Разрешение доминантсептаккорда

Содержание:

Разрешение доминантсептаккорда

В тональности септаккорд может быть построен на любой ступени гаммы. Как и при построении трезвучий, при этом нужно использовать те звуки, которые входят в состав данной тональности. Поскольку интервалы между ступенями в гамме неравны, то септаккорды, построенные на различных ступенях, могут оказаться различными по строению — точно так же, как это происходит и при построении простых трезвучий. Названия и свойства разных септаккордов мы рассмотрим в свое время, а сегодня познакомимся лишь с одним из них, используемым чаще всего.

Этот септаккорд строится на V ступени лада, и назван по ее имени — «доминантсептаккорд». Попробуйте построить его сами: взяв любую тональность, найдите V ступень, и расположите четыре звука, начиная от нее и вверх, соблюдая интервалы терции, и используя ТОЛЬКО звуки выбранной тональности. Например, в до-мажоре:

или в си-бемоль-мажоре:

(не забывайте обращать внимание на знаки при ключе).

Если все делать безошибочно, то Вы получите в любой тональности, какую бы ни выбрали, септаккорд одной и той же структуры. А именно: нижние три звука аккорда образуют собой обычное мажорное трезвучие, а верхний звук добавляет к трезвучию малую терцию. Между крайними звуками аккорда образуется интервал малой септимы.

Септаккорд вот такой структуры — мажорное трезвучие и малая септима по краям — носит название «малого мажорного». Запомнить несложно! Так он будет называться, от какой бы ноты Вы его ни построили.

Когда же Вы используете это созвучие в условиях определенной тональности, на ее V ступени, то аккорд получает еще одно устоявшееся название — «доминантсептаккорд». Таким образом, Вы можете запомнить на всю жизнь : доминантсептаккорд — это септаккорд V ступени, и по строению он — «малый мажорный».

Этот аккорд Вы можете почти в любой ситуации использовать вместо трезвучия V ступени. В тональности он выполняет ту же функцию — доминантовую, неустойчивую, требующую разрешения в тонику. Но септаккорд имеет значительно более сильно выраженное тяготение, чем трезвучие, а следовательно, он более силен, красочен в качестве доминанты. Объясняется это несложно : по сравнению с трезвучием, в септаккорде появляется еще одна неустойчивая нота, вместе со своим тяготением. Кроме того, эта новая нота вносит в звучание самого аккорда довольно мощный диссонанс (как известно, интервалы септимы, и тритона, которые отсутствуют в трезвучии, но появляются в септаккорде, являются диссонансами) — поэтому аккорд приобретает немалую напряженность, и еще сильнее требует разрешения.

При разрешении доминантсептаккорда, следует поступать так же, как и обычно: вести каждый голос, каждую ноту аккорда сообразно ее собственному тяготению. Рассмотрим подробнее, на первом примере, в тональности до-мажор. Аккорд состоит из четырех нот: «соль«, «си«, «ре» и «фа«. Нота «соль» устойчива и сама по себе, поскольку она входит в состав тонического трезвучия. Поэтому при разрешении эта нота остается неподвижна. Нота «си» — это вводный тон, который тяготеет к тонике очень сильно. (обратите внимание, что тяготение неустойчивых звуков зависит от расстояния до ближайшего устоя. Чем ближе к устою — тем сильнее тяготение — в точности, как ведет себя магнитное поле). Такми образом, нота «си» должна переместиться вверх, к «до«. Нота «ре» также тяготеет к этой же тонике, но сверху вниз. Сила тяготения, возможно, и меньше, чем у «си«, но здесь срабатывает еще один эффект, похожий на гравитацию. А именно, передвинуться вниз музыкальному звуку «легче», чем вверх, ему как бы помогает сила тяжести. Условно, конечно — но что в этом мире не условно! Благодаря «гравитации» нота «ре» тяготеет к тонике практически так же сильно, как снизу — нота «си«. Наконец, нота «фа» — неустойчива, но до тоники ей все же далеко. Намного ближе другой устойчивый звук — «ми«. Очень близко! И снизу! Поэтому, несмотря на то, что «ми» все же не тоника, не настолько фундаментальна как тоника, тяготение к ней мы имеем очень мощное. Вот и получается такая картина:

Из четырех звуков септаккорда в тонику разрешаются два звука, а в другие устойчивые ступени — по одному. Вполне логично и справедливо распределилось, как Вы находите?

В записи доминантсептаккорд обозначается двояко: либо римской цифрой V и маленькой «7» в нижнем/верхнем индексе, либо большой буквой «D» — с тем же индексом. Обозначение универсально, и имеет смысл в любой тональности, из каких бы нот ни состоял сам аккорд.

Тоны септаккорда (то есть, отдельные его звуки, голоса) получают наименования по тому же принципу, как и в трезвучиях. Основной звук, на котором весь септаккорд строится изначально, называется «примой». Остальные звуки снизу вверх называются «терцией», квинтой» и «септимой» — и эти имена также универсальны и применимы к любому септаккорду на любой ступени любой тональности. Имена эти остаются закреплены за каждой нотой аккорда, независимо от взаимного расположения этих нот по высоте.

