Закон 195 об административных правонарушениях

Федеральные арбитражные суды
Российской Федерации

КоАП РФ ОТ 30.12.2001 N 195-ФЗ

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушенияхот 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ

25 апреля, 25 июля, 30, 31 октября, 31 декабря 2002 г., 30 июня, 4 июля, 11 ноября, 8, 23 декабря 2003 г., 9 мая, 26, 28 июля, 20 августа, 25 октября, 28, 30 декабря 2004 г., 7, 21 марта, 22 апреля, 9 мая, 18 июня, 2, 21, 22 июля, 27 сентября, 5, 19, 26, 27, 31 декабря 2005 г., 5 января, 2 февраля, 3, 16 марта, 15, 29 апреля, 8 мая, 3 июня, 3, 18, 26, 27 июля, 16 октября, 3, 5 ноября, 4, 18, 29, 30 декабря 2006 г., 9 февраля, 29 марта, 9, 20 апреля, 7, 10 мая, 22 июня, 19, 24 июля, 2, 18 октября, 8, 27 ноября, 1, 6 декабря 2007 г., 3 марта, 29 апреля, 13, 16 мая, 14, 22 июля, 8 ноября, 3, 22, 25, 26, 30 декабря 2008 г., 9 февраля, 7 мая, 3, 28, 29 июня, 17, 19, 24 июля, 9, 23, 25, 28 ноября, 21, 27, 28 декабря 2009 г., 9 марта, 5, 30 апреля, 8, 19, 31 мая, 17 июня, 1, 5, 23, 26, 27, 30 июля, 4 октября, 8, 29 ноября, 8, 23, 28, 29 декабря 2010 г., 7 февраля, 6, 21 апреля, 4 мая, 3, 4, 27 июня, 1, 11, 18, 20, 21 июля, 6, 7, 8, 16, 21, 30 ноября, 3, 6, 7, 8 декабря 2011 г., 31 января, 1 марта, 2, 23 апреля, 3 мая, 5, 8, 14 июня, 10, 28 июля, 2 октября, 12, 29 ноября, 1, 3, 25, 29, 30 декабря 2012 г., 23 февраля, 5, 22 апреля, 7 мая, 7, 28, 29 июня, 2, 23 июля, 30 сентября, 21 октября, 2, 25 ноября, 2, 21, 28 декабря 2013 г., 3 февраля, 12 марта, 2, 20 апреля, 5 мая, 4, 23, 28 июня, 21 июля, 14, 22 октября, 4, 24 ноября, 1, 22, 29, 31 декабря 2014 г., 3, 12 февраля, 8, 30 марта, 6 апреля, 2, 23 мая, 8, 29 июня, 13 июля, 5, 27 октября, 3, 28 ноября, 14, 29, 30 декабря 2015 г., 15 февраля, 2, 9, 30 марта, 5, 26 апреля, 1 мая, 2, 23 июня, 3, 6 июля, 22 ноября, 5, 19, 28 декабря 2016 г., 7, 22 февраля, 7 марта, 3, 17 апреля, 1, 28 мая, 1, 7 июня, 1, 18, 26, 29 июля 2017 г.

Принят Государственной Думой 20 декабря 2001 года

Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 года

Раздел I. Общие положения

Глава 1. Задачи и принципы законодательства об административных правонарушениях

Статья 1.1. Законодательство об административных правонарушениях

1. Законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Настоящий Кодекс основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством об административных правонарушениях, то применяются правила международного договора.

Статья 1.2. Задачи законодательства об административных правонарушениях

Задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.

Статья 1.3. Предметы ведения Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях

1. К ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление:

1) общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях;

2) перечня видов административных наказаний и правил их применения;

3) административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

4) порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях;

5) порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний.

2. В соответствии с законодательством о судебной системе настоящий Кодекс определяет подсудность дел об административных правонарушениях судам.

3. В соответствии с законодательством о защите прав несовершеннолетних настоящий Кодекс определяет подведомственность дел об административных правонарушениях комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав.

4. В соответствии с установленной структурой федеральных органов исполнительной власти настоящий Кодекс определяет подведомственность дел об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральным органам исполнительной власти.

