Правила постановки знаков препинания в

Содержание:

Знаки препинания при прямой речи

Постановка знаков препинания в предложениях с прямой речью зависит от соотношения прямой речи и слов автора.

Пунктуация в предложениях с прямой речью показана в схемах. Буквы П, п в них обозначают прямую речь, первое слово которой пишется с прописной (П) или строчной (п) буквы; буквы А, а — слова автора, которые также начинаются или с прописной (А), или со строчной (а) буквы.

Прямая речь после слов автора

Если слова автора предшествуют прямой речи, после них ставится двоеточие, прямая речь заключается в кавычки. Первое слово прямой речи пишется с прописной (большой) буквы, в конце прямой речи употребляется соответствующий знак конца предложения. При этом вопросительный и восклицательный знаки, а также многоточие ставятся перед кавычками, точка — после них.

Если прямая речь находится перед словами автора, то она заключается в кавычки, пишется с прописной буквы, после неё ставится запятая (после кавычек) либо восклицательный, вопросительный знак или многоточие (перед кавычками) и тире. Слова автора пишутся со строчной (маленькой) буквы.

Если слова автора разрывают прямую речь, то возможны три варианта постановки знаков препинания:

1. Если прямая речь представляет собой одно предложение, то после первой её части ставятся запятая и тире, слова автора пишутся со строчной буквы, после них ставятся запятая и тире, вторая часть прямой речи пишется со строчной буквы; кавычки ставятся только в начале и в конце прямой речи и не ставятся между прямой речью и словами автора.

2. Если прямая речь состоит из нескольких предложений и слова автора стоят между ними, то после первой части прямой речи ставятся запятая и тире (если в конце предложения прямой речи должна стоять точка), восклицательный, вопросительный знак или многоточие и тире; слова автора пишутся со строчной буквы, после них ставятся точка и тире; вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы. Кавычки ставятся только в начале и в конце прямой речи. Знаки препинания в конце второй части прямой речи регулируются правилами, уже описанными выше.

2) «Как вы меня испугали, — сказала она, тяжело дыша, всё ещё бледная, ошеломлённая. — О, как вы меня напугали! Я едва жива. Зачем вы приехали? Зачем?» (А. Чехов)

Знаки препинания при однородных членах предложения

Что такое однородные члены предложения?

Однородные члены предложения – это главные и второстепенные члены предложения, которые выполняют одну и ту же синтаксическую роль, отвечают на один вопрос и относятся к одному слову. В предложении однородные члены могут быть связаны сочинительной союзной и бессоюзной связью. Постановка знаков препинания при однородных членах предложения зависит от того, с какими союзами они употребляются, типа связи и общего значения предложения.

Постановка знаков препинания в предложениях с однородными членами

В таблице приведены правила пунктуации в простом предложении с однородными членами, в зависимости от типа связи однородных членов и связывающих их союзов.

Тип связи

Союзы между однородными членами

Знаки препинания между однородными членами

Примеры предложений

Союзная (однородные члены предложения связаны союзами и интонацией)

одиночные соединительные и разделительные

Я хорошо рисую и танцую.

Возьми толстую или тонкую тетрадь.

но, а, зато, да, хотя

запятая перед союзом

Ученик не сделал домашнее задание, но решил сложную задачу на уроке.

Мне нравится не апельсиновый, а вишневый сок.

и…и; или…или; то…то; да…да; ни…ни и др.

запятая перед вторым и последующим союзами

Он не нашел ни чистых, ни грязных вещей.

Из яблок мама приготовила и варенье, и компот, и мармелад.

как…так и; не только…но и; если не…то и др.

запятая перед второй частью союза

Как работает, так и ест.

Девушка не только полила кусты, но и срезала сухие листья.

Бессоюзная (однородные члены предложения связаны только интонацией)

Саше нравится математика, физика, химия.

У папы были рубашки из хлопка, льна, шелка.

Постановка знаков препинания в предложениях с обобщающим словом

Обобщающее слово при однородных членах предложения – это синтаксическая единица, выраженная существительным, местоимением или наречием, которая указывает на общее значение однородных членов. Обобщающее слово является тем же членом предложения, что и однородные члены.

В таблице приведены особенности пунктуации в предложениях с обобщающим словом (ОС) при однородных членах предложения.

Позиция ОС

Знак препинания между ОС и однородными членами предложения

Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения

Мне нравятся все цветы: и ромашки, и розы, и лилии.

В сочинении он написал обо всем: о летних каникулах, о новых знакомствах, о поездках на речку.

Обобщающее слово стоит после однородных членов предложения

Малина, клубника, смородина – все эти ягоды росли в саду у бабушки.

В школах, в детских садиках, в колледжах – везде уже начали готовиться к зимним праздникам.

