Ситуация с пенсиями в рф

Содержание:

Ситуация с пенсиями в рф

Еще больше интересного ищите на ria.ru

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.
  • Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

    Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

    Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

    В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.
  • Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

    В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

    Сравнение пенсионного возраста в странах мира

    Условия выхода на пенсию могут значительно варьироваться в зависимости от конкретного государства.

    Таблица: страны с самыми высокими пенсиями

    Таблица: страны Европы с самыми низкими пенсиями

    Помимо того, что пенсионный возраст в разных странах мира существенно различается, существует несколько систем, в соответствии с которыми, происходит начисление будущих платежей.

    Популярные пенсионные системы

    На данный момент, подавляющее большинство государств использует одну из трех пенсионных систем, от которых напрямую зависит размер ежемесячно выплачиваемой пенсионерам суммы. Кроме того, условия выхода на пенсию могут отличаться в зависимости от пола пенсионера.

    Среди распространенных пенсионных систем выделяют следующие:

  • индивидуально-накопительную;
  • распределительную — на основе уплаченных гражданином налогов;
  • распределительную, базирующуюся на общих налоговых поступлениях.
  • Возраст выхода на пенсию может отличаться в зависимости от ряда факторов. Прежде всего, это продолжительность жизни в конкретной стране, а также общая экономическая ситуация. Порядок начислений также варьируется: в некоторых регионах в трудовой стаж зачисляется период, в течение которого будущая пенсионерка ухаживала за новорожденными детьми.

    Тенденции пенсионного законодательства

    Экономические кризисы, коснувшиеся большинства стран, не прошли для пенсионной системы бесследно. На данный момент можно наблюдать тенденцию повышения пенсионного возраста, а также уравнивания данного показателя для мужчин и женщин. Ввиду этого данную величину целесообразно рассматривать как непостоянную, что затрудняет подсчеты.

    Тем не менее, существенных изменений в пенсионном пороге не наблюдается, что объясняется негативным отношением со стороны граждан к этому вопросу. Поскольку численность трудоспособного населения постоянно снижается, а доля пенсионеров увеличивается, подобный подход позволяет сохранить производительность на прежнем уровне, нанося населению минимальный ущерб в плане социальных гарантий.

    Пенсионный возраст в Италии — какой он и каковы пенсии в этой стране, смотрите на видео.

    Особенности пенсионных систем

    Чаще всего встречаются случаи комбинирования тех или иных систем между собой. Индивидуально-накопительный вариант предполагает, что работающий гражданин или его работодатель перечисляет установленную сумму в пенсионный фонд ежемесячно. Позднее, после выхода на пенсию, из общей суммы формируется будущая пенсия.

    Если в государстве функционирует распределительная система, использующая пенсионные налоги, формирование будущих выплат осуществляется за счет отчислений работающих граждан.

    Это позволяет осуществить выход на пенсию даже в тех случаях, когда стаж работы у конкретного гражданина сравнительно невелик.

    Когда используется аналог данной системы, но в качестве основы выступают налоговые поступления, формирование выплат происходит исходя из общей суммы уплаченных за всё время налогов.

    Самый высокий порог

    Рассматривая пенсионный возраст в разных странах, целесообразно выделить ряд государств, в которых граждане выходят на пенсию позже всех в мире. Их список довольно обширный, однако больше других выделяются следующие:

  • Албания – 69,5 мужчины и 64,5 женщины;
  • Дания — 67 лет, возраст одинаков для обоих полов;
  • Германия — аналогично Дании: 67 лет для мужчин и женщин;
  • Новая Зеландия — 65 лет для лиц обоих полов.
  • При этом средний размер пенсии в Германии составляет 1200$, а в Дании -2800$. В Албании этот показатель заметно ниже, что характерно для большинства стран восточной Европы.

    Данная таблица позволяет создать объективное представление о пенсионных порогах различных стран в 2018 году:

    Однако, по данным показателям, всех «конкурентов» обошла Япония, где для мужчин установлена рекордная отметка, достижение которой гарантирует пенсию — 70 лет для мужчин и женщин. Это вполне оправдано, учитывая внушительную продолжительность жизни местного населения

    Самые ранние выплаты

    Есть и ряд направлений, которые предполагают наименьшую продолжительность трудоспособного периода жизни. Прежде всего, это Беларусь, в которой мужчины вправе претендовать на пенсию в 60, а женщины уже в 55 лет. Подобная ситуация наблюдается и с ближайшими соседями: на Украине и в РФ условия выхода на пенсию аналогичны.

    Турецкий порог расположен на том же уровне для мужчин, однако местное законодательство предполагает, что женщины могут рассчитывать на выплаты после достижения 56 лет. Однако подобные данные не означают, что общая ситуация с пенсионными накоплениями здесь наиболее благоприятная. Выплаты зависят от используемых для аккумулирования денежных средств систем. Такая же ситуация с пенсиями в Таиланде.

    Объем денежных средств

    Однако пенсионный возраст вряд ли является достоверным показателем качества жизни пенсионеров. Ведь наибольшее значение на него, оказывает размер получаемых в итоге выплат. Принимая его во внимание, можно выделить совершенно других лидеров среди стран мирового сообщества.

  • Данию — 2800$;
  • Финляндию — 1900$;
  • Норвегию — 1542$;
  • Израиль — 1350$.
  • Последние строчки в рейтинге выплат традиционно занимают страны СНГ и восточной Европы. Так, наименьшие выплаты получают граждане Грузии, Узбекистана, Молдовы, а также Азербайджана и Украины.

    Грядущие реформы

    Согласно подсчетам аналитиков, пенсионная система РФ не сможет существовать в нынешнем состоянии дольше, чем 5-10 лет. Объясняется это необходимость повышения пенсионного возраста, что является крайне непопулярной мерой. В связи с этим правительство постоянно пытается популяризировать данное решение, однако пока успехов достичь не удалось.

    Явным недостатком подобного решения представляется несоответствия уровня и продолжительности жизни с условиями, которые предполагают внедряемые реформы.

    Кому и сколько платят на пенсии в Германии, смотрите на видео.

    Кроме того, введенная накопительная система была заморожена до 2019 года, что не добавляет доверия к подобным шагам государства со стороны электората.

    В странах мира, наиболее резкое повышение пенсионного порога наблюдается в США, где граждане смогут получать выплаты только после достижения 69-летнего возраста. Казахстан планирует уровнять требования как для мужчин, так и для женщин, установив данный показатель в районе 63 лет.

    Простыми словами

    Сайт про финансы, денежные отношения и экономику.

  • Публикации
  • О чем мы пишем?
  • Личные финансы Открыть подменю
    • Кредиты и займы
    • Сбережения и инвестиции
    • Пенсия
    • Личный бюджет
    • Теория финансов Открыть подменю
      • Финансовая система
      • Термины и определения
      • Безопасность Открыть подменю
        • Мошенничество
        • В банках и с кредитными картами
        • Последние посты

          Последние коментарии

        • Brucefeeme в Введение безусловного дохода в Европе
        • Robertgeoms в Введение безусловного дохода в Европе
        • Andrey в Рейтинг банков по надежности 2016. По данным ЦБ РФ.
        • eroctive2.blogspot.ru в Введение безусловного дохода в Европе
        • Scottraw в Рейтинг банков по надежности 2016. По данным ЦБ РФ.
          • Рейтинги банков (4)
          • Термины (1)
          • Видео (3)
          • Ипотека (2)
          • Новости (3)
          • Пенсия (2)
          • Аналитика (6)
          • Обзоры (1)
          • Ставки по вкладам (2)
          • Инвестиции (1)
          • Отзывы лицензий банков (1)
          • У нас простая и понятная цель — повышение уровня финансовой грамотности как можно большего числа людей. Рассказываем простыми словами о том, что происходит в экономике, финансах. Раскрываем основные, на первый взгляд сложные термины и определения, формируем понимание того, как устроен тот или иной механизм в экономике, с наложением всего этого на повседневную жизнь.

          • Рейтинги банков (3)
          • Банки (13)
          • Курс доллара в договорах (1)
          • Безусловный доход (1)
          • Пенсия в России (2)
          • Пенсионные модели (1)
          • Динамика курса доллара (1)
          • Цена на золото (1)
          • Кредитные карты (1)
          • Энергоносители (1)
          • Драгоценные металлы (1)
          • Вклады в драгоценные металлы (1)
          • Мультипликативный эффект (1)
          • Мошенничество (1)
          • Денежно-кредитная политика (1)
          • Кредиты (1)

          Что происходит с пенсиями?

          Модели построения пенсионной системы

          Первая, распределительная, еще её называют солидарная. В рамках этой системы, государство собирает пенсионные отчисления ныне работающих и распределяет их среди пенсионеров.

          Вторая, накопительная или добровольная, — когда человек на протяжении всей своей жизни копит себе на старость.При этом, накопительная пенсия бывает принудительной и добровольной, но мы для упрощения объединим их в одну и будем называть накопительной. Итак, существуют две модели — распределительная и накопительная

          Распределительная модель

          Размер пенсии в распределительной модели зависит от стажа, суммы страховых взносов, уровня оплаты труда и т.д.. Образуется она по следующему принципу: последующее поколение финансирует предыдущее, что, вообщем-то, логично. В этой модели граждане не влияют на размер этих самых отчислений и сборов. С точки зрения нагрузки на участников этой системы (государство и граждане), ситуация выглядит довольно интересно:

          • С одной стороны, граждане вынуждены повиноваться и принимать к исполнению все предписанные отчисления и сборы. На начало 2016 года, по размерам отчислений с заработной платы мы имеем следующее:
          • — ПФР )пенсионный фонд России)– 22%;
            — ФСС (Фонд Социального Страхования)–2,9%,
            — ФФОМС (Всероссийский Фонд Обязательного Медицинского Страхования) –5,1%.

            Есть еще такое понятие как “предельная величина”, не будем сейчас заострять на этом внимание, отметим лишь, что это связано с расчетом страховых взносов с суммы всех выплат физическому лицу. Так вот, выплаты, превышающие предельную величину, облагаются только взносами на ОПС (Обязательное Пенсионное Страхование) – 10%.

          • С другой стороны — государство, которое берет на себя обязательства выплачивать пенсии и индексировать их по фактической инфляции. Однако, это влечет за собой вероятность возникновения рисков по выплатам. Денег может просто не хватить.
          • Эта модель обеспечивает относительную простоту управления финансовыми резервами пенсионной системы, но, при этом, повышается зависимость от других социально-экономических факторов и, главным образом, демографических. При этом, как мы видим, она накладывает обязательства на обе стороны: на стороне гражданина — это удержание почти ⅓ его дохода, а на стороне государства — это риски по выплатам из-за демографическим бумов и “ям”.

            Накопительная модель

            Пенсионное обеспечение по старости в накопительной модели, представляет собой долгосрочный инвестиционный процесс, где изначально происходит уплата взносов и наращивание пенсионного капитала посредством отдачи от пенсионных инвестиций в экономику, а уже затем происходит выплата накопленных средств в виде пенсий.

            Модель накопительной пенсии — каждый сам несет ответственность за свою старость. С одной стороны, это хорошо, есть хоть какая-то определенность, вы знаете на что будете жить в будущем, не зависите от внешних обстоятельств в лице государства (хотя тут стоит признать, что это не совсем так, поскольку пенсионные деньги это, что называется “длинные деньги”, пенсионные фонды могут инвестировать их в реальный сектор экономики, а значит, риск всегда есть) и наверняка у вас умеренное потребление, раз вам удаётся откладывать на старость. Но пока мы молоды, мы не думаем о старости, живём сегодняшним днём и не думаем о том, на что будем жить, когда постареем. Эта модель несёт в себе ещё и другие риски: доходность пенсионных накоплений может быть ниже инфляции, а НПФ (негосударственный пенсионный фонд) — оказаться ненадёжным.

            Ввиду всех достоинств и недостатков этих систем, было бы логично правильно смешивать их. И тут как раз в пору поговорить про нашу страну.

            Что происходит с пенсиями в России.

            В России накопительная часть пенсии появилась в 2002 году. По умолчанию, средства поступают в государственную компанию, но их можно перевести в частную — НПФ (негосударственный пенсионный фонд). Речь идет о 6% отчислений работодателей. Таким образом, к моменту выхода на пенсию, у человека аккумулируются его собственные средства. В случае, если человек не дожил до пенсии, эти деньги будут переданы наследникам.

            Далее, в конце 2013 года объявляется реформа негосударственной пенсионной системы и 2014–2015 годы становятся переходным периодом, в это время деньги на будущие пенсии россиян были перенаправлены в государственный Пенсионный фонд. Сначала это объясняли непрозрачностью системы управления НПФ. Но потом в правительстве признали, что фактически деньги потратили на покрытие бюджетных расходов: речь шла о 243 миллиардах рублей. Министр финансов РФ Антон Силуанов об этом прямо сказал:

            — «Источников для этого нет. Никто не собирался эти деньги возвращать, потому что эти деньги пошли на Крым, на принятие антикризисных мер. Сейчас пока еще ресурс этот есть, [он] скорее всего, пойдет на поддержку программы социально-экономического развития Крыма и Севастополя».

            -“Это не просчитанное предложение, которое не обсуждалось. Надо спросить у автора, за счет чего это будет делаться», — добавил Силуанов.

            При этом, мнения в правительстве расходятся. Министр экономического развития Алексей Улюкаев заявил:

            «Я до сих пор глубоко убежден, что те 243 млрд руб. накопительных пенсий, которые были заморожены, мы должны отдать тем НПФ, которые пройдут акционирование и проверку регулятора, и что застрахованным лицам все должно быть компенсировано», — заявил Улюкаев в интервью газете «Ведомости», которое было опубликовано 25 июня.

            Предполагалось, что во время моратория фонды проверит ЦБ, они пройдут акционирование и вступят в систему гарантирования пенсионных накоплений. В случае банкротства НПФ номинал взносов (то, что работодатель перечислил на счёт гражданина) будет компенсирован из фонда Агентства по страхованию вкладов.

            Сейчас процедуру акционирования прошли все крупнейшие фонды, на которые приходится почти 98 % рынка, а в систему гарантирования уже были допущены 24 НПФ, на долю которых приходится 84 % рынка. Важная деталь, о которой говорилось выше: пенсионные фонды могут делать долгосрочные инвестиции, поддерживая тем самым экономику. По данным на конец 2014 года, под управлением российских НПФ находилось 1,1 триллиона рублей, из которых более 35 % было вложено в активы реального сектора.

            2 года моратория накопительной части пенсии закончились и сейчас правительство стоит перед выбором: сохранить обязательный накопительный компонент или отказаться от него.
            В случае, если будет принято решение отказаться от накопительной пенсии, то остается только распределительная система, при которой государство само будет рассчитывать на какую пенсию может претендовать гражданин. Происходить это будет на основании бальной системы: берутся все деньги пенсионного фонда, делятся на количество пенсионеров, к ним прибавляются коэффициенты (например: трудовой стаж, возраст выхода на пенсию и т.п.) и подсчитывается, сколько получит каждый.

            Но в этом случае пенсионная система станет полностью зависимой от всё возрастающих трансфертов из бюджета. В 2017 году они вырастут до 3,4 триллиона рублей — на выплату пенсий придётся 19,7 % бюджетных расходов. Правительство должно будет искать способы сократить выплаты, чтобы бюджет не лопнул. К примеру, сейчас предлагается не платить пенсии работающим пенсионерам с доходом больше 83 тысяч рублей в месяц, увеличить пенсионный возраст и требования к стажу.

            Что будет с теми накоплениями, которые уже были изъяты — большой вопрос.

            Существующая сегодня в РФ система расчетов не в полной мере обеспечивает потребности экономики в своевременных платежах. Для того чтобы проиллюстрировать данное утверждение, достаточно сравнить существующие параметры платежей, проходящих через МЦОИ Банка России, с опытом других стран.

            Величина (емкость) рынка

            По неофициальной информации, ежегодно Банк России обрабатывает 600 млн платежей коммерческих банков на общую сумму 900 трлн руб. До 80% от общего количества платежей (400 млн) составляют расчеты на суммы, не превышающие 100 тыс. рублей. Суммарно эти платежи составляют менее одного процента от общего оборота (всего 6 трлн руб.).

            Стоимость платежей для банков

            Минимальная стоимость платежа для банков составляет 7 рублей, средняя стоимость платежа – 12 рублей. Общие затраты банков на оплату услуг МЦОИ Банка России по мелким платежам составляют 4,8 млрд руб., а по самым минимальным оценкам – 2,8 млрд руб. Снижение этой цифры благоприятно отразится на структуре расходов банков, а значит, увеличит стабильность банковской системы в целом.

            В настоящий момент стоимость платежа через МЦОИ Банка России составляет:

          • от 7 до 24 рублей при порейсовой обработке; время проведения платежа составляет от одного до нескольких часов;
          • 25 или 30 рублей в случае онлайнового БЭСП (не работает ночью и в выходные).
          • Несомненно, действующие тарифы являются завышенными и потенциально могут быть сокращены в несколько раз – это доказывает стоимость аналогичных услуг в сопредельных странах. Рассмотрим, например, тарификацию аналогичных услуг в «Казахстанском Центре Межбанковских Расчетов Национального Банка Республики Казахстан». При этом все расчеты между банками в Казахстане идут в режиме реального времени и занимают не более нескольких минут.

            Время проведения платежа

            Таблица 1. Стоимость проведения платежей в «Казахстанском Центре Межбанковских Расчетов Национального Банка Республики Казахстан», приведенная в тенге и рублях.

            Таким образом, мы видим, что стоимость срочного платежа в России в 3,6 (!) раз превышает самый дорогой платеж в Казахстане, и обработка всех платежей в Казахстанском Центре Межбанковских Расчетов занимает несколько минут, а в РФ доходит до 9 часов.

            Очевидно, это происходит потому, что в России в настоящий момент не существует полноценной системы онлайновых межбанковских расчетов.

            Необходимо отметить, что создание постоянно действующей системы обработки небольших безналичных платежей стало не только необходимым, но и практически осуществимым. Развитие технологий приводит к тому, что стоимость обработки платежа может быть существенно снижена и доведена до размеров, при которых она станет доступной для всех без исключения участников рынка (по нашим расчетам, не более 1 рубля за платеж). Экономия для банков составит в среднем 4,4 млрд руб., по самым консервативным прогнозам не менее 2,4 млрд руб. При этом следует иметь в виду, что обработка относительно небольших платежей влечет гораздо меньшие риски и, следовательно, требует меньших усилий с точки зрения организации физической безопасности и контроля за расчетами. Это обстоятельство позволяет обособить данный вид расчетов в рамках отдельной системы, которая должна стать, с одной стороны, надежной, с другой стороны, окупаемой и экономически выгодной участникам.

            Эффект от внедрения CyberFT

            Ожидаемые эффекты от внедрения системы, в первую очередь, проявятся в охвате розничного банковского рынка и рынка малого и среднего бизнеса. Кроме того, CyberFT позволит создать площадку для укрупнения размеров платежей и выхода на принципиально новый уровень расчетов.

            Для розничного банковского рынка

            Развитие рынка розничных банковских услуг достигло того уровня, когда для эффективной конкуренции банкам необходимо предоставлять своим клиентам максимально возможный уровень сервиса. Например, держатели кредитов ожидают, что внесение наличных средств любым удобным для них способом мгновенно снимет с них требования со стороны банка. Вкладчики предпочитают работать с банками, в которых положенные на депозит средства моментально оказываются на счете. Таким образом, система, отвечающая современным требованиям оперативности зачисления денег при разумных расходах на операцию, сразу станет востребованной.

            Кроме того, когда будет решена проблема выдачи сдачи конечному пользователю при осуществлении расчетов между банками, Банк России поддержит развитие этого сегмента платежной системы.

            Для рынка малого и среднего бизнеса

            Одна из основных проблем развития малого бизнеса состоит в отсутствии каких бы то ни было лимитов на контрагента. При этом уровень доверия контрагентов друг к другу при купле-продаже товаров или потребительских услуг крайне низок, особенно в регионах страны. Риск потери активов и прибыли для малого бизнеса крайне высок, ведь недобросовестное поведение контрагента может поставить под удар само существование бизнеса.

            Например, машина с зерном стоит на элеваторе до тех пор, пока элеватор не получит деньги за отгруженный товар. И даже если платеж отправлен до прибытия машины, порейсовая обработка может занять несколько часов – а это несколько часов рабочего времени водителя; более того, срыв сроков поставки зерна даже на несколько часов может сказаться на работе всего мукомольного комбината или хлебопекарни.

            Одной из проблем розничной и мелкооптовой торговли является невозможность осуществления безналичных платежей в течение всего времени работы торговых точек, то есть круглосуточно, семь дней в неделю. Накапливающаяся в течение выходных дней торговая выручка не может быть использована для оплаты новых мелкооптовых поставок товаров, необходимых для поддержания ассортимента.

            При отсутствии достаточного доверия между оптовыми поставщиками и розничными торговцами первые ожидают оплату до отгрузки товара, а последние зачастую не готовы авансировать крупные суммы до поставки. Эта проблема особенно обостряется в периоды праздников, когда объективно увеличивается торговый оборот, а количество дней банковских каникул возрастает. Для поддержания товарооборота торговые точки вынуждены заранее обращаться за кредитом в банки с целью наращивания товарных запасов. Однако взятие кредита не всегда возможно и достаточно дорого, а накопление товарных остатков неприемлемо при реализации скоропортящейся продукции.

            Проблема доверия давно решена в расчетах розничных магазинов с покупателями-физическими лицами. Платежи производятся наличными деньгами или в безналичном порядке с помощью кредитных карт. На практике расчеты между розничными точками (особенно небольшими) и поставщиками также имеют тенденцию к переходу на наличные. При этом наличные денежные средства доверяются неспециализированным лицам (водителям, экспедиторам). Такое положение объективно сдерживает развитие безналичных расчетов, порождая криминальные риски и создавая почву для злоупотреблений с неучтенной наличностью.

            «Как на это можно прожить?» Пенсии чиновников, учителей и врачей уравняют

            Пенсии врачей и учителей сравняют с пенсиями чиновников: соответствующий законопроект готовят в Госдуме. По мнению парламентариев, подобное решение поможет сгладить отрицательные последствия повышения пенсионного возраста.

            Инициатором законопроекта выступил депутат Госдумы, председатель «Российской партии пенсионеров за справедливость» Игорь Зотов, пишут «Известия». Документ, который готовит парламентарий, вводит новую формулу начисления социального обеспечения для подобных категорий граждан. В частности, законопроектом предлагается статью 4 ФЗ 166 «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» (от 2001 года) дополнить категориями «учителя» и «врачи».

            Врачам и учителям за выслугу непрерывного стажа работы не менее 15 лет размер пенсий необходимо назначить в размере 45% среднемесячного заработка, за вычетом страховой пенсии по старости (инвалидности), фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышении фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленных в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях», рассказал Зотов «Известиям». Кроме того, за каждый полный год стажа работы учителем (или врачом) сверх 15 лет пенсия за выслугу лет увеличивается на 3% среднемесячного заработка. При этом общая сумма пенсии за выслугу лет и страховой пенсии по старости (инвалидности) фиксированной выплаты к страховой пенсии не может превышать 75% среднемесячного заработка.

            По словам Зотова, сейчас Россия живет по двум пенсионным законам, один из которых контролирует выплаты госслужащим, а другой — всем остальным бюджетникам, за исключением военных. При этом чиновникам полагается пенсия в 75% от оклада, а остальным — около 40%, а в какие-то годы и всего 24%. «Это несправедливо, потому что страна должна жить по одному пенсионному закону, а не делиться на чиновников или бюджетников», — высказал свою позицию Зотов.

            «Не все госслужащие получают пенсию, например, как у губернатора. Со мной работает один из лучших помощников Госдумы, проработавший 27 лет на службе. У него госпенсия гораздо меньше, чем страховая. Пенсия госслужащего — 11-12 тысяч, страховая пенсия — 16 тысяч рублей, — заявил „Известиям“ депутат Валерий Трапезников, отмечая, что разработке документа нужно уделить особое внимание. — Надо посмотреть полностью раскладку по всей России. Сейчас многие врачи, особенно в федеральных центрах, получают приличные зарплаты, что означает, что отчисления у них в небюджетные (в том числе пенсионные) фонды достаточно приличные».

            По мнению заслуженного педагога РФ, члена общественного совета при Минобрнауки РФ Майи Пильдес, предложение Зотова правильное, «но оно настолько хорошо», что лично она в реализацию такого законопроекта не верит. «Мы все боимся, что выслугу лет отменят. Мы 25 лет отслужим, а на пенсию не идем, работаем. Как нам прожить на эту пенсию?» — также приводит слова Майи Пильдес газета «Известия». По словам заслуженного педагога РФ, сегодня пенсия по выслуге лет в среднем составляет около 10 тыс. рублей, на которые совершенно невозможно прожить человеку, который «привык покупать книги, ходить в театр».

            Ситуация с пенсиями в Украине: деньги выплатят, но потом будет коллапс

            Ситуация с задержанием выплаты пенсий в Украине является следствием серьезных системных проблем в украинском Пенсионном фонде. Если ситуация в экономике не будет изменена, то в перспективе одного года фонд будет показывать коллапсные явления

            Почему задержали выплату пенсий?

            Что касается ситуации с задержанием выплат пенсий в Украине, которую мы наблюдаем последние несколько дней, здесь я вижу два возможных объяснения и оба могут иметь под собой реальную почву.

            Первое — большой политтехнологический шаг, который осуществлен командой Гройсмана, для того чтобы помочь нарисовать ему образ сильного хозяйственника. Мол, пенсии не выплатили в срок, и вот Гройсман созвал совещание, позвал к себе министра финансов, главу Пенсионного фонда, быстро смог решить проблему и начали платить пенсии. Такой а-ля Кучма-хозяйственник в начале своего президентства.

            Второе — также может быть политтехнологический шаг, но из противоборствующей команды, которая хочет показать, что не все так хорошо. И абсолютно очевидно, что премьер, который сталкивается с какими-то новыми вызовами, не может их так быстро решать, как хотелось бы. Такие предположения тоже имеют почву под ногами, потому что сложившаяся ситуация способна лишить премьера каких-то дополнительных очков, которые он получил бы в будущем. Учитывая его политические амбиции, а он планирует попробовать участвовать как минимум в парламентских выборах со своей старой или новой политической силой. Но это скорее конспирологические теории, которые нужно оставить на анализ политтехнологам.

            Ситуация очень серьезная

            А теперь перейдем к анализу сложившейся ситуации. Задержка выплат пенсий, в первую очередь, показывает, что есть серьезные системные проблемы в украинском Пенсионном фонде, как и в экономике и публичных финансах. Я предполагаю, что ситуация, которую пытаются объяснить кассовым разрывом, в реальности имеет другие причины. В реальности все намного серьезнее, и это показывает картинку, что будет в Украине уже совсем скоро. Что я имею ввиду? У нас самая слабая экономика Европы, ВВП на душу населения по результатам этого года будет на уровне 2,5 тыс долларов. Это ниже, чем у Молдовы и Беларуси, и практически в 4 раза ниже, чем у России, практически в 5 раз ниже, чем у Польши. Чего можно ожидать, когда такой низкий показатель ВВП на душу населения, когда темпы роста отечественной экономики низкие и при самом хорошем раскладе страна покажет 3% роста в этом году, когда Украина по показателям Международного индекса счастья на 138 месте из 156 стран?

            Стоит ли ожидать, что при таких показателях трудовая эмиграция украинцев вдруг сократится? Нет. Она уже большая и будет продолжать расти. Если посмотреть статистику польского регистрационного ведомства, то можно увидеть, что около 2 миллионов поляков эмигрировали, и теперь есть дефицит работников на освободившиеся места. Сейчас там и так официально зарегистрировано 1,3 млн украинцев и остается зазор еще на 700 тысяч украинцев, который будет увеличиваться. Это только Польша, а есть еще много других европейских стран, куда активно направлены наши миграционные потоки.

