Проблемы социальной реабилитации несовершеннолетних

Содержание:

44.Проблемы социальной реабилитации и помощи инвалидам.

Реабилитация инвалидов является стратегической основой социальной политики в отношении инвалидов в Российской Федерации. Она рассматривается как система и процесс восстановления нарушенных связей индивидуума и общества, способов взаимодействия инвалида и социума.

Принятый в 1995 г. Закон Российской Федерации “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” впервые продекларировал необходимость создания и развития государственной службы медико-социальной экспертизы и государственной службы реабилитации инвалидов. В последующие годы во исполнение указанного федерального закона Минтрудом России был подготовлен ряд нормативных и методических документов, регламентирующих организацию и деятельность государственной службы реабилитации инвалидов. В настоящее время по данным Министерства труда и социального развития РФ за 1999 г. в России насчитывается 598 учреждений и отделений реабилитации для взрослых и детей различного профиля.

Реабилитационные учреждения являются основным звеном государственной службы реабилитации инвалидов, они осуществляют процесс реабилитации инвалидов в соответствии с реабилитационными программами. Одной из программ является программа социальной реабилитации, направленная на восстановление способностей к самостоятельной общественной и семейно-бытовой деятельности.

Реабилитационное учреждение, предоставляющее услуги по социальной реабилитации инвалидов, должно обеспечивать их высокое качество, удовлетворяющее потребности клиента учреждения и соответствующее реабилитационным стандартам. Основными качествами, влияющими на предоставление услуг реабилитационного учреждения, являются: наличие и состояние нормативной документации (положения или Устава об учреждении, руководств, правил, инструкций, методик; документации на оборудование, приборы и аппаратуру); условия размещения учреждения; укомплектованность учреждения специалистами и их квалификация; табельное и дополнительное техническое оснащение (оборудование, приборы, аппаратура); состояние информации об учреждении, порядке и правилах предоставления им услуг; наличие системы контроля за деятельностью учреждения из вне и внутри.

Разработка технологии работы отделения социальной реабилитации инвалидов является составной частью работы по обеспечению качества реабилитационных услуг, по более полному удовлетворению нужд клиентов.

Настоящие методические рекомендации посвящены технологии работы специалистов по вопросам социальной реабилитации. Они предназначены для специалистов Государственной службы реабилитации инвалидов.

Социальная реабилитация инвалидов представляет собой систему и процесс восстановления способностей инвалида к самостоятельной общественной и семейно — бытовой деятельности. Социальная реабилитация включает социально-средовую ориентацию и социально-бытовую адаптацию.

Социально-бытовая адаптация — это система и процесс определения оптимальных режимов общественной и семейно-бытовой деятельности инвалидов в конкретных социально-средовых условиях и приспособления к ним инвалидов

Социально-средовая ориентация — система и процесс определения структуры наиболее развитых функций инвалида с целью последующего подбора на этой основе вида общественной или семейно — общественной деятельности.

Перечень основных мероприятий в области социальной реабилитации инвалидов определен “Примерным положением об индивидуальной программе реабилитации инвалида” (утвержденным Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 14 декабря 1995 г. № 14).

Мероприятия по социально-бытовой адаптации включают:

— информирование и консультирование инвалида и его семьи;

— “адаптационное” обучение инвалида и его семьи;

— обучение инвалида: персональному уходу (самообслуживанию); персональной сохранности; овладению социальными навыками;

— обеспечение инвалида техническими средствами реабилитации и обучение пользованию ими;

— адаптацию жилья инвалида к его потребностям.

Мероприятия по социально-средовой ориентации включают:

— социально-психологическую реабилитацию (психологическое консультирование, психодиагностику и обследование личности инвалида, психологическую коррекцию, психотерапевтическую помощь, психопрофилактическую и психогигиеническую работу, психологические тренинги, привлечение инвалидов к участию в группах взаимоподдержки, клубах общения, экстренную (по телефону) психологическую и медико-психологическую помощь);

навыкам проведения отдыха, досуга, занятиями физкультурой и спортом.

— оказание помощи в решении личных проблем;

— социально-психологический патронаж семьи.

Мероприятия (услуги) по социальной реабилитации реализуются отделением социальной реабилитации, входящим в виде структурного подразделения в реабилитационное учреждение (различного типа и вида).

Технология работы отделения социальной реабилитации является одним из видов социальных технологий. При этом под социальными технологиями подразумевается совокупность приемов, методов и воздействий, которые необходимо применять для достижения поставленных целей в процессе социального развития, для решения тех или иных социальных проблем.

Технологию социальной реабилитации можно определить как способы осуществления деятельности по социальной реабилитации на основе ее рационального расчленения на процедуры и операции с их последующей координацией и синхронизацией и выбора оптимальных средств, методов их выполнения.

Химкинский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних

Мы в соцсетях

Бесплатная помощь детям и подросткам в трудной жизненной ситуации

Бесплатные коррекционные занятия и сопровождение детей и подростков c:

  • задержкой речевого развития,
  • задержкой психического развития (ЗПР и ЗППР),
  • расстройствами аутистического спектра (РАС),
  • неуспеваемостью (дефицитом концентрации внимания, дислексией, дисграфией)
  • Бесплатные консультации

  • детского психолога,
  • семейного психолога,
  • взрослого психолога
  • Бесплатные занятия с психологами для детей:

    • сказкотерапия,
    • игровая терапия,
    • телесно-ориентированная терапия,
    • «Хочу в школу!» (формирование навыков психологической готовности к школьному обучению)
    • Время работы: пн-пт: с 9-00 до 18-00
      (перерыв с 13-00 до 14-00)

      изображение

      Цифры и факты

      Химкинский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних
      +7 (495) 575-96-16

      Отделение диагностики и социальной реабилитации
      +7 (495) 575-96-16

      Участковая социальная служба
      +7 (495) 575-87-51

      Отделение помощи семье и детям
      +7 (495) 575-87-21

      Отделение реабилитации несовершеннолетних с ограниченными умственными и физическими возможностями
      +7 (495) 575-87-21

      КГБУ СО Центр семьи «Минусинский»

      Сайт КГБУ СО Центр семьи «Минусинский»

      Стационарное отделение для несовершеннолетних (с.Городок)

      Заведующая отделением:

      Хореняк Наталья Валентиновна

      Работа в Центре – с декабря 2011 года.

      Отделение находится по адресу: Минусинский район, с.Городок, ул.Ленина, д.1″б”, т. 7-12-49, 7-12-10

      Стационарное отделение организует временное проживание несовершеннолетних в возрасте от 4 до 18 лет, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации, защите прав и законных интересов.

      Основные причины помещения детей в стационарное отделение для несовершеннолетних: семейные проблемы, безнадзорность, жестокое обращение со стороны родителей, алкоголизм, заключение под стражу или госпитализация родителей.

      Основные направления деятельности

    • обеспечение временного проживания и содержания несовершеннолетних, нуждающихся в экстренной социальной помощи государства;
    • поэтапная реализация индивидуальных программ реабилитации несовершеннолетних совместно с учреждениями здравоохранения, образования, физической культуры и спорта, органами опеки и попечительства, органами внутренних дел;
    • оказание содействия в дальнейшем жизненном устройстве детей, оставшихся без попечения родителей;
    • организация индивидуальной профилактической работы с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении.
    • В стационарное отделение принимаются несовершеннолетние:

    • оставшиеся без попечения родителей или иных законных представителей;
    • находящиеся в социально опасном положении;
    • заблудившиеся или подкинутые;
    • самовольно оставившие семью, ушедшие из детских интернатных учреждений;
    • не имеющие постоянного места жительства и средств к существованию;
    • нуждающиеся в социальной помощи и реабилитации,
    • а также несовершеннолетние из семей, признанных нуждающимися в социальном обслуживании вследствие существования обстоятельств, ухудшающих условия их жизнедеятельности:

      • отсутствие возможности обеспечения ухода за ребенком;
      • отсутствие работы и средств к существованию;
      • наличие ребенка, испытывающего трудности в социальной адаптации;
      • наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, имеющими пристрастие к азартным играм, страдающими психическими расстройствами, наличие насилия в семье.

      Основания для помещения ребенка в стационарное отделение для несовершеннолетних:

    • личное обращение ребенка;
    • заявление родителей (законных представителей) ребенка;
    • направление Министерства социальной политики Красноярского края;
    • ходатайство должностного лица, органа или учреждения системы профилактики безнадзорности;
    • постановление лица, производящего дознание, или судьи, в случае задержания, заключения под стражу;
    • акт оперативного дежурного отдела (управления) внутренних дел.
    • Основания для отказа :

      В специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, не могут быть приняты лица, находящиеся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, а также с явными признаками обострения психических заболеваний.

      Обращаться по телефонам:

      8(39132) 2-04-47 – администрация КГБУ СО Центр семьи «Минусинский»;

      8(39132) 7-12-49, 7-12-10 – стационарное отделение для несовершеннолетних (с.Городок)

      Социальная адаптация и реабилитация несовершеннолетних

      Министерство образования РФ

      Пятигорский государственный технологический университет

      Кафедра социально-культурного сервиса и туризма

      по предмету: “Социальные технологии”

      на тему “Социальная адаптация и реабилитация несовершеннолетних”

      Исполнила: Павлова И.Е.

      Проверил: Краснова В.В.

      Страна, в которой не заботятся о детях и молодежи не имеет будущего. И если в ближайшее время не произойдет существенных изменений, страна обречена на вымирание.

      В кризисных условиях больше всего подвержены крушению идеалов, обострению нигилизма, апатии несовершеннолетние т.к. система ценностей подвижна, мировоззрение не устоявшееся, что приводит к потере нравственного и духовного здоровья нации, и как результат к увеличению социальной напряженности общества, к росту подростковой преступности и иным негативным социальным явлениям.

      По оценкам аналитиков выход из данной ситуации должен носить комплексный характер и складываться из ряда факторов, а именно: формированию гражданского сознания у несовершеннолетних, профилактики подростковой преступности и, наконец, социальной адаптации и реабилитации несовершеннолетних.

      В данной работе мы коснемся лишь вопросов социальной адаптации и реабилитации.

      В основном большая часть теоретических и эмпирических исследований в данной области посвящена адаптации “трудных” подростков, проблемам борьбы с детским алкоголизмом и наркоманией и социальной реабилитации детей инвалидов.

      В настоящее время при поддержке различных благотворительных обществ ведется активная работа по созданию реабилитационных центров. Так создана крупнейшая в России Социальная служба Центра первичной реабилитации несовершеннолетних группы риска “Дорога к дому”. Служба выполняет следующие функции:

      — Сбор информации о целевой группе Центра, о деятельности системы территориальных ведомств, учреждений, организаций, чья деятельность ориентирована на несовершеннолетних группы риска;

      — Разработка и внедрение методологии и этики социальной работы с группой риска, основанной на гуманистических принципах, изложенных в Конвенции о правах ребенка, Международном Кодексе социального работника;

      — Оказание всесторонней помощи несовершеннолетним группы риска, защита их жизни и здоровья, прав и интересов;

      — Формирование системы Содействие .

      Деятельность Службы строится по следующей схеме: помощь несовершеннолетним группы риска и их семьям, ближнему окружению:

      — преодоление психологических проблем персонала Службы;

      — освоение техники знакомства, первого контакта, интервьюирования;

      — формирование этического и профессионального кодекса социального работника;

      — обслуживание и курирование клиентов, оказание экстренной помощи;

      — формирование круга организаций и учреждений — партнеров Центра и Службы в реализации реабилитационных программ.

      Благодаря открытию и реализации программы Центра доказана актуальность создания нового института социальной защиты и помощи населению — Территориальной социальной службы. Социальная служба Центра на основе проведенных в муниципальных районах округа исследований и анализа ситуации в ЮЗАО с несовершеннолетними группы риска, их семьями и ближайшим окружением, а также — порядка функционирования и взаимодействия всех территориальных учреждений и ведомств, уполномоченных участвовать в реабилитационном процессе, приступила к совместной с Префектурой и Управами разработке программы модернизации и реформирования системы социальной защиты и помощи дезадаптированным детям.

      Большая работа проделана и в области ювенального законодательства. Так на федеральном уровне принят ряд законов, регулирующих вопросы подростковой адаптации.

      Правительством России разработано примерное положение о социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних. В соответствии со своими задачами центр: обеспечивает временное проживание несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, принимает участие в выявлении и устранении причин и условий, способствующих безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних; оказывает помощь в восстановлении социального статуса несовершеннолетних в коллективах сверстников по месту учебы, работы, жительства, содействует возвращению несовершеннолетних в семьи; оказывает социальную, психологическую и иную помощь несовершеннолетним, их родителям (законным представителям) в ликвидации трудной жизненной ситуации; разрабатывает и реализует программы социальной реабилитации несовершеннолетних, направленные на выход из трудной жизненной ситуации; обеспечивает защиту прав и законных интересов несовершеннолетних; организует медицинское обслуживание и обучение несовершеннолетних, содействует их профессиональной ориентации и получению ими специальности; содействует органам опеки и попечительства в устройстве несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей; уведомляет родителей несовершеннолетних (их законных представителей), органы опеки и попечительства о нахождении несовершеннолетних в центре; на основании проверки целесообразности возвращения в семьи несовершеннолетних, самовольно ушедших из них, приглашает родителей (их законных представителей) для решения вопроса о возвращении им несовершеннолетних; на основании проверки целесообразности возвращения несовершеннолетних в образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или другие детские учреждения вызывает представителей этих учреждений для решения вопроса о возвращении им несовершеннолетних, самовольно ушедших из указанных учреждений.

      Таким образом подводя краткие итоги отметим, что в настоящее время накоплен бесценный фактический материал, позволяющий обобщать и анализировать положение дел с группами риска и социально дизадаптированными подростками в целом.

      Выполнены программы и проекты, утверждающие полезность и значимость служб и центов социальной адаптации и реабилитации, как партнеров в системе социозащитных отношений, заключены договора о систематическом проведении социозащитной деятельности в федеральном масштабе.

      Налажена система благотворительного финансирования социально-ориентированных проектов по адаптации дизадаптированных подростков, что во много призвано относительно стабилизировать сложившуюся в стране ситуацию.

      Специфика и организация работы в центре социальной реабилитации несовершеннолетних

      Людмила Черниговцева
      Специфика и организация работы в центре социальной реабилитации несовершеннолетних

      Специфика и организация работы в центре социальной реабилитации несовершеннолетних.

      Отделение диагностики и социальной реабилитации несовершеннолетних.

      Доброго времени суток уважаемые коллеги! Выкладываю материал по организации и проведению работы в центре социальной реабилитации.

