Закон ярослава русская правда

Ярослав Мудрый и Русская правда

Правление Ярослава Мудрого

Первый период жизни Ярослава Мудрого связан с борьбой за киевский престол. По достижении Ярославом зрелого возраста отец посадил его ростовским князем, а около 1013 после смерти Вышеслава (старшего сына Владимира Святославича) Ярослав становится новгородским князем. В 1014 отказ Ярослава платить дань Киеву вызвал гнев отца и повлек за собой приказ готовиться к походу на Новгород. Но 15 июля 1015 Владимир Святославич скоропостижно скончался, не успев осуществить свой план.

По версии событий, нашедшей отражение в «Повести временных лет», киевский престол захватил туровский князь Святополк I Окаянный, сводный брат Ярослава Владимировича. Желая устранить возможных соперников, Святополк убивает братьев, князей ростовского Бориса, муромского Глеба, древлянского Святослава; пытается убить и Ярослава, но его вовремя предупреждает об опасности сестра Предслава. По другой версии, в крови братьев был повинен не Святополк, а Ярослав, что подтверждается некоторыми западноевропейскими источниками. Заручившись поддержкой новгородцев, Ярослав в декабре 1015 в битве под Любечем одерживает победу над Святополком и захватывает Киев.

Но Святополк не смирился с поражением, и в 1018 он вместе со своим тестем, польским королем Болеславом Храбрым, вторгся в пределы Руси. В битве на Альте Святополк потерпел сокрушительное поражение. В 1019 году четвертый сын Владимира Ярослав вторично и теперь уже навсегда вступил в Киев и сел на русском престоле. Ему было в ту пору немногим более 30 лет.

После победы над Святополком Ярослав начал борьбу с другим своим братом тмутараканским князем Мстиславом, также предъявлявшим права на киевский престол. В сражении под Лиственом в 1024 победа была на стороне Мстислава, но он разрешил Ярославу княжить в Киеве. Все же Ярослав не решился принять предложение брата и продолжал оставаться в Новгороде, направив в Киев своих посадников. В 1025 по заключенному у Городца мирному договору Ярослав получил Русскую землю на запад от Днепра, с центром в Киеве, а Мстислав — восточную часть, с Черниговом. Лишь после смерти Мстислава в 1035 Ярослав становится «самовластцем» на Руси.

После Лиственской битвы деятельность Ярослава в основном связана с просветительством и христианизацией Руси. Возможно, одной из причин отказа Ярослава от привычной для князя военной деятельности стала тяжелая травма, полученная им во время борьбы с братьями: обследование останков Ярослава показало, что у него была перерублена нога, из-за чего князь должен был сильно хромать и в конце жизни вряд ли мог обходиться без посторонней помощи.

В области внешней политики Ярослав добивался укрепления международного авторитета Древнерусского государства. По его инициативе новгородский князь Владимир I Ярославич 1043 предпринял последний крупный поход Руси на Византию, однако закончившийся неудачей. Около 1050 г. в Киеве был поставлен первый митрополит из русских — Иларион, отстаивавший независимость русской епархии от Константинополя. Кроме того, многие дети Ярослава были связаны семейными узами с представителями правящих династий Центральной и Западной Европы.

Летописные данные по поводу смерти Ярослава противоречивы; считается, что он скончался 20 февраля 1054, однако, многие исследователи называют иные даты. Перед смертью Ярослав завещал киевский престол старшему из оставшихся в живых сыновей, новгородскому князю Изяславу, наказывая сыновьям жить в мире.

Прозвище «Мудрый» закрепилось за Ярославом в официальной российской историографии лишь во второй половине 19 века.

В 1036-37 по приказу Ярослава были построены мощные крепостные укрепления («город Ярослава»), Золотые ворота с надвратной церковью Благовещения, храм святой Софии, а также основаны монастыри святых Георгия и Ирины. Прообразами этих построек были архитектурные сооружения Константинополя и Иерусалима; они были призваны символизировать перемещение в Киев центра православного мира. В Повести временных лет» содержится похвальный отзыв о просветительской деятельности Ярослава. По свидетельству летописи, князь позаботился о переводе на русский язык многих греческих книг, которые составили основу библиотