Промульгации законов

22. Промульгация закона

После принятия закона парламен­том наступает последняя, четвертая стадия промульгации закона (от лат. «promulgatio» — оглашение, обнародование) главой государства. Про­мульгация включает несколько элементов. Это удостоверение закона и того факта, что он принят по должной процедуре, подписание закона главой государства, распоряжение о его опубликовании (в общем то это и есть обнародование) и исполнении. Глава государства имеет право не подписать закон (право вето), и тогда он не вступает в силу. При этом, в большинстве государств, парламент наделен юридическим механизмом преодоления такого вето.

В практике современных государств используется три вида вето. 1.Абсолютное, или резолютивное вето состоит в том, что отказ главы государства утвердить принятый парламентом законопроект является окончательным и безусловным и преодолеть его нельзя. Абсолютное вето — институт чисто феодальный, так как это право главы государства фактически сводит на нет все полномочия парламента. Юридически оно существует в Англии у британского монарха, но уже несколько веков не применяется на практике (неписанная норма)

2.Относительное, или отлагательное вето представляет собой такой запрет, налагаемый главой государства на законопроект, который либо может быть преодолен парламентом, либо носит временный характер. Закон, на который наложено вето направляется главой государства парламенту, который может поступить двояко: а) принять возражения главы государства, внести соответствующие изменения в законопроект и вновь отправить его для получения санкции (капитуляция); б) отклонить возражения главы государства, для чего необходимо повторное одобрение законопроекта, как правило квалифицированным большинством голосов (2/3, 3/4, 4/5 и т.п.).

Например, в законодательной системе США, где Палата представителей и Сенат 2/3 голосов могут преодолеть вето Президента. Или в системе Польши, где для преодоления вето требуется 3/5 голосов.

Отметим, что среди относительного вето различают «сильное» и «слабое» вето.

При слабом вето парламент обязан лишь повторно рассмотреть законопроект. Для его преодоления достаточно такого же большинства, как и для принятия обычного закона. Так президенты Франции и Италии имеют слабое суспензивное вето.

Сильное вето может быть преодолено лишь квалифицированным большинством, иногда с соблюдением усложнённой процедуры (например в США).

3.Выборочное вето. Обычно глава государства может одобрить или опротестовать весь законопроект целиком, а не отдельные статьи его. Это создает массу неудобств, так как порою президенту или монарху приходится либо одобрять законопроект с неугодными ему статьями, либо опротестовывать в целом приемлемый законопроект из-за неугодных ему статей. Выборочное вето — явление довольно редкое. В США, например, этим правом пользуются лишь губернаторы некоторых штатов.

В ряде государств имеющим ярко выраженную парламентскую форму правления (Германия, Япония) право отклонять законы принятые парламентом у главы государства вообще отсутствует, хотя закон должен быть утверждён главой государства.

В России, начиная с 1993 года введена конституционная новелла, согласно которой позиции Президента РФ в законодательном процессе существенно усилены, как раз за счет его промульгационных полномочий.

В частности Президент РФ может:

1) подписать закон и передать его на опубликование;

2) наложить на закон «вето» (по причине не согласия с его содержанием);

3) вернуть закон на доработку в палаты парламента без рассмотрения (по процедурным, техническим причинам);

Первая ситуация. Если закон не вызывает у Президента РФ никаких возражений ни по существу, ни по процедуре принятия, он в течение 14 дней подписывает его и обнародует.

Обнародование законов осуществляется главным образом посредством их официального опубликования. В буквальном смысле понятия «обнародование» и «опубликование» не совпадают, что не исключает возможности обнародования закона и в иных формах: по телевидению и радио, по каналам связи, путем рассылки адресатам, распространения в машиночитаемой форме и т. п., однако практики такого обнародования нет.

Официальным опубликованием федерального закона считается первое размещение (опубликование) его полного текста на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru), функционирование которого обеспечивает Федеральная служба охраны РФ; в «Российской газете», «Парламентской газете» или Собрании законодательства РФ. Закон вступает в силу через 10 дней после его опубликования, если в самом законе или постановлении о введении закона в действие не указано иное.

Порядок опубликования и вступления в силу конституционно-правовых актов регламентируется Федеральным закономот 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания РФ» (с изм.) 23 иУказомПрезидента РФ от 5 апреля 1994 г. N 662 «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных законов» (с изм.) 24 .

Вторая ситуация. Если Президент РФ обнаруживает в принятом законе содержательные недостатки, он возвращает его в палаты для внесения в него изменений, на которых он настаивает. В этом случае палаты, как правило, создают согласительную комиссию на паритетных началах с участием представителей Президента РФ в палатах. Палаты могут согласиться с замечаниями Президента и рекомендациями согласительной комиссии, а могут отвергнуть их. В случае несогласия палат с замечаниями Президента, они должны подтвердить первоначальный текст закона квалифицированным большинством голосов. Таким образом, президентское вето в России имеет не абсолютный, а относительный характер (ибо может быть преодолено).

