Виды различных наказаний

Содержание:

Тема 15. Система и виды наказаний

1. Понятие и значение системы наказаний.

2. Виды наказаний и их классификация.

3. Наказания, не связанные с ограничением или лишением свободы.

4. Наказания, связанные с ограничением или лишением свободы.

5. Назначение осужденным к лишению свободы вида исправительного учреждения.

§1. Понятие и значение системы наказаний

Система уголовных наказаний устанавливается законодателем в соответствии с требованиями уголовной и уголовно-исполнительной политики, в которых выра­жены основные положения карательно-воспитательной дея­тельности в современных условиях.

Система наказаний — это установленный уголовным за­коном, соответствующий понятию наказания и его целям, строго обязательный для судов исчерпывающий перечень уголов­но-правовых мер принуждения, расположенный в определенном порядке соответственно степени их сравнительной тяжести 1 .

Из приведенного определения вытекают три главных признака системы наказаний:

ее образует предусмотренный уголовным зако­ном исчерпывающий перечень видов наказаний (ст. 44 УК РФ);

суд в правоприменительной деятельности обязан неукоснительно придерживаться только этого перечня и не может применять иные наказания (ст. 3 УК РФ;

систе­му образует перечень наказаний, классифицированных в зависимо­сти от степени их тяжести, от менее строгого к более строгому.

Уголовный закон в ст. 44 УК РФ предусматривает двенадцать различных по своей стро­гости, характеру и особенностям воздействия на осужденного видов наказания. Широкий диапазон наказаний позволяет суду учесть тяжесть совершенного преступления, опас­ность лица, его совершившего, и назначить осужденному спра­ведливое наказание, максимально способствующее восстановлению социальной справедливос­ти, исправлению и предупреждению новых преступлений.

Система наказаний формируется исходя из общих и специфических принципов.

Общие принципы представляют собой те основные исход­ные положения права, которые под воздей­ствием уголовной и уголовно-исполнительной политики Российского государства приобрели в уголовном праве известные особенности и являются общими началами построения систе­мы наказаний и воплощения ее в уголовном законе. К ним от­носятся принципы законности (ст. 3 УК), равенства граждан перед законом (ст. 4 УК), справедливости (ст. 6 УК), гуманизма (ст. 7 УК).

В специфических принципах находят свое отражение от­раслевые принципы уголовного права и принципы одного из его основных институтов – наказания. Эти принципы законо­датель реализует в системе наказаний, закрепляя в уголовном законе тот или иной их вид. К ним относятся принципы неотвратимости наказания, индивидуализации, личной ответственности, определенности, целесообразной репрессивности, экономии карательных средств.

Значение системы наказаний:

1) в системе наказаний получают конкретизацию общие принципы уголовного права;

2) система наказаний образует юридическую базу, позволяющую судам осуществлять правосудие на основе закона и руководствоваться указанными принципами;

3) перечень наказаний ориентирует суды на необходимость индивидуального выбора вида наказаний, исходя из особенностей конкретного дела и личности виновного;

4) система наказаний предопределяет структуру санкций в статьях Особенной части УК от менее строгого к более строгому виду наказания.

Система наказаний, как справедливо отмечает И.И. Карпец, устанавливается в соответствии с господствующим в обществе мировоззрением и отражает социальные условия жизни общества и стоящие перед ними задачи. Изменение социальных условий жизни общества приводило, приводит и неизбежно будет приводить в будущем к изменению и совершенствованию системы наказаний 1 .

Виды уголовного наказания

Контрольная работа — Юриспруденция, право, государство

Другие контрольные работы по предмету Юриспруденция, право, государство

�чень видов наказаний, расположенных в определенном порядке в зависимости от степени их тяжести.

Предписания статьи 38 Уголовного Кодекса Республики Казахстан основаны на действующей Конституции страны, все правовые нормы о наказании, содержащиеся в данном кодексе и иных нормативно-правовых актах, должны соответствовать положениям Конституции Республики Казахстан и данной статьи.

. Принудительный характер наказания как государственной меры. Все участники публичного правового оборота обязаны подчиняться вступившим в законную силу решениям о наказании, а государство вправе применять для их реализации соответствующие меры воздействия, то есть предусмотренные законом необходимые способы, обеспечивающие подчинение лиц и органов такого рода решениям, включая необходимые меры физического воздействия.

Принудительный характер наказания также означает обязанность осужденного претерпевать лишения и ограничения, связанные с применением к нему наказания.

. Уголовное наказание назначается за те правонарушения, которые являются преступлениями, то есть содержат все признаки состава преступления. Так как виновность является одним из признаков преступления, то, разумеется, наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления. Без вины назначение наказания невозможно, и если суд не установит вину конкретного лица в совершении конкретного преступления, то такое лицо не может быть подвергнуто наказанию. С этим же связан и личный характер наказания, которое назначается и применяется только в отношении самого преступника и никогда не может быть переложено на другое лицо.

. Наказание назначается только по приговору суда и от имени государства. Так, в соответствии с частью 1 статьи 19 Уголовно-процессуального Кодекса Республики Казахстан каждый считается невиновным, пока его виновность в совершении преступления не будет доказана в предусмотренном Кодексом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Согласно же части 1 статьи 75 Конституции Республики Казахстан правосудие в Республике Казахстан осуществляется только судом.

Обвинительный приговор, вынесенный от имени государства и определяющий наказание лицу, виновному в совершении преступления, означает официальную государственную оценку совершенного преступления и самого преступника.

. Наказание, в отличие от других мер государственного принуждения, влечет за собой особое правовое последствие — судимость, которая погашается или может быть снята при определенных условиях, указанных в уголовном законе (статья 77 Уголовного Кодекса Республики Казахстан).

. Наказание по своему содержанию является карой. Хотя сам термин кара отсутствует в определении наказания, данном в Уголовном Кодексе. Карательный характер наказания заключается в предусмотренных в Уголовном Кодексе, лишении или ограничении прав и свобод лица, признанного виновным в совершении преступления.

Степень карательности различна у различных видов наказания. Перечень видов преступлений дан в действующем Уголовном Кодексе в порядке возрастания степени карательности. Карательный потенциал наказания зависит от характера тех прав и свобод, которых может быть лишен осужденный, что в свою очередь зависит от тяжести им содеянного и от свойств личности виновного. Преступник может быть ограничен в материальных благах (например, штраф), а может быть лишен и высшего блага — жизни. Конечно, в последнем наказании степень карательности выше.

В юридической литературе нет единообразия в понимании содержания кары как сущности наказания. Многие авторы сводят ее к страданиям и лишениям, которые доставляют наказание осужденному. Так, М.Д. Шаргородский писал: Наказание является лишением преступника каких-либо принадлежащих ему благ и выражает отрицательную оценку преступника и его деяния государством. Наказание причиняет страдание тому лицу, к которому оно применяется. Именно это свойство, являясь необходимым признаком наказания, делает его карой. Как видно, приоритет отдается моментам лишения и страдания. Б.С. Утевский определил кару как принуждение.

Наказания, предусмотренные уголовным законом за совершение преступлений, различны по своему содержанию и тяжести. Помещены они в Уголовный кодекс в определенном порядке, образуя в целом систему наказаний.

Под системой наказаний принято понимать установленный Уголовным кодексом исчерпывающий перечень видов наказаний, расположенный в определенной последовательности исходя из их степени тяжести.

Система наказаний базируется на общих принципах уголовного права. В ней предметно выражаются принципы законности, равенства граждан перед законом, вины, справедливости, и гуманизма. Возникновение и развитие системы наказаний определяется общественным и государственным строем. Происходящие в обществе и государстве социально-политические изменения и тенденции непосредственно влияют на систему наказаний: изменяется иерархия их видов, одни наказания утрачивают свое значение и исключаются из уголовного законодательства, появляются новые их виды, обусловленные общими изменениями и потребностями в общественно-политической, экономической и идеологической сферах.

