Ст 246 ук рсфср

Нарушение правил охраны окружающей среды при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных, научных и иных объектов лицами, ответственными за соблюдение этих правил, если это повлекло существенное изменение радиоактивного фона, причинение вреда здоровью человека, массовую гибель животных либо иные тяжкие последствия, —

наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Комментарий к Ст. 246 УК РФ

1. Основной непосредственный объект преступления — общественные отношения по охране окружающей среды, рациональному использованию природных ресурсов и обеспечению экологической безопасности населения. Дополнительный непосредственный объект — отношения по охране здоровья людей.

Предмет преступления — окружающая среда в совокупности составляющих ее природных ресурсов. Согласно ст. 1 Закона об охране окружающей среды под окружающей средой понимается совокупность компонентов природной среды, природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов. Под компонентами природной среды понимаются земля, недра, почва, воды, атмосферный воздух, животный и растительный мир, иные организмы, озоновый слой, околоземное космическое пространство. Природно-антропогенный объект — природный объект, измененный деятельностью человека и (или) созданный им. Антропогенный объект — объект, созданный человеком, не обладающий свойствами природных объектов (технические устройства, дороги всех видов, заводы, здания, сооружения и т.п.).

2. С объективной стороны преступление выражается в нарушении правил охраны окружающей среды при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных и иных объектов.

Для установления содержания нарушенных правил необходимо обратиться к законам и иным нормативным правовым актам, в которых сформулированы экологические требования к различным видам и стадиям хозяйственной и иной деятельности: ГрК РФ, ВК, ЗК РФ, ЛК, Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии, Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (в ред. от 25.06.2012) и др. Эти требования обязательны для исполнения всеми гражданами, предприятиями, организациями, учреждениями независимо от форм собственности и подчиненности.
———————————
СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3588; 2000. N 33. Ст. 3348; 2003. N 2. Ст. 167; 2004. N 35. Ст. 3607; 2005. N 19. Ст. 1752; 2006. N 52 (ч. 1). Ст. 5498; 2009. N 1. Ст. 17, 21; N 52 (ч. 1). Ст. 6450; СЗ РФ. N 30. Ст. 4002; N 31. Ст. 4195, 4196; 2011. N 29. Ст. 3880; РГ. 2011. N 159, 160; СЗ РФ. N 49 (ч. 1). Ст. 7015, 7025; 2012. N 26. Ст. 3446.

Обеспечение выполнения требований по охране окружающей среды в процессе размещения предприятий достигается путем обязательного соблюдения определенной действующим законодательством процедуры предварительного согласования места размещения объекта, отвода земельного участка в натуре и выдачи документов, удостоверяющих право субъектов хозяйственной деятельности на освоение данного земельного участка, проведение экологической экспертизы и оценки воздействия на окружающую среду. Эти требования в общей форме изложены в ст. ст. 27, 31 — 33 ЗК.

При разработке проектов необходимо использовать природоохранительные стандарты, методики нормирования выбросов производства. Действующие правовые акты предусматривают требование проработки в проектно-сметной документации решений по утилизации отходов и побочных продуктов производства. Наряду с этим в документации следует представить сведения об отходах, не подлежащих утилизации в данном производстве. Заложенные в проект технические решения должны обеспечивать предотвращение загрязнения окружающей среды при производственных процессах, равно как и в случае аварии, а также ликвидацию негативных для окружающей среды последствий.

Ввод в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных указанных выше объектов производится при условии выполнения в полном объеме всех экологических требований, предусмотренных проектом, по актам приемочных комиссий, создаваемых с участием представителей специально уполномоченных на то государственных органов в области охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологического надзора.

Выброс и сброс вредных веществ, захоронение отходов допускаются на основе разрешения, выдаваемого специально уполномоченными на то государственными органами в области охраны окружающей среды. В разрешении устанавливаются нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ и другие условия, обеспечивающие охрану окружающей среды и здоровья человека.

Обязательным признаком преступления являются последствия. Они выражаются в существенном изменении радиоактивного фона, причинении вреда здоровью человека, массовой гибели животных либо иных тяжких последствиях.