Федеральные конституционные законы и законы о поправках к Конституциине подлежат президентскому вето.

Для вступления в силу федерального закона о поправках к главам 3-8Конституции РФ (на него тоже не может быть наложено президентское вето) требуется одобрение его не только обеими палатами ФС РФ, но и региональными парламентами 2/3 субъектов Федерации.

Третья ситуация. Президент РФ может также возвратить закон в палаты Федерального Собрания РФ без рассмотрения, если при принятии закона были нарушены процедурные нормы.

В частности, если:

1) законопроект внесен ненадлежащим субъектом;

2) отсутствует заключение Правительства РФ или Общественной палаты РФ в необходимых для этого случаях;

3) закон не рассмотрен Советом Федерации, когда это является обязательным;

4) нарушены сроки направления закона в Совет Федерации и Президенту для подписания;

5) федеральный конституционный закон принят по вопросу, не предусмотренному КонституциейРФ;

6) процедура голосования в палате Федерального Собрания РФ ставит под сомнение результаты волеизъявления палаты;

7) текст, присланный для подписания и обнародования закона, не соответствует тексту, за который голосовали парламентарии.

Право возвратить закон без его подписания в палаты федерального парламента подтверждено ПостановлениемКонституционного Суда РФ от 22 апреля 1996 г. «По делу о толковании отдельных положений ст. 107 Конституции Российской Федерации» 25 .

Процедура возврата закона без его подписания носит сугубо технический характер и поэтому ее нельзя путать с наложением президентского вето, которое имеет более серьезный, как правило, политический подтекст.

Промульгации законов

Подписание Президентом РФ федеральных законов

Промульгация закона является заключительной стадией законодательного процесса, суть которой состоит в том, что принятый палатами парламента закон направляется главе государства, подписывается им, после чего публикуется и вступает в действие. В рамках рассматриваемых нами стадий подписания и опубликования закона представляется необходимым рассмотреть несколько довольно дискуссионных моментов, одним из которых служит использование термина «промульгация». С учетом того, что различные авторы каждый по-своему понимают данное явление, считаем необходимым остановить на нем свое внимание.

Юридические энциклопедические словари объясняют этот термин следующим образом: официальное провозглашение закона, принятого парламентом, санкционирование законопроекта главой государства в установленные конституцией сроки (обычные или сокращенные), а также опубликование закона в официальном сборнике. Данное определение промульгации является довольно спорным ввиду того, что включает в себя слишком широкое понимание промульгации. Из подобного широкого понимания промульгации исходят авторы коллективной монографии о правотворчестве субъектов Российской Федерации.

Согласно узкому подходу к пониманию промульгации, сторонником которого, например, является Б.А. Страшун, следует различать промульгацию, санкционирование и опубликование. Промульгация понимается этим ученым как издание специального акта, содержащего распоряжение об официальном опубликовании закона. Промульгация осуществляется, как правило, актом главы государства, текст которого в официальных изданиях предшествует тексту промульгируемого закона.

Отметим, что мы являемся сторонниками широкого подхода к пониманию промульгации. Так, согласно Современному словарю иностранных слов, промульгация — это официальная публикация, обнародование какого-либо закона.

Согласно наиболее точному определению, данному Большим юридическим словарем, промульгация является термином, заимствованным российской правовой наукой из конституционного права ряда зарубежных стран, обозначающим опубликование принятого и утвержденного закона в официальном печатном органе, осуществляемое главой государства в установленные конституцией или законом сроки. Только после промульгации закон, как правило, обретает обязательную силу.

То есть в данном случае промульгация является не каким-либо набором действий, как то издание акта о санкционировании закона, а необходимым условием для приобретения принятым законом характера высшей юридической силы.

Традиционно стадии подписания и обнародования закона считаются завершающей процедурой законодательного процесса. Как справедливо отмечает О. Д. Куксов, вступление закона в силу свидетельствует, что основная цель деятельности законодателя достигнута, а именно: нормативный правовой акт, обладающий высшей юридической силой, создан и обладает всеми необходимыми свойствами для выполнения регулирования общественных отношений.

В Российской Федерации подписание и обнародование принятого федерального закона является конституционным полномочием Президента РФ. В соответствии с Конституцией РФ после одобрения Советом Федерации федерального закона последний в течение 5 дней направляется Советом Федерации Президенту. Также Президенту направляются и те принятые Государственной Думой РФ федеральные законы, которые не были рассмотрены Советом Федерации в 14-дневный срок.

Согласно ч. 3 ст. 107 Конституции РФ, если Президент РФ в течение 14 дней с момента поступления к нему федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией порядке вновь рассматривают данный закон. В этом случае Президент использует свое право отлагательного вето.

Федеральные законы подписываются либо отклоняются Президентом Российской Федерации в порядке, установленном ст. 107 Конституции Российской Федерации. Именно поэтому стадия его подписания начинается с момента регистрации в Администрации Президента Российской Федерации одобренного закона Советом Федерации.

После поступления закона в Аппарат Президента и его регистрации руководитель Администрации расписывает указанный закон в Правовое экономическое и внутриполитическое управление администрации Президента, а также рассылает закон представителям Президента в Государственной Думе, Совете Федерации, Конституционном Суде и Министерстве юстиции Российской Федерации.

Указанные субъекты, в свою очередь, вырабатывают рекомендации к принятому закону о его подписании либо неподписании.

Если Главное государственно-правовое управление Президента Российской Федерации рекомендует Президенту Российской Федерации отклонить федеральный закон, то в необходимых случаях оно представляет также проект распоряжения о назначении официального представителя Президента Российской Федерации при повторном рассмотрении данного федерального закона палатами Федерального Собрания.

Как отмечает П.В. Крашенинников, «следует отметить, что в большинстве случаев Президент Российской Федерации прислушивается к данным рекомендациям».

После проведенного между указанными выше субъектами совещания, закон со всей сопроводительной документацией поступает Президенту Российской Федерации на подпись. При этом Президент Российской Федерации может принять два различных решения по закону: либо подписать закон и направить его для опубликования, либо отклонить закон с указанием мотивировки причин. Во всех перечисленных случаях Аппаратом Президента Российской Федерации готовится постановление об одобрении либо отклонении закона соответственно.

Обязанность Президента подписать и обнародовать федеральный закон в соответствии с ч. 2 ст. 107 Конституции Российской Федерации устанавливается на срок 14 дней.

В случае отклонения федерального закона Президентом Российской Федерации существуют три возможных решения об отклонении:

1. Отклонение без рассмотрения, так как нарушена процедура представления закона и сопровождающих его документов.

2. Отклонение с указанием противоречий, устранение которых позволит в случае принятия Федеральным Собранием подписать закон.

3. Отклонение в связи с отсутствием предмета правового регулирования либо в связи с грубым нарушением Конституции Российской Федерации, международных договоров, а также иных федеральных законов.

Во всех трех случаях возможного отклонения федерального закона наблюдается возникновение дополнительной стадии законодательного процесса — стадии преодоления вето Президента Российской Федерации. Предлагаем обратиться к ее наиболее спорным моментам.

В случае отклонения федеральный закон вновь поступает на рассмотрение в обе палаты Федерального Собрания Российской Федерации, где, в случае одобрения его первоначального текста большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит обязательному подписанию Президентом Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию.

Помимо этого, для урегулирования возникших разногласий между Президентом Российской Федерации и палатами Федерального Собрания Российской Федерации по поводу принимаемого закона может быть создана согласительная комиссия по аналогии с комиссией Государственной Думы и Совета Федерации.

Именно неточное регулирование обязанности Президента в случае преодоления его вето подписать и обнародовать федеральный закон в настоящее время является довольно дискуссионным.

Так, В. М. Платонов отмечает, что «ни Конституция Российской Федерации, ни действующая практика не дают ответа на вопросы о механизме реализации части третьей статьи 107 Конституции, устанавливающей семидневный срок при повторном рассмотрении Президентом проекта, преодолевшего в парламенте вето Президента».

Как справедливо отмечает А. И. Абрамова, вряд ли данное положение можно исправить путем официального толкования Конституционным Судом соответствующей конституционной нормы. Вызывает сомнение также идея о возложении функции по обнародованию принятых федеральных законов на Председателя Совета Федерации, если их не подпишет и не направит для официального опубликования Президент.

Это, на наш взгляд, не соответствует действующей Конституции Российской Федерации, согласно которой подписание и обнародование принятого федерального закона осуществляет Президент Российской Федерации (ст. 107). Совершенно очевидно, что нужны дополнения в Конституции, обеспечивающие исполнение Президентом этой его конституционной обязанности.

Далее А. И. Абрамова приводит положения из законов субъектов Российской Федерации, согласно которым в некоторых из них (Тюменская, Иркутская области) в случаях неподписания главой субъекта в положенный законом срок, такой закон вступает в силу.

Тем не менее, на федеральном уровне вопрос об уклонении Президента от обязанности подписания закона до сих пор остается открытым. Более того, согласно решению Конституционного Суда Российской Федерации от 22 апреля 1996 г. по делу о толковании ч. 3 ст. 107 Конституции Российской Федерации не является отклонением федерального закона возвращение Президентом закона в соответствующую палату Федерального Собрания по причине нарушения палатой установленных Конституцией требований к порядку его принятия.

В данном случае мы согласны с мнением А. И. Абрамовой о том, что наиболее предпочтительным и действенным представляется вариант, при котором Президент подписывает закон и обнародует его, но одновременно направляет представление в Конституционный Суд Российской Федерации о несоответствии закона или отдельных его положений Конституции Российской Федерации. И в том, и в другом случае федеральный закон вступает в силу за исключением тех положений, относительно которых имеются возражения Президента.

На наш взгляд, данное положение должно найти свое отражение в Правотворческом кодексе Российской Федерации. Так, установление в нем нормы, указывающей на процедуру приостановления некоторых положений закона с необходимостью проверки их на конституционность, и возможность их дальнейшей переработки, приведет к наиболее точному толкованию ст. 107 Конституции Российской Федерации, а также конкретно определит спорную процедуру подписания Президентом федеральных законов. Помимо этого, на наш взгляд, необходимо установить конкретные сроки проверки подобных положений, чтобы в случае признания их конституционными отсутствовал момент волокиты их вступления в законную силу.

Возвращаясь к процедуре подписания федеральных конституционных законов, отметим, что согласно ст. 108 Конституции Российской Федерации, федеральный конституционный закон, принятый обеими палатами Федерального Собрания Российской Федерации подлежит подписанию и обнародованию Президентом Российской Федерации в течение 14 дней. То есть по логике Президентское вето на него не налагается.

Тем не менее, с учетом приведенного нами выше определения Конституционного Суда Российской Федерации, при постановке вопроса о конституционности отдельных положений такого закона Президентом, отклонением закона данная процедура не является, что также, на наш взгляд, содержит множество спорных моментов и требует своего законодательного решения по аналогии с подписанием федеральных законов.

Обнародование законов

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890—1907 .

Смотреть что такое «Обнародование законов» в других словарях:

Обнародование закона, промульгация — (от лат. promulgatio оглашение, обнародование) официальное скрепление (санкционирование) главой государства закона в конституционные сроки и последующее его опубликование в официальном издании. Посредством промульгации акты органа законодательной … Элементарные начала общей теории права

ОБНАРОДОВАНИЕ ЗАКОНА (ПРОМУЛЬГАЦИЯ) — (от лат. promulgatio оглашение, обнародование) официальное скрепление (санкционирование) главой государства закона в конституционные сроки и последующее его опубликование в официальном издании. Посредством промульгации акты органа законодательной … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

ОБНАРОДОВАНИЕ ЗАКОНА — официальное доведение закона до всеобщего сведения компетентными органами и (или) должностными лицами. Что касается федеральных законов (Ф. з.), обязанность их обнародования возложена на Президента РФ. Получив из Совета Федерации принятый закон.… … Энциклопедический словарь конституционного права

Право на обнародование — © Право интеллектуальной собственности … Википедия

ОПУБЛИКОВАНИЕ (ОБНАРОДОВАНИЕ) ЗАКОНА — доведение закона до всеобщего сведения путем напечатания его в определенном издании. Различают официальное и неофициальное О.з. Официальное О.з. самостоятельная стадия законодательного процесса, необходимая для создания дубликатов официального… … Юридическая энциклопедия

опубликование (обнародование) закона — доведение закона до всеобщего сведения путем публикации его в определенном издании. Различают официальное и неофициальное О.з. Официальное О.з. самостоятельная стадия законодательного процесса, необходимая для создания дубликатов официального… … Большой юридический словарь

ОПУБЛИКОВАНИЕ (обнародование) ЗАКОНА — доведение закона до всеобщего сведения путем публикации его в определенном издании. Различают официальное и неофициальное О. з. Официальное О. з. самостоятельная стадия законодательного процесса, необходимая для создания дубликатов официального… … Юридический словарь

Официальное опубликование (обнародование) — это доведение до всеобщего сведения принятых парламентом и подписанных главой государства законов и иных нормативных актов путем напечатания его в официальном издании, что является необходимой предпосылкой для вступления акта в силу. В России… … Большой юридический словарь

Правительствующий сенат — Запрос «Сенат (Россия)» перенаправляется сюда; о верхней палате современного парламента России см. Совет Федерации. Правительствующий сенат[1] в Российской империи высший государственный орган, подчиненный императору. Учреждён Петром… … Википедия

Источники права — формы, в которые право отливается в процессе своего образования и из которых мы почерпаем как наши сведения о его положениях, так в особенности и убеждение в том, что данные нормы суть действительно юридические общеобязательные правила поведения … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Промульгация

Добавлено в закладки: 0

Что такое промульгация? Описание и определение понятия

Промульгация – это опубликование и утверждение законодательного акта в печатном издании, исполняющем функции официального вестника, после этого закон получает обязательную силу. Промульгация производится главой государства в сроки, которые установлены законом или конституцией. Промульгация подтверждает содержание закона и факт принятия его осуществления соответственно с порядком, установленным законом.

