Таможенный органы полномочия

5. Таможенные органы: понятие, краткая характеристика, структура, полномочия

Таможенный орган – это федеральный орган исполнительной ветви власти, наделенный особыми функциями, который является основным претворите-лем таможенной политики РФ.

Система таможенных органов – совокупность таможенных органов (ст. 402 ТК РФ). Таможенные органы могут осуществлять как исполнительную, так и распорядительную деятельность.

Исполнительная деятельность таможенных органов заключается в осуществлении ими своих непосредственных функций в компетентных рамках. Распорядительная деятельность таможенных органов может определяться в строго очерченных границах различных положений, предусмотренных в таможенном деле.

В соответствии со ст. 402 ТК РФ система таможенных органов РФ содержит в себе:

1) федеральную службу, уполномоченную в области таможенного дела. Иными словами, речь идет о Государственном таможенном комитете – ГТК России, который находится в ведении Министерства экономического развития и торговли РФ;

2) региональные таможенные управления;

4) таможенные посты.

В соответствии со ст. 403 ТК РФ функции таможенных органов заключаются в следующем:

1) осуществление таможенного оформления и таможенного контроля, создание условий, способствующих ускорению товарооборота через таможенную границу;

2) взимание таможенных пошлин, налогов, антидемпинговых, специальных и компенсационных пошлин, таможенных сбор, контроль правильности исчисления и своевременности уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принятие мер по их принудительному взысканию;

3) обеспечение соблюдения порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу;

4) ведение борьбы с контрабандой и иными преступлениями, административными правонарушениями в сфере таможенного дела;

5) осуществление в пределах своей компетенции валютного контроля операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, в соответствии с законодательством РФ о валютном регулировании и валютном контроле;

6) ведение таможенной статистики внешней торговли;

7) обеспечение выполнения международных обязательств РФ в части, касающейся таможенного дела, осуществление сотрудничества с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела;

8) проведение научно-исследовательских работ в области таможенного дела.

Принципы деятельности таможенных органов:

2) приоритета прав и свобод человека и гражданина;

4) сочетания единоначалия и коллегиальности;

5) единства и целостности системы таможенных органов;

6) единства целей и задач таможенных органов.

6. Федеральная таможенная служба рф: структура, полномочия

Федеральная таможенная служба Российской Федерации (ФТС РФ) в соответствии с содержанием ТК РФ и утвержденным Указом Президента РФ от 25 октября 1994 г. № 2014 Положением о ГТК РФ (ГТК – Государственный таможенный комитет, позже преобразованный в ФТС РФ) является органом федеральной исполнительной власти, осуществляющим непосредственное руководство таможенным делом в стране. Как главный орган федеральной исполнительной власти РФ в сфере таможенного дела ФТС РФ, являясь главным исполнителем таможенного законодательства и таможенной политики РФ, осуществляет координацию действий подчиненных ему таможенных органов, а также имеет право издавать в пределах своей компетенции определенные нормативные правовые акты по таможенному делу, которые обязательны для исполнения всеми субъектами таможенной системы. Возглавляет ФТС РФ председатель, который назначается на эту должность Президентом РФ. ФТС РФ, как и любой другой государственный орган, имеет свои персональные функции, возложенные на него государством в целях осуществления таможенной политики как составного элемента экономической политики государства.

Основные функции ФТС РФ:

1) принимает участие в разработке предложений по реализации таможенной политики в РФ;

2) в возглавляемой им системе осуществляет полное регулирование деятельности государственных таможенных управлений и отделов;

3) принимает участие в разработке предложений по внесению изменений в таможенно-тарифное регулирование, а именно в механизм применения таможенных пошлин, налогов и сборов при возникновении таможенных правоотношений;

4) осуществляет таможенное оформление и таможенный контроль;

5) в пределах своей компетенции обеспечивает защиту прав и свобод граждан, а также различного рода организаций и учреждений, в той или иной степени занимающихся осуществлением таможенного дела;

6) осуществляет ведение таможенной статистики;

7) организует борьбу с контрабандой и иными преступлениями в сфере таможенного дела;

8) занимается подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации работников таможенных органов, а также иных служб, так или иначе связанных с таможенным делом в РФ;

9) осуществляет сотрудничество с различными международными органами государственной власти, компетентными в области таможенного права и политики.