      К нам в центр поступают дети, оказавшиеся в сложной жизненной ситуации, дети, как принято говорить с дивиантным поведением, да и просто дети, которые по разным причинам не могут находится дома.

      Специфика нашей работы заключается в том, что за четыре месяца мы должны социализировать воспитанника, рассмотреть проблемы, которые имеются у ребенка и создать условия для их решения.

      Работа по физическому воспитанию начинается с ознакомления с личным делом воспитанника, с документацией приемного отделения, за адаптационный период, с беседы с психологом, за которым закреплен воспитанник, знакомства с ребенком, мониторинга уровня физического развития. На основании полученной информации, составляется индивидуальный план работы с воспитанником.

      Часто встречаются дети с ослабленным здоровьем, педагогически запущенные дети, у которых отсутствуют культурно-гигиенические, коммуникативные навыки, не сформированы жизненно важные виды движений, дети получившие психологические травмы и это, далеко не полный список. Именно поэтому результат нашей работы, это дети, которых хорошо приняли в семье, в детском саду, школе, в обществе.

      Чаще всего приходится начинать с решения таких задач, как:

      — актуализация занятий по физическому воспитанию;

      — убеждение в необходимости систематического посещения занятий по физическому воспитанию;

      — мотивация отказа от вредных привычек;

      — укрепление здоровья воспитанника;

      — снижение эмоционального напряжения воспитанника, по средствам физического воспитания.

      Документация по физическому воспитанию состоит из двух объемных блоков:

      1. Нормативная документация:

      Конвенция о правах ребенка

      Семейный кодекс РФ

      2. Рабочая документация:

      Перспективное планирование работы по физическому воспитанию

      Тематическое планирование работы по возрастам

      Квартальный план работы по физическому воспитанию

      План работы на месяц по физическому воспитанию

      Индивидуальный план работы с воспитанником по физическому воспитанию

      Индивидуальная карта динамики по физическому воспитанию

      Рабочий журнал

      Тематическое планирование «Веселая аэробика»

      Тематическое планирование «Реализация программы ЗОЖ»

      Выполнение соответствующих отчетов.

      Согласно плана оздоровительно — профилактической и социально-психологической работы с воспитанниками в учреждении проводится систематическая работа по физическому воспитанию и оздоровлению детей с учетом дифференцированного подхода к каждому ребенку. Работа по физическому воспитанию несовершеннолетних ведется в рамках программы центра «Сотвори Добро» и программы физ. воспитания по самообразованию «ЗОЖ», осуществлялась по 4-м направлениям:

      Методическая работа

      Реализация программы ЗОЖ

      Цель занятий по физическому воспитанию:

      Повышение уровня физического воспитания несовершеннолетних, укрепление здоровья.

      Задачи занятий по физическому воспитанию:

      1. Осуществление индивидуального подхода к воспитанникам.

      2. Стабилизация психоэмоционального состояния по средствам физического воспитания.

      3. Повышение уровня социализации по средствам физического воспитания.

      4. Формирование социально-приемлемого поведения по средствам физического воспитания.

      5. Формирование и укрепление установок бережного обращения к жизни и здоровью каждого человека.

      6. Формирование позитивных, нравственных ценностей, определяющих выбор ЗОЖ.

      Непосредственно-педагогическая деятельность осуществляется в 4-х возрастных группах: 3-6 лет;7-10 лет; 11-14 лет;15-18 лет. Работа осуществляется по средствам индивидуальных и групповых занятий.

      В течении учебного года ведется мониторинг динамики физического развития каждого ребенка.

      Необходимо постоянно усиливать работу, направленную на профилактику заболеваемости детей в зимне-весенний период времени (закаливающие мероприятия в режиме дня).

      Индивидуальные и групповые беседы с воспитанниками о технике безопасности, личной гигиене, соблюдении режима дня, вреде курения, алкоголизме, наркомании, актуальности спортивных занятий, первой доврачебной помощи.

      Цель реализации программы ЗОЖ:

      Сподвигнуть детей к ведению ЗОЖ.

      1. Организация реабилитационного пространства.

      2. Мотивировать детей к ведению ЗОЖ.

      3. Способствовать развитию коммуникативных качеств.

      4. Развивать активную жизненную позицию.

      В течении года ведется активная пропаганда здорового образа жизни, по средствам регулярных занятий, бесед с воспитанниками, фото, видео материала, выпуска буклетов под названием «Копилка добрых советов», личного примера и активных спортивных занятий, динамических пауз, УГГ, гимнастики после обеденного сна, спортивных состязаний в режиме дня. По промежуточным итогам реализации программы ЗОЖ отмечается старательное соблюдение детьми правил личной гигиены, прилежный внешний вид более активное участие детей в спортивных мероприятиях, систематическое посещение занятий по физическому воспитанию, проявление интереса и активное участие в дополнительных кружках спортивного направления. Учитывая, что данная категория детей относится к группе риска, данная программа актуальна и целесообразна. При дальнейшей реализации программы «ЗОЖ» обратить внимание и усилить работу в направлении актуализации систематических занятий по ФВ и способствовать укреплению установки:

      Физическое воспитание, как важная часть режима дня каждого воспитанника, добиваться стопроцентного посещения воспитанниками утренней гимнастики, соблюдения правил личной гигиены.

      Методическая работа проводилась в форме бесед и практических занятий с воспитателями по темам: «Посеешь привычку-пожнешь характер», «Правильная осанка-залог здоровья», «Игры малой подвижности», «Подбираем подвижные игры правильно», «Дидактические игры, как средство формирования здорового образа жизни», «Организация и проведение купания в летний период времени», «Первая доврачебная помощь при утоплении», «Техника безопасности при организации занятий спортивного направления».

      Необходимо постоянно усиливать работу в направлении совместных действий по профилактике заболеваемости (закаливание, уделять внимание работе с воспитателями по профилактике травматизма среди воспитанников.

      В течении учебного года проводились следующие оздоровительные мероприятия:

      -утренняя гигиеническая гимнастика;

      -гимнастика после обеденного сна;

      -физкультурные праздники, досуги;

      -закаливание воздушное-сон в проветренном помещении;

      -подвижные игры и физические упражнения на воздухе;

      -соблюдение температурного режима, облегченная одежда;

      В течении года проводятся иммуносберегающие мероприятия:

      — ежедневное кварцевание помещений;

      -вакцинация против гриппа;

      -уровень выполнения натуральных норм питания детей данных возрастов.

      Воспитанники смогли укрепить свое здоровье в оздоровительных учреждениях г. Анапа санаторий «Жемчужина России».

      Показатель заболеваемости детей на начало 2017 года не превышает среднего показателя по г-к. Анапа.

      В следующих публикациях постараюсь рассказать о методах, формах работы, подробнее остановиться на особенностях планирования работы по физическому воспитанию в центре социальной реабилитации.

      Спасибо за внимание!

      Организация оздоровительной работы с дошкольниками «Организация оздоровительной работы с дошкольниками» Подготовила Скогорева Е. С. В настоящее время существует проблема общей ослабленности.

      Информационный час в реабилитационном центре для несовершеннолетних «1 декабря — Всемирный день борьбы со Спидом» (информационно – познавательный час) Цель: привлечь внимание воспитанников к проблеме СПИДа; учиться относиться к своей жизни и жизни близких.

      Конкурс актёрского мастерства в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних Конкурсная программа. «Конкурс актерского мастерства». Цель: корректирование взаимоотношений в группе; развитие творческого воображения,.

