Закон и право их роль

Государства и право. Их роль в жизни общества

Государство, право и общество – три взаимозависимые понятия, существование которых тесно переплетено в зависимости от формы государства, используемой правовой системы и развитости самого общества.

Как общество зависит от государства, так и государства зависит от общество, для которого оно и существует.

В случае если государство не сможет обеспечить обществу достойную жизнь можно со большой вероятностью утверждать о несостоятельности такого государства и, как следствие к возможным проблемам для государства и общества.

Именно с помощью права государство оказывает влияние на повсеместную жизнь общества, что указывает на исключительную роль права для государства и общества.

Актуальность изучения настоящей темы объясняется, прежде всего, необходимостью точного понимания аспектов регулирующих жизнь общества в государстве по средствам использования сложившейся правовой системы.

В настоящей работе представляется целесообразным проанализировать роль государства и права в жизни общества на примере Российской Федерации.

Объектом анализа будет являться форма государства, понятие и его признаки, а также имеющаяся российская правовая система, которая тем или иным образом отражается на жизни каждого из российских граждан.

В случае выявления негативных факторов, оказывающих государством и правом на жизнь общества, автором будут предложены некоторые рекомендации для формирования по настоящему правового российского государства с целью улучшения жизни простых граждан.

Государство, его понятие, признаки и форма

В различных источниках, будь то печатные или электронные источники, встречается большая множество определений понятию государства, но, несмотря на их количество, суть остается одна.

Государство – это основной институт политической системы современного общества и важнейшая форма его организации.

Любое государство, в том числе российское обязано защищать интересы всего общества и интересы правящих кругов.

Перекос в сторону защиты интересов правящих кругов чреват для государства кризисом власти, политическим волнениями и возможным распадом.

Одна из основных задач государства состоит в организации политической власти и управлении обществом на справедливой основе, что подразумевает соблюдение баланса интересов между обществом и властью, которая существует по желанию общества.

Государство имеет следующие особенные признаки и черты, которые отличают его от догосударственных и от негосударственных организаций:

  • наличие выделенного из общества и зачастую стоящего над ним аппарата власти, которые имеет управленческие и организационные полномочия;
  • обладание государственным суверенитетом, что очень часто выражается только в формальном суверенитете (формальность заключается в том, что суверенитет как бы есть, но фактически государство контролируется другим более сильным государством);
  • территориальный признак, по которому можно определить границы конкретного государства, защищаемые от внешних посягательств;
    наличие публичной власти на территориях в границах государства;
  • государственный структуры, в том числе правоохранительные, судебные, системообразующие и прочие.

Форма государства выражается в том, каким образом устроено правление в государстве, в государственном устройстве и политическом режиме, который принят в государстве.

Форма правления это, прежде всего то, каким образом организована государственная власть, какой порядок организации органов власти.

Рассматривая форму правления как способ организации власти необходимо понимать, каким образом конкретная власть взаимодействует с населением, насколько население активно принимает участие в организации и выборе власти.

К основным формам правления в настоящее время можно отнести абсолютную или ограниченную монархию и парламентскую, президентскую, смешанную республику.

Если говорить о Российской Федерации, то государство является федеративной республикой президентского типа.

Государственное устройство Российской Федерации заключается в делении территории государства на субъекты федерации, которые имеют свои управленческие органы и обладают ограниченной политической независимостью.

Российский политический режим считается демократическим с некоторыми устоями, передавшимися от развалившегося Советского Союза, а ранее Российской Империи.

Форма государственного правления в России позволяет президенту, а также исполнительной, судебной и законодательной власти существенно влиять и контролировать российские регионы через свои структуры и другие уполномоченные органы.

Право, его признаки

Как указывалось выше, государство с помощью власти избранных управляет и организует общество с тем чтобы общество могло удовлетворить свои основные потребности.

Для того чтобы управлять и организовывать необходимы соответствующие инструменты и право является самым приемлемым из инструментов, если оно защищает общество и дает возможность на равенство между всеми слоями общества.

В связи с этим имеет смысл более подробно остановиться на праве, его особенностях и целях.

