотре оборудования, инструментов, приспособлений (нахождение в исправном, рабочем состоянии, соответствие требованиям охраны труда, даты испытаний);
      • сведения об обеспечении работающих средствами индивидуальной и коллективной защиты;
      • Ф.И.О. и должность страхующего лица;
      • сведения об оповещении вахтенной службы о предстоящей работе, согласовании и проверке системы связи руководителя и исполнителя работы;
      • Ф.И.О. исполнителя работы, время начала и окончания работы;сведения о завершении работы, извещение вахтенных о завершении работы.
      • Форма Разрешения не приведена намеренно, поскольку это позволяет, не меняя действующего на судне вида документа, при необходимости внести в него дополнения.

        На этом у нас всё. До новых заметок!

        Получайте анонсы новых заметок сразу на свой E-MAIL

    Закрыть меню