Существенным следует считать изменение радиоактивного фона в величинах, представляющих опасность для здоровья и жизни человека (п. 6 Постановления Пленума ВС РФ от 18.10.2012 N 21).

Под существенным вредом здоровью человека рекомендуется понимать причинение хотя бы одному лицу тяжкого или средней тяжести вреда здоровью (п. 6 Постановления Пленума ВС РФ от 18.10.2012 N 21).

О понятии «массовая гибель животных» см. коммент. к ст. ст. 247, 250, 257.

Признание последствий «иными тяжкими» происходит в каждом конкретном случае с учетом всех обстоятельств дела. К ним можно отнести причинение по неосторожности смерти хотя бы одному человеку; распространение эпидемий, эпизоотий и эпифитотий (см. коммент. к ст. ст. 248 и 249); причинение крупного материального ущерба, связанного с прекращением деятельности предприятий, учреждений и организаций; вынужденное массовое переселение людей; значительные затраты на восстановление качества окружающей среды и устранение последствий чрезвычайных ситуаций; гибель лесных насаждений и иной растительности (см. коммент. к ст. 260) на значительных площадях; деградацию земель и иные негативные изменения окружающей среды, препятствующие ее сохранению и правомерному использованию (п. 5 Постановления Пленума ВС РФ от 18.10.2012 N 21).

Между нарушением правил и последствиями необходимо установить причинную связь.

По конструкции состав преступления является материальным. Преступление считается оконченным, если какое-либо из перечисленных в законе деяний причинило указанный в законе вред окружающей среде или здоровью человека.

3. Субъект преступления — специальный — вменяемое, достигшее 16-летнего возраста лицо, ответственное за соблюдение указанных правил. Им может быть должностное лицо государственного учреждения, организации либо лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой (например, строительной) или иной организации.

4. С субъективной стороны преступление совершается умышленно или по неосторожности.

При умышленной форме вины лицо осознает общественную опасность нарушения правил охраны окружающей среды при производстве перечисленных в комментируемой статье работ, предвидит возможность или неизбежность наступления последствий и желает их наступления (прямой умысел) либо осознает общую опасность указанных деяний, предвидит возможность наступления последствий, не желает, но сознательно допускает их наступление либо относится к ним безразлично (косвенный умысел).

При неосторожной форме вины лицо не предвидит возможности наступления вредных последствий своих действий, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было (в силу своей должности, профессии) и могло их предвидеть (небрежность) либо предвидит возможность причинения вреда в результате нарушения правил охраны окружающей среды, но без достаточных на то оснований самонадеянно рассчитывает на их предотвращение (легкомыслие). Например, рассчитывает, что выброса, сброса загрязняющих веществ не произойдет либо вред от выброса в атмосферу загрязняющих веществ будет не существенным вследствие их рассеивания ветром.

5. Рассматриваемое преступление следует отличать от административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП, и от конкурирующих с ним преступлений (ст. ст. 250, 251 УК и др.).

Пленум ВС РФ в указанном Постановлении разъяснил, что в случае возникновения трудностей в разграничении уголовно-наказуемого деяния и административного проступка особое внимание следует уделять выяснению всех обстоятельств, характеризующих состав экологического правонарушения, последствий противоправного деяния, размера нанесенного вреда и причиненного ущерба (п. 13).

Уголовная ответственность наступает, если нарушение правил охраны окружающей среды повлекло указанные в комментируемой статье последствия.

Решая вопрос о разграничении конкурирующих преступлений и проступка, необходимо выяснить: какая статья УК наиболее полно охватывает содеянное; как она соотносится с другими конкурирующими статьями УК; с какой статьей КоАП конкурирует; какую из статей УК или КоАП надлежит применить.

Статья 246 УК РФ. Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (действующая редакция)

Нарушение правил охраны окружающей среды при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных, научных и иных объектов лицами, ответственными за соблюдение этих правил, если это повлекло существенное изменение радиоактивного фона, причинение вреда здоровью человека, массовую гибель животных либо иные тяжкие последствия, —

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 246 УК РФ

2. Объективная сторона преступления выражается в нарушении правил охраны окружающей среды при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных, научных и иных объектов, если это повлекло существенное изменение радиоактивного фона, причинение вреда здоровью человека, массовую гибель животных либо иные тяжкие последствия. Указанные правила содержатся в законах и специальных нормативных правовых актах.

Существенное изменение радиоактивного фона означает его ухудшение по сравнению с естественной дозой излучения, создаваемой космическим излучением и излучением природных радионуклидов, естественно распределенных в земле, воде, воздухе, других элементах биосферы, пищевых продуктах и организме человека.

Изменение радиоактивного фона будет признаваться существенным, если оно в соответствии с современными нормативными требованиями оценивается как причиняющее вред здоровью человека или создающее реальную угрозу такого причинения, привело либо могло привести к радиоактивному загрязнению окружающей среды.

Причинение вреда здоровью человека выражается в расстройстве здоровья, временной или постоянной утрате трудоспособности, причинении тяжкого, средней тяжести или легкого вреда здоровью одного или нескольких лиц (п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. N 14 «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения»).

Массовая гибель животных — одновременная гибель большого числа животных одного или нескольких видов на определенной территории или акватории, при которой уровень смертности превышает среднестатистический в три раза или более.

— существенное ухудшение качества окружающей среды или состояния ее объектов, устранение которого требует длительного времени и больших финансовых и материальных затрат;

3. Преступление считается оконченным с момента наступления любого из названных последствий.

5. Субъект преступления специальный — лицо, ответственное за соблюдение правил охраны окружающей среды.

Статья 246. Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ

Нарушение правил охраны окружающей среды при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных, научных и иных объектов лицами, ответственными за соблюдение этих правил, если это повлекло существенное изменение радиоактивного фона, причинение вреда здоровью человека, массовую гибель животных либо иные тяжкие последствия, —
наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Комментарий к статье 246 Уголовного Кодекса РФ

Объектом преступления являются общественные отношения по охране окружающей среды, рациональному использованию природных ресурсов и обеспечению экологической безопасности населения.

Увеличившиеся масштабы антропогенного и техногенного давления на окружающую среду привели к возникновению в России устойчиво обостренной экологической ситуации. Преступление, предусмотренное ст. 246 УК РФ, имеет общий характер и предусматривает ответственность за деяния, не охватываемые конкретными составами преступлений, содержащимися в главе «Экологические преступления», в противном случае возникает конкуренция общей и специальной норм и применяется последняя.

В законодательстве об охране природы и рациональном использовании природных ресурсов имеется значительное число нормативных правовых актов, в которых сформулированы экологические требования к различным видам и стадиям хозяйственной деятельности. К наиболее важным из них относятся: Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 ; Градостроительный кодекс РФ; Водный кодекс РФ; ЗК РФ; Федеральные законы от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» , от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения , от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» , от 9 января 1996 г. N 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения» , от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» ; Законы РФ от 5 марта 1992 г. N 2446-1 «О безопасности» , от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 «О недрах» , от 22 марта 1995 г. N 52-ФЗ «О животном мире» .

———————————
Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 33. Ст. 1318.
СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3528.
СЗ РФ. 1999. N 14. Ст. 1650.
СЗ РФ. 1999. N 18. Ст. 2222.
СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 141.
СЗ РФ. 2002. N 2. Ст. 133.
Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 15. Ст. 769.
Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 16. Ст. 834.
СЗ РФ. 1995. N 17. Ст. 1462.

Важное значение для практики применения уголовно-правовых норм об охране окружающей среды имеет Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. N 14 «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения» .

Предмет преступления — окружающая среда в совокупности составляющих ее природных ресурсов.

Согласно ст. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» под окружающей средой понимается «совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов». Под компонентами природной среды понимаются земля, недра, почва, воды, атмосферный воздух, животный и растительный мир, иные организмы, озоновый слой, околоземное космическое пространство.

Природно-антропогенный объект — природный объект, измененный деятельностью человека и (или) созданный им.

Антропогенный объект — объект, созданный человеком, не обладающий свойствами природных объектов (технические устройства, дороги всех видов, заводы, здания, сооружения и т.п.).

С объективной стороны преступление выражается в нарушении правил охраны окружающей среды при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных и иных объектов, повлекшем последствия в виде существенного изменения радиоактивного фона, причинения вреда здоровью человека, массовой гибели животных либо иных тяжких последствий.

Диспозиция данной нормы бланкетная. Для установления содержания нарушенных правил охраны окружающей среды необходимо обратиться к указанным выше и иным, к которым она отсылает, нормативным актам. Сформулированные в них требования обязательны для исполнения всеми гражданами, предприятиями, организациями, учреждениями независимо от форм собственности и подчиненности. Они относятся также и к предприятиям с совместным или иностранным капиталом.

В общем виде эти требования состоят в том, что при размещении, технико-экономическом обосновании проекта, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте, в энергетике, водном, коммунально-бытовом хозяйстве, при прокладке линий электропередачи, связи, трубопроводов, каналов, любых других объектов, оказывающих прямое либо косвенное влияние на состояние окружающей среды, должны выполняться требования экологической безопасности и охраны здоровья населения, предусматривающие мероприятия по охране природы, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, оздоровлению окружающей среды.

Так, обеспечение выполнения требований по охране окружающей среды в процессе размещения предприятий достигается путем обязательного соблюдения определенной действующим законодательством процедуры предварительного согласования места размещения объекта, отвода земельного участка в натуре и выдачи документов, удостоверяющих право субъектов хозяйственной деятельности на освоение данного земельного участка .

———————————
В 2006 г. отменена обязательная экологическая экспертиза проектируемых объектов.

Эти требования в общей форме изложены в ст. 27, 31, 32, ст. 33 ЗК РФ, закрепляющих порядок выбора земельных участков для строительства объектов, согласования мест их размещения, принятия решения о предоставлении и установлении норм отвода земель, ограничения оборотоспособности и т.д.

При разработке проектов необходимо использовать природоохранительные стандарты, методики нормирования выбросов производства. Действующими правовыми актами предусмотрено также требование проработки в проектно-сметной документации решений по утилизации отходов и побочных продуктов производства. Наряду с этим в документации следует представить сведения об отходах, не подлежащих утилизации в данном производстве. Заложенные в проект технические решения должны обеспечивать предотвращение загрязнения окружающей среды при производственных процессах, равно как и в случае аварии, а также ликвидацию негативных для окружающей среды последствий.

Ввод в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных указанных выше объектов производится при условии выполнения в полном объеме всех экологических требований, предусмотренных проектом, по актам приемочных комиссий, создаваемых с участием представителей специально уполномоченных на то государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологического надзора.

В процессе эксплуатации таких объектов все предприятия, учреждения, организации, граждане обязаны принимать эффективные меры по соблюдению технологического режима и выполнению требований по охране природы, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, оздоровлению окружающей среды.

Выброс и сброс вредных веществ, захоронение отходов допускаются на основе разрешения, выдаваемого специально уполномоченными на то государственными органами РФ в области охраны окружающей среды. В разрешении устанавливаются нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ и другие условия, обеспечивающие охрану окружающей среды и здоровья человека.

В ст. 246 УК РФ последствия названы в качестве обязательного признака состава. Они альтернативны и состоят, как указывалось, в существенном изменении радиоактивного фона, причинении вреда здоровью человека, массовой гибели животных либо наступлении иных тяжких последствий.

По конструкции состав преступления является материальным. Преступление считается оконченным, если какое-либо из перечисленных в законе деяний повлекло указанный в законе вред окружающей среде или здоровью человека.

Существенным следует считать изменение радиоактивного фона в величинах, представляющих опасность для здоровья и генетического фонда человека (п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г.).

Под вредом здоровью человека рекомендуется понимать причинение одному или нескольким лицам тяжкого, средней тяжести или легкого вреда здоровью, расстройство здоровья, временную или постоянную утрату трудоспособности (п. 4 названного Постановления Пленума Верховного Суда РФ).

