Развод евреев

Еврейский развод / Гет. Агуна.

В Торе есть только один стих о разводе: «Если кто возьмет жену и войдет к ней, то если не понравится она ему, потому что он нашел в ней какой-нибудь ущерб, то пусть напишет ей разводное письмо и даст ей в руку» (Дварим, 24:1).

Мишна запечатлела спор о значении слова «ущерб», имевший место в I в. н.э. между двумя ведущими законоучителями. Школа Шамая считала, что это слово значит «прелюбодеяние» и что единственной основой для развода является супружеская измена. Школа Гилеля решила, что это — любое огорчающее мужа обстоятельство, даже такой мелкий изъян, как неумение готовить (Гитин, 9:10). Еврейский закон принял точку зрения Гилеля, хотя для защиты женщин от несправедливости раввины и создали такой щит, как «ктуба» (см.). «Клуба» — свадебный договор, гарантирующий, что любой мужчина, который захочет развестись с женой, должен будет уплатить ей значительные алименты. Но тем не менее некогда еврей мог принудить свою жену к разводу. Только в X в. раби Гершом постановил, что с женой нельзя развестись против ее воли. Поэтому сегодня развод основывается на согласии обеих сторон. Достаточным поводом для развода считается несовместимость супругов.

Слова Торы «то пусть напишет ей разводное письмо» в еврейском праве интерпретируются буквально. Документ о разводе, именуемый «гет», должен быть написан или мужем, или его представителем. Правила составления разводного письма очень сложны, и только раввины-специалисты могут его составить.

Каждый «гет» должен отвечать стандарту: 12 строк от руки, в которых город, где происходит развод, должен однозначно определяться по близлежащей реке. Сначала муж нанимает писца для приготовления документа в присутствии свидетелей. Затем «гет» дают мужу, который идет к жене и бросает его в ее руки. Женщина обходит комнату кругом — одна, что символизирует ее новый, независимый статус. После этого раввин говорит ей, что она не может вновь выйти замуж до истечения 90 дней (чтобы сразу же не забеременеть, иначе могут возникнуть проблемы с выяснением отцовства).

По мнению многих, церемония религиозного развода дает куда более сильное ощущение окончательности, чем гражданский развод. Одна разведенная женщина сказала мне: «Атмосфера суда и адвокатов холодна и формальна. Для меня «гет» стал своего рода поэтическим освобождением».

По еврейскому праву муж или жена, вступившие в брак по еврейскому закону, а затем оформившие лишь гражданский, а не религиозный развод, все равно считаются состоящими в браке. Женщина, вновь выходящая замуж, не получив «гет», считается прелюбодейкой, а ее дети от второго брака — незаконнорожденными; они могут вступать в брак только с другими незаконнорожденными (поскольку Тора разрешает полигамию, то если мужчина вступает во второй брак, не дав первой жене «гет», его проступок считается менее серьезным). Это единственный случай, когда Тора наказывает невинную сторону — детей за чужой грех (их родителей).

Положения еврейского права относительно прелюбодеяния столь строги, что религиозные евреи готовы на все, лишь бы правильно оформить «гет».

К несчастью, слишком многие мужчины пользуются желанием своих бывших жен получить «гет». У них обычно два мотива: или просто причинить боль женщине, отказывая в разводе, или шантажировать ее (особенно если жена из богатой семьи — тогда многие вымогают за «гет» деньги). Тогда положение женщины очень неприятное. Недавно в Нью-Йорке муж заявил бывшей жене, что не даст ей «гет», пока она не достигнет бездетного возраста. Группы евреев иногда пикетируют конторы и магазины мужчин, которые не давали женам «гет», и часто добиваются успеха. В Израиле религиозный суд может отправить мужа в тюрьму, если тот не дает «гет», хотя женские группы и жалуются, что суд редко прибегает к принуждению в подобных случаях.

Это давняя проблема. Восемь веков назад Рамбам постановил, что упорствующего мужа следует пороть до тех пор, пока он не скажет: «Я хочу дать «гет» («Мишнэ-Тора», Законы о разводе, 2:20). Если муж отказывается, Рамбам считает, что его нужно пороть до смерти. Тогда женщина может вторично выйти замуж как вдова. Следует помнить, что евреи смотрят на мужа, отказывающегося дать «гет», так же, как американцы на тех, кто насилует малолетних.

