Таможенный контроль пособие

4. Таможенный контроль в годы Великой отечественной войны.

С началом Великой Отечественной войны по таможенной службе СССР был нанесен тяжелый удар. 24 таможни, расположенные на западных границах, оказались захваченными гитлеровцами. Здания таможен в большинстве своем были разрушены. В боях погибли многие таможенники. Наиболее пострадали Таллинская, Рижская, Феодосийская, Туапсинская, Одесская таможни.

Во время войны на таможни были возложены обязанности по пропуску грузов, поступающих по линии Международного Красного Креста. И если в первый год войны эти грузы поступали в небольших количествах, то в 1945 г. они шли массовым потоком, что создавало дополнительную нагрузку для личного состава таможен.

На 1 января 1944 г. Главное таможенное управление состояло из 31 таможни, 56 таможенных постов, 23 сезонных таможенных постов.

Пропуск грузов иностранным посольствам, в первую очередь английскому и американскому, превышал установленные правительством лимиты в 20 раз.

В 1944 г. было открыто 22 таможни, 5 таможенных постов, организовано 42 временных поста для пропуска переселенцев, благотворительных грузов и обслуживания рыболовецких промыслов и портов Крайнего Севера.

1945 г. был годом наибольшей активности в деятельности таможенной системы. На 1 января 1945 г. сеть таможенных органов значительно выросла и имела следующую структуру: ГТУ, отделение в Ашхабаде, 53 таможни и 34 таможенных поста. Штат таможенного ведомства составил 1043 единицы.

В первой половине 1945 г. усилился поток грузов за наступающими частями Красной армии, во второй – объем пассажирских перевозок и военной техники в связи с переброской военных частей на Дальний Восток и возвращением граждан СССР, угнанных в Германию.

Постоянной заботой таможенников являлась борьба с попытками незаконного провоза товаров. Это требовало от таможенников высокого профессионализма и бдительности. Малочисленность личного состава, его необученность сказывались на качестве работы по борьбе с контрабандой.

Особенность контрабанды в 1944 г. состояла в том, что ее провоз был связан с применением ухищренных способов сокрытия, с использованием служебного положения должностными лицами под прикрытием документов, содержащих указание о секретном характере грузов, провоз в упаковке, опечатанной гербовыми сургучными печатями, под видом репарационного и возвратного груза и трофейного имущества.

Номенклатура задержанной контрабанды в 1945 г. выглядела следующим образом: шелк, кремни для зажигалок, швейные иглы, драгоценности, валюта и валютные ценности, золото, серебро.

Таким образом, война наложила особый отпечаток на деятельность таможенников. Она вскрыла недостатки в подготовке кадров и потребовала принятия экстренных мер по перестройке всей деятельности таможенного ведомства.

5. Расширение внешнеэкономических связей в рамках Совета Экономической Взаимопомощи (сэв).

На характер и объем внешнеэкономических связей оказывали влияние два фактора: расширение экономической интеграции в рамках СЭВ и дискриминационные меры по отношению к СССР. Все это объективно сказалось на соотношении торговых связей СССР с социалистическими и развивающимися странами, с одной стороны, и с капиталистическими – с другой. Безусловно, нельзя сбрасывать со счетов и идеологический фактор.

Несмотря на всплески «холодной войны» и подчас явный отказ от торговых сделок, товарооборот СССР с развитыми капиталистическими странами возрастал. Были заключены торговые и финансовые соглашения, обеспечивающие условия для развития торгово-экономических связей с ФРГ, Финляндией, Японией, Италией, Францией, Великобританией, Индией и другими странами.Эта тенденция особенно ярко наблюдалась во внешней торговле СССР с США.

Из США в СССР импортировались зерно, соя и другие пищевые продукты. Советский экспорт в США составляли ценные металлы (прежде всего палладий), химические продукты (в основном аммиак), энергоносители, пушнина, водка, тракторы «Беларусь» и микроскопы.

Торговле СССР с США мешала в первую очередь поправка Джексона – Веника (1974), которая связывала вопросы торговли с правами человека. Были подготовлены списки с наименованием 100 тыс. товаров, запрещенных для торговли с СССР и другими странами социализма.

Дискриминация в торговле с социалистическими странами особенно усилилась в связи с принятием США программы «звездных войн». К ней присоединились не только союзники по НАТО, но и Япония.

Особую роль в дискриминационных мерах играл Координационный комитет по многостороннему контролю за экспортом в социалистические страны (КОКОМ). Эта организация, действовавшая под руководством НАТО, фактически держала в своих руках всю торговлю западных стран.

В Японии был принят закон, в соответствии с которым лица, заключившие торговые соглашения с СССР по указанной в списках товарной номенклатуре, привлекались к суду и могли быть приговорены к тюремному заключению сроком на пять лет. В начале 90-х годов представители американской администрации и независимые экономические эксперты высказывали точку зрения, что список стратегических товаров КОКОМ вряд ли будет открыт для торговли с Россией и в ближайшее время исключение составит, может быть, лишь старая технология. Вот что сообщалось в печати по итогам июньской 1990 г. сессии КОКОМ: «США решили признать очевидное и отказались от тех запретов, которые уже неэффективны, разрешив продавать устаревшую технику, но добившись новых запретов на экспорт техники новой».

Основными направлениями внешнеэкономического сотрудничества СССР со странами социалистического содружества явились экономические, научно-технические, научные, производственные связи.

Внешнеэкономические связи стран социалистического содружества расширялись по мере укрепления национальной экономики каждой страны.

На работу СЭВ накладывали отпечатки неблагоприятные тенденции в мировой торговле, отдельные неувязки внутри содружества. Но самым существенным недостатком являлось слабое вхождение в мировой рынок, недостаточное использование научного и производственного потенциалов. Помимо дискриминации со стороны капиталистического мира, не была учтена взаимосвязь между структурой товарооборота и потребностями научно-технической революции. Достаточно отметить, что страны СЭВ производили 36 % мирового промышленного производства, а объем их экспорта составлял на мировом рынке всего лишь 10 — 11 % мирового экспорта. Страны СЭВ располагали 1/3 научных работников мира и 40 % регистрируемых изобретений, а их доля в международной лицензионной торговле составляла 5 %. Не отвечали объективным потребностям по характеру и масштабам современности внешнеэкономические связи СССР. Страна выпускала 20 % мировой продукции, т. е. более 80 % от производства США, а ее доля в мировой торговле составляла лишь 4 %, в то время как доля США — 13 %.

