Расторжение государственного контракта по суду

Содержание:

Расторжения контракта по соглашению сторон: рассмотрение по ФЗ-44

Расторжение контракта по соглашению сторон в соответствии с ФЗ-44 является наиболее оптимальным вариантом решения недоговоренностей, если последние не могут быть достигнуты. Статья 94 Федерального закона о контрактной системе устанавливает, что расторжение контракта возможно в трех различных случаях:

  • По соглашению сторон;
  • По решению суда;
  • В случае одностороннего отказа в соответствии с действующим гражданским законодательством РФ.
  • В статье закона подробно описывается процедура расторжения контракта в одностороннем порядке, что касается соглашения сторон, то в законе речь идет лишь о такой возможности и не более.

    Согласно части 14 стать 34 федерального закона №44 контракт, заключенный между сторонами может содержать условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта. Именно об этом и идется речь в 95 статье, где прописано, что расторжение в одностороннем порядке возможно лишь в том случае, если контракт содержит данное положение. Что касается возможности расторжения по соглашению сторон, то здесь закон не требует упоминания данного пункта в тексте контракта.

    Таким образом, можно сделать вывод, что даже если контрактом не предусмотрена такая возможность, то стороны все равно могут расторгнуть контакт и это будет вполне законно с их сторон. Потому что такое правило действует по умолчанию, в силу закона.

    Расторжение контакта по соглашению сторон на практике: ФЗ-44

    В практической сфере существует несколько различных ситуаций, когда стороны по соглашению могут расторгнуть действующий контракт. Итак, первым случаем следует упомянуть, — обоюдное расторжение контракта возможно при невозможности исполнения поставщиком своих обязательств по контакту по независящим от него причинам (другими словами в случаях форс-мажорных обстоятельств). Вторая ситуация имеет место быть, когда у заказчика отпала необходимость в поставке товара. В третьих, когда контракт не может быть исполнен в связи с обстоятельствами непреодолимой силы.

    Следует заметить, что в соответствии с гражданским законодательством, соглашения о расторжении договоров совершаются в той же форме, в которой заключались данные договора. Так как форма для контактов по ФЗ-44 установлена письменная, то и форма соглашения о расторжении тоже должна быть письменной.

    Что касается банковских гарантий и других видов обеспечения, то здесь стороны не вправе требовать возвращения того, что было исполнено ими по обязательству до момента расторжения договора, если иное не установлено законом или по обоюдному соглашению сторон.

    Форма соглашения о расторжении контракта по соглашению сторон

    Соглашение о расторжении контракта должно составляться в следующий форме:

    СОГЛАШЕНИЕ

    О РАСТОРЖЕНИИ КОНТРАКТА № ___ от «___» _______ 20__ г.

    г. _______________ «__» __________ 20 __ г.

    (Полное наименование государственного (муниципального) заказчика) в лице (должность руководителя, Ф. И. О.), действующего на основании (указать документ, удостоверяющий полномочия), именуемый в дальнейшем «Заказчик», с одной стороны и (полное наименование организации) в лице (должность руководителя, Ф. И. О.), действующего на основании (указать документ, удостоверяющий полномочия), именуемый в дальнейшем «Поставщик» («Подрядчик» или «Исполнитель»), вместе именуемые «Стороны», заключили настоящее соглашение о нижеследующем:

    1. На основании ч. 8 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — ФЗ № 44) и ч. 1 ст. 450 Гражданского кодекса РФ стороны пришли к соглашению о расторжении контракта № ___ от «___» _____ 20 __ г. на (предмет контракта), заключенного по результатам (вписать нужное) (Протокол (вписать нужное) № (значение) от (число, месяц, год)).

    2. Взаиморасчёты между Сторонами по контракту № ___ от «__» ____ 20 __ г. произведены с полном объеме.На момент заключения настоящего соглашения Поставщиком поставлен товар (оказаны услуги, выполнены работы) на сумму _____ (______) рублей ____ копеек. За поставленные товары (оказанные услуги, выполненные работы) Заказчиком произведена оплата в полном объеме в размере _____ (______) рублей ____ копеек.

