Тарифы начисления по пенсии

Содержание:

Порядок начисления страховых взносов

Выплата обязательных налоговых взносов уже не вызывает вопросов. Однако, помимо таких платежей существуют еще страховые взносы во внебюджетные фонды. Порядок начисления страховых взносов, их выплата и отражение в бухучете предприятия регулируются законодательством. В данной статье будет приведена подробная информация о том, как и в какое время начисляются взносы, какие документы при этом составляются и каким образом эти действия отражаются в бухгалтерской документации компании.

Что такое страховые взносы и в какие фонды они выплачиваются

Взносы, начисляемые для выплаты в пользу социальных фондов, называются страховыми. Базой для расчета взносов считается итоговый объем начислений по заработной плате в организации и других, связанных с ней выплат, к примеру, премий или доплат за переработку.

Законодательно в ФЗ-212 от 24.07.2009 г. с поправками от 2017 года, установлено несколько правил и норм, согласно которым, каждый предпринимать или юридическое лицо, обязано производить начисление и последующие выплаты средств в следующие фонды:

  • ПФР – пенсионный фонд;
  • ФСС – фонд социального страхования;
  • ФОМС – фонд обязательного медицинского страхования.
  • Коэффициенты и расчетная база для исчисления взносов в обязательные страховые фонды

    Все расчеты, связанные с оплатой страховых взносов на предприятии должно осуществлять уполномоченной лицо: директор или бухгалтер. Для исчисления вносов в каждый фонд применяются свои коэффициенты и действуют ограничения по расчетной базе:

    Получите 267 видеоуроков по 1С бесплатно:

    Предельная величина базы для начисления:

    Рассмотрим данный вопрос подробнее.

    Порядок начисления взносов в ПФР

    Предприятие, работающее на общих основаниях, взносы рассчитывает с использование тарифов, которые в 2017 году остались прежними – 22%, в рамках установленной расчетной базы.

    Что касается периода начисления страховых взносов, то они также остались прежними:

  • расчетный период – календарный год;
  • отчетные периоды – 1-ый квартал, полугодие, 9-ть месяцев.
  • Перечисление данной суммы производится с указанием кода бюджетной классификации (КБК), а после этого, пенсионный фонд самостоятельно распределяет поступившие средства между страховой и накопительной частью, на основании данных персонифицированного учета, а также, с учетом того, какой порядок начисления пенсии избрал гражданин.

    Пример таблицы начисления страховых взносов:

    Что касается ограничений по размеру расчетной базы, то в 2017 году она не должна превышать 876 тыс. рублей. Если общий размер заработной платы превысил данный показатель, то с последующей суммы пенсионные взносы рассчитываются по ставке в 10%. В бухучете, данное начисление отображается в виде проводки: Дт 20 (25,26,44) – Кт 69-2.

    Порядок начисления взносов в ФСС

    Страховые взносы в ФСС представляют собой одни из самых важных перечислений, поскольку в дальнейшем эти средства используются для выплаты по временной нетрудоспособности, декрету и родам, при получения травмы на производстве.

    При начислении действуют следующие тарифы:

  • 2,9% — взнос по временной нетрудоспособности;
  • 0,2-8,5% — страхование от производственных несчастных случаев.
  • Размер второго коэффициента зависит от того, к какому из 32 классов риска на производстве принадлежит компания. Для первого типа взносов установлено ограничение расчетной базы на 2017 год в размере 755 тыс. руб. В случае превышения данного показателя, взносы не удерживаются. При начислении взносов от несчастных случаев, ограничений нет. В бухгалтерской документации, расчеты отражаются в виде проводки: Дт 20 (25,26,44) – Кт 69-1.

    Все начисления отражаются в расчете ФСС-4, который сдается поквартально, не позже 20-го числа следующего месяца.

    Порядок начисления взносов в ФОМС

    Коэффициент для начисления взносов составляет 5,1%, а ограничений по расчетной базе нет. В бухгалтерской отчетности начисление отображается в виде проводки: Дт 20 (25,26,44) – Кт 69-3.

    Иногда возникают ситуации, когда за несвоевременную выплату начислений на предприятие начисляется пеня. В бухучете, данное начисление отражается в виде проводки: Дт 91 – Кт 69 (по какому налогу пеня начислена).

    Пример расчета страховых взносов

    Приведем пример по расчету взносов в каждый фонд на конкретном предприятии. В ООО «Орион» фонд заработной платы за 1-ый квартал 2017 года составил:

  • январь – 125 000 руб.;
  • февраль – 129 000 руб.;
  • март – 118 000 руб.
  • Рассчитаем взносы в ПФР, ФСС и ФОМС.

    1. (125 000 *22%) + (129 000 * 22%) + (118 000 * 22%) = 81 840 руб. – общая сумма взносов в ПФР за первый квартал 2017 года.
    2. (125 000 *2,9%) + (129 000 * 2,9%) + (118 000 * 2,9%) = 10 788 руб. – общая сумма взносов в ФСС за первый квартал 2017 года по временной нетрудоспособности.
    3. (125 000 *0,2%) + (129 000 * 0,2%) + (118 000 * 0,2%) = 74,4 руб. – итоговая сумма взносов в ФСС по ставке в 0,2% за первый квартал 2017 года по несчастным случаям на производстве.
    4. (125 000 *5,1%) + (129 000 * 5,1%) + (118 000 * 5,1%) = 18 972 руб. – выплаты в ФОМС.