СССР производил в 2 раза больше стали, чем США, однако в целом структура его экспорта имела сырьевую направленность. СССР экспортировал 60 % сырья и лишь 15–16 % продукции машиностроения. Экспорт из СССР традиционно носил сырьевой характер, несмотря на резкий подъем машиностроения в стране, особенно с 50-х годов. И это вполне объяснимо. Многие советские машины на мировом рынке были неконкурентоспособны. Причинами этого были низкая техническая оснащенность и устаревшая техника. Обновление основных фондов в 80-е годы осуществлялось темпами, которые позволили бы заменить оборудование на основных заводах и фабриках только через 50–60 лет. В то же время промышленно развитые страны активно обновляли свои основные фонды.

Явные просчеты СССР в импортной политике и повторение ошибок 20-х годов XIX в., когда также была закуплена устаревшая техника в Англии и Голландии, не позволили решить основные экспортные задачи: добиться конкурентоспособности техники на мировом рынке.

Наиболее приоритетными считались внешнеторговые связи СССР со странами – участниками СЭВ. Они приобрели опыт международного сотрудничества в области внешнеэкономических связей и, опираясь на него, на рубеже 80 – 90-х годов предприняли попытку к расширению внешней торговли с капиталистическими государствами. Однако дискриминационная политика последних лет не позволила странам СЭВ значительно увеличить внешнеторговый оборот. Идеологический барьер был сдерживающим фактором в этом стремлении стран социалистического содружества. Другой причиной служила не всегда благоприятная ситуация в экономическом сотрудничестве между СССР и странами социалистического содружества.

СССР и другие страны СЭВ придерживались линии расширения внешней торговли с развивающимися странами. Учитывая опыт внешнеэкономических связей, взаимную помощь в развитии экономики каждого социалистического государства и достигнутый уровень развития входящих в него стран, СЭВ в 1988 г. на своем заседании принял Концепцию международного социалистического разделения труда на 1991 – 2005 гг.

В ней была изложена стратегия внешнеэкономических связей, намечены пути дальнейшего расширения внешней торговли и совершенствования экономики стран социалистического содружества, однако происшедшие в начале 90-х годов события внесли в эти планы свои коррективы.

Таможенный контроль это

Таможенный контроль — это совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации (согласно подпункту 19 пункта 1 ст. 11 ТК РФ). Под совокупностью осуществляемых таможенными органами мер понимаются формы, способы и средства производства таможенного контроля. Формы производства таможенного контроля это отдельные разновидности проверочных мероприятий (проверка документов, таможенные досмотры товаров и транспортных средств, таможенные наблюдения и другие формы). Способы производства таможенного контроля представляют собой таможенные меры, применяемые таможенными органами для наиболее эффективной реализации избранной формы (форм) таможенного контроля. К способам производства таможенного контроля можно отнести, например, идентификацию товаров и транспортных средств, назначение экспертизы, привлечение специалиста, наложение ареста на таможенные товары или изъятие товаров, создание зон таможенного контроля.

В качестве средств производства таможенного контроля следует рассматривать:

• технические средства таможенного контроля;
• морские (речные) и воздушные суда таможенных органов;
• информационные ресурсы таможенных органов;
• поисковых собак.

Таможенный контроль может проводиться исключительно таможенными органами в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации. Если таможенные органы проводят проверку на таможенные товары, на ввоз которых в Российскую Федерацию в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности установлены запреты и таможенные ограничения, обеспечение соблюдения которых находится также в компетенции других государственных органов, — таможенные органы обеспечивают координацию таких действий и их одновременное проведение. Пробы и образцы на таможенные товары, находящихся под таможенным контролем, берутся сотрудниками других государственных органов с письменного разрешения таможенного органа. Должностные лица таможенных органов вправе присутствовать при взятии проб и образцов товаров сотрудниками других государственных органов. Таможенные органы должны быть поставлены в известность о результатах проведенного исследования проб и образцов товаров, взятых другими государственными органами.

Окончательное решение о выпуске товаров принимается таможенным органом по результатам проведенного таможенного контроля. При этом неотъемлемой частью таможенного контроля является проверка документов и сведений, в том числе и разрешительных документов, оформляемых иными государственными органами (органами санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного, ветеринарного контроля), по результатам проведенных контрольных действий. В отношении транспортных средств, на которых перевозятся таможенные товары, находящиеся под таможенным контролем, самостоятельные полномочия таможенных органов ограничены территориями зон таможенного контроля. В иных местах остановка транспортных средств осуществляется органами внутренних дел, уполномоченными в области обеспечения безопасности дорожного движения, при их взаимодействии с таможенными органами (пункт 1 ст. 410 ТК РФ).

Таможенный контроль товаров и транспортных средств не ограничивается только проверкой (формами контроля). Таможенный контроль это еще и статус товаров (транспортных средств). Например, в соответствии с абзацем 2 пункта 1 ст. 360 ТК РФ пользование и распоряжение на таможенные товары и транспортных средств, находящимися под таможенным контролем, допускаются в порядке и на условиях, которые определены ТК РФ.

При ввозе на таможенную территорию РФ, таможенные товары и транспортные средства считаются находящимися под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы и до момента (абзац 1 пункта 1 ст. 360 ТК РФ):

• выпуска для свободного обращения;
• уничтожения;
• обращения в федеральную собственность (например, в результате конфискации, отказа в пользу государства);
• реализации как невостребованных (например, в случаях превышения сроков хранения на складе временного хранения или на таможенном складе);
• реализации, как незаконно ввезенных на таможенные территории РФ (в случае отказа лиц, приобретших товары, незаконно ввезенные на таможенную территорию РФ, от уплаты таможенных платежей и совершения таможенных операций);
• фактического вывоза с таможенной территории РФ (например, как запрещенных к ввозу в РФ или вывезенных в соответствии с таможенным режимом реэкспорта).

Российские таможенные товары (транспортные средства) считаются находящимися под таможенным контролем при их вывозе с таможенной территории РФ с момента принятия таможенной декларации, или совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров с таможенной территории РФ, и до пересечения таможенной границы (фактического вывоза за пределы таможенной территории РФ).

Кроме того, в соответствии с пунктом 1 ст. 391 ТК РФ при обнаружении таможенными органами товаров, незаконно перемещенных через таможенные границы, что повлекло за собой неуплату таможенных пошлин, налогов или несоблюдение запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, у лиц, приобретших таможенные товары на таможенной территории РФ в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, на такие таможенные товары налагается арест либо эти таможенные товары подлежат изъятию и помещению на временное хранение. Указанные таможенные товары для таможенных целей рассматриваются как находящиеся под таможенным контролем. Важная особенность таможенного контроля заключается в том, что его проведение допускается и после выпуска товаров в свободное обращение.