    Стороны претензий друг к другу не имеют.

    В случае если товар (услуги, работы) поставлен (оказаны, выполнены) не в полном объеме, возможно указать следующее: Поставщик вправе требовать оплаты в полном объеме за фактическое количество поставленного товара (оказанной услуги, выполненной работы), а Заказчик обязан принять и оплатитьфактическое количество поставленного товара (оказанной услуги, выполненной работы).

    Оставшийся к поставке товар (услуга, работа) поставщиком не поставляется (оказывается, выполняется) и, соответственно, заказчиком не оплачивается.

    3. Обязательства Сторон по контракту № __ от «__» _____ 20__ г. прекращаются с момента подписания настоящего Соглашения.

    4. Соглашение составлено в двух экземплярах, имеющих одинаковую правовую силу, по экземпляру для каждой Стороны.

    Государственный контракт. Расторжение договора и обязательства по 94-ФЗ.

    Jurist_arbitr — 14/10/2011 22/08/2016

    Прекращение обязательств сторон при истечении срока действия государственного контракта

    В ходе применения Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» у сторон указанных отношений возникает множество правоприменительных вопросов, в том числе, на этапах арбитражного судебного разбирательства. На один из таких вопросов я посчитал нужным дать более развернутый ответ.

    Фирма, участник размещения гос. заказа , выполнила котировку ненадлежащим образом (недопоставка товара). Штрафы все – уплачены. Претензионный порядок – не нарушен. Срок действия контракта – истек. Вопрос: есть ли основания у Гос. заказчика в своем исковом заявлении в арбитражный суд выдвигать следующие требование: «Понудить ответчика поставить товар»? Если да, то из какой законодательной нормы они происходят?

    Будет правильным указать, что я дал предварительный ответ следующего вида.

    Оплата штрафов и неустоек, как и истечение срока действия договора, не лишают сторону обязанности исполнения основного обязательства по договору – это вытекает из основных положений об обязательствах – ст. ст. 309, 310 и других (специальных) норм ГК РФ.
    Данной информации недостаточно, чтобы правильно квалифицировать спорные отношения.

    На что получил уточняющий комментарий:

    Но ведь речь идет о правоотношениях, связанных с размещением заказов на поставки товаров для государственных нужд, которые регулируются тремя законами: Гражданским кодексом, Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ и Бюджетным кодексом? В частности в 94-ФЗ есть норма, которая также регулирует ситуацию ненадлежащего исполнения гос. контракта (ст.9 п.10). К примеру, по вопросу: «Расторжение гос. контракта по соглашению сторон», который аналогичным образом описывается как нормами ГК РФ так и нормами 94-ФЗ, Президиум ВАС РФ занял однозначную позицию – «Обычный договор поставки может быть расторгнут в одностороннем порядке при неоднократном нарушении сроков поставки товара (п. 2 ст. 523 ГК РФ)». Для расторжения госконтрактов предусмотрен особый порядок : такой контракт должен быть расторгнут либо по соглашению сторон, либо по решению суда п. 8 ст.9 N94-ФЗ. (Постановление Президиума ВАС РФ от 12.04.2011 N12363/10).

    В данном случае сделан правильный вывод о правом регулировании отношений в сфере государственного (и муниципального) заказа различными нормативно-правовыми актами одновременно. Однако, указанные законодательные акты не содержат оснований для освобождения поставщика от исполнения своих обязательств вследствие истечения срока действия государственного контракта.

    Истечение срока действия контракта и прекращение обязательств сторон

    Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», данный закон основывается на положениях Гражданского кодекса РФ и, соответственно, не может им противоречить.

    В силу части 3 статьи 425 Гражданского кодекса РФ, в договоре стороны могли согласовать, что прекращение срока действия государственного контракта освобождает стороны от исполнения своих обязательств. Если такого условия стороны не согласовали (а его в данном случае не согласовали), то истечение срока действия договора не освобождает их от исполнения взятых на себя обязательств.