    Итого: 81 840 + 10 788 + 74,4 + 18 972 = 116 647,4 руб. – общая сумма стразовых взносов на предприятии.

    Страховые взносы по дополнительному тарифу

    Система обязательного пенсионного страхования (ОПС) в РФ предполагает назначение и выплату страховой пенсии не только в связи с достижением общеустановленного пенсионного возраста, но и ранее при наличии стажа на соответствующих видах работ.

    Для таких категорий работников, занятых во вредных и тяжелых условиях труда, предусмотрены дополнительные тарифы страховых взносов. Однако особый расчет взносов применяется не ко всем льготным профессиям.

    Для определения величины дополнительного взноса страхователи, имеющие льготные рабочие места, проводят специальную оценку условий работы, что обеспечивает:

  • реальную картину созданных на рабочем месте условий труда;
  • заинтересованность работодателя в улучшении имеющихся условий в связи с введением дополнительных расходов на них.
  • Размер дополнительного тарифа зависит от нескольких параметров:

  • факта проведения спецоценки;
  • результата заключения экспертной комиссии и присвоения класса опасности существующих условий труда.
  • Введены доптарифы были относительно недавно с целью финансового обеспечения пенсионных прав «досрочников», то есть будущих пенсионеров, претендующих на досрочную пенсию.

    Система обязательного пенсионного страхования

    Система ОПС является для граждан гарантом со стороны государства, обеспечивающим им компенсацию утраченного дохода в связи с наступлением страхового случая. Эта система представляет собой целый комплекс мер:

    • правовую поддержку (принятие различных законодательных актов, регулирующих пенсионные отношения);
    • экономическую составляющую (формирование бюджета Пенсионного фонда для выплаты пенсий);
    • организационные меры (учет и контроль за поступлением платежей).
    • В системе ОПС взаимодействуют три субъекта:

      Отношения вышеперечисленных участников этой системы регулируются законом № 167-ФЗ от 15.12.2001 г. «Об обязательном пенсионном страховании в РФ».

      Застрахованными лицами являются все граждане, участвующие в системе ОПС. Подтверждением данного факта является выданное им на руки пенсионное страховое свидетельство, где указаны персональные данные человека и номер его лицевого счета — СНИЛС.

      В результате утраты застрахованным лицом источника дохода наступает страховой случай, который может быть связан с:

      Для финансирования таких выплат Пенсионный фонд осуществляет сбор страховых взносов, плательщиками коих являются страхователи. Ими могут быть:

    • организации;
    • индивидуальные предприниматели;
    • самозанятое население.
    • Главным же страховщиком в системе ОПС является ПФР. В его задачи входит учет, контроль и управление пенсионными средствами. В роли страховщика могут выступать и негосударственные пенсионные фонды (НПФ), но только в части формирования накопительной выплаты.

      Страховые взносы в Пенсионный фонд (в ФНС)

      Согласно законодательно установленным нормативам, взносы, перечисленные страхователем за каждого сотрудника, учитываются на их индивидуальных лицевых счетах благодаря введенной системе персонифицированного учета граждан.

      Следует отметить, что с 2017 года всеми страховыми взносами занимается Федеральная налоговая служба (ФНС), т.е. отчисления необходимо переводить напрямую в ФНС (глава 34 НК РФ).

      Расчет страховых взносов происходит следующим образом:

      1. Устанавливается база для начисления платежей.
      2. Определяется тариф взносов.
      3. Рассчитывается сумма платежа за прошедший месяц.
      4. Существует несколько видов тарифов на обязательное пенсионное страхование:

      5. базовый;
      6. дополнительный (при наличии льготных рабочих мест в связи с опасными и тяжелыми условиями труда);
      7. пониженный (при отнесении работодателя к той или иной льготной категории плательщиков).
      8. Что же касается базы для начисления взносов, то она определяется в отношении каждого застрахованного лица нарастающим итогом с начала года. В 2018 году предельная величина взносооблагаемой базы составляет 1021 тысяч рублей (в 2017 году — 876 тысяч рублей). При превышении данной суммы работодатель уплачивает дополнительно 10% тарифа страховых взносов.

        Кто должен уплачивать взносы?

        Многие думают, что суммы, необходимые для уплаты взносов, вычитаются с заработной платы работников, однако это не так.

        В соответствии с правилами действующей системы ОПС, ежемесячно осуществляется поступление страховых взносов в ПФР. Источником денежных поступлений являются работодатели, уплачивающие взносы со всех доходов и вознаграждений своих сотрудников до вычетов из них налогов, то есть с фонда оплаты труда.

        Страхователь, работающий «сам на себя», осуществляет платежи в ПФР самостоятельно.