5. В соответствии с задачами и функциями, возложенными на органы государственной власти субъектов Российской Федерации федеральными законами, настоящий Кодекс определяет подведомственность дел об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Статья 1.3.1. Предметы ведения субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях

1. К ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится:

1) установление законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления;

2) организация производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации;

3) определение подведомственности дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в соответствии с частью 2 статьи 22.1 настоящего Кодекса;

4) создание комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав;

5) создание административных комиссий, иных коллегиальных органов в целях привлечения к административной ответственности, предусмотренной законами субъектов Российской Федерации;

6) определение перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации;

6.1) определение перечней должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, в случаях, предусмотренных статьей 28.3 настоящего Кодекса;

7) регулирование законами субъектов Российской Федерации иных вопросов в соответствии с настоящим Кодексом.

2. Законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления могут наделяться отдельными полномочиями субъекта Российской Федерации по решению вопросов, указанных в пунктах 4 — 6 части 1 настоящей статьи, с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. В случае наделения органа местного самоуправления указанными полномочиями его должностные лица вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъекта Российской Федерации.

3. В случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, должностные лица органов местного самоуправления вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации, при осуществлении органами местного самоуправления полномочий по контролю (надзору), делегированных Российской Федерацией или субъектами Российской Федерации, а также при осуществлении муниципального контроля.

4. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах компетенции, установленной главой 23 настоящего Кодекса, уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом.

5. Должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах компетенции соответствующего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, в случаях, указанных в статье 28.3 настоящего Кодекса.

Статья 1.4. Принцип равенства перед законом

1. Лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств.

2. Особые условия применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров, сотрудников Следственного комитета Российской Федерации и иных лиц), устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральными законами .

3. Особые условия применения мер административной ответственности в отношении являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц, а также руководителей и иных работников указанных юридических лиц, совершивших административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций (далее — их работники), устанавливаются настоящим Кодексом.

Статья 1.5. Презумпция невиновности

1. Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

2. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

3. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье.

4. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Примечание. Положение части 3 настоящей статьи не распространяется на административные правонарушения, предусмотренные главой 12 настоящего Кодекса, и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием транспортных средств либо собственником, владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи.

Статья 1.6. Обеспечение законности при применении мер административного принуждения в связи с административным правонарушением

1. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

2. Применение уполномоченными на то органом или должностным лицом административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом.

3. При применении мер административного принуждения не допускаются решения и действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство.

Статья 1.7. Действие законодательства об административных правонарушениях во времени

1. Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

2. Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

2.1. В случае одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность, лицо подлежит административной ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

3. Производство по делу об административном правонарушении осуществляется на основании закона, действующего во время производства по указанному делу.

Статья 1.8. Действие законодательства об административных правонарушениях в пространстве

1. Лицо, совершившее административное правонарушение на территории Российской Федерации, подлежит административной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации.

2. Лицо, совершившее административное правонарушение за пределами Российской Федерации, подлежит административной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации, а также в случаях, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.

3. Юридическое лицо, совершившее административное правонарушение, предусмотренное статьей 19.28 настоящего Кодекса, за пределами Российской Федерации, подлежит административной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом в случае, если указанное административное правонарушение направлено против интересов Российской Федерации, а также в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации, если указанное юридическое лицо не было привлечено за соответствующие действия к уголовной или административной ответственности в иностранном государстве.

Глава 2. Административное правонарушение и административная ответственность

Статья 2.1. Административное правонарушение

1. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

2. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

3. Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Статья 2.2. Формы вины

1. Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

2. Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Кодекс РФ «Об Административных Правонарушениях»

Административные правонарушения — совершенные действия, противоречащие законодательным положениям.

Объектами, в отношении которых осуществляются противоправные действия, могут быть:

  • Общественный порядок;
  • Общественная нравственность;
  • Собственность;
  • Экология и другие.
  • Правонарушение и преступление — это два разных понятия. Административное правонарушение не наносит вред обществу, тогда как термин «преступление» активно используется в Уголовном Кодексе.