Реформистский иудаизм обходит эту проблему, не считая «гет» необходимым и полагая, что библейское требование написать письмо о разводе выполняется постановлением гражданского суда. Эта точка зрения отвергается и консерваторами и ортодоксами: раввины обоих течений не совершат новый брак до тех пор, пока мужчина или женщина не получат гет.

Консервативный иудаизм преодолевает проблему отказа от «гета» тем, что включает в «ктубу» (см.) положение, позволяющее раввину требовать «гет».

Все больше ортодоксов советуют подписывать лишь такой брачный договор, где муж соглашается дать «гет» в случае гражданского развода. В штате Нью-Йорк такие соглашения имеют силу закона, так что суд может поставить «гет» условием расторжения данного брака. Недовольство многих подобным вмешательством светского суда в чисто религиозные вопросы лицемерно. Например, если владелец ресторана подписывает договор о кашерном банкете, а затем подает в качестве главного блюда поросенка, он может преследоваться по суду за нарушение контракта; так и муж может преследоваться за нарушение брачного договора.

Впрочем, у многих есть и сомнения: действителен ли «гет», данный по принуждению? Если брачный договор заверен светским органом, а муж передумал и заявляет, что дает «гет» под давлением гражданского суда, то неизвестно, законен ли такой «гет» с религиозной точки зрения.

Женщина, не получившая «гет», обычно именуется агуна — «безмужняя жена», примерно то же, что по-русски звучит как «соломенная вдова».

Как развестись в Израиле?

Естественно, как и все нормальные люди, израильтяне бывало, что и сомневались по поводу прелестей семейно жизни, однако дальше печальных мыслей эти размышления не идут, а уж тем более сделать что-либо мыслей у них вообще не возникает. Развод в Израиле, как и в любой другой стране западного мира, процесс, скажем так, не простой и мало кто о нем вспоминает без вздрагивания. В результате развода в западной стране, от разводящегося мужчины, суд может потребовать, чтобы не он только был ответственным за содержание детей, полностью обеспечивая их всем необходимым, но также могут потребовать, чтобы мужчина также обеспечивал свою бывшую жену, причем предоставляя ей такой уровень жизни, к которому она привыкла, будучи в замужестве.

Что касается женщин, если говорить о еврейской семейной паре, то им может грозить долгая и выматывающая игра в кошки-мышки с супругом, который годами может не давать письма о разводе, так называемый «гет». Сегодня, в Израиле существует даже общественная организация, которая борется за права мужчин. Организацию создали сами мужчины, в большинстве разоренные разводами в Израиле. На тех мужей, которые отказывают давать женам разводное письмо – «гет», а также отказываются их содержать идет очень сильное моральное давление, как со стороны государства, так и со стороны религиозных организаций. Мало того, заядлых «отказников» государство Израиль периодически отправляет в места не столь отдаленные, то есть садит за решетку. Вот такие перспективы ждут мужчину в результате развода в Израиле. Учитывая такие «блестящие» перспективы, не каждый мужчина захочет освободиться от уз брака.

Мало того, веками еврейским супружеским парам и народу Израиля прививались ценности брака. А потому, заложенные вековыми традициями ценности брака в иудаизме очень велики. И в Израиле, когда возникает хотя бы малейшая опасность того, что семья может быть разрушена, обеими сторонами супружеской пары прикладывается максимальное количество усилий для спасения брака. В то же время, в иудаизме говорится о том, что иногда, в некоторых исключительных случаях, развод в Израиле, – единственный реальный шаг в решении возникшей между супругами проблемы. Особенностью еврейского развода является то, что результатом его должен быть «гет» – документ о разводе. «Гет» пишут и вручают каждому супругу. Супруги, которые оформили развод в гражданском суде, но не прошли еврейскую процедуру развода, согласно еврейским законам остаются семейной парой. Это значит, что если кто-либо из супругов, соберется заключать новый брачный союз, то жить он будет с новым партнером незаконно, совершая грех прелюбодеяния.

Если же женщина вступила в новый брак, не получив при этом «гет» в результате развода в Израиле от бывшего супруга, то такой поступок по законам Израиля, чреват самыми серьезными последствиями. Вообще, это значит, что, по сути, развода нет, а новый брачный партнер женщины вступает в интимные отношения с замужней женщиной.

Когда рождается у такой пары ребенок, то его в Израиле называют – мамзер. Надо сказать, что нахождение ребенка в положении мамзера – самая трагическая ситуация в израильском обществе. В чем заключается трагическое положение такого ребенка? Дело в том, что находящийся в мамзеруте ребенок, не имея собственно в этом своей вины, не может вступить в брак с евреем или еврейкой, а также не может стать членом еврейской общины. Вот такие последствия женитьбы пары, когда в результате развода в Израиле женщина не получает разводного письма – гета.

Если при разводе муж не дает жене разводное письмо, то в дальнейшем она становится агуной, то есть женщиной, которая соответственно замуж повторно выйти не может.

Надо добавить, что согласно еврейским законам, вынудить мужа дать гет – разводное письмо жене нельзя, как и нельзя вынудить аннулировать брак. Муж может дать жене гет только по собственной воле.

Кстати, может случиться так, что жена откажется от принятия гета. И в этом случае сделать по еврейским законам ничего нельзя, ведь разводное письмо имеет силу тогда, когда добровольно передано и добровольно принято.

Процесс развода в Израиле относят к области семейного права, процедура развода непосредственно связана с религией. Согласно нормам семейного права Израиля, для того чтобы назначить процедуру развода в Израиле нужно знать к какой религии принадлежат супруги: оба, или хотя бы один из них, или может быть они атеисты и так далее.

Информацию по этому вопрос можно узнать из специального документа, который называется «Тамцит ришум», если перевести дословно на русский язык, то это означает – выписка из личного дела. Этот документ хранится в Министерстве внутренних дел государства Израиль. Такая выписка выдается по требованию гражданина Израиля бесплатно, на месте.

На каждого приехавшего в Израиль репатрианта, на каждого гражданина Израиля, проживающего в стране и родившегося в ней, в Министерстве внутренних дел Израиля заведено личное дело, в котором указаны данные, касающиеся национальности, религии человека. Данные в МВД передают сами граждане, заполняя специальные бланки и документы, которые подтверждают еврейство. Заполнение этих документов происходит во время оформления и получения удостоверения личности гражданина Израиля, либо при оформлении родителями свидетельства о рождении ребенка.

Надо добавить, что просто так в графу еврей записаться нельзя, в разделе религия еврей должен быть записан как еврей и только еврей, а прочерк или другая религия не возможны. Что касается других национальностей или религий – здесь проблем не возникает, так, к примеру, русский, приехав в Израиль, может записать себя украинцем, или наоборот. Большой роли это в Израиле не играет.

Согласно закону развод в Израиле между евреями может быть проведен только в суде раввината. Вот почему развод между евреями, произведенный в другой стране, через гражданский суд – чреват тем, что его могут не признать, могут не признать и брак, заключенный в другой стране.

Какая процедура развода в Израиле, если пара смешанная, к примеру, жена русская, а муж еврей или другой вариант, когда оба не евреи? В 60-х годах в Израиле был принят закон, согласно которому, пара должна была подавать обращение о разводе в Верховный Суд, который в дальнейшем определял, какой из судов Израиля будет вести бракоразводный процесс: религиозный или гражданский.

Чаще всего развод таких пар происходит в судах по семейным делам. Если есть согласие супругов, то такая процедура проходит быстро и формально. Но, если же, между супругами нет обоюдного согласия о разводе, то процедура может затянуться на долгое время: месяцы и даже годы.

По результатам судебных слушаний судом выносится решение о разводе и выдается письменное заключение, которое обязательно для выполнения Министерства Внутренних дел. Суд по семейным делам имеет право утвердить договор об имущественных спорах и урегулировании этого вопроса между супругами, а также урегулировать вопросы опеки и воспитания детей, раздела квартиры, алиментов и так далее.

Часто возникает вопрос, как долго длиться развод в Израиле? В 2007 году израильский русскоязычный адвокат Леонид Беркман разработал систему быстрого развода, согласно которой судебная процедура развода смешанной супружеской пары длится всего 2 месяца, если ни один из супружеской пары не является евреем, если же супруги евреи по Галахе, то бракоразводный процесс по системе Беркмана длится четыре месяца. Естественно речь идет о супружеской паре, которая подала на развод по обоюдному согласию. Были примеры на практике, когда удавалось провести бракоразводный процесс за три дня, такого результата добился молодой Беркман, действуя по своей системе.