Однако такое решение не бесспорно, поскольку санкция ст. 246 УК РФ гораздо мягче санкции ст. 111 УК РФ, предусматривающей ответственность за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью человека (до пяти и восьми лет лишения свободы соответственно). Кроме того, неясно, чем временная или постоянная утрата трудоспособности отличается от вреда здоровью. А уравнивание в рамках санкции ст. 246 УК РФ расстройства здоровья и различных видов вреда здоровью представляется необоснованным.

На наш взгляд, в случае умышленного причинения при нарушении правил охраны окружающей среды в процессе производства работ тяжкого вреда здоровью человека имеет место идеальная совокупность преступлений и содеянное надлежит квалифицировать по ст. 246 и ст. 111 УК РФ.

О понятии «массовая гибель животных» см. комментарий к ст. ст. 247, 250, 257 УК РФ.

Признание последствий «иными тяжкими» происходит в каждом конкретном случае с учетом всех обстоятельств дела. К ним можно отнести причинение по неосторожности смерти хотя бы одному человеку; распространение эпидемий, эпизоотий и эпифитотий (см. комментарий к ст. 248 и ст. 249 УК РФ); причинение крупного материального ущерба, связанного с прекращением деятельности предприятий, учреждений и организаций; вынужденное массовое переселение людей; значительные затраты на восстановление качества окружающей среды и устранение последствий чрезвычайных ситуаций; гибель лесов и растительности на значительных площадях; деградацию земель и иные негативные изменения окружающей среды, препятствующие ее использованию и сохранению (п. 3 указанного Постановления Пленума Верховного Суда РФ).

С субъективной стороны преступление совершается умышленно или по неосторожности.

При умышленной форме вины лицо сознает общественную опасность нарушения правил охраны окружающей среды при производстве перечисленных в ст. 246 УК РФ работ, предвидит возможность или неизбежность наступления последствий и желает их наступления (прямой умысел) либо сознает общую опасность указанных деяний, предвидит возможность наступления последствий, не желает, но сознательно допускает их наступление (косвенный умысел).

При неосторожной форме вины лицо не предвидит возможности наступления вредных последствий своих действий, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было (в силу своей должности, профессии) и могло их предвидеть (преступная небрежность), либо предвидит возможность причинения вреда в результате нарушения правил охраны окружающей среды, но без достаточных на то оснований самонадеянно рассчитывает на их предотвращение (преступное легкомыслие). Например, рассчитывает, что выброса, сброса загрязняющих веществ не произойдет либо вред от выброса в атмосферу загрязняющих веществ будет несущественным вследствие их рассеивания ветром.

Субъект преступления специальный — вменяемое, достигшее шестнадцати лет лицо, ответственное за соблюдение указанных правил. Им может быть должностное лицо государственного учреждения, организации либо лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой (например, строительной) или иной организации.

Если в действиях указанных лиц, помимо нарушения правил охраны окружающей среды при производстве работ, имеются признаки злоупотребления должностными полномочиями или полномочиями лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, содеянное следует дополнительно квалифицировать по ст. 285 и ст. 201 УК РФ (п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г.). В названном Постановлении Пленума Верховного Суда говорится также о должностных лицах государственного предприятия. Однако предприятие признается коммерческой структурой независимо от формы собственности. В связи с этим их руководители не могут признаваться должностными лицами, а являются лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческой организации, и могут быть субъектами преступлений, предусмотренных главой 23, а не главой 30 УК РФ.

Другой комментарий к статье 246 УК РФ

1. Окружающая среда — это совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов.

Причинение вреда здоровью человека выражается в расстройстве здоровья, временной или постоянной утрате трудоспособности, причинении тяжкого, средней тяжести или легкого вреда здоровью одного или нескольких лиц (п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18 октября 2012 г. N 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» ).