    Некоторые неправомерные действия злоумышленников относятся как к правонарушению, так и к преступлению. Таковыми являются:

  • Хищение документов;
  • Нарушение авторских прав (узнать больше о нарушении авторских прав вы можете здесь: );
  • Нанесение ущерба другому имуществу.
  • Описание КоАП

    «Кодекс Российской Федерации об Административных Правонарушениях» был принят Государственной Думой 20 декабря 2001 года, а одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 года.

    Настоящий КоАП создан на основании:

  • Конституции Российской Федерации;
  • Общепринятых принципов и норм международного права и международных договоров РФ.
  • Основными задачами КоАП являются:

    • Охрана прав и свобод человека и гражданина;
    • Безопасность каждого человека;
    • Безопасность здоровья и жизни общества;
    • Сохранность экологии;
    • Обеспечение общественного порядка;
    • Защита экономических интересов физических и юридических лиц;
    • Предупреждение совершения противоправных действий.
    • 26 июля 2017 года в законодательные положения были внесены изменения.

      Последние изменения, внесенные в «Кодекс об Административных Правонарушениях»

      26 июля 2017 года в некоторые статьи КоАП были внесены изменения.

      Статья 2.4

      В ст. 2.4 КоАП было изменено примечание. В нем говорится о том, что согласно Федеральному закону под должностным лицом понимается государственный или муниципальный орган, который временно или постоянно выполняет свои полномочия. При осуществлении противоправных действий во время выполнения своих служебных обязанностей, подобные лица привлекаются к административной ответственности.

      Статья 4.5

      Ст 4.5 КоАП была полностью изменена. Теперь каждое Постановление об административном правонарушении выносится в течение определенного срока. Например, постановление о правонарушениях в следующих сферах должны быть вынесены в течение трех месяцев.

      Таковыми являются:

    • Экспортный контроль;
    • Геодезия и картография;
    • Охрана окружающей среды;
    • Природопользование;
    • Энергетическая эффективность;
    • Защита прав потребителей;
    • Муниципальный контроль;
    • Потребительский кредит;
    • Реклама;
    • Теплоснабжение;
    • Электроэнергетика.
    • Статья 7.32.5

      В ст 7.32.5 КоАП определяется срок, в течение которого должны быть куплены товары для государственных и муниципальных нужд. В случае нарушения сроков или непредоставления аванса в соответствии с условиями муниципального или государственного контракта, покупатель привлекается к административной ответственности. Привлечение должностного лица к повторной административной ответственности предусматривает дисквалификацию от служебных обязанностях на срок до 24 месяцев.

      Статья 19.6.1

      В ст 19.6.1. КоАП говорится о том, что в случае несоблюдения должностных обязанностей государственные и муниципальные органы получат административный штраф в размере трех тысяч рублей или меньше.

      Статья 23.48

      Ст 23.48 КоАП описывает функции федерального антимонопольного органа. К ним относится фиксация правонарушений, которые определяются при использовании приборов учета электричества и теплоснабжения в частных и многоквартирных домах.

      Согласно КоАП подобные правонарушения анализируются:

    • Заместителями и руководителями федерального антимонопольного органа;
    • Руководителями подразделений федерального антимонопольного органа;
    • Заместителями и руководителями территориальных органов.
    • Статья 23.55

      Ч 1 ст 23.55 КоАП была изложена в новой редакции. В ней говорится о том, что органы исполнительной власти фиксируют следующие виды правонарушений в помещениях общего пользования многоквартирных домов:

    • Курение табака в лифтах общего пользования;
    • Курение табака в общественных помещениях многоквартирного дома.
    • Статья 23.66

      В новой редакции статьи КоАП перечисляются контролирующие государственные органы, которые фиксируют противоправные действия в сфере закупок:

    • Заместители и руководители федеральных органов исполнительной власти;
    • Вышестоящие должностные лица структурных подразделений;
    • Руководители территориальных органов муниципальной и государственной власти;
    • Руководители структурных подразделений органов исполнительной власти субъектов РФ.
    • Статья 23.8

      П 63 ст 28 КоАП был изложен в новой редакции. В нем говорится о том, что должностные органы должны осуществлять контроль в области защиты прав потребителей. В их обязанности входит пресечение административных противоправных действий.

      Ниже рассмотрена статья, в которую при последней редакции не были внесены изменения. Но, тем не менее, она содержит важные аспекты.