Сложные случаи пунктуации в предложениях с однородными членами

  • Если одиночные соединительные или разделительные союзы объединяют однородные члены в пары, при этом в предложении таких конструкций более двух, между парами ставится запятая.
  • В школе правила постановки запятых в однородных членах предложения изучаются с 5 класса.

    Что мы узнали?

    • При бессоюзной связи между однородными членами всегда ставится запятая;
    • При союзной связи между однородными членами запятая ставится перед противительными, повторяющимися и составными союзами;
    • После обобщающего слова перед однородными членами ставится двоеточие;
    • После однородных членов перед обобщающим словом ставится тире.
    • Тест по теме

      Не понравилось? — Напиши в комментариях чего не хватает.

      Содержание

      1. Что такое однородные члены предложения?
      2. Постановка знаков препинания в предложениях с однородными членами
      3. Постановка знаков препинания в предложениях с обобщающим словом
      4. Сложные случаи пунктуации в предложениях с однородными членами
      5. Что мы узнали?
      6. Тест по теме
      7. Знаки препинания при однородных членах предложения
      8. По многочисленным просьбам теперь можно: сохранять все свои результаты, получать баллы и участвовать в общем рейтинге.

      9. 1. написат дибирова 280
      10. 2. Дарья Барановская 178
      11. 3. Алексей Чалых 172
      12. 4. Костя Морозов 153
      13. 5. Алиса Капустина 143
      14. 6. Варвара Лёвина 126
      15. 7. Irina-Susan Arzhevskaya—Voronkova 99
      16. 8. Ilya Cheremhin 92
      17. 9. Илья Женецкий 92
      18. 10. Таня Васильева 58
    • 1. Ramzan Ramzan 6,311
    • 2. Елизавета Анчербак 5,056
    • 3. Iren Guseva 4,925
    • 4. admin 3,659
    • 5. Анастасия Гудяева 3,497
    • 6. Александра Люханчикова 3,122
    • 7. Мухаммад Амонов 3,084
    • 8. Гузель Миннуллина 2,389
    • 9. Артём Чекуров 2,016
    • 10. User1 2,014
    • Самые активные участники недели:

    • 1. Виктория Нойманн — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
    • 2. Bulat Sadykov — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
    • 3. Дарья Волкова — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
    • Три счастливчика, которые прошли хотя бы 1 тест:

      • 1. Наталья Старостина — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
      • 2. Николай З — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
      • 3. Давид Мельников — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
      • Карты электронные(код), они будут отправлены в ближайшие дни сообщением Вконтакте или электронным письмом.

        Пунктуация. Справочник для 5-11 классов

        Знаков пунктуации всего 10. Но на письме они помогают выразить всё многообразие оттенков смысла устной речи. Один и тот же знак может употребляться в разных случаях. И при этом играть разную роль. В 20 главах изложены главные закономерности расстановки знаков препинания, которые изучаются в школе. Все правила иллюстрируются наглядными примерами. Удели им особое внимание. Запомнишь пример — избежишь ошибки.

        Автор раздела: Кутырева Н. А., Кутырев Ю. В.

        Введение: Что такое пунктуация?

        §1. Значение термина пунктуация
        §2. Какие знаки препинания употребляются в письменной речи на русском зыке?
        §3. Какую роль играют знаки препинания?

        Глава 1. Знаки законченности-незаконченности мысли. Точка, вопросительный знак, восклицательный знак. Многоточие

        Точка, вопросительный и восклицательный знаки
        Многоточие в конце предложения

        Глава 2. Знаки незаконченности высказывания. Запятая, точка с запятой

        §1. Запятая
        §2. Точка с запятой

        Глава 3. Знак незаконченности высказывания. Двоеточие

        Зачем нужно двоеточие?
        Двоеточие в простом предложении
        Двоеточие в сложном предложениии

        Глава 4. Знак незаконченности высказывания. Тире

        §1. Тире
        §2. Двойное тире

        Глава 5. Двойные знаки. Кавычки. Скобки

        §1. Кавычки
        §2. Скобки

        Глава 6. Пунктуация простого предложения. Тире между подлежащим и сказуемым

        Тире ставится
        Тире не ставится

        Глава 7. Пунктуация простого предложения с осложнённой структурой. Знаки препинания при однородных членах

        §1. Знаки препинания при однородных членах без обобщающего слова
        §2. Знаки препинания при однородных членах с обобщающим словом

        Глава 8. Пунктуация простого предложения, осложнённого обособленным определением

        §1. Обособление согласованных определений
        §2. Обособление несогласованных определений
        §3. Обособление приложений

        Глава 9. Пунктуация простого предложения, осложнённого обособленным обстоятельством

        Обстоятельства обособляются
        Обстоятельства не обособляются

        Глава 10. Пунктуация простого предложения, осложнённого уточняющими или поясняющими членами предложения.

        §1. Уточнение
        §2. Пояснение

        Глава 11. Пунктуация простого предложения, осложнённого вводными словами, вводными предложениями и вставными конструкциями

        §1. Предложения с вводными словами
        §2. Предложения с вводными предложениями
        §3. Предложения со вставными конструкциями

        Глава 12. Пунктуация при обращении

        Обращения и их пунктуационное оформление в письменной речи

        Глава 13. Пунктуация при сравнительных оборотах

        §1. Выделение запятыми сравнительных оборотов
        §2. Обороты с союзом как: сравнительные и не сравнительные

        Глава 14. Пунктуация при прямой речи

        §1. Пунктуационное оформление прямой речи, сопровождаемой словами автора
        §2. Пункуационное оформление диалога

        Глава 15. Пунктуация при цитировании

        Способы оформления чужой речи при цитировании

        Глава 16. Пунктуация в сложносочинённом предложении

        Знаки препинания ставятся
        Знаки препинания не ставятся

        Глава 17. Пунктуация сложноподчинённого предложения

        §1. Знаки препинания, используемые в сложноподчинённых предложениях
        §2. Случаи постановки запятых в предложениях с несколькими придаточными
        §3. Случаи, когда запятые не ставятся

        Глава 18. Пунктуация бессоюзного сложного предложения

        Запятая в бессоюзном предложении
        Точка с запятой в бессоюзном предложении
        Двоеточие в бессоюзном предложении
        Тире в бессоюзном предложении

        Глава 19. Пунктуация в предложениях с разными видами синтаксической связи

        Сложные случаи пунктуации в предложениях с разными видами синтаксической связи:
        сочинительный и подчинительный союзы, стоящие рядом
        подчинительные союзы, стоящие рядом

        СПП с несколькими придаточными: примеры

        Синтаксис русского языка рассматривает строение словосочетаний и предложений. При этом особую трудность обычно вызывает конструирование и пунктуационное оформление разных видов сложных предложений, особенно с тремя и более предикативными частями. Рассмотрим на конкретных примерах виды СПП с несколькими придаточными, способы связи в них главной и придаточной частей, правила постановки в них знаков препинания.

        Сложноподчиненное предложение: определение

        Чтобы четко выразить мысль, мы используем различные синтаксические конструкции. Сложное предложение характеризуется тем, что в нем выделяют две и более предикативных части. Они могут быть равнозначны по отношению друг другу или же вступать в отношения зависимости. СПП – это такое предложение, в котором придаточная часть подчиняется главной и присоединяется к ней с помощью подчинительных союзов и/или союзных слов. Например, «[Степка очень устал к вечеру], (ПОЧЕМУ?) (так как прошел за день не меньше десяти километров)». Здесь и далее квадратными скобками обозначается главная часть, круглыми — зависимая. Соответственно, в СПП с несколькими придаточными выделяют не менее трех предикативных частей, две из которых будут зависимыми: «[Местность, (КАКАЯ?) (которую сейчас проезжали), была хорошо знакома Андрею Петровичу], (ПОЧЕМУ?) (так как здесь прошла добрая половина его детства)». При этом важно правильно определить границы простых предложений, где нужно поставить запятые.

        СПП с несколькими придаточными

        Таблица с примерами поможет определить, на какие виды делятся сложноподчиненные предложения с тремя и более предикативными частями.

        Вид подчинения придаточной части главной

        Ребята с разбегу бросились в реку, вода в которой уже достаточно прогрелась, потому что последние дни было невероятно жарко.

        Когда оратор закончил говорить, в зале воцарилось молчание, так как публика была шокирована услышанным.

        Антон Павлович говорил о том, что подкрепление вскорости прибудет и что нужно только чуть-чуть потерпеть.

        С разными видами подчинения

        Настенька во второй раз перечитала письмо, которое дрожало в ее руках, и подумала, что теперь придется бросить учебу, что ее надежды на новую жизнь не оправдались.

        Разберемся, как правильно определить вид подчинения в СПП с несколькими придаточными. Помогут в этом приведенные выше примеры.

        Последовательное подчинение

        В предложении «[Ребята с разбегу бросились в реку] 1 , (вода в которой уже достаточно прогрелась) 2 , (потому что последние дни было невероятно жарко) 3 » сначала выделяем три части. Затем с помощью вопросов устанавливаем смысловые отношения: [… Х ], (в которой… Х ), (потому что…). Мы видим, что вторая часть превратилась в главную для третьей.

        Приведем еще один пример. «[На столе стояла ваза с полевыми цветами], (которые насобирали ребята), (когда ходили в лес на экскурсию)». Схема этого СПП аналогична первой: [… Х ], (которые… Х ), (когда…).

        Таким образом, при однородном подчинении каждая последующая часть зависит от предыдущей. Такие СПП с несколькими придаточными – примеры это подтверждают – напоминают цепочку, где каждое последующее звено присоединяется к расположенному впереди.

        Параллельное (неоднородное) подчинение

        В этом случае все придаточные относятся к главной (ко всей части или слову в ней), но отвечают на разные вопросы и отличаются по значению. «(Когда оратор закончил говорить) 1 , [в зале воцарилось молчание] 2 , (так как публика была шокирована услышанным) 3» . Проанализируем это СПП с несколькими придаточными. Схема его будет выглядеть так: (когда…), [… Х ], (так как …). Мы видим, что первая придаточная часть (она стоит перед главной) обозначает время, а вторая – причину. Следовательно, они будут отвечать на разные вопросы. Второй пример: «[Владимиру сегодня непременно надо было узнать] 1 , (в каком часу прибывает поезд из Тюмени) 2 , (чтобы успеть встретить товарища) 3 ». Первая придаточная часть – изъяснительная, вторая – цели.

        Однородное подчинение

        Это тот случай, когда уместно проведение аналогии с другой известной синтаксической конструкцией. Для оформления ПП с однородными членами и такими СПП с несколькими придаточными правила являются одинаковыми. Действительно, в предложении «[Антон Павлович говорил о том] 1 , (что подкрепление вскорости прибудет) 2 и (что нужно только чуть-чуть потерпеть) 3 » придаточные части – 2-я и 3-я – относятся к одному слову, отвечают на вопрос «что?» и обе являются изъяснительными. К тому же они соединены между собой с помощью союза и, перед которым запятая не ставится. Представим это в схеме: [… Х ], (что …) и (что…).

        В СПП с несколькими придаточными при однородном подчинении между придаточными частями иногда употребляются любые сочинительные союзы – правила пунктуации будут такие же, как при оформлении однородных членов – а подчинительный союз во второй части может и вовсе отсутствовать. Например, «[Он долго стоял у окна и смотрел] 1 , (как к дому одна за другой подъезжали машины) 2 и (рабочие разгружали стройматериалы) 3 ».

        СПП с несколькими придаточными с разными видами подчинения

        Очень часто в составе сложноподчиненного предложения выделяют четыре и более части. В этом случае они могут связываться друг с другом по-разному. Обратимся к приведенному в таблице примеру: «[Настенька во второй раз перечитала письмо, (которое дрожало в ее руках) 2 , и подумала] 1 , (что теперь придется бросить учебу) 3 , (что ее надежды на новую жизнь не оправдались) 4 ». Это предложение с параллельным (неоднородным) (П 1,2,3-4) и однородным (П 2,3,4) подчинением: [… Х , (которое…),… Х ], (что…), (что…). Или другой вариант: «[Всю дорогу Татьяна молчала и только смотрела в окно] 1 , (за которым мелькали небольшие, близко расположенные друг к другу селения) 2 , (где суетились люди) 3 и (кипела работа) 4 )». Это сложноподчиненное предложение с последовательным (П 1,2,3 и П 1,2,4) и однородным (П 2,3,4) подчинением: [… Х ], (за которым …), (где…) и (…).

        Знаки препинания на стыке союзов

        Чтобы расставить знаки препинания в сложноподчиненном предложении, обычно бывает достаточно правильно определить границы предикативных частей. Сложность, как правило, представляет пунктуация СПП с несколькими придаточными – примеры схем: [… Х ], (когда, (который…),…) или [… Х ], [… Х ], (как (с кем…), то …) – когда рядом оказываются два подчинительных союза (союзных слова). Это характерно для последовательного подчинения. В подобном случае нужно обратить внимание на наличие второй части двойного союза в составе предложения. Например, «[На диване осталась раскрытая книга] 1 , (которую, (если бы осталось время) 3 , Константин непременно дочитал бы до конца) 2 «. Второй вариант: «[Клянусь] 1 , (что (когда вернусь из поездки домой) 3 , то обязательно навещу вас и расскажу обо всем подробно) 2 «. При работе с такими СПП с несколькими придаточными правила следующие. Если второе придаточное можно исключить из предложения без ущерба для смысла, запятая между союзами (и/или союзными словами) ставится, если нет – отсутствует. Вернемся к первому примеру: «[На диване лежала книга] 1 , (которую нужно было успеть дочитать) 2 «. Во втором случае при исключении второй придаточной части грамматический строй предложения будет нарушен словом «то».

        Следует запомнить

        Хороший помощник в освоении СПП с несколькими придаточными – упражнения, выполнение которых поможет закрепить полученные знания. При этом лучше действовать по алгоритму.