Право – рассматриваемая в современной науке система общеобязательных социальных норм, охраняемых силой государственного принуждения, обеспечивающего юридическую регламентацию общественных отношений в масштабе всего общества.

Право дифференцировано по отраслям, каждая из которых имеет свой предмет регулирования и обладает специфическими чертами.

Например. Гражданское право, Конституционное право, Семейное право, Трудовое право, Уголовное право.

Список перечисленных видов права не является исчерпывающим, так как существует множество других.

Право можно разделить на национальное и международное, когда нормативные документы создаются двумя и более государствами.

Национальное право целиком и полностью находится в компетенции одного государства, а международное право обязательно для всех мировых государств.

Большинство цивилизованных государств, в том числе и Россия признает приоритет международного права на национальным, что предполагает соответствии национальных правовых норм международному.

Функции права указывают на место и роль права в жизни общества и государства.

Их реальное содержание и социальное назначение во многом определяются характером государства.

Между правом и государством, независимо от определений и каких-то нюансов существует неразрывная связь, но в тоже время они относительно самостоятельны.

Государство издает нормативно-правовые акты, обеспечивает их соблюдение, в том числе путем принуждения общества к исполнению нормативных актов.

Право же в свою очередь активно воздействует на государство путем установления общеобязательных правил поведения, в том числе для государственных органов и их служащих.

С помощью норм права закрепляются государственных служащих, которые ведут свою деятельность в интересах общества и государства.

Таким образом, право по отношению к государству и обществу, прежде всего, выступает регулятором общественных отношений.

То есть первая функция права – это регуляторная функция, что логично и соотносимо с целями государства и общества.

Регуляторная функция регулирует в обществе экономические политические и иные отношения, закрепляет существующий государственный и общественный строй.

Право вносит определенный порядок в жизнедеятельность государства и общества, устанавливая конкретные права и обязанности сторон.

Право имеет и воспитательную функцию, которая также является важной с точки зрения сосуществования государства и общества.

Воспитательная функция проявляется в том, что закон опирается не только государственное принуждение, но и убеждение.

Воспитательная функция права проявляется в том, что право должно развивать в обществе и отдельных гражданах чувство справедливости, правды, добра, гуманизма.

Римские юристы говорили: «Закон есть царь всех божественных и человеческих дел».

При этом закон или право должны стоять во главе добрых и злых, бедных и богатых.

Именно государство в лице государственных служащих и учреждений обязано обеспечить верховенство закона в государстве без оглядки на расы, национальности, достаток и прочие особенности.

Право также выполняет эвристическую и прогностическую функцию.

То есть, закрепляя сложившеюся систему общественных отношений, право тем самым создает необходимые предпосылки для более глубокого познания, развития и совершенствования.

Роль государства и права в жизни общества

По результатам анализа предыдущих разделов настоящей работы в части государства и права, их понятий, функций и других особенностей возможно сделать однозначный вывод об огромной роли государства и права в жизни общества и отдельно каждого человека.

Если государство не справляется со своими задачами, в том числе по формированию приемлемой правовой базы, то, соответственно и жизнь общества не может быть удовлетворительной.

Более того, зачастую государство имеет авторитарную модель правления, что сказывается на правовой системе страны и, как следствие, в отношении общества применяются методы принуждения к соблюдению установленных правил жизнедеятельности.

Такой способ организации отношений между государством и обществом нельзя назвать наилучшим, так как он имеет ярка репрессивный характер, подавляющий свободу и проявление демократии.

Нет никаких сомнений в том, что репрессивный метод воздействия на общество, рано или поздно, приведет к волнением в обществу, недовольству и возможно к смене политического режима в государстве.

Самым неприятным в данном случае может являть то, что государство в результате ошибочной политики власти, в том числе в сфере правового регулирования может просто перестать существовать, как это было с Советским Союзом.

Нельзя не отметить роль государства и права в жизни общества довольного существующей действительностью.

Именно государство путем установления справедливых правил жизнедеятельности может способствовать удовлетворению общества и граждан по отдельности, установив нормативными актами социальные гарантии, равенство, свободы.

Общество, получившее социальные блага, заметившее беспокойство государства о себе, в обязательном порядке ответить государству и власти взаимностью, строго выполняя установленные правила, не преступая закон.