      Статья 3.4.

      В ст 3.4 КоАП описывается понятие «предупреждение».

      Предупреждение — одна из мер административного наказания, которая применяется при осуществлении противоправных действий физическим или юридическим лицом.

      Мера наказания используется в том случае, если отсутствует угроза:

    • Безопасности здоровья и жизни людей;
    • Объектам растительного и животного мира;
    • Окружающей среде.

    Иногда подобная мера наказания (предупреждение) не применима к определенным видам нарушений. Тогда накладывается штраф в соответствии со статьей «Об административных правонарушений».

    Скачать КоАП в последней редакции

    На основании закона «О правонарушениях» лицо, совершившее административное правонарушение, привлекается к административной ответственности. Применяется мера наказания, которая предусматривалась законом на момент совершения противоправных действий.

    Хотите ознакомиться с Кодексом Российской Федерации «Об административных правонарушениях» и внесенными изменениями и дополнениями в него? Перейдите по ссылке.

    Закон 195 об административных правонарушениях

    Ссылка не верна или страница была удалена

    Если Вы попали на эту страницу, перейдя
    по ссылке внутри нашего сайта, пожалуйста, сообщите нам неверный адрес.

    Для заказа бесплатной демонстрации возможностей информационно-правового обеспечения ГАРАНТ перейдите по ссылке

    © ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

    Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

    Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

    ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 107392, г. Москва, ул. Халтуринская, д. 6А, info@garant.ru.

    8-800-200-88-88
    (бесплатный междугородный звонок)

    Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

    Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3161), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

    Если вы заметили опечатку в тексте,
    выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

    Для чего Вам нужна «База судебных решений»?
    смотри подробнее

    Анализ информации, содержащейся в базе, поможет юристу предусмотреть последствия принимаемых им юридических решений и не доводить дело до суда.

    Помогает выстроить грамотную стратегию судебного процесса на основе изучения и анализа уже имеющихся в базе решений по аналогичным делам.

    Помогает проверить «чистоту» партнеров и контрагентов:

    • — принимал ли участие в судебных разбирательствах?
    • — в качестве кого? (Истец, ответчик, третье лицо и т.п.)
    • — по каким делам?
    • — выиграл или проиграл?
    • Самая полная база – более 7 000 000 документов

      База содержит дела:

      • — гражданского судопроизводства
      • — административного производства
      • — уголовные дела открытого судебного производства
      • Простой и удобный поиск документов:

        • — по территории
        • — по суду
        • — по дате
        • — по типу
        • — по номеру дела
        • — по сторонам
        • — по судье
        • Мы разработали специальный вид поиска – ПОИСК ПО КОНТЕКСТУ, с помощью которого производится поиск в тексте судебных документов по заданным словам
          Все документы сгруппированы по отдельным делам, что экономит время при изучении конкретного судебного дела
          К каждому делу прикреплена информационная карточка, которая содержит краткую информацию по делу – номер, дату, суд, судью, тип дела, стороны, историю процесса с указанием даты и произведенного действия.

          Если Вы еще не пользователь ИС «ПАРАГРАФ», то станьте им.
          Стать пользователем ИС «ПАРАГРАФ»

          Для чего Вам нужен раздел «Ответы государственных органов»?
          смотри подробнее

          1. Ответы государственных органов на конкретные вопросы граждан и организаций по различным отраслям деятельности.
          2. Ваш практический источник применения норм права.
          3. Официальная позиция государственных органов в конкретных правовых ситуациях требующих решений.

          В разделе содержатся все ответы государственных органов, которые размещены на портале «Открытый диалог» Электронного правительства Республики Казахстан.
          Вопросы-ответы включаются в ИС «ПАРАГРАФ» в неизменном виде в соответствии с оригиналом, что позволит Вам ссылаться на них при возникновении ситуаций, требующих подтверждений и обоснования Вашей позиции (при взаимодействии с государственными органами в том числе).
          В отличие от портала Электронного правительства, ответы госорганов раздела ИС «ПАРАГРАФ» снабжены дополнительными поисковыми механизмами, позволяющими осуществлять поиск по:

          • — тематике;
          • — дате;
          • — автору;
          • — номеру вопроса;
          • а также вести полномасштабный контекстный поиск в вопросах и ответах – как отдельных слов, так и фраз в виде словосочетания.