    Следовательно, исходя из общих положений ГК РФ об обязательствах (ст. ст. 309, 310 Кодекса), односторонний отказ от исполнения принятых на себя обязательств поставщиком недопустим, а, ч. 1 ст. 396 ГК РФ не освобождает уплатившую вследствие ненадлежащего исполнения обязательств неустойку и убытки сторону от исполнения основного обязательства.

    Соглашение о расторжении государственного контракта

    Что касается ссылки на Постановление Президиума ВАС РФ об особом порядке расторжения государственных контрактов, регулируемом ч. 8 ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ, а именно, о возможности расторжения контракта только по соглашению сторон или по решению суда, следует отметить, что в рассматриваемом случае сторонами не подписано соглашение о расторжении контракта, решения арбитражного суда о его расторжении также нет. Согласно ч. 1 ст. 452 ГК РФ, соглашение о расторжении договора должно быть совершено в той же форме, что и договор, т.е. отдельным документом, подписываемым двумя сторонами.

    В результате толкования указанных норм права, судебной практики и конкретного государственного контракта, можно сделать вывод о том, что предусмотренный данным контрактом срок его действия фактически подразумевает под собой срок исполнения сторонами своих обязательств, а не дату расторжения контракта.

    Более того, полагаю, что регулирующие отношения в сфере государственного заказа специальные нормы укрепляют правовую позицию, при которой истечение срока действия контракта (если в контракте не согласовано иное) не прекращает обязательства сторон, если отсутствует составленное отдельным документом письменное соглашение о расторжении государственного контракта или решение арбитражного суда о его расторжении.

    Обновлено в мае 2013 года: следует отметить, что к настоящему моменту судебная практика по рассмотрению таких споров сложилась достаточно противоречивая – есть ряд судебных актов, поддерживающих указанную позицию и есть судебные акты о том, что прекращение срока действия контракта прекращает все обязательства сторон по нему.

    Расторжение контракта по 44-ФЗ — случаи и порядок

    Порядок расторжения контракта, заключенного на основании норм Федерального закона №44, регламентируется статьей 95 этого закона. Также применяются нормы Гражданского кодекса Российской Федерации (далее будет использоваться общепринятое сокращение — ГК РФ). Существует три ситуации, в которых возможно расторжение: в одностороннем порядке, в судебном порядке или по соглашению сторон. Каждая из них имеет свои особенности и нюансы.

    Расторжение контракта по соглашению сторон

    Такая возможность определена в части 8 статьи 95 Федерального закона №44. Однако о самой процедуре и механизме ее осуществления ничего не сказано. Для того чтобы разобраться в деталях, нужно обращаться к ГК РФ.

    В части 1 статьи 450 ГК РФ четко указано, что возможность расторжения контракта по соглашению сторон предусматривается по умолчанию, даже если в тексте документа не прописано соответствующего пункта. В Федеральном законе 44 тоже нет указания на то, что такая информация должна быть внесена в контракт в обязательном порядке. Таким образом, все ссылки заказчика на то, что разорвать контракт нельзя из-за того что в нем нет указания на возможность это сделать — совершенно неправомерны.

    Контракт по взаимному согласию может быть расторгнут только в определенных случаях, предусмотренных статьей 451 ГК РФ. Обстоятельства, способствующие этому, должны быть существенными. То есть такими, что если бы они наступили раньше, то стороны и вовсе не заключали бы контракта. На практике это чаще всего бывают непредвиденные обстоятельства (например, изменение доведенные бюджетных лимитов у заказчика, невозможность завершить поставку товара поставщиком, так как он снят с производства) или форс-мажор. Как бы там ни было, если стороны действительно решили по соглашению расторгнуть контракт, то этот пункт не будет служить для них препятствием. Существенность обстоятельств — довольно субъективный критерий.

    Единственное, о чем стоит позаботиться при расторжении контракта по двустороннему согласию — это о том, чтобы оно было оформлено документально. Данное требование установлено в статье 452 ГК РФ. Кроме того, на основании статьи 103 Федерального закона №44 в трехдневный срок после заключения соглашения заказчик должен внести информацию в реестр контрактов в ЕИС. Подробнее про процедуру вы можете почитать в отдельной статье.