Перечень наказаний в законе является исчерпывающем. Суд не может назначить подсудимому наказание, не предусмотренное законом. Как следует из перечня, виды наказаний различны по своему содержанию и степени тяжести, по формам воз

СИСТЕМА, ВИДЫ И СОДЕРЖАНИЕ УГОЛОВНЫХ НАКАЗАНИЙ

Понятие системы наказаний

Для достижения предусмотренных в законе целей наказания (ст. 43 УК РФ) законодатель установил определенную совокупность уголовных наказаний, различающихся между собой по своему карательному содержанию, условиям и порядку применения, с тем, чтобы суд мог избирать наказание, в полной мере учитывающее характер и степень общественной опасности совершенного деяния, личность виновного и другие фактические обстоятельства дела.

Все предусмотренные УК РФ виды наказаний образуют жесткую, иерархически выдержанную структуру, именуемую системой наказаний. Ее ключевым моментом является системный характер взаимосвязи между отдельными видами карательных мер, образующих лестницу наказаний.

Система предполагает наличие таких качеств, как иерархичность, многоуровневость, функциональность: отдельные уровни системы обусловливают определенные аспекты ее поведения, а целостное функционирование оказывается результатом взаимодействия всех ее сторон, уровней иерархии.

В доктрине российского уголовного права определение понятия «система наказаний» не вызывает особых затруднений. Чаще всего под системой наказаний специалисты понимают установленный уголовным законом, обязательный для суда целостный и исчерпывающий перечень видов наказаний, расположенных в определенном иерархическом порядке в зависимости от их функционального назначения, а также характера и степени сравнительной тяжести.

Встречающиеся в литературе иные трактовки этой дефиниции выглядят почти идентичными. Так, в частности, в работах некоторых современных авторов вышеуказанное определение приводится либо с акцентом на исчерпывающий характер перечня наказаний (В. А. Наумов), либо на социально обусловленную совокупность взаимодействующих между собой видов наказаний (Л. Л. Кругликов), либо на их взаимосвязь, взаимозависимость и взаимозаменяемость (С. Ф. Милюков).

Нетрудно представить, что с течением времени многие из ранее существовавших наказаний были «забракованы» самим законодателем либо как результат их низкой эффективности, либо в процессе гуманизации общества (изуверские способы исполнения смертной казни, членовредительство, отлучение от веры и т.д.). Оставшиеся же наказания в конечном итоге все более типизировались, унифицировались, так или иначе согласовывались между собой, т.е. приводились в некоторую систему.

Можно выделить следующие признаки системы наказаний.

1. Система наказаний устанавливается только уголовным законом. Это значит, что никакие другие меры принудительного воздействия на правонарушителя, предусмотренные иными отраслями права (административным, трудовым, гражданским), даже совпадающие по названию с санкциями, предусмотренными УК РФ, не являются элементами системы наказаний и не могут назначаться судами за преступление.

Следует заметить, что в прошлых УК РСФСР в систему наказаний сплошь и рядом включались меры, по своей сущности уголовными наказаниями не являющиеся. Например, в УК РСФСР 1922 г. в перечне наказаний фигурировало условное осуждение, в УК РСФСР 1926 г. – предостережение, а в УК РСФСР 1960 г. – общественное порицание, что не допустимо.

2. Система наказаний обязательна для суда. При определении конкретного вида наказания виновному лицу суд руководствуется этой системой и не может выйти за ее пределы, не может избрать принудительную меру воздействия виновному лицу, которая этой системой не предусмотрена.

3. Система наказаний – исчерпывающий перечень видов наказаний. Система должна представлять собой нечто целое и единое, состоящее из исчерпывающего перечня взаимосвязанных элементов.

В настоящий момент УК РФ в ст. 44 содержит действительно исчерпывающий перечень 13 видов наказаний: штраф; лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград; обязательные работы; исправительные работы; ограничение по военной службе; ограничение свободы; принудительные работы; арест; содержание в дисциплинарной воинской части; лишение свободы на определенный срок; пожизненное лишение свободы; смертная казнь.

В ранее действовавшем УК РСФСР некоторые виды наказаний, предусмотренные законом, не были включены в систему, хотя активно применялись в судебной практике, что разрушало целостность системы наказаний.

Классическим примером такого подхода является изъятие из ст. 21 УК РСФСР 1960 г. смертной казни, которую законодатель назвал даже не видом наказания, а «исключительной мерой наказания». Между тем данное наказание (при всей его исключительности и временности) являлось таким же неотъемлемым элементом иерархии видов наказания, как и все прочие виды, включенные в систему.

4. Отдельные наказания внутри системы расположены в определенной последовательности (определенном порядке, ступенчатости (отсюда – понятие «лестница наказаний»). При этом построение шкалы наказаний буквально означает, что каждое последующее наказание является более строгим, по сравнению с предыдущим, а, следовательно, располагается в порядке возрастания его карательного содержания.

Такое расположение видов наказании внутри системы имеет не только сугубо технико-юридическое, но и большое практическое значение.

Лестница наказаний позволяет правильно сориентироваться при разрешении коллизии, какой закон является более строгим или мягким; при решении вопроса о замене неотбытой части наказания более мягким; при изменении приговора; при взаимозачете различных видов наказаний и т.д.

В силу того, что система наказаний носит дискретный характер, входящие в нее виды наказаний, располагаясь в определенной последовательности и соподчиненности, должны соблюдать некоторую дистанцию между собой, выдерживать равномерный «шаг».

В действительности же в результате пока еще редкого применения судами таких наказаний, как штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, обязательные работы, ограничения свободы (а также в результате полного неприменения принудительных работ1 и ареста) в системе образовались перекосы и диспропорции: интервалы между часто применяемыми видами наказания оказываются в некоторых случаях слишком широкими.

Из всего многообразия содержащихся в системе видов наказания практика выбрала и использует в основном лишение свободы, исправительные работы и штраф, что, несомненно, дестабилизирует систему и свидетельствует о неприобретении пока ею своего главного качества – системности.

Резюмируя значение «лестница наказаний» в действующем УК РФ, нельзя не отметить, что отечественный уголовный закон содержит два института, реализация которых вообще невозможна без точного знания относительной жесткости (мягкости) различных видов наказания. Это назначение более мягкого наказания, чем предусмотрено за данные преступления (ст. 64 УК РФ), и замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания (ст. 80 УК РФ). Для применения этих норм более мягкие виды наказаний достаточно легко можно определить, обратив внимание на те, которые в системе находятся выше наказания, подлежащего замене.

Следует заметить, что в ранее действовавшем УК РСФСР система наказаний и санкции статей Особенной части была построена в обратном порядке, по убыванию карательного содержания каждого вида.

Действующий уголовный закон изменил порядок расположения наказаний, чтобы чисто технически более строгие виды наказаний попадали во внимание суда только тогда, когда менее строгие виды, по его мнению, не могут достичь цели, которые ставятся перед наказанием в каждом конкретном случае.

5. Система наказаний должна строится на началах не только взаимосвязи, целостности и единства, но и взаимодополняемости и взаимозаменяемости входящих в нее видов наказаний.

Сказанное означает, что система наказаний должна быть беспробельной, т.е. содержать разнообразные по своему ассортименту виды наказаний, способные адекватно воздействовать на лиц, совершающих различные категории преступлений. Вместе с тем система наказаний не должна грешить и перенасыщенностью ее такими видами, которые дублируют друг друга.

Таким «избыточным» наказанием в УК РСФСР 1960 г. оказалось увольнение от должности, ибо практически полностью поглощалось другим видом наказания – лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Суммируя изложенное, можно прийти к выводу, что в процессе оптимизации системы уголовных наказаний необходимо:

– во-первых, исключение из нес тех видов, которые утратили свое социальное назначение;

– во-вторых, совершенствование существующих наказаний;

– в-третьих, включение в нее новых видов – усиление системно-структурных начал в процессе разработки классификации и типологии наказаний.

Надо сказать, что все указанные процессы в той или иной степени осуществляются законодателем в части исследуемого вопроса.

Так, с 10 января 2010 г. введены в действие положения относительно наказания в виде ограничения свободы, которое с момента принятия действующего УК РФ не применялось.

Поставлен вопрос об исключении ареста как вида наказания из системы, предусмотренной ст. 44 УК РФ, который до сих пор не применяется на практике.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 13 июня 1996 г. № 64-ФЗ «О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 10.01.2002 № 4-ФЗ) положения о наказании в виде ареста вводятся в действие по мере создания необходимых условий для исполнения этого вида наказания, по не позднее 2006 г.

Установленные сроки давно прошли, однако это наказание так и не введено в действие, поскольку в настоящее время в Государственной Думе рассматривается внесенный Правительством РФ проект федерального закона, в соответствии с которым арест исключается из системы наказаний, поскольку его применение требует очень больших бюджетных затрат на строительство арестных домов. Кроме того, по карательному содержанию арест оказался более строгим видом наказания, чем лишение свободы на тот же срок.

Федеральным законом от 08.12.2003 № 162-ФЗ конфискация имущества исключена из системы наказаний и всех санкций статей Особенной части УК РФ.

Законодатель посчитал, что после увеличения максимального размера штрафа до 1 млн руб. он может быть реальной альтернативой конфискации имущества. Кроме того, некоторые виды конфискации предусмотрены действующим УПК РФ.

Однако десятилетняя практика показала необоснованность такого законодательного решения. Исключение конфискации имущества из системы наказаний вступило в противоречие с содержанием подписанных и ратифицированных Российской Федерацией международно-правовых конвенций в сфере борьбы с коррупцией, которые предлагают шире использовать такую уголовно-правовую санкцию, как конфискация имущества (например, Европейская конвенция об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г., вступившая в силу для России с 1 февраля 2007 г., Конвенция ООН против коррупции от 31 октября 2003 г., вступившая в силу для России с 8 июня 2006 г.). Поэтому Федеральным законом от 27.07.2006 № 153-Φ3 конфискация имущества была возвращена в УК РФ, но уже не в качестве наказания, а как уголовно-правовая мера (гл. 151).

Следует отметить, что многие виды наказаний, предусматривавшиеся УК РСФСР 1960 г., не были включены в систему УК РФ 1996 г. Так, например, ссылка и высылка не вошли в новый уголовный закон в силу архаичности их содержания, не отвечающего современным условиям общественной жизни, когда бурное развитие получили все виды связи и транспорта, что не позволяет достичь целей, ставившихся когда-то перед этими наказаниями.

Наказание в виде возложения обязанности загладить причиненный вред также не вошло в действующий уголовный закон. По содержанию эта мера является восстановительной санкцией гражданско-правового характера, а не наказанием.

Общественное порицание было самым мягким наказанием по УК РСФСР. Настолько мягким, что его карательная сила практически имела нулевое знание. Это была скорее мера общественного воздействия.

В 2011 г. законодатель предусмотрел новый вид наказания – принудительные работы без лишения свободы, который пока не применяется и имеет довольно сложный механизм назначения.

основные и дополнительные виды наказаний в ук рф: наглядная классификация

Основные и дополнительные виды наказаний УК РФ

Наказание – это мера пресечения на государственном уровне, которая предусмотрена законодательством Российской Федерации. Вступает в силу оно только после решения суда, которое выносится от имени государства.

Наказание применяется к лицу, признанному виновным в определенном преступлении. Оно используется для того, чтобы восстановить социальную справедливость, а также исправить осужденного и предупредить новые преступления.

В Уголовном кодексе Российской Федерации есть 13 видов наказаний УК РФ, которые делятся на группы: это основные и дополнительные, а также есть меры, которые применяются и в качестве первой группы, и в качестве второй.

Обязательные и исправительные работы, ограничение по военной службе и свободы, арест, нахождение в дисциплинарной воинской части, лишение свободы пожизненно или временно, а также смертная казнь являются только основными видами наказаний.

Штраф, лишение права заниматься определенной деятельностью, могут быть как основными, так и дополнительными.

Что касается лишения звания, чинов, наград, то они считаются только дополнительными видами наказаний.

Конфискация имущества не является одним из наказаний, на сегодняшний день она исключена из списка видов наказания.

Наказание в виде штрафа УК РФ назначает в ситуациях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации. Штраф должен воздействовать на осужденного при помощи ущемления его интересов, как материальных, так и имущественных.

Именно поэтому наиболее часто подобный вид наказания можно заметить в качестве санкций при совершении корыстных преступлений.

При анализировании судебной практики за последние несколько лет можно заметить, что штрафы занимают около 10 и 12% от всех наказаний.

Подобное взыскание будет целесообразным в качестве основного только в том случае, если оно реально достижимо и действительно будет ущемлять интересы виновного. Какие виды наказаний предусмотрены УК РФ? Рассматриваем далее.

Лишение права вести деятельность или работать в качестве должностного лица

Данное наказание запрещает вести деятельность на государственной службе, ограничивает возможность продвижения по службе в органах местного самоуправления.

Помимо этого, может быть наложен запрет на занятие определенной деятельностью, например, врачебной, педагогической или же любой другой.

Мера пресечения может касаться охотничьего промысла и так далее.

Данный вид наказаний УК РФ будет являться основным только в том случае, если это предусмотрено в поправках к определенной статье, по которой судят человека.

Как правило, правонарушение должно быть непосредственно связано с ведением деятельности.

Такое наказание также могут назначить при переходе от строгого к более мягкому приговору.

В качестве дополнительного это наказание устанавливается не только, если это указано в законе, по которому судят виновного, но и если его нарушение связано напрямую с ведением деятельности.

Например, если человек приносил ущерб государству или другим людям.

То есть в таком случае данный дополнительный вид наказаний по УК РФ не позволяет дальше вести дальнейшую деятельность в определенной сфере.

Лишение звания, чина и наград

Данное наказание может вступать в силу, только если лицо совершило тяжкое или особо тяжкое преступление.

Суть данного наказания состоит в том, что из-за совершенного преступления человека лишают специальных званий, он не может совершать функции в службе, в которой работает (налоговая, таможенная и так далее).

Также аннулируются государственные награды, которые государство присвоило человеку за совершенные ранее заслуги. Более того, виновный лишается также и льгот, которые были связаны с данной наградой или званием.

До сих пор в некоторых ведомствах имеются классные чины, поэтому по желанию судьи человека могут лишить и чина.

Данное наказание может быть дополнительным или основным. Оно будет усиливать основное, также действовать на осужденного с моральной точки зрения.

Обязательные работы

Этот вид наказаний УК РФ заключается в выполнении работ подсудимым в свободное время от работы или учебы.

Виновный должен совершать общественные работы на бесплатной основе. Речь идет об уходе за больными, старыми людьми, уборке улиц.

Причем вид длительности определяется не судьей или прокурором, а органами самоуправления.

Данное наказание считается основным. Зачастую оно используется только в уголовно-исполнительной инспекции. Назначаются обязательные работы лишь по месту жительства. Срок общественных работ не может быть менее 12 часов в неделю.