            Уверены, новые возможности ИС «ПАРАГРАФ» сделают Вашу работу еще более эффективной и плодотворной!

            Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. №195-фз (ред от 23 июля 2013 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, №1, ч. 1, ст. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. №3-фз «О полиции»

            МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

            РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
            ВОРОНЕЖСКИЙ ИНСТИТУТ
            Кафедра тактико-специальной подготовки

            Начальник кафедры ТСП

            «___» ______________2014 г.

            профессионального обучения (профессиональной подготовки) граждан, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел на должности среднего и старшего начальствующих составов (должностные категории, профессиональная деятельность которых не связана с раскрытием и расследованием преступлений, привлекаемые к охране общественного порядка в составе комплексных сил)
            Дисциплина: «Организационно-правовые и тактические основы несения службы по охране общественного порядка»

            Разработал: старший преподаватель кафедры,

            Обсуждено и одобрено на заседании методической секции кафедры

            Протокол №___ от «___» ____________2014 г.

            Обсуждено на заседании кафедры

            Протокол №___ от «___» ____________2014 г.

            Воронеж – 2014 г.

            1. Изучить со слушателями устав патрульно-постовой службы полиции. Назначение, функции, задачи ППСП. Силы и средства ППСП. Виды нарядов полиции.

            2. Обеспечить связь полученных знаний с дальнейшей практической деятельностью слушателей.

            3. Выработка системы навыков самообразования и умения работать с литературой.

            4. Воспитание дисциплинированности слушателей.
            Время: 2 часа

            Место: Учебная аудитория.

            Нормативные правовые акты:

            1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 23 июля 2013 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ч. 1, ст. 1.

            2. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» (ред. от 2 июля 2013 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 7, ст. 900.

            3. Приказ МВД России от 29 января 2008 г. № 80 «Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции» (ред. от 11 марта 2012 г.) // БНА ФОИВ, 2008, № 27.

            4. Приказ МВД России от 5 мая 2012 г. № 403 «О полномочиях должностных лиц системы МВД России по составлению протоколов об административных правонарушениях и административному задержанию» // БНА ФОИВ, 2012, № 36.

            5. Приказ МВД России от 5 октября 2013 г. № 825дсп «О совершенствовании организации комплексного использования сил и средств органов внутренних дел Российской Федерации по обеспечению правопорядка на улицах и в иных общественных местах».
            Основная:

            1. Административная деятельность органов внутренних дел. Часть Общая: Учебник. – М.: ЦОКР МВД России, 2009.

            2. Административная деятельность органов внутренних дел. Часть Особенная: Учебник. – М.: ЦОКР МВД России, 2009.

            3. Пономарчук К.К. Основы тактики задержания правонарушителей: учеб. пособие. – М.: ЦОКР МВД России, 2008.

            4. Организация деятельности служб и подразделений полиции по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 030501 «Юриспруденция» / С.В. Байгажаков и др.; под ред. В.В. Гордиенко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.
            Дополнительная:

            1. Преображенский А.М. Специальная подготовка сотрудников органов внутренних дел: учеб. пособие : в 3 ч. / А.М. Преображенский. – М.: ЦОКР МВД России, 2006.

            2. Чернышов А. Ю. Специальная подготовка сотрудников органов внутренних дел: учебник / А.Ю. Чернышов, В. Г. Белоус. – Архангельск, 2003.

            3. Магденко А.Д., Мелякин В.А., Черепанов А.В. Служба обеспечения общественного порядка: учебное пособие. – М.: ЦОКР МВД России, 2007.
            Учебные вопросы:

            1. Устав патрульно-постовой службы полиции. Назначение, функции, задачи ППСП.

