Суды 2 й инстанции

Содержание:

Новое в блогах

Пример реальной защиты состоявшегося решения суда в суде 2-й инстанции

Председателю Судебной коллегии по рассмотрению Апелляционной жалобы, поданной АО «Читаэнергосбыт» А.А. Корабельскому

на Решение Центрального районного суда г. Читы

судья — И.Н. Филиппова

гражданское дело № 2- 400/2018

Заявители в статусе истцов &&&&

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ВОЗРАЖЕНИЕ на АПЕЛЛЯЦИОННУЮ ЖАЛОБУ АО «Читаэнергосбыт»

26 июня 2018 состоялось разбирательство по Апелляционной Жалобе ответчика №2 на Решение Центрального районного суда г. Читы (судья — И.Н. Филиппова) по гражданскому делу № 2-400/2018 о признании договора об уступке права требования недействительным, о признании действий незаконными, возмещении морального вреда. Договор уступки прав требования № 4331/2017 от 03.04.2017, заключенный между ООО УК «Магистраль» и АО «Читаэнергосбыт», признан недействительным с даты его заключения. Признаны незаконными действия ООО УК «Магистраль» по передаче персональных данных истцов по договору уступки права требования № 4331/2017 от 03.04.2017 — АО «Читаэнергосбыт». Наконец, признаны незаконными действия АО «Читаэнергосбыт» по обработке персональных данных истцов.

Коллегия постановила отложить разбирательство на 12 июля 2018 в связи с недостаточной подготовкой по делу. В частности, появились вопросы, связанные с уточнением существа возражений истцов на Апелляционную жалобу одного из ответчиков.

В связи с чем подается настоящее Дополнительное Возражение на Апелляционную Жалобу по тем вопросам, к которым члены коллегии проявили интерес на первом заседании.

I. Развернутые доводы в части отсутствия права управляющей организации на переуступку права требования задолженности по оплате услуг ЖКХ иному юридическому лицу (в данном случае АО «Читаэнергосбыт»)

В соответствии с пунктом 1 статьи 53 ГК РФ юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с правовыми актами и учредительными документами. Вместе с тем правовые акты не допускают права управляющей организации на переуступку права на те виды деятельности, которые закреплены исключительно за управляющими организациями.

В Отзыве на Апелляционную Жалобу со ссылкой на п. 32 Правил, утвержденных Постановлением Правительства №354, указано ограничение права управляющей организации на привлечение со стороны подрядных организаций — указанным НПА разрешено привлекать организации исключительно в целях

-для снятия показаний индивидуальных, общих (квартирных), коллективных (общедомовых) приборов учета;

-для доставки платежных документов потребителям;

-для начисления платы за коммунальные услуги и подготовки доставки платежных документов потребителям.

В этом исчерпывающем перечне не указано на право привлекать организации для взыскания задолженностей. Претензионно-исковая деятельность согласно п. 29 Правил, утвержденных Постановлением Правительства №491, входит в состав деятельности по содержанию дома

29. Плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая оплату расходов на содержание и ремонт внутридомовых инженерных сетей электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, включая истребование задолженности с собственников помещений, невыполняющих надлежащим образом свои обязательства по оплате жилых помещений и коммунальных услуг.

Следовательно, закон не допускает возможность передачи своих полномочий на ведение претензионно-исковой деятельности другой организации, тем более передачу лицензиатом права на лицензионную деятельность организации, не обладающей правом на такую деятельность.

Судебная практика также подтверждает недействительность любого спорного договора уступки права требования задолженности в сфере ЖКХ. Как следует из Определения от 15.08.17 по делу № 305-ЭС17-8232, вынесенного Судебной коллегией по экономическим спорам Верховного суда РФ (далее ссылка на текст решения):

Руководствуясь положениями статей 10, 166, 167, 168, 382, 383, 384, 388 Гражданского кодекса РФ, статьями 155, 161 Жилищного кодекса РФ, пунктами 13, 54 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, суд пришел к выводу о недействительности спорного договора уступки права требования.

Суд пришел к выводу, что личность кредитора имеет существенное значение для должников (плательщиков – физических и юридических лиц), а уступка управляющей компанией права требования, возникшего из договора на управление многоквартирным домом, заключенного ею с потребителями (физическими и юридическими лицами), возможна, если такое условие установлено законом или договором.

Взимать платежи по договору управления может только организация, оказывающая поставку услуг гражданам по договору управления многоквартирным домом.