Все зависит от вида преступления. Наказания по УК РФ максимально справедливы. Если имеются уважительные причины, которые прописаны в законе, то по решению суда можно уменьшать срок работ.

Обязательная общественная деятельность не может назначаться инвалидам 1 группы, женщинам, которые имеют ребенка до трех лет, беременным, а также военнослужащим, которые на момент оглашения приговора проходят службу по контракту или по призыву. Рассматриваем далее виды наказаний, определенных УК РФ.

Исправительные работы

Исправительные работы заключаются в принудительном труде осужденного по месту жительства. Их срок устанавливается в приговоре. При этом человек получает заработок, а государство удерживает с него определенный процент.

Данный вид наказания может быть только основным. Как правило, подобное может назначаться во всех случаях, кроме тяжких и особо тяжких.

Зачастую исправительные работы даются только тем лицам, которые не являются угрозой для общества, и они не должны быть изолированы от общества.

Ограничение по военной службе

Этот вид наказаний УК РФ считается относительно новым. Он может назначаться только тем людям, которые проходят военную службу по контракту.

При этом с них удерживается заработная плата, а точнее 20% от суммы.

В законодательстве указано, что данное ограничение может накладываться только в качестве основного наказания.

Более того, в законе прописан ряд условий. Как уже было сказано выше, данный вид наказания может быть назначен только тому военнослужащему, который служит по контракту.

А во-вторых, это ограничение может устанавливаться либо вместо исправительных работ, либо за совершение преступлений, которые связаны с военной службой. Данный вид наказания предусматривает запрет на присвоение военного звания, также нельзя виновного повышать в должности.

Такое наказание морально давит на осужденного и за счет того, что ущемляются его материальные интересы.

Ограничение свободы

Согласно законодательству России, человек, который получил наказание в виде ограничения свободы, не имеет права уходить из места пребывания в любое время суток, не может посещать места, которые находятся на территории муниципального образования, не имеет права выезжать за пределы города, не может посещать массовые мероприятия, а также подавать заявки на участие в них, ему запрещено менять место жительства, учебы и так далее. Ограничение свободы может назначаться судом по приговору, также оно заменяет штрафные санкции, если человек их не выплачивает, исправительные работы при их игнорировании и так далее. Еще ограничение свободы может назначаться, если человеку устанавливают более мягкий вид наказания.

Оно может быть применено к людям, которые достигли 18 лет, лицам, которые совершили умышленное преступление (наличие судимости не имеет значения) или по неосторожности (при отсутствии судимости).

Подобная мера пресечения не назначается военнослужащим, жителям, которые не имеют гражданства или которые являются гражданами других стран.

Также лицам, которые не получили права на постоянное проживание в России.

Этот вид наказаний, предусмотренный УК РФ, подразумевает строгую изоляцию человека от общества. Арест является кратковременным лишением свободы.

Данный вид наказания подразумевает то, что человек по решению суда не должен находиться в контакте с обществом, то есть он обязан жить только в специальном учреждении.

Там его держат под строжайшим надзором, применяя жесткий режим. До окончания срока ареста покидать это заведение запрещено. По законодательству арест может длиться от 1 до 6 месяцев.

Соответственно, арест — это то же самое, что и лишение свободы, только кратковременное. Данный вид наказания является основным, присоединяться к другим видам пресечения он не может.

Если человек ведет себя хорошо, то к нему могут быть применены поощрения, например, благодарность или же досрочное снятие наказания. Если же порядок нарушается, то виновному увеличивают меру пресечения до 10 суток.

в дисциплинарной воинской части

Еще один вид наказаний согласно УК РФ – это содержание в дисциплинарной части. Это наказание действует только для военнослужащих.

Помимо этого, назначается только тем людям, которые служат по призыву.

Если речь идет о контрактниках, то его можно вынести в решении только людям, которые имеют звание рядового или сержанта.

Такую меру пресечения нельзя давать тому, кто на момент вынесения приговора уже по закону отслужил нужный срок. Данный вид наказания является основным. Контролирует его не местное самоуправление, а Министерство обороны.

В исполнение приводится при помощи работы батальонов или роты. Все осужденные должны соблюдать нужный режим.

Когда они отбывают наказание, виновные должны носить единую форму одежды, находиться в подчинении солдат, причем вне зависимости от того, какое звание у них было. Всем, кто добросовестно выполняет все правила, могут выдаваться поощрения.

Речь идет о благодарности, подарках, деньгах, а еще могут досрочно прекратить исполнение этого наказания. Если происходит нарушение порядка, то человеку может быть вынесен выговор, строгий выговор или арест на 30 суток.

Лишение свободы на определенный срок

Лишение свободы назначается в качестве основного вида наказаний, предусмотренного УК РФ, и может быть применено только тогда, когда из-за тяжелых обстоятельств человека нужно изолировать от общества.

Как правило, совершается это при помощи колонии-поселения, исправительных колоний различного режима либо тюрьмы.

Если же лицо, которое совершило преступление, является несовершеннолетним, то оно отдается в воспитательную колонию общего или усиленного режима.

Как отличить меру пресечения лишение свободы от других? Осужденных заставляют работать и воздействуют на них таким образом, чтобы исправить характер и восприятие мира.

Также на человека накладывают правовые ограничения, которые меняют его статус в государстве. Помимо этого, изолируют от общества при помощи специального учреждения.

Срок устанавливается судом.

Лишение свободы действует на человека со стороны физической и духовной сферы. Таким образом, он не может свободно передвигаться, он ограничен во времени, также в общении со своими друзьями и родственниками.

Этот вид наказания считается одним из самых строгих и, как правило, назначается судом, если человек совершил преступление, которое несет огромную общественную опасность. Более того, исправление на другой тип наказания невозможно.

Обязательно с виновным проводят воспитательную работу.

Пожизненное лишение свободы

Данный вид уголовного наказания по УК РФ считается альтернативой смертной казни. Такой вид меры пресечения назначается после совершения особо тяжких преступлений, которые посягают на жизнь человека.

Назначают подобное наказание не только в случае, когда это предусмотрено законом, но и когда следует заменить смертную казнь.

Условия данного применения: во-первых, лицо получает срок за тяжкое преступление, в результате которого человек (или люди) был(и) лишен(ы) жизни. Более того, суд оценивает материалы дела, личность подсудимого.

Если имеются смягчающие обстоятельства, и суд не может признать в качестве нужной меры пресечения смертную казнь, то он назначает просто пожизненное лишение свободы. К основным и дополнительным видам наказаний УК РФ данное не относится, что и так понятно.

Нужно заметить, что это наказание не назначается женщинам, а также лицам, которые совершили свои преступления до 18 лет.

Также невозможно посадить пожизненно человека, который уже достиг 65-летнего возраста. Данное наказание считается самым тяжелым.

Используют его только для того, чтобы избежать случаев применения смертной казни.

Смертная казнь

Смертная казнь считается самым суровым из основных видов наказаний УК РФ и может назначаться только в некоторых ситуациях.

После того как Россия вступила в Совет Европы и подписала особый протокол, она возложила на себя обязательство не применять смертную казнь до ее полного исключения из законодательства.

На данный момент смертная казнь, как уже было написано выше, заменяется пожизненным лишением свободы.

Выше описано, какие виды наказаний предусмотрены УК РФ. Все они направлены на исправление преступников и позволяют предупредить новые преступления. В статье описан каждый вид, поэтому любой человек сможет научиться ориентироваться в существующих мерах пресечения.

