Правила нивелировки подкрановых путей

Нивелировка крановых путей

Наша организация профессионально проводит нивелировку крановых путей.Оценка состояния вновь уложенного кранового пути производится на основании визуального осмотра и результатов геодезической разведки.

  • для козловых кранов, работающих на наземных рельсовых путях, данными, указанными в паспорте и РД 10-117-96;РД10-138-97
  • для мостовых кранов проектом для опорных кранов и таблицами для подвесных кранов и электроталей и РД 50:48:0075.03.05.
  • После рихтовки рельсов по вертикали и горизонтали на обеих сторонах пролета необходимо проводить контрольную геодезическую съемку кранового пути.

    В процессе выполнения геодезической съемки крановых путей устанавливают фактическое положение их в плане, составляют профили, устанавливают смещение осей подкрановых балок на опорах и в середине пролета относительно осей несущих элементов зданий и сооружений, устанавливают расстояние между осями рельсов в пролете над каждой колонной и величину их смещения относительно осей подкрановых балок.

    Проверка горизонтальности пути башенных строительных кранов должна производиться не реже одного раза в месяц, а в период оттаивания грунта — через каждые пять дней и каждый раз после ливневых дождей.

    Путь башенного крана должен быть выполнен на всю длину строящегося объекта и на его эксплуатацию получено разрешение местного органа госгортехнадзора. Только в отдельных случаях по согласованию с управлением округа ввод в эксплуатацию крановых путей может быть произведен по участкам. Установленный порядок ввода пути по участкам должен быть отражен в проекте производства работ.

    Иногда используют башенный кран, установленный на одном-двух звеньях пути, для дальнейшей укладки пути (подача шпал, рельсов, подача щебня и т. п.) до предъявления крана инспектору. В этом случае разрешение на работу крана выдает лицо по надзору.

    Ограждение путей башенных кранов, установленных для выполнения строительно-монтажных работ, является эффективной мерой по предупреждению травматизма вследствие хождения рабочих, в том числе стропальщиков, по путям во время работы кранов. В связи с этим ограждение путей башенных строительных кранов должно предусматриваться проектом производства строительно-монтажных работ.

    Ограждение путей предупреждает такие несчастные случаи. Требования об ограждении пути распространяется только на башенные и другие краны, установленные для производства строительно-монтажных работ. Необходимость ограждения пути башенных и козловых кранов, установленных для обслуживания технологического процесса или складов, определяется владельцем крана.

    После проведения нивелировки кранового пути, выдается отчет по результатам проверки (экспертизы) крановых путей в том числе и схема планово-высотной съемки.

    Наша организация профессионально выполняет нивелировку крановых путей. Оценка состояния уложенного кранового пути производится на основании данных геодезической съемки и визуального осмотра.

    При этом руководствуются:

  • для башенных строительных кранов с давлением на колесо до 28 тс включительно Инструкцией по устройству, эксплуатации и перебазированию подкрановых путей для строительных башенных кранов;
  • для козловых кранов, работающих на наземных рельсовых путях, данными, указанными в паспорте и РД 10-117-96; РД10-138-97
  • Инструментальная (геодезическая) проверка пути мостовых кранов производится после его укладки или ремонта.

    При эксплуатации мостовых кранов периодичность проверки пути устанавливается графиком планово-предупредительных ремонтов с учетом режима работы кранов и состояния подкрановых сооружений. Обычно ежегодная геодезическая проверка предусматривается только для кранов тяжелого и весьма тяжелого режимов работы. Внеочередная проверка пути таких кранов производится в случаях, когда при визуальном осмотре установлены сдвиги рельсов, искривление пути и другие неисправности. Для всех остальных кранов, кроме башенных строительных, периодичность геодезической проверки также устанавливается графиком ППР.

    После рихтовки рельсов на обеих сторонах пролета по горизонтали и вертикали необходимо проводить контрольную геодезическую съемку кранового пути.

    В период выполнения геодезической съемки крановых путей устанавливается их положение в плане по факту, составляются профили, устанавливается смещение осей подкрановых балок на опорах и в середине пролета относительно осей несущих элементов зданий и сооружений, устанавливается расстояние между осями рельсов в пролете над каждой колонной и величину их смещения относительно осей подкрановых балок.

    Проверку горизонтальности пути башенных строительных кранов необходимо производить как минимум один раз в месяц, а в период оттаивания грунта — через каждые пять дней и каждый раз после ливневых дождей.

    Путь башенного крана необходимо выполнить на всю длину строящегося объекта, и на его использование должно быть получено разрешение местного органа госгортехнадзора. Только в некоторых случаях по согласованию с управлением округа ввод в эксплуатацию крановых путей возможно произвести по участкам. Установленный порядок ввода пути по участкам должен быть отображен в проекте производства работ.

    Иногда используют башенный кран, установленный на одном-двух звеньях пути, для дальнейшей укладки пути (подача шпал, рельсов, подача щебня и т. п.) до предъявления крана инспектору. В таких случаях разрешение на работу крана выдает лицо по надзору.

    Ограждение путей башенных кранов, установленных для выполнения строительно-монтажных работ, является эффективной мерой по предупреждению получения травм рабочими, в том числе стропальщиков, по путям в период работы кранов. В связи с этим ограждение путей башенных строительных кранов должно быть предусмотрено проектом производства строительно-монтажных работ.

    Требования об ограждении пути распространяется только на башенные и другие краны, установленные для производства строительно-монтажных работ. Необходимость ограждения пути башенных и козловых кранов, установленных для обслуживания технологического процесса или складов, определяется владельцем крана.