Для осуществления своей деятельности ФТС РФ, помимо функций, имеет и свои собственные права, а именно на:

1) определение особенностей правового регулирования таможенных режимов;

2) ограничение или запрет на ввоз отдельных категорий товаров в свободные таможенные зоны либо помещение их на свободные склады;

3) установление упрощенного, льготного порядка перемещения физическими лицами товаров не для коммерческих целей;

4) образование координационных и экспертных советов, временных творческих коллективов и рабочих групп по вопросам таможенного дела и пр.

§ 2. Таможенные органы, их полномочия

В Российской Федерации правоохранительные органы, непо­средственно осуществляющие таможенное дело, составляют еди­ную федеральную централизованную систему таможенных орга­нов (см. схему 13).

Органы государственной власти субъектов РФ, органы местно-Ко самоуправления, общественные объединения не могут вмеши-

1 Континентальный шельф — морское дно и недра подводных районов, нахо­

дящиеся за пределами территориального моря РФ на всем протяжении естествен­

ного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной

окраины материка. См.: Федеральный закон *О континентальном шельфе Россий­

ской Федерации» от 30 ноября 1995 г. // СЗ РФ. 1995. № 49. Ст. 4694.

2 Протекционизм — экономическая политика государства, направленная на

•вщиту национальной экономики от иностранной конкуренции путем введения

Высоких пошлин на определенные ввозимые товары, ограничений или полного за-

f Прещения их ввоза и ряда других мер.

Схема 13. Система таможенных органов Российской Федерации

Государственный таможенный комитет РФ

Председатель ГТК

Коллегия ГТК Главные управления и иные структурные подразделения

Подведомственные предприятия,

учреждения, ВЦ и др.

Таможенные атташе представительств РФ за границей

Региональные таможенные управления РФ

Таможни РФ

Таможенные посты

ваться в деятельность таможенных органов при осуществлении ими своих функций.

Таможенными органами являются:

федеральный орган исполнительной власти, уполномочен­

ный в области таможенного дела;

региональные таможенные управления РФ;

Региональные таможенные управления, таможни и таможен­ные посты действуют на основании положений, утверждаемых ГТК России.

Создание, реорганизация и ликвидация региональных тамо­женных управлений, таможен и таможенных постов осуществля­ются ГТК России.

Никакие государственные органы, кроме Президента РФ й Правительства РФ, не вправе принимать решения, затрагиваю­щие компетенцию таможенных органов, выполнять без соответст­вующего допуска или изменять их функции, возлагать на них до* полнительные задачи или иным образом вмешиваться в деятель­ность этих органов, которая соответствует законодательству РФ. .

§ 2. Таможенные органы, их полномочия 307

В систему таможенных органов входят также не являющиеся правоохранительными органами учреждения, которые учрежда­ются федеральным органом исполнительной власти, уполномо­ченным в области таможенного дела, для обеспечения деятельно­сти таможенных органов (таможенные лаборатории, научно-ис­следовательские учреждения, образовательные учреждения, вычислительные центры и другие предприятия и организации (полиграфические, строительно-эксплуатационные и т.д.).

В соответствии с указанными конституционными положениями о монополии государства на таможенную деятельность все таможен­ные органы являются федеральными органами, их сотрудники — федеральными служащими, их имущество — федеральной собствен­ностью, а нормы таможенного права — федеральными нормами.

В задачи таможенных органов входит участие в разработке та­моженной политики России и ее реализация, организация и со­вершенствование таможенного дела, обеспечение экономической безопасности и единства таможенной территории РФ, защита эко­номических интересов РФ, обеспечение участия РФ в междуна­родном сотрудничестве по таможенным вопросам и др.

Возглавляет систему таможенных органов ГТК России, Поло­жение о котором утверждается Президентом РФ или по его пору­чению Правительством РФ1. Руководит работой ГТК России его председатель, назначаемый на должность и освобождаемый от нее Президентом РФ.