В соответствии с пунктом 2 ст. 361 ТК РФ проверка достоверности сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств может осуществляться таможенными органами в течение одного года со дня утраты товарами статуса находящихся под таможенным контролем. При этом, таможенные органы вправе применять такую форму таможенного контроля как, например, таможенные ревизии.

Кроме того, таможенные органы вправе проводить таможенный контроль при обороте товаров, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации, путем проверки сведений, подтверждающих выпуск таких товаров, а также путем проверки наличия на товарах маркировки или иных идентификационных знаков, используемых для подтверждения легальности ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации. Возможность проведения данных проверок уже не ограничивается какими-либо сроками. В этом случае таможенные органы реализуют такие формы таможенного контроля как специальные таможенные ревизии, проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков, осмотр помещений и территорий. Проведение таможенного контроля может сопровождаться временным ограничением прав собственности на товары в форме их ареста или изъятия.

ТК РФ позволяет таможенным органам применять данные меры как после утраты товарами статуса, находящихся под таможенным контролем (выпущенных в свободное обращение), так и во всех иных случаях, когда:

— обнаруживаются таможенные товары, ввезенные в РФ с нарушением таможенных правил (без наличия на них специальных марок, идентификационных знаков, без уплаты таможенных пошлин, налогов или без соблюдения запретов и ограничений, предусмотренных законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности);
— обнаруживается отсутствие в коммерческих документах сведений о выпуске товаров либо недостоверность таких сведений, а равно отсутствие коммерческих документов, в которых должны быть указаны такие таможенные сведения;
— обнаруживаются факты пользования и (или) распоряжения условно выпущенными товарами в иных целях, чем те, в связи с которыми предоставлено полное или частичное освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов.

Таможенные товары
Таможенная стоимость
Таможенная декларация
Таможенная декларация, таможенный декларант
Таможенное дело
Таможенная инфраструктура
Контрабанда

Назад | | Вверх

Анализ деятельности таможенных органов по осуществлению таможенного контроля после выпуска товаров

Дата публикации: 08.05.2016 2016-05-08

Статья просмотрена: 2829 раз

Библиографическое описание:

Кочнева А. С., Самусенко К. П. Анализ деятельности таможенных органов по осуществлению таможенного контроля после выпуска товаров // Молодой ученый. — 2016. — №10.1. — С. 36-39. — URL https://moluch.ru/archive/114/29406/ (дата обращения: 06.09.2018).

На современном этапе развития таможенного дела России таможенный контроль после выпуска товаров является достаточно эффективным механизмом защиты экономических интересов государства.

В соответствии со Стратегией развития таможенной службы до 2020 года, основным приоритетным направлением развития таможенного дела является проведение необходимых мер по развитию и совершенствованию таможенного контроля после выпуска [1]. В связи с этим система таможенного контроля должна обеспечить эффективное противодействие угрозам безопасности государства, предупреждение и пресечение нарушений таможенных правил, способствовать пополнению доходной части федерального бюджета. Естественно в таких условиях акцент таможенного контроля планомерно переносится на этап после выпуска товаров. Усовершенствование таможенного контроля после выпуска товаров является стратегическим направлением развития таможенной деятельности, и в настоящий период времени его роль и значение возрастают [5; 6]. Это обуславливается необходимостью перемещения акцентов таможенного контроля на этап «после выпуска товаров».

В связи с актуальностью данной темы необходимо рассмотреть итоги деятельности таможенных органов по осуществлению таможенного контроля после выпуска товаров.

В 2015 году деятельность подразделений таможенного контроля после выпуска была направлена на реализацию комплексной модели таможенного контроля для борьбы с незаконным ввозом и оборотом товаров на территории РФ. Работа проводилась в рамках проведения проверочных мероприятий. При этом учитывался отраслевой подход, который позволяет минимизировать риски нарушения таможенного законодательства и повысить результативность проверочных мероприятий после выпуска товаров.

Деятельность Главного управления таможенного контроля после выпуска товаров также была направлена на организацию деятельности мобильных групп. Такая работа способствовала усилению контроля соблюдения запрета на ввоз в РФ отдельных категорий товаров, а также автоматизации процессов (функций) планирования, организации и проведению таможенного контроля после выпуска товаров.

В 2015 году подразделениями таможенного контроля после выпуска товаров проведено 7678 проверочных мероприятий в отношении юридических, физических лиц и индивидуальных предпринимателей. По результатам проверочных мероприятий доначислено таможенных платежей и пеней, наложено штрафов на сумму 8,9 млрд руб. (на 22% больше, чем в 2014 году). Средняя сумма доначисленных таможенных платежей и пеней, наложенных штрафов на одну таможенную проверку в 2015 году увеличилась на 8% по отношению к 2014 году и составила 1,9 млн руб., а в пересчете на одну штатную единицу сумма увеличилась на 28% и составила 10,3 млн рублей [7].

Взыскано таможенных платежей и пеней, штрафов на сумму свыше 3,8 млрд руб. (на 30% больше, чем в 2014 году). Средняя сумма взысканных таможенных платежей и пеней, наложенных штрафов на одну таможенную проверку в 2015 году увеличилась на 15% по отношению к 2014 году. Она составила 800 тыс. руб., а на одну штатную единицу увеличилась на 37% и составила 4,4 млн рублей.

По результатам проверочных мероприятий отмечается положительная динамика роста бюджетной эффективности проводимых таможенных проверок.

В 2015 году проведено 1027 таможенных проверок, которые направлены на профилактику правонарушений в таможенной сфере, в том числе на основании результатов применения СУР и категорирования участников ВЭД. По результатам проверочной деятельности ФТС России возбуждено 3497 дел об административных правонарушениях (АП) и 226 уголовных дел, назначено наказаний в виде штрафов на сумму 1,1 млрд рублей.

Как известно, при осуществлении таможенного контроля после выпуска товаров таможенные органы могут взаимодействовать с другими органами государственной власти. Так, за прошедший год налоговыми и иными правоохранительными и контролирующими органами, по результатам успешного и четкого взаимодействия, было возбуждено 313 дел об АП и 29 уголовных дел, налоговыми органами доначислено 5,9 млрд руб., отказано в возмещении НДС на сумму 4 млрд рублей. По материалам, переданным в иные государственные контролирующие и правоохранительные органы, доначислено 148,6 млн рублей.