Таким образом, государство без права не может существовать, а право необходимо именно для жизнедеятельности государства.

Право, по сути, формирует государство и власть, что в конечном итоге делает государство правовым, что самым положительным образом сказывается на обществе.

Недостатки российской правовой системы

Российская Федерация и ее правовая система, как и любое другое государство, Россия имеет свои явные и не очень явные негативные аспекты в правовой системе.

В том числе российская правовая система имеет большой репрессивный уклон в части принуждения общества к исполнению нормативных актов, что нельзя назвать приемлемым с точки зрения дальнейшего развития государства и общества.

Всем понятно, что без принуждения обойтись нельзя, но снизить возможности контролирующих органов является необходимостью и общество с благодарностью ответит государству.

К сожалению, в российской правовой системе заложен исключительно карающий метод воздействия на общества и граждан.

Например, есть законодательная норма и ее надо исполнять, если кто-либо нарушил норму, сразу следует наказание, в том числе гражданская, административная и уголовная.

В этом заключается воспитательная функция права, нарушил – получи наказание.

Можно ли назвать такое положение вещей эффективным способом взаимодействия государства и общества? В какой-то степени, когда речь идет о злоумышленниках или постоянных нарушителей закона.

Однако, следует отметить, что такой подход однобок, так как следует не только по средствам права заниматься принуждения, но и воспитывать у граждан правосознание, которое позволит обществу разбираться в вопросах права.

Что значит, разбираться в вопросах права?

Это значит, что общество и каждый гражданин в отдельности смогут сознательно оценивать нормы права и в добровольном порядке определить свое отношение к праву.

Кроме отсутствия правильного правосознания общества, также следует отметить множество технических недостатков в правовой системе России, к ним относятся недостатки, в том числе в жилищном законодательстве, в семейном законодательстве и других сферах права.

Законодатели на постоянной основе вносят различные изменения в нормы права и казалось бы это должно вносить порядок в правовую систему страны, но на деле получается обратное, так как постоянные непродуманные изменения в законы только добавляют хаоса при их использовании и нервируют общество.

Нет никаких сомнений в том, что государство и право очень важны для общества, так как только в правовом государстве можно счастливо жить и трудиться.

В тоже время как показал вышеизложенный материал в России есть над чем работать государству и обществу, последовательно улучшая правовую систему страны, ее отдельные нормативные акты.

Законодатель в своем желании улучшить взаимоотношения между государством и обществом должен сместить уклон от принуждения к исполнению законодательства гражданами в сторону убеждения.

Только в таком случае граждане смогут доверять государству и власти.

Отдельной темой для проработки является воспитание правосознания граждан, правильного правосознания.

К методам воспитания правосознания необходимо отнести обязательное включение соответствующих дисциплин в образовательные программы школ и других учебных заведений.

Но, прежде всего законодатель должен заложить основу в правовую систему страны о воспитательной функции права в части обязательного воспитания правильного общественного и индивидуального правосознания.

В том числе необходимо рассмотреть возможность внесения дополнений в ст. 2 Конституции РФ, изложив ее в следующем виде: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, воспитание правильного правосознания человека и гражданина – обязанность государства».

Закон: его понятие и роль в демократическом государстве (стр. 1 из 2)

Демократическое государство представляет собой политическую организацию власти, основанную на принципах разделения властей, соблюдения прав человека, верховенства права во всех сферах жизни. В большинстве современных государств главным источником права является закон. Этимологически слово «закон» происходит от древнерусского слова «кон», которое означало границу, предел чего-либо.

В современной юридической науке и практике термин «закон» употребляют двояко — как юридический нормативный акт высшего органа власти, принятый в особом порядке парламентом (или с помощью плебисцита), и как нормативный акт (юридический документ) любого органа государства, который содержит юридические нормы, обязательные правила поведения.

Закон — это обладающий высшей юридической силой нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом государственной власти или непосредственно народом и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Каковы характерные признаки закона как ведущего источника права?

1. Закон-это юридический документ, содержащий нормы права.

2. Закон является результатом правотворческой деятельности высшего органа государственной власти (парламента, монарха и др.) или всего народа.

3. Закон регулирует наиболее значимые, типичные, устойчивые отношения в обществе.

4. Закон обладает высшей юридической силой, что проявляется в невозможности его отмены другим органом, кроме принявшего, а также в том, что содержанию закона не должны противоречить все иные юридические документы.

5. Закон является фундаментальным юридическим документом. Он служит базой, основой, ориентиром нормотворческой деятельности иных государственных органов, судов.

В государстве, имеющем парламентскую систему, формируется, естественно, и законодательная система, состоящая из нормативных актов парламента (законов, статутов и т. д.). Чем выше степень цивилизованности, развитости и гуманности общества, тем большую потребность оно испытывает в законах. Это предъявляет особые, повышенные требования к содержанию законами самом общем плане можно сказать, что содержание закона должно быть правовым, т. е. соответствующим неотъемлемым, неотчуждаемым естественным правам человека. Такие права в основном зафиксированы в авторитетных международно-правовых документах ООН, которые составляют юридическую базу правовой защиты каждого человека в отдельности и человеческой цивилизации в целом и служат юридическим императивом для законодателей любых государств. Степень соблюдения прав человека в законе — критерий качества самого закона, показатель его сущности и полезности, справедливости и ориентированности на свободу.

Верховенство закона во всех сферах жизни общества означает невозможность произвольного усмотрения в управлении делами общества и государства. Само по себе это положение гуманистично: человек и общество лишаются возможной опасности волюнтаризма, грубых вторжений в сферу личного со стороны власти. Такое вторжение невозможно без оснований, указанных в законе.

Содержание закона образуют первичные нормы, которые в отдельных случаях получают дальнейшую конкретизацию и развитие в подзаконных актах.

Пределы действия нормативных актов

Все нормативные акты имеют определенные временные, территориальные ограничения (пределы) своего существования и действия, а также распространяются на определенный круг лиц (субъектов права). По общему правилу, нормативно-правовые акты применяются к отношениям, имевшим место в период от введения их в действие до утраты ими силы.

Говоря о пределах действия нормативного акта во времени, учитывают три существенных обстоятельства: момент вступления его в законную силу, момент прекращения его действия и применение установленных нормативным актом юридических норм к отношениям, возникшим до его вступления в законную силу («обратная сила закона»).

В Российской Федерации нормативно-правовые акты вступают в силу одним из следующих способов:

в результате указания в тексте нормативного акта на календарную дату, с которой юридический документ вступает в силу;

в результате указания на иные обстоятельства, с которыми связывается вступление в законную силу документа («с момента подписания», «с момента опубликования» и т. д.);

в результате применения общих правил. По этим общим правилам законы РФ, другие нормативно-правовые акты высших представительных органов вступают в силу на всей территории Российской Федерации одновременно по истечении десяти дней со дня их официального опубликования, если в тексте акта не указано иное.

Нормативно-правовые акты Президента РФ и Правительства РФ вступают в силу на всей территории России одновременно по истечении семи дней после их официального опубликования.

Изданиями, в которых официально публикуются нормативно-правовые акты РФ, являются «Российская газета» и Собрание законодательства Российской Федерации.

Акты министерств и ведомств вступают в силу по истечении 10 дней со дня их официального опубликования и подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции (в этом заключается предпосылка их законности).

Порядок вступления в силу нормативно-правовых актов субъектов Федерации, муниципальных органов определяется ими самостоятельно.

Прекращение действия нормативного акта происходит в результате:

— истечения срока, на который был принят юридический документ;

— объявления об утрате юридической силы нормативного акта (прямое указание на отмену, которое может содержаться в специальном акте);

— принятия управомоченным органом нового юридического нормативного документа равной или большей юридической силы, регулирующего тот же круг общественных отношений;

— устаревания юридического документа в связи с исчезновением обстоятельств, которые подлежали регулированию (например, утратили свою актуальность и потому прекратили свое действие нормативные акты, регламентирующие правовой статус Советов народных депутатов в связи с исчезновением этих органов власти на территории бывшего СССР).

Вопрос о действии нормативных актов во времени нужно рассматривать с учетом еще двух аспектов.

Во-первых, нормативно-правовой акт не имеет обратной силы (эта юридическая аксиома сформулирована еще древнеримскими юристами). Нормативный документ действует только в отношении тех обстоятельств и случаев, которые возникли после введения его в действие Это правило — необходимый фактор правовой стабильности, когда граждане и юридические лица должны быть уверены в том, что их правовое положение не будет ухудшено законом.

Во-вторых, нормативно-правовой акт моет утратить силу, но отдельные его положения, нормы могут применяться к фактам, имевшим место во время его действия («переживание закона»). Это относится и к регулированию длящихся правоотношений.

Действие нормативных актов в пространстве суть территориальные ограничения их действия, когда нормативный акт применяется на той территории, на которую распространяется суверенитет государства или компетенция соответствующих органов. Поэтому акты федеральных органов распространяются на всю территорию Российской Федерации, акты субъектов Федерации — на территории этих государственных образований, акты муниципальных органов — на территории соответствующих административных единиц.

К территории, ограниченной границами государства, относятся: суша, в том числе недра и континентальный шельф, территориальные воды (12 морских миль), воздушное пространство.

К государственной территории приравниваются морские, речные и воздушные суда, находящиеся под флагом государства. По правилам международного права военные суда приравниваются к территории государства без исключений, а гражданские морские и воздушные суда — в водах и воздушном пространстве своего государства, открытом море и воздушном пространстве.

Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц обусловлено следующим обстоятельством: все граждане, лица без гражданства, иностранцы и юридические лица, находящиеся на территории государства, подпадают под сферу действия законодательства государства, в котором они пребывают. Юридическая наука и практика знает принцип экстерриториальности. Это юридическая фикция, согласно которой определенные части территории государства (здания иностранных посольств, миссий или их средства транспорта), а также дипломатические представители иностранных государств признаются не находящимися на территории государства, где они реально пребывают, а юридически считаются находящимися на территории того государства, чье посольство помещается в данном здании или чьими представителями они являются. На началах взаимности территории посольств в иностранных государствах считаются территориями соответствующих государств. Какие бы то ни было посягательства на здание посольства приравниваются к посягательствам на территорию государства и рассматриваются как факт нарушения международного права.

Систематизация нормативно-правовых актов

В ходе общественного развития государство активно осуществляет правотворческие функции, в результате чего издаются сотни различных нормативно-правовых актов по широкому кругу вопросов. Формирование законодательства как взаимосогласованной и эффективной системы происходит в результате не только планирования законотворческих работ нормотворческим органом, но и систематизации. Систематизация законодательства — это целенаправленная работа законодателя по упорядочению и приведению в единую систему действующих законодательных актов с целью их доступности, лучшей обозримости и эффективного применения. В основе такой работы лежат знания о системе права, ее отраслях и подотраслях.

Целями систематизации являются: создание стройной системы законов, обладающей качествами полноты, доступности и удобства пользования нормативными актами, устранение устаревших и неэффективных норм права, разрешение юридических коллизий, ликвидация пробелов и обновление законодательства.

Тема 1. Государство и право. Их роль в жизни общества.

1. Дайте определения понятий:

Государство – определенный способ организации общества, основной элементполитической системы,организацияпубличной политической власти, распространяющаяся на всеобщество, выступающая его официальным представителем и опирающаяся на средства и меры принуждения.

Форма государства – способ организации высших органов государства, территориальное устройство власти и методы ее осуществления.

Форма государственного устройства – способ территориальной организации государства или государств, образующих союз.

Политический режим – понятие, обозначающее систему приемов, методов, форм, способов осуществления политической власти в обществе.

2. Заполните таблицу

Отличительные черты публичной власти родового строя от государства.

Публичная власть родового строя

Принцип кровного родства всех членов родоплеменного объединения;

Общественная власть выражала интересы всего общества в целом, и в ее формировании принимало участие все взрослое население;

Реализация общественной воли самим обществом осуществлялась на добровольной и безвозмездной основах;

Власть осуществлялась непосредственно членами родовой общины. Управление ее делами не было закреплено за особым слоем людей, не составляло чьей-либо профессии;

Органы родового строя (общее собрание, вожди, старейшины) не располагали специальным аппаратом принуждения.