ГТК России осуществляет руководство нижестоящими тамо­женными органами. Для этих целей в его структуре образовыва­ются управления и отделы, каждый из которых осуществляет дея­тельность в каком-либо одном направлении. ГТК России осущест­вляет организационные и контрольные функции, определяет структуру таможенной системы, определяет правовой статус под­чиненных органов.

Региональные таможенные управления (РТУ) — промежу­точные звенья в системе таможенных органов между централь­ным органом (ГТК России) и местными таможенными учреждени­ями (таможни и таможенные посты) — создаются для осуществле­ния организации таможенного дела, руководства нижестоящими

1 См.: Указ Президента РФ от 25 октября 1Э94 г. Hz 2014 «Об утверждении Положения о Государственном таможенном комитете Российской Федерации» (в ред. Указа Президента РФ от 16 сентября1999 г. Н 1235) // СЗ РФ. 1999. № 38. Ст. 4533.

308 Глава XV. Таможенные органы РФ

таможенными органами1. Границы РТУ могут не совпадать с ад­министративно-территориальным делением РФ. В настоящее вре­мя создано 10 РТУ. Они осуществляют финансирование подчинен­ных таможенных органов, взаимодействие с органами местного самоуправления, другими правоохранительными органами, ком­мерческими структурами.

Таможня — это государственный орган, через который осуще­ствляется ввоз в страну и вывоз с ее территории экспортируемых и импортируемых товаров, багажа, почтовых отправлений и других грузов.

Границы деятельности таможни определяет ГТК России. Раз­личают пограничные таможни, создаваемые на таможенной гра­нице, и внутренние таможни, создаваемые в глубине территории страны. Наряду с сухопутными, создаются морские, речные и воз­душные таможни.

Таможенный пост — подразделение таможни, уполномочен­ное в полном объеме проводить таможенное оформление и тамо­женный контроль в определенном пункте или на конкретной тер­ритории. Таможенный пост обеспечивает в пределах своей компе­тенции защиту сведений, составляющих государственную тайну, а также сведений, засекречиваемых им (гл. 40 ТК).

Таможенные органы выполняют следующие основные функции:

осуществляют таможенное оформление (процедуры) и та­

взимают таможенные платежи, налоги, антидемпинговые,

специальные компенсационные- пошлины, таможенные сборы,

контролируют правильность исчисления и своевременность упла­

ты указанных пошлин, налогов, сборов, принимают меры по их

обеспечивают соблюдение порядка перемещения товаров и

транспортных средств через таможенную границу;

обеспечивают соблюдение установленных в соответствии с

законодательством РФ о государственном регулировании внешне­

торговой деятельности и международными договорами РФ запре­

тов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через та­

См.: Об утверждении общих положений о таможенных органах Российской Федерации: Общее положение о региональном таможенном управлении; Общее по­ложение о таможне; Общее положение о таможенном посте (Приказ ГТК России № 1082 от 10 октября 2002 г.) // БНА РФ. 2002. № 52.

§ 2. Таможенные органы, их полномочия 309

• обеспечивают в пределах своей компетенции защиту прав

• ведут борьбу с контрабандой и иными преступлениями, ад­министративными правонарушениями в сфере таможенного дела, пресекают незаконный оборот через таможенную границу нарко­тических средств, оружия, культурных ценностей, радиоактив­ных веществ, видов животных и растений, находящихся под угро­зой исчезновения, объектов интеллектуальной собственности, а ргакже оказывают содействие в борьбе с международным террориз­мом и пресечении незаконного вмешательства в аэропортах РФ в деятельность международной гражданской авиации;

осуществляют в пределах своей компетенции валютный

^контроль операций, связанных с перемещением товаров и транс-

шортных средств через таможенную границу, в соответствии с за­

конодательством РФ о валютном контроле;

ведут таможенную статистику внешней торговли;

обеспечивают выполнение международных обязательств РФ

в части, касающейся таможенного дела, осуществляют сотрудни­

чество с таможенными и иными компетентными органами ино­

странных государств, международными организациями, занима­

ющимися вопросами таможенного дела;

осуществляют информирование и консультирование в обла-

S-сти таможенного дела, обеспечивают в установленном порядке го­

сударственные органы, организации и граждан информацией по

• проводят научно-исследовательские работы в области тамо­

женного дела (ст. 403 ТК).

Таможенное оформление (процедуры) — это совокупность по­ложений, предусматривающих порядок совершения таможен­ных операций и определяющих статус товаров и транспортных средств для таможенных целей (гл. 8 ТК).

Таможенные операции — отдельные действия в отношении то­варов и транспортных средств, совершаемые лицами и таможен­ными органами в соответствии с ТК при оформлении товаров и транспортных средств.

Таможенный контроль — совокупность мер, осуществляе­мых таможенными органами России в целях обеспечения со­блюдения законодательства РФ о таможенном деле, а также за­конодательства РФ и международных договоров РФ, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы РФ (раздел IV ТК).

Глава XV. Таможенные органы РФ

В соответствии со ст. 366 ТК формами таможенного контроля являются:

1) проверка документов и сведений; 2) устный опрос; 3) полу­чение пояснений; 4) таможенное наблюдение; 5) таможенный осмотр товаров и транспортных средств; 6) таможенный досмотр товаров и транспортных средств; 7) личный досмотр; 8) проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков; 9) осмотр помещений и территорий для целей таможенного контроля; 10) таможенная ревизия.

Таможенному досмотру не подлежит личный багаж Президен­та РФ, в том числе и прекратившего свои полномочия, и следую­щих вместе с ним членов его семьи, а также личный багаж членов Совета Федерации Федерального Собрания РФ, депутатов Госу­дарственной Думы, судей, если указанные лица пересекают Госу­дарственную границу в связи с исполнением своих депутатских или служебных обязанностей.

Освобождаются от таможенного досмотра иностранные воен­ные корабли (суда), боевые воздушные суда и военная техника, следующая своим ходом (ст. 386 ТК).

Таможенный режим — это таможенная процедура, определя­ющая совокупность требований и условий, включающих порядок применения в отношении товаров и транспортных средств тамо­женных пошлин, налогов и запретов и ограничений, установлен­ных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также статус товаров и транспортных средств для таможенных це­лей в зависимости от целей их перемещения через таможенную границу и использования на таможенной территории РФ либо за ее пределами.

В целях таможенного регулирования в отношении товаров ст. 155 ТК устанавливаются следующие виды таможенных ре­жимов:

основные таможенные режимы: выпуск для внутреннего

потребления; экспорт; международный таможенный транзит;

экономические таможенные режимы: переработка на тамо­

женной территории; переработка для внутреннего потребления;

переработка вне таможенной территории; временный ввоз; тамо­

женный склад; свободная таможенная зона (свободный склад);

завершающие таможенные режимы: реимпорт; реэкспорт;

уничтожение; отказ в пользу государства;

§ 2. Таможенные органы, их полномочия 311

4) специальные таможенные режимы: временный вывоз; бес­пошлинная торговля; перемещение припасов; иные специальные таможенные режимы1.

Лицо вправе в любое время выбрать любой таможенный режим или изменить его на другой (ст. 156 ТК).

Таможенные органы для выполнения возложенных на них функций правомочны, в частности, осуществлять:

оперативно-розыскную деятельность в целях выявления,

предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, произ­

водство неотложных следственных действий и дознания по кото­

рым отнесено к их ведению, выявления и установления лиц, их

подготавливающих, совершающих или совершивших, обеспече­

ния собственной безопасности;

неотложные следственные действия и дознание в пределах

производство по делам об административных правонаруше­

ниях и привлекать лиц к ответственности за их совершение;

задержание и доставление в служебные помещения тамо­

женного органа или в органы внутренних дел лиц, подозреваемых

в совершении преступлений, совершивших или совершающих

преступления или административные правонарушения в области

иные правомочия, предусмотренные ТК и федеральными за­

I Таможенные органы вправе предъявлять в суды или арбит­ражные суды иски и заявления: о принудительном взыскании та­моженных пошлин, налогов; об обращении взыскания на товары в счет уплаты таможенных пошлин, налогов; в иных случаях, пре­дусмотренных федеральными законами.

При выполнении своих обязанностей ГТК России тесно сотрудни­чает как с другими государственными органами страны (например, со Счетной палатой РФ), так и с международными организациями.