ОБРАЩЕНИЕ СЕПТАККОРДОВ

Этот прием работает здесь так же, Как и с трезвучиями: обращение можно получить, перенеся нижний звук аккорда на октаву вверх. Собствено, необязательно на одну октаву. Главное, чтобы нижним звуком стал другой тон аккорда. Названия обращений септаккорда образуются от двух интервалов: между нжним звуком и примой аккорда, и между нижним звуком и септимой аккорда. Таким образом, основной вид септаккорда предполагает его приму в роли нижнего звука, и обозначается цифрой «7» в нижнем/верхнем индексе. То обращение, в котором нижний звук — терция аккорда, называется «квинтсекстаккорд», и обозначается цифрами «6/5″ или»5/6» в нижнем индексе; Когда нижний звук — квинта аккорда — это называется «терцквартаккорд», обозначание — «3/4″ или»4/3». Наконец, то обращение, у которого нижний звук — септима аккорда, называется «секундаккорд», и обознчается цифрой «2».

Взаимное расположение всех остальных тонов, помимо нижнего физически, для обращения аккорда не имеет значения. Например, на рисунке — один и тот же доминантовый терцквартаккорд до-мажора:

Ради тренировки, попробуйте построить:
1. Основные виды малого мажорного септаккорда в различных тональностях;
2. Обращать доминантсептаккорд одной и той же тональности;
3. Построить обращения малого мажорного септаккорда от одной ноты. Обратите внимание: если строить обращения в одной тональности, то нижний звук будет получаться разным. Если же строить обращения от одного звука, то разными будут получаться тональности. Например, в одной тональности (до-мажор) все обращения доминантсептаккорда выглядят так:

А обращения того же аккорда, построенные от одной ноты «соль«, выглядят так:

— и «находятся» каждый в своей тональности. Кстати, не слабо ли Вам вычислить, в каких тональностях будут служить доминантами четыре созвучия с этого рисунка?

Все упражнения (это относится вообще к любой теме теории музыки и гармонии) следует выполнять в нескольких видах:
а) строить письменно на нотной бумаге
б) строить руками на клавиатуре фортепиано
в) строить голосом, пропевая звуки аккорда последовательно снизу вверх

Для развития практического навыка, Вам нужно абсолютно те же действия проделать и с «чужими» аккордами, которые были построены не Вами:
а) отыскать глазами в незнакомых нотах
б) узнать на слух в незнакомой (или знакомой) музыке.

Не ленитесь! Вы получите серьезные возможности в музыкальном творчестве, только умея делать все перечисленное — умея построить, сыграть, спеть, распознать глазами и ушами. Да вдобавок, уметь это делать быстро, моментально, прямо не снижая реального темпа звучащей музыки. Это незаменимый навык, который позволит Вам:
— запоминать, анализировать или записывать впервые услышанную музыку «на лету»
— запоминать и записывать музыку, которая внезапно приходит Вам в голову, не позволяя ей исчезнуть так обидно и бесследно
— распознавать и фиксировать чьи-то находки и приемы, чтобы впоследствии творчески их применить самому
— импровизировать на инструменте, в реальном времени переводя на музыкальный язык Ваши мимолетные настроения.

Словом, возможности поистине любые. Только не ленитесь, и добросовестно упражняйте голову на каждой теме, на каждом изучаемом объекте. Сегодня Ваша жертва — доминантсептаккорд. Удачи!

222 До мажор (нат.) до минор (гарм.) до мажор (гарм.) до минор (гарм.)

Наиболее ярким выразителем диссонирующей гармонии субдоминантовой группы является септаккорд II ступени, который по структуре — в зависимости от ладового наклонения и его разновидности — может быть либо малым минорным септаккордом (в натуральном мажоре и мелодическом миноре), либо малым септаккордом с уменьшенной квинтой (в гармоническом и мелодическом мажоре и натуральном и гармоническом миноре). Полное его обозначение таково — II7 или II7 г .

223 До мажор (нат.) | до мажор (гарм., мелодич.)| до минор (нат., гарм.)| до минор (мелодич.)|

Септаккорды остальных ступеней (I, III, IV и VI) используются значительно реже и называются побочными септаккордами. В силу известных свойств ладофункциональной переменности побочные септаккорды гораздо менее ярко и определенно выражают функцию своей ступени; тем не менее они находят себе достаточное применение в качестве диатонических аккордовых средств как в секвенциях (прежде всего), так и вне их — в различных гармонических оборотах диатоники. Побочные септаккорды обозначаются римскими цифрами, указывающими порядковый номер ступени, и арабской цифровкой, соответствующей виду аккорда:

224 До мажор

§ 79. Разрешение септаккордов

Все септаккорды являются диссонирующими созвучиями, требующими акустического разрешения. Кроме того, любой септаккорд неустойчив и в ладовом отношении, так как содержит в себе хотя бы один неустойчивый звук. Следовательно, всякий септаккорд является бифункциональным созвучием (то есть содержит в себе звуки двух разных функций) и может быть разрешен в любое консонирующее трезвучие, кроме тех двух, из которых он образован.