    Правила нивелировки подкрановых путей

    В процессе эксплуатации технические параметры подкранового пути могут существенно отклоняться от нормы, что чревато прямой угрозой как грузоподъемной технике, так и обслуживающему персоналу.

    В процессе эксплуатации технические параметры подкранового пути могут существенно отклоняться от нормы, что чревато прямой угрозой как грузоподъемной технике, так и обслуживающему персоналу. Нивелировка подкрановых путей должна осуществляться периодически, в полном соответствии с рабочим графиком.

    Рельсовый подкрановый путь при эксплуатации грузоподъемной техники и механизмов нуждается в постоянном профилактическом осмотре.

    Самыми общими рекомендациями по обслуживанию подкранового пути являются следующие:

    В среднем, нивелировка подкрановых путей необходима не реже 1 раза в месяц.

    Результаты нивелировки подкрановых путей должны записываться в крановый журнал.

    Нивелировка подкранового пути требует специальной технической и практической подготовки. Нивелировка подкранового пути в ООО «НПП «КРАНМОНТАЖ» производится квалифицированными специалистами в кратчайшие сроки.

    «НПП «КРАНМОНТАЖ» предоставляет услуги по профессиональной нивелировке подкрановых путей с помощью самого современного оборудования, а также услуги по комплексному обслуживанию крановых путей:

    — проектирование подкрановых путей

    — строительство подкрановых путей

    — монтаж наземных крановых путей

    — монтаж подкрановых путей

    — экспертиза подкрановых путей

    Предлагаемый технологический процесс ремонта подкрановых путей включает в себя следующие этапы:

    — рихтовка подкрановых путей по осям рельсов;

    — рихтовка подкрановых путей по высоте головок рельсов;

    — ремонт стыков рельсов;

    — замена изношенных рельсов.

    Рихтовка подкрановых путей между осями рельсов производится при помощи рихтователей.

    Рихтовка подкрановых путей по высоте головок рельсов производится при разнице отметок головок рельсов на стыках и при неравномерной осадке колонн здания корпуса.

    В случае неравномерной осадки колонн здания производится подъем подкрановых балок и подкладка пластин необходимой толщины между консолью колонны и подкрановой балкой. Ремонт стыков рельсов производится путем обрезки концов стыкуемых рельсов под прямым или косым углом с последующей сдвижкой и установкой временных вставок. При ремонте стыков с применением сварки производится предварительная обрезка конца одного рельса.

    Сварка производится согласно технологии на сварку рельсов. При износе рельсов по всей длине или на отдельных участках его производится замена всего рельса. Соединение стыкуемых рельсов между собой производят с помощью накладок при прямом или косом стыке.

    Нивелировка подкрановых путей с указанием допустимых отклонений

    Пример нивелировки подкрановых путей

    Под нивелировкой подкрановых путей подразумевают инженерно-геодезические работы связанные с измерением основных параметров подкрановых путей, их геометрических характеристик, местоположения в плане и пространстве. Данная работа требует высочайшего мастерства геодезистов, высокоточного оборудования, опыта работы и умения.

    Выходной информацией для определения сроков и стоимости работ является: местоположение объекта, необходимый объем выполнения работ (длина исследуемого участка подкранового пути), высота ведения работ, наличие непосредственного доступа к объекту, возможность приостановки технологических операций связанных с использованием подъемных машин и механизмов на данном участке на время измерений. При получении данной информации наш коммерческий отдел в оперативном порядке формулирует сметную стоимость и делает предложение на выполнение работ.

    Заказчик вправе (по сути это необходимость) сделать запрос на предоставление разрешительной документации на проведения подобного рода работ, наличие сертификатов и сведений о исправности оборудования (поверки). Продолжительность измерительной части работ зависит от требования заказчика, мы подстраиваемся под вас, ведь для достижения высокого качества съемки необходима приостановка работ и соответственно на предприятии могут возникнуть простои.

    Необходимые временные затраты на камеральную обработку результатов зависит от наличия исходных материалов у заказчика (чертежей), как на бумажном так и в электронном виде, и не займет более 3 — 4-х рабочих дней. По истечению указанного срока заказчик получает исполнительную съемку подкранового пути с указанием фактических и допустимых отклонений, заключение и рекомендации. Данный документ подкрепляется печатью предприятия и именным сертификатом инженер-геодезиста.

    Параллельно выполнению нивелировки подкрановых путей рекомендуется произвести геодезическую съемку основных параметров самих подъемных механизмов (кранов) непосредственно эксплуатирующих данный подкрановый путь. Данная съемка позволит определить нынешнее эксплуатационное состояние кранов, их геометрические характеристики (разность в осевых длинах и расстояния, строительные подъем (прогиб балки) и другие). Также каждый отчетный период (для подъемных машин разного типа интервал инспектирования может быть отличаться, средняя периодичность 1 раз в год) необходимо заключение крановой инспекции которое невозможно получить без соответствующей геодезической исполнительной съемки. Когда выполняется нивелировка крановых путей, устанавливается их фактическое положение согласно плану и составляются профили.

    Подобные изыскания производятся для контроля за состоянием столь ответственного механизма как подъемная машина. Периодичность контроля данного элемента производственной цепочки регламентируется нормами и правилами, а также указаниями и инструкциями по эксплуатации оборудования и подъемных механизмов.