Согласно Концепции национальной безопасности одним из приоритетных направлений деятельности государства по обеспе-

1 См.: Положение о применении таможенного режима транзита в отношении товаров, перемещаемых через таможенную территорию РФ (Приказ ГТК России от 4 января 2002 г. № 1)//БНАРФ. 2002. N° 12; постановлением Правительства РФ от 25 ноября 1994 г. № 1290 установлен таможенный режим вывоза отдельных то­варов в государства — бывшие республики СССР; Приказ ГТК России «Об утверж­дении Правил перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров отдельными категориями иностранных лиц» от 10 октября 2002. № 1087 // БНА РФ. 2003. № 4.

312 Глава XV. Таможенные органы РФ

чению экономической безопасности страны является предотвра­щение вывоза капитала из России, отток которого превышает 20 млрд долл. в год’. Практика показывает, что одним из основ­ных каналов * утечки» денежных средств являются валютные опе­рации, которые осуществляются в ходе исполнения резидентами экспортно-импортных контрактов. В связи с упразднением Феде­ральной службы России по валютному и экспортному контролю (ВЭК России)2 и приданием ГТК РФ статуса органа валютного кон­троля экспортно-импортных операций, в его аппарате создано Управление валютного контроля. Оно разрабатывает в пределах своей компетенции проекты приказов нормативных правовых ак­тов, регламентирующих порядок проведения валютного контроля во внешнеторговом обороте, а также осуществляет анализ и обра­ботку информации, получаемой по каналам автоматизированной системы таможенно-банковского валютного контроля1. Указан­ное Управление вместе с Комитетом по финансовому мониторингу при Минфине России4, даже с точки зрения сбора, обработки и анализа информации об операциях с денежными средствами, бу­дет играть важную роль в области валютного контроля экспорт­но-импортных операций. По инициативе нашей страны в рамках Международной организации высших контрольных органов (ИНТОСАИ) создана специальная рабочая группа по предотвра­щению проникновения международной преступности в мировую финансовую систему.

Должностными лицами таможенных органов могут быть толь­ко граждане РФ, способные по своим личным, деловым качествам и состоянию здоровья выполнять должностные обязанности. Им присваиваются специальные звания, соответствующие опреде­ленным должностям.

Надзор и контроль за деятельностью таможенных органов осу­ществляют соответственно, прокуратура и суд. Кроме того, выше­стоящие подразделения осуществляют ведомственный контроль

1 Указ ПрезидентаРФ от 17 декабря 1997 г. №1300 (в ред. Указа Президента

РФ от 10 января 2000 г. № 24) // СЗ РФ. 1997. № 52. Ст. 5909.

2 См.: Указ Президента РФ от 17 мая 2002 г. № 867 «О структуре федераль­

ных органов исполнительной власти» (в ред. Указа Президента РФ от 29 апреля

2002 г.) // СЗ РФ. 2000. № 21. Ст. 2168; 2002. № 18. Ст. 1750 .

3 См.: Положение об Управлении валютного контроля ГТК России (Приказ

ГТК России от 15 июня 1999 г. № 366).

* См.: Указ Президента РФ от 1 ноября 2001 г. № 1263 «Об уполномоченном органе по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных пре­ступным путем» // СЗ РФ. 2001. № 45. Ст. 4251.

§ 1. Министерство юстиции РФ и его органы 313

(периодические проверки) деятельности нижестоящих подразде­лений (ст. 412 ТК).

За неправомерные решения, действия (бездействие) должност­ные лица таможенных органов несут дисциплинарную, админист­ративную, уголовную и иную ответственность в соответствии с за­конодательством РФ.

ПРОВЕРЬТЕ СВОИ ЗНАНИЯ

Что такое таможенное дело (таможенная деятельность)?

Каковы цели таможенного дела?

Охарактеризуйте задачи, систему и основные полномочия

таможенных органов РФ.

Определите место таможенных органов в системе правоохра­

нительных органов РФ.

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

Таможенный кодекс Российской Федерации.

Федеральный закон «О службе в таможенных органах Российской Федера­ции».

Указ Президента РФ от 25 октября 1994 г. № 2014 «Об утверждении Поло­жения о Государственном таможенном комитете Российской Федерации» (в ред. Указа Президента РФ от 16 сентября 1999 г. № 1235).