Термин «промульгация» произошел от латинского слова promulgatio, что обозначает «обнародование», «объявление».

Понятие «промульгация» применяется в конституционном праве определенных зарубежных государств. Конституция РФ не использует термин «промульгация».

Как обнародовать закон?

Промульгация или обнародование закона или — это санкционирование главой государства закона в сроки, которые указаны в конституции, и его публикация в печатном официальном органе (в Российской Федерации это «Парламентская газета», «Собрание законодательства Российской Федерации», «Российская газета»). При помощи данной процедуры акты органа законодательной власти трансформируются в акты госвласти. В строгом правовом конституционном смысле понятия «промульгация» и «обнародование закона» не являются тождественными. К примеру, в России промульгацию не рассматривают в качестве необходимого условия обнародования законов субъектов федерации и федеральных законов. Обнародование закона обозначает его вступление в законную силу. Конституция РФ (ч. 1, 2 ст. 107) объясняет обнародование в качестве опубликования федерального закона.

Бессознательно читающий получает представления о человеке, который свои доводы изложил, просматривая документ и мысли. На самом деле документ – это отображение сущности заявителя. В проблемах, когда ответ открывают от эмоционального осознания это стает значительно существенным. Заказать трудный шаблон в юридической фирме потребует больших вложений. Потому что это имеет главное значение.

Промульгация – это понятие применяется в некоторых зарубежных государствах. Промульгация – это опубликование в печатных официальных органах утвержденного или принятого закона, который реализуется главой государства, в сроки, которые установлены Конституцией или действующим законом. Обычно в данных странах закон получает обязательную силу лишь после проведения промульгации. Еще промульгацию определяют, как официальное провозглашение, обнародование конкретного закона, который издали и приняли парламентом, обозначает санкционирование в установленный срок закона, главой государства.

Опубликование Закона

Опубликование Закона — это публикация закона в официальном государственном издании текста, соответствующего органа или территориальной единицы, которая осуществляется должностными лицами или компетентными органами.

В плане федеральных законов РФ обязанность их обнародования возлагается на Президента РФ. Получив принятый закон из Совета Федерации, Президент РФ, когда он не налагает собственное вето, подписывает в течение 14 дней и обнародует его (ст. 107 Конституции РФ). В аналогичный срок он обнародует и подписывает конституционные федеральные законы, при этом в отношении данных законов Президент РФ не имеет права вето.

Соответственно с Федеральным законом “О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания” от 25.05.1994» конституционные федеральные законы, федеральные законы необходимо официально опубликовать в течение 7 дней от их подписания Президентом РФ. Официальным опубликованием закона является первая публикация полного текста в “Российской газете” или “Собрании законодательства Российской Федерации”.

Помимо этого, федеральные законы могут опубликовать в прочих печатных изданиях, переданы по радио, телевидению, разосланы необходимым органам, предприятиям, должностным лицам, организациям, учреждениям, распространены в машинописной форме, переданы по связи. Законы можно также опубликовать, как отдельное издание. Субъекты РФ предполагают аналогичные правила для собственных законов.

Федеральные законы вступают одновременно в силу на полной территории РФ по прошествии 10 дней от их официального опубликования, когда непосредственно законами не устанавливается другой порядок вступления в силу.

В согласии со ст. 15 Конституции РФ, законы необходимо официально опубликовать. Неопубликованные законы не применяют. Какие-либо правовые нормативные акты, которые затрагивают обязанности, права, свободы гражданина, нельзя применять, когда они не публикуются для общего сведения. Опубликование закона, как информацию или текст, передаваемые по радио, телевидению, вручаемые исполнителям и так далее не меняет собой главной формы обнародования — опубликования закона, которое является в любом случае обязательным.

Промульгация в конституционном праве некоторых зарубежных государств — это опубликование утвержденного и принятого закона в печатном официальном органе, которое осуществляется главой государства в регламентированнные законом или конституцией сроки. Только после промульгации закон обычно, обретает необходимую силу.

Особенный порядок принятия закона выражают в законодательном процессе. Этот процесс является самым сложным, длительным и многостадийным в сравнении с процессом принятием прочих правовых нормативных актов. Такой особенный порядок должен исключить вероятные ошибки в законе как акте, который регулирует самые важные отношения людей.

Проблематика законодательства

Это и есть недостаток закона. Он разрабатывается долго и запаздывает иногда. Закон – это ответ завтра на потребности сегодня.