Суд указал, что отчуждение денежных средств из владения управляющей компании влечет последствия для собственников (законных владельцев) имущества в многоквартирном доме, поскольку они, перечисляя деньги управляющей компании, оплачивают потребленные ресурсы и оказанные услуги по содержанию и ремонту как жилых и нежилых помещений, так и общего имущества многоквартирного дома, то есть исполняют обязательства надлежащему кредитору (управляющей компании). А он впоследствии обязан расплатиться с ресурсоснабжающими организациями и иными лицами, выполнявшими соответствующие работы и оказывавшими услуги.

Законом не предусмотрено право управляющей компании распоряжаться денежными средствами, собранными с жильцов дома в качестве платы за коммунальные услуги, по своему усмотрению, без соответствующего согласия собственников имущества в многоквартирном доме, а, соответственно, уступка прав требования не основана на законе.

II. Относительно нарушенных прав истцов в области защиты персональных данных

Из Определения Конституционного Суда РФ от 28.01.2016 № 100-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гр-а Шалбина Д. А. на нарушение его конституционных прав статьей 7 Федерального закона «О персональных данных»следует, что для получения возможности осуществлять деятельность по управлению многоквартирным домом, управляющая организация обязана получить у собственников и нанимателей жилых помещений согласие на обработку персональных данных, в том числе на их передачу третьим лицам, причем данное согласие может быть включено в качестве условия в договор управления многоквартирным домом — в полном соответствии с условием, содержащимся в пункте 12 «д» Примерных условий договора управления многоквартирным домом и методических рекомендаций по порядку организации и проведению общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, утвержденных Приказом Минстроя и ЖКХ №411/пр.

Однако по условиям Договора цессии ООО УК «Магистраль» передает АО «Читаэнергосбыт» персональные данные жителей нашего дома, в том числе заявителей, без заключения договора управления и без нашего согласия на обработку персональных данных.

В отмеченных действиях усматриваются нарушения — гарантированная Конституцией РФ защита от сбора и распространения информации о частной жизни гражданина (ч.1 ст. 24 Конституции РФ) и Федерального закона от 27 июля 2006 №152-ФЗ «О персональных данных». Частями 1, 2 и 3 статьи 9 названного Федерального закона, в частности, предусматривается, что субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе; согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным; согласие на обработку персональных данных может быть дано субъектом персональных данных или его представителем в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме, если иное не установлено федеральным законом.

Согласно ч.3 ст. 9 упомянутого закона операторыи иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Материалы дела не содержат определенных средств доказывания соблюдения требований закона о защите персональных данных, следовательно, Апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.

III. Относительно нарушенных прав истцов как потребителей услуг

При формулировании обязанностей управляющих организаций законодатель указал в ч. 1.1 ст. 161 ЖК РФ на необходимость защиты прав потребителей, следовательно, можно опираться на положения законодательства о защите прав потребителя. Кроме того, это же положение закреплено в Обзоре судебной практики ВС РФ за 4 квартал 2013 и в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 №17

Потребители жилищных и коммунальных услуг, как и потребители иных бытовых услуг, пользуются особой защитой государства. В преамбуле Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 №2300-1 указано о государственной и общественной защите интересов потребителей, что свидетельствует об отнесении потребителей к оценочной категории «слабая сторона», нарушения прав которой обусловлены несоблюдением положений закона «сильной стороны» — предпринимательских структур в сфере оказания услуг (продажи товаров, исполнения работ).

В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 23.02.1999 N 4-П также указано, что гражданин является экономически слабой стороной и нуждается в особой защите своих прав. Стандартная защита прав потребителя состоит в установлении специальных требований к “сильной стороне”, нарушение которых сигнализирует о нарушении прав потребителей.

Поэтому любое нарушения требований законодательства означает нарушение прав потребителя

IV. Относительно нарушенных прав потребителей при заключении договора от имени потребителя, но без его участия

Пункт 1 ст. 16 закона «О защите прав потребителей» признает недействительными условия договоров, ущемляющих права потребителей, например, заключенных кем-то от имени потребителя, но без его участия. К таким договорам относится и договор цессии, заключенный ООО УК «Магистраль» с АО «Читаэнергосбыт»

V. Неправильное истолкование апеллянтом специальной правоспособности управляющей организации

Нам представляется, что приведенные с нашей стороны аргументы неопровержимы. Однако в расчете на непонимание судом правовой природы спора представитель ответчика №2 исходит из предположения, что управляющая организация вправе заключать любые договора в силу универсальной правоспособности (ст. 49 ГК РФ), тогда как в отличие от иных юридических лиц, обладающих универсальной правоспособностью, для управляющих организаций в сфере ЖКХ установлена специальная правоспособность, что подтверждается:

— заложенной законодателем презумпции склонности управляющих организаций к нарушениям жилищных прав собственников в жилищном законодательстве и введением в этой связи права на проведение неограниченного количества внеплановых проверок соблюдения управляющей организацией условий договора управления по жалобам собственников помещений (ч.4.2 ст. 20 ЖК РФ);

— ограничением деятельности управляющей организации множественными стандартами и правилами по управлению многоквартирным домом (ч.1 ст. 161 ЖК РФ; Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 06.05. 2011№ 354; Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491; Стандартами, установленными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами»; Положением о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденным постановлением Правительства РФ №1110 от 28.10. 2014.

— прямым указанием в Правилах по осуществлению деятельности по управлению ведения»претензионной и исковой работы в отношении лиц, не исполнивших обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, предусмотренную жилищным законодательством Российской Федерации» (Стандарт 4 «ж» Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15 мая 2013 г. N 416)

— прямым отказом высшей судебной инстанции от признания управляющей организации хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами — решением Верховного суда РФ от 08.06.2012 № АКПИ12–604 определено:

«…управляющая организация, товарищество или кооператив, не являются хозяйствующими субъектами с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов жильцов как непосредственных потребителей коммунальных услуг. Данные организации осуществляют деятельность по предоставлению коммунальных услуг на основании договора управления многоквартирным домом …»

Но в интересы жильцов, в частности – в интересы каждого из заявителей, никак не входит заключение управляющей организацией переуступки права на истребование задолженности иному юридическому лицу, а потому такая сделка является ничтожной, независимо от признания ее таковой судом, как заключенная с нарушением требования закона и при этом посягающая на охраняемые законом интересы третьих лиц ч.2 ст. 168 ГК РФ.

Как следует из Определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 1 октября 2013 N 2-КГ13-3 суд обязан исследовать по существу все фактические обстоятельства рассматриваемого дела, поскольку иное ведет к существенному ущемлению права на судебную защиту, закрепленное в ч.1 ст. 46 Конституции РФ. В указанном Определении отмечено:

В соответствии с ч. 3 ст. 38 ГПК РФ стороны пользуются равными процессуальными правами и несут равные процессуальные обязанности. Равенство сторон подразумевает, что каждой из сторон предоставляется адекватная возможность представлять свои интересы по делу включая доказательства, в соответствии с условиями, которые не ставят ее в значительной степени в невыгодную позицию к своему оппоненту.

Если Судебная коллегия не согласится с нашими аргументами, возникнет необходимость их опровергнуть в полном соответствии с пунктом 18 Пленума Верховного Суда РФ от 26 июня 2008 N 13 «О применении норм ГПК РФ …»

18. Обратить внимание судов на то, что принимаемые решения должны быть в соответствии со статьями 195, 198 ГПК РФ законными и обоснованными и содержать полный, мотивированный и ясно изложенный ответ на требования истца и возражения ответчика…

На основании изложенного ПРОСИМ

1) Апелляционную жалобу оставить без удовлетворения;

2) Решение суда первой инстанции оставить без изменений

Приложение: копии настоящего — 2 экз

В интересах процессуальной экономии настоящий документ представляется в Судебную коллегию заблаговременно

Апелляционная жалоба на решение суда — особенности и виды

Апелляционная жалоба — документ, подаваемый несогласным с имеющимся судебным решением лицом в вышестоящий суд. О том, какие особенности присущи процессу представления апелляционной жалобы и каковы требования к оформлению такого документа, можно узнать из нашей статьи.

Оспаривание судебного решения: общие свойства апелляционных жалоб

Процедура пересмотра решения суда, как в гражданском, так и в административном и арбитражном процессе обладает рядом типичных характеристик, в том числе:

  • с помощью апелляционной жалобыможно оспорить решение суда, пока оно еще не обрело свою законную силу (п. 1 ст. 257 Арбитражного процессуального кодекса РФ, п. 1 ст. 320 Гражданского процессуального кодекса РФ, ч. 1 ст. 295 Кодекса административного производства РФ);
  • разрешение дела в порядке апелляции производится вышестоящей судебной инстанцией (ст. 258 АПК РФ, ст. 320.1 ГПК РФ, ст. 296 КАС РФ;
  • апелляционная жалоба должна подаваться через суд, принявший оспариваемый акт (ч. 2 ст. 257 АПК РФ, ч. 1 ст. 321 ГПК РФ, ст. 297 КАС РФ);
  • в апелляционную жалобуне допускается включение новых запросов, не заявленных при разрешении дела судом 1-й инстанции (ч. 3 ст. 257 АПК РФ, ч. 2 ст. 322 ГПК РФ, ч. 3 ст. 308 КАС РФ);
  • по общему принципу апелляционная жалобадолжна быть направлена в суд в течение месяца с даты конечного оформления судом спорного решения (ч. 1 ст. 259 АПК РФ, ч. 2 ст. 321 ГПК РФ, ч. 1 ст. 298 КАС РФ);
  • постановление суда апелляционной инстанции приобретает юридическую силу в день его принятия (ч. 5 ст. 271 АПК РФ, ч. 5 ст. 329 ГПК РФ, ч. 5 ст. 311 КАС РФ);
  • возможность подать апелляционную жалобуна решение предоставлена сторонам и иным участникам дела, а также другим лицам в отдельных случаях (ч. 1 ст. 257 АПК РФ, ч. 2-3 ст. 320 ГПК РФ, ч. 2 ст. 295 КАС РФ);
  • в апелляционном порядке может быть пересмотрено дело полностью или конкретные разделы принятого судом предыдущей инстанции решения (ст. 268 АПК РФ, ст. 327.1 ГПК РФ, ст. 308 КАС РФ).
  • Структура апелляционной жалобы

    К содержанию и оформлению апелляционной жалобы законодательством установлен ряд требований:

    1. Письменное оформление;
    2. Включение в текст апелляционной жалобыперечисленных сведений (ч. 2 ст. 260 АПК РФ, ч. 1 ст. 322 ГПК РФ, ч. 1 ст. 299 КАС РФ):
      • название органа последующей инстанции, которой адресуется жалоба;
      • наименование заявителя;
      • реквизиты обжалуемого решения, описание сути спора;
      • требования, обоснованная просьба заявителя с указанием на нормы законов или иных НПА, объяснение позиции заявителя и описание имеющих значение фактов и доказательств по делу.

    Апелляционная жалоба на решение суда подписывается лицом, направляющим ее в суд, или уполномоченным им лицом (ч. 1 ст. 260 АПК РФ, ч. 3 ст. 322 ГПК РФ, ч. 2 ст. 299 КАС РФ).

    К ней обязательно должна прилагаться квитанция о внесении государственной пошлины. О размере госпошлины в арбитражном процессе читайте в статье Какова госпошлина за подачу апелляции в арбитражный суд

    Если апелляционная жалоба на решение суда подается представителем, прилагается доверенность.

    В некоторых случаях (арбитражный процесс, подача жалобы в административном процессе лицом, обладающим публичными полномочиями) заявитель должен самостоятельно направить жалобу лицам, участвующим в деле, и при подаче жалобы в суд подтвердить такую отправку почтовой квитанцией (ч. 6 ст. 299 КАС РФ, п. 3 ч. 4 ст. 260 АПК РФ). В других (гражданский процесс, подача жалобы в административном процессе субъектом, не имеющим публичных полномочий) необходимо направить в суд копии жалобы с прилагаемыми документами по числу участников дела (ч. 5 ст. 322 ГПК РФ).

    Суды апелляционной инстанции для судов общей юрисдикции (мирового, районного или городского суда), арбитражного суда

    Апелляционная жалоба на решение, вынесенное мировым судьей, оспаривается в порядке апелляции в районном (городском) суде.

    2-й инстанцией по изучению решений райсуда (городского суда) является верховный суд республики, края, области, города федерального значения и т. д. — в зависимости от типа субъекта РФ.

    Оспорить решение верховного суда субъекта РФ, выступающего в роли 1-й инстанции, также возможно: в этой ситуации апелляционная жалоба должна быть направлена судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ (ст. 320.1 ГПК РФ) либо административным делам (ч. 2 ст. 296 КАС РФ).

    Апелляционная жалоба на вынесенное решение судебной коллегии ВС РФ рассматривается апелляционной коллегией ВС РФ.

    Все суды проверяют вынесенные решения в порядке апелляции коллегиально, за исключением райсудов, где судья единолично выносит решение по результатам изучения апелляционной жалобы (абз. 4 ч. 1 ст. 327 ГПК РФ).

    Апелляционную жалобу на решение арбитражного суда может рассматривать судебный орган, определенный с учетом положений закона «Об арбитражных судах в РФ» от 28.04.1995 № 1-ФКЗ.

    Рассмотрение жалобы судом 2-й инстанции производится коллегиально (ч. 1 ст. 266 АПК РФ, ч. 2 ст. 307 КАС РФ). Принципы, применяемые судами 1-й инстанции при изучении материалов дела, также используются и судами апелляционной инстанции при пересмотре судебных решений.