В настоящее время таможенные органы особое внимание уделяют контролю за соблюдением санкций, введённых РФ в отношении некоторых стран. Для контроля за перемещением товаров, запрещенных к ввозу, в таможенных органах Центрального, Северо-Западного, Приволжского, Сибирского и Уральского таможенных управлений, в местах, приближенных к российско-казахстанскому и российско-белорусскому участкам государственной границы Российской Федерации, созданы и функционируют 32 мобильные группы. На них возложены функции по обеспечению соблюдения запретов на ввоз и оборот в РФ товаров, страной происхождения которых является Украина, товаров, ввозимых на территорию Республики Казахстан с применением таможенной льготы в виде пониженной ставки ввозной таможенной пошлины, а также товаров, страной происхождения которых является Турецкая Республика.

Работа указанных мобильных групп осуществляется во взаимодействии с территориальными подразделениями МВД России (ГИБДД), Роспотребнадзора, Россельхознадзора, Ространснадзора и Пограничной службы ФСБ России.

Региональными таможенными управлениями и таможнями, которые непосредственно подчинены ФТС России, на основе информации подразделений таможенного контроля после выпуска товаров разработано и утверждено 367 профилей рисков (один общероссийский, 20 региональных, 127 зональных и 219 целевых). Эти профили рисков предусматривают применение таможенными органами мер по минимизации рисков, направленных на выбор объектов таможенного контроля, в том числе после выпуска товаров на основе индикаторов рисков, выявляемых при декларировании товаров до их выпуска [8].

Для более подробного анализа необходимо рассмотреть осуществление таможенного контроля после выпуска товара на примере Приволжского таможенного управления.

Подразделениями таможенного контроля после выпуска товаров Приволжского таможенного управления в 2015 году проведено 1 414 проверочных мероприятий, из них 601 в форме таможенной проверки (табл. 1).

Динамика показателей деятельности таможенных органов ПТУ, проводивших контроль после выпуска товаров в форме таможенной проверки

ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ

Большой юридический словарь. — М.: Инфра-М . А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева . 2003 .

Смотреть что такое «ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ» в других словарях:

Таможенный контроль — проверка документов, маркировки и обеспечений; досмотр и учет транспортных средств, товаров, валюты, ценностей; + другие регулируемые законодательством страны действия должностных лиц таможни, направленные на обеспечение соблюдения юридическими и … Финансовый словарь

ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ — совокупность мер, осуществляемых таможенными органами Российской Федерации в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации, а тж. законодательства РФ и международных договоров РФ, контроль за исполнением которых… … Юридическая энциклопедия

Таможенный контроль — совокупность мер, осуществляемых таможенными органами Российской Федерации в целях обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации о таможенном деле, а также законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской… … Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия

Таможенный контроль — (англ. customs control) гос ная контрольная деятельность, осуществляемая в соответствии с таможенным законодательством РФ должностными лицами таможенных органов. Т.к. осуществляется путем: проверки документов и сведений, необходимых для… … Энциклопедия права

таможенный контроль — (см. customs examination, customs inspection и customs check) [Упрощение процедур торговли: англо русский глоссарий терминов (пересмотренное второе издание) НЬЮ ЙОРК, ЖЕНЕВА, МОСКВА 2011 год] EN customs control (see customs examination, customs… … Справочник технического переводчика

ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ — термин ТК, означающий совокупность мер, осуществляемых таможенными органами РФ в целях обеспечения соблюдения законодательства РФ о таможенном деле, а также законодательства РФ и международных договоров РФ, контроль за исполнением которых… … Энциклопедия российского и международного налогообложения

Таможенный контроль — Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону. Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов. Таможенный контроль совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях… … Википедия

Таможенный контроль — 31) таможенный контроль совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза и законодательства государств… … Официальная терминология

ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ — совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства (статья 8 ТмК Республики Беларусь). Таможенный контроль в соответствии со статьей 275 ТмК Республики Беларусь осуществляется… … Таможенное дело. Толковый словарь

ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ — в соответствии с п. 22 ст. 18 ТмК (для сведения: с 1 июля 2007 г. вступает в силу новый Таможенный кодекс Республики Беларусь, принятый 4 января 2007 г.) под таможенным контролем понимается совокупность мер, осуществляемых таможенными органами… … Юридический словарь современного гражданского права

Учебное пособие «Экономика таможенного дела»

5.8 Институты, осуществляющие контроль и их функции
В целях эффективного управления государственными финансами в России действует система контроля за использованием бюджетных средств. Она включает внешний (государственный) и внутренний (ведомственный) контроль.

Необходимым условием функционирования контроля является четкая правовая регламентация всех аспектов контрольной деятельности, а именно:

  • определение границ контроля;
  • методов и форм осуществления;
  • установление правового статуса контрольных органов;
  • объема прав и обязанностей контролирующих органов.

Федеральная таможенная служба осуществляет внутренний контроль за соблюдением таможенными органами и подведомственными организациями требований бюджетного законодательства, составлением и исполнением смет доходов и расходов, финансовым состоянием и эффективным использованием материальных и финансовых ресурсов, а также правильным ведением бухгалтерского учета и отчетности.

Специально созданные подразделения таможенной службы проводят инспектирование:

— административно-хозяйственной деятельности, материально-технического оснащения таможенных органов;

— исполнения таможенного законодательства Российской Федерации и Таможенного союза, международных договоров и нормативных актов ФТС России;

— реализации эффективной кадровой политики в таможенных органах;

— эффективности функционирования системы управления таможенного органа;

— качества оказываемых таможенных услуг;

— использования финансовых средств на предмет законности и эффективности;

— кадровой и социальной политики и др.

Инспекторская проверка позволяет определить соответствие деятельности таможенного органа целям, задачам и функциям, возложенным на него действующими положениями, нормативными и организационно-распорядительными документами. Инспекторские проверки проводятся по решению председателя ФТС России, начальника РТУ.

Особое место в системе ведомственного контроля за деятельностью таможенных органов занимает деятельность отделов контроля за соблюдением законодательства по делам о нарушении таможенных правил . На них возложена функция проверки правильности расследования и рассмотрения дел по жалобам лиц, привлекаемых к административной ответственности.

Результаты внутреннего контроля должны быть обобщены в отчете и сгруппированы по видам финансовых нарушений: нецелевое, неэффективное, неправомерное или иное финансовое нарушение с указанием мер, принятых по результатам проведенных контрольных мероприятий.

Правом осуществлять внешний финансовый (бюджетный) контроль за использованием федеральных средств, согласно Бюджетному кодексу РФ, имеют право Министерство финансов РФ, Органы Федерального казначейства, Счетная палата Российской Федерации.