Смертная казнь по факту была отменена не только из-за того, что это запрещено европейским протоколом, но и потому, что из-за непрозрачной законодательной системы нередко умирали невиновные люди. Когда появлялись новые факты, указывающие на то, что подсудимые оказывались невиновными, родственники пытались принять суровые меры по отношению к прокуратуре и другим следственным органам.

Понятие, признаки и цели наказания. Система и виды наказаний. Их классификация

Наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренных настоящим Кодексом лишении или ограничении прав и свобод этого лица (ч. 1 ст. 43 УК РФ).

Наказание – логическое следствие нарушения гражданином уголовно-правового запрета, порождающего конфликтное отношение и необходимость его разрешения обществом, государством.

Эти признаки отличают уголовное наказание от других мер государственного принуждения (административных, дисциплинарных и т.д.).

В части 2 ст. 43 УК РФ названы три цели наказания: восстановление социальной справедливости; исправление осужденного; предупреждение совершения новых преступлений.

Цели наказания, установленные государством – это восстановление социальной справедливости, исправление осужденного и предупреждение совершения новых преступлений.

Под системой наказания понимается установленная уголовным законом и носящая исчерпывающий характер совокупность видов уголовного наказания, расположенных в определенной последовательности в соответствии со степенью их тяжести, взаимно дополняющих и заменяющих друг друга.

Согласно ст. 44 УК РФ к видам наказания относятся:

  1. Штраф.
  2. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
  3. Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград.
  4. Обязательные работы.
  5. Исправительные работы.
  6. Ограничение по военной службе.
  7. Ограничение свободы.
  8. Арест.
  9. в дисциплинарной воинской части.
  10. Лишение свободы на определенный срок.
  11. Пожизненное лишение свободы.
  12. Смертная казнь.

В УК РФ наказание в виде смертной казни включено в систему наказаний, но сохраняет свой исключительный характер и может назначаться в соответствии со ст. 20 Конституции РФ только за особо тяжкие преступления против жизни.

Но в настоящее время данное наказание не применяется. С момента вступления в силу Постановления Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1999 г.

N 3-П и до введения в действие соответствующего федерального закона, обеспечивающего на всей территории Российской Федерации каждому обвиняемому в преступлении, за совершение которого федеральным законом в качестве исключительной меры наказания установлена смертная казнь, право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей, наказание в виде смертной казни назначаться не может независимо от того, рассматривается ли дело судом с участием присяжных заседателей, коллегией в составе трех профессиональных судей или судом в составе судьи и двух народных заседателей.

Этот перечень является исчерпывающим, суд не может назначить никакое иное наказание, не входящее в этот перечень.

В российском уголовном законодательстве, по сравнению с другими государствами, перечень наказаний весьма обширен, что создает суду достаточные условия для индивидуализации назначения наказания.

Другое дело, что некоторые предусмотренные УК РФ наказания, альтернативные лишению свободы (ограничение свободы, арест), до сих пор не введены в действие.

В уголовном законодательстве (ст. 45 УК РФ) по порядку назначения наказания классифицируются на применяемые только в качестве основных, применяемые только в качестве дополнительных и смешанные, т.е. применяемые в качестве как основных, так и дополнительных.

К основным наказаниям относятся: обязательные работы; исправительные работы; ограничение по военной службе; ограничение свободы; арест; содержание в дисциплинарной воинской части; лишение свободы на определенный срок; пожизненное лишение свободы; смертная казнь.

Основные виды наказаний назначаются только самостоятельно, они не могут присоединяться к другим основным наказаниям. Они всегда указываются в санкции статей Особенной части УК РФ.

Но при наличии исключительных обстоятельств суд вправе назначить иной (но только более мягкий) вид основного наказания, чем предусмотренный конкретной статьей Особенной части УК РФ (ч. 1 ст. 64 УК РФ).

При назначении наказания к основному могут быть присоединены дополнительные наказания, в том числе и не указанные в санкции статьи.

Институт досрочного освобождения от отбывания наказания (условно-досрочное освобождение от отбывания наказания, освобождение от отбывания наказания в связи с болезнью, замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания) действует только в отношении наказаний, назначенных в качестве основных (но при этом возможно освобождение от отбывания и дополнительного наказания).

К дополнительным наказаниям относится только один вид — лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград.

Дополнительное наказание не может применяться самостоятельно, без сочетания с основными.

Особенность этого вида наказания заключается в том, что оно может применяться только за тяжкие и особо тяжкие преступления и его назначение зависит только от судейского усмотрения (в санкциях статей этот вид наказания не содержится).

К смешанным наказаниям, т.е. к наказаниям, которые могут назначаться как в качестве основных, так и в качестве дополнительных, относятся: штраф; лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Штраф в качестве как основного, так и дополнительного наказания может назначаться только в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ. Только в таких же случаях может быть назначен и крупный (от 0,5 млн. руб.

) штраф за тяжкие и особо тяжкие преступления.

Для назначения наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью имеет значение, применяется ли оно в качестве основного (санкция — от одного года до пяти лет) или дополнительного (от шести месяцев до трех лет).

Наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может назначаться в качестве дополнительного и в случаях, когда оно не предусмотрено соответствующей статьей Особенной части УК РФ (ч. 3 ст. 47 УК РФ).

В статьях Особенной части УК РФ применение смешанных наказаний в сочетании с основными может быть как обязательным (ч. 3 ст. 286 УК РФ), так и факультативным (ч. 2 ст. 286 УК РФ). Как указывается в п. 39 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 января 2007 г.

N 2 «О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания», при назначении наказания по статьям уголовного закона, предусматривающим возможность применения дополнительного наказания по усмотрению суда, в приговоре следует указать основания его применения с приведением соответствующих мотивов.

Система наказаний: понятие, виды и значение. Законодательная и теоретические классификации видов наказаний

Система наказаний – предусмотренный уголовным законом внутренне упорядоченный, исчерпывающий перечень видов наказаний, которые могут устанавливаться в санкциях норм Особенной части УК и применяться судом за совершение общественно опасных деяний.

Общий признак системы наказаний (в истории) – благо или интерес, поражаемый наказанием.

Система наказаний всегда отражала уровень нравственности, культуры и общей цивилизованности общества.

Система наказаний, включенная в уголовное законодательство РФ, носит гуманистический характер (основывается на принципах КРФ, общепризнанных нормах и принципах международного права, принципах уголовного закона и права, глобальном понимании разумного сочетания гуманизма и социальной справедливости).

УК предусматривает 2 системы наказаний:

1) Основная (полная) (для взрослых) (12 видов наказаний – исчерпывающий перечень (ст.

44 УК)) (штраф; лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград; обязательные работы; исправительные работы; ограничение по воинской службе; ограничение свободы; арест; содержание в дисциплинарной воинской части; лишение свободы на определенный срок; пожизненное лишение свободы; смертная казнь).

Принцип построения системы наказаний (от наиболее мягкого к наиболее строгому виду наказания):

· предполагается необходимость применения этого принципа при конструировании альтернативных санкций за конкретное преступление;

· исходя из этого принципа, суды обязаны рассматривать возможность применения наиболее мягкого, а затем более строгих наказаний (создаются правовые предпосылки гуманистической направленности судебной практики).

2) Дополнительная (усеченная) (для несовершеннолетних) (6 видов наказаний (ст.88 УК)) (штраф; лишение права заниматься определенной деятельностью; обязательные работы; исправительные работы; арест; лишение свободы на определенный срок) (производная от основной системы).

Отличия дополнительной (усеченной) от основной (полной) системы наказаний (отсутствует 6 видов наказаний (в том числе пожизненное лишение свободы и смертная казнь); вместо лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью предусмотрено наказание в виде лишения права заниматься определенной деятельностью).