            2. Силы и средства ППСП. Виды нарядов полиции.
            Введение

            Охрана правопорядка составляет цель государства, причем эта цель сама по себе носит внеисторический характер. Соответственно в системе функций государства постоянно присутствует такое основное направление его деятельности, которое может быть определено как материальная функция охраны правопорядка. На осуществление этой функции направлены все ветви государственной власти, хотя наиболее объемные меры в этой области выполняются всегда в рамках управленческой (административной) формальной функции государства. Соотношение прерогатив законодательной, административной и судебной властей в обеспечении правопорядка есть самая общая характеристика методов (способов), используемых государством для достижения указанной глобальной цели. Эти методы находят свою конкретизацию в деятельности соответствующих государственных структур они, как и цели, могут быть сформулированы в качестве принципов организации и деятельности государственного механизма). В свою очередь способы деятельности государственного механизма в обеспечении правопорядка предполагают наличие соответствующих (адекватных) средств. В числе таковых, в частности, — система общих и специализированных государственных институтов и правовые нормы (объективное право), формализующие сферу компетенции и формы деятельности указанных институтов.

            Ни одно государство в мире – ни самое либеральное, ни сверхтоталитарное – не может обойтись без полиции. Преступность существовала всегда, и любое общество нуждалось, и всегда будет нуждаться в органах, призванных охранять порядок, имущество, жизнь и безопасность граждан. Таким органом и является полиция – это особая правоохранная структура, имеющая задачи и полномочия, отличные от других служб.

            Роль полиции является наиболее значительной в сфере внутренних дел – она обеспечивает соблюдение общественного порядка и общественной безопасности с целью охраны прав и свобод граждан, законных интересов юридических лиц общественных объединений, охраны собственности и борьбы с преступностью.

            Вопрос 1. Устав патрульно-постовой службы полиции. Назначение, функции, задачи ППСП.
            Приказ МВД РФ от 29 января 2008 г. N 80 «Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции»

            С изменениями и дополнениями от:

            10 марта 2009 г., 13 января 2010 г., 22 июля 2011 г., 24 февраля 2014 г.
            Настоящий Устав определяет порядок организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции по обеспечению правопорядка на улицах, объектах транспорта и в других общественных местах.

            Строевые подразделения ППСП входят в состав подразделений полиции, осуществляющих деятельность по охране общественного порядка.

            Подразделения ППСП в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции», другими федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, актами МВД России, а также законами субъектов Российской Федерации по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, изданными в пределах их компетенции.

            Деятельность подразделений ППСП строится в соответствии с принципами соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина, законности, беспристрастности, открытости и публичности, общественного доверия и поддержки граждан, взаимодействия и сотрудничества, использования достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем.

            В своей деятельности подразделения ППСП взаимодействуют с подразделениями дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, вневедомственной охраны территориальных органов МВД России, а также с другими подразделениями полиции, воинскими частями внутренних войск МВД России.

            Подразделения ППСП в установленном порядке создаются и дислоцируются в городах и других населенных пунктах, где есть объективная необходимость охраны правопорядка, реорганизуются и ликвидируются в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

            Численность подразделений ППСП, финансируемая за счет средств федерального бюджета, определяется Правительством Российской Федерации.

            Подразделения ППСП входят в штаты соответствующих территориальных органов МВД России на районном уровне и находятся в непосредственном подчинении их начальников.

            В целях оперативного маневрирования силами и средствами патрульно-постовой службы в составе УТ МВД России по федеральным округам, Восточно-Сибирского, Забайкальского ЛУ МВД России на транспорте, МВД по республикам, ГУ (У) МВД России по иным субъектам Российской Федерации создаются полки, отдельные батальоны, роты, взводы и отделения.

            Штаты подразделений ППСП утверждаются начальниками УТ МВД России по федеральным округам, Восточно-Сибирского, Забайкальского ЛУ МВД России на транспорте, министрами внутренних дел по республикам, начальниками главных управлений, управлений МВД России по иным субъектам Российской Федерации в соответствии с нормативными правовыми актами МВД России. Штаты ППСП Управления МВД России на комплексе «Байконур» утверждаются начальником ГУ МВД России по Московской области.

            Материально-техническое и иное обеспечение подразделений ППСП осуществляется в порядке, установленном МВД России.

            Командный состав подразделений ППСП комплектуется из числа сотрудников полиции, имеющих высшее или среднее профессиональное образование, прошедших соответствующую профессиональную подготовку, способных по деловым и моральным качествам руководить подчиненным личным составом.
            Назначение, функции и задачи ППСП.
            Патрульно-постовая служба полиции – структурные подразделения, предназначенные для обеспечения общественного порядка, общественной безопасности на улицах, площадях, парках, на транспортных магистралях, вокзалах, пристанях, в аэропортах и других общественных местах, в том числе при проведении массовых мероприятий.