    Наша организация специализируется на выполнении геодезических изысканий связанных с нивелировкой, выверкой и другими высокоточными измерительными работами. Мы имеем многолетний опыт работы в данном направлении, обладаем высококвалифицированными специалистами, новейшим оборудованием и программным обеспечением, вся наша работа подкреплена всевозможными разрешительными документами (лицензии, сертификаты), а также примерами выполнения подобных работ. Результаты геодезической съемки могут быть использованы, в виде схемы для принятия проектного решения по ликвидации отклонений и созданий благоприятных условий для работы подкранового пути в эксплуатационном состоянии, подтверждением выполнения работ по рихтовке или установке (монтажа) рельс, поточного контроля и наблюдения за деформациями во времени.

    Заказать услугу нивелировки подкрановых путей с указанием допустимых отклонений, вы сможете позвонив нашему специалисту по телефону, указанному на сайте. Все что от вас требуется — это оставить заявку на выполнение геодезических работ и уже в ближайшее время на вашем участке будут работать наши геодезисты.

    citatecelebre

    Журнал Нивелировки Подкрановых Путей

    Нивелировка / рихтовка подкрановых путей. Стоимость можно узнать по телефону. 8-800-775-38-84 (Бесплатный звонок по России). Профессиональная нивелировка подкрановых путей от «ПКФ «Голиаф-Кран» – залог длительной и надежной работы вашего крана.

    Почему-то принято считать, что нивелировка подкрановых путей необходима лишь для козловых и башенных кранов, работающих на открытом воздухе. Наш многолетний опыт ремонта и технического обслуживания грузоподъемного оборудования позволяет с уверенностью заявить:. нивелировка подкрановых путей – это ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ элемент профилактики ЛЮБОГО ГПМ. При постоянной эксплуатации грузоподъемного механизма подкрановые пути испытывают воздействие, в результате которого возникают отклонения от нормируемых размеров – и по высоте, и в плане, и это – верный путь к аварии.

    Кроме того, необходимость проведения регулярной нивелировки подкрановых путей с фиксацией результатов в специальном журнале – это нормативное требование. Если по результатам нивелировки подкрановых путей обнаружились планово-высотные отклонения, превышающие допустимые, то необходима рихтовка рельсов. При профилактических осмотрах кранового хозяйства, кроме нивелировки подкрановых путей проверяется наличие и надежность тупиковых упоров, качество стыков рельсов и крепления их к полушпалкам или подкрановым балкам. Нивелировка подкрановых путей – дело для специалиста-геодезиста.

    Журнал Нивелировки Подкрановых Путей Образец

    Очевидно, что содержать в штате квалифицированного геодезиста может позволить себе лишь крупное предприятие, с большим крановым хозяйством. Если в ведении вашего предприятия менее пяти кранов, то экономически более целесообразно заказать нивелировку подкрановых путей в «ПКФ «Голиаф-Кран». Закажите выезд специалиста, и наши специалисты не только выполнят профессиональную нивелировку подкрановых путей, но и дадут рекомендации по их рихтовке – порекомендуют толщину подкладок под крановые рельсы или высоту подъема подкрановых балок, оценят потребность в подсыпке гравием путей, необходимость установки дополнительных стяжек между рельсами и т. д. На нашем счету – не один и не два объекта, на которых благодаря регулярной нивелировке мы обеспечили бесперебойную работу кранового хозяйства заказчиков.

    Журнал Нивелировки Подкрановых Путей Образец Заполнения

    Кроме того, необходимость проведения регулярной нивелировки подкрановых путей с фиксацией результатов в специальном журнале – это. Акт технического … — Образец акт нивелировки подкрановых путей а материалы как бы проданные нам Генподрядчиком надо в этом журнале учитывать? Нивелировка подкрановых путей производится с периодичностью, проводиться с необходимой фиксацией результатов в специальном журнале. Нивелировка подкрановых путей должна осуществляться периодически, в полном подкрановых путей должны записываться в крановый журнал.

    Также мы производим ремонт подкрановых путей, в том числе и рихтовку подкрановых путей согласно проектной документацией, разработанной с учетом результатов обследования и геодезической съемки. ВНИМАНИЕ: «ПКФ «Голиаф-Кран» при производстве работ использует только типовые технологические карты. Рихтовку подкрановых путей осуществляем, как правило, сразу по всей длине. Допускается ведение рихтовки по частям – но с ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ разработкой дополнительных мер по технике безопасности.

    Для контроля качества работ и оперативного решения технических вопросов предприятие-владелец крана приказом назначает ответственное лицо. Допуск к производству работ по рихтовке подкрановых путей должен производиться по наряду, выданному владельцем (заказчиком) крана. Во время производства работ, троллеи и фестонную систему отключают от крана.

    При рихтовке подкрановых путей по частям, троллеи и фестонную систему отсоединяем от источников электроснабжения, а на путях устанавливаем тупиковые опоры. Сдачу подкрановых путей после рихтовки производим по акту с обязательным приложением высотно-плановой съемки, актов на скрытые работы, сертификатов на материалы и электроды и копий паспортов сварщиков. При выполнении высотно-плановой съемки подкрановых путей и производстве работ по рихтовке мы соблюдаем все правила техники безопасности и требования Ростехнадзора. Заказать бесплатный выезд специалиста можно прямо сейчас.

    ЗАКАЗАТЬ ВЫЕЗД СПЕЦИАЛИСТА.

    Сейчас на работе меня заставляют проводить Нивелировку подкрановых путей, балок, талей (никогда этого не делал). Прикидки как.

  • Нивелировка подкрановых путей : оперативный документооборот, гарантии качества работ. Бесплатное составление сметной документации.
  • Обслуживание путей: нивелировка и ремонт подкрановый путей мостовых Изменение технических параметров подкрановых путей, происходящие в Результаты всех процедур нивелировки фиксируются в крановом журнале.

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Безопасность работы и нормальные условия эксплуатации грузоподъемных кранов на рельсовом ходу, долговечность и надежность подкрановых конструкций в значительной, мере зависят от соблюдения проектной геометрии подкрановых путей.

Контроль соблюдения проектных геометрических параметров подкрановых путей как в стадии их сооружения, так и в период эксплуатации выполняется, как правило, геодезическими методами. От геодезических измерений, выполняемых для достижения необходимой точности, зависит качество установки подкрановых путей и достоверность определения фактического положения элементов.

Специалист, выполняющий контроль геометрических параметров путей, должен четко знать требуемую точность измерений, параметры, подлежащие контролю, и их предельные, отклонения от проектных, методы измерения, и приборы, обеспечивающие необходимую точность.

Поскольку в строительстве используется большое количество грузоподъемных, кранов, различающихся по конструкции, назначении и способу перемещения грузов, то при выборе того или иного типа крана следует руководствоваться их характеристиками, приведенными в приложении.

1. ОРГАНИЗАЦИЯ ГЕОДЕЗИЧЕСКИХ РАЗБИВОЧНЫХ РАБОТ И КОНТРОЛЬНЫХ ИЗМЕРЕНИй КРАНОВЫХ ПУТЕЙ

В период строительства подкрановых путей строительная организация (генподрядчик, субподрядчик) должна выполнять разбивку основных осей и вынос отметки подкрановых путей от геодезической основы, созданной заказчиком [5, 7].

При выполнении работ субподрядной организацией генподрядчик, обязан до начала работ передать ей по акту геодезическую разбивку основных осей и отметок, закрепленных в натуре.

В процессе строительства генподрядная или субподрядная организация (каждая в соответствии с выполненными ими работами) должна осуществлять геодезический контроль, который заключается:

в инструментальной проверке фактического положения возводимых конструкций в плане и по высоте;

в исполнительной геодезической съемке фактического положения элементов конструкций, закрепленных постоянно по окончании монтажа;

в составлении и оформлении исполнительной схемы: планово-высотного положения подкранового пути.

Согласно СНиП III-2-75, в обязанности генподрядных организаций входит выборочный контроль выполненных субподрядными организациями работ в части соблюдения геометрических параметров проекта. Субподрядная организация обязана предоставлять генподрядной организации необходимые материалы и сведения по геодезическим работам.

Исполнительная геодезическая съемка геометрических параметров подкрановых путей перед сдачей их в эксплуатацию должна выполняться геодезической службой строительной организации. В процессе эксплуатации подкрановых путей периодические исполнительные съемки обязаны выполнять линейные ИТР, ответственные за безопасную эксплуатацию кранов и других грузоподъемных механизмов, эксплуатирующихся на подкрановых путях.

Линейные ИТР, занятые на исполнительной съемке подкрановых путей, должны пройти соответствующее обучение и сдать экзамены на право выполнения этих работ. Лица, не сдавшие экзамены, не допускаются к эксплуатации подкрановых путей. Знания линейных ИТР в области геодезического контроля подкрановых путей должны проверяться соответствующей комиссией в установленные сроки.

2. КОНТРОЛЬНЫЕ ИЗМЕРЕНИЯ ПРИ УСТРОЙСТВЕ И ЭКСПЛУАТАЦИИ НАЗЕМНЫХ ПОДКРАНОВЫХ ПУТЕЙ

2.1. При сооружении рельсовых путей рекомендуется пользоваться сборными инвентарными секциями с деревянными полушпалами, из деревометаллических звеньев и с железобетонными балками. Их геометрические параметры даны на рис. 1.

Характеристики полушпал и рельсов подкранового пути должны соответствовать допустимому давлению на ходовые колеса крана (см. табл. 1). Для эксплуатации башенных кранов с восемью ходовыми колесами и нагрузкой от колеса на рельс до 30 тс следует использовать инвентарные секции с железобетонными балками.

Рис. 1 Инвентарные секции рельсовых путей: а — с деревянными полушпалами; б- из деревометаллических звеньев; в — с железобетонными балками

Характеристики полушпал и рельсов, применяемых для устройства подкрановых путей, в зависимости от давления на ходовые колеса крана

Давление на ходовое колесо, тс

Расстояние между осями полушпал, мм

Секция (l = 12,5 м ) с деревянными полушпалами

2.2. При контрольных съемках определение геометрических осей рельсов выполняется с учетом геометрических параметров, приведенных в табл.2. Величина кривизны рельса в горизонтальной плоскости не должна быть более 1/500 его длины. Вертикальный, горизонтальный и приведенный износы рельсов не должны превышать величин, указанных в табл.3 (приведенный износ головки рельса равен сумме вертикального и половины горизонтального износа).

Расстояния между осями полушпал должны соответствовать величинам, указанным в табл.1., а предельные, отклонения этих расстоянии должны быть не более +80 мм.

Геометрические параметры рельсов, учитываемые при геодезической съёмке

Масса 1 м длины (без отверстия), кг

Величина предельного износа головки рельса (мм)

2.3. При устройстве наземных подкрановых путей должны соблюдаться геометрические параметры, указанные на рис.2.

Требования к нижнему строению пути (земляное полотно и водосток) в период приемки его в эксплуатацию несколько отличаются от требований, предъявляемых во время эксплуатации.

Рис. 2 . Строение наземного подкранового пути :

А — размер колеи, Б — минимальное расстояние от выступающей части здания, штабелей груза или других предметов, Д — ширина призмы полотна поверху;
1 — балластная призма, 2 — полушпала, 3 — рельсы, 4 — стена здания, n — откосы боковых сторон .

Площадка под подкрановый путь в период ее приемки должна иметь односкатный поперечный уклон в сторону водоотвода в пределах от: 0,008 до 0,01 (8-10 мм на 1 м) и продольный уклон не белее 0,003 (3 мм на 1 м).

Водоотвод должен иметь трапецеидальный поперечный профиль глубиной 0,35 м и шириной по дну 0,25 м с откосами 1:1 (для песчаных грунтов 1:1,5). Уклон для водоотводных канав должен быть 0,002-0,003 (2-3 мм на 1 м).

Требования, предъявляемые к верхнему строению пути (балластный слой, опорные элементы, рельсы, рельсовые крепления и др.) сводятся к следующему.

Расстояние от нижнего края балластной призмы подкранового пути до края дна котлована должно быть не менее 1,5 глубины котлована плюс 400 мм для песчаных и супесчаных грунтов и не менее глубины котлована плюс 400 мм для глинистых грунтов.

Откосы боковых сторон балластной призмы должны быть 1:1,5. Рекомендуется устраивать раздельные балластные призмы с шириной поверху 1750 мм. Минимальное расстояние от выступающей части здания до оси ближнего, рельса, как и другие контролируемые параметры, зависят от типа крана (см. табл. 4).

Взаимное смещение торцов стыкуемых рельсов в плане и по высоте, зазоры в стыках рельсов, отклонение рельсового пути от прямолинейности, разность отметок головок рельсов на длине пути 10 м не должны превышать величин, указанных в табл. 5.

Размер колеи должен проверяться на всем протяжении рельсового пути в средней его части и на стыках.

Контролируемые геометрические параметры

Нагрузка от колеса на рельс, тс

Размер колеи и предельное отклонение, мм

Разность отметок поперечных, мм

Минимальный радиус криволинейного участка пути, м

Мин. расстояние от выступающей части здания до оси рельса, мм

Ширина земляного полотна, мм

Глинистый (суглинистый) грунт

Расст. между осями полушпал, мм

Толщина балласта, мм

Предельные отклонения осей рельсов крановых путей от проектного положения при укладке и в процессе эксплуатации (мм)

в процессе эксплуатации

Разность отметок головок рельсов в поперечном сечении:

Разность отметок рельсов на соседних колоннах (по длине рельса) при расстояниях между ними L

1/1000L (но не более 15 мм)

Расстояние между осями крановых рельсов

Взаимное смещение торцов стыкуемых рельсов:

Отклонение рельса от прямой линии (для мостовых кранов участке 40 м, для башенных — 10 м, остальных — 30 м)

Зазоры в стыках рельсов (при температуре 0°С и длине рельса 12,5 м)*

Разность отметок головок рельсов на длине пути 10 м

* При изменении температуры на каждые 100°С допуск изменяется на 1,5 мм

Примечание . В графах 6 и 7 приводятся значения для козловых кранов пролетом до 30 м. Для кранов с большим пролетом предельные отклонения принимаются по нормам для мостовых перегружателей (см. графы 10, 11)

Предельное отклонение от прямолинейности должно быть не более 20 мм на длине 10 м для кранов с жесткой ходовой рамой и не более 25 мм для кранов с балансирными ходовыми тележками.

Горизонтальность головок рельсов на всем протяжении пути проверяют в средней части каждого рельса и в зоне болтового стыка. Продольный уклон пути не должен быть более 0,003 (3 мм на 1 м), а поперечный — не более 0,004 (4 мм на 1 м). Должно предусматриваться одно звено длиной 12,5 м с поперечным и продольным уклонами не более 0,002 (2 мм на 1 м) для стоянки крана в нерабочее время.

2.4. Перед сдачей в эксплуатацию подкранового пути выполняется его исполнительная геодезическая съемка с обязательным составлением, исполнительной схемы горизонтальности рельсов и поперечного профиля пути, включая его нижнее и верхнее строения (рис. 3).

В дальнейшем, при эксплуатации контрольные съемки подкрановых путей выполняются через каждые 20-24 рабочие смены с записью результатов в сменном журнале крана [1]. Съемка выполняется прорабами или мастерами, ответственными за эксплуатацию путей. В эти же сроки проверяются размер колеи, параллельность рельсов в горизонтальной плоскости, величина упругой просадки, которая измеряется при подъеме максимального груза на крюке крана и при угле поворота стрелы в плане относительно оси его пути на 45°, без передвижения крана. Величина упругой просадки рельсовых путей под колесами крана не должна превышать 5 мм.

Проверка горизонтальности подкранового пути должна проводиться не реже одного раза в месяц и через 5-10 дней в период оттаивания грунта, а также каждый раз после ливневых дождей.

Рис. 3. Исполнительная схема планово-высотного положения наземного подкранового пути: стрелками показаны направления смещения оси рельса от проектного положения (отклонения отметок головок рельсов от горизонта показаны в мм) ;проектная отметка горизонта равна 160,000; проектная ширина колеи равна 6000 мм

2.5. В период эксплуатации подкранового пути происходят изменения геометрических размеров верхнего и нижнего его строения, которые не должны превышать следующих величин:

— для поперечного или продольного уклона пути 0,01 (1 см на 1 м);

— для взаимного смещения торцов стыкуемых рельсов в плане 2 мм и по высоте 3 мм;

— для упругой просадки рельсовых путей под колесами крана 5 мм.