Размеры и сроки указанных наказаний для несовершеннолетних существенное меньше, чем для взрослых преступников (гуманное отношение к несовершеннолетним).

Классификация наказаний – объединение их по определенным критериям с учетом характера и объема правоограничений, функциональной роли в выполнении определенных задач в относительно однородные группы.

Теоретическая классификация наказаний (не закреплена в уголовном законе) (3 разряда):

1) Наказания, не связанные с лишением свободы (штраф; лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград; обязательные работы; исправительные работы; ограничение оп воинской службе; ограничение свободы) (по международной классификации – меры, не связанные с тюремным заключением).

Не связаны с изоляцией осужденного от общества (осужденные не лишаются свободы, не отрываются от семьи и социально полезной деятельности) (небольшой объем правоограничений) (целесообразно применять их в первую очередь).

Если наряду с лишением свободы предусматриваются более мягкие виды наказания, при постановлении приговора должен быть обсужден вопрос о назначении наказания, не связанного с лишением свободы (Постановление Пленума ВС РФ от 11.06.1999 «О практике назначения судами уголовного наказания»).

2) Наказания, связанные с лишением свободы (арест; содержание в дисциплинарной воинской части; лишение свободы на определенный срок; пожизненное лишение свободы) (по международной классификации – меры, связанные с тюремным заключением) (в целях минимизации вредных последствий ООН рекомендует всем государствам постепенно сокращать применение подобных мер).

Связаны с изоляцией осужденного от общества (изменяется его правовой статус; приводят к разрыву социально полезных связей, криминальной зараженности и другим негативным последствиям).

В случае назначения лишения свободы это решение должно быть в обязательном порядке мотивировано в приговоре (Постановление Пленума ВС РФ от 11.06.1999 «О практике назначения судами уголовного наказания»).

3) Наказание в виде смертной казни (в международной практике также рассматривается как особый вид наказания).

Законодательная классификация (ст.45 УК):

1) Основные наказания (назначаются судом самостоятельно и не могут присоединяться в качестве дополнения к другим наказаниям) (обязательные работы; исправительные работы; ограничение по военной службе; ограничение свободы; арест; содержание в дисциплинарной воинской части; лишение свободы на определенный срок; пожизненное лишение свободы; смертная казнь).

2) Дополнительные наказания (не могут назначаться судом самостоятельно, присоединяются к основному наказанию, увеличивая объем правоограничений, которым подвергается осужденный) (выполняют при определении объема уголовной ответственности вспомогательную роль) (лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград).

3) Наказания, способные выполнять роль основных и дополнительных (штраф; лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (для лишения права…в зависимости от того, основное оно или дополнительное, сроки различны (ч.2 ст.47 УК))).

Если закон, по которому квалифицируется совершенное преступление, предусматривает обязательное назначение дополнительного наказания, неприменение дополнительного наказания возможно только при наличии условий, предусмотренных ст.64 УК «Назначение более мягкого наказания, чем предусмотрено за данное преступление» и должно быть мотивировано в приговоре со ссылкой на указанную статью.

§ 2. Классификация видов наказаний в уголовном праве РФ

Разнообразие свойств уголовных наказаний, отмеченное выше, позволяет классифицировать их по различным основаниям – в зависимости от целей исследования, потребностей практики и иных обстоятельств.

«Вопрос о классификации – один из важнейших в проблеме наказания: во-первых, для науки это прием, который не только вносит в изучение систему и порядок, но и предопределяет полноту и правильность выводов изучения; во-вторых, это существенно для разработки проблем уголовно — исполнительного права и применения положений педагогики, психологии и экономической науки в процессе исполнения наказания и эффективного достижения целей». (222, с. 321). В теории этот вопрос еще не нашел достаточно полного и четкого освещения, выводы различных авторов противоречивы, порой непоследовательны или недостаточно обоснованы.

Мы полагаем, что все возможные виды классификации, имеющие под собой достаточные основания и производимые в соответствии с правилами формальной логики, имеют «право на существование», полезны, обогащают наши знания о свойствах и возможностях отдельных видов наказаний и их системы в целом.

Наиболее значимыми в уголовно — правовом отношении нам представляются критерии, содержащиеся в самом уголовном законодательстве.

При этом мы считаем неточными распространенные суждения, будто в законе прямо предусматривается лишь одно подразделение наказаний – по порядку назначения и юридической значимости на основные, дополнительные и меры, применяемые как в качестве основных, так и дополнительных. (222, с. 324). Мы полагаем, что в законе прямо предусмотрены как минимум три основания для деления наказаний на виды:

1) по степени строгости видов наказаний (ст. 44 УК);

2) по роли отдельных видов наказаний в реализации целей наказания – наказания основные и дополнительные (ст. 45 УК);

3) по «потенциальным возможностям» конкретных видов наказаний быть назначенными только в качестве основных, только в качестве дополнительных или в том и другим качестве (ст. 45 УК).

По первому из упомянутых критериев различаются все 13 видов наказаний: каждый в соответствии со степенью строгости содержащихся в нем ограничений занимает строго определенное законом место в системе, и это имеет, как было показано выше, важное значение при применении целого ряда институтов уголовного права. При этом неправильно думать, что такая классификация слишком дробна, будто отдельные виды наказаний не группируются в «классы».

Во-первых, каждый вид наказания по существу представляет собой небольшое, но достаточное сложное образование, имея внутреннюю градацию в зависимости от сроков, размеров, восприятия осужденным и т. п.

Он может быть более строгим или менее строгим (например, лишение свободы на один год, десять лет или двадцать лет; конфискация имущества полная или частичная и т. д.).

Во-вторых, можно выделить в системе наказаний и более крупные образования, различающиеся по степени строгости.

К примеру: а) стоящая особняком как самый строгий вид наказания смертная казнь; б) группа весьма строгих видов наказаний, связанных с лишением свободы осужденного – пожизненное или срочное лишение свободы, содержание в дисциплинарной воинской части, арест, ограничение свободы, а также конфискация имущества; в) все иные виды наказаний – штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, обязательные работы, исправительные работы, степень строгости которых также может колебаться в зависимости от конкретных обстоятельств в весьма широких пределах от «средней степени строгости» до «небольшой степени строгости».

Соотношение степени строгости видов наказаний определено законом, поэтому оно является обязательным.

Однако, во-первых, нельзя не учитывать, что это соотношение в известной мере условно, поскольку, как это уже отмечалось, степень строгости наказания зависит не только от его вида, но и от размера, срока, характера правоограничений, режима, иных условий отбывания и т. д.

В законодательстве и в судебной практике нередко приходится сталкиваться с вопросом о том, какая из мер наказания является более строгой: например, три года лишения свободы или полная конфискация имущества, один год исправительных работ или два года лишения права занимать определенные должности, и т. д.? Для некоторых случаев закон установил количественные соотношения различных мер наказания между собой (см., напр., ст. ст. 71, 72 УК), однако в большинстве случаев ответить на такого рода вопросы весьма затруднительно. Между тем задача суда – в каждом случае назначить меру наказания осужденному и справедливую, и целесообразную. Поэтому, учитывая, что всего в законе предусмотреть невозможно, решение всех этих вопросов относится на оценочную деятельность суда.

Во-вторых, существует мнение, что установленное в законе соотношение степени строгости отдельных видов наказаний не является оптимальным. (228, с. 356; и др.).

На наш взгляд, это мнение не может быть отвергнуто или принято без серьезного критического научного осмысления проблемы, с учетом и того важного обстоятельства, что с течением времени под влиянием различных социальных изменений соотношение строгости отдельных видов наказаний может изменяться.