Так, например, доминантсептаккорд включает в себя три звука доминанты и один звук субдоминанты, а разрешается в тоническое трезвучие; септаккорд второй ступени состоит из трех звуков субдоминантовой гармонии и одного тонического, а разрешается в трезвучие доминанты; тонический септаккорд, образованный из трех звуков тоники и одного доминантового, разрешается в трезвучие субдоминанты (IV ступени) и т.д. Например, в до мажоре:

225

Разумеется, наряду с диссонантностью звучания, бифункциональность септаккордов еще более усиливает их напряженность и тяготение к разрешению в соответствующее трезвучие.

Существуют два принципиально различных способа разрешения септаккордов: автентическое и плагальное. Для автентического характерно ведение септимы на ступень вниз, а при плагальном разрешении септима остается на месте.

В конечном итоге любой септаккорд может быть разрешен тем или иным способом, однако более ярко выраженная функциональная принадлежность септаккордов в условиях конкретного лада и тональности определяет один из этих способов как основной для данного септаккорда, и прежде всего это относится к септаккордам V, VII и II ступеней, являющимся главными представителями диссонирующих гармоний, которые выражают, соответственно, доминантовую или субдоминантовую функцию.

Основным способом разрешения доминантсептаккорда является автентическое разрешение.

Доминантсептаккорд (D7) содержит в себе два диссонирующих интервала — малую септиму и тритон (ум. 5), ладовое положение и направленность тяготений которых (как, впрочем, и всех звуков доминантсептаккорда) приводит к естественному, то есть наиболее ясному и простому разрешению их в звуки тоники со следующим голосоведением: квинта и септима D7 идут на ступень вниз соответственно в приму и терцию тоники, терция D7 — на ступень вверх в приму тоники, а основной тон движется скачком на кварту вверх (или квинту вниз) также в приму тоники. Таким образом, основной вид полного доминантсептаккорда разрешается в неполное тоническое трезвучие с пропущенной квинтой и утроенной примой:

226

Впрочем, при ином расположении звуков (терцовый тон D7 в таком случае должен быть взят непременно в одном из средних голосов и находиться с басом в разных октавах) возможно и более свободное разрешение полного доминантсептаккорда— в полное тоническое трезвучие с удвоенной примой. Терция D7 при этом идет не на полтона вверх (то есть, как обычно, в приму тоники), а против своего тяготения — на большую терцию вниз — в квинту тоники:

227

Доминантсептаккорд может быть также взят и в неполном виде— как правило, без квинты, пропуск которой в фоническом отношении мало отражается на его звучании в целом. В таком случае вместо недостающей квинты в одном из трех верхних голосов удваивается основной тон доминантсептаккорда. В итоге неполный доминантсептаккорд разрешается в полное тоническое трезвучие, при этом удвоение примы D7 в качестве общего тона остается на месте, а остальные звуки разрешаются как обычно. Например:

228

Обращения доминантсептаккорда разрешаются в соответствующие виды тоники на тех же основаниях, что и основной вид D7 с той лишь разницей, что прима доминантсептаккорда, находящаяся в обращениях не в басу, а в одном из трех верхних голсов, при разрешении в тонический аккорд остается на месте как общий звук. Таким образом:

D6/5 разрешается в полное Т5/8 с удвоенной примой,

а D2 — »— в Т6 (тонический секстаккорд) с удвоенной примой

229

Другой септаккорд доминантовой функции — вводный — может быть двух видов: малым (с малой септимой) и уменьшенным (с уменьшенной септимой).

Малый вводный септаккорд (по структуре он представляет собой малый септаккорд с уменьшенной квинтой) встречается на VII ступени в натуральном мажоре и мелодическом миноре, а уменьшенный вводный септаккорд встречается только в гармонических видах мажора и минора.

Оба вида вводного септаккорда одинаково разрешаются автентическим способом в полное тоническое трезвучие с удвоенным терцовым тоном следующим образом: прима и терция вводного септаккорда идут на ступень вверх соответственно в приму и терцию тоники, а квинта и септима вводного септаккорда движутся на ступень вниз соответственно в терцию и квинту тоники. Например:

230

Удвоение терцового тона в тоническом трезвучии при разрешении вводного септаккорда делается с целью избежать движения параллельными квинтами. Однако при ином — более широком — расположении образующих его звуков вводный септаккорд может быть разрешен в тонику и без удвоения терции, а с удвоенной примой, но для этого необходимо, чтобы терция вводного септаккорда находилась выше септимы. В таком случае голоса будут двигаться так: прима вводного септаккорда пойдет на ступень вверх, а три остальные звука — на ступень вниз (тесно расположенными параллельными секстаккордами или квартсекстаккордами). Например:

231

Обращения вводного септаккорда (как малого, так и уменьшенного) разрешаются в соответствующие виды тоники с тем же голосоведением, что и основной вид. Таким образом, (ум.) VII6/5 разрешается в Т6 (в данном случае — с непременным удвоением терции), (ум.) VII4/3 — тоже в Тб (чаще с удвоением терции, но иногда удваивается и основной тон) и (ум.) VII6/5 — в Т6 (с удвоением терции или —реже—примы). В отдельных случаях (как исключение) может быть допущено также и разрешение (ум.) VII6/5 в T6 с удвоением не терции, а квинты:

232

При этом следует иметь в виду и энгармонические свойства уменьшенного септаккорда. Подобно тому как увеличенное трезвучие и его обращения всегда энгармонически равны между собой (см. стр. 144), обращения уменьшенного септаккорда также окапываются энгармонически равными друг другу и основному виду аккорда. Это происходит в результате энгармонического равенства интервалов увеличенной секунды (образующейся при обращении уменьшенной септимы) и малой терции, из которых строятся уменьшенный септаккорд и его обращения. Данное обстоятельство особенно важно потому, что дает возможность разрешать уменьшенный септаккорд в целый ряд самых различных тональностей. Например:

Доминантсептаккорд и его обращения: строение, разрешение

Гармония — одна из самых сложных наук в музыке. Тем не менее, ее элементы начинают изучаться еще на раннем этапе профессионального обучения музыканта — в музыкальной школе в рамках уроков сольфеджио. Те же, кто получает образование в средне-специальном или высшем учебном заведении, знакомятся с наукой более подробно. Познания учеников ДШИ и ДМШ чаще ограничиваются трезвучиями, доминантсептаккордом и их обращениями. Также проходятся вводные и второй септаккорды. Что же такое доминантсептаккорд?

Аккорды, их классификация

Аккорд (классического строения) представляет собой созвучие, состоящее более чем из трех звуков, которые расположены по терциям.

Если в аккорде 3 звука, то он называется трезвучием, в этом случае у аккорда может быть 2 обращения — секстаккорд и квартсекстаккорд.

Если в аккорде 4 звука, то он называется септаккордом. Обращений у септаккорда 3. Чтобы понять, от чего это зависит, нужно знать, что такое обращение. Чаще всего в музыкальной школе учат, что это перенос нижнего звука аккорда на октаву вверх. Такое определение не совсем точное, т.к. является способом получения обращения аккорда. Корректным определением будет следующий вариант: обращение — такой вид аккорда, где основанием является любой тон, кроме примы.

Чтобы понимать весь объем, следует также знать, как называются звуки аккордов. Нижний звук — прима (или основной тон), второй — терция, третий — квинта, а последний, четвертый — септима.

Обращения любого септаккорда называются: квинтсекстаккорд (в басу — терция), терцкватаккорд (в басу — квинта), секундаккорд (строится на септиме).

В зависимости от строения бывает 7 видов септаккордов: малый мажорный, малый минорный, малый уменьшенный, уменьшенный, большой мажорный, большой минорный, большой увеличенный. Названия обусловлены интервалом, который образуют крайние звуки: малая, уменьшенная или большая септимы — и трезвучием, которое строится от основного тона: мажорное, минорное, увеличенное или уменьшенное.

Что же такое доминантсептаккорд?

Доминантсептаккорд и тональность

Доминантсептаккорд — малый мажорный септаккорд, который строится на V ступени лада. Обозначается D7.

Благодаря своему местоположению аккорд приобретает доминантовую функцию — значение в ладу (всего функций 3: тоническая, субдоминантовая, доминантовая) и соответствующее малому мажорному септаккорду строение. Аккорд включает в себя следующие ступени: V, VII, II, IV. Как известно, на V ступени мажора и гармонического минора строится мажорное трезвучие (доминантовое), а между V и IV ступенями лада образуется интервал малая септима. Иначе — строение D7: б3+м3+м3.

Доминантсептаккорд и его обращения и разрешения приобретают важную роль в тональности. Это один из наиболее неустойчивых аккордов с довольно ярким тяготением в тонику. При модуляции (переходе в новую тональность) доминантсептаккорд удобнее всего использовать и в каденциях (заключительных оборотах) для большей устойчивости тоники.

Обращения доминантсептаккорда во всех тональностях, их разрешения

Как и любой септаккорд, доминантовый имеет 3 обращения:

Виды и строение септаккордов (Урок 9)

На этом уроке мы попытаемся разобраться в четырехзвучных аккордах. Надеюсь, вы уже немного освоили игру трезвучий? Если да, то пора двигаться дальше, отрицательный ответ направляет вас прямиком в Урок №5 (закреплять материал об аккордах).

Четырехзвучными аккордами называют аккорды, состоящие их четырех звуков.

На самом деле играть аккорды из четырех звуков не сложнее, чем аккорды из трех. В этом вы скоро убедитесь сами.