            2 сентября 1923 года приказом Центрального административного управления НКВД г. Москвы № 4 была объявлена Инструкция постовому милиционеру, регламентирующая общие положения о постовой службе, права и обязанности постового милиционера. Со дня издания данного документа начат отсчёт деятельности патрульно-постовой службы в качестве структурного подразделения ОВД.

            Численность ППСП определяется исходя из расчёта один работник ППСП на 1-1.5 тыс. человек городского населения и од работник ППСП на 120-150 дворов в сельской местности.

            Организационная структура ППСП включает в себя систему аппаратов и подразделений. Она определяется характером выполняемых задач и функций, а также национально-государственным устройством и административно-территориальным делением РФ.
            Основные задачи и функции строевых подразделений ППСП

            (Устав ППСП глава 1)
            Основными задачами строевых подразделений ППСП являются:
            • Обеспечение правопорядка на улицах, объектах транспорта и в других общественных местах.

            • Обеспечение безопасности личности, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений на постах и маршрутах патрулирования.

            • Выявление на постах, маршрутах и задержание лиц, совершивших преступления и скрывающихся от следствия и суда.

            • Оказание содействия полиции, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.
            Строевые подразделения ППСП выполняют следующие функции:
            • Защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан от преступных и иных противоправных посягательств.

            • Оказание помощи гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также находящимся в беспомощном либо ином состоянии, опасном для жизни и здоровья.

            • Пресечение противоправных действий и задержание лиц, совершивших преступления, по «горячим следам». Активное предотвращение преступлений и административных правонарушений, выявление обстоятельств, способствующих их совершению, и в пределах своей компетенции принятие мер к устранению данных обстоятельств.

            • Обеспечение правопорядка при массовых мероприятиях, своевременное реагирование и пресечение попыток нарушений установленного порядка их проведения.

            • Совместно с другими подразделениями органов внутренних дел принятие неотложных мер по спасению людей и оказанию им в установленном порядке доврачебной помощи при авариях, катастрофах, пожарах, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных обстоятельствах.

            • Взаимодействие с гражданами по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности.

            • Участие в пределах своей компетенции в мероприятиях по профилактике и предупреждению преступлений и иных правонарушений, осуществляемых по линии других подразделений органов внутренних дел, правоохранительных органов, органов государственной власти.

            • Участие в пределах своих полномочий в выполнении задач, определенных планами перевода органов внутренних дел на военное время и действий при чрезвычайных обстоятельствах.

            • Участие в соответствии с законодательством Российской Федерации в проведении контртеррористических операций.

            Сотрудники подразделений ППСП в соответствии с поставленными задачами и в пределах своей компетенции исполняют обязанности и реализуют права, в соответствии со статьями 12 и 13 Закона Российской Федерации «О полиции».

            Кроме перечисленных, сотрудники ППСП, входящие в состав патрульных и постовых нарядов обязаны:

            • Знать законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные и иные нормативные правовые акты соответствующих субъектов Российской Федерации, правовые акты местного самоуправления по вопросам охраны общественного порядка, требовать от граждан их неукоснительного исполнения.

            • Оказывать содействие сотрудникам других подразделений органов внутренних дел, а также представителям иных правоохранительных органов при выполнении ими служебных обязанностей.

            • Обеспечивать правопорядок на улицах, площадях, в парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах и в других общественных местах.

            • Соблюдать законность, тщательно и внимательно разбираться с нарушителями общественного порядка; при применении предусмотренных законом мер воздействия к правонарушителям разъяснять им, в соответствии с каким нормативным актом и за какое нарушение они применяются.

            • Докладывать оперативному дежурному по обо всех случаях возникновения угрозы общественной безопасности и необходимости привлечения технической помощи и аварийных служб, не допускать граждан в опасную зону.

            • Принимать от граждан находки (документы, ценности и другое имущество) и передавать их оперативному дежурному по территориальному органу МВД России с указанием в рапорте описи предметов и данных о лице, передавшем находку.

    Закрыть меню