        Помимо уплаты взносов по ОПС, в задачи работодателя входит:

      9. своевременная регистрация в ПФР в качестве страхователя;
      10. представление необходимых документов страховщику для:
        • осуществления им персонифицированного учета граждан;
        • назначения и выплаты пенсионного обеспечения;
        • устранение нарушений при обнаружении таковых территориальными органами ПФР.
        • В свою очередь страховщик с целью обеспечения бесперебойной работы всей системы безвозмездно и своевременно предоставляет работодателям всю необходимую информацию о применяемых тарифах для расчета платежей и законодательных актах, регулирующих отношения всех участников системы ОПС.

          Тариф взносов на обязательное пенсионное страхование

          Основной тариф страховых взносов на ОПС согласно общей системе налогообложения составляет 22%. Ежемесячно работодатели перечисляют рассчитанную с помощью данного норматива сумму в Пенсионный фонд. Далее поступившие денежные средства распределяются на индивидуальные счета граждан согласно выбранного им варианта пенсионного обеспечения.

          В зависимости от выбранной альтернативы общий тариф взносов будет распределяться следующим образом:

        • при формировании только страховой выплаты: 6% пойдет на выплату фиксированной суммы действующим получателям пенсий, а остальные 16% — на финансирование будущей страховой выплаты самого гражданина;
        • при формировании страховой и накопительной пенсии: 6% на финансирование базовых сумм нынешним пенсионерам останется без изменения, а остальные 16% будут распределены на формирование будущей выплаты застрахованного лица, а именно 10% — на страховую часть и 6% — на накопительную.

        Стоит отметить, что в настоящее время право выбрать тот или иной способ финансирования своей будущей пенсии имеют только граждане, вновь устраивающиеся на работу. Сделать такой выбор они могут в течение первых пяти лет своей трудовой деятельности.

        Дополнительные страховые взносы в ПФР

        Дополнительный тариф страховых взносов устанавливается в отношении работников, занятых на вредных и опасных работах, предусматривающих льготное пенсионное обеспечение. К таким категориям застрахованных лиц относятся:

      11. занятые на подземных работах, в горячих цехах, на вредных производствах в соответствии со Списком 1 (пп. 1, п. 1, ст. 30 ФЗ № 400 от 28.12.2013 г.);
      12. занятые на работах с тяжелыми условиями труда, относящихся к Списку 2 (пп. 2, п. 1, ст. 30 ФЗ № 400 от 28.12.2013 г.);
      13. занятые на определенных видах работ, предусмотренных «малыми списками» (пп. 3 — 18, п. 1, ст. 30 ФЗ № 400 от 28.12.2013 г.).
      14. Дополнительные тарифы введены с 1 января 2013 г. на основании закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ». Такие тарифы предусмотрены только в отношении работодателей, начисляющих доход в пользу застрахованных лиц перечисленных выше категорий.

        Важно, что работникам, занятым на работах с вредными и тяжелыми условиями, при определении права на досрочное пенсионное обеспечение периоды работы, учитываемые для подсчета льготного стажа, будут засчитываться только при условии уплаты дополнительных взносов.

        Что такое специальная оценка условий труда?

        Согласно ст. 3 ФЗ № 426 от 28.12.2013 г. «О специальной оценке условий труда» такая оценка представляет собой целый комплекс мероприятий по выявлению факторов, влияющих на работника в процессе осуществления им трудовой деятельности, и степени их воздействия на человека с учетом отклонения от гигиенических нормативов.

        Работодатель обязан проводить спецоценку условий труда не реже одного раза в пять лет. Однако существуют и внеплановые проверки, необходимость в которых вызвана, например, введением новых рабочих мест, изменением технологического процесса или вводом нового оборудования. Полный список таких случаев приводится в ст. 17 указанного выше закона.

        Специальная оценка условий труда осуществляется работодателем с привлечением специализированной организации на основании заключенного с ней договора гражданско-правового характера.

        После утверждения перечня рабочих мест, подлежащих оценке, комиссией формируется список факторов, в отношении которых будут происходить исследования и измерения. Результатом проведенной спецоценки является присвоение определенного класса опасности существующим на предприятии условиям труда по степени их вредности. В соответствии с законом подразделяют 4 класса опасности:

      15. 1 класс присваивается оптимальным с точки зрения опасности воздействия на организм условий труда;
      16. 2 класс соответствует допустимым условиям труда, когда вредные факторы соответствуют разрешенным нормативам, а здоровье работника восстанавливается за период отдыха или к началу следующей смены;
      17. 3 класс представляет собой вредные условия труда, когда значения опасных факторов превышают установленные нормативы (по степени вредности выделяют в данном случае четыре подкласса);
      18. 4 класс характеризует опасные условия труда, создающие угрозу жизни работника или возможность развития профессионального заболевания.
      19. Итог проводимой оценки — установление того или иного класса опасности фиксируется в заключении экспертной организации за подписью всех членов комиссии.