Кроме того, проверяют износ головки рельсов, который не должен превышать величин, указанных в табл.3 для различных типов рельсов, а также размер колеи, предельные отклонения которой для различных типов кранов приведены в табл. 4 (гр. 3).

2.6. Геодезические измерения наземного подкранового пути выполняются следующим образом.

Геодезические измерения нижнего строения пути состоят из нивелирования площадки, выполняемого перед устройством земляного полотна, и нивелирования земляного полотна, выполняемого после его возведения. Для этого нивелируемую поверхность разбивают на квадраты со сторонами, равными ширине пути.

Измерения выполняют нивелирами типа Н-3 или другими равноточными инструментами. До начала работ нивелир должен быть проверен и при необходимости исправлен. Отсчеты выполняют по двум сторонам (черной и красной) рейки типа РН-3 при одной установке нивелира или по одной стороне (черной) рейки при двух установках нивелира, с изменением его горизонта.

За исходный пункт принимают репер или другую «твердую» точку, абсолютная отметка которой известна в Балтийской системе высот. Допускается принимать отметку исходной точки в условной системе высот. Схема нивелирования показана на рис.4, а пример записи результатов приведен в табл. 6.

Запись результатов нивелирования земляного полотна

Отсчеты по рейке

На исполнительной схеме нижнего строения пути (рис. 5) показывают размеры земляного полотна, его поперечный и продольный уклоны, величину откосов полотна, размеры и уклоны водоотвода, профиль и размеры земляного полотна на криволинейных участках. Кроме того, составляется схема поперечного разреза земляного полотна (рис. 6).

Геодезические измерения верхнего строения пути включают исполнительную геодезическую съемку планово-высотного положения пути, выполняемую по полной и сокращенной схеме, или только съемку высотного положения.

Рис. 4. Схема нивелирования полотна (в условной системе высот):

□ — марка (Н = 100,000 м)

Ä — место установки нивелира

Рис. 5. Исполнительная схема земляного полотна

Рис. 6. Схема поперечного разреза земляного полотна

Исполнительная съемка по полной схеме выполняется перед сдачей подкранового пути в эксплуатацию. При этом в процессе съемки определяют следующие параметры:

1) расстояние от выступающих частей строящегося или существующего: здания или сооружения до оси ближайшего к зданию или сооружению рельса (при этом учитывается проектное положение выступающих частей возводимого здания, сооружения);

2) расстояние от края балластной призмы (нижнего) до края дна котлована;

3) поперечное: сечение, одной-двух шпал или полушпал, их длину и расстояние между ними (их осями), а также расстояние между металлическими стяжками;

4) тип рельса, вертикальный, горизонтальный и приведенный износ головок рельса;

5) расстояние между рельсовыми стыками и зазоры в стыках;

6) размер колеи через каждые 6,25 м на всем протяжении подкранового пути;

7) прямолинейность рельсов подкранового пути;

8) отметки головок рельсов подкранового пути через каждые 6,25 м;

9) величину упругой просадки головки рельсов.

Съемка пути по сокращенной схеме выполняется через каждые 20-24 рабочие, смены крана. В этом случае определяются геометрические параметры 6-8 (см. перечень выше) с записью результатов в сменном журнале крана. Особенное внимание следует обратить на состояние звена для стоянки башенного крана в нерабочее время.

Нивелирование подкранового пути (съемка только высотного положения) выполняется не реже одного раза в месяц, а в период оттаивания грунта — через 5-10 дней и каждый раз после ливневых дождей.

Измерения геометрических параметров 1-5 не вызывает затруднений. Несколько сложнее обстоит дело с измерением параметров 6-9. Для измерения размера колеи и прямолинейности рельсов применяют теодолит типа 2Т5 или 2Т2, а также другие теодолиты с точностью отсчета не менее 5». Для этого на расстоянии β = 0,5÷1,0 м от оси рельса на одном конце пути забивают штырь в точке α (рис.7) и центрируют над ним теодолит. Наводят визирную ось трубы теодолита на штырь в точке α’, установленный на таком же расстоянии от оси рельса на другом конце пути. Затем прикладывают рейку последовательно в точках 1,2…,n (см. рис.7,)перпендикулярно оси рельса в горизонтальной плоскости и берут по ней отсчеты γ1, γ2,…, γn. Отсчеты берут по вертикальной нити зрительной трубы теодолита с точностью до 1 мм. Далее, от данного направления теодолитом откладывают угол 90° (поочередно в точках α и α’) и на расстоянии примерно 0,5-1 м от оси второго рельса забивают штыри в точках б и б‘. При этом расстояния d между точками a, б и а’, б’, должны быть равны с точностью до 1 мм. Затем центрируют теодолит над точкой б и выполняют измерения в той последовательности, что и на точке а.

На исполнительной схеме показывают стрелками направление отклонений рельсов от прямой линии у стыков и посредине, а над стрелками отмечают его величину (в мм). Если при отсчете по рейке получена величина γ меньше, расстояния β(0,5 м), то направление смещения рельса показывают внутрь пути со знаком минус, а если γ больше β, то смещение рельса показывают в противоположную сторону со знаком плюс.

Рис. 7. Схема измерения прямолинейности рельсов и ширины колеи.

Величина смещения вычисляется как разность между отсчетами по рейке и расстоянием от оси рельса до теодолита, т.е. n = γnn— Например, в нашем случае для точки 2 будем иметь ∆2 = 495-500 = -5 мм, а для точки 3 ∆3 = 520-500 = +20 мм.