Повторить его рекорд не смог до сих пор ни один адвокат в Израиле.

Если говорить о стоимости развода в Израиле, то нужно подчеркнуть, что процесс этот весьма и весьма дорог. Сумма обязательного судебного сбора, который взыскивается семейным судом Израиля

с минуты подачи иска о расторжении брака, сегодня приблизительно составляет 511 шекелей. Но кроме этого есть еще и дополнительные расходы за перевод и нотариальное заверение свидетельства о браке, за апостиль, за регистрацию судебного решения в Министерстве Внутренних дел Израиля, за приобретение справки о новом семейном положении и так далее.

Что касается стоимости адвокатских услуг на бракоразводном процессе в Израиле, то в большинстве случаев, эта информация адвокатами не афишируется, так как есть закон, согласно которому адвокатам Израиля запрещено публиковать цены на свои услуги в открытой информации, исключение возможно только для опубликования минимального адвокатского тарифа, который устанавливается Израильской Коллегией Адвокатов. На сегодняшний день эта минимальная сумма составляет 4 тысячи 370 шекелей, плюс налог на добавленную стоимость.

Естественно минимальный тариф выплачивается в случае отсутствия претензий супругов друг к другу при обоюдном согласии о разводе. Если же один из разводящихся супругов не согласен расторгать брак, стоимость услуг адвокатов заметно возрастает. Минимальный гонорар, который берут израильские адвокаты за каждое слушание развода в Израиле, за каждое судебное заседание – 540 шекелей плюс НДС. Так что удовольствие это не из дешевых!

Если вместе с иском о разводе подаются исковые документы о решении вопроса об алиментах, об отцовстве, о разделе имущества супругов, а также документы о правах на детей, то все эти случаи считаются при разводе в Израиле самостоятельными судебными процессами. Соответственно за каждый из них взимаются отдельный судебный сбор, а значит, увеличивается и стоимость услуг адвоката.

Если в процессе развода в суд вызывают свидетелей, а особенно если этими свидетелями являются специалисты, к примеру, врачи, психологи, экономисты, юристы, социальные работники, это также существенная статья расходов в разводе в Израиле. Если ответчика для суда ищут, а также вручают ему повестку на суд, и других судебных документов, это также стоит очень дорого. Кстати, в Израиле не редки случаи, когда развод стоит для каждой из разводящихся сторон несколько десятков тысяч шекелей.

Учитывая значительную потенциальную стоимость бракоразводного процесса в Израиле, многие адвокаты рекомендуют тем супругам, которые все-таки намерены развестись, совместными усилиями попытаться хотя бы минимально достигнуть каких-либо соглашений, что в дальнейшем сэкономит деньги, нервы и время.

Развод по-еврейски

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

В Талмуде написано: «Если кто-то разводится со своей первой женой, даже алтарь в Храме проливает слезы».

Сам акт развода обставлен множеством правил — чтобы не дать мужу с легкостью отнестись к разводу, в случае которого, кстати, он платит разведенной жене большие, заранее оговоренные деньги.

Известно постановление знаменитого учителя, раби Гершома бен Йеуда, Меор Агола (т.е. Светоч евреев изгнания), согласно которому муж не может выступить инициатором развода без согласия жены.

Развод по-еврейски — не постановление суда, а личный акт двух сторон, решивших прекратить брачные отношения. Роль суда ­удостовериться, что соблюдены все формальности, а также вмешаться в происходящее, если одна из сторон без оснований противится разводу. Жена имеет право требовать развод, если муж — при наличии средств ­отказывается содержать жену, если он систематически обижает ее или оскорбляет ее родителей, лишает свободы настолько, что не разрешает ей посещать родительский дом. Достаточным основанием для требования развода считается недостойное поведение другой стороны или нарушение ею законов Торы (кашрут, законы ниды и пр.).

Процедура развода представляет собой передачу мужем жене заранее составленного и подписанного свидетелями разводного письма (гет). Без написания гета или без его передачи нет развода! По закону Торы от мужчины и женщины (если они оба евреи) не требуется никаких доказательств того, что они муж и жена, — хотя и предпочтительно, чтобы они устроили настоящий еврейский брак (с кидушином).