        Тариф дополнительных взносов в ПФР за вредные условия труда в 2018 году

        Норматив величины дополнительных взносов зависит от факта проведения спецоценки условий труда:

      20. при ее отсутствии тариф устанавливается в размере 9% — по Списку № 1 и в размере 6% — по Списку № 2 и «малым спискам»;
      21. при ее наличии тариф дифференцирован по уровню опасности условий труда, а именно:
        • 8% — 4 класс опасности;
        • 7% — 3 класс опасности, подкласс 4 (3.4);
        • 6% — 3.3;
        • 4% — 3.2;
        • 2% — 3.1.
        • Таким образом, чем опаснее условия труда, тем более высокий тариф необходимо будет заплатить работодателю. Первый и второй классы опасности не предполагают уплаты дополнительных взносов, так как являются оптимальными и допустимыми.

          Важно, что при начислении дополнительных взносов работодателями, имеющими рабочие места с вредными и опасными условиями работы, ограничение по величине предельной взносооблагаемой базе не применяется.

          Стоит также отметить, что введенный в действие закон № 426 от 28.12.2013 г. предполагает переходный период до 1 января 2019 года, в течение которого возможна уплата дополнительного тарифа по существующей на предприятии аттестации рабочих мест, условия труда на которых признаны вредными и опасными.

          Порядок и сроки уплаты

          Страховые взносы в ПФР по дополнительному тарифу уплачиваются также, как и по основному каждый месяц по итогам предыдущего. При этом сроки перечисления денежных средств также совпадают с уплатой взносов по основному тарифу, а именно:

        • не позднее 15 числа при представлении документов на бумажном носителе;
        • не позднее 20 числа при подаче документов в электронном виде.
        • Для уплаты страховых взносов работодателю необходимо:

        • определить базу для начисления взносов по дополнительному тарифу;
        • выбрать соответствующий тариф.
        • При подсчете базы для исчисления дополнительного взноса, рассматриваемого без учета предельной величины, учитываются все выплаты и вознаграждения, полученные работником, занятым во вредных и опасных условиях труда.

          Для уплаты взносов по дополнительному тарифу работодателю необходимо подготовить документ, где должны быть указаны:

        • соответствующие коды бюджетной классификации;
        • общая сумма взноса, без деления на страховую и накопительную части;
        • точная сумма, рассчитанная в рублях и копейках.
        • Рассчитать величину страховых взносов и оформить платежное поручение доступно страхователю и в сети интернет. Непосредственное перечисление платежей осуществляется путем направления платежного поручения в банк.

          Комментарии (9)

          Добрый день! Мне, как представителю кадровой службы, на предприятии хотелось бы узнать о необходимости начисления дополнительных страховых взносов для застрахованных лиц, уже получающих досрочную страховую пенсию по старости, но продолжающих работать.

          Обязанность работодателей перечислять страховые взносы по дополнительному тарифу на застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ обусловлена ст. 33.2 закона № 167 от 15.12.2013 г. «Об обязательном пенсионном страховании в РФ». Кроме того, Пенсионным фондом были даны методические рекомендации по начислению таких тарифов, изложенные им в Письме ПФР № НП-30-26/20622 от 30.12.2013 г. В частности, п. 7 указанного письма не освобождает страхователей от уплаты дополнительных взносов в пользу тех работников, кто полностью выработал льготный стаж и является получателем досрочной пенсии по старости. Таким образом, исчисленные взносы для данной категории сотрудников подлежат уплате в ПФР в установленном для данного случая порядке.

          Добрый день! Недавно при обращении в территориальный орган ПФР для предварительного подсчета моего льготного стажа я узнал, что период работы с 01.01.2014 г. по 31.12.2014 г. не будет засчитан в стаж, дающий мне право на досрочное пенсионное обеспечение ввиду отсутствия уплаты страховых взносов по дополнительному тарифу. Правомочно ли это?

          Право на страховую пенсию по старости ранее общеустановленного возраста, определение размера выплаты и порядок ее перечисления регламентируются законом № 400-ФЗ от 28.12.2013 г. «О страховых пенсиях». В частности, п. 6 ст. 30 данного документа прямо указывает на возможность включения периодов работы, осуществляемой после 01.01.2013 г. и связанной с вредными и тяжелыми условиями труда, в стаж, дающий право получить страховую выплату досрочно, только при условии начислении и уплаты дополнительных платежей в ПФР. Следовательно, в Вашем случае действия специалистов Пенсионного фонда являются абсолютно законными.

          Причин неуплаты страхователем платежей может быть несколько: это и отсутствие возможности перечислить уже начисленные взносы по дополнительному тарифу, и отсутствие Вашей полной занятости на вредных работах (например, ввиду наличия совмещения в нормальных условиях труда). Каждый такой случай требует отдельного рассмотрения и наличия информации.

          И кто может заставить работодателя уплачивать взносы?

          Добрый день. В организации нет специальной оценки условий труда, аттестация рабочих мест сроком до 2010 года (то есть уже просрочена), но мы продолжали начислять и уплачивать дополнительные страховые взносы по списку 2 за работников, занятых на вредных условиях труда. С 2017 года в связи с переводом платежей и приема отчетности из ПФ в ИФНС, нет ли новшеств по этому вопросу? Можно ли и дальше начислять и уплачивать взносы по вредности или без спец. оценки условий труда и действующей аттестации рабочих мест или уже нельзя?

          Здравствуйте, пришло требование с налоговой о предоставлении пояснений. По отчету за 6 месяцев 2017 года они пишут: «Выявлены ошибки и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в документах, либо несоответствие сведений, предоставленных налогоплательщиком, сведениям, имеющимся у налогового органа. Необходимо предоставить документы, подтверждающие правильность исчисления страховых взносов по доп. тарифу». Я не знаю, что им нужно предоставить, расчет выполнен правильно.

          Здравствуйте, зарегистрирована, как ИП, но не веду деятельность. Плачу страховую часть за себя и в ФФОМС за себя. Идут ли мне отчисления на пенсию? Спасибо.

          Здравствуйте. Должен ли работодатель платить взносы по дополнительному тарифу за медицинских работников при вредности 3.3?

          Страховая пенсия

          Пенсионная система в нашей стране постоянно совершенствуется с учетом требований современных реалий. К 2018 году в России сложилось несколько форм пенсионного обеспечения: государственные и негосударственные пенсии, обязательное пенсионное страхование. Последнее предполагает согласно новому закону № 400-ФЗ от 28.12.2013г. «О страховых пенсиях», действующему в нашей стране с начала 2015 года, три вида страховых пенсионных выплат:

          В новых условиях пенсионное обеспечение будет формироваться из трех составляющих: фиксированной выплаты и двух самостоятельных пенсий (страховой и накопительной). Пенсионные права теперь будут учитываться в индивидуальных коэффициентах, или баллах.

          Важно, что все ранее приобретенные гражданином права фиксируются, учитываются в новой системе и не уменьшаются.

          Чем отличается страховая пенсия от трудовой?

          В новом законодательстве о пенсионном обеспечении отсутствует понятие «трудовой пенсии», теперь её заменяет страховая пенсионная выплата. Страховая пенсия — это гарантированная государством ежемесячная выплата действующим пенсионерам, возмещающая им утраченный доход.

          Необходимым условием возникновения права на страховую пенсию является страховой стаж, то есть наличие у гражданина периодов работы, за которые работодатель уплачивал взносы в Пенсионный фонд. К таким периодам работы могут быть отнесены и нестраховые периоды, но при этом должно соблюдаться условие — им предшествовали или за ними следовали периоды уплаты страховых платежей. О таких периодах говорится в ст. 12 закона «О страховых пенсиях».

          Главным отличием трудовой пенсии от страховой является то, что ранее размер выплаты зависел в первую очередь от объема страховых взносов, перечисленных работодателем в ПФР. При назначении же страховой пенсии значительным фактором будет продолжительность трудового стажа.

          Формирование страховой пенсии

          Такой вариант пенсионного обеспечения в виде страховой пенсии устанавливается всем гражданам старше 1966 года рождения.

          Лицам моложе 1967 года рождения предоставлена возможность выбора платить страховой взнос на страховую пенсию или накопительную.

        • Отказавшись от пенсионных накоплений, гражданин формирует только страховую пенсию. Соответственно работодатель будет перечислять за него страховые платежи в ПФР в размере 22%, откуда 16% идут на страховую пенсию. Эти проценты фиксируются на лицевом счете застрахованного лица, а затем пересчитываются (переводятся) в баллы.
        • В случае выбора и накопительной пенсии отчисления на нее составят 6%, оставшиеся проценты пойдут на страховые пенсионные выплаты.
        • В 2014-2018 г.г. государство взяло своеобразную паузу, перенаправив все платежи на страховые взносы. Такой шаг позволит сократить дефицит бюджета ПФР на текущие выплаты пенсионерам и повысить защищенность уже существующих накоплений, т.к. за это время все НПФ должны будут пройти процедуру акционирования и после чего будут включены Центробанком в реестр, гарантирующий сохранность накопленных средств.

          Страховая пенсионная выплата формируется из страховых взносов, гарантируется государством и ежегодно увеличивается на коэффициент индексации.

          Виды страховых пенсий и условия их назначения

          Виды страховых пенсионных выплат по старости, по инвалидности, по потере кормильца различаются условиями их назначения, порядком начисления и правилами подсчета.

          Все заявления граждан о назначении какой-либо пенсии рассматриваются специалистами районных управлений ПФР в течение 10 рабочих дней со дня обращения или со дня приема недостающих документов, если они были представлены в течение трех месяцев.

          Страховая пенсия по старости

          Условиями назначения пенсионной выплаты по старости являются:

          Требования, касаемые возраста, не изменились с принятием нового закона, по-прежнему:

        • для женщин это 55 лет;
        • для мужчин — 60 лет.
        • Что касается минимального стажа, то по закону № 400-ФЗ от 28.12.2013 г. он должен составлять к 2025 году 15 лет. В 2018 году он был принят равным 9 с ежегодным увеличением до необходимого.

          Кроме того, для возникновения права на страховую пенсию гражданин должен иметь к 2025 г. не менее 30 баллов. Если ранее пенсионные права выражались в рублях, то теперь — в коэффициентах. Такие условные единицы зависят от уровня заработной платы и количества уплаченных с неё страховых взносов в ПФР. Минимальная сумма баллов была принята в 2018 г. на уровне 13,8 с последующим увеличением до необходимой.

