Регионам переданы полномочия

Полномочия федеральных органов, переданные регионам

К полномочиям Российской Федерации в области образования, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся следующие полномочия (в ред. от 29.12.2010 г.):

государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования расположенными на территории субъекта Российской Федерации образовательными учреждениями (за исключением образовательных учреждений, лицензирование образовательной деятельности и государственная аккредитация которых входит в компетенцию федеральных органов государственной власти в сфере образования — см. Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере образования), иными осуществляющими образовательную деятельность организациями, а также органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, принятие мер по устранению нарушений законодательства Российской Федерации в области образования, в том числе путем выдачи предписаний об устранении выявленных нарушений указанным образовательным учреждениям, организациям, их учредителям, органам местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, контроль за исполнением таких предписаний;

государственный контроль качества образования в образовательных учреждениях, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (за исключением образовательных учреждений, лицензирование образовательной деятельности и государственная аккредитация которых входит в компетенцию федеральных органов государственной власти в сфере образования — см. Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере образования), в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, принятие мер по устранению нарушений данных стандартов и требований, в том числе путем выдачи предписаний об устранении выявленных нарушений указанным образовательным учреждениям, их учредителям, контроль за исполнением таких предписаний;

лицензирование образовательной деятельности и государственная аккредитация образовательных учреждений, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (за исключением образовательных учреждений, лицензирование образовательной деятельности и государственная аккредитация которых входит в компетенцию федеральных органов государственной власти в сфере образования — см. Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере образования), лицензирование образовательной деятельности организаций, которые расположены на территории субъекта Российской Федерации и структурные подразделения которых осуществляют реализацию программ профессиональной подготовки, а также формирование, ведение и обеспечение использования региональных информационных систем государственной аккредитации, содержащих сведения о деятельности аккредитованных образовательных учреждений;

подтверждение документов государственного образца об образовании, об ученых степенях и ученых званиях.

Финансовое обеспечение осуществления переданных вышеуказанных полномочий, за исключением полномочий по подтверждению документов государственного образца об образовании, об ученых степенях и ученых званиях, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета, а также в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации на указанные цели не менее чем в объеме планируемых поступлений в бюджет субъекта Российской Федерации от уплаты соответствующей государственной пошлины, связанной с осуществлением переданных полномочий и зачисляемой в бюджет субъекта Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Финансовое обеспечение осуществления переданных полномочий по подтверждению документов государственного образца об образовании, об ученых степенях и ученых званиях осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации на указанные цели не менее чем в объеме планируемых поступлений в бюджет субъекта Российской Федерации от уплаты соответствующей государственной пошлины, связанной с осуществлением переданных полномочий и зачисляемой в бюджет субъекта Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Регионам переданы полномочия

Народный депутат Украины V, VI созывов, член Партии регионов.

    показать все вкладки
  • Биография
  • Родился 15 мая 1956 года в селе Корживцы Деражнянського района Хмельницкой области. В 1978 году окончил Хмельницкий технологический институт бытового обслуживания, Технология машиностроения, металлорежущие станки и инструменты, инженер-механик. 08.1978-10.1978 — инженер-конструктор II категории КБ Житомирского облгорпрома.

    1978-1980 — служба в СА. 1980-1988 — инженер-технолог, начальник бюро отдела главного механика, начальник бюро оборудования Хмельницкого завода Нева. 1988-1990 — представитель госприемки ПО Термопластавтомат. 1990-1992 — инструктор организационно-инспекторского отдела, консультант Хмельницкого горсовета.

    Супруга Анна Францевна, 1964 г.р. — домохозяйка Сын Андрей, 1985 г.р.

    1992-2002 — консультант, заведующий орготделом, руководитель делами — заместитель руководитель исполнительного аппарата, руководитель секретариата Хмельницкого облсовета; заместитель заведующего орготделом, заместитель руководителя аппарата, заведующий орготделом Хмельницкой облгосадминистрации. 01.2002-12.2002 — главный консультант — инспектор Главного управления организационно-кадровой политики Администрации Президента Украины.

    12.2002-04.2005 — заместитель руководителя Службы Премьер-министра Украины. 09.2006-11.2007 — народный депутат Верховной Рады Украины V созыва от Партии регионов, № 197 в списке. Член Комитета по вопросам строительства, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства (с 09.2006). С 11.2007 — народный депутат VI созыва, избран по многомандатному общегосударственному округу от Партии регионов, № 205 в списке .

    Председатель подкомитета по вопросам государственного строительства Комитета Верховной Рады Украины по вопросам государственного строительства и местного самоуправления Член Украинской части межпарламентской ассамблеи Украины и Республики Польша

    Председатель подкомитета по вопросам государственного строительства Василий Демчишен уверен, что регионам должны быть переданы большие полномочия. Так как без сильных регионов не будет сильной Украины.. Об этом он заявил в рамках экспертного опроса ИА Мост-Днепр на тему: Нужно ли передавать полномочия из центральных органов власти в регионы?.

    Я полностью согласен с тезисом Виктора Януковича о том, что регионам должны быть переданы большие полномочия. Так как без сильных регионов не будет сильной Украины. Обязательно, должна быть децентрализация власти и бюджетных средств. Даже в таком не простом бюджете нужно перераспределить средства в пользу регионов и местного самоуправления. Также необходимо проводить административную реформу и изучать ситуацию в государстве. Безусловно, нужно перераспределить средства центрального бюджета в пользу регионов, так как на местах лучше знают, как их использовать. На сегодняшний день необходимо дотировать более бедные области, так как они не виноваты в том, что у них нет промышленности.

    Однако при этом необходимо стимулировать дотационные области, чтобы они развивали аграрный сектор экономики, легкую промышленность и.т.д. На сегодняшний момент не нужно оставлять наедине с проблемами депрессивные регионы, — сказал Василий Демчишен. Как сообщало ИА МОСТ-ДНЕПР,11 января 2012 года, открывая заседание Комитета экономических реформ, Президент Украины отметил важность ведения конкретной работы по передаче более широких функций и полномочий регионам. При этом Глава государства подчеркнул, что реформирование страны возможно только при условии системного диалога власти и гражданского общества.

    Скворцова: проблемы с лекарствами в регионах связаны с недостатками в организации закупок

    МОСКВА, 3 июля. /ТАСС/. Минздрав разработает единые требования для региональных информационных систем, что позволит регионам уже с 2019 года перейти на единый формат обмена информацией о лекарствах. Как заявила во вторник министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова на «правительственном часе» в Госдуме, часто проблема с лекарственным обеспечением в регионах носит организационный характер и связана с недостатками в логистике и управлении товарными запасами со стороны региональных органов здравоохранения.

    «Как правило, это сопряжено с несовершенством региональных информационных систем по лекарственному обеспечению, не обеспечивающих взаимодействия всех участников системы, а также сопровождению рецепта от. его выписки до получения лекарства пациентом», — сказала министр.

    Она также отметила, что Минздраву России в мае 2018 года были «переданы полномочия по разработке единых требований к региональным информационным медицинским системам, в том числе в части льготного лекарственного обеспечения». «Утверждение этих требований позволит в следующем году всем регионам перейти на единый формат обмена информацией, визуализировать распределение закупаемых препаратов в сети медицинских организаций и аптек, и персонализировать доведение необходимого лекарства до каждого пациента», сказала министр.

    Цены на лекарства

    Скворцова добавила, что рост цен на лекарства из перечня жизненно необходимых и важных лекарственных препаратов (ЖНВЛП) в 2018 году ниже уровня инфляции.

    «За прошедший период текущего года рост цен в госпитальном сегменте составил 0,6%, в амбулаторном — 1%, что ниже уровня инфляции», — сказала она.

    В целом, по словам Скворцовой, механизм перечня ЖНВЛП «является инструментом регулирования цен на необходимые лекарства, что позволило за последние 3 года, несмотря на экономические колебания, удержать цены на жизненно важные препараты на стабильном уровне».

    «В амбулаторных условиях государство обеспечивает лекарства бесплатно или частично компенсирует расходы отдельным льготным группам населения», — добавила министр.

    Она также отметила, что за 2017 год «из 14,5 тыс. торговых наименований [лекарств] временный уход с рынка был по пяти всего позициям». При этом она добавила, что все эти позиции быстро вернулись на рынок. Колебания доли лекарств дешевого сегмента составляют от 0,2% до 0,6% в общем ассортименте лекарственных препаратов.