Но не существует никаких «гражданских разводов» для еврейских супругов. Если муж и жена расстались, но не устроили развод с гетом, то они продолжают считаться женатыми. И новый брак жены, считающей, что она свободна, является незаконным!

Поэтому, если вы знаете какую-нибудь еврейскую семью, разведенную через ЗАГс, то сообщите им, что надо срочно оформить гет, — во избежания трудностей, которые могут встать перед будущими детьми.

Индустриалка — новости Запорожья

В Нью-Йорке трех раввинов и еще семерых мужчин обвинили в похищениях и пытках ортодоксальных евреев с целью заставить их развестись с женами, пишет «Лента.ru» со ссылкой на CBS News New York.

Об этом стало известно в ходе судебного заседания в четверг, 10 октября, которое проходило в Трентоне (штат Нью-Джерси).

По данным властей, раввины и их сообщники брали взятки у жен ортодоксальных евреев, которые хотели развестись с мужьями, но не могли добиться от них официального согласия на это, требуемого по традиции. В результате путем угроз и запугивания группировка добивалась от мужчин необходимых документов. Одна взятка достигала десятков тысяч долларов.

Главными фигурантами дела являются 68-летний раввин Мендель Эпcтейн и 55-летний раввин Мартин Уолмарк. По данным властей, группировка действовала в течение последних 20 лет. За это время они успели осуществить как минимум 20 похищений. Некоторые обвиняемые уже признались в участии в избиении похищенных мужей.

Все десять предполагаемых преступников с момента задержания находятся под стражей из опасений, что они скроются, если их отпустят под залог.

Аресты были произведены после расследования и рейдов ФБР. Агент спецслужбы представилась ортодоксальной еврейкой, пытающейся развестись с мужем, и обратилась за помощью к подозреваемым, согласившимся помочь ей путем похищения и пыток ее супруга.

Эпcтейн рассказал, что обычно они использовали электрошокеры, используемые пастухами для управления животными, наручники или надевали своим жертвам пластиковые пакеты на голову.

Религиозный развод оформляется у ортодоксальных евреев только с согласия мужа, который должен предоставить жене соответствующий документ под названием «гет».

Инициатором развода может быть только мужчина, однако женщина имеет право подать иск в раввинский суд, если муж нарушил одно из своих обязательств и теперь она хочет расторгнуть брак.

Супружеские отношения ортодоксальных евреев не могут быть разорваны без наличия «гета», даже если гражданский брак расторгнут.

Без этого документа в глазах общины женщина все равно считается замужней, не имеет права встречаться с кем-либо и выходить снова замуж.

Напомним, в июне за коррупцию был задержан главный ашкеназский раввин Израиля Йона Мецгер.

Форум по законодательству и праву Израиля

Часовой пояс: UTC + 2 часа [ Летнее время ]

Развод в Америке евреев, граждан Израиля

Полагаю, что религиозной процедуры не будет достаточно.

1. Да.
2. Это и логично.

Добрая ночь, уважаемые все-все-все и лично уважаемый зарегистрированный пользователь blue_mood!

Я тут бродил по консультации и набрел вот на что:

Вопрос №38666, 02 марта 2005 Татьяна

Развод еврейской пары в Америке

Мой основной вопрос был следующий:

Я с бывшим мужем находимся в Америке. И я хочу получить от него гет у местного раввина.
Будет ли этот гет признаваться в Израиле как свидетельство о разводе?
Должен ли это быть ортодоксальный раввин?
Смогу ли я потом с этим гетом выйти замуж в Израиле?

Уточняю, что брак был заключен в Москве, и не был религиозным. У нас есть только свидетельство о браке, выданное в СССР 🙂 Мы оба евреи, граждане Израиля. Русского гражданства у нас уже нет.

Да, Вы не только можете, но и должны развестись по религиозным правилам.
Полученный в Америке Гед, действителен в Израиле, со всеми вытекающими последствиями.
Это должен быть равин, с полномочиями производить развод.
По получении Геда, Вы произведёте уже в Израиле изменение статуса в теудат зэуте, и можете выходить замуж!