        1. Внимательно прочитать предложение, обозначить в нем грамматические основы и указать границы предикативных частей (простых предложений).
        2. Выделить все средства связи, не забывая о составных или употребленных рядом союзах.
        3. Установить смысловые связи между частями: для этого сначала найти главную, затем задать от нее вопрос(ы) к придаточной(-ым).
        4. Построить схему, показав на ней стрелочками зависимость частей друг от друга, расставить в ней знаки препинания. Перенести запятые в записанное предложение.
        5. Таким образом, внимательность при построении и анализе (включая пунктуационный) сложноподчиненного предложения – СПП с несколькими придаточными конкретно – и опора на перечисленные выше особенности этой синтаксической конструкции обеспечат правильное выполнение предлагаемых заданий.

          ОГЭ. Теория. Задание 12

          ОГЭ. Задание 12. Знаки препинания в сложном предложении

          Задание № 12 связано с проверкой знаний и умений постановки знаков препинания в сложном предложении. Оно звучит примерно так:

          В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы

          все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями

          сложного предложения, связанными подчинительной связью.

          Вспомним, что сложные предложения бывают трёх типов: сложносочинённое, сложноподчинённое и бессоюзное сложное. Каждый тип сложного имеет свои правила постановки знаков между частями предложения. Вспомним эти правила.

          Знаки препинания в сложносочинённых предложениях (ССП)

          ССП — это предложение, части которого соединяются сочинительными союзами, так как предложения в составе ССП не зависят друг от друга, равноправны.

          Основное правило: запятая ставится между частями сложного предложения, соединёнными сочинительными союзами, то есть в ССП.

          Вспомним типы сочинительных союзов, чтобы легко находить их в предложениях.

          Типы сочинительных союзов

          Тип союзов

          Примеры

          да (в значении И)

          да (в значении НО)

          Нужно помнить, что бывают так называемые двойные союзы, которые характеризуются тем, что первая часть союза стоит в первой час и предложения, а вторая- во второй:

          не столько…, сколько

          ИСКЛЮЧЕНИЯ

          Бывают случаи, когда запятая между частями ССП не ставится. Запомните эти случаи.

            Перед союзами И, ДА( в значении И), ИЛИ, ЛИБО запятая не ставится в ССП, если есть общий второстепенный член и он находится в самом начале предложения (то есть данный второстепенный член относится и к первому, и ко второму простому предложению)

            Осенью дни стали короче и заметно похолодало.( Здесь нет запятой перед И, хотя это два простых в со ставе сложного. В начале предложения есть общий второстепенный член: осенью)

              Если два предложения являются главными по отношению к общему придаточному.

              Когда Светлана готовилась к экзамену, она перечитала всю необходимую литературу и ей пришлось в очередной раз вспомнить теорию.( В данном предложении есть общее придаточное когда Светлана готовилась к экзамену. Поэтому запятой пред союзом И нет, хотя далее идут два предложения. Основы: она перечитала и пришлось вспомнить.

                Если два простых предложения в составе ССП- это назывные предложения.

                Хриплый стон и скрежет ярый.

                  Если оба простых в составе ССП — это либо два вопросительных, либо два восклицательных, либо два побудительных предложения.

                  Когда необходимо выполнить работу и каков примерно её объём?

                    Если оба простых — неопределённо-личные предложения, причём действие совершается одним и тем же предметом.

                    Учащимся долго объясняли их права на экзаменах и после объяснения раздали материал.

                      Если два простых – это безличные предложения, но в составе сказуемых имеются слова-синонимы.

                      Не нужно попусту тратить время или же следует распределять его рационально.( Здесь слова –синонимы не нужно и следует).

                      Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях (СПП)

                      Напомню, что СПП — это предложение, в котором есть главное предложение и придаточное, то есть зависящее от главного, причём в предложении моет быть несколько придаточных.

                      Соединяются придаточные с главными подчинительными союзами и союзными словами(то есть частями речи, которые выполняют роль союзов, оставаясь при этом членами предложения).

                      Вспомним эти союзы, чтобы зрительно находить их в предложении, а значит, видеть те запятые, которые соединяют части предложения, связанные подчинительной связью ( именно так требуется по заданию).

                      Типы подчинительных союзов

                      Типы подчинительных союзов

                      чтобы, будто, что, как

                      когда, как только, как, лишь, лишь только, между тем как, едва лишь, пока

                      Оттого что, потому что, ибо, из-за того что, так как, вследствие того что, благодаря тому что, в связи с тем что

                      как будто, словно, будто бы, , словно бы, словно как, как, точно

                      если, если бы, когда, когда бы, коли, коль, ежели, ежели бы, раз

                      хотя, хоть, хотя бы, несмотря на то что, невзирая на то что, пусть, даром что

                      Основное правило постановки запятой между частями СПП

                      Если предложение СПП, то между частями ставится запятая перед подчинительным союзом.

                      Однако не всё так просто. Есть несколько очень важных исключений, которые необходимо запомнить.

                      Исключения

                      Запятая между частями СССП не ставится в следующих случаях:

                        Если перед подчинительным союзом или союзным словом есть отрицание с частицей НЕ.