Немаловажная роль закона обуславливает предъявление увеличенных требований к процедуре создания. Законодательный процесс контролируется:

Регламентом Совета Федерации и прочими правовыми нормативными актами;

Регламентом Палаты представителей;

Законодательный процесс – это процедура работы Парламента, прочих организаций, государственных органов, других субъектов, которая направлена на создание закона.

Аналогичное значение имеет законотворческий процесс. Парламент – это главный, но не единственный участник процесса законотворчества.

Учитывая роль Парламента в процессе законотворчества возможно выделить три больших этапа. Каждый из данных этапов в свою очередь представлен несколькими этапами (более мелкими процедурами):

Подготовка законопроекта;

Стадия одобрения и рассмотрения законопроекта Советом Федерации.

Стадия принятия и рассмотрения законопроекта Палатой представителей;

Подписание закона Президентом.

Планирование законотворчества

Планирование законотворчества являет собой реализацию и разработку ежегодных планов приготовления законопроектов.

Созданием названных планов занят Национальный центр правовых исследований и законодательства (до 2008 года его называли Национальным центром законопроектной деятельности при Президенте). Планы приготовления законопроектов создаются каждый год и, соответственно, конкретный план работает в течение календарного года. В плане фиксируют названия законопроектов, которые необходимо будет подготовить в предстоящем году, субъекты, которые ответственны за подготовку законопроектов и внесения их в Парламент и сроки осуществления данных мероприятий.

Стадии законодательного процесса

Планы по своему содержанию упорядочивают 2 этапа законодательного процесса:

1. Законодательную инициативу.

2. Подготовку законопроекта

Планы подготовки законопроектов создаются на основании предложений субъектов права законодательной инициативы, каких-либо других государственных органов и общественных объединений, научных организаций, собственных предложений Национального центра и граждан. Предложения, которые поступили, анализирует Национальный центр на предмет обоснованности и их можно отклонены (100 из 140 предложений по факту отклоняются, большая часть ввиду того, что уже есть действующие законы, которые регулируют необходимые отношения).

Самой оптимальной является ситуация, при которой в Парламент вносят именно те законопроекты, которые предусматриваются планом, так как это обеспечивает воплощение принципов плановости законотворчества. Однако законодательство позволяет вносить в Парламент законопроекты и вне плана, когда есть данная необходимость. На практике большая часть законопроектов в Парламент представляется вне плана.

Сформированный план приготовления законопроектов вносит Национальный центр на рассмотрение Президенту. Глава государства утверждает своим указом план, в связи с этим план обязателен для исполнения.

Подготовка законопроекта

На данной стадии составляют текста проекта закона. Вообще-то подготавливать законопроект способен каждый субъект. Но фактически главными разработчиками законопроектов в Российской Федерации являются:

1. Национальный центр и законодательства. Элемент стадии приготовления законопроекта — это проведение экспертиз проектов закона.

2. Правительство. в частности, государственные комитеты и министерства, подчиненные ему. В современных условиях, как это ни парадоксально, создание законопроектов является делом, в первую очередь, органов не законодательной, а исполнительной власти.

Экспертиза – это проверка закона на соответствие некоторым требованиям.

Существуют два типа экспертиз:

a. Необязательные: гендерная, лингвистическая, экологическая. Данные экспертизы производятся, когда решение об этом принял Парламент.

b. Обязательные. В Российской Федерации на сегодня две необходимые экспертизы законопроектов:

юридическая экспертиза. Данная проверка законопроекта на то, что они отвечают правовым актам с большой юридической силой, на совместимость с ныне действующими законами, на то, что они отвечают нормотворческой технике.

Нормотворческая техника

Нормотворческая техника – это совокупность правил формулировки положений проекта правового нормативного акта, размещение этих положений в тексте проекта.

Юридическую экспертизу по отношению ко всем проектам законов производит Национальный центр правовых исследований и законодательства.

Заключение по итогам юридической экспертизы обязательной силы не имеет. Это означает, что субъект права законодательной инициативы способен внести проект закона в Парламент и с негативным заключением.

Криминологическая экспертиза. Это новый тип экспертизы законопроектов. Криминологическая экспертиза являет собой проверку законопроектов для недопущения в них норм, которые содействуют преступности. Криминологическая экспертиза по отношению ко всем проектам законов производится научно-практическом центром проблем укрепления правопорядка и законности Генеральной Прокуратуры.

Законодательная инициатива

Законодательная инициатива – это перенесение приготовленного проекта закона на рассмотрение Палаты представителей.