Родовой строй, не знавший особого аппарата управления, не знал и налогов.

«власть авторитета» (т. е. власть старейшин общества);

Принцип территориальной общности своих граждан (подданных);

Представляет корпоративные интересы определенной части населения, социальной группы, класса;

Реализация политической власти осуществляется особым аппаратом государственных служащих, которые профессионально выполняют вверенные им управленческие функции, получая за это денежное вознаграждение;

Выполнение решений, принимаемых государственными органами управления, обеспечивается специально созданным для этого карательным аппаратом, аппаратом насилия (силы армии, разведки, отряды милиции, управление исполнения наказаний и т. п.);

Для содержания многочисленного аппарата государственных служащих, в лице которых олицетворяется политическая власть, необходимы различные денежные средства, взимаемые с населения в форме налогов и сборов.

4. Что означает принцип правового государства «разрешено все, что не запрещено»

Свобода следовать своему собственному желанию во всех случаях,

когда этого не запрещает закон.

5. Вы – министр финансов и распоряжаетесь финансами страны, которые довольно ограничены. В стране бастуют шахтеры, энергетики, учителя, преподаватели вузов, врачи, военнослужащие, требуя повышения зарплаты.

Где вы возьмете деньги и кому, прежде всего, повысите заработную плату?

В первую очередь, из бюджетных средств повысить зарплату шахтёрам и энергетикам (работникам производства), от труда которых можно получить, реальную прибыль и пополнение бюджета страны, а затем работникам бюджетной сферы.

Закон и право — в чем отличие?

В русском языке (в отличие от английского, например) для этих понятий используются разные слова. Как они соотносятся? Синонимы ли это? Зачем вообще нужны два термина? Если вам никогда не приходили в голову эти вопросы, надеюсь, вы задумались об этом теперь. Хе хе. Предоставлю вам возможность подумать этом, наслаждаясь закатом на Эгейском море.

Теперь вы можете сравнить себя с античными философами, которые тоже рассуждали о сущности права и, наверняка, при этом порой наблюдали море.

Определению того, что есть право, посвящены научные и философские теории, которые преподают на юридических факультетах в рамках курса теории государства и права. Я в этом не спец, и практика меня интересует больше теории. Если пересказывать все эти теории достаточно подробно, придется менять категорию сложности на “хардкор”, поэтому философскую часть затронем вкратце.

В теории права сложилось два основных направления — юснатурализм (теория естественного права) и позитивизм, которые в последствии мутировали и переплетались друг с другом.

Юснатуралисты полагают, что существует некое идеальное право, абсолютная справедливость, нигде и никем не формализованная. В зависимости от мировоззрения философов в разные века таким идеальным правом могли называть законы природы, закон божий, “прирожденное право личности”. Государственные же законы — всего лишь попытка отразить это идеальное право в формальных документах. В отличие от непогрешимого права, законы имеют недостатки или могут ему полностью противоречить. Для юснатурализма характерно отличать право, как эталон высшей справедливости и принятый государством закон.

Юридический позитивизм, наоборот, приравнивает право к принятым в реальности правилам поведения. Этатисты считают правом закон, установленный государством. Сторонники социологической теории полагают, что закон/право отражает фактически сложившиеся общественные отношения.

Хотя юснатурализм звучит несколько сюрреалистично, его идеи воплощены и в современном праве. Например, считается некорректным утверждение, что государство “закрепляет” права человека. В отношении базовых прав и свобод (таких как жизнь, например) принято говорить, что государство государство “признает” их за человеком. А английское право включает в себя так называемое “право справедливости”, набор фундаментальных принципов, которые судьи должны учитывать, чтобы толковать закон или прецеденты.

В зависимости от контекста слова “закон” и “право” могут иметь разное значение. Закон, принятый парламентом, под номером и датой — это конкретный документ, устанавливающий общеобязательные в государстве правила поведения (юристы называют такие документы нормативно-правовыми актами). Еще есть подзаконные нормативные акты — постановления правительства и других госорганов. Их нельзя назвать законами. Но всю совокупность правил государства (законов и подзаконных актов) можно назвать национальным правом. Например, российское право или право Англии и Уэльса.

Еще слово право может означать притязание на благо или свободу, защищенное законом. То есть право человека (или юридического лица) имеет другое значение по сравнению с национальным правом.

Еще в литературной речи иногда идет речь, не о конкретном федеральном законе номер такой-то, а о Законе. Как о совокупности норм или о философской категории. В этом смысле закон синонимичен праву.

Напомню, что право и законодательство во всех странах разное. Разнятся не только законы и правила, но и подход к их формированию. Например, российское право относится к континентальной правовой системе. Ее отличие в достаточно четкой структуре правовых норм, основной источник которых — законы. Судебные решения обычно рассматриваются как источник толкования закона. К этой же системе относится право большинства европейских стран и южноамериканских стран.

Право стран англо-саксонской правовой семьи (Англии и ее бывших колоний) тоже частично регулируется законами, но остальные правила описаны в судебных решениях (прецедентах). Традиционно такое право менее структурировано и формализовано, важную роль играет профессионализм судей и адвокатов. Также есть мусульманское право, основанное на Коране, который толкуют мусульманские юристы.

Разнообразие правовых систем хорошо показано на картинке из Википедии:

Кроме национальных законов, существует еще международное право. Это совсем другая история. Международное право регулирует отношения между государствами. Его отличие от национального права в том что в международном праве все субъекты (государства) формально равны, нет высшего правоохранительного органа. Для контроля за соблюдением национального права у государства есть полиция, прокуратура, граждане и компании по отношению к государству находятся в починенном положении. В международном праве ничего этого нет — государства принимают на себя обязательства добровольно, заключая международные договоры. Хотя есть Совет безопасности и Генеральная ассамблея ООН, они тоже состоят из равноправных государств. Поэтому международное право никто не соблюдает.

От международного права нужно отличать международное частное право. Международным частным правом называют нормы, регулирующие международные экономические отношения между частными лицами — компаниями и людьми. Самостоятельных источников международного частного права практически нет, в основном такие отношения регулируются национальным правом, зато стороны внешнеэкономического контракта вправе самостоятельно выбрать применимое право. То есть компания из Уганды и компания из Канады вправе заключить контракт о поставке шуруповертов и подчинить свои отношения праву Южной Кореи, а также договориться о том, что все споры будут рассматриваться в Стокгольмском коммерческом арбитраже.

Поэтому универсальных юристов не существует.

Презентация. Право, его роль в жизни общества и государства

Успейте воспользоваться скидками до 60% на курсы «Инфоурок»

Описание презентации по отдельным слайдам:

9 кл. Право, его роль в жизни общества и государства

Одна из самых древних потребностей человеческого общества – потребность в порядке и справедливости. Мудрость и здравый смысл, присущие человеку, привели к открытию права. Постепенно, в ходе истории, сложились нормы права – общеобязательные правила, которые точно указывали всем как следует поступать в той или иной ситуации , какие у человека есть возможности в обществе и в чём состоит его ответственность перед людьми.

Что такое право. Смысловые значения термина «право» «Право» связано с понятием «править, управлять, регулировать» «Право» связано со справедливостью, с правдой. (многие юридические (правовые документы в старину назывались Правда (Русская Правда (XI-XIII вв) – крупнейший памятник древнерусского права, Польская Правда и др.)) Третье смысловое значение: естественное право. Оно принадлежит человеку от рождения уже потому, что он человек. Естественное право включает прежде всего право человека на жизнь, право на личную неприкосновенность, право на свободу мысли и т.д. Государство таких прав не создаёт, но может включить нормы естественного права в свои законы и этим подчеркнёт, что признаёт такие нормы, гарантирует их соблюдение и защиту.

Документы , содержащие нормы естественного права Всеобщая декларация прав человека (1948 г.) создана Организацией объединённых наций (ООН (1945г.) Конституция России (1993 г.) Глава II. Права и свободы человека и гражданина. И др.

Позитивное право. Таким образом, естественное право становится реально действующим юридическим документом, требования которого должны соблюдать все. Так встречаются позитивное (положительное, т.е. реально действующее, установленное государством) и естественное право. Позитивное (положительное) право – исходящее от государства право, которое документально оформлено в виде государственных законов и иных правовых документов

Определение права. ПРАВО – это совокупность общеобязательных, формально – определённых (выраженных в законе) норм, правил поведения, установленных и санкционированных государством, исполнение которых обеспечивается силой государственного принуждения.

Порядок и справедливость право устанавливает путём чёткого определения меры свободы людей. Немецкий философ И.Кант выразил взаимосвязь прав, свобод и ответственности в своём категорическом императиве (абсолютно обязательном, повелительном требовании) права(примерный смысл): поступай так, чтобы свобода твоих поступков была совместима со свободой каждого и со всеобщими законами

Норма права. Закон. Правовые нормы, которые принимает государство, закрепляются в официальном письменном документе – нормативно –правовом акте. Нормативно – правовой акт – это официальный (государственный) письменный документ , в котором содержатся нормы права. Нормативно -правовые акты Конституция федеральные законы Кодексы Указы Президента Постановления Правительства и др З А К О Н Ы – нормативные акты, которые обладают высшей юридической силой Подзаконные акты СОЗДАНЫ ВО ИСПОЛНЕНИЕ ЗАКОНОВ

Иерархия нормативных актов в России ЗАКОНЫ Конституция РФ Федеральные конституционные законы Федеральные законы и кодексы Законы субъектов РФ ПОДЗАКОННЫЕ АКТЫ Указы Президента РФ Постановления Правительства РФ Приказы и инструкции министерств и ведомств и др

НОРМА ПРАВА Нормативно – правовые акты содержат нормы права. Норма права – общеобязательное и формально-определённое правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закрепленное и опубликованное в официальных актах, направленное на регулирование общественных отношений. НОРМЫ ПРАВА ОБЯЗЫВАЮЩИЕ (ст 57, 58, 59 КРФ) ЗАПРЕЩАЮЩИЕ (п.5 ст 29 КРФ. …Цензура запрещается) УПОЛНОМОЧИВАЮЩИЕ – нормы – разрешения, дающие право на то, что можно делать

Структура нормы права Структура нормы права – это внутреннее строение нормы, которое раскрывает её основные элементы и способы их взаимосвязи. ПРАВОВАЯ НОРМА ГИПОТЕЗА Указывает на жизненные обстоятельства вступления нормы в действие ДИСПОЗИЦИЯ Содержит само правило поведения, указывает его суть и содержание, права и обязанности субъекта САНКЦИЯ Определяет неблагоприятные последствия, наступающие в случае нарушения предписания диспозиции

Система законодательства Законодательство – вся совокупность нормативных актов, действующих в стране; единая система, все части которой объединены и взаимодействуют на основе соподчинения. Отрасль права – Совокупность правовых норм, регулирующих определённые общественные отношения (трудовое право, семейное право, уголовное право и др) Подотрасль права – Совокупность родственных институтов, какой –либо отрасли права (в гражданском праве – «обязательственное право» подотрасль, объединяет институты права : институт поставки, мены, подряда и др Институт права – Совокупность правовых норм, регулирующих какой-либо конкретный вид однородных общественных отношений (в трудовом праве – институт охраны труда, в гражданском – институт купли – продажи и т.д.) Норма права

ЗАКОН И ПРАВО Мнения Право и закон абсолютно совпадают. Любой принятый закон – всегда есть право. Право и закон не всегда совпадают. Закон не всегда является правом. Государство может принять не правовой, несправедливый закон – закон, не опирающийся на право. Право – это мера свободы, выражает сложившиеся в обществе представления о справедливости. Закон может быть несправедливым, а право бывает только справедливым, иначе оно перестаёт быть правом, превращается в свою противоположность – произвол.

Проголосовало пользователей: 1

  • Зенченко Ольга Николаевна
  • 293
  • 26.08.2017
  • Номер материала: ДБ-651691

    Не нашли то что искали?

    Вам будут интересны эти курсы:

    Опубликуйте 3 материала, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную благодарность

    Опубликуйте 5 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить сертификат о создании сайта

    Опубликуйте 10 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

    Опубликуйте 15 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данное cвидетельство

    Опубликуйте 20 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

    Опубликуйте 25 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

    Опубликуйте 40 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную золотую грамоту

    Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

    Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Закрыть меню