          Гражданам, которые по тем или иным причинам не приобрели права на страховую пенсию, выплачивается социальное пенсионное обеспечение.

          Кроме страховой выплаты для граждан установленного пенсионного возраста существуют досрочные пенсии, назначаемые в более раннем возрасте. Условием для возникновения права на такую пенсию является наличие страхового стажа на соответствующих видах работ. Требования к минимальному стажу и количеству баллов такие же, как и для обычной пенсии по старости.

          Особенностью включения в стаж для досрочного пенсионного обеспечения периодов работы граждан некоторых профессий является обязательная уплата страховых взносов по дополнительному тарифу с начала 2013 года.

          Страховая пенсия по инвалидности

          Гражданам, утратившим трудоспособность, необходима всесторонняя помощь, в том числе и от государства, которое принимает меры по их поддержке и защите. Основные понятия, касаемые поддержки инвалидов, законе содержатся в № 181-ФЗ от 24.11.1995 г. «О социальной защите инвалидов в РФ».

          Для назначения пенсии по инвалидности необходимы следующие условия:

        • наступление нетрудоспособности и установление инвалидности;
        • наличие страхового стажа.
        • С введением нового закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 г. пенсионное обеспечение по инвалидности назначается вне зависимости от причины ее возникновения. Для подтверждения факта нетрудоспособности гражданину выдается выписка из акта освидетельствования, выдаваемая органами медико-социальной экспертизы (МСЭ). С этим документом человек может обратиться за назначением пенсионной выплаты.

          Продолжительность стажа, за который были перечислены платежи в ПФР, в данном случае значения не имеет. Важно наличие хотя бы одного такого дня. При отсутствии такового устанавливается социальная пенсия.

          Страховая пенсия по случаю потери кормильца

          Страховой случай, а именно смерть кормильца, является основанием для данного вида пенсии. Для установления выплаты по утере кормильца должны выполняться следующие условия:

        • у умершего имеется страховой стаж;
        • отсутствует противоправное деяние, совершенное нетрудоспособным членом семьи и повлекшее за собой смерть кормильца.
        • Стаж, в течение которого работодатель отчислял взносы в ПФР за умершего кормильца, необходим для права на страховую пенсию. Причем такой стаж может быть равен и одному дню. Если же умерший гражданин не работал ни одного дня, то ему будет назначена социальная пенсия.

          Размер страховых пенсий

          Согласно принятому закону «О страховых пенсиях в РФ» расчет размера страховой выплаты осуществляется по формуле:

        • СП — размер пенсии;
        • ИПК — индивидуальный пенсионный коэффициент;
        • СПК — значение индивидуального коэффициента в денежном выражении на день назначения выплаты.
        • Данная формула полностью относится к расчету пенсионных выплат тем, кто начинает свою трудовую деятельность в 2015 году. Для тех, кому до пенсии осталось немного времени, накопленные до этого права тоже переведут в баллы, а далее будут считать по-новому.

          Таким образом, пенсионные права граждан, сформированные до 2015 года, будут конвертированы в сумму индивидуальных коэффициентов, а уже к этой величине будут прибавляться коэффициенты за каждый год стажа после 2015 года.

          Величина индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК)

          Как видно из формулы, определяющей страховую выплату, основным ее элементом является ИПК. Данный коэффициент учитывает как периоды работы, имевшие место до вступления нового закона, так и периоды после. Таким образом, в расчет принимаются ожидания граждан, формировавших свои пенсионные права в условиях действия прежнего законодательства.

          Значение ИПК определяется по формуле:

        • ИПК — индивидуальный коэффициент на день, с которого назначается выплата;
        • ИПКс — индивидуальный коэффициент за периоды до 1 января 2015 года;
        • ИПКн — индивидуальный коэффициент за периоды работы после 1 января 2015 года;
        • КвСП — повышающий коэффициент для расчета пенсий по старости и по случаю потери кормильца.
        • Коэффициент повышения при расчете ИПК является стимулом к более позднему выходу на пенсию. Например, если гражданин отложит свой выход на пенсию по старости на год, то сумма ИПК увеличится на 7%, через 5 лет она повысится на 45%, а через 8 лет — уже на 90%.

          Фиксированный (базовый) размер пенсии

          Фиксированная выплата по новому законодательству является аналогом базового размера трудовой пенсии. Эта выплата устанавливается одновременно с назначением пенсии и гарантируется государством, выплачивается в твердо установленном размере.

          Сумма базовой (фиксированной) выплаты ежегодно индексируется 1 февраля на индекс роста потребительских цен по результатам прошлого года.

          Некоторым категориям граждан устанавливается повышенный размер фиксированной выплаты, а именно:

        • достигшим 80-летнего возраста или являющихся инвалидами I группы;
        • имеющим на иждивении нетрудоспособных членов семьи;
        • имеющим 15-20 лет работы на Крайнем Севере и приравненных к ним местностях при наличии страхового стажа 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин;
        • детям, оставшимся без родителей;
        • проживающим на Крайнем Севере;
        • неработающим и проживающим в сельской местности, если они имеют 30 лет стажа в сельском хозяйстве.
        • К базовому размеру, также как и к страховой пенсионной выплате, применяется повышающий коэффициент, если гражданин решил уйти на пенсию в более поздние сроки.