                        Старайся представить не как ты провалишься на экзамене, а как сможешь показать все свои знания.

                          Если придаточное предложение в своём составе имеет только одно союзное слово.

                          Она сердилась на него, но сама не понимала за что( выделенная часть предложения- придаточное, состоящее из одного союзного слова, поэтому нет запятой).

                          Не ставится запятая перед вторым простым предложением, если пред ним стоят слова а именно, в частности, особенно, а также, то есть и подобные.

                          Путешествие придётся прервать в сезон дождей, а именно когда наступит сентябрь.

                          Существуют особые правила постановки запятой при сложных подчинительном союзах:

                          благодаря тому что

                          вследствие того что

                          в силу того что

                          вместо того чтобы

                          несмотря на то что

                          с тех пор как и другие.

                          Запятая внутри данных союзов НЕ ставится, если союзы стоят в начале предложения.

                          Для того чтобы хорошо сдать экзамен, нужно много заниматься.

                          Нужно много заниматься, для того чтобы хорошо сдать экзамен.

                          Случаи разделения союза на две части:

                            Перед союзом есть отрицание с НЕ

                          Он так повёл себя не потому, что хотел отмстить.

                            Если перед союзом есть ограничительные частицы (например, в особенности, только и другие.

                            Нужно ли доказывать свою правоту только для того, чтобы вызвать его внимание?

                              Наличие вводного слова перед союзом.

                              Всё это мне хотелось особенно запомнить, может быть, потому, что я больше это не смогу увидеть.

                                Если первая часть союза включена в ряд однородных членов.

                                Ему было стыдно и за себя, и за друзей, и оттого, что все почувствовали его неуверенность.

                                Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными

                                Часто в предложении бывает несколько придаточных. Как же нужно ставить знаки препинания в этом случае? Рассмотрим данные правила.

                                  Если в СПП несколько придаточных и между ними нет союзов, то запятая ставится.

                                  Мне казалось, что все вокруг смотрели на меня с удивлением, что в их глазах было сожаление.

                                    Если два однородных придаточных соединены соединительным или разделительнымсоюзом, то запятая между ними не ставится.

                                    Учитель объяснил , как нужно выполнять данное задание и как не ошибиться постановке знаков препинания.

                                    Правила постановки знаков препинания в СПП при стыке союзов смотрите здесь.

                                    Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении (БСП)

                                    Необходимо чётко разграничивать БСП по значению: в одних БСП простые не зависят друг от друга (как в ССП), а других — зависят ( как в СПП, их легко переделать в сложноподчинённые предложения), просто между данными предложениями нет союзов.

                                    Поэтому и правила постановки знаков препинания в таких предложениях разные.

                                    Знаки препинания в БСП, в которых простые предложения не зависят друг от друга.

                                      Основной знак препинания — запятая. В таких предложениях нет осложняющих конструкций внутри простых.

                                      Спектакль закончился, театр опустел.

                                        Если хотя бы одно предложение осложнено чет-то, то между простыми ставится точка с запятой.

                                        Спектакль, вызвавший такие бурные овации, закончился; театр опустел.

                                        Знаки препинания в БСП, в которых простые предложения зависят друг от друга.

                                        Если предложения противопоставлены по смыслу ( в таких случаях легко поставить союзы А, ЗАТО, НО, ОДНАКО, ДА в значении НО)

                                        Стоял июль — погода же была прохладной.

                                          Во второй части предложения содержится быстрая смена событий, происходит что-то неожиданное.

                                          Он заплакал — все засмеялись.

                                            Первая часть имеет обстоятельственные значения времени, условия или причины ( легко можно вставить союзы КОГДА, ЕСЛИ, ТАК КАК).

                                            Лес рубят — щепки летят.

                                              Во втором предложении содержится значение следствия ( можно вставить слово ПОЭТОМУ).

                                              Похвала приятна — как её не желать ?

                                                Во втором предложении содержится сравнение ( легко вставить сравнительные союзы КАК, СЛОВНО, БУДТО, ЧТО).

                                                Посмотрит — рублём одарит.

                                                  Второе предложение – присоединительное в предложении есть или можно вставить слова ЭТО,ТАК,ТАКОВ и другие).

                                                  Приказ надо выполнять – так он был воспитан.

                                                  Во втором предложении- пояснение, раскрытие содержания первого( можно вставить А ИМЕННО).

                                                  Дети были наказаны: им не разрешалось гулять в этот день.

                                                    Во втором предложении дополняется содержание первого (легко можно вставить слово ЧТО или такие слова: И УВИДЕЛ,ЧТО ; И УСЛЫШАЛ, ЧТО; И ПОНЯЛ, ЧТО )

                                                    Он выглянул в окно: всё было белым от первого снега.