      Организация кружковой работы по ритмопластике (из опыта работы музыкального руководителя) Одной из особенностей развития ребёнка дошкольного возраста является естественная потребность в движении, так как в период от 3 до 7 лет.

      План реабилитации неблагополучной семьи Срок реализации программы с 01.09.2013 по 01.02.2014 г. Социальный педагог: Прохорова С. В. Воспитатель Клюева Т. Б. Данный план имеет целью.

      Программа индивидуальной комплексной реабилитации замещающей семьи ТОГБОУ «Заворонежский детский дом» Программа индивидуальной комплексной реабилитации замещающей семьи Индивидуальный план.

      Формирование социальной компетенции дошкольников как фактор развития социальной одарённости Тема эксперимента: «Формирование социальной компетенции дошкольников как фактор развития социальной одарённости». Цель нашего эксперимента.

      Сообщение из опыта работы «Организация работы по формированию у детей хозяйственно-бытового труда» Сообщение из опыта работы тема: «Организация работы по формированию у детей хозяйственно — бытового труда» Воспитатель МБДОУ детский сад.

      Роль психологической службы в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних Кто-то, когда-то должен ответить, Высветив правду, истину вскрыв: Что же такое – трудные дети? Вечный вопрос или больной нарыв… Вот он.

      Технологии социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями Сегодня мне хотелось бы поделиться с Вами своими наработками в таком направлении, как реабилитация (ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ) детей с ОВЗ. Программа.

      Организация взаимодействия специализированных учреждений для несовершеннолетних нуждающихся в социальной реабилитации, с негосударственными организациями по профилактике детской безнадзорности

      МИНИСТЕРСТОВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

      ДЕПАРТАМЕНТ ПО ДЕЛАМ ДЕТЕЙ, ЖЕНЩИН И СЕМЬИ

      ИНСТИТУТ СЕМЬИ И ВОСПИТАНИЯ

      ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ НУЖДАЮЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ, С НЕГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕТСКОЙ БЕЗНАДЗОРНОСТИ

      Организация взаимодействия специализированных учреждений для О 64 несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, с не государственными организациями по профилактике детской безнадзорности: Методические рекомендации. — М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2002. -96 с.

      В пособии освещена актуальная проблема организации взаимодействия трех секторов российского социума: государственных социозащитных учреждений, бизнес-сообществ и негосударственных общественных объединений и организаций в деле профилактики детской безнадзорности.

      Подробно охарактеризованы основные сферы деятельности и возможности каждой из сторон взаимодействия, даны рекомендации по оптимальным способам организации их плодотворной работы. Освещена деятельность негосударственных организаций, внесших весомый вклад в профилактическую работу и оказывающих активное содействие специализированным учреждениям для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Даны рекомендации по усовершенствованию совместной работы по профилактике детской безнадзорности и усилению роли органов управления в этой сфере деятельности.

      Пособие предназначено для сотрудников учреждений помощи семьи и детям, руководителям негосударственных общественных организаций, волонтерам и представителям бизнес-структур.

      ББК 65.272 ISBN 5-900072-18-9

      © Государственный научно-исследовательский институт семьи и воспитания, 2002

      © Министерство труда и социального развития Российской Федерации, 2002

      §2. Принципы взаимодействия служб социальной помощи семье и детям негосударственных организаций

      §4. Участие общественных объединений в кадровом, научно-методическом и информационном обеспечении системы профилактики детской безнадзорности

      §5. Организация сотрудничества служб социальной помощи семье и детям и НГО в работе по профилактике детской безнадзорности

      II. Взаимодействие специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, с негосударственными организациями по профилактике детской безнадзорности

      §1. Диагностика социума детей группы риска

      §2. Профилактика причин, порождающих детскую безнадзорность

      §3. Развитие инфраструктуры профилактики детской безнадзорности

      §4. Кадровое, научно-методическое и информационное обеспечение системы профилактики детской безнадзорности

      Ш. Практика и проблемы сотрудничества органов управления и служб социальной помощи семье и детям с негосударственными организациями по профилактике детской безнадзорности

      §1. Поддержка социальных инициатив НГО и привлечение их к решению социальных задач

      §2. Недостатки профилактической деятельности НГО и роль органов управления в их предупреждении

      §3. Стимулирование участия НГО в работе по профилактике детской безнадзорности – актуальная задача органов социальной защиты населения

      Приложение 1. Типовой договор о социальном партнерстве

      Приложение 2. Типовой договор о сотрудничестве

      Рост детской безнадзорности в нашей стране стал следствием ряда негативных явлений. Среди них:

      падение жизненного уровня значительного числа семей, рост безработицы, ощущение утраты жизненных перспектив частью взрослого населения;

      выхолащивание из педагогического процесса массовой школы воспитательной составляющей, формализация отношений между школой и семьей, педагогами и учащимися, возведение искусственных барьеров между школой и детьми из неблагополучных семей;

      не адекватные проблеме количественные и качественные показатели развития системы профилактики безнадзорности несовершеннолетних, в том числе ее нового сегмента — социозащитных служб современного типа. Эти службы призваны стать компенсаторным социальным институтом, выполняющим функции временного замещения семейного и школьного воспитания;

      отсутствие координации действий органов и учреждений, входящих в систему профилактики; ее неполный характер, выражающийся в слабом участии в этом процессе негосударственных организаций.

      Действие этих и многих других факторов привело, во-первых, к ослаблению воспитательной функции семьи, асоциальному образу жизни значительной части родителей, снижению или полному прекращению их заботы о детях; во-вторых, к отсутствию целенаправленной работы системы образования по выявлению детей школьного возраста, не посещающих учебные заведения, равнодушию к судьбам детей из семей группы социального риска, сознательному «выдавливанию» их из стен школы; в-третьих, к невозможности достижения необходимого социального эффекта в деятельности системы профилактики детской безнадзорности.

      Кардинальное решение этой важнейшей социальной проблемы, состояние которой является ярким показателем степени цивилизованности, гуманности и заботы о будущем любого современного государства и общества, у нас в стране возможно только при условии объединения усилий государственных и негосударственных структур [92]. Масштаб их совместной деятельности должен охватывать весь спектр задач по преодолению детской безнадзорности и беспризорности как явлений, недопустимых в социальном государстве, которым, согласно Конституции, является Российская Федерация.

      Деятельность органов власти, государственных и муниципальных социозащитных и социореабилитационных учреждений по предупреждению безнадзорности несовершеннолетних целиком совпадает с интересами граждан. Поэтому и органам социальной защиты населения в субъектах Российской Федерации и в муниципальных образованиях, и лидерам негосударственных организаций важно рассматривать профилактику детской безнадзорности в качестве задачи, которую призваны сообща решать не только социальные службы помощи семье и детям, но и общественные объединения, действующие в социальной сфере.

      I. Взаимодействие служб социальной помощи семье и детям с негосударственными организациями по профилактике детской безнадзорности

      §1. Общественные объединения как субъекты системы профилактики детской безнадзорности

      Взаимодействие специализированных учреждений и общественных, негосударственных организаций в социальной профилактике детской безнадзорности опирается на ряд методологических оснований.

      Специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, находятся в ведении государственных структур, которые составляют лишь первую часть (первый сектор) социума России. Государственные структуры обладают полнотой власти, правом на издание нормативных ведомственных документов, организацию отчетно-проверочной и контрольно-санкционирующей деятельности всех подведомственных им организаций, созданных по вертикали в каждом регионе страны. В рамках этой части социума разрабатывается государственная социальная политика. Действуя в соответствии с бюджетом, государственные и муниципальные специализированные учреждения стараются решать проблемы социальной профилактики детской безнадзорности и беспризорности в конкретных населенных пунктах.

      Вторую часть (второй сектор) социума составляют структуры большого, среднего, малого и очень малого бизнеса. Именно они способствуют обеспечению населения всеми видами товаров, распространяя свое влияние даже на самые маленькие населенные пункты и в значительной мере снабжая всем необходимым социальные организации. В этом секторе российского социума сосредоточены основные финансовые потоки и деньги, которых так не хватает государству для полного решения задач профилактики детской безнадзорности.

      Третью часть (третий сектор) социума представляют общественные объединения и организованные сообщества граждан, которые принято называть неправительственными (негосударственными, некоммерческими) организациями. Не входя в государственные структуры, эти объединения характеризуются высоким уровнем общественной инициативы. Их развитие способствует формированию гражданского общества.

      Можно утверждать, что только объединение всех трех секторов социума на принципах социального партнерства и согласование между ними приоритетов и ценностей позволят сформировать единую социальную политику России, которая будет отражать главные цели государства и общества в сфере социального развития и способствовать социальному миру. Попытки подчинить один сектор другому, навязать собственную социальную политику другим секторам, занять в социальной жизни «руководящее и направляющее» положение удовлетворят лишь ведомственные интересы и не будут способствовать решению задач социальной защиты населения, в том числе несовершеннолетних. Кроме того, соединение финансовых потоков коммерческого сектора, властных полномочий государства, социальной инициативы общественных объединений с учетом позиций каждого из них дает возможность концентрировать усилия и сосредоточить их на главных направлениях. Для этого должны быть созданы условия, способствующие высокой мотивации деятельности коммерческих структур и неправительственных организаций в социальной сфере, что является прерогативой государственных организаций.

      Целесообразность взаимодействия государственных служб социальной защиты населения, в том числе специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, с общественными объединениями в работе по профилактике детской безнадзорности обусловлена рядом причин.

      Во-первых, согласование усилий представителей НГО* и государственных учреждений позволяет усовершенствовать работу по социальной защите несовершеннолетних. Так, решение вопросов профилактики детской безнадзорности и беспризорности на местах практически невозможно без объединения усилий работников системы образования, медиков, социальных работников, социальных педагогов, представителей органов культуры и досуга, спорта, молодежных объединений и др. Структуры, предназначенные для эффективной координации этой деятельности, к сожалению, не сложились. Ведомственные

      разногласия и различия в нормативно-правовой базе также не способствуют объединению усилий, а межведомственные комиссии, создаваемые для решения возникающих проблем, как правило, неэффективны. Межведомственная раздробленность, несогласованность и конкуренция являются факторами, серьезно препятствующими профилактике детской безнадзорности. Решить многие из этих проблем можно с помощью общественных объединений и организованных сообществ, которым в целом чужды ведомственные интересы. Именно в рамках таких объединений представители разных структур и ведомств могут работать в единой системе, реализуя возможности своих организаций и личные способности.

      Во-вторых, вполне естественны консервативность и ограниченность сферы действия специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в силу их государственного статуса. Эти организации работают в рамках положений, уставов, приказов и постановлений, являющихся обязательными к исполнению.

      В отличие от них НГО гибки, мобильны и обладают высокой инициативой и восприимчивостью к изменяющимся условиям. Представители этих объединений нередко более глубоко и предметно знают положения дел на местах, в своих районах и дворах, адреса неблагополучных семей и детей в них, их потребности, нужды; имеют больше возможностей для поддержания постоянных контактов с каждой семьей, помогая ей словом и делом. Именно эти организации способны опираться в своей деятельности на общинный характер социального воздействия и добрососедские взаимоотношения, что традиционно ценится людьми значительно выше, чем формальные контакты с государственными социальными учреждениями.

      Кроме того, НГО имеют различную социальную направленность, т.е. действуют в разных секторах социальной сферы. Это позволяет «перекрывать» различные аспекты профилактики социальной беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних, существенно разнообразить ту помощь, которая им необходима.

      Всемерное развитие неправительственных, негосударственных организаций и общественных объединений является также важнейшим направлением развития и становления гражданского общества в России, формирования социальной инициативы людей, включения их в активную социальную деятельность вне сферы служебных обязанностей или учебы.

      В-третьих, НГО объединяют людей разного возраста (молодежь и пожилых) и являются формой организации межпоколенного взаимодействия, средством преодоления так называемого конфликта поколений. В таких организациях под руководством людей старшего возраста несовершеннолетняя молодежь учится социальной работе с теми, кто в этом особенно нуждается.

      Таким образом, негосударственные (или некоммерческие, неправительственные) организации, имеющие в соответствии с действующим законодательством различные организационно-правовые формы — общественные организации, общественные фонды, общественные учреждения, некоммерческие партнерства, автономные некоммерческие организации и другие, — осуществляют разнообразную деятельность в социальной сфере.

      Изучение практики деятельности НГО, функционирующих в социальной сфере, выявило присущие им преимущества, которые позволяют этим объединениям добиваться лучших результатов в решении задач профилактики детской безнадзорности, чем государственным социальным службам. К их числу можно отнести следующие показатели [53, с. 61-63]:

      большая гибкость в использовании различных подходов к решению имеющихся проблем, широкая возможность внедрения инновационных технологий;

      высокая самоотдача и креативность персонала, работающего «ради идеи», а не только за вознаграждение;

      отсутствие жестко регламентированной структуры, изменение которой не нуждается в длительном бюрократическом согласовании;

      возможность быстрого привлечения необходимого числа волонтеров;

      включение в сферу своей социозащитной деятельности более широкого круга несовершеннолетних, не попадающих в поле зрения государственных социальных служб;

      максимально возможная близость к населению, лучшее знание спроса на социальные услуги в конкретном микрорайоне, муниципальном образовании и оперативная реакция на возникающие нужды;

      более тесные и прямые контакты с семьями несовершеннолетних поэтому лучшее знание особенностей ситуации;

      значительная степень доверия к НГО со стороны детей и взрослых, которые, имея негативный опыт обращения в государственные социальные службы, сомневаются в их возможности решить накопившиеся проблемы;

      наиболее полный учет потребностей и специфики клиентов, включая детей, максимальная специализация и индивидуализация спектра оказываемых социальных услуг;

      независимость от субъективного мнения чиновника;

      возможность привлечения дополнительных материально-финансовых ресурсов от спонсоров и инвесторов (грантодающих организаций);

      отсутствие жестких ограничений финансовых ресурсов рамками сметы; возможность свободно направлять имеющиеся средства на цели, важные в конкретный период времени и наилучшим образом решающие проблемы той или иной группы граждан.

      Все это обусловливает значимость задачи максимального вовлечения НГО в сферу профилактики детской безнадзорности, обеспечения тесного сотрудничества этого базисного института гражданского общества с органами социальной защиты населения и специализированными социальными службами социальной помощи семье и детям. Ряд НГО сейчас успешно реализуют свои возможности в этой области.