Адвокат-нотариус-мегашер Михаил Давыдов

Тут у нас недавно в разделе «Беседка» обсуждалось, Стоит ли что-то мнение адвоката, пишущего с ошибками? Ошибок в ответе уважаемого зарегистрированного консультанта адвоката-нотариуса-мегашера МихДава тьма — с этим, думаю, никто спорить не будет. Однако, полагаю, имеет смысл задать ему вопрос, откуда он черпал свою информацию, из какого, так сказать, источника.
Добровольцы есть? Я бы, как всегда, предложил кандидатуру уважаемого Моника, но, возможно, кто-то еще захочет. А Моник тем временем прикинет, какова оценочная стоимость сего бесплатного ответа.

РАЗВО́Д ( גֵירוּשִׁין, גֵרוּשִׁין , герушин) был признанным институтом в библейское время (ср. Лев. 21:7, 14; 22:13; Чис. 30:10; Втор. 22:19, 29). Как и в других обществах Ближнего Востока, в древнем Израиле муж имел право по своей воле развестись с женой. Подобно месопотамским юридическим кодексам (см. Месопотамия) Библия не содержит детально разработанного закона о разводе; библейский закон лишь предусматривает, что в случае развода муж должен написать разводное письмо (сефер критут), после вручения которого жене он может отослать ее из своего дома (Втор. 24:1; ср. Ис. 50:1; Иер. 3:8); форма и содержание такого письма не приведены. Хотя в Библии нет прямых предписаний, по-видимому, муж обязан был дать определенную материальную компенсацию своей бывшей жене, — во всяком случае, в юридических сводах древних ближневосточных народов содержатся такие предписания. Библия воспрещает развод лишь в двух случаях: если муж бездоказательно обвинил жену в добрачных половых сношениях или если он женился на изнасилованной им до брака необрученной девственнице (Втор. 22:28–29). Библия также признает моральное право жены покинуть мужа в случае, если он не выполняет свои обязанности по отношению к ней (ср. Исх. 21:10–11). Разведенная женщина возвращалась в отцовский дом (Лев. 22:13); дети, как правило, оставались с отцом. Она могла вступить в другой брак, но не с ко х еном, которому воспрещалось жениться на разведенной (Лев. 21:7).

В талмудической литературе единственный законный способ развода — вручение мужем жене (но не наоборот) разводного акта (гет питтурин, или сокращенно гет). Гет — один из древнейших юридических документов в еврейском праве; формулировка гета восходит к талмудическому периоду и, по мнению исследователей, в конечном счете, к сефер критут (см. выше). Законоучители считали, что «если кто-нибудь разводится со своей первой женой, даже алтарь проливает слезы» (Гит. 90б), и потому мужу не следует давать развод жене, если только он не «находит в ней что-нибудь противное» (ср. Втор. 24:1), хотя в понимании точного смысла этого выражения между законоучителями не было согласия. Постановление рабби Гершома бен Ие х уды Меор х а-Гола, известное под названием херем раббену Гершом (10–11 вв.; см. Моногамия и полигамия), гласит, что мужу возбраняется развод против воли жены.

В отличие от многих других правовых систем в еврейском праве развод не судебное решение, а акт, совершаемый самими супругами, для которого достаточно их согласия. Роль суда состоит в том, чтобы в случае, если между супругами нет согласия по поводу необходимости развода, решить вопрос, есть ли правовые основания обязать возражающую против развода сторону дать или принять гет. Суд также обязан удостовериться, что при разводе соблюдены требуемые законом формальности.

Жена вправе развестись с мужем, если она может доказать, что муж имеет физические недостатки, препятствующие ей или ему вести нормальную половую жизнь (например, заразная и опасная болезнь, уродство или увечья, вызывающие отвращение, и т. п.; Кт. 77а). Физические недостатки мужа не могут служить поводом для развода, если жена знала о них при вступлении в брак или, узнав о них после брака, тем не менее продолжала жить с мужем (в последнем случае жена должна доказать, что с течением времени эти недостатки усугубились до такой степени, что препятствуют дальнейшей совместной жизни). Жена может требовать развода также в том случае, если она бездетна и может доказать, что муж не способен произвести потомство (Иев. 65а-б); однако, если муж утверждает, что в их бездетности повинна жена, он может требовать проведения медицинской экспертизы. Жена по закону имеет право настаивать на разводе, если причиной служит импотенция мужа; в этом случае требование развода основывается не на праве жены на создание семьи с детьми, как при бесплодности мужа, а на ее праве на нормальную половую жизнь, поэтому даже при наличии общих детей ей нельзя отказать в разводе (Иев. 65б). Причиной развода, которого требует жена, может быть также: необоснованное уклонение мужа от выполнения супружеских обязанностей; отказ содержать жену при наличии средств или возможности зарабатывать (только если муж и после судебного предупреждения продолжает уклоняться от содержания жены, это дает ей право на развод); систематическое нанесение жене обид и оскорблений либо поведение, вызывающее постоянные ссоры; супружеская неверность мужа, а также нарушение им религиозных законов (например, если муж заставляет жену нарушать законы кашрута или нидды). Если мужу удается убедить суд, что он искренне раскаивается в своем поведении или что жена простила его, суд может не заставлять мужа немедленно дать гет жене.