Счетная палата является постоянно действующий орган государственного финансового контроля. Проводит Счетная палата все виды контроля, но основной упор делается на последующий контроль. Она подотчетна Федеральному Собранию.

Основными задачами Счетной палаты являются:

  1. организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального по объемам, структуре и целевому назначению;
  2. определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;
  3. оценка обоснованности видов доходов и расходов федерального бюджета;
  4. финансовая экспертиза проектов федеральных законов и нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти;
  5. анализ выявленных отклонений от установленных показателей бюджета и подготовка предложений по их устранению;
  6. контроль за законностью и своевременностью движения бюджетных средств в финансово-кредитных учреждениях.

Решая перечисленные задачи, Счетная палата осуществляет контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную виды деятельности:

Особое место в системе общегосударственного финансового контроля занимает Министерство финансов РФ. Оно осуществляет контрольную деятельность в процессе формирования бюджетов Российской Федерации (при рассмотрении проектов финансовых планов и смет, росписи доходов и расходов), финансировании расходов бюджета, проведении проверок и ревизий, составлении отчета об исполнении бюджета, проводит финансовый контроль. В случае выявления нарушений должностные лица финансовых органов предлагают руководителем проверяемой или вышестоящей организации отстранить от работы виновных лиц и передают материалы ревизии следственным органам. Сами они не вправе самостоятельно наказывать и привлекать виновных лиц к ответственности.

В целях усиления контроля за поступлением доходов, целевым и экономным использованием государственных средств Указом Президента РФ в составе Министерства финансов создана единая централизованная система — органы федерального казначейства России. Федеральное казначейство России включает в себя Главное управление федерального казначейства Министерства финансов РФ и управления федерального казначейства в субъектах РФ и отделения казначейства, которые могут находиться в муниципальных образованиях. В России осуществляется казначейская система исполнения бюджетов. Казначейские органы осуществляют предварительный и текущий финансовый контроль.

Казначейство осуществляет сбор, обработку и анализ информации о состоянии государственных финансов. Представляет высшим законодательным и исполнительным органам государственной власти и управления отчетность о финансовых операциях Правительства РФ и состоянии бюджетной системы РФ.

В целях укрепления бюджетной дисциплины Казначейство наделено следующими правами:

проверять денежные документы, регистры бухгалтерского учета, отчеты, планы, сметы и другие документы, характеризующие состояние федерального бюджета;

получать от финансово-кредитных учреждений справки о состоянии счетов предприятий, организаций, учреждений, в том числе и таможенных органов, использующих средства федерального бюджета, федеральных внебюджетных фондов;

требовать от руководителей и должностных лиц устранения выявленных нарушений;

взыскивать в бесспорном порядке бюджетные средства, используемые не по целевому назначению, с наложением штрафа в размере действующей учетной ставки Центробанка РФ и т.д.

Казначейские ревизии могут проводиться в министерствах, ведомствах, предприятиях, учреждениях, организациях, в банках и иных финансово-кредитных учреждениях.

Контроль за полнотой и своевременностью перечисления налогов в бюджет всеми юридическими и физическими лицами осуществляет Федеральная налоговая служба, которая является администратором доходов бюджетов РФ. Федеральная налоговая служба России осуществляет налоговый контроль. Как и все федеральные органы исполнительной власти, имеют иерархическую строго выстроенную систему управления.

Основными задачами Федеральной налоговой службы являются контроль:

  • соблюдения налогового законодательства Российской Федерации;
  • правильности применения налогооблагаемой базы, ставки объектов налогообложения, начисления;
  • проверка полноты и своевременности перечисления в бюджеты Российской Федерации налоговых платежей;
  • предоставлением налоговых отчетов и др.
  • Результаты проверок налоговые органы оформляют актами, где отражаются факты нарушения и даются указания об их устранении и внесении причитающихся сумм в бюджеты.

    Общегосударственный финансово-бюджетный контроль осуществляют финансово-кредитные учреждения. Они проводят банковский и валютный контроль. Особое место в системе банковского контроля занимает Центробанк РФ. При проведении международных расчетов они осуществляют и валютный контроль. Кроме Центробанка РФ валютный контроль осуществляют также Правительство РФ, Федеральная таможенная служба. Таможенные органы, органы Центробанка России при осуществлении валютного контроля руководствуются федеральным законом от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

    Следует немного сделать акцент на валютном контроле, поскольку в последние годы наблюдается усиленный вывоз капитала за границу и увеличение правонарушений связанных с перемещением валюты и валютных ценностей.

    Функциями валютного контроля являются:

    • организация и осуществление валютного контроля;
    • организация проверок соблюдения участниками ВЭД валютного законодательства, законодательства страны о государственном регулировании ВЭД;
    • осуществление производства по делам об административных правонарушениях в части валютных операций;
    • осуществление взаимодействия с органами и агентами валютного контроля, учреждениями Центробанка РФ, правоохранительными, налоговыми и иными государственными органами;
    • определение полноты и своевременности поступления выручки от экспорта товаров;
    • обоснованность оплаты резидентами импортируемых товаров;
    • эквивалентность и соблюдение сроков встречных поставок при исполнении внешнеторговых бартерных сделок;
    • законность операций неторгового характера — перемещение через таможенную границу валюты, ценных бумаг, выраженных в валюте, валютных ценностей.
    • ^ Виды правонарушений в части валютных операций (незаконного вывоза капитала) проявляются в следующих операциях:

        • сокрытие, полный или частичный не перевод, несвоевременный перевод экспортной валютной выручки на счета российских банков;
        • перевод иностранной валюты со счетов резидентов в российских банках на счета нерезидентов в иностранных банках в качестве взносов в уставные фонды без разрешения Центробанка РФ;
        • портфельные инвестиции российских предприятий и организаций в ценные бумаги иностранных компаний без разрешения Центробанка РФ;
        • фиктивные документы (контракты на импорт, кредитные соглашения, завышенные проценты) и др.
        • ^ Основные выводы по 5-му разделу

          1 Прогнозирование и планирование – это функции управления, посредством которой в таможенных органах вырабатываются организационные правила предстоящей деятельности. С помощью прогнозирования и планирования определяются цели и направления развития таможенной системы, определяются методы и способы достижения поставленных целей и задач в области осуществления таможенной деятельности и удовлетворения потребностей потребителей в таможенных услугах.

          2 К основным принципам планирования в таможенных органах относятся: непрерывность планирования, научность, нацеленность планов на рациональное использование ресурсов, взаимная увязка и координация планов. Для реализации перечисленных принципов планирования, используются методы планирования: программно-целевой, системного анализа, балансовый, статистические и др.

          3 Деятельность, связанную с планированием в системе таможенных органов следует разделить на несколько этапов:

          — процесс составления планов, т.е. принятия решений о миссии и целях таможенных органов и способах достижения целей и задач. Этот этап включает в себя составление программ развития таможенного дела и расчет производственной мощности таможенного органа;

          — деятельность по реализации плановых решений. Результатами этой деятельности являются реальные показатели деятельности таможенных органов;

          — анализ и контроль результатов. На этом этапе происходит сравнение реальных результатов с плановыми показателями, а также создание предпосылок для будущего планирования и прогнозирования.

          4 Важное место отводиться в развитии экономики таможенного дела целевым программам. Содержание целевых программ регламентируется необходимостью решения конкретных задач в области таможенного дела, интересами экономической и национальной безопасности страны. Программная деятельность ФТС России направлена на достижение стратегических целей, решение тактических задач таможенных органов.

          5 Согласно статье 152 Бюджетного кодекса РФ, таможенные органы Российской Федерации в процессе исполнения бюджета выступают органами, формирующими сбор доходов, т.е администратором доходов федерального бюджета в части уплаты таможенных платежей, и главными распорядителями и распорядителями бюджетных средств в части осуществления таможенного дела и функционирования таможенных органов.

          6 В целях эффективного управления государственными финансами в России действует система контроля за использованием бюджетных средств. Она включает внешний (государственный) и внутренний (ведомственный) контроль. Федеральная таможенная служба осуществляет внутренний контроль за соблюдением таможенными органами и подведомственными организациями требований бюджетного законодательства, составлением и исполнением смет доходов и расходов, финансовым состоянием и эффективным использованием материальных и финансовых ресурсов, а также правильным ведением бухгалтерского учета и отчетности.

          Правом осуществлять внешний финансовый (бюджетный) контроль за использованием федеральных средств, согласно Бюджетному кодексу РФ, имеют право Министерство финансов РФ, Органы Федерального казначейства, Счетная палата Российской Федерации, Центробанк РФ, органы Федерального казначейства.
          ^ Вопросы для обсуждения

          1Отразите роль планирования и прогнозирования в развитии экономики таможенного дела?

          2 Каковы отличительные особенности стратегических, тактических и оперативных планов?

          3 Какие задачи решаются посредством целевых программ в таможенной службе России?

          4 Какие натуральные и стоимостные показатели деятельности таможенных органов являются предметом планирования?

          5 Как разрабатываются плановые задания и параметры развития известного вам таможенного поста (таможни)?

          6 Какие методы планирования используются в таможенных органах?

          7 Укажите принципы финансирования расходов бюджета.

          8 Укажите роль бюджетной классификации РФ в формировании доходов и расходов бюджетов таможенной организации.

          9 Какие функции выполняют таможенные органы в бюджетном процессе?

          10 Укажите роль Бюджетной классификации РФ в финансировании расходов бюджета.

          11 Укажите принципы финансирования расходов бюджета.
          ^ Тесты для самоконтроля

          1 Система планов в таможенных органах включает:

          а) организационные планы;

          б) организационные планы и планы задания по перечислению таможенных платежей;

          в) целевые программы развития таможенной службы, планы задания по перечислению таможенных платежей, организационные планы, планы капитальных вложений.

          2 Отметьте факторы внешней среды, учитываемые при разработке планов развития таможенной службы:

          а) состояние таможенной инфраструктуры;

          б) перспективы развития внешнеторгового оборота;

          в) образование экономических и таможенных союзов;

          г) уровень технического оснащения таможенных органов;

          д) финансовые обязательства бюджета.

          3 В каких случаях при планировании применяется метод нормативного планирования:

          а) когда не установлены нормы расхода материалов;

          б) при составлении расходов таможенных органов с финансовыми обязательствами бюджета;

          в) при проведении научно-исследовательских работ, при разработке программ развития системы;

          г) при моделировании худших и наиболее благоприятных показателей развития таможенной службы.

          4 Первая стадия план6ирования в таможенном деле включает:

          а) предплановые разработки;

          б) разработка и доведение планов до исполнителей;

          в) контроль исполнения планов;

          г) таможенный контроль.

          5 Под производственной мощностью таможенной организации понимается:

          а) способность средств труда к производству объема таможенных работ и услуг за определенный период, в соответствии с установленным режимом работы;

          б) отношение фактического производства услуг к среднегодовой производственной мощности данного года;

          в) пропускания способность звеньев основного производства;

          г) отношение фактической производительности основного технологического оборудования к его нормативной производительности

          6 Для расчета производственной мощности используются следующие исходные данные:

          а) количество, состав и техническое состояние оборудования, данные о производственных площадях;

          б) наличием в таможни «узких мест»;

          в) технические нормы производительности оборудования;

          г)количество оформленных товаров, документов, пассажиров.

          7 Бюджетное финансирование – это:

          — предоставление на безвозмездной основе средств из бюджетов РФ предприятиям, учреждениям, организациям для покрытия расходов;

          — совокупность действий исполнительных органов власти по осуществлению финансово-бюджетной политики и управлению бюджетной системой;

          — форма образования и расходования фонда денежных средств, для финансового обеспечения задач и функций государства;

          — образование фондов материального поощрения, социально-культурных мероприятий.

          ^ 6 Интеграция в сфере таможенного дела
          Ключевые слова: таможенная интеграция, формы интеграции, направления интеграции, Всемирная торговая организация, Всемирная таможенная организация.

          Цель: сформировать представление о теоретических положениях развития экономики в условиях таможенной интеграции и роли таможенных органов в осуществлении таможенной интеграции.
          ^ 6.1 Цели, формы, способы таможенной интеграции
          6.1.1 Экономическое содержание интеграции
          В условиях развития экономических связей между странами и, особенно между их фирмами на основе международного разделения труда экономические отношения все больше принимают глобальный характер. Открытость национальных экономик, деятельность транснациональных компаний, международная торговля, миграция капитала, современные системы транспорта, связи и информации способствовали развитию интеграционных процессов.

          Интеграция становится неотъемлемой составляющей политического, экономического и культурного развития современного мира. В настоящее время большинство государств в той или иной степени включены в интеграционные процессы.

          При этом следует заметить, что развитие глобальных процессов несколько снизило интерес учёных к анализу понятия «интеграция», отчасти подменив его глобализацией. В то же время актуальность самих интеграционных процессов продолжает существенно возрастать. Процессы глобализации, регионализации, интеграции становятся реалиями современных международных отношений.