Конституция определяет исчерпывающе круг субъектов права законодательной инициативы:

1. Граждане РФ, которые обладают избирательным правом в числе не меньше 50 тысяч человек;

3. Депутаты Палаты представителей . Законопроект может внести группа депутатов или даже один депутат палаты;

4. Совет Федерации. Обратим внимание, что отдельный член верхней палаты — это в отличие от депутата Палаты представителей не субъект права законодательной инициативы. Решение о внесении законопроекта принимает в целом Совет Федерации при помощи голосования;

Предмет законодательной инициативы — это готовый текст законопроекта, а не предложения, идеи о его принятии.

Когда законопроект вносится субъектом права законодательной инициативы, то Палата представителей должна его рассмотреть на пленарном заседании или на заседании с участием депутатов.

Конституция по определенным законопроектам еще больше ограничивает круг субъектов права законодательной инициатив. В Российской Федерации для граждан в качестве субъектов законодательной инициативы существует специальный закон «О порядке реализации права законодательной инициативы гражданами РФ». Не было никаких случаев реализации данного закона, так как там описывается весьма сложная процедура.

Мы коротко рассмотрели промульгацию: опубликование Закона, проблематика законодательства, стадии законодательного процесса, нормотворческая техника, субъекты права законодательной инициативы, как обнародовать закон. Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу

Почему более двух лет затягивают утверждение закона о санкциях за отмывание денег

Решен вопрос о промульгации пакета законов о так называемой налоговой реформе и налоговой амнистии. Одни хвалят принятые решения, другие жестко критикуют. Но никто не обратил внимания на закономерность принятия этих законов. А ведь без этого нельзя объяснить происходящее.

С 2007 года действовал безобидный закон о предупреждении и борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма. Безобидный, потому что позволил украсть безнаказанно миллиарды.

В декабре 2017 года закон был отменен и принят новый, одноименный. Он был опубликован только спустя два месяца – 23 февраля 2018 года. Этим законом предусмотрены почти что жесткие санкции в борьбе с отмыванием денег. Это публичное оглашение в СМИ с указанием физического или юридического лица и характера нарушения. Это отзыв или приостановление действия разрешения, лицензии на деятельность, временный запрет исполнения руководящих должностей. И штраф в размере, вдвое превышающем размер полученной выгоды, либо до 1 миллиона евро, а также до 5 миллионов евро или в размере десяти процентов общего оборота за предыдущий год – в случае определенных отчетных единиц.

Однако предусмотрительно было определено, что миллионные санкции вступят в силу только после принятия другого закона — о процедуре установления нарушений в сфере отмывания денег и финансирования терроризма и порядке назначения штрафов.

Этого закона и поныне нет. И, скорее всего, до завершения налоговой амнистии не будет.

Процедура установления нарушений в сфере отмывания денег и меры уголовного наказания за содеянное, скорее всего, и есть проект (регистрационный №268/15.06.2016), подготовленный Кристиной Цэрнэ, бывшим замдиректора антикоррупционного центра, принятый парламентом в первой редакции и отложенный.

Когда в июне (до того, как скоропостижно появился проект закона о налоговой амнистии!) я обратился в парламента и попросил ясности по поводу указанного проекта, мне ответили, что предстоит его рассмотрение во второй редакции и утверждение. По закону если поект был принят в первой редакции, то парламент обязан довести дело до конца.

Совсем не сложно догадаться, почему более двух лет затягивают утверждение закона. В проекте предусмотрены более строгие уголовные наказания, чем в принятом в декабре законе об отмывании денег.

Кроме того, обратите внимание на редакцию: санкции, в два раза превышающие размер выгоды, полученной в результате нарушения обязанностей. Или от общего оборота за предыдущий год. Также в законе не дано определение понятия «полученная выгода». Кто и как ее будет определять и считать. И кто будет определять «общий оборот за предыдущий год» украденных и спрятанных в оффшорах миллионов? Такие глупости могли утвердить только законченные невежды.

И второе: наказывать будут только за нарушения, совершенные после вступления в силу закона о процедуре установления нарушений в сфере отмывания денег. А его появление ожидается нескоро. То есть ко всем, кто до настоящего времени воровал, будущий закон не будет применяться.

Жаль мне аналитиков, которые не обращают внимание на такие «мелочи».

§ 1. ПРОМУЛЬГАЦИЯ И ОПУБЛИКОВАНИЕ ЗАКОНА

186. Промульгация и опубликование. Законы и декреты вступают в силу не иначе, как при условии их промульгации и опубликования.

Промульгацию часто смешивают с опубликованием. Даже сам законодатель допускал такое смешение. Между тем это два различных момента в жизни закона, две разные операции.

Промульгация заключается в подписании декрета, которым президент республики предписывает исполнение закона. С момента промульгации закон подлежит исполнению.

Однако он не может исполняться гражданами и не обязателен для них до тех пор, пока он им неизвестен. Операция, при помощи которой закон доводится до сведения граждан, это опубликование.