    Объем экспертиз качества лекарственных средств, по словам Скворцовой, увеличился с 2013 года более чем в два раза, а количество недоброкачественных лекарств при этом снизилось за этот период в два раза.

    Криптозащита маркировки лекарств

    Введение криптозащиты кодов маркировки лекарственных препаратов, по предварительным расчетам, может немного увеличить стоимость лекарств, заявила также Скворцова.

    В ходе «правительственного часа» депутат Александр Петров выразил озабоченность возможностью увеличения цен в связи с введением системы маркировки и платной криптографической защиты на каждую упаковку.

    «Наши расчеты, действительно, не учитывали тот новый механизм, который сейчас обсуждается и рассматривается правительством — по дополнительной криптозащите кодов, для того, чтобы можно было этой системе существовать не только онлайн, но и офлайн», — сказала Скворцова.

    «Это важно, безусловно, но, по предварительным расчетам, большого удорожания это тоже не даст», — добавила министр.

    Горное право / Горное право / Полномочия / РОСТЕХНАДЗОР ПОЛНОМОЧИЯ КРАТКО

    Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, а также в сфере технологического и атомного надзора, функции по контролю и надзору в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности, безопасности при использовании атомной энергии (за исключением деятельности по разработке, изготовлению, испытанию, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения), безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей), безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений, а также гидротехнических сооружений, полномочия по осуществлению надзора за которыми переданы органам местного самоуправления), безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения, а также специальные функции в области государственной безопасности в указанной сфере;

    уполномоченным органом в области промышленной безопасности;

    органом государственного горного надзора;

    органом государственного энергетического надзора;

    органом государственного строительного надзора;

    . Руководство деятельностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляет Правительство Российской Федерации (С 2010 года; до 2010 – в ведении Минприроды России;

    осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы;

    вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и другие документы;

    самостоятельно принимает следующие нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности:

    порядок проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения;

    порядокосуществления экспертизы промышленной безопасности итребованияк оформлению заключения данной экспертизы;

    осуществляет контроль и надзор:

    за соблюдением требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов;

    за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами;

    за соблюдением требований пожарной безопасности на подземных объектах и при ведении взрывных работ;

    на применение конкретных видов (типов) технических устройств на опасных производственных объектах;

    на применение взрывчатых материалов промышленного назначения и на ведение работ с указанными материалами;

    проводит проверки(инспекции) соблюдения юридическими и физическими лицами требований законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов, норм и правил в установленной сфере деятельности.

    Закон о ветеранах труда с изменениями на 2018 год

    12 января 1995 года был принят Федеральный Закон № 5, который стал основным регулятором правовых гарантий, мер соцподдержки ветеранам. На законодательном уровне были закреплены категории граждан, чья безупречная служба и добросовестный труд признавались достойными государственного поощрения. Впервые звание «ветеран труда» получило законодательное воплощение, был обозначен перечень требований к претендентам, порядок оформления льготного статуса. Помимо заслуженного уважения труженикам были предложены привилегии в разных сферах.

    Изменения федерального закона

    За годы существования ФЗ-5 претерпел ряд значительных изменений, преобразования коснулись и статей закона, которые затрагивают права россиян-тружеников. Значительные коррективы внесли ФЗ №122, 163, 388.

    7 статья ФЗ №5 указывает:

  • кто признается ветеранами труда;
  • какие требования выдвигаются к кандидатам;
  • перечень необходимых наград;
  • порядок присуждения звания.
  • До принятия изменяющих нормативных актов правила установления ветеранского титула формулировались Президентом РФ, обоснованием признания заслуг считались:

  • стаж работы, достаточный для причисления гражданина к пенсионерам по старости или выслуге;
  • ордена, медали, ведомственные благодарности, грамоты.
  • Присвоение почетного звания

    После вступления в законную силу ФЗ №122 (с 1.01.2005 г.):

  • льготный статус закрепился за действующими ветеранами-пенсионерами;
  • требования к новым претендентам остались прежними;
  • исключен пункт, согласно которому Президент устанавливал правила присуждения звания.
  • ФЗ-163 (19.12.2005 г.) ввел дополнительный пункт 4 (ст.7), передавая полномочия субъектам Федерации по регулированию процедуры присвоения почетного титула и формулировке критериев к соискателям.

    Ввиду передачи полномочий власти регионов столкнулись с разночтениями.

    1. Затруднения выявились по установлению нижнего порога минимального стажа. ФЗ-173 (ст.7) говорит, что гособеспечение по старости назначается лицам, чей возраст достиг 55-60 лет (женщины—мужчины), при этом минимальный стаж для назначения пособия — 5 лет (увеличивается поэтапно до 15 лет).
    2. Ведомственные награды в различных сферах трудовой деятельности и регионах отличаются разнообразием. Поэтому одна и та же награда-поощрение могла служить основанием льготы в одном регионе и не действовать в другом.

    С середины 2015 года стал обсуждаться законопроект, подготовленный Минтруда. Основные направления проекта — совершенствование способов соцподдержки, главенствование принципов адресности и нуждаемости.

    Для устранения расхождений, установления единых предписаний был разработан в декабре 2015 года Федеральный Закон №388. Он внес поправки в пункт 1 статьи 7 Закона №5.

    Изменения затронули главное — требования к получателям общероссийского ветеранского титула:

  • поставлены рамки минимального стажа;
  • даны комментарии по перечню наград, в том числе ведомственных.
  • Требования закона ФЗ №5 о ветеранах труда (вследствие поправок 388-ФЗ):

  • 25 лет (труженикам-мужчинам), 20 (женщинам) — минимальный стаж при рассмотрении обращения о присуждении звания «ветеран труда»;
  • госнаграды уровня СССР, РФ, Президента РФ, ведомственные поощрения за отличия в труде.
  • Награждения ведомств рассматриваются:

    • если учреждены федеральными государственными органами под контролем Правительства РФ;
    • в совокупности с 15-летним стажем (из 20-25 лет общих) в той трудовой сфере, ставшей инициатором награждения.
    • Исключение сделано для граждан, имеющих значки отличия ведомств, которые получены до 30.06.2016 г., — сохранено право на ветеранство при соответствии по стажу.

      Условия для лиц, которые трудились в ВОВ будучи несовершеннолетними, остались прежними (35-40 лет работы — женщины и мужчины соответственно).

      Вследствие нововведений были откорректированы региональные нормативные акты, регулирующие систему присвоения ветеранства.

      Льготы ветеранам-труженикам

      Несколько статей ФЗ-5 изначально были посвящены социальной поддержке ветеранов разных групп (ВОВ, инвалидов войны и т.д.). 13 статья излагала направления помощи, общие для льготников. Статьи 22 и 23 освещали полный перечень преференций ветеранам труда, военным, сотрудникам госслужбы.

      Первая редакция статьи 22 ФЗ-5 ветеранам труда предлагала льготы широкого перечня:

    • бесплатный проезд любым внутригородским транспортом независимо от местожительства льготника;
    • пригородный и междугородний автотранспорт согласно положениям регионального законодательства;
    • предоставление билетов на железнодорожный и водный транспорт (пригородного назначения) со скидкой в половину стоимости;
    • 50-процентная уступка (по нормативам жилплощади и потребления ресурсов) на ЖКХ-услуги с учетом иждивенцев; радиоточку, телефон, телеантенну, топливо;
    • 30-дневный отпуск без содержания ежегодно;
    • протезирование зубов (бюджетные материалы) без взимания платы;
    • бесплатную медпомощь (государственные клиники);
    • сохранение права на улучшение жилищных обстоятельств даже после прекращения трудовых отношений, участие в приватизационных мероприятиях, акционировании предприятий.

    Современная трактовка 22 статьи содержит единственное указание — меры соцподдержки обуславливаются субъектами Федерации.

    Конкретных выражений преференций, количественных аргументов послаблений федеральный закон не приготовил. Полномочия переданы региональным властям ФЗ-122, который россияне назвали законом о «монетизации льгот».

    Закон, подписанный Президентом РФ 22 августа 2014 г., был направлен на разграничение полномочий между госструктурами, попутно разделил льготников на федеральных и региональных. Федеральным льготополучателям часть натуральных преференций заменили денежным эквивалентом — доплатой к пенсии ЕДВ. Реформа предполагала, что материальное положение привилегированных граждан не будет ухудшено. Для этого правительствам регионов России дано указание — разработать собственные алгоритмы монетизации. Одни субъекты РФ заменили денежными выплатами привилегии полностью, другие отказались от нововведений или внедрили смешанную систему.