Септаккорды удобнее всего играть мизин­цем, средним, указательным и большим пальцами (5-3-2-1).

Если сначала вам будет сложно сыграть четыре ноты точно, не задевая случайно соседние клавиши, не волнуйтесь. Вы точно знаете, к чему стремитесь, и потому вскоре будете попадать только на нужные клавиши. В большинстве случаев причиной таких «непопаданий» является не недостаток беглости, а страх. Да-да, именно страх сковывает ваши пальцы, не давая правильно сыграть аккорды, именно страх делает их зажатыми и неуклюжими.

Совет один – расслабьтесь и получайте наслаждение от правильной и чистой игры красивых произведений. Пусть у кого-то на это уйдет десять минут, а у кого-то десять часов, но результат превзойдет все ваши ожидания ? и вы сможете запросто играть любые аккорды.

Самыми распространенными аккордами, да и самыми важными, являются септаккорды. Называются они так потому, что крайние звуки его образуют септиму. Состоит септаккорд из четырех звуков, расположенных по терциям.

Существует семь видов септаккордов, но мы познакомимся лишь с некоторыми из них:

  • Большой мажорный септаккорд
  • Малый мажорный септаккорд
  • Уменьшенный септаккорд
  • Увеличенный септаккорд
  • Малый минорный септаккорд
  • Большой мажорный септаккорд

    Многие современные пианисты играют большой мажорный септаккорд даже там, где в нотах обозначено просто мажорное трезвучие. Большой септаккорд звучит по-модернистски, поэтому он не очень подходит для песен ти­па «Маленькой елочке холодно зимой» :-). Однако в некоторых современных песнях он звучит превосходно.

    Чтобы построить этот аккорд, нужно к мажорному трезвучию прибавить большую терцию (б. 3). В результате этот септаккорд представляет собой комбинацию из терций — б.3 + м.3 + б. 3 Звучание аккорда довольно резкое за счет того, что крайние его звуки образуют интервал большой септимы (крайне диссонирующего интервала).

    Обозначается данный аккорд Большой латинской буквой с добавлением к ней maj7. Например: Cmaj7, Dmaj7, Fmaj7 и т.д.

    Обратите внимание, что септима большого мажорного септаккорда — это нота полутоном ниже основного звука аккорда. Например, септима ак­корда Dmaj7 — до-диез, Gmaj7 — фа-диез.

    Попробуйте сыграть красивую последовательность аккордов, включа­ющую большой мажорный септаккорд. Такую после­довательность, даже если она не указана в нотах, можно попробовать проиграть в любом месте, где долго выдерживается какой-либо мажорный аккорд. Возьмите на клавиатуре сначала мажорное трезвучие, а дальше добавьте к нему сверху септиму, чтобы получился большой мажорный септаккорд. И вернитесь к исходному аккорду.

    Большой мажорный септаккорд не так уж часто встречается в популярных песнях. Красиво его использует И. Дунаевский в знаменитом «Мар­ше» из кинофильма «Веселые ребята» (см. первый такт песни). Пока не пытайтесь сыграть всю песню в целом, потренируйтесь чередовать аккор­ды F и Fmaj7.

    Малый мажорный септаккорд (доминантсептаккорд)

    Этот аккорд строится путем добавления к мажорному трезвучию малой терции (м. 3). Еще его называют доминантсептаккордом. Сейчас я вам добавлю немного теории о доминантсептаккорде. Не пугайтесь, это объяснение даст вам полезную информацию, которую вы сможете по достоинству оценить позже. Технические термины можно не запоминать, главное уловить суть, которая поможет вам подбирать аккомпанемент к любимым песням на слух.

    Итак, каждая нота звукоряда имеет свое название, которое опи­сывает ее отношение к тонике, или к основной ноте тональности. Вторую ноту обычно называют второй ступенью, третью — медиантой, четвер­тую — субдоминантой, пятую — доминантой и т. д., как показано на иллю­страции внизу.

    Римские цифры часто используют, чтобы указать на аккорды, построенные на определенных ступенях звукоряда. То есть аккорды в до мажоре можно обозначить буквами — С, G, С, F — либо обозначить цифрами I, V, I, IV, либо назвать «тоника, доми­нанта, тоника, субдоминанта». Римские цифры удобнее, поскольку позво­ляют избежать довольно неуклюжих словесных названий ступеней.

    Мы уже знаем из предыдущих уроков, что главными ступенями лада являются I, IV и V ступени, соответственно и аккорды на этих ступенях будут главными – тоника, субдоминанта и доминанта. Вместо доминантового трезвучия обычно берут септаккорд, он звучит красивее и более богат в гармоническом плане звучания. Рассмотрим этот аккорд поподробнее.

    Доминантсептаккорд

    В звукоряде до мажор (С) доминантой будет нота соль. Поэтому доминантсептаккорд тональности С — это доминантсептаккорд, построенный от соль, или G7. Поскольку доминантсептаккорды, как и любые другие ак­корды, строятся из нот той тональности, которой они принадлежат, то ноты доминантсептаккорда от соль (G7) должны быть взяты из звукоряда до мажор. (Сейчас мы рассматриваем ноту соль именно как пятую ступень то­нальности до мажор, а не как тонику тональности соль мажор или вторую ступень тональности фа мажор).

    Чтобы аккорд можно было назвать сеп­таккордом, интервал между его крайними звуками должен быть равным септиме. Вот ноты гаммы до мажор, из которых мы будем строить доми­нантсептаккорд:

    Интервал септимы от доминанты соль дает нам ноту фа как верхнюю ноту аккорда

    Самый простой способ найти нужные ноты доминантсептаккорда — представить себе, что верхняя его нота находится тоном ниже основного звука. Например, септимой аккорда D7 будет нота до (С); аккорда С7 — си-бемоль (В).

    Еще один способ найти ноты доминантсептаккорда — сравнить его с уже знакомым вам большим мажорным септаккордом: нужно просто по­низить на полтона верхнюю ноту большого мажорного септаккорда:

    Чтобы лучше усвоить эти два септаккорда, сыграйте такую последовательность: возьмите трезвучие и удвойте его основной тон октавой выше большим пальцем, вот так:

    А сейчас передвиньте большой палец на полтона вниз, чтобы получил­ся большой мажорный септаккорд от до (Cmaj7), вот так:

    Затем передвиньте большой палец еще на полтона вниз, чтобы полу­чился доминантсептаккорд, вот так:

    Выполните такую же последовательность, начиная с трезвучия с удво­енным основным тоном, от указанных ниже семи аккордов:

  • С — Cmaj7 — С7
  • F — Fmaj7 — F7
  • В — Bmaj7 — В7
  • Eb — Ebmaj7 — Eb7
  • G — Gmaj7 — G7
  • D — Dmaj7 — D7
  • A — Amaj7 — A7
  • Сыграв указанные выше последовательности несколько раз, вы, воз­можно, заметили, что некоторые из них запоминаются легко, другие же с трудом. Однако нет ничего страшного в том, что иногда вам приходится остановиться и с полминуты подумать. Когда вы начнете играть выбранные вами песни, вы обнаружите, что «сложные» аккорды запомнятся лег­ко и прочно, как самые простые трезвучия. Красивое звучание мелодий ваших любимых песен необычайно улучшит вашу память.

    Пожалуй, пора остановиться, чтобы у вас случайно не случилось винегрета в голове ? А вот немного музыкальных примеров, где используются большой и малый мажорный септаккорды:

    В этих примерах обратите внимание на то, что вокальная партия написана на отдельном нотном стане, её играть не надо ? , только петь.

    Попробуйте сыграть эти песни по-разному:

    1. Как написано, то есть мелодию вы поёте, а аккомпанемент играете как указано в тексте.
    2. Играете правой рукой мелодию, а левой аккорды которые даны над нотным станом.

    : Доминантсептаккорд и его обращения

    ПОСМОТРЕТЬ ВИДЕО-УРОК : Доминантсептаккорд и его обращения

    тема урока: Доминантсептаккорд и его обращения

    Цель урока: изучение обращений Доминантсептаккорда в доступной игровой форме
    Задачи урока:
    1. Познакомить ребят с новыми музыкальным понятием и терминами.
    2. Закрепить в форме игры такие понятия, как: Доминансептаккорд, доминантовый квинтсекстаккорд, доминантовый терцквартаккорд, доминантовый секундаккорд, строение этих аккордов, их разрешение
    3. Развить творческие способности учащихся.
    4. Воспитать здоровый эстетический вкус.
    Ход урока
    Учитель: Здравствуйте, ребята. На прошлом уроке мы проходили с вами тему Доминантсептаккорд. Давайте с вами вспомним. Что такое доминантсептаккорд?
    Ученики: доминансептаккорд – это аккорд состоящий из четырех звуков, расположенных по терциям
    Учитель: А что обозначает слово «доминанта»?
    Ученики: Доминанта – это пятая ступень, одна из главных ступеней лада. Доминантсептаккорд – это септаккорд построенный на пятой ступени.
    Задание: Построить Доминантсептаккорд от данных звуков, определить тональность, сделать разрешение. Группа делится на три варианта, задание на время:

    Учитель: А теперь спойте каждый свой аккорд на слоги «ДО»-«МИ»-НАНТ»-«СЕПТ»
    Учитель: Прежде чем приступить к изучению новой темы – обращение Доминантсептаккорда, вспомните пожалуйста – что такое обращение?
    Ученики: Обращение – это перенос нижнего звука на октаву вверх, или верхнего звука на октаву вниз.
    Учитель: А теперь послушайте сказку про обращение Доминансептаккорда. Помните сказку про Золушку, как она мечтала попасть на бал во дворец? Вот так и наш Доминансептаккорд тоже решил оказаться на балу. Но чтобы дворецкий пропустил, обязательно нужно было красиво одеться. Золушке помогала Фея а нашему Доминантсептаккорду поможем мы с вами. Сначала примерим красивую шляпу: для этого перенесем нижний звук Доминантсептаккорда на октаву вверх- надеваем на трезвучие секунду(Т5/3+б2). Получается первое обращение – квинтсекстаккорд(Д6/5), или Трезвучие в шляпе. А можно сказать Трезвучие в кепке, чтобы на одну букву с квинтсекстаккордом начиналось. Вроде неплохо смотрится, а?