      Так, отделения Российского Красного Креста, Российского детского фонда, российского фонда «Здоровье и милосердие» на региональном и муниципальном уровнях, а также большинство региональных благотворительных фондов и организаций проводят гуманитарные акции, оказывают материальную поддержку многодетным малообеспеченным семьям и семьям с приемными детьми, социальным приютам и социально-реабилитационным центрам. Определенную работу по выявлению беспризорных детей, оказанию им первой помощи, содействию в устройстве, организации познавательного и активного досуга воспитанников специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, ведут молодежные и детские общественные объединения. Женские общественные организации привлекают детских психологов, юристов и других квалифицированных специалистов к оказанию бесплатных консультационных услуг в социальных службах. В отдельных регионах силами общественных объединений созданы негосударственные детские социальные приюты и кризисные центры, центры социальной реабилитации несовершеннолетних с девиантным поведением и другие социозащитные и социореабилитационные службы.

      Вместе с тем потенциал реального участия общественных объединений в работе по профилактике детской безнадзорности и их сотрудничества в данной сфере со специализированными учреждениями используется далеко не в полной мере.

      Например, органы общественной самодеятельности по месту жительства граждан располагают большими возможностями по диагностированию семей, в которых в силу того, что родители не уделяют должного внимания воспитанию, дети склонны к асоциальному поведению, а также по общественному воздействию на такие семьи, оказанию им разносторонней помощи в решении жизненных проблем.

      Объединения, защищающие семью и детство, претворяющие в жизнь идеи гуманизма и милосердия, могут организовывать кризисные службы для оказания экстренной помощи безнадзорным и беспризорным детям. Гражданский долг таких объединений — добиваться решения органами власти проблем детской безнадзорности в конкретных городах и районах, формировать соответствующее общественное мнение жителей, привлекать добровольцев к участию в этой работе.

      Большой вклад в улучшение профилактической и реабилитационной деятельности социальных служб по работе с детьми из семей группы риска призваны внести общественные организации ветеранов, офицеров и военнослужащих запаса, объединения, занимающиеся патриотическим воспитанием. Лидеры и актив этих организаций имеют возможность проводить тематические встречи и беседы с детьми, организовывать патриотические и военно-спортивные клубы, кружки и секции, вести индивидуальную шефскую работу, стать для трудных подростков старшими друзьями и наставниками.

      В силах организаций, занимающихся пропагандой и формированием здорового образа жизни, физкультурно-спортивных и туристических общественных объединений приобщать детей с девиантным поведением к участию в спортивных соревнованиях, турпоходах, привлекать их в спортивные, туристические кружки и секции, вести работу по разъяснению губительного воздействия курения и других вредных привычек, необходимости соблюдать нормы гигиены, заботиться о своем здоровье.

      Важной задачей повседневной деятельности общественных организаций, занимающихся профилактикой наркомании, алкоголизма, СПИДа и ВИЧ-инфекций, должно стать проведение специальных социальных акций как для трудных детей, проживающих в семьях, так и воспитанников специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Важно, чтобы они посещали соответствующие беседы, тренинги, тематические вечера, фестивали и концерты, имели и читали выпускаемые этими организациями печатные издания.

      Серьезную роль в профилактической работе могли бы выполнять общественные организации, действующие в сфере содействия гармоничному развитию личности детей, приобщения их к культуре и искусству. Данные общественные объединения призваны выявлять у детей группы риска интерес к творческой деятельности, развивать их способности, приобщать их к разумным формам проведения свободного времени, знакомить с лучшими, соответствующими возрастному восприятию образцами литературы, музыки, живописи и архитектуры, с памятниками истории, культуры и религии.

      Большими возможностями для укрепления материальной базы социальных служб, улучшения условий проживания в них детей и подростков располагают общественные объединения промышленников и предпринимателей, служащих финансово-кредитных структур, НГО в сфере материального производства, экономики, банков и финансов и созданные ими благотворительные фонды. Их резервы как потенциальных спонсоров деятельности специализированных учреждений, реализации новых программ и проектов по профилактике детской безнадзорности намного выше, чем реальный вклад в решение этой первостепенной общегосударственной проблемы.

      Итак, взаимодействие социальных служб, негосударственных организаций и коммерческих структур в социальной профилактике детской безнадзорности является одним из механизмов повышения эффективности и качества решения этой важной социальной проблемы.

      §2. Принципы взаимодействия служб социальной помощи семье и детям и негосударственных организаций

      В основе взаимодействия органов социальной помощи семье и детям, специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, и общественных объединений, действующих в области профилактики детской безнадзорности, должны лежать следующие принципы.

      Социальное партнерство — формирование между субъектами взаимодействия особого типа отношений, основанных на: взаимоуважении; признании реальных и значительных потенциальных возможностей каждого из социальных партнеров в реализации общей цели; подлинной заинтересованности в тесной совместной работе по ее достижению. Только такой подход может обеспечить максимальную продуктивность совместной деятельности, преодолеть сложившиеся негативные стереотипы восприятия властными и общественными структурами друг друга. Часто органы власти игнорируют инициативу и созидательную силу НГО, а общественные объединения не имеют поддержки со стороны государственных органов, не верят в их заинтересованность в совместной работе и способность передать третьему сектору часть своих функций.

      Соблюдение принципа социального партнерства на практике предполагает внедрение социальной технологии, построенной на учете и оптимальном использовании всех ресурсов, имеющихся у каждого из партнеров, с целью решения единых для них задач по профилактике детской безнадзорности.

      Системный характер взаимодействия. Органы социальной помощи семье и детям, специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, и НГО должны тесно взаимодействовать в рамках каждого из элементов системы организации работы по профилактике детской безнадзорности и беспризорности:

      содержательного — разработка и реализация программ индивидуальной и групповой профилактики и реабилитации девиантного поведения и безнадзорности детей;

      управленческого — разработка и реализация региональных и муниципальных профилактических и реабилитационных программ и проектов;

      институционального — создание новых специализированных государственных и негосударственных социальных служб;

      обеспечивающего — разработка нормативных материалов, повышение квалификации специалистов и обучение добровольцев, обобщение и распространение опыта, организация информационных кампаний, освещение проводимой работы в СМИ и др.

      Системность совместной деятельности достигается путем органичного включения НГО в процессы сбора и анализа информации о состоянии безнадзорности несовершеннолетних и факторах, влияющих на ситуацию; планирования адекватных мер по ее исправлению и их государственной, общественной и научной экспертизы; принятия решения; его реализации и подведения итогов проделанной работы.

      Комплексный характер взаимодействия. Совместная деятельность органов социальной помощи семье и детям, специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, и НГО приобретет комплексный характер в том случае, когда она затрагивает всю совокупность профилактических мероприятий, полностью охватывает все направления и аспекты работы по предупреждению безнадзорности и беспризорности от выявления детей и семей группы риска до улучшения условий пребывания детей в специализированных учреждениях и их социального патронажа после возвращения в семью.

      Основным условием соблюдения комплексного характера сотрудничества является обоснованное и профессиональное использование социальных технологий (прежде всего технологии социального партнерства), позволяющих на практике обеспечить конструктивное взаимодействие НГО с государственными органами и учреждениями путем определения зоны общей ответственности при четком разграничении сфер деятельности, взаимной поддержке и мобилизации имеющихся ресурсов.

      Профессионализм в решении социальных задач. Профессиональный подход к профилактике детской безнадзорности обусловлен высокой мерой ответственности взрослых (специалистов социальных служб или актива НГО) за все действия, касающиеся детей и подростков, в том числе относящихся к группе риска. Заповедь «не навреди» в социально-профилактической работе должна соблюдаться столь же неукоснительно, как и в медицине.