    С 2005 года утратила силу 23 статья, обозначавшая равные привилегии ветеранам-военным, признанным труженикам, сотрудникам ОВД, прокуратуры, юстиции, судебных органов.

    №122-ФЗ ввел ст. 23.1, которая стала содержать перечень федеральных льготников, имеющих право на ЕДВ (ввиду монетизации — замены натуральных уступок денежным эквивалентом). Ежемесячные выплаты установлены твердой суммой и индексируются каждый год (например, 2017 г. — индексация с коэффициентом 1,054, 2018 г. — 2,5% с февраля).

    Ветераны труда права на ЕДВ по ФЗ не имеют, так как отнесены к региональным льготополучателям. Однако областные, республиканские и краевые средства соцподдержки предусматривают такой вид помощи на местном уровне.

    С этого же года введена статья 23.2. Ее положения направлены на регулирование обеспечения способов соцпомощи, касающихся оплаты жилпомещений, коммунальных услуг и предоставления жилья в виде федеральных субвенций.

    Современная редакция на 1.01.2018 г. указывает, что это касается ветеранов-пенсионеров других категорий (инвалидов войны, боевых действий, ВОВ), обладателей трудовых ветеранских удостоверений исключает.

    ФЗ о ветеранах труда ст. 22 и 23 не обозначает льготы в 2018 году заслуженным труженикам.

    Таким образом, закон о ветеранах труда с изменениями на 2018 год говорит, что соцобеспечение обладателей ветеранского удостоверения по новым правилам целиком зависит от нормативных актов региональных правительств.

    Региональные ветераны труда

    Федеральный закон о ветеранах труда (№ 5) 4 пунктом статьи 7 позволил ввести регионам дополнительные уступки пожилым людям по части присвоения льготного статуса. Правительствами некоторых субъектов Российской Федерации разработаны административные регламенты, предполагающие выдачу гражданам ветеранских удостоверений, в которых наименование статуса содержит название области, края (например, «ветеран труда Оренбургской области»). Эта привилегия расширяет список возможных кандидатов, так как критерии к заявителям снижены по сравнению с федеральными предписаниями.

    Чаще всего требуется:

  • установленное количество лет работы на территории области, республики;
  • награды-поощрения признаются ведомственные любого уровня;
  • награждения могут вовсе отсутствовать, если человек выработал стаж 38-50 лет.
  • Социальные привилегии трудовым ветеранам-пенсионерам одинаковы, если льготники общероссийского и регионального уровней проживают в одном населенном пункте. Уровень присвоения статуса значения не имеет.

    Российские законы подвергаются изменениям с течением времени. ФЗ №5 действует больше 20 лет. За этот период многие привилегии исключены из законодательных норм, полномочия по обеспечению других переданы иным участникам госсистемы. Россия — федеративное государство, поэтому ее субъекты вправе издавать собственные нормативные акты с целью поддержки пожилых людей, посвятивших свою жизнь многолетнему труду. Человеку, который решил стать соискателем почетного ветеранского титула, рекомендуется обратиться в территориальные госструктуры (соцзащита, МФЦ) за разъяснениями о действующих преференциях и порядке присвоения звания.

    ВНИМАНИЕ!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве, информация на сайте не всегда бывает актуальной.
  • Каждый отдельный случай индивидуален и зависит от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решения именно Ваших проблем.
  • Дмитрий Козак пообещал местным властям финансовые, а возможно, и политические санкции

    Вчера вице-премьер Дмитрий Козак представил Совету федерации (СФ) готовящиеся правительством основы региональной политики. Он пообещал увеличить гранты развивающимся субъектам, ввести политическую ответственность губернаторов за неисполнение экономических обязательств перед федеральным центром и довести до исполнения реформу полномочий. «Мы через Крым в пилотном режиме пробили делегирование федеральных полномочий региону, и мир не рухнул»,— заявил «Ъ» Дмитрий Козак.

    Представляя сенаторам основы региональной политики, Дмитрий Козак заявил, что перед правительством по-прежнему стоит задача перераспределения полномочий между федеральным центром и регионами. Главной проблемой регионов господин Козак назвал нехватку ресурсов для исполнения полномочий: «Все чаще регионы предлагают вернуть на федеральный уровень ряд полномочий, особенно социального характера, в связи с недостаточностью ресурсов». Правительство уже начало инвентаризацию и финансовую оценку полномочий субъектов РФ и муниципальных образований и планирует завершить ее до конца 2016 года. По предварительным данным, с 2005 года федеральный центр возложил на регионы более 630 полномочий, из них только 117 — с соблюдением процедуры, установленной законом. «Но регионы исполняют более 500 полномочий, которые переданы различными законами без определенного статуса и источников финансирования: то ли они собственные и выполняются за счет региональных бюджетов, то ли делегированные и должны финансироваться из федерального бюджета. Субвенции на них не предоставляются. Надо определить их судьбу»,— заявил вице-премьер. Также правительство проанализирует полномочия территориальных органов (ТО) федеральной власти: часть полномочий может быть передана регионам, а сами ТО станут межрегиональными.

    Как Совет федерации заинтересовался ее субъектами

    «Динамично развивающимся регионам» Дмитрий Козак обещает увеличить гранты, а для глав дотационных регионов ввести дополнительную ответственность за невыполнение обязательств перед центром. «Регионы, которые получают дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности, должны заключать соглашения с центром и брать на себя обязательства по наращиванию экономического потенциала. В случае их невыполнения должна быть финансовая ответственность, и будем решать вопрос о политической ответственности руководителя региона»,— сказал он.

    В 2011 году Дмитрий Козак уже предлагал передать регионам большинство контрольно-надзорных полномочий ТО федеральной власти на местах (см. «Ъ» от 27 октября 2011 года). «Потихоньку это реализуется, но не так, как мы предлагали: на пять доводов «за» всегда есть тысяча доводов «против»,— сказал он «Ъ».— Мы через Крым в пилотном режиме пробили делегирование федеральных полномочий региону, и мир не рухнул».

    Как Дмитрий Козак призвал не жалеть полномочий для регионов

    О поощрении и наказании глав регионов господин Козак также говорит регулярно. По его инициативе гранты регионам-передовикам выделяются с 2009 года (он предложил эту схему еще в 2008 году, будучи главой Минрегиона). Наказание для не справляющихся губернаторов тоже закреплено законодательно: с 2012 года губернатор может потерять работу, если федеральные органы дадут низкую оценку исполнению регионом федеральных полномочий. Сенаторы в своем докладе о региональной политике напоминали, что в отстающих регионах ни разу не применялся еще один вид наказания, инициированный в свое время господином Козаком: введение внешнего управления или временной финансовой администрации (см. «Ъ» от 17 мая 2016 года).

    По словам вице-премьера, сейчас готовится стратегия пространственного развития, в рамках которой будет определена специализация каждого региона, его конкурентные преимущества — для развития туризма, промышленности, и исходя из них будет планироваться размещение производств. «Федеральные ведомства так или иначе планируют производства, которые являются развивающими, но какие предприятия строить, решит регион»,— сказал «Ъ» господин Козак. По его словам, «предполагается уходить от того, чтобы развивать инфраструктуру там, где более убедителен губернатор»: «Минэкономразвития должен сам проехать по всем субъектам и оценить возможности их развития». Но «объединения слабых регионов с сильными», о чем в ходе подготовки доклада СФ заявляла спикер верхней палаты Валентина Матвиенко, как сообщил «Ъ» вице-премьер, в планах правительства нет. Сходные с планами господина Козака предложения содержались в докладе сенаторов.

    Директор региональных программ Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич не видит новизны в предложениях вице-премьера. «Все, что предлагает Козак, уже было сто раз — и про полномочия, и про прозрачность, и про сокращение территориальных органов федеральной власти. Если сократят, я буду рада, а то федеральных чиновников в субъектах больше, чем региональных»,— сказала она, напомнив, что наказать глав дотационных регионов «президент и так может — у него есть полномочия снять их за утрату доверия». Новой госпоже Зубаревич кажется только идея о специализации регионов, но она назвала ее «возвращением к советскому Госплану».

Закрыть меню