Основания для развода, которые может выдвигать муж, сходны с основаниями жены. Если жена раскаялась или получила от мужа прощение, его требования лишаются законной силы. Муж также может требовать развода, если жена постоянно нарушает правила скромности, умышленно наносит ущерб его чести и т. п. Требование мужа о разводе принимается и в том случае, если оно подкреплено свидетельствами двух лиц, что поведение жены дает серьезное основание подозревать ее в супружеской неверности, даже если нет прямого доказательства ее измены (Иев. 24б-25а). Если будет доказано, что жена изменила мужу, она становится запретной для него и теряет право ссылаться на его прощение, так как нельзя простить то, что запрещено законом (Сот. 18б и в других местах). Неверная жена может сама потребовать развода, даже если муж на него не согласен; он не имеет права оставлять ее агуной, так как сожительство с ней ему запрещено, а она не может вступить в новый брак, пока настоящий брак остается в силе. Развод из-за неверности лишает мужа права жениться вновь на своей бывшей жене, а ей — выйти замуж за мужчину, с которым она изменила мужу; кроме того, она теряет право на компенсацию, оговоренную в брачном контракте — ктуббе.

Процедура развода состоит в передаче жене подписанного мужем разводного письма — гета. Гет пишет писец, которому муж дает распоряжение написать письмо «для него, для жены и с целью развода». Писчие материалы должны принадлежать мужу, и потому писец формально дарит их мужу перед началом своей работы. Писец должен строго следовать принятым формулировкам (в основном на арамейском языке). Гет включает две части: тофес — формула, общая для всех разводных писем, и тореф — часть, содержащая специфической детали, относящиеся к данному случаю. Большое значение придается формальной стороне гета — упоминанию наряду с именем мужа всех его других имен и прозвищ (если таковые есть), упоминанию названия города, где совершен развод (чтобы не перепутать город, добавляют название ближайшей реки). У караимов принято также указывать профессию мужа. После подписания гета свидетелями он передается мужем жене в присутствии «свидетелей вручения» (обычно тех же, что подписали гет). С момента вручения гета женщина считается разведенной и вправе вступать в новый брак (закон запрещает лишь брак разведенной с ко х еном или с ее любовником, см. выше). Разводные письма, обнаруженные в Каирской генизе, показывают, что женщины, как правило, избегали хранить эти письма у себя и стремились избавиться от них. Существует обычай, что полученный гет женщина передает суду, который выдает ей свидетельство о разводе согласно действующему закону; судьи рвут гет, чтобы избежать его возможного аннулирования в будущем, если кто-либо найдет в нем какие-либо отклонения от формы, требуемой законом (Ш. Ар., Э х Э. 154). Во избежание возможных ошибок и ложных интерпретаций текста правила составления, подписания и вручения гета очень строги, и потому законоучители постановили, что «никто не знакомый с сущностью развода (и брака) не должен заниматься этим» (Кид. 13а).

Гет может быть вручен жене мужем лично или через своего представителя, которого он должен уполномочить для этого перед лицом судей. Гет может быть написан и передан заранее в специально оговоренном случае, например, если муж не возвратится к жене по истечении определенного срока или если до конца этого срока жена не получит от него известий. Существует возможность развода через посредство посланцев, которых в случае необходимости суд может уполномочить вручить гет в другой стране.

Следует отметить, что брак гражданский в большинстве случаев не считается противоречащим Галахе, но развод без гета среди евреев является в Израиле недействительным.

Закрыть меню