    Что влечет за собой расторжение контракта по соглашению сторон.

    Согласно нормам статьи 453 ГК РФ единственное последствие для сторон, наступающее после того как контракт расторгнут — это прекращение взаимных обязательств. Заказчик не вправе внести информацию о бывшем партнере в реестр недобросовестных поставщиков.

    Расторжение контракта в одностороннем порядке

    Возможность расторжения контракта в одностороннем порядке предусмотрена частью 8 статьи 95 Федерального закона №44, при условии что соответствующая информация была внесена в контракт во время его заключения. В противном случае расторгать контракт придется в судебном порядке.

    Инициатором расторжения может выступить любая из сторон в случаях, определенных ГК РФ. Механизм для них будет примерно одинаковым (определен статьей 95 Федерального закона №44). Во-первых, нужно известить партнера о намерении разорвать контракт. Делается это любым способом, главное — чтобы было получено подтверждение о доставке уведомления (например, корешок заказного письма, информация о вручении телеграммы или отчет о прочтении по электронном почте). С момента получения стороной-ответчиком уведомления начинается десятидневный срок, в течение которого «провинившаяся» сторона может исправить свои ошибки (если нарушение допущено впервые).

    Если стороны не намерены продолжать сотрудничества, то до момента расторжения они должны «рассчитаться» за частично исполненные обязательства. Например, если поставщик уже передал часто товара заказчику и он его принял, то должна быть произведена оплата, пропорционально исполненным обязательствам. То же самое касается выполненных работ/оказанных услуг.

    В случае, если поставщик некачественно исполняет обязательства по контракту и заказчиком проведена соответствующая экспертиза, то для продолжения сотрудничества он должен не только дать обязательство исправиться и поставить качественный товар/оказать услугу/выполнить работу так, как это предусмотрено контрактом, но и компенсировать расходы на проведенную экспертизу.

    Подробнее про процедуру и алгоритм действий читайте здесь.

    По каким причинам поставщик может разорвать отношения с заказчиком без его согласия

    Расторжение государственного и муниципального контракта

    Согласно ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ) допускается расторжение контракта только в трех случаях:

  • по соглашению сторон;
  • по решению суда;
  • в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
  • Расторжение контракта по соглашению сторон

    Федеральный закон о контрактной системе не регламентирует вопросы расторжения контракта по соглашению сторон, в этом случае заказчику необходимо руководствоваться положениями гражданского законодательства.

    В соответствии с п. 1 ст. 451 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях (Письмо Минэкономразвития России от 07.04.2017 № Д28и-1818).

    Статьей 453 ГК предусмотрено, что при расторжении договора обязательства сторон прекращаются, если иное не предусмотрено законом, договором или не вытекает из существа обязательства. В случае изменения или расторжения договора обязательства считаются измененными или прекращенными с момента заключения соглашения сторон об изменении или о расторжении договора, если иное не вытекает из соглашения или характера изменения договора. Таким образом, для оформления расторжения контракта по соглашению сторон необходимо подписать соответствующее соглашение.

    Возможные случаи расторжения контракта по соглашению сторон:

  • если до окончания срока действия контракта остался объем товара, работ, услуг, в котором заказчик не нуждается (Письмо Минэкономразвития России от 28.03.2016 № Д28и-898);
  • если у заказчика отпала необходимость в проведении ряда работ (Письмо Минэкономразвития России от 25.12.2015 № ОГ-Д28-16587).
  • По мнению Департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России (письмо от 25.01.2017 № Д28и-138), при расторжении контракта по соглашению сторон возможно одновременное уменьшение объема работ и цены контракта при условии сохранения неизменной цены единицы поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги, что следует из абзаца второго п. 4 ст. 453, п. 1 ст. 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации.

    В соответствии с ч. 1 ст. 94 Федерального закона № 44-ФЗ исполнение контракта включает в себя комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и Федеральным законом № 44-ФЗ, в том числе оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.