                                                      Во втором предложении содержится причина (можно вставить союз ПОТОМУ ЧТО).

                                                      Таковы правила постановки знаков препинания в сложном предложении. Их много, нужно все запомнить, не забыть исключения из правил. Так что выполнение задания № 12 предполагает серьёзную теоретическую подготовку.

                                                      В данной статье я дала правила постановки не только запятой в сложном предложении, хотя в задании нужно найти именно запятые. Просто данные предложения мы часто употребляем в сочинениях, изложениях, и нужно знать, как правильно ставить знаки препинания в сложном предложении вообще. Пусть уж лучше все правила будут в одном месте — так легче вам вспоминать их, когда возникнут сложности.

                                                      Предлагаю алгоритм выполнения задания. Думаю, он вам поможет, ребята, в его выполнении.

                                                      АЛГОРИТМ выполнения задания № 12

                                                      Внимательно прочитайте задание, вдумайтесь в него, чётко представьте, какие именно знаки препинания вы будете искать, при каком предложении: ССП, СПП или БСП.

                                                      Если это БСП, то значит, что между простыми не должно быть союзов вообще. Не перепутайте с простыми предложениями с однородными членами. В БСП обязательно должно быть несколько грамматических основ.

                                                      Если это ССП, то ищите сочинительные союзы ( вспомните их, в данной статье есть таблица). Здесь тоже легко перепутать простые предложения с однородными членами, так как однородные члены тоже отделяются сочинительными союзами. Всегда ищите грамматические основы. В сложном их должно быть не менее двух.

                                                      Несколько проще найти СПП, так как подчинительные союзы соединяют только простые предложения в сложном. Но здесь есть другие трудности.

                                                      Во-первых, придаточное может стоять перед главным, а вы обычно ищите запятую перед подчини тельным союзом. Поэтому внимательно смотрите на всё предложение, ищите подчинительные союзы, вспомните их. В данной статье есть таблица с этими союзами.

                                                      Во-вторых, придаточное может стоять в середине главного. Значит, что запятых будет уже две, а не одна.

                                                      В-третьих, будьте внимательны, когда в предложении несколько придаточных. Особенно если они однородные. Не забудьте про запятую после второго придаточного предложения.

                                                        Наконец, помните, что вы должны найти запятые только при сложном предложении. Никакие другие по другим правилам не записывайте в ответе.

                                                        Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

                                                        ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ОФОРМЛЕНИИ ПЕРЕЧНЕЙ И ПРАВИЛА РУБРИЦИРОВАНИЯ

                                                        § 164. Деловые, а также научные, специальные тексты часто включают в себя различные перечни, составные части, которые требуют условных обозначений. Такие перечни нуждаются в соблюдении последовательности в использовании обозначений рубрик (разделов, подразделов, глав, подглавок и т. д.), а сам текст — в логической четкости членения. Последнее достигается применением ряда технико-пунктуационных правил.

                                                        Для обозначения частей перечней используются: прописные буквы и римские цифры — в качестве показателя высшего уровня членения;

                                                        арабские цифры — для обозначения среднего уровня членения;

                                                        арабские цифры со скобкой и строчные буквы со скобкой — для обозначения низшего уровня членения.

                                                        При использовании данных обозначений соблюдаются правила:

                                                        а) строчные буквы не употребляются без скобок;

                                                        б) после строчных букв и арабских цифр со скобками не ставится точка;

                                                        в) римские цифры и прописные буквы употребляются без скобок;

                                                        г) после прописных букв и римских цифр, использованных в самом тексте, при абзацном отступе, ставится точка;

                                                        д) после прописных букв и римских цифр, использованных в середине строки, вне текста (в качестве заголовков при обозначении крупных разделов), точка не ставится;

                                                        е) при рубрицировании посредством цифр и букв со скобками части текста отделяются друг от друга либо запятыми, либо (при значительной усложненности) точками с запятыми; точки при скобочных обозначениях не рекомендуются, они ставятся в конце рубрик, оформленных при помощи букв и цифр без скобок;

                                                        ж) с прописных букв начинается текст рубрик, оформленных цифрами и буквами с точками; со строчных — рубрики, оформленные цифрами и буквами со скобками.

                                                        1. Строительные материалы и изделия:

                                                        1) природные каменные;

                                                        2) керамические, получаемые в результате обжига глины (кирпич, керамические блоки, черепица, облицовочные плиты и т. п.);

                                                        3) вяжущие вещества (известь, цементы, бетоны);

                                                        4) искусственные каменные материалы и изделия (силикат- ный кирпич, асбоцементные и бетонные изделия);

                                                        5) лесные материалы;

                                                        6) металлические материалы;

                                                        7) стекло и изделия из стекла;

                                                        8) теплоизоляционные материалы;

                                                        9) лаки, краски и др.

                                                        Ср. возможный вариант:

                                                        I . Строительные материалы и изделия:

                                                        1. Природные каменные.

                                                        2. Керамические, получаемые в результате обжига глины:

                                                        2) керамические блоки,

                                                        4) облицовочные плиты и т. п.

                                                        3. Вяжущие вещества:

                                                        4. Искусственные каменные материалы и изделия:

                                                        1) силикатный кирпич,

                                                        2) асбоцементные и бетонные изделия.

                                                        5. Лесные материалы.

                                                        6. Металлические материалы.

                                                        7. Стекло и изделия из стекла.

                                                        8. Теплоизоляционные материалы.

                                                        9. Лаки, краски и др.

                                                        § 165. Если перечень оформлен как составная часть предваряющего его предложения, то возможно использование лишь низшего уровня членения и невозможны знаки конца предложения (точки) внутри перечня.

                                                        Перемена призывного участка допускается лишь до 1 мая года призыва. После этого срока перемена призывного участка может быть допущена только в случае, если призывник:

                                                        а) переведен администрацией на работу в другую местность;

                                                        б) переехал на новое место жительства в составе семьи либо в связи с получением жилплощади;

                                                        в) принят в учебное заведение и выбывает для продолжения образования или окончил учебное заведение и по путевке направ- ляется на работу. (Закон о всеобщей воинской обязанности.)

                                                        Нетрудоспособными членами семьи считаются:

                                                        а) дети, братья, сестры и внуки, не достигшие 18 лет, или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достиже- ния 18лет, при этом братья, сестры и внуки — при условии, если они не имеют трудоспособных родителей;

                                                        б) отец, мать, супруг (жена, муж), если они достигли 60 или 55 лет (соответственно мужчины и женщины), либо являются инвалидами;

                                                        в) один из родителей или супруг, либо дед, бабушка, брат или сестра, независимо от возраста и трудоспособности; если он (она) занят уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет, и не работает;

                                                        г) дед и бабушка — при отсутствии лиц, которые по закону обязаны их содержать. (Закон о государственных пенсиях в Российской Федерации.)

                                                        § 166. Если в рубрики с системой обозначений низшего уровня включается самостоятельное предложение, начинающееся прописной буквой, то в конце этой рубрики независимо от внутренней точки ставится точка с запятой. Например:

                                                        Состав подписи меняется в зависимости от вида и особенностей иллюстраций:

                                                        а) под иллюстрациями издания ставят только порядковый номер: 1,2, 3 и т. д. Делается это тогда, когда нет нужды определять содержание изображаемого: всё ясно из самой иллюстрации (например, воспроизведены обложки книг), а условное сокращённое обозначение представляется излишним по соображениям экономичности или художественно-оформительским;

                                                        б) под иллюстрациями издания ставят условное сокращённое обозначение рис. и порядковый номер иллюстрации: Рис. 1, Рис. 2 и т. д.;

                                                        в) под иллюстрациями (всеми и некоторыми) ставят только тему изображения (собственно подпись). Делается это в случаях, когда иллюстрации непосредственно не связаны с текстом и в тексте нет прямых ссылок на них. Например, под портретами ученых в учебнике, где другие иллюстрации пронумерованы. ;

                                                        г) под всеми иллюстрациями издания ставят и условное сокращённое обозначение иллюстрации с порядковым номером и собственно подпись. Делается это тогда, когда все иллюстрации тесно связаны с текстом и текст содержит ссылки на них. (Справочная книга редактора и корректора).

                                                        § 167. Система нумерации рубрик может складываться только из арабских цифр с точками, где вхождение в предыдущую рубрику
                                                        обозначается наращиванием цифровых показателей, например:

                                                        1. Знаки препинания в рубриках

                                                        1.1. Знак препинания в конце рубрики

                                                        Точку в рубрике, вынесенной в отдельную строку, опускают, за исключением изданий для начинающих читать детей (напр., в букваре), чтобы не мешать закреплению стереотипа: в конце предложения надо ставить точку.

                                                        После рубрики в подбор с текстом точка необходима.

                                                        Остальные знаки препинания (многоточие, восклицательный, вопросительный знаки) сохраняют.

                                                        1.2. Точка в середине заголовка

                                                        В заголовке из двух самостоятельных, синтаксически не связанных предложений между ними ставят точку, а в конце, по общему правилу, точку опускают.

                                                        1.3. Точка после номера, литеры, родового обозначения Точку ставят, если номер, литеру и т.д. набирают в одну строку с тематическим заголовком, и опускают, если номер, литера и т.д. выделены в отдельную строку. Напр.:

                                                        Глава 1. Рубрикация Глава 1

                                                        2. Внутритекстовые ссылки на рубрики и обозначенные части текста

                                                        и т. д. (Справочная книга редактора и корректора.)

    Закрыть меню