    Теперь попробуем примерить костюм – брюки и кофту, а на талии пояс из секунды завяжем(б3+м2+м3). Для этого сделаем обращение Квинтсекстаккорда – перенесем нижний звук на октаву вверх. В таком костюме Квинтсекстаккорд уже превратился в Терцквартаккорд ( Д4/3)

    Очень важны были для Золушки туфли. Наш Квартсектаккорд тоже стал примерять разную обувь: сапоги, башмаки, сандалии. Давайте снова перенесем нижний звук на октаву вверх. Но чтобы Квартсектаккорд не одевал на ноги, все это было очень похоже на секунду. В таком виде обращение уже называется Секундаккорд Д2 (б2+б3+м3)

    Итак, обращение в шляпе или кепке – Квинтсекстаккорд, обращение в костюме Терцквартаккорд, обращение в башмаках – Секундаккорд.
    Ну а после бала надо все наряды снимать, или в тональности разрешать. Квинтсекстаккорд очень любит свою шляпу и не хочет с ней расставаться даже когда приходит домой в тональность, в устойчивые звуки. Он оставляет шляпу на голове и капризно топает ножкой. Остается пропеть, что получается:

    Терцквартаккорд, наоборот, любит не просто снимать, а разбрасывать свой костюм в разные стороны. Брюки летят в нижнюю первую ступень, а кофта в верхнюю первую ступень. Смотрите, слушайте и подпевайте.

    Ну а что делает со своим башмаком Секундаккорд? Конечно же он их снимает и ставит вниз на полку, а в это время с головы слетает шляпа. Придется ее поправить, первую ступеньку наверху повторить. И вы повторите, что получилось.

    Учитель: А теперь давайте послушаем как звучат эти аккорды и их разрешения в мелодическом и гармоническом изложении. Как звучит разрешение квинсекстаккорда?
    Ученики: аккорд уменьшился, верхний звук остался на месте, потому что он устойчивый, а нижний разрешился в верхнюю ступеньку, квинсекстаккорд разрешился в тоническое трезвучие с удвоенной примой
    Учитель: А теперь послушайте как звучит терцквартаккорд и его разрешение.
    Ученики: При разрешении аккорда крайние звуки разошлись – верхний звук пошел вверх, а нижний звук вниз, терцквартаккорд разрешился в развернутое тоническое трезвучие.
    Учитель: А что вы скажете про секундаккорд и его разрешение?
    Ученики: Крайние звуки разрешились вниз, секундаккорд разрешился в секстаккорд с удвоенной примой вверху.
    Задание: Cпеть музыкальный номер с движением мелодии по звукам доминантсептаккорда и его обращений:

    Слуховой анализ – Д7 и его обращения с разрешением.

    Сольфеджио. Все правила по сольфеджио в муз.школе — IV

    65. Доминантсептаккорд

    Септаккордом называется аккорд из четырех звуков, расположенных по терциям. Доминантсептаккорд — септаккорд от пятой ступени лада. Обозначается — D7.
    Доминантсептаккорд в ДО мажоре:

    Доминантсептаккорд в ЛЯ миноре гармоническом:

    Интервальный состав доминантсептаккорда:

  • б.3 — м.3 — м.3; между крайними звуками — м.7;
  • или мажорное трезвучие и м.3.
  • в домажоре D7 СОЛЬ-СИ-РЕ-ФА разрешается в неполное тоническое трезвучие без квинты с утроенной тоникой) ДО-ДО-ДО-МИ.
  • 66. Тональность МИ мажор

    МИ мажор — мажорный лад, в котором тоникой является звук МИ (лад с четырьмя диезами в ключе).

    Звуки, из которых состоит МИ мажор:

  • МИ — ФА-диез — СОЛЬ-диез — ЛЯ — СИ — ДО-диез — РЕ-диез — МИ.
  • Ключевые знаки в тональности МИ мажор:

  • ФА-диез на пятой линейке, ДО-диез между третьей и четвертой линейкой, СОЛЬ-диез выше пятой линейки, РЕ-диез на четвертой линейке.
  • Гамма МИ мажор и ее ступени:

  • МИ(I), ФА-диез(II), СОЛЬ-диез(III), ЛЯ(IV), СИ(V), ДО-диез(VI), РЕ-диез(VII), МИ(I).
  • Тоническое трезвучие в МИ мажоре:

    Неустойчивые звуки с разрешениями в МИ мажоре:

  • РЕ-диез(VII) в МИ(I), ФА-диез(II) в МИ(I), ФА-диез(II) в СОЛЬ-диез(III), ЛЯ(IV) в СОЛЬ-диез(III), ЛЯ(IV) в СИ(V), ДО-диез(VI) в СИ(V).
  • 67. Тональность ДО-диез минор

    ДО-диез минор — минорный лад, в котором тоникой является звук ДО-диез (лад, параллельный МИ мажору, с четырьмя диезами в ключе).