          Какая пенсия выплачивается работающим пенсионерам?

          С 2016 года пенсионерам, осуществляющим трудовую деятельность, пенсия выплачивается без учета проводимых индексаций. Такое правило распространяется на получателей только страховых пенсий.

          При официальном прекращении трудовой деятельности право на плановое повышение будет восстановлено и выплаты скорректированы на величину всех индексации, имевших место в период осуществления работы. С 2018 года пенсионерам будет назначена страховая пенсия с учетом индексации уже со следующего месяца. При этом никакого заявления в ПФР подавать не нужно. С 1 апреля 2016 года факт осуществления трудовой деятельности будет выявлен автоматически, так как с этой даты введена упрощенная ежемесячная отчетность для работодателей.

          Если гражданин после этого снова начнет трудовую деятельность, то его страховая пенсия уменьшена не будет.

          Индексация пенсий в 2018 году

          Ежегодно 1 февраля государство осуществляет повышение всех видов страховых пенсий с учетом роста цен и среднемесячной зарплаты по стране.

          В 2018 году с учетом планирования бюджета с инфляцией в большем размере, чем получилась фактическая (факт — 3,2%), было принято решение увеличить страховые пенсии на 3,7%, причем со смещением даты индексации на один месяц — 1-го января. Такая мера направлена на обеспечение более значимого роста реального размера пенсий.

          Важно помнить, что минимальный размер пенсионной выплаты не может быть ниже прожиточного минимума, установленного в каждом конкретном регионе. Если пенсионное обеспечение будет ниже этого уровня, то гражданин имеет право на установление социальной доплаты из федерального или регионального бюджета.

          Выплата трудовой пенсии

          Все виды страховой пенсии выплачиваются ежемесячно за текущий период. Пенсионную выплату пенсионер может получить лично или через доверенное лицо. Пенсию, установленную ребенку, получает один из родителей или опекун. Четырнадцатилетний ребенок может получать пенсию самостоятельно.

          Способ доставки пенсионных выплат выбирается гражданином при написании заявления о назначении. Однако такой способ может быть путем подачи соответствующего заявления в ПФР.

          Выплата пенсионного обеспечения осуществляется:

        • через учреждения почтамта (на дому или в отделении почты);
        • через банк.
        • Приостановление и прекращение выплаты

          Основаниями для приостановления выплаты пенсии являются следующие обстоятельства:

          • неполучение таких выплат в течение шести месяцев;
          • неявка нетрудоспособного гражданина на очередное переосвидетельствование;
          • достижение получателем пенсии совершеннолетия и отсутствие документов, подтверждающих его обучение на дневном отделении, либо окончание учебы после 18 лет;
          • прекращение срока действия вида на жительство;
          • поступление документов о выезде пенсионера на постоянное место жительство в иностранное государство, с которым заключен договор об обязательствах этого государства по пенсионному обеспечению наших граждан;
          • поступление документов о переезде на постоянное жительство в иностранное государство, с которым не заключен международный договор, и отсутствие заявления о выезде за пределы России.
          • Приостановление или прекращение выплаты суммы пенсии осуществляется с 1 числа, следующего за месяцем, в котором наступили такие обстоятельства.

            Основаниями для прекращения пенсионных выплат являются следующие обстоятельства:

          • смерть получателя пенсии или признание его безвестно отсутствующим;
          • истечение полугода со дня приостановления выплаты;
          • утрата права на назначенный вид пенсии;
          • непредставление иностранным гражданином или лицом без гражданства вида на жительство;
          • отказ от получения страховой выплаты.
          • Следует помнить, что гражданин обязан своевременно извещать органы ПФР об обстоятельствах, влекущих за собой приостановление или прекращение пенсионного обеспечения.

            Заключение

          • С принятием нового закона в России устанавливаются страховые пенсии, к которым относятся выплаты по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца.
          • Право на страховое пенсионное обеспечение определяется теперь в коэффициентах (баллах), величина которых зависит от уплаченных работодателем взносов в ПФР, стажа и возраста выхода на пенсию.
          • В новых условиях остается неизменным возраст выхода на пенсию, а именно 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. Однако изменилось требование к наличию минимального страхового стажа: вместо 5 лет теперь необходимо иметь 15 лет.
          • Новые правила в полной мере будут применяться к тем гражданам, которые поступили на работу в 2015 году. Тем же, кто ещё собирается на пенсию, все права, приобретенные ими в рамках действия предыдущего пенсионного законодательства, будут сохранены. Для этого осуществляется конвертация пенсионных прав в индивидуальные коэффициенты.

            Комментарии (13)

            Сейчас много говорят о том, что молодые люди могут уже в настоящее время влиять на размер своей будущей пенсии. Моей дочери 36 лет. Подскажите, пожалуйста, что она может предпринять, чтобы в дальнейшем рассчитывать на достойное пенсионное обеспечение?