При этом, однако, следует иметь в виду, что: «Если исходить из содержания видов наказания, то в отдель­ных случаях оказывается непросто указать, какое из них более сурово.

Практически здесь многое зависит от конкретной лич­ности осуждаемого, от его социального статуса и от той жиз­ненной ситуации, в которой он находится.

Так, одним челове­ком лишение права заниматься определенной деятельностью может восприниматься легче по сравнению со штрафом или исправительными работами, а другим наоборот». (223, с. 492).

Суровость видов наказания следует оценивать комплексно с учетом как качественной, так и количественной их стороны. (Там же).

В ст. 45 УК, на наш взгляд, содержится еще два (а не одно, причем единственное, как принято считать в теории уголовного права) основания и, соответственно, вида классификации уголовных наказаний.

Согласно этой статье закона, именуемой «Основные и дополнительные виды наказаний»:

«1. Обязательные работы, исправительные работы, ограничение по военной службе, ограничение свободы, арест, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы, смертная казнь применяются только в качестве основных видов наказаний.

2. Штраф и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью применяются в качестве как основных, так и дополнительных видов наказаний.

3. Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, а также конфискация имущества применяются только в качестве дополнительных видов наказаний».

В данной статье законодатель должен был – судя хотя бы по ее названию и по санкциям статей Особенной части УК – определить, исходя из выполняемой отдельными видами наказаний нагрузки, их роли в реализации стоящих перед наказаниями целей, какие виды наказаний относятся к основным, а какие — к дополнительным.

К сожалению, сделал он это не лучшим образом: непроизвольно – не задумываясь о критериях, в нарушение логических правил дихотомического деления и в противоречии с целями классификации, он разграничил все виды наказания не на две, а на три группы, фактически по другому основанию – в зависимости от установленной законом «потенциальной возможности» каждого отдельного вида наказания быть примененным только в качестве основного, только в качестве дополнительного, или в качестве как основного, так и дополнительного наказания.

Мотивы законодателя понятны: воспользовавшись таким приемом, он ушел от необходимости дважды перечислять наказания в виде штрафа и лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью – и среди основных, и среди дополнительных. Такой прием вполне обоснован и, возможно даже, предпочтителен с точки зрения законодательной техники.

Однако не все, что хорошо с точки зрения законодательно-технической, верно по существу. Нам уже приходилось критиковать подобную законодательную конструкцию, использовавшуюся и в прежнем уголовном законе, за ее непоследовательность и нечеткость. (58, с. 64-68).

Некритическое прочтение и комментирование текста ст. 45 УК приводит к весьма распространенным ошибочным утверждениям в уголовно-правовой литературе, будто по порядку назначения все виды наказаний подразделяются на три категории, т. е.

будто наряду с основными и дополнительными наказаниями, как равнозначная им, различается еще третья самостоятельная группа наказаний т. н. «смешанного типа», которые «могут применяться в качестве как основных, так и дополнительных».

Исходя из такой трехчленной классификации даются также ошибочные определения основных и дополнительных наказаний: «основные наказания – это те, которые применяются только самостоятельно, и их нельзя присоединить ни какому другому наказанию», а «дополнительные наказания – это те, которые применяются только с основными, в дополнение к ним». (184, с. 278; 228, с. 356-357; 149, с. 374; 101, с. 72-73; и др.). Такие определения не только поверхностны, но и неправильны по существу, ибо исключают т. н. наказания «смешанного типа» как из числа основных, так и из числа дополнительных.

Виды наказаний

Нормативная характеристика видов наказаний. Они даны в ст. 44 УК РФ «Виды наказаний», где сказано, что видами наказаний являются:

Таким образом, в новом УК РФ существенно изменен перечень наказаний. В него введены новые виды и устранены некоторые старые виды наказаний.

В перечень видов наказаний дополнительно введены обязательные работы, ограничение по военной службе, ограничение свободы, арест, пожизненное лишение свободы. Изменены наименования некоторых видов наказаний и соответственно изменено их содержание.

Вместо лишения воинского или специального звания, предусмотренного ст.

21 УК РСФСР, — лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград; вместо исправительных работ без лишения свободы — исправительные работы; вместо лишения свободы — лишение свободы на определенный срок. Наказание в виде направления в дисциплинарный батальон заменено содержанием в дисциплинарной воинской части.

Смертная казнь включена в перечень видов наказания последним пунктом без указания на ее исключительный характер.

Изменена последовательность видов наказания. Законодатель построил перечень видов наказания на основе перехода от более мягкого к самому суровому наказанию.

Предполагается, что такое построение перечня может повлиять на решение суда, ориентируя его на выбор более мягкого вида наказания.

При этом в соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ «О ходе выполнения судами постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14 апреля 1988 г.

№ 1 «О практике назначения судами Российской Федерации наказания в виде лишения свободы»» от 25 октября 1996 г.

№ 8, определяя подсудимым срок лишения свободы или переходя к другому, более мягкому виду наказания, суды должны иметь в виду, что только справедливое наказание, учитывающее характер и степень общественной опасности преступления, личность виновного, все смягчающие и отягчающие обстоятельства, может способствовать достижению предусмотренных уголовным законом целей наказания.

В перечне видов наказания, предусмотренных настоящей статьей, отсутствуют увольнение от должности, возложение обязанности загладить причиненный вред, общественное порицание.

Следует учитывать и иные предписания ст. 44 УК РФ. Прежде всего она должна применяться с учетом ст.

88 УК РФ, которая устанавливает перечень видов наказания, назначаемых несовершеннолетним.

Далее, положения о наказаниях в виде обязательных работ и ареста вводятся в действие Федеральным законом после вступления в силу Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации по мере создания необходимых условий для исполнения этих видов наказания, но не позднее 2001 года (ст. 4 Федерального закона о введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации от 13 июня 1996 г.).

Наконец, перечень видов наказания, содержащийся в данной статье, является исчерпывающим и никакому расширительному толкованию не подлежит.

Система наказаний и ее значение

Система наказаний и ее значение. Указанные в ст.

44 и 88 УК РФ виды наказания образуют систему видов наказания, позволяющую суду на основе закона с учетом опыта судебной практики, общественного правосознания и научных рекомендаций рационально и по возможности эффективно использовать различные меры воздействия на осужденного, сочетая имущественные лишения, ограничения собственно личных неимущественных неотъемлемых прав и интересов, воздействие на психологическую структуру личности, ограничение использования своих профессиональных возможностей в будущем.

По действующему УК РФ система видов наказания в целом и каждый отдельный вид наказания содержат в себе комплекс различных средств воздействия на осужденного, который индивидуализируется судом при вынесении приговора, а органами исполнения наказаний неуклонно реализуется в соответствии с законом. Предписания о видах наказания в данной статье представляют собой действующее право, т.е. легитимную волю государства. Они подлежат неуклонному исполнению при сохранении возможности научной критики. Мнение о мягкости или жесткости существующей системы наказания не может оправдывать попытки принятия незаконных решений.

Суд и органы, исполняющие наказание, обязаны считаться с волей законодателя и принимать все необходимые меры для ее наиболее эффективной реализации на основе уважения к действующему закону.

Необходимость и значение системы наказаний

Необходимость и значение системы наказаний. Система наказаний представляет собой целостный инструмент уголовно-правового воздействия. Она не сводится к простому перечню видов наказания.

Законодатель, принимая уголовный кодекс или иные общие уголовно-правовые акты (основы уголовного законодательства, уголовные уложения и др.), стремится создать набор мер наказания, который, по мнению законодателя, позволил бы:

а) учитывать различия преступного поведения, личность преступника;

б) выбирать наиболее подходящие к типовым ситуациям виды наказания;

в) обеспечивать эффективность наказания, восстанавливая правовой мир и порядок в соответствии с интересами общества, чувством социальной справедливости.