    Звуки, из которых состоит ДО-диез минор натуральный:

  • ДО-диез — РЕ-диез — МИ — ФА-диез — СОЛЬ-диез — ЛЯ — СИ — ДО-диез.
  • Гамма ДО-диез минор гармоническая:

  • ДО-диез — РЕ-диез — МИ — ФА-диез — СОЛЬ-диез — ЛЯ — СИ-диез — ДО-диез.
  • Гамма ДО-диез минор мелодическая:

  • ДО-диез — РЕ-диез — МИ — ФА-диез — СОЛЬ-диез — ЛЯ-диез — СИ-диез — ДО-диез.
  • Неустойчивые звуки с разрешениями в гармоническом ДО-диез миноре:

  • СИ-диез(VII) в ДО-диез(I) ,РЕ-диез(II) в ДО-диез(I), РЕ-диез(II) в МИ(III), ФА-диез(IV) в МИ(III), ФА-диез(IV) в СОЛЬ-диез(V), ЛЯ(VI) в СОЛЬ-диез(V).
  • 68. Тональность ЛЯ-бемоль мажор

    ЛЯ-бемоль мажор — мажорный лад, в котором тоникой является звук ЛЯ-бемоль (лад с четырьмя бемолями в ключе).

    Звуки, из которых состоит ЛЯ-бемоль мажор:

  • ЛЯ-бемоль — СИ-бемоль — ДО — РЕ-бемоль — МИ-бемоль — ФА — СОЛЬ — ЛЯ-бемоль.
  • Ключевые знаки в тональности ЛЯ-бемоль мажор:

  • СИ-бемоль на третьей линейке, МИ-бемоль между четвертой и пятой линейками, ЛЯ-бемоль между второй и третьей линейками, РЕ-бемоль на четвертой линейке.
  • Гамма ЛЯ-бемоль мажор и ее ступени:

  • ЛЯ-бемоль(I), СИ-бемоль(II), ДО(III), РЕ-бемоль(IV), МИ-бемоль(V), ФА(VI), СОЛЬ(VII), ЛЯ-бемоль(I).
  • Тоническое трезвучие в ЛЯ-бемоль мажоре:

    Неустойчивые звуки с разрешениями в ЛЯ-бемоль мажоре:

  • СОЛЬ(VII) в ЛЯ-бемоль(I), СИ-бемоль (II) в ЛЯ-бемоль(I), СИ-бемоль(II) в ДО(III), РЕ-бемоль(IV) в ДО(III), РЕ-бемоль(IV) в МИ-бемоль(V), ФА(VI) в МИ-бемоль(V).
  • 69. Тональность ФА минор

    ФА минор — минорный лад, в котором тоникой является звук ФА (лад, параллельный ЛЯ-бемоль мажору, с четырьмя бемолями в ключе).

    Звуки, из которых состоит ФА минор натуральный:

  • ФА — СОЛЬ — ЛЯ-бемоль — СИ-бемоль — ДО — РЕ-бемоль — МИ-бемоль — ФА.
  • Гамма ФА минор гармоническая:

  • ФА — СОЛЬ — ЛЯ-бемоль — СИ-бемоль — ДО — РЕ-бемоль — МИ-бекар — ФА.
  • Гамма ФА минор мелодическая:

  • ФА — СОЛЬ — ЛЯ-бемоль — СИ-бемоль — ДО — РЕ-бекар — МИ-бекар — ФА.

Неустойчивые звуки с разрешениями в гармоническом ФА миноре:

  • МИ-бекар(VII) в ФА(I), СОЛЬ(II) в ФА(I), СОЛЬ(II) в ЛЯ-бемоль(III), СИ-бемоль(IV) в ЛЯ-бемоль(III), СИ-бемоль(IV) в ДО(V), РЕ-бемоль(VI) в ДО(V).
  • 70. Размер 6/8

    Размер 6/8 — шестидольный такт, в котором каждая доля длится одну восьмую. Состоит из двух простых такта по 3/8.

    Ритмические группы в такте на 6/8:

  • 3 восьмые и 3 восьмые;
  • четверть с точкой и четверть с точкой;
  • половинная с точкой;
  • четверть восьмая и четверть восьмая.
  • Схема дирижирования на 6/8:

  • Вниз-вниз-к себе- в сторону-в сторону-вверх.
  • Триоль получается от деления длительности на три равные части, вместо обычного деления на две:

  • четверть делится на три восьмые,
  • восьмая — на три шестнадцатые,
  • половинная — на три четверти.
  • Закрыть меню