Измеренную ширину колеи Dn между двумя смещенными точками вычисляют как сумму двух измеренных по рейке расстояний γ1 и γn+1 и постоянного расстояния d между направлениями a-a‘ и б-б:

где n — порядковый номер точки.

С учетом полученных результатов измерения будем иметь:

Контроль вычислений можно выполнить по формуле

где Шk — проектная ширина колеи.

При замере зазоров в стыках рельсов следует учитывать температуру рельсов. Все размеры должны быть приведены к температуре 0°С. На каждые ±10° отклонения температуры рельсов от 0°С следует вводить поправку в результаты измерений, равную ±1,5 мм. Исправленный натурный замер зазора (С) определяется по формуле:

где q — действительный размер зазора, полученный в процессе измерения; t’- температура рельса в градусах по Цельсию в момент измерений.

Например, если измерения выполнялись при температуре +10°С и зазор в стыке рельсов в плане оказался равным 1 мм, то при 0°С стык будет иметь зазор 2,5 мм, т.е. С = 1+0,15·10 = 2,5 мм. Если измерения выполнялись при температуре -10°С и зазор в стыке рельсов в плане оказался 5 мм, то на схеме нужно указать величину зазора 3,5 мм, т.е. C = 5+0,15·(-10) = 3,5 мм.

Отметки головок рельсов, определяемые через 6,25 м (в стыках и посредине при длине рельсов 12,5 м), измеряют аналогично нивелированию нижнего строения пути.

На исполнительной схеме подкранового пути, сдаваемого в эксплуатацию, необходимо показать устройство заземления. Эту работу должен выполнять специалист электротехнической службы.

3. КОНТРОЛЬНЫЕ ИЗМЕРЕНИЯ ПРИ УСТРОЙСТВЕ И ЭКСПЛУАТАЦИИ НАДЗЕМНЫХ ПОДКРАНОВЫХ ПУТЕЙ

3.1. Надземный рельсовый подкрановый путь выполняется по проектным чертежам, на которых указываются предельные отклонения от проектных геометрических параметров элементов пути.

В зависимости от грузоподъемности кранов следует использовать рельсы различных типов (см. табл.7).

Смещение продольной оси подкрановой балки на опорной поверхности (площадке) колонны от проектного положения не должно превышать ±8 мм, а отклонение отметок верхних полок подкрановых балок на двух соседних колоннах вдоль ряда и на двух колоннах в одном поперечном разрезе пролета от проектных не должно превышать ±16 мм (СНиП III-16-80).

При монтаже крановых путей для кранов грузоподъемностью до 20 т могут использоваться железнодорожные: рельсы, для кранов большей грузоподъемности используются специальные крановые рельсы, характеристики которых даны в табл. 8.

Основные характеристики мостовых кранов, типы рельсов, рекомендуемых для них

Крановый габарит здания, мм

Габарит крана от оси головки рельса, мм

На 1,5 м менее пролета здания

На 2 м менее пролета здания

При пролёте 30-36 м

На 2.5м менее пролета здания

На 3 м менее пролета здания

При пролете 36 м:

Крепление железнодорожных рельсов типа Р-38 и Р-43 следует выполнять на крюках (рис. 8), а крановых рельсов типа КР-50 ÷ КР-140 на планках (рис. 9 и 10). При установке рельса на железобетонную балку прокладывается упругая прорезиненная лента толщиной 8-10 мм. Смещение оси подкранового рельса от оси подкрановой балки не должно превышать 20 мм для железобетонных балок и 15 мм для металлических балок.

После окончания монтажа крана, согласно СНиП III-Г.10.1.69 (п. 3.5), должны быть выполнены геодезическая проверка геометрии подкрановых путей, соответствующие исполнительные: чертежи, которые прилагаются к акту приемки пути.

Характеристики крановых рельсов

Тип крановых рельсов

Основные размеры рельсов, мм

Примечание: Цифра в марке рельса означает ширину его головки (в мм)

Рис. 8. Крепление крановых рельсов на крюках:

1 — крюки, 2 — крановый рельс, 3 — металлическая подкрановая балка, 4 — пружинная шайба, 5 — гайка

Рис. 9. Крепление крановых рельсов на планках:

1 — болт, 2 — шайба, 3 — планка, 4 — пружинная шайба, 5 — гайка, 6 — подкрановый рельс, 7 — металлическая подкрановая балка

Рис. 10. Крепление крановых рельсов к железобетонным балкам на планках:

1 — упругая прорезиненная лента, 2 — рельс, 3 — болт, 4 — шпилька, 5 — гайка, 6 — шайба (пластина), 7 — упругая прорезиненная прокладка, 8 — лапка, 9 — металлическая трубка, 10 — подкрановая балка, 11 — колонна

3.2. Согласно действующим нормативным документам, при приемке крана в эксплуатацию должны контролироваться геометрические параметры, приведенные в табл. 5.

При монтаже подкрановых балок контролируют совмещение геометрических осей их низа с осевыми ориентирными рисками, размеченными на консолях колонн. Подкрановую балку устанавливают в проектное положение путем откладывания проектного расстояния от выноски, смещенной параллельно разбивочной оси, до продольной геометрической оси верха подкрановой балки (см.рис.11). Иногда при установке подкрановой балки в проектное положение приходится смещать геометрическую ось, низа балки с геометрической оси консоли из-за погрешностей монтажа. Такое смещение должно быть не более 8 мм. В случае больших отклонений необходимо согласование с авторским надзором, которое выполняется при составлении акта приемки смонтированных конструкций.