            При такой ситуации состояние Пенсионного фонда будет крайне плохим. Это значит, что один уезжающий отсюда человек на заработки в любую страну лишает пенсии одного пенсионера. А количество пенсионеров будет оставаться константой, при этом количество работающего населения, которые содержат этих пенсионеров, будет постоянно уменьшаться. Эта проблема созревала очень долго. Если в 2013 году один работающий человек содержал 0,7 пенсионера, то есть 12 работающих содержали 10 пенсионеров, то сейчас уже наоборот. Критическая точка была бы, если бы 10 работающих содержали 15 пенсионеров. То есть мы за пределами устойчивого состояния. К этому нужно добавить, что пенсионеров стало больше по отношению к работающим. Плюс был снижен Единый социальный взнос (ЕСВ). Я не говорю, что это плохо, но этот шаг не был подкреплен дополнительными реформами, которые должны были пройти в экономике.

            Вот произошло изменение в налоге, часть населения уехало, оставшаяся часть платит меньше, теневая экономика большая, количество пенсионеров не меньше — это означает, что Пенсионный фонд в существующем сегодня виде объективно должен был показывать сбой. И это только первый сбой, только начало — количество будет увеличиваться.

            Может экономика и растет, может сегодня показатели лучше, чем вчера, но Украина живет в глобальном мире. И нужно сравнивать, а как дела у соседей? Если у них в десять раз лучше, а у тебя только в полтора, то в условиях открытой экономической системы интенсивная эмиграция будет продолжать расти. Поэтому проблемы Пенсионного фонда будут накапливаться и мы никогда не сможем решить их в рамках существующих координат, потому что нужны будут деньги из госбюджета, чтобы профинансировать дыру, которая образуется у фонда. Однако и госбюджет у нас не шикует, у него и без того есть дефицит. Проблемы с пенсионным фондом были прогнозированы плохой экономикой и всеми факторами, которые я назвал.

            Я сомневаюсь, что в предвыборный год ситуацию с Пенсионным фондом могут как-то использовать различные политические силы. Главная опасность в том, что пенсионеры остаются наиболее имущими в стране. Люди отработали всю жизнь и теперь не могут свести концы с концами. Их бюджетные расходы настолько строги, что неполучение выплат вовремя по сути толкает их на голод. Эту ситуацию нельзя использовать в своих чисто политических целях. Не потому что кто-то не хочет, а потому что в реальности ситуация, как я уже сказал, и так будет ухудшаться.

            Чем все закончится?

            В перспективе первых недель, закончится все хорошо. Деньги найдут и выплатят. В перспективе от месяца до полугода эта проблема повторится. В перспективе одного года фонд будет показывать коллапсные явления. В перспективе от одного года, если система координат страны так и не изменится, и все будет нынешнем виде, то совершенно скоро нужно будет поставить вопрос о переходе к «грузинской системе» пенсионного обслуживания, когда у всех будет одна единственная социальная пенсия — абсолютная «уравниловка» без всякой дифференциации.

            Но если ситуация в экономике не будет изменена, то и эта система не сработает. Нужно будет продолжать сокращать пенсии и бить по тем, кто абсолютно социально незащищенный. Либо вообще отказываться от системы пенсионного обслуживания, как сделали в некоторых странах, которые когда-то были в составе СССР, так и в некоторых странах средней Азии. Там забота о пенсионерах является заботой их собственных семей.

            К сожалению, в текущей системе координат ничего другого уже сделать или изменить нельзя. Нужно менять систему. Страна должна начинать показывать активный рост, что приведет к приходу инвесторов, уменьшению эмиграционных процессов. Только тогда может быть решен вопрос с Пенсионным фондом.

            Важно уточнить, что никакое повышение пенсий кардинально не решает этот вопрос. Когда в марте 2015 года Украина подписывала соглашение про сотрудничество с МВФ, имелось ввиду, что она будет выполнять все взятые на себя обязательства, которые касались, в первую очередь, не увеличения тарифов на газ, а реформирования страны для выхода на путь стабильного экономического роста. И сейчас, когда проводят параметрическую пенсионную реформу, когда увеличивается возраст выхода на пенсию, возможно, это и нужно сделать в нынешних условиях. Но это тоже очень запоздалый шаг, который не даст желаемого эффекта. Через 2-3 года к этой проблеме нужно будет возвращаться.

  • Закрыть меню