            В России с начала 2015 года действует новый порядок расчета пенсии. На её размер влияет несколько факторов. В первую очередь, это величина официальной заработной платы – чем она больше, тем выше будущая пенсионная выплата. Кроме того, влияет длительность стажа. За каждый год трудовой деятельности будут начислены пенсионные коэффициенты. Соответственно, сумма пенсии будет больше у того, кто накопит больше таких коэффициентов. Немаловажной особенностью с принятием нового закона является и возраст выхода на заслуженный отдых. Отодвинув срок назначения пенсии на год или более, можно также увеличить размер будущей выплаты. Кроме того, если ваша дочь является участником программы софинансирования, то государство повысит пенсионную выплату, удвоив добровольные взносы граждан.

            Кто только придумал такое начисление пенсии, в котором простой человек никогда не разберется? Раньше в СССР была очень простая система и любой человек мог проверить правильность начисления пенсии. Все сделано специально, запутали всех, чтобы не разбирались, а какую начислят — такую и будешь получать.

            На это и рассчитано.

            Страховая пенсия — это гарантированная государством ежемесячная выплата пенсионерам, возмещающая им утраченный доход. Пенсионеру, находящемуся на заслуженном отдыхе, назначается пенсия, состоящая из СЧ и фиксированной выплаты (на 1 апреля 2017 г. составляет 4805 руб. 11 коп.). Работодатель в СССР до 2001 года уплачивал страховые платежи в пенсионный фонд. Россия является правопреемником СССР. При назначении пенсии имеющим стаж трудовой деятельности государство устанавливало базовую выплату. Однако при индексации пенсии в г. Оренбурге почему-то фиксированная (базовая) выплата пенсионеру на 1 апреля 2017 года не про индексирована (4805.11 р. Х 0.38%/100% = 18 руб.26 коп.). Каждый пенсионер г. Оренбурга не дополучил в апреле 2017 года пенсию в сумме 18 руб. 26 коп. Возможно, такая ситуация и в других регионах. Правомерность правильности индексации пенсии должны проверить юристы. Государство экономит бюджетные средства на самых не защищенных слоях населения — пенсионерах.

            К сожалению, так везде. При проведении доиндексации правительство упоминало только, что стоимость одного пенсионного балла увеличится с 78,28 до 78,58 рублей, поэтому фиксированная выплата и не была увеличена. ?

            В интернете находила Проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении коэффициента дополнительного увеличения размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировке с 1 апреля 2017 года размера страховой пенсии», в котором чётко было написано, что обе части пенсии увеличиваются на 0,38%. Спросила у ПФ РФ (через группу в Одноклассниках) почему и кто принял решение не индексировать фиксированную выплату — ответили, что министр труда и соцзащиты и после этого на следующий день начали исправлять на сайтах сумму ФВ с 4823,37 на 4805 ,11. И даже написали, что никакого постановления для этого (т.е. индексации) специально не надо. Интересно, для кого они его готовили? Да и объявленная ими средняя апрельская прибавка в 52 (54) рубля может получиться, если всю среднюю пенсию 13200 рублей умножить на 0,38%, а со страховой части получается только 32 рубля. Вот 52 рубля на 32 ещё не исправили. Посмотрим, может и её поправят.

            Да, знаем о таком. Действительно, изначально речь шла об доиндексации всей суммы пенсии на 0,38%, однако в бюджет ПФР внесли только стоимость индивидуального пенсионного коэффициента на 1 апреля, увеличенную на 5,8% (относительно прошлогодней величине), т.е. 78,58 рублей. Так как расчетная величина инфляции 2016 года составила 5,4%, а в законе о бюджете зафиксирована только стоимость ИПК, то правительство решило вторую часть пенсионного обеспечения не индексировать дополнительно.

            Вот так вот и решили… А народу не сказали!

            Завела страничку личный кабинет в ПФР и узнала, что для начислении пенсии стаж принят только 22 года. А мой стаж с 1969 г. составляет на период прекращения работы 46 лет 8 месяцев 21 день. На период наступления пенсионного возраста в 2007 г. составлял 36 лет 7 месяцев. Вопрос: почему не учтён весь стаж для начисления пенсии, если все года «белые», все взносы в ПФР платились и в СССР и РФ?

            А я, зайдя в личный кабинет ПФР в Адыгее, не увидела из 32,5 лет стажа ни одного года — везде стоят нули до 2017 года. Пенсия устанавливалась в марте 2017 года и вышла меньше минималки!

            Они делают всё, чтобы всех уровнять (простых работяг), ведь депутаты, которые всё это придумали, получают совсем другую пенсию. Им как не было дело до народа, так и нет, как жили за счёт народа, так и живут — простой пенсионер для них балласт… Вот и получается, что и стажа много и пенсии минимальные.

            Я с 2011 года являюсь инвалидом 3 группы. Трудовой стаж ИП 10 лет, пенсия минимальная 6800 руб., и это сумма вместе с лекарственным обеспечением, что прожиточного минимума. На иждивении один студент (получает социальную стипендию) и школьница. Положены ли мне какие-либо доплаты?

    Закрыть меню