Установку верха балок по высоте контролируют отмером расстояния до верха балки от отметки, вынесенной на внутреннюю грань верхней части колонны. Величина отклонения от проекта высотного положения верха полки подкрановой балки определяется как разность значений определенной в натуре и проектной ее отметок.

Перед монтажом подкрановых балок должна быть выполнена съемка высотного положения консолей колонн. Если полученные, отклонения превышают допустимые значения, то должно быть получено конструктивное, решение авторского надзора по обеспечению горизонтальности верха монтируемых подкрановых балок. Выравнивание верха консолей обычно; выполняют металлическими прокладками и столиками.

3.3. При установке подкрановых балок в проектное планово-высотное положение необходимо обеспечить соблюдение следующих условий:

Рис. 11. Схема контрольных замеров и ориентирных рисок:

1 — параллельная выноска от разбивочной оси колонн, 2 — проектный размер от выноски до геометрической оси подкрановой балки, 3 — высотная отметка, 4 — расстояние от отметки до верха балки, 5 — геометрическая ось балки, 6 — подкрановая балка, 7 — колонна, 8 — ориентирная риска, отмечающая положение проектной оси подкранового рельса

— расстояние от продольной оси колонн до оси катков крана должно быть 750 мм для кранов грузоподъемностью до 50 т и 1000 мм для кранов большей грузоподъемности;

— расстояние от внутренней грани верхней части колонны до выступающих частей торца мостового крана должно быть не менее 75 мм для кранов грузоподъемностью 75 т и выше и не менее 60 мм для кранов грузоподъемностью до 50 т. Указанное расстояние измеряется при таком положении крана, когда средние осевые плоскости подкранового рельса и колес с соответствующей стороны крана совпадают. При других положениях крана это расстояние может быть меньше, но в этом случае должна быть обеспечена проходимость установленного крана с зазором не менее 25 мм;

— допускаемое приближение верха крана к низу вышележащей строительной конструкции должно быть не менее 100 мм для кранов легкого, среднего и тяжелого, режимов работы и 250 мм для кранов весьма тяжелого режима работы.

3.4. Последовательность геодезических работ, при монтаже надземного подкранового пути следующая.

При установке подкрановых рельсов в проектное положение ориентируются на выноски, параллельные разбивочным осям (см. рис.11),закрепленные на боковых гранях колонн на подкрановых балках, а для установки рельсов по высоте — на вынесенные на внутренних гранях колонн отметки проектного положения головок рельсов подкранового, пути. Допускается контроль положения монтируемых рельсов в плане выполнять по нитяному отвесу, перемещаемому по струне, закрепленной на кронштейнах над проектной осью рельсов.

После окончания монтажа рельсов и их закрепления в проектном положении выполняют исполнительную съемку их планово-высотного положения.

Съемку подкрановых балок выполняют от разбивочных осей, закрепленных, как правило, открасками на плоскостях колонн, способом бокового: нивелирования.

Для этого теодолит устанавливают на некотором удалении от оси колонн в точке 1 (рис. 12). На другом конце здания устанавливают горизонтальную рейку, совмещая ее ноль с риской, определяющей разбивочную ось, и ориентируют зрительную трубу теодолита наведением на отсчет по рейке, равный величине удаления теодолита от разбивочной оси. Затем рейку устанавливают на концах каждой балки, совмещая ее ноль с геометрической осью верхней части балки, и по вертикальной нити сетки зрительной трубы теодолита берут отсчеты по рейке. Отсчеты записывают на соответствующую схему. Аналогичные измерения выполняют при установке теодолита во второй точке. Для контроля измеряют расстояние между точками установки теодолита. Сложенное с расстоянием от оси колонн до точек установки теодолита, оно должно дать величину пролета здания.

Высотное положение подкрановых балок определяют геометрическим нивелированием. Для этого устанавливают нивелир на одной из подкрановых балок, расположенной ближе к середине цеха. Устанавливая нивелирную рейку поочередно на оба конца каждой балки, берут отсчеты, которые записывают в журнал геодезических измерений.

Аналогичные работы выполняют и при съемке рельсов подкранового пути.

По материалам измерений составляют исполнительную схему (рис.13). При съемке надземных подкрановых путей допускается установка нивелира не на балке, а на уровне пола. При этом для нивелирования применяется специальная Т-образная нивелирная рейка. Установка нивелира на уровне пола позволяет выполнять измерения в более безопасных условиях, чем при установке его на подкрановых путях.

Рис. 12. Схема замеров при плановой исполнительной съемке подкрановых балок:

1 — места установки теодолита, 2 — откраска разбивочной оси на колоннах, 3 — колонна, 4 — балка, 5 — геометрическая ось балки, 6 — отсчет по рейке, 7 — створная линия, 8 — рейка, 9 — отсчет по рейке, 10-замер от оси колонны до базового створа

Рис. 13. Исполнительная схема надземного подкранового пути: стрелками показаны направления смещения оси рельса от прямой (расстояния и отметки даны в мм); отклонения головки рельса от горизонтали даны относительно проектной отметки 150, 300 м; на разрезе показаны минимальные размеры

4. КОНТРОЛЬНЫЕ ИЗМЕРЕНИЯ ПРИ МОНТАЖЕ ПОДВЕСНЫХ КРАНОВЫХ ПУТЕЙ

Изготовление, монтаж и приемка подвесных путей производятся в соответствии с требованиями СНиП III-18-75 и Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов. Предельные отклонения размеров подвесных крановых путей при их монтаже и эксплуатации указаны в табл. 9.

Предельные отклонения размеров подвесных путей от проектных параметров

Закрыть меню