Именно это вполне точно выражено в частях 1 и 2 статьи 1 гражданского кодекса: Законы подлежат исполнению на всей французской территории в силу промульгации их президентом республики. Они приводятся

в исполнение в каждой части республики с момента, когда промульгация может стать там известной.

187. 1. Промульгация. По общему правилу1 промульгации дается следующая формулировка: Национальное собрание и Совет республики рассмотрели, Национальное собрание приняло

– президент республики промульгирует закон следующего содержания (следует текст закона).

Настоящий закон будет исполняться, как закон Государства. Дана (в таком-то месте, такого-то числа).

188. 2. Опубликование. Опубликование закона производится путем его напечатания в издании, которым ранее был Bulletin des Lois 2, а ныне является Journal

officiel. Но одного напечатания недостаточно, для того

чтобы налицо было опубликование, требуется также,

чтобы соответствующее печатное издание стало доступно

населению. В какой момент оно признается доступным?

Этот момент не может определяться по-разному для

разных лиц. Поэтому закон презюмирует, что все, кто

в этом заинтересован, ознакомились с печатным изданием в течение определенного срока, более или менее

продолжительного в зависимости от расположения со

Согласно статье 1 гражданского кодекса, которая, не упоминая прямо о напечатании закона в официальном издании, можно сказать, подразумевала его, промульгация считалась известной в департаменте, где имеет местопребывание глава государства, в день, следующий за днем промульгации, а в каждом из остальных департаментов – по истечении того же срока с добавлением стольких дней, сколько раз 10 мириаметров3 (около прежних 20 лье) содержится в расстоянии между городом,

1 Формулировка промульгации соответственно изменяется в случаях, когда Совет республики не выразил своего согласия в установленный срок, когда закон был предметом предварительного суждения Экономического совета или Собрания Французского Союза либо

рассмотрен Конституционным комитетом.

2 Bulletin des Lois упразднен законом 19 апреля 1939 года.

8 Мириаметр равен 10 километрам. – Прим, перев.

Закон и его применение

Закон и пределы его действия

где произведена Промульгация, и главным городом данного департамента. Эта норма, из которой вытекало распространение действия закона на территорию, страны последовательными волнами, в целом вполне соответствовала медленности сообщения между отдельными частями страны ныне она совершенно устарела.

189. Действующие правила опубликования законов.

Роль Journal officiel. Правительство национальной

обороны в момент, когда потребовалось спешное введение в действие его распоряжений, внесло декретом

5 ноября 1870 года два изменения в действовавший до

того времени порядок опубликования законов.

Опубликование, говорит статья 1 названного декрета (ошибочно употребляющая слово промульгация), заключается в напечатании в Journal officiel,

который заменил, таким образом, Bulletin des Lois.

Закон вступает в действие в Париже (или в округе, в котором выходит в свет Journal officiel) через

день после опубликования, а в каждом округе – через

день после прибытия в главный город округа номера

Journal officiel, в котором закон напечатан. Пример:

текст закона напечатан в номере Journal officiel, вы

шедшем в свет в Париже 1 апреля 1956 года в 5 часов

утра и полученном в Перпиньяне 2 апреля утром закон

начнет действовать в Париже в 12 часов .ночи с 2 на

3 апреля, а в округе города Пертшньяна – в 12 часов

ночи с 3 на 4 апреля.

190. Дата промульгации и дата опубликования. Статья 36 Конституции предоставляет президенту республики для промульгации (на наш взгляд – вместе с опубликованием) закона десятидневный срок со дня представления ему закона в редакции, принятой Национальным собранием. Этот срок сокращается до 5 дней, если

Национальное собрание признало закон срочным. Если

промульгация не произведена президентом республики

в указанные сроки, то ее производит председатель Национального собрания.

Датой закона является дата его промульгации. Ссылки на законы делаются обыкновенно путем указа

ния их даты и наименования, которое им дал законодатель: например, закон 9 апреля 1898 года, о несчастных случаях на производстве.

Однако в настоящее время (с 1941 г.) указывается также порядковый номер закона. Пример: закон № 46835 25 апреля 1946 года, о национализации некоторых страховых обществ.

191. Случаи отсрочки начала действия закона. Иногда

законодатель отступает от изложенных выше правил и

указывает более отдаленную дату в качестве момента,

с которого начинает действовать закон. Законодатель

поступает таким образом, например, в случаях, когда

применение закона требует подготовительных мер, таких, как издание Государственным советом так называемого административного регламента в целях уточнения

частностей применения закона, недостаточно подробно

Законодатель может также предоставить тем, к кому относится закон, известное время для организационных мероприятий. Так, декрет-закон 4 января 1955 г. о реорганизации порядка оглашения вещных прав на недвижимость был объявлен действующим с 1 января 1956 года.

Закрыть меню