      Реализация принципа профессионализма предусматривает учет объема и качества знаний, умений и навыков в области теории и методики профилактической работы по предупреждению безнадзорности несовершеннолетних, которыми располагают члены общественных объединений. Сферой их ответственности могут быть лишь те направления и участки работы, которые соответствуют уровню их квалификации.

      Нацеленность на эффективный результат деятельности -ориентация субъектов взаимодействия на высокое качество профилактической работы. Высокий конечный результат невозможен без дружной, слаженной работы, мобилизации кадрового и материального потенциала, реализации продуманной и взвешенной стратегии и тактики решения профилактических задач.

      Высокие качественные показатели проводимой работы обеспечиваются использованием научного подхода к планированию и организации профилактической деятельности, адекватностью и современностью имеющейся нормативной правовой базы (в том числе на региональном и муниципальном уровнях), профессионализмом специалистов и квалификацией общественников, достаточными материальной базой и финансовыми ресурсами и др.

      В процессе взаимодействия органов социальной помощи семье и детям, специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, и общественных объединений необходимо учитывать основные принципы деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, изложенные в Федеральном законе от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (статья 2, пункт 2) [48, с. 99]: законность; демократизм; гуманное обращение с несовершеннолетними; поддержка семьи и взаимодействие с ней; индивидуальный подход к исправлению несовершеннолетних с соблюдением конфиденциальности полученной информации; обеспечение ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.

      Важно отметить, что в указанном законе предусмотрена государственная поддержка деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Реализация данного принципа требует целенаправленной системы мер по созданию реальных возможностей участия НГО в профилактической работе.

      §3. Основные направления и содержание совместной деятельности служб социальной помощи семье и детям и общественных объединений

      В сфере профилактики детской безнадзорности и беспризорности сотрудничество органов социальной помощи семье и детям и специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, с НГО целесообразно осуществлять по следующим направлениям.

      Выявление семей и детей группы риска. Общественные объединения располагают собственными уникальными возможностями для оперативного получения достоверной и конкретной информации о наличии в микрорайонах, населенных пунктах и иных местах компактного проживания граждан семей, детей группы социального риска, в том числе находящихся на ранней стадии десоциализации. Это обусловлено близостью НГО к населению, неформальным и доверительным характером отношений их представителей с людьми.

      Необходимо, чтобы НГО ставили в известность социальные службы о фактах девиаций в семейной и детской среде. Эти данные социальные службы используют для пополнения банка данных о детях и семьях группы риска.

      Изучение социальной ситуации и окружения, в котором находятся дети группы риска, выявление причин и условий, способствующих детской безнадзорности. Эта работа является одной из приоритетных в деятельности служб помощи семье и детям, к ней целесообразно привлекать профессионально подготовленных специалистов общественных объединений. Совместная деятельность может осуществляться путем включения представителей специализированных учреждений и общественных объединений в состав различных комиссий; приглашения представителей НГО к исследовательской работе, проводимой социальными службами, и, что самое полезное, заказа специалистами НГО самостоятельных исследований причин социальной девиации несовершеннолетних, так как они располагают для этого широкими возможностями. Результаты анализов, выводы и предложения могут быть переданы НГО органам управления и службам социальной защиты населения для дальнейшей профилактической работы.

      Социальная работа с семьями группы риска по профилактике детской безнадзорности. НГО имеют возможность реализовывать широкий спектр форм и методов социальной поддержки семей группы риска в рамках различных компонентов социальной работы и в соответствии с профилактическими программами, реализуемыми органами социальной помощи семье и детям и специализированными учреждениями для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.

      При этом они должны соблюдать установленные Конституцией Российской Федерации и действующим законодательством права семьи и граждан, убеждать их в необходимости добровольно принять предлагаемую помощь и не препятствовать ее осуществлению. Важно, чтобы между представителями общественных объединений и семьями, которым они стремятся помочь, установились доверительные, неформальные отношения.

      Взаимодействие общественных организаций с семьями может осуществляться в виде:

      медико-социальной работы — содействие в избавлении взрослых членов семьи от злоупотребления алкоголем (организация посещения соответствующих тренингов, вовлечение их в группы анонимных алкоголиков, убеждение в необходимости лечения от алкоголизма), помощь им в прохождении курса оздоровления, приобретении лекарств, приглашение родителей в центры планирования семьи, на консультации психотерапевта и др.;

      психосоциальной работы — привлечение государственных, муниципальных и негосударственных служб психологической помощи к проведению психодиагностических, консультационных и психокоррекционных мероприятий для взрослых членов семей группы социального риска с целью восстановления их нормального психологического статуса и способности адекватно реагировать на жизненные и личные трудности; реализация мер психологического воздействия для искоренения и превенции насилия и жестокого обращения с детьми, женщинами и совместно проживающими родственниками;

      социально-правовой работы — разъяснение взрослым членам семьи, ведущим аморальный образ жизни, не проявляющим должной заботы о детях и не занимающихся их воспитанием, правовых последствий подобного поведения в соответствии с действующим законодательством; привлечение внимания к таким семьям комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов опеки, подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел и участковых сотрудников милиции;

      социально-педагогической работы — мобилизация воспитательного потенциала всех институтов социальной среды обитания семьи для профилактики беспризорности и безнадзорности детей, в том числе содействие в организации содержательного семейного досуга, вовлечение в семейные клубы и коллективное проведение свободного времени вместе с социально здоровыми семьями, инициирование зарождения или возобновления семейных традиций, организация семейных праздников (дней рождения детей, юбилеев и др.); проведение с родителями и старшими членами семьи бесед на темы воспитания и развития способностей детей, помощи им в учебе, налаживание конструктивных отношений между родителями и педагогами школы и др.;

      -социально-экономической поддержки — оказание помощи взрослым членам семьи, лишившимся работы, в трудоустройстве, переквалификации, организации малого бизнеса или семейного предпринимательства, в реализации других видов занятости; оказание материальной помощи, в том числе обеспечения детей одеждой, школьными принадлежностями, развивающими играми, книгами, медикаментами и т.д.;

      -социально-бытовой помощи — ориентация семей на соблюдение чистоты и гигиены жилища, создание домашнего уюта; оказание в случаях острой необходимости помощи в уборке квартиры(дома) или других домашних делах (приготовлении еды, стирке и ремонте одежды, покупке продуктов, уходе за больными членами семьи и т.д.). Профессионально подготовленных сотрудников НГО можно привлекать к участию в социальном патронаже семей группы риска, осуществляемому социальными службами.

      Профилактическая работа с детьми группы риска. НГО имеют большие возможности для сотрудничества со службами помощи семье и детям по профилактике детской безнадзорности, восстановлению социального статуса детей группы риска среди сверстников, по месту жительства, учебы или работы. Важно, чтобы в поле зрения общественных объединений находились те аспекты девиантного поведения несовершеннолетних, которые в первую очередь приводят к утрате ими прежних социальных связей, «выталкивают» их на улицу.