    Учитывая изложенное, в случае расторжения контракта по соглашению сторон заказчик оплачивает в полном объеме поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги, которые должны быть подтверждены актом приемки. Аванс возвращается заказчику за вычетом поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг. (Письма Минэкономразвития России от 24.04.2017 № ОГ-Д28-5257, от 15 июня 2016 г. № ОГ-Д28-7324, от 27.12.2016 № Д28и-3466, от 20 апреля 2017 г. № ОГ-Д28-4610)

    Необходимо учитывать, что Заказчик не вправе заключить соглашение о расторжении контракта, если он обязан расторгнуть контракт в одностороннем порядке. Так не рекомендуется заключать соглашение, если поставщик допустил существенное нарушение условий контракта (например, неоднократно нарушал сроки поставки).

    При прекращении контракта по соглашению сторон сведения о поставщике (исполнителе, подрядчике) не вносятся в реестр недобросовестных поставщиков (Письмо Минэкономразвития России от 25.12.2015 № ОГ-Д28-16587).

    Расторжение контракта по решению суда

    Необходимо обратить внимание на письмо ФАС России от 18.06.2014 № АЦ/24233/14, согласно которому заказчик не вправе включать в контракт положения о рассмотрении споров третейскими судами.

    Споры из контрактов не могут рассматриваться третейскими судами в силу специфики характера этих правоотношений и совокупности требований, предъявляемых к ним Законом, а также ввиду несовместимости законодательных принципов третейского разбирательства и законодательных принципов размещения заказов.

    Отношения, возникающие при осуществлении закупки, характеризуются следующими особенностями: контракт заключается в публичных интересах, специальным публичным субъектом (государственным или муниципальным образованием, казенным учреждением), целью его заключения выступает удовлетворение государственных или муниципальных потребностей, финансирование этих потребностей осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов.

    Расторжение контракта в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

    Частью 15 статьи 95 Федерального закона № 44-ФЗ установлены случаи, когда заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта:

    • если в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) и (или) поставляемый товар не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки и (или) поставляемому товару или представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
    • если в ходе исполнения заключенного в соответствии с п. 47 ч. 1 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ контракта на поставку товара, производство которого создано или модернизировано и (или) освоено на территории РФ в соответствии со специальным инвестиционным контрактом, такой специальный инвестиционный контракт расторгнут;
    • если в ходе исполнения заключенного в соответствии с п. 48 ч. 1 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ контракта на поставку товара, производство которого создано или модернизировано и (или) освоено на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с государственным контрактом, заключенным согласно ст. 111.4 Федерального закона № 44-ФЗ, такой государственный контракт расторгнут.

    По мнению Минэкономразвития России, исходя из системного толкования п. 1 ч. 15 ст. 95 Федерального закона № 44-ФЗ, односторонний отказ заказчика от исполнения государственного контракта возможен только в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. При этом положения п. 1 ч. 15 ст. 95 Федерального закона № 44-ФЗ распространяются не только на поставку товара, но и на выполнение работ, в ходе которых изготавливается товар, предусмотренный условиями контракта (Письмо Минэкономразвития России от 13 января 2017 г. № Д28и-167, от 10.04.2017 № Д28и-1651).

    Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта только в случае, если контракт предусматривает такую возможность. При этом, согласно рекомендациям совместного письма Минэкономразвития России № 324-ЕЕ/Д28и, ФАС России № АЦ/9777/16 от 18.02.2016, целесообразно включить перечень случаев отказа от исполнения контракта, являющихся основаниями, предусмотренными Гражданским кодексом Российской Федерации (далее — ГК РФ):

  • отказ поставщика передать заказчику товар или принадлежности к нему (пункт 1 статьи 463, абзац второй статьи 464 ГК РФ);
  • существенное нарушение поставщиком требований к качеству товара, а именно обнаружение заказчиком неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков (пункт 2 статьи 475 ГК РФ);
  • невыполнение поставщиком в разумный срок требования заказчика о доукомплектовании товара (пункт 1 статьи 480 ГК РФ);
  • неоднократное нарушение поставщиком сроков поставки товаров (пункт 2 статьи 523 ГК РФ);
  • отступление подрядчика, исполнителя в работе, услуге от условий договора или иные недостатки результата работы, которые не были устранены в установленный заказчиком разумный срок, либо являются существенными и неустранимыми (пункт 3 статьи 723 ГК РФ).
  • В случае неисполнения обязательств по контракту заказчик не возвращает обеспечение исполнения контракта, внесенное денежными средствами на указанный заказчиком счет (Письмо Минэкономразвития России от 18.05.2016 № ОГ-Д28-6786).

    Поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 19 ст. 95 Федерального закона № 44-ФЗ).

    В случае нарушения заказчиком условий контракта и принятия поставщиком (подрядчиком, исполнителем) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчик обязан вернуть поставщику (подрядчику, исполнителю) денежные средства, внесенные в качестве обеспечения исполнения контракта (Письмо Минэкономразвития России от 18.08.2015 № Д28и-2492).

    Если в действиях государственного или муниципального заказчика присутствует нарушение положений заключенного контракта, то согласно пункту 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ) поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, в том числе с требованием о присуждении ему компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок, в порядке, установленном АПК РФ.

    Таким образом, законодательством Российской Федерации предусмотрены меры, направленные на защиту поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в случае нарушения государственными или муниципальными заказчиками условий заключенных контрактов. (Письмо Минэкономразвития России от 28.05.2015 № Д28и-1406)

    В случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта такая информация в реестр недобросовестных поставщиков не включается. (Письмо Минэкономразвития России от 16.11.2015 № Д28и-3382)

    В соответствии с п. 11 ч. 2 ст. 103 Федерального закона № 44-ФЗ в реестр контрактов включается информация о расторжении контракта с указанием оснований его расторжения. Порядок формирования информации, а также обмена информацией и документами между заказчиком и Федеральным казначейством в целях ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, утвержден приказом Минфина России от 24 ноября 2014 г. № 136н (далее — приказ № 136н). Сведения, которые указываются при формировании информации о расторжении контракта, установлены в пункте 35 приказа № 136н.

    Если заказчиком будет принято решение о расторжении контракта, отчет необходимо разместить в ЕИС в течение 7 рабочих дней со дня его расторжения, указав в нем также сведения о ненадлежащем исполнении контракта (с указанием допущенных нарушений) или о неисполнении контракта и о санкциях, которые применены в связи с нарушением условий контракта или его неисполнением (Письмо Минэкономразвития России от 26.04.2016 № Д28и-1040).

    Расторжение государственного контракта по суду

    Расторжение договорных отношений между государством и частным лицом может осуществляться как в добровольном, так и судебном порядке. Оформление соглашения о расторжении муниципального контракта является результатом выполнения всех условий договора или прекращением договорных отношений без привлечения судебных инстанций. Составление документа осуществляется на бланке, в который записывается номер контракта, реквизиты сторон, причины заключения и расторжения соглашения. Ниже вы можете скачать образец соглашения о расторжении муниципального контракта.

    Договор может быть расторгнут при нарушении одной из сторон прописанных условий. Существенным нарушением является действие, повлекшее за собой ущерб для другой стороны действие, которое лишает того, на что было рассчитано при заключении договора. Заказчик вправе обратиться в суд, если со стороны другого лица были замечены существенные нарушения, которые влекут собой расторжение договора.

    Тяжесть нарушения оценивают в зависимости от совокупности обязательств. Также возможен односторонний отказ без какого-либо основания, если подобное не предусмотрено в условиях договора. Также заказчик вправе потребовать возмещение ущерба, если недостатки не были устранены в назначенный для этого срок или являются неустранимыми. Но с другой стороны, заказчик не имеет право отказываться от заказ в одностороннем порядке.

    Расторжение госконтракта по соглашению сторон

    Добрый день! В заключенном госконтракте есть такой пункт

    В случае расторжения Контракта по соглашению Сторон в связи с неисполнением контракта по 44 фз и ненадлежащим исполнением Подрядчиком своих обязательств последний в течение 5 (пяти) банковских дней с даты подписания соглашения о расторжении Контракта уплачивает заказчику неустойку в размере 30 (тридцать) процентов от суммы невыполненных работ. предусмотренных Контрактом.