Таким образом, система наказаний должна отражать цели правовой и уголовно-правовой политики и содействовать эффективной ее реализации.

Свойства системы наказаний

Свойства системы наказаний.

Так или иначе они раскрываются на протяжении всей истории существования уголовного наказания судебной практикой и осмысливаются уголовно-правовой наукой.

Следует выделять общие свойства, присущие любой системе видов наказания, и особенные или специфические свойства, присущие отдельным (национальным) системам видов наказания.

Общие и специфические свойства, в свою очередь, могут иметь нормативный, юридико-правовой и ненормативный, социальный характер, т.е. отражать уголовно-правовые и социальные основания системы наказаний.

Судебная практика, ориентируясь на закон, традиции, правосознание, иные факторы, определяет собой реальное соотношение отдельных видов наказания в системе, выявляет их действительные связи.

Вид наказания, чаще назначаемый на практике, очевидно, и занимает первенствующее положение в системе наказаний. Как сочетаются на практике основные и дополнительные виды наказаний, так и осуществляется их реальное взаимодействие.

Правда, при этом юристы осознают, что практика назначения наказания имеет существенные недостатки. Она зачастую не использует достаточно эффективно возможности системы наказаний.

Но как бы то ни было, практика назначения наказания есть социальный феномен, существующий реально. Можно стремиться совершенствовать судебную практику, но вначале ее нужно изучить.

В науке уголовного права выделяются следующие общие нормативные свойства системы наказаний:

  • легалистский характер, т.е. закрепленность в законе и только законе; обязательность и принудительность;
  • взаимодополняемость и зависимость отдельных видов наказаний;
  • регламентированность выбора мер наказания.
  • Существуют также такие общие свойства системы, как: а) направленность воздействия на различные элементы структуры личности, ее интересы, мотивацию поведения; б) потенциальная возможность адаптации к различным социальным интересам и типам правового сознания; в) потребность в особом социально-правовом механизме реализации, в который входят: правоохранительная система, позиции общества, в частности готовность выделять необходимые ресурсы и др.

    Свойства различных систем наказаний позволяют оценивать их как жестко карательные, и относительно мягкие, сложные и простые.

    Так, система наказания по Уложению 1845 г., имеющая ярко выраженные специфические юридико-нормативные свойства, была оценена как сложная.

    Как писал Н.С. Таганцев, для устранения всех недостатков системы наказаний по Своду законов изд. 1832 г. в Уложении 1845 г.

    была признана необходимость: «во-первых, определить с точностью существо каждого наказания и относительную, по сравнению с другими большую или меньшую тягость одного; во-вторых, установить во всех наказаниях несколько степеней таким образом, чтобы строгость каждого отдельного наказания могла быть по мере необходимости увеличена или уменьшена в известной постепенности…» Но эта знаменитая лестница наказания по Уложению 1845 г., по мнению Н.С. Таганцева, оказалась тяжелой и непригодной для использования*. Однако эта оценка никак не устраняет того, что:

    а) система наказаний по Уложению 1845 г. была своеобразной;

    б) возможно, к ней следовало вернуться и попытаться найти нечто полезное для современной реформы уголовного наказания.

    Элементы системы наказаний:

    • отдельные виды наказания;
    • различные группы видов наказания, которые, как правило, строятся на одном из свойств с целью выявить, показать его (свойства) практическое значение;
    • связи между отдельными видами и группами видов наказания.
    • Классификация видов наказания

      Классификация видов наказания. По действующему уголовному закону РФ входящие в нормативный перечень виды наказания по юридическому значению могут быть подразделены на: а) основные, б) дополнительные, в) наказания, могущие быть основными и дополнительными.

      По характеру воздействия на личность они подразделяются на: а) ограничивающие свободу; б) ухудшающие имущественное положение; в) меняющие самооценку, репутацию и право выбора профессии.

      К этим группам относятся: лишение свободы, направление в дисциплинарный батальон, а также штраф, конфискация имущества, возложение обязанностей загладить причиненный вред, общественное порицание, лишение права заниматься определенной деятельностью и занимать определенные должности.

      По признакам личности в системе наказаний выделяютсяособо меры наказания, которые могут быть применены только к военнослужащим и лицам, имеющим специальное звание. Смертная казнь применяется только к мужчинам в возрасте от 18 до 65 лет.

      По значимости для потерпевшего выделяются: а) наказания, обращенные к обществу и восстанавливающие чувство справедливости и правовое положение потерпевшего; б) наказания, обращенные к обществу и непосредственно к потерпевшему, заглаживающие причиненный вред.

      Юридическое значение основных и дополнительных видов наказания

      Юридическое значение основных и дополнительных видов наказания. В ст. 45 УК РФ говорится:

      1. Обязательные работы, исправительные работы, ограничение по военной службе, ограничение свободы, арест, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы, смертная казнь применяются только в качестве основных видов наказаний.

      3. Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, а также конфискация имущества применяются только в качестве дополнительных видов наказаний.

      Сохранив содержавшуюся в прежнем УК РСФСР классификацию видов наказания на могущие быть только основными, затем основными и дополнительными и, наконец, только дополнительными, законодатель оставил прежним перечень только дополнительных видов наказания и изменил перечни видов наказания, как основных, так и дополнительных.

      Основные наказания

      Как и ранее, только основными считаются такие виды наказания, которые не могут назначаться как дополнительные к другим видам наказания и ни в коем случае не могут назначаться хотя бы и без дополнительных, если они не указаны в санкции статьи, предусматривающей ответственность за преступление, по которому выносится приговор. Это положение не распространяется на случаи назначения более мягкого наказания, чем предусмотрено за данное преступление, когда наказание назначается либо при вердикте присяжных заседателей о снисхождении, либо при замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания.

      При совершении нескольких преступлений каждое основное наказание имеет самостоятельный характер.

      Основные наказания исчерпывающим образом перечислены в санкциях статей, устанавливающих ответственность за отдельные преступления.

      Основные наказания не сочетаемы друг с другом, поскольку назначение двух или нескольких основных наказаний одному лицу нецелесообразно по организационно-экономическим соображениям и неэффективно.

      Основные и дополнительные наказания.

      Наказаниями, которые могут выступать как в качестве основных, так и в качестве дополнительных, являются такие, которые достаточно легко исполняются только (исключительно) наряду с основными и рационально дополняют потенциал воздействия основного наказания. Статья 45 УК РФ относит к ним штраф и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

      Штраф в качестве дополнительного вида наказания может назначаться только в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ (ст. 46 УК). Это указание закона закрепляет судебную практику, сложившуюся при применении предписаний УК РСФСР.

      Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может назначаться и качестве дополнительного вида наказания и в случаях, когда оно не предусмотрено соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса в качестве наказания за преступление, если с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления и личности виновного суд признает невозможным сохранение за ним права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ст. 47 УК). В этом случае в законе также закрепляется сложившаяся судебная практика.

      Дополнительные наказания

      Дополнительные наказания: лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград.

      Первый из упомянутых видов наказания, а также конфискация имущества применяются по усмотрению суда с учетом личности виновного и только при совершении тяжкого или особо тяжкого преступления.

      Дополнительная мера наказания в виде конфискации имущества может быть назначена только в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса.

      Законодатель ограничивает возможности установления конфискации только тяжкими и особо тяжкими преступлениями, совершенными из корыстных побуждений. При этом, как явствует из закона, назначение дополнительного наказания является правом суда, но не его обязанностью.

      Решение об этом обосновывается судом таким же образом, как и иные решения о назначении меры наказания осужденному.