      Сотрудничество осуществляется по следующим направлениям:

      профилактика употребления наркотиков и алкоголя; помощь в избавлении от этих вредных привычек, в том числе индивидуальная работа с детьми (беседы, ознакомление с приемами самоконтроля и способами освобождения от гибельных для здоровья привычек, организация посещения врачей-наркологов); проведение массовых акций для молодежи (конкурсов рисунков и плакатов «Нет наркотикам», фестивалей «Молодежь против наркотиков», распространение листовок и др.); создание молодежных и подростковых телефонов доверия по вопросам наркомании и алкоголизма, а также соответствующих веб-страниц в Интернете; организация консультаций и тренингов, проводимых профессиональными врачами и психологами;

      приобщение несовершеннолетних группы риска к общественно полезному труду, в том числе включение их в социально значимую деятельность, осуществляемую вместе с другими молодыми людьми, — студентами, членами молодежных НГО (благоустройство и озеленение городов и населенных пунктов, восстановление памятников истории, культуры и религии, природоохранная деятельность, помощь одиноким пожилым людям и т.д.);

      -профессиональная ориентация несовершеннолетних группы риска, в том числе помощь им в получении специальности, разъяснение необходимости профессионального самоопределения, оказание им практического содействия в выборе места получения специальности путем организации консультаций в центрах профессиональной ориентации и у психологов; поддержка во время учебы и помощь в поиске места работы, а также в процессе адаптации к трудовой деятельности;

      -организация развивающего досуга несовершеннолетних группы риска, включение их в орбиту деятельности НГО, приобщение к занятиям в кружках, клубах, студиях, спортивных секциях, к участию в спортивных соревнованиях, творческих конкурсах, походах и экскурсиях, в том числе в выходные и праздничные дни;

      -организация летних каникул; приглашение несовершеннолетних с девиантным поведением в организуемые НГО летние творческие профильные лагеря для одаренных детей, что способствует их интеграции в среду социально благополучных сверстников и становится важным фактором для пересмотра ими собственного поведения и отношения к жизни; участие трудных ребят в работе студенческих строительных отрядов и воспитательных акциях студенческих педагогических отрядов.

      Выявление беспризорных детей, оказание им экстренной помощи, содействие в возвращении их в семью или устройстве в специализированные учреждения, защита их прав и законных интересов. Включает привлечение членов общественных объединений к проводимым органами власти и социальными службами рейдам по выявлению несовершеннолетних, проживающих вне семьи или детских учреждений, к обследованию мест их скопления, особенно подвалов и заброшенных домов.

      При наличии у общественных объединений квалифицированных специалистов, материальных и финансовых ресурсов рекомендуется привлекать их для оказания беспризорным детям помощи экстренного характера, и в первую очередь медицинской (доврачебная помощь, гигиенические процедуры, при необходимости — госпитализация), психосоциальной (оперативная коррекция и профилактика девиаций поведения, начальная посткризисная реабилитация) и бытовой (обеспечение горячим питанием, новой одеждой и т.д.).

      Важной задачей профилактической работы следует считать участие общественных объединений в возвращении детей в родные семьи, в том числе работу с родителями (психокорректирующую и др.) по оздоровлению семейной обстановки, а также устройство детей, которых вернуть в семью невозможно, в социокультурнальные приюты и иные социально-реабилитационные учреждения.

      Значительное место в работе НГО занимает защита прав и интересов детей, вернувшихся в родную семью. Специалисты НГО ведут общественный социальный контроль психологического климата в семье, степени соблюдения родителями трезвого образа жизни и выполнения своих обязанностей по отношению к детям. При наличии фактов, свидетельствующих о продолжении асоциального поведения вопреки требованиям общественности, НГО вправе ставить перед органами власти вопрос о мерах государственной защиты детей в соответствии с законодательством Российской Федерации. Представители организаций третьего сектора правомочны выступать общественными обвинителями при рассмотрении судами дел о лишении родителей родительских прав в случаях злостного уклонения от исполнения ими своего материнского и отцовского долга, а также создания ситуаций, угрожающих здоровью, развитию и жизни детей.

      Реализации программ социальной реабилитации детей, находящихся в специализированных учреждениях для несовершеннолетних. Общественные объединения обладают значительным потенциалом, позволяющим им вносить конструктивный вклад в реализацию разработанных специалистами социальных служб индивидуальных и групповых программ реабилитации несовершеннолетних с девиантным поведением.

      Специализированным учреждениям рекомендуется привлекать НГО для решения комплекса задач реабилитационной работы. Среди них:

      устройство воспитанников в семейные воспитательные группы (поиск семей, желающих взять детей на воспитание, участие в тестировании потенциальных родителей, подготовка их к приему детей и т.д.);

      развитие у воспитанников познавательных интересов и творческих наклонностей (создание кружков, студий, клубов

      по интересам, организация изучения основ компьютерной грамотности, проведение викторин, творческих конкурсов и др.);

      приобщение воспитанников к общественно полезной работе (изготовление сувениров, поделок и игрушек для детей из детских домов и многодетных семей, а также для реализации на благотворительных аукционах и лотереях; привлечение ребят к поздравлениям ветеранов по случаю знаменательных дат и праздников и др.);

      содействие контактам воспитанников с их семьями (инициация поздравления ребятами родителей и других родственников с праздничными датами, изготовление для них собственными руками подарков и сувениров);

      организация содержательного досуга воспитанников (проведение концертов, праздников, экскурсий, посещение музеев, театров, цирка, организация физкультурно-спортивных мероприятий и туризма);

      организация отдыха воспитанников в период летних каникул (приобретение путевок в детские оздоровительные лагеря, организация рекреационных мероприятий на базе специализированного учреждения и т.д.).

      Создание негосударственных социальных служб, действующих на общественных началах. Значимым в решении проблем профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних является создание НГО в форме общественных учреждений: социальных приютов, детских кризисных центров, пунктов срочной социальной помощи «детям улицы», социально-реабилитационных центров, социальных гостиниц для бездомных детей, социальных поликлиник, дневных центров для безнадзорных детей и др.

      Подобные общественные учреждения являются важным и неотъемлемым звеном системы профилактики детской безнадзорности, действующим в тесной взаимосвязи с другими ее элементами. При этом персонал общественных учреждений должен находиться в тесном контакте со специалистами органов социальной защиты населения, ведущих служб социальной помощи семье и детям региона, имеющих статус опорно-экспериментальных.

      Их сотрудничество призвано обеспечить строгое соблюдение общественными учреждениями прав детей, профессиональных и этических норм, а также государственных стандартов в части объема и качества оказываемых социальных услуг.

      Вместе с тем необходимо изучать и обобщать эффективную практику профилактической и реабилитационной работы общественных учреждений, использовать ее в деятельности государственных и муниципальных служб социальной помощи семье и детям.

      Органам социальной защиты населения рекомендуется принимать меры по укреплению материальной базы, обеспечению стабильного финансирования, повышению квалификации сотрудников и волонтеров общественных учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений, обеспечивать координацию их деятельности с деятельностью других социальных служб.

      Укрепление материальной базы специализированных учреждений для детей, нуждающихся в социальной реабилитации, и улучшение условий пребывания в них. Объединения, имеющие значительные собственные средства, целесообразно привлекать к оснащению специализированных учреждений необходимым оборудованием, мебелью, книгами, компьютерами, играми и игрушками, продуктами питания, медикаментами, одеждой для детей и т.д. Органам социальной защиты населения, специализированным учреждениям рекомендуется стимулировать и поддерживать инициативы НГО по вложению материальных и финансовых ресурсов в сферу профилактики детской безнадзорности и беспризорных и оказывать необходимое содействие в организации общественными объединениями акций по

    Закрыть меню