Указ Президента РФ от 16 ноября 1998 г. № 1396 «Об утверждении Дисцип­линарного устава таможенной службы Российской Федерации».

Положение о порядке проведения аттестации сотрудников таможенных ор­ганов РФ// Приказ ГТК России от 27 декабря 2000 г. № 1216.

Об утверждении общих положений о таможенных органах Российской Феде-радии: Общее положение о региональном таможенном управлении; Общее поло­жение о таможне; Общее положение о таможенном посте // Приказ ГТК России № 1082 от 10 октября 2002 г.

Правоохранительные органы в Российской Федерации: Учебник / Под ред. В.П. Божьева. М., 2000. Гл. 14.

§ 4. Полномочия таможенных органов

Полномочия таможенных органов определены Таможенным кодексом РФ, Законом от 21 мая 1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе»1, другими законами Российской Федерации, указами Президента, нормативными актами Правительства РФ. Эти органы осуществляют взимание таможен­ных платежей, таможенное оформление, таможенный и валютный кон­троль, а также дознание и оперативно-розыскную деятельность.

Взимание таможенных платежей (таможенной пошлины, налога на добавленную стоимость, акцизов, сборов, плат и т. д.) осуществ­ляется таможенными органами, главным образом, за перемещение через таможенную границу товаров и транспортных средств. Однако таможен­ные платежи взимаются также за целый ряд услуг, которые оказываются таможенными органами (за таможенное оформление, за временное хране­ние товаров и транспортных средств, за таможенное сопровождение това­ров и т. п.).

В случае выявления фактов уклонения от уплаты соответствующих пла­тежей таможенные органы наделены правом принудительного взыскания платежей с должников: обращать взыскание на имущество плательщика, отзывать лицензии на проведение банковских операций, привлекать к от­ветственности виновных должностных лиц и т. д.

Таможенное оформление- это совокупность процедур и ме­роприятий, включая заполнение документов для таможенных целей, осу­ществляемых должностными лицами таможенных органов и другими ли­цами, обладающими полномочиями в отношении перемещаемых товаров и транспортных средств (например, перевозчик, владелец склада, должност­ные лица ветеринарного, экологического и других видов государственного контроля).

Таможенное оформление предполагает не только представление, заполнение таможенных документов, но и проведение определенных операций с товарами и транспортными средствами (транспортировку их в определенное место, взвешивание, проверку состояния упаковки, взятие проб и образцов для исследований, проведения этих исследований и т. д.).

Таможенный и валютный контроль- это совершаемые таможенными органами действия в целях проверки соблюдения юридиче­скими и физическими лицами установленных законом порядка и правил

Глава 15. Таможенные органы

ввоза, вывоза или транзита товаров и транспортных средств, валюты и валютных ценностей.

Контроль проводится путем проверки документов, таможенного дос­мотра (товаров, транспортных средств, личного досмотра), устного опроса, осмотра территорий, помещений, складов и других мест, где могут находить­ся товары, транспортные средства, валютные ценности, подлежащие кон­тролю, и т. д.

Таможни и вышестоящие таможенные органы (РТУ, ГТК) вправе на­значать либо проводить в пределах своей компетенции проверку финансо-‘ во-хозяйственной деятельности лиц, осуществляющих деятельность, кон­троль за которой возложен на таможенные органы.

В случае выявления фактов нарушения таможенных правил1 таможен­ные органы принимают меры по их пресечению и предупреждению. К ви­новным лицам могут быть применены меры административной ответственности: предупреждение, штраф; отзыв лицензии или квалификационного аттестата, выдаваемых таможенными органами на осуществление определенного вида деятельности в сфере таможенного дела; взимание стоимости товаров и транспортных средств; конфискация товаров и транспортных средств, валюты и валютных ценностей.

Применению административной ответственности, как правило, предше­ствует проведение производства по делу о нарушении таможенного прави­ла. Оно проводится должностными лицами таможенных органов в соответ­ствии с ТК РФ (ст. 259-386) либо с Кодексом РФ об административных правонарушениях 2001 г.