    В соответствии со ст. 34, Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

    В случае просрочки исполнения заказчиком обязательств,

    предусмотренных контрактом, а также в иных случаях ненадлежащего исполнения

    заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик,

    исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня

    начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного

    Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения

    Если контракт заключается на срок более чем три года и

    цена контракта составляет более чем сто миллионов рублей, контракт должен

    включать в себя график исполнения контракта.

    В контракт может быть включено условие о возможности

    одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями

    частей 8 — 26 статьи 95 настоящего Федерального закона.

    Т о есть, контрактом может быть предусмотрена ответственность за ненадлежащее исполнение обязательств. Поэтому если условиями Вашего Договора предусмотрена неустойка за ненадлежащее исполнение обязательств, то в случае расторжения Договора по Вашей вине, Вы обязаны оплатить Заказчику соответствующую сумму.

    ЕСли Вы докажете, что неисполнение Договора произошло вследствие непреодолимой силы или по не по Вашей вине, то Вы будете освобождены от уплаты неустойки.

    Согласно п. 8, п.п. 19-24 ст.95 Закона расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

    Поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

    Решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта в течение одного рабочего дня, следующего за датой принятия такого решения, направляется заказчику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу заказчика, указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении заказчику. Выполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) требований настоящей части считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) подтверждения о вручении заказчику указанного уведомления.

    Решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.

    Поставщик (подрядчик, исполнитель) обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления заказчика о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения.

    При расторжении контракта в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта другая сторона контракта вправе потребовать возмещения только фактически понесенного ущерба, непосредственно обусловленного обстоятельствами, являющимися основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.

    В случае расторжения контракта в связи с односторонним отказом поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта заказчик осуществляет закупку товара, работы, услуги, поставка, выполнение, оказание которых являлись предметом расторгнутого контракта, в соответствии с положениями настоящего Федерального закона.

    То есть, Вы вправе расторгнуть Договор в одностороннем порядке, если это предусмотрено условиями Вашего Договора.

    Кроме того, если Вы нарушили начальные и (или ) конечные сроки исполнения Договора, то Вы вправе согласовать с Заказчиком новые сроки. Для этого следует заключить дополнительное Соглашение

    В силу ст. 708 ГК РФ указанные в договоре подряда начальный, конечный и промежуточные сроки выполнения работы могут быть изменены в случаях и в порядке, предусмотренных договором.

    Таким образом, сейчас Вам следует направить письменное уведомление Заказчику об изменении сроков, установленных Договоров или расторгнуть Договор в одностороннем порядке.

    Смогу оказать услугу по составлению уведомления, а также проконсультировать по перспективам решения вопроса.

    Расторжение государственного контракта

    Подборка наиболее важных документов по запросу Расторжение государственного контракта (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

    Формы документов . Расторжение государственного контракта

    Форма: Исковое заявление поставщика в арбитражный суд о расторжении государственного контракта на поставку товара в связи с неисполнением заказчиком условий контракта

    Судебная практика . Расторжение государственного контракта

    Постановление Верховного Суда РФ от 18.02.2015 по делу N 305-АД14-6443, А40-28736/2014 Требование: О признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности по статье 12.34 КоАП РФ за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений.

    Даже после того, как контракт по результатам аукциона или торгов был подписан, он может быть расторгнут — по решению суда, в одностороннем порядке или по соглашению сторон. Рассмотрим третий случай – именно обоюдное согласие сторон сейчас является самым распространенным поводом для прекращения деловых отношений.

    Государственный контракт является договором поставки или подряда и регулируется как общими положениями гражданского законодательства, так и нормами, установленными в Гражданском кодексе для отдельных видов договоров. И, как любой контракт, он может быть расторгнут.

    Причины для расторжения госконтракта

    Обычно причиной для расторжения госконтракта становятся моменты, прописанные непосредственно в заключенном договоре и предоставляющие право его досрочного расторжения. Таким образом, контрагенты при составлении контракта заранее оговаривают, по каким причинам он может быть расторгнут до срока. Расторжение госконтракта может произойти только в срок, указанный в предложении о расторжении (оферте). При этом одна из сторон вправе потребовать от другой возмещения убытков, выплаты неустоек или возврата всего, что исполнено участниками по обязательству до момента расторжения.

    Расторжение госконтракта по соглашению сторон может быть вызвано самыми разными причинами. Нередко расторжение договора осуществляется в связи с особыми обстоятельствами или форс-мажором. Например, если изменение обстоятельств было вызвано причинами, которые заказчик или исполнитель не мог преодолеть или выполнение договора на тех же условиях могло бы нарушить соотношение имущественных интересов сторон, вследствие которого одна из них понесла бы существенный ущерб. Но причиной может быть и ненадлежащее исполнение обязательств одной из сторон.

    Решение дела без вмешательства суда

    Как решить дело миром и расторгнуть контракт без вмешательства суда? При расторжении контракта по соглашению сторон оформляется соответствующее предложение в форме официального письма, которое должно быть подписано одной из сторон и направлено другой стороне.

    При составлении подобного предложения обязательно указываются основания, которые легли в основу решения прекратить сотрудничество. Если другая сторона отвечает согласием, подготавливается соглашение о расторжении госконтракта. Соглашение о расторжении государственного контракта совершается в той же форме, что и сам контракт. Требование о расторжении контракта может быть отправлено в суд лишь в том случае, если одна из сторон прямо отказалась подписать это соглашение или никак на него не отреагировала.

    С момента подписания специального соглашения между сторонами все обязательства по заключенному ранее договору прекращаются.

    В том случае, если контракт был расторгнут в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) своих обязательств по договору, заказчик может заключить новый контракт с участником конкурса, который предложил такую же, как и победитель, цену либо подобные условия. Если же контракт был расторгнут по другой причине, доказать правомерность заключения нового контракта с другим участником аукциона может быть затруднительно.

    Есть вопрос? Свяжитесь с нами

    Образец оформления дополнительного соглашения (ДС) к государственному контракту (договору) на создание научно-технической продукции при его расторжении по соглашению сторон с пояснениями

    Образцы по теме: Роскосмос. Соглашение

    Приложение N 1 к Рекомендациям по работе с договорными документами на создание научно-технической продукции

    Образец оформления дополнительного соглашения (ДС) к государственному контракту (договору) при его расторжении по соглашению сторон с пояснениями

    &lt*&gt Согласно примечанию 4.

    Примечания. 1. Курсивом (в отличие от установленной формы ДС) показаны примеры заполнения (крупно) и пояснения (мелко).

    2. ДС подписывается должностными лицами, подписавшими контракт (договор), а в случае их отсутствия — должностными лицами, имеющими на это право.

    Не допускается подписывать ДС с пометкой «за» вместо должностных лиц, которые указаны во вступительной части ДС.

    ДС, подписанное с нарушением указанного порядка, считается недействительным.

    3. Если ДС состоит из нескольких листов, то:

    на каждом листе, кроме первого, в правом верхнем углу проставляются номера ДС и контракта (договора) — «Дополнительное соглашение N Х к государственному контракту N ХХХ-ХХХХ/ХХ»

    все листы, кроме первого и последнего, визируются ответственными представителями сторон по контракту (договору), а если они отсутствуют — их прямыми начальниками.

    4. В календарном плане (п. 2 ДС) указывается:

    по завершенным этапам — суммарный объем выполненных и оплаченных работ

    по незавершенным этапам — затраты с учетом установленного уровня рентабельности, подлежащие возмещению по каждому этапу, и всего (суммарно по незавершенным этапам — всего подлежит возмещению), а в качестве срока окончания этапов — даты прекращения работ.

    Цена контракта (договора) определяется как сумма цен выполненных и оплаченных работ и суммарных затрат по незавершенным этапам, подлежащих возмещению.

    5. В акте сдачи-приемки по незавершенному этапу наименование этапа указывается в соответствии с «Перечнем. «. После наименования этапа записывается: «Выполнение работ по этапу N. в соответствии с Перечнем. приложенным к дополнительному соглашению N. от. «.

    Закрыть меню