    Подача жалобы и полномочия суда апелляционной инстанции

    Апелляционная жалоба может быть оставлена судом без рассмотрения, если ее структура и оформление не отвечают правилам, установленным законом, или если подающее ее лицо не уплатило госпошлину (ч. 1 ст. 263 АПК РФ, ч. 1 ст. 323 ГПК РФ, ч. 1 ст. 300 КАС РФ).

    Законом установлено, что апелляционная жалоба может быть возвращена отправившему ее лицу, если оно не выполнило предписаний судьи об исправлении нарушений при оформлении жалобы или пропустило срок оспаривания, при этом не заявив прошения о восстановлении такого срока, или если в восстановлении такого срока было отказано, а также в иных предусмотренных законом ситуациях (ч. 1 ст. 264 АПК РФ, ч. 1 ст. 324 ГПК РФ, ст. 301 КАС РФ).

    По результатам изучения материалов дела в порядке апелляции суд может:

  • оставить имеющееся решение в силе;
  • полностью отменить решение или произвести его отмену частично и вынести новый судебный акт;
  • осуществить отмену решения и завершить дело или оставить без рассмотрения заявление (ст. 269 АПК РФ, ст. 328 ГПК РФ, ст. 309 КАС РФ).

Таким образом, для оспаривания не получившего законной силы решения суда необходимо представить апелляционную жалобу в вышестоящий суд. Принципы апелляционного производства в гражданском и арбитражном и административном процессах во многом схожи, хотя имеют свои особенности.

Суды 2 й инстанции

Содержание кассационной жалобы, представления должно быть следующим (ст. 339 ГПК РФ):

txt fb2 ePub html

на телефон придет ссылка на файл выбранного формата

Шпаргалки на телефон — незаменимая вещь при сдаче экзаменов, подготовке к контрольным работам и т.д. Благодаря нашему сервису вы получаете возможность скачать на телефон шпаргалки по гражданскому процессу. Все шпаргалки представлены в популярных форматах fb2, txt, ePub , html, а также существует версия java шпаргалки в виде удобного приложения для мобильного телефона, которые можно скачать за символическую плату. Достаточно скачать шпаргалки по гражданскому процессу — и никакой экзамен вам не страшен!

Не нашли что искали?

Если вам нужен индивидуальный подбор или работа на заказа — воспользуйтесь этой формой.

Предметом судебной деятельности при пересмотре судебного решения по вновь открывшимся основани

Суд надзорной инстанции

В порядке надзора пересматриваютсярешения суда как апелляционной, так и кассационной инстанции, вступившие в законную силу. После вступления апелляционного решения или кассационного определения в законную силу оно может быть обжаловано в порядке надзора в течение 1 года. Правом на принесение жалобы или представления обладают лица, участвующие в деле, а также лица, не участвовавшие в деле, но считающие, что их права и законные интересы нарушены судебным постановлением.

Надзорная жалобы или представление прокурора должны содержать (ст. 378 ГПК РФ):

1) наименование суда, в который они адресуются;

2) наименование лица, подающего жалобу или представление, его местожительство или местонахождение и процессуальное положение в деле;

3) наименования других лиц, участвующих в деле, их местожительство или местонахождение;

4) указание на суды, рассматривавшие дело по первой, апелляционной, кассационной или надзорной инстанции, и содержание принятых ими решений;

5) указание на решение, определение суда и постановление президиума суда надзорной инстанции, которые обжалуются;

6) указание на то, в чем заключается допущенное судами существенное нарушение закона;

7) просьбу лица, подающего жалобу или представление.

Надзорная жалоба должна быть подписана лицом, подающим жалобу, или его представителем. Представление прокурора должно быть подписано прокурором.

При подаче надзорной жалобы или представления суд должен принять жалобу к производству. Суд не имеет права оставить жалобу или представление без движения, отказать в принятии жалобы или представления. Суд имеет право только возвратить надзорную жалобу или представление прокурора без рассмотрения по существу, если имеются основания, предусмотренные ст. 380 ГПК РФ.

В суде надзорной инстанции дело рассматривается и разрешается по существу в течение 1 месяца, за исключением Верховного Суда РФ. Верховным Судом РФ дело должно быть рассмотрено в течение 2 месяцев. Основанием для пересмотра судебных постановлений в надзорной инстанции является наличие существенных нарушений норм материального или процессуального права. После принятия надзорной жалобы или представления прокурора суд выносит определение о назначении судебного разбирательства с извещением лиц о месте и времени его проведения. При проведении судебного разбирательства судья—докладчик излагает обстоятельства дела, содержание судебных постановлений, принятых по делу, мотивы надзорной жалобы или представления прокурора и определения о возбуждении надзорного производства.