В осуществлении таможенного оформления, таможенного и валютного контроля проявляется одна из форм правоохранительной деятельности таможенных органов. Однако этим она не завершается. На них возложена борьба с некоторыми видами экономических преступлений, связанных с посягательством на таможенное дело. В их числе: контрабанда; незаконный экспорт товаров, научно-технической информации и услуг, используемых при создании вооружения и военной техники, оружия массового уничтоже­ния; невозвращение на территорию России предметов художественного, исторического и археологического достояния народов России и зарубеж­ных стран; невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте; уклонение от уплаты таможенных платежей и др.

По делам о перечисленных преступлениях таможенные органы являют-|ся органами дознания (ст. 222 ТК РФ, ст. 40 УПК РФ).

‘Ведомости РФ 1993. №23. Ст. 821

Таможенный кодекс РФ предусматривает примерно 40 видов нарушений тамо­женных правил, влекущих ответственность за их совершение (ст. 249-288) Кроме того, ответственность за ряд нарушений таможенных правил предусматривает но­вый КоАП РФ (ст. 16.1-16.22).

Раздел III. Государственные органы обеспечения охраны порядка

В соответствии с УПК РФ (п. 5 ч. 3 ст. 151) дознаватели таможенных органов проводят предварительное расследование в форме дознания по правилам, предусмотренным гл. 32 УПК, если совершены преступления, предусмотренные ч. 2 ст. 188 УК РФ (Контрабанда) и ст. 190 УК РФ (Не­возвращение на территорию РФ предметов художественного, историческо­го и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран). По этим преступлениям они возбуждают уголовные дела, проводят расследо­вания и не позднее 15 суток со дня возбуждения уголовного дела состав­ляют итоговый процессуальный документ — обвинительный акт; затем дело направляется прокурору для решения вопроса о его направлении в суд.

Кроме того, дознаватели таможенных органов в пределах своих полномочий могут производить неотложные следственные действия по делам, по которым обязательно производство предварительного следствия. При этом они руководствуются правилами, установленными ст. 40, 157 УПК РФ. После производства неотложных следственных действий дело передается следователю по подследственности.

Непосредственно функции дознания в таможенных органах реализуют только подразделения по борьбе с контрабандой и на­рушениями таможенных правил (ст. 290 ТК). С учетом дейст­вующей системы таможенных органов к ним относятся:

управление по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных пра­вил Государственного таможенного комитета РФ;

структурные подразделения (отделы и группы) по борьбе с контрабан­дой и нарушениями таможенных правил региональных таможенных управ­лений;

аналогичные подразделения таможен.

Согласно ст. 224 ТК РФ названные таможенные подразделения осущест­вляют также оперативно-розыскную деятельность в целях выявления лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших пре­ступление, производство дознания по которому отнесено к компетенции таможенных органов. Оперативно-розыскную работу таможенные органы проводят также по запросам международных таможенных организаций, таможенных и иных компетентных органов иностранных государств (в со­ответствии с международными договорами по таможенным вопросам). При осуществлении этой деятельности таможенные органы руководствуются Законом об оперативно-розыскной деятельности.

Таможенные органы призваны оказывать содействие в борьбе с между­народным терроризмом и в пресечении незаконного вмешательства в аэро­портах России в деятельность международной гражданской авиации. Они также содействуют осуществлению мер по защите государства, безопасно­сти, общественного порядка, жизни и здоровья человека, охране окружаю­щей среды, по защите интересов российских потребителей ввозимых това­ров (пп. 9 и 14 ст. 10 ТК РФ).

Должностными лицами таможенных органов могут быть только граж­дане Российской Федерации, способные по своим деловым и моральным качествам, уровню образования и состоянию здоровья выполнять возло­женные на таможенные органы задачи. При первом назначении на долж­ность кандидата может быть установлен испытательный срок до одного года. Лица, назначаемые на должность, принимают присягу. Прием граж­дан в таможенные органы в качестве должностных лиц этих органов осу­ществляется на контрактной основе, а ряд должностей замещается на кон­курсной основе. Должностным лицам таможенных органов присваиваются специальные звания, соответствующие определенным должностям.

В случаях и в порядке, установленных законом, должностные лица та­моженных органов вправе применять физическую силу, специальные сред­ства и огнестрельное оружие.

Глава 16. Органы юстиции Российской Федерации

Закрыть меню