          Мировое общество наблюдает активное расширение Евросоюза за счет вступления в него стран Восточной Европы, процессы развития интеграционных группировок в Азиатско-Тихоокеанском регионе, интеграционные процессы в Евразийском сообществе, одним из которых является формирование Таможенного союза между Российской Федерацией и Республиками Беларусь и Казахстан.

          Все это требует пристального внимания к различным аспектам процессов интеграции. С целью развития интеграционных процессов на основе научно-обоснованных подходов требуется уточнение экономического содержания основных характеристик интеграции. Содержание понятий «интеграция», «экономическая интеграция», «таможенная интеграция» остаются дискуссионными. При том факте, что термин «интеграция» активно используется при описании международных экономических отношений – от торговли и международных финансовых отношений, движения трудовых ресурсов и капитала до кооперации в сфере контроля за загрязнением окружающей среды и использованием морского дна, регулированием международного воздушного транспорта. Важность раскрытия понятия «интеграция» дает нам основание для пристального изучения его содержания.

          Понятие «интеграция» происходит от латинского integratio, что дословно можно перевести как «воссоединение, восполнение».

          Под интеграцией зачастую понимается сближение, взаимное проведение процессов и формирование на этой основе общих пространств: экономического, политического, общественного, ценностного.

          В экономической науке понятие интеграция имеет несколько значений: процесс, конечное состояние, комбинация процесса и состояния дел.

          Так, Роберт Хайн, пишет, что международная экономическая интеграция подразумевает как состояние дел, так и процесс. В качестве состояния дел она относится к уровню слияния первоначально отдельных экономик, а как процесс означает постепенное упразднение барьеров.

          Определение интеграции как процесса подразумевает, что окончанием этого процесса является такая стадия, на которой все препятствия между странами-партнерами ликвидированы или минимизированы. Рассмотрение с точки зрения состояния означает достижение определенных соглашений, этапов развития в области взаимодействия интегрированных экономик.

          Интеграция, по сути, представляет особую форму реализации международных экономических взаимосвязей между хозяйственными субъектами различных стран, нацеленную на достижение эффективности в экономической деятельности за счет разделения труда и свободного перемещения в мировом пространстве товаров, рабочей силы, технологий и капитала. При этом создание всемирного хозяйства не означает автоматического включения в него всех национальных экономик.

          Экономический смысл интеграции состоит в объединении национальных экономик в один воспроизводственный комплекс. Это предполагает как устранение межгосударственных таможенных и прочих барьеров, так и согласование между заинтересованными странами конечных целей социально-экономического развития и выработку согласованных направлений структурной, инновационной, внешнеэкономической и социальной политики.

          Быстрый количественный рост межстрановых экономических взаимодействий привел к тому, что в последние десятилетия стал широко использоваться термин «международная экономическая интеграция», как создание единого целого из ряда разрозненных элементов. Такое понимание интеграции стало распространенным в связи с началом создания интеграционного объединения на территории послевоенной Европы. Отчасти в этом ограниченном значении термин широко используется и до сегодняшнего дня.

          Зачастую стали использовать в публикациях данный термин как синоним глобализации, что не совсем верно.

          ^ Международная экономическая интеграция – это процесс хозяйственно-политического объединения стран на основе развития устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами, взаимодействие их воспроизводственных структур на различных уровнях и в различных формах.

          Однако не всякое хозяйственное сближение можно назвать международной экономической интеграцией, а лишь то, которое осуществляется политически самостоятельными государствами и носит добровольный характер.

          Международная экономическая интеграция представляет собой объективный, целенаправленный процесс сближения, сращивания национальных хозяйственных систем разных государств, преследующий цели эффективного развития экономик за счёт интеграционного эффекта.
          ^ 6.1.2 Условия, цели, формы, способы таможенной интеграции
          После распада СССР бывшие союзные республики, в том числе и Россия, стали проявлять интерес к интеграции. В начале это проявлялось в попытках оградить, хотя бы частично, прежнее единое экономическое пространство от дезинтеграционных процессов, особенно в областях, в которых прекращение связей оказывало неблагоприятное воздействие на состояние отраслей национальной экономики. В дальнейшем усилились стремления к интеграции на иных основах. Интеграция стала неотъемлемой составляющей политического, экономического и культурного развития многих государств.

          Занимая место в каких-либо интеграционных процессах, государства-участники стали иметь возможность получения значительно больших материальных, интеллектуальных и иных средств, чем в одиночку. В экономическом отношении — это преимущества в привлечении инвестиций, укрепление производственных зон, стимулирование торговли, свободное перемещение капитала, рабочей силы и услуг. В политическом отношении — снижение риска конфликтов, в том числе вооруженных.

          Исходным пунктом интеграции являются прямые международные экономические, производственные, научно-технические, технологические связи на уровне хозяйствующих субъектов, институтов власти, которые развиваясь и вглубь и вширь, способствуют сращиванию национальных хозяйств. За этим следует углубление связей государственных экономических, правовых, фискальных, социальных институтов, вплоть до определенного сращивания управленческих структур.

          Среди множества факторов, влияющих на уровень интегрирования экономики страны в систему мирового хозяйства, важнейшими являются два фактора. Во-первых, участие в мировой экономической интеграции любой страны становится возможным при создании определенных условий для адаптации национального хозяйства и правовой базы государства к унифицированным нормам и требованиям всемирного хозяйства.

          Во-вторых, возможность получения эффекта (экономической и политической выгоды) для страны на длительную перспективу от интеграционного процесса.

          В России имеются предпосылки для успешного проведения интеграционных процессов. К таковым относятся: развитая научная база, обеспеченность сырьем и энергоресурсами, высокий научно-технический и кадровый потенциал.

          В процессе интеграции большое внимание уделяется изменению институциональной структуры мировой экономики, созданию более благоприятных условий для развития международной торговли и производства, что чаще всего это выражается в либерализации отношений между государствами.

          В то же время не всегда учитывается тот факт, что интеграция создается экономическими агентами, основными из которых в современных условиях являются крупные транснациональные корпорации (ТНК). Именно от их активности, заинтересованности в процессах интеграции во многом зависит успех интеграционных мероприятий.

          Предпосылками для экономической интеграции являются:

          — общие экономические интересы, проблемы;

          — сходство уровней экономического развития интегрирующихся стран;

          — наличие общих границ, географическая близость;

          — потребность в достижении быстрого эффекта;

          — политические задачи и др.

          Целей и предпосылок может быть несколько, это усиливает эффект интеграции.