Под иными тяжкими последствиями нарушения правил охраны окружающей среды при производстве работ следует понимать:

— уничтожение отдельных объектов;

— деградация земель и иные негативные изменения окружающей среды, препятствующие ее сохранению и планомерному использованию.

4. Субъективная сторона характеризуется неосторожной формой вины.

Статья 246 УК РФ. Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ

Комментарии к ст. 246 УК РФ

1. Комментируемая норма ранее не была известна российскому уголовному праву. Она предусматривает ответственность за причинение ущерба природной среде в ходе хозяйственной деятельности. При этом экологическое законодательство исходит из презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности. Уголовно-правовая норма в данном случае призвана обеспечить соблюдение заранее разработанных и принятых в установленном порядке правил, направленных на уменьшение риска, потенциальной угрозы и вынужденных экологически вредных последствий.

2. Объект преступления — отношения по обеспечению экологической безопасности и охраны природной среды. В качестве дополнительного объекта может выступать здоровье человека. Предмет преступления — окружающая среда как совокупность составляющих ее компонентов.

Согласно Федеральному закону от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» под окружающей средой понимается совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов; природной средой (либо природой) — совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов. Таким образом, природная среда отличается от окружающей среды тем, что она не охватывает антропогенные объекты — объекты, созданные человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающие свойствами природных объектов. Последние представляют собой естественную экологическую систему, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства.

СЗ РФ. 2002. N 2. Ст. 133.

3. Предмет преступления в литературе рассматривается в широком и узком смыслах слова.

В первом значении под ним понимается природная среда в целом. Все ее составные части находятся во взаимосвязи и взаимодействии, образуя единую экосистему. Естественная экологическая система — это объективно существующая часть природной среды, которая имеет пространственно-территориальные границы и в которой живые (растения, животные и другие организмы) и неживые ее элементы взаимодействуют как единое функциональное целое и связаны между собой обменом веществом и энергией (абз. 8 ст. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды»). Она терпит урон всякий раз, когда причиняется вред какой-либо ее составляющей.

Во втором значении предметом выступают природные ресурсы: земля, ее недра, атмосфера, воздух, внутренние воды и воды открытого моря, растительность и т.д. Иначе их еще называют компонентами природной среды. Согласно названному Закону это «земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле».

4. Объективная сторона выражается в нарушении правил охраны окружающей среды при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных, научных и иных объектов, если это повлекло существенное изменение радиоактивного фона, причинение вреда здоровью человека, массовую гибель животных либо иные тяжкие последствия.

Нарушение правил охраны окружающей среды может быть совершено как путем действия, так и путем бездействия. Указанные правила содержатся в законах и специальных подзаконных нормативных актах (например, Федеральные законы: от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», от 23.11.95 N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» , от 14.03.95 N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» , от 09.01.96 N 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения» и др.). Экологические требования при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации предприятий, сооружений и иных объектов закреплены в гл. VII Федерального закона «Об охране окружающей среды».

СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4556.

СЗ РФ. 1995. N 12. Ст. 1024.

СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 141.

5. Обязательным признаком объективной стороны являются общественно опасные последствия в виде существенного изменения радиоактивного фона, причинения вреда здоровью человека, массовой гибели животных либо иных тяжких последствий.

Существенное изменение радиоактивного фона означает его ухудшение по сравнению с естественной дозой излучения, создаваемой космическим излучением и излучением природных радионуклидов, естественно распределенных в земле, воде, воздухе, других элементах биосферы, пищевых продуктах и организме человека. Для контроля за изменениями радиоактивного фона Постановлением Правительства РФ от 28.01.97 N 93 введен Порядок разработки радиационно-гигиенических паспортов организаций и территорий. Изменение радиоактивного фона будет признаваться существенным, если оно в соответствии с современными нормативными требованиями оценивается как причиняющее вред здоровью человека или создающее реальную угрозу такого причинения, привело либо могло привести к радиоактивному загрязнению окружающей среды.

СЗ РФ. 1997. N 5. Ст. 688.