Похожие вопросы

  • Гражданский процесс — Суднадзорнойинстанции
    Суднадзорнойинстанции. В порядке надзора пересматриваютсярешения суда как апелляционной, так и кассационной инстанции, вступившие в законную силу.
  • Уголовное право — Производство в надзорнойинстанции
    Судаминадзорнойинстанции являются президиумы судов субъектов РФ и окружных (флотских) военных судов
    Срок для обращения в суднадзорнойинстанции не установлен.
  • Гражданский процесс — Производство в суденадзорнойинстанции.
    Производство в суденадзорнойинстанции. Надзорное производство — это деятельность его участников при определяющей роли указанных в законе вышестоящих судов по проверке.
  • . и правоохранительные органы — Понятие судебных инстанций
    Суднадзорнойинстанции проверяет приговоры и решения судов первой инстанции, вступившие в законную силу.
  • Адвокатура — . кассационной и надзорнойинстанциях.
    Участие представителя в апелляционной, кассационной и надзорнойинстанциях арбитражного процесса. Апелляционному обжалованию подлежат решения арбитражного суда.
  • Судебные и правоохранительные органы — Верховный суд РФ.
    В качестве надзорнойинстанции Верховный Суд РФ проверяет обосно-ванность и законность приговоров и решений нижестоящих судов всех звеньев, вступивших в законную силу.
  • Правоведение — Верховный суд РФ, его компетенция, структура.
    В качестве надзорнойинстанции Верховный Суд РФ проверяет обосно-ванность и законность приговоров и решений нижестоящих судов всех звеньев, вступивших в законную силу.
  • . правоохранительные органы — Суды 3-й инстанции (надзорной.
    Суднадзорнойинстанции проверяет приговоры и решения судов первой инстанции, вступившие в законную силу.
  • Адвокатура — . приговора в кассационном и надзорном порядке.
    Надзорные жалоба или представление рассматриваются судомнадзорнойинстанции в течение 30 суток со дня их поступления.
  • Судебные и правоохранительные органы — Общая характеристика.
    В надзорнойинстанции Верховный суд РФ проверяет обоснованность и законность приговоров и решений нижестоящих судов всехзвеньев; 4).
  • найдено похожих страниц:10

    Политический атлас

    Судебная система России организована в три системы: суды общей юрисдикции, арбитражи для разрешения экономических споров и конституционно-правовые инстанции.

    Суды общей юрисдикции

    Мировой судья
    Формирование. Избирается населением или региональным парламентом минимум на 5 лет (на 1-й срок максимум на 5 лет) в зависимости от региона.
    Компетенция в 1-й инстанции. Небольшие уголовные дела (не более 3 лет), семейные дела (без участия детей), выдача судебного приказа, большинство дел об административных правонарушениях.

    Районный суд
    Формирование. Судьи назначаются президентом по представлению председателя Верховного суда.
    Компетенция в 1-й инстанции. Основная судебная инстанция, рассматривает большинство уголовных, гражданских и административных дел.

    Гарнизонный военный суд
    Формирование. Судьи назначаются президентом по представлению председателя Верховного суда.
    Компетенция в 1-й инстанции. Большинство дел в отношении военнослужащих.

    2-я ступень

    Региональный суд
    Состав. Президиум, уголовная и гражданская коллегии.
    Формирование. Судьи назначаются президентом по представлению председателя Верховного суда, президиум формируется президентом по представлению председателя Верховного суда, коллегии — президиумом.
    Компетенция в 1-й инстанции. Убийства и изнасилования с отягчающими обстоятельствам, терроризм, создание бандформирования, оргпреступность, госизмена, шпионаж, мятеж, тяжкие взятки, препятствия правосудию, неправосудный приговор, ложный донос, преступления в отношении представителей власти, призыв к агрессии, разработка оружия, геноцид, наемничество, дела, где фигурирует гостайна, оспаривание решений региональных властей и избиркомов, расформирование региональных избиркомов, ограничение деятельности региональной организации или регионального отделения партии.

    Окружной или флотский военный суд
    Формирование. Судьи назначаются президентом по представлению председателя Верховного суда.
    Компетенция в 1-й инстанции. Дела, где фигурирует гостайна.

    3-я ступень

    Верховный суд
    Состав. Пленум, президиум, уголовная, гражданская, административная, военная и апелляционная коллегии.
    Формирование. Судьи назначаются Советом Федерации по представлению президента, президиум и апелляционная коллегия формируются Советом Федерации по представлению президента, остальные коллегии — пленумом по представлению председателя суда.
    Компетенция в 1-й инстанции. Дела в отношении депутатов Думы, членов Совета Федерации и федеральных судей (по их просьбе), оспаривание решений федеральных властей и ЦИК, расформирование ЦИК, ограничение деятельности всероссийских организаций и партий, споры между федерацией и регионами и между отдельными регионами.

    Арбитражные суды

    1-я ступень

    Региональный арбитражный суд
    Формирование. Судьи назначаются президентом по представлению председателя Высшего арбитражного суда.
    Компетенция в 1-й инстанции. Ряд административных дел (нарушение конкуренции, предпринимательство без госрегистрации, незаконное получение кредита, фиктивное банкротство, нарушения при продаже алкоголя, нарушения при сертификации, неисполнение предписаний госрегулятора).

    Суд по интеллектуальным правам
    Формирование. Судьи назначаются президентом по представлению председателя Высшего арбитражного суда.
    Компетенция в 1-й инстанции. Дела об интеллектуальной собственности, в том числе оспаривание решений федеральных властей.

    Федеральный арбитражный апелляционный суд
    Формирование. Судьи назначаются президентом по представлению председателя Высшего арбитражного суда.

    Федеральный арбитражный суд округа
    Формирование. Судьи назначаются президентом по представлению председателя Высшего арбитражного суда.

    Высший арбитражный суд
    Формирование. Судьи назначаются Советом Федерации по представлению президента, президиум формируется Советом Федерации по представлению президента, коллегии – пленумом по представлению председателя суда.
    Компетенция в 1-й инстанции. Оспаривание решений федеральных властей в сфере экономики и предпринимательства, экономические споры между федерацией и регионами и между отдельными регионами.

    Конституционные суды

    Федеральный конституционный суд

    Состав (ст. 125, 128). 19 судей, назначаются Советом Федерации по представлению президента.
    Компетенция (ст. 125). Проверяет конституционность федеральных и региональных правовых норм и международных договоров России (по запросу президента, правительства, парламентариев, судов и региональных властей или по жалобе о нарушении конституционных прав), дает толкование конституции (по запросу президента, правительства, федерального или регионального парламента) и разрешает споры о компетенции между федеральными властями, между федеральными и региональными властями и между высшими госорганами регионов.

    Региональные конституционные / уставные суды

    Состав. Определяется региональными нормами.
    Компетенция. Определяет соответствие региональных и местных норм региональной конституции / уставу и толкует ее.

    Обжалование и пересмотр в судах общей юрисдикции

    Обжалование не вступивших в силу решений
    [новый порядок уголовной апелляции вступает в полную силу 1.01.2013]

    Компетенция. Не вступившие в силу решения обжалуются в вышестоящий суд. При этом решение Верховного суда по гражданскому делу (гражданская, административная, военная коллегии) может быть обжаловано в апелляционную коллегию Верховного суда.

    Процесс. Апелляционная инстанция полностью пересматривает уголовное дело, в том числе (в уголовном деле) проводит судебное следствие и прения сторон. По гражданскому делу апелляционная инстанция пересматривает только обжалуемое решение.

    Решение. Апелляционная инстанция либо оставляет обжалуемое решение в силе, либо отменяет его и выносит собственное. В уголовном процессе апелляционная инстанция также может, отменив обжалуемое решение, закрыть его или вернуть в суд 1-й инстанции или прокурору.

    Обжалование вступивших в силу решений
    [новый порядок уголовной кассации вступает в силу 1.01.2013]

    Компетенция. Решение мирового или районного судьи, а также апелляционное решение районного или регионального суда (гражданской или уголовной коллегии) обжалуется в президиум регионального суда, а затем может быть обжаловано еще раз (как и решение президиума) в Верховный суд (уголовную, гражданскую или административную коллегию).

    Решение регионального суда по 1-й инстанции по гражданскому делу обжалуется только в порядке апелляции в Верховный суд (гражданскую или административную коллегию), по уголовному делу – либо только в порядке апелляции, либо только в порядке кассации (в уголовную коллегию).

    Так же обжалуются решения военных судов.

    Процесс. Кассационная инстанция заслушивает обстоятельства дела, принятые по нему судебные решения, материалы кассационной жалобы и позиции сторон.

    Решение. Кассационная инстанция проверяет правильность применения закона при рассмотрении обжалуемого решения.

    Кассационная инстанция может оставить обжалуемое решение в силе, может изменить его, а может отменить решение 1-й инстанции и всех последующих (закрыв дело, направив прокурору или на новое рассмотрение в суд), решение апелляционной инстанции (направив на новое апелляционное рассмотрение) и решение предшествующей кассационной инстанции (направив на новое кассационное рассмотрение).

    Обжалование вступивших в силу решений
    [новый порядок обжалования в порядке надзора по уголовным делам вступает в силу 1.01.2013]

    Компетенция. Только президиум Верховного суда пересматривает дела в порядке надзора: если сторона не удовлетворена апелляцией на решение регионального суда (вынесенное им по 1-й инстанции), она может подать надзорную жалобу на решение самого регионального суда или на решение апелляционной инстанции (уголовной, гражданской, административной или апелляционной коллегии Верховного суда) решение президиума также пересматриваются в порядке надзора – самим президиумом кроме того, президиум пересматривает кассационные решения уголовной, гражданской, административной и военной коллегий.

    Процесс. Надзорная инстанция проверяет правильность применения закона при рассмотрении обжалуемого решения.

    Надзорная инстанция заслушивает обстоятельства дела, принятые по нему судебные решения, материалы надзорной жалобы и позиции сторон.

    Решение. Надзорная инстанция может оставить обжалуемое решение в силе, может изменить его, а может отменить решение 1-й инстанции и всех последующих (закрыв дело, направив прокурору или на новое рассмотрение в суд), решение апелляционной инстанции (направив на новое апелляционное рассмотрение) и решение предшествующей кассационной инстанции (направив на новое кассационное рассмотрение).

    По вновь открывшимся обстоятельствам

    Пересмотр вступивших в силу решений
    Их пересматривает суд, который принял пересматриваемое решение.

    Обжалование в арбитражных судах

    Обжалование не вступивших в силу решений
    Компетенция. Не вступившие в силу решения регионального арбитражного суда обжалуются в гражданскую или административную коллегию арбитражного апелляционного суда.

    Обжалование вступивших в силу решений
    Компетенция. Решения регионального арбитражного суда обжалуются, если уже были рассмотрены апелляционным судом – в гражданскую или административную коллегию арбитражного суда округа.

    Решения региональных и апелляционных арбитражных судов по делам об интеллектуальных правах обжалуются в Суд по интеллектуальным правам, решения которого в свою очередь обжалуются в его президиум.

    Обжалование вступивших в силу решений
    Компетенция. Решения всех арбитражных судов, в том числе административной и гражданской коллегий Высшего арбитражного суда, рассматривает президиум ВАС.

    Обжалование решений по административным нарушениям

    Соответствующие решения госорганов обжалуются в районный суд или (если нарушитель – юрлицо или предприниматель) в региональный арбитражный суд, решение должностного лица по делу об административном нарушении может быть также обжаловано у его руководства, а затем – в районном / региональном арбитражном суде и далее в вышестоящем суде.

    Решение суда по административной жалобе можно затем обжаловать в порядке надзора в региональном суде (рассматривает председатель или его зам), а затем в Верховном суде (рассматривает председатель или его зам).

    Решение гарнизонного суда по административной жалобе можно затем обжаловать в порядке надзора в окружном / флотском суде, а затем в военную коллегию Верховного суда.

    Решение арбитражного суда по административной жалобе можно обжаловать в порядке надзора в Высшем арбитражном суде (рассматривает президиум).

    Обжалование в конституционных судах

    Решения конституционных судов обжалованию не подлежат.

    Смещение судей

    Предельный возраст для судьи – 70 лет.

    Полномочия судей прекращаются квалификационной коллегией – по собственному желанию судьи, по возрасту или состоянию здоровья, из-за смены работы или гражданства, а также если судья осужден, нарушил закон или судейскую этику, признан недееспособным или состоит в родстве с руководством своего суда.

    Решение квалификационной коллегии может быть обжаловано в Дисциплинарное присутствие (3 судьи Верховного суда и 3 судьи Высшего арбитражного суда).

    ФКЗ О судах общей юрисдикции (гл. 2-4),
    ФКЗ Об арбитражных судах (гл. 2 – 4.1),
    ФКЗ О военных судах (гл. 2),
    ФКЗ О конституционном суде (ст. 3-4, 84, 88, 92, 96, 101, 105),
    ФКЗ О дисциплинарном присутствии,
    ФЗ О мировых судьях (ст. 7-8),
    ФЗ О статусе судей (ст. 6, 11, 14-15),
    ФЗ О судебной системе (ст. 27),
    Уголовно-процессуальный кодекс (гл. 5, 45.1, 47.1, 48.1),
    Гражданско-процессуальный кодекс (гл. 39-42),
    Арбитражный процессуальный кодекс (гл. 4, 34-37),
    Кодекс об административных правонарушениях (гл. 23 и 30).

Закрыть меню