          Основной экономической целью интеграции выступает стремление повысить эффективность функционирования национальных экономик за счет условий и факторов, возникающих в ходе развития регионального международного обобществления производства.

          Процесс интеграции может выполнять определенные функции в зависимости от стратегических направлений её действия:

          — расширение мировой торговли;

          — увеличение инвестиционных потоков;

          — расширение объема рынка услуг;

          — усиление роли информации;

          Для интеграционных процессов характерно развитие, как по вертикали и горизонтали. При интеграции по вертикали происходит выстраивание соответствующих международно-правовых институтов (международных организаций, ТНК) посредством увеличения количества надстроечных организаций. По горизонтали расширяется количество государств, вовлекаемых в интеграционное объединение на одном уровне.

          В зависимости от объекта и субъекта интеграции различают интеграции: макроэкономические (интеграция на государственном уровне) и микроэкономические (межфирменные объединения ТНК).

          Процесс интеграции может происходить несколькими способами:

          — посредством международной торговли, которая является важным связующим звеном между национальными экономиками;

          — посредством международного движения факторов производства, в частности движения капиталов, рабочей силы;

          — через международное движение научных достижений, идей, технологий.

          Большинство транснациональных компаний и секторов производства и услуг организованы регионально. Так, большой поток интеграционных ресурсов в части международного движения товаров, капитала, финансов, технологий сконцентрирован в США, Западной Европе и Японии.

          Интеграция оказывает непосредственное влияние на развитие экономик интегрирующих государств. Анализ взаимодействия государств, вступивших в интеграционные объединения, показывает, что экономика этих государств начинает испытывать мощное воздействие общих процессов, характерных для взаимодействующих партнеров. Причем эти процессы имеют как позитивные, так и определенные отрицательные тенденции.

          ^ Преимуществами интеграции для национальных хозяйств являются:

          — увеличение размеров рынка – проявление эффекта масштаба производства;

          — рост конкуренции между странами;

          — создание благоприятной внешнеэкономической среды;

          — ускорение темпов информационно-технологического обмена, содействующего снижению себестоимости, повышению качества и конкурентоспособности экспортной продукции;

          — расширение торговли параллельно с расширением инфраструктуры;

          — распространение новейших технологий;

          — усиление роли члена интеграционного блока в объединении, что обеспечивает его государству лучшие позиции в торгово-экономических переговорах;

          — увеличение миграционного оборота между странами, позволяющего урегулировать социально-экономические проблемы.

          ^ Отрицательные последствия интеграции проявляются в виде:

          — оттока ресурсов (факторов производства), их перераспределения в пользу более сильных партнеров, что может привести к появлению застойных и отсталых зон внутри интегрированной группировки;

          — олигопольного сговора между транснациональными корпорациями (ТНК), как результат возможно заключение негласных картельных соглашений между компаниями, завышение цен, которые ограничивают здоровую рыночную конкуренцию;

          — эффекта потерь от увеличения масштабов производства.

          ^ Государственно-правовой механизм реализации функций интеграции в мировую экономику представляет собой трехуровневую систему:

          1) государственные органы (законодательные и исполнительные органы);

          2) институты обслуживающие процесс интеграции (финансово-кредитные, страховые, правовые и др.);

          3) негосударственные учреждения и предприятия, непосредственно участвующие в интеграционных процессах.

          Процесс интеграции России в мировое хозяйство, ее утверждение как равноправного участника в системе международных экономических отношений в международном разделении труда в последние годы актуализируется. Одним из важных направлений интеграции становится таможенная интеграция.

          Интеграция в области таможенного дела — совокупность экономических и организационно-правовых взаимоотношений в области регулирования внешнеторговой деятельности.

          Способами интеграции в области таможенного дела выступают:

          — объединение различных международных таможенных служб;

          — заключение договоров и многосторонних соглашений;

          — выработка единых тарифов;

          — согласованные системы описания и кодирования товаров;

          — создание региональных международных организаций, устанавливающих правила, нормы, процедуры регулирования внешнеторговой деятельности.

          Интеграция в области таможенного дела формируется на основе международных соглашений, договоров. Они могут быть двусторонними и многосторонними.

          ^ Примерами международных соглашений и договоров в области таможенного дела являются:

          — Конвенция о гармонизированной системе описания и кодирования товаров;

          — Конвенция о создании Совета таможенного сотрудничества;

          — Конвенция о создании международного союза публикации таможенных тарифов;

          — Таможенная конвенция о карнете АТА для временного ввоза товаров;

          — Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП;

          — Таможенная конвенция о взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений;

          — Двусторонние Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительствами Королевства Дании, Республики Индии, Турецкой Республики, Германии, Чехии, Словакии, Македонии о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах и др.

          Институты, реализующие международные договора, соглашения, мероприятия выполняют определенные функции и, как правило, носят региональный характер. Примеры региональных интеграционных объединений и международных организаций (институтов) в области таможенного дела, в которых Российская Федерация принимает участие, представлены на рисунке 15.

          Основными результатами интеграции являются синхронизация процессов экономического и социального развития стран, сближение макроэкономических показателей развития, углубление взаимозависимости экономик, рост ВВП и производительности труда, рост масштабов производства, сокращение издержек, образование региональных рынков торговли.

          Международные организации в таможенной сфере

        • Содружество Независимых Государств (СНГ), 1991 г.;
        • Совет государств Балтийского моря, 1992г.
        • Совет Баренцева / Евроарктического региона, 1993г.
        • Организация Черноморского экономического сотрудничества, 1993 г.
        • Шанхайская организация сотрудничества, Россия является одной из стран основателей, 1996-1997гг.;
        • Союзное государство России и Беларуси, 1997 г.;
        • Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС), Россия присоединилась в 1998 г.;
        • Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭс), 2000 г.;
        • Таможенный союз России, Казахстана и Белоруссии, 2009 г.
          • Всемирная торговая организаций (ГАТТ\ВТО), Россия является наблюдателем с 1990 г. (СССР);
          • Всемирная таможенная организация (ВТО/СТС), Россия присоединилась в 1992 г.;
          • Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД);
          • Международная организация по стандартизации (ИСО), Россия стала участником как правопреемница СССР с 1947г.
          • И др.
          • Рисунок 15 — Региональные интеграционные объединения и международные организации в области таможенного дела (институты)
            В зависимости от целей и задач, решаемых в процессе объединения, формы интеграции могут быть различными, и каждая из них обладает определенными особенностями. Они представлены в таблице 27.

            Таблица 27 — Формы интеграции и их особенности

Закрыть меню