Причинение вреда здоровью человека выражается в расстройстве здоровья, временной или постоянной утрате трудоспособности, причинении тяжкого, средней тяжести или легкого вреда одному или нескольким лицам (п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 05.11.98 N 14 «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения» ).

БВС РФ. 1999. N 1.

Под иными тяжкими последствиями нарушения правил охраны окружающей среды при производстве работ следует понимать существенное ухудшение качества окружающей среды или состояния ее объектов, устранение которого требует длительного времени и больших финансовых и материальных затрат; уничтожение отдельных объектов; деградацию земель и иные негативные изменения окружающей среды, препятствующие ее сохранению и планомерному использованию.

6. Состав рассматриваемого преступления будет лишь при наличии причинной связи между нарушением указанных в законе правил и наступившими последствиями.

7. Преступление считается оконченным с момента наступления любого из названных в ст. 246 последствий.

8. Субъективная сторона характеризуется неосторожной формой вины. Отнесение рассматриваемого преступления к числу деяний, совершаемых как умышленно, так и по неосторожности, является ошибочным . О неосторожном характере вины свидетельствует и санкция комментируемой статьи.

Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть / Под ред. Б.В. Здравомыслова. М., 1996. С. 303; Уголовный кодекс Российской Федерации. Постатейный научно-практический комментарий / Под ред. А.И. Рарога. М., 2001. С. 357.

9. Субъект преступления специальный — лицо, ответственное за соблюдение правил охраны окружающей среды.

Текущая редакция ст. 246 УК РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год

Комментарий к статье 246 УК РФ

1. Состав преступления:
1) объект: общественные отношение по охране окружающей среды, рациональному использованию природных ресурсов и обеспечению экологической безопасности населения;
2) объективная сторона: нарушение правил охраны окружающей среды при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных и иных объектов, повлекшем последствия в виде существенного изменения радиоактивного фона, причинения вреда здоровью человека, массовой гибели животных либо иных тяжких последствий.

В качестве обязательного элемента объективной стороны названы последствия нарушения указанных выше правил:
— существенное изменение радиоактивного фона (до величин, опасных для жизни и здоровья человека);
— причинение вреда здоровью человека (этой формулировкой не охватывается причинение тяжкого вреда здоровью или причинение смерти);
— массовая гибель животных;
— иные тяжкие последствия.

Под иными тяжкими последствиями следует понимать, в частности, такое ухудшение качества окружающей среды и ее компонентов, устранение которого требует длительного времени и больших финансовых затрат (например, массовые заболевания или гибель объектов животного мира, в том числе рыбы и других водных биологических ресурсов; уничтожение условий для их обитания и воспроизводства (потеря мест нагула, нереста и зимовальных ям, нарушение путей миграции, уничтожение кормовой базы); уничтожение объектов растительного мира, повлекшее существенное сокращение численности (биомассы) указанных объектов; деградация земель). При этом массовой гибелью (заболеванием) считается превышение среднестатистического уровня гибели (заболевания) животных в три или более раза. Преступление считается оконченным с момента наступления любого из перечисленных выше последствий;
3) субъект: лицо, ответственное за соблюдение правил охраны окружающей среды;
4) субъективная сторона: умысел или неосторожность.

2. Применимое законодательство:
1) ФЗ «Об охране окружающей среды» (ст. 1, 3, 34-49);
2) ЗК РФ (ст. 12-14, статья 42 ЗК и др.);
3) ВК РФ (ст. 3, 7.1, 35, 39, 55);
4) ГрК РФ (ст. 2, 12, 25, 30, 36, 39 и др.);
5) ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (ст. 1, 3, 7-10).

3. Судебная практика:
1) постановление ВС РФ от 18.10.2012 N 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования»;
2) приговором Среднеахтубинского районного суда Волгоградской области от 28.04.2010 по делу N 1-110/10 гр.Ч. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. 246 УК РФ.

_________________________
URL: http://rospravosudie.com/court-sredneaxtubinskij-rajonnyj-sud-volgogradskaya-oblast-s/act-104977043.

Консультации и комментарии юристов по ст 246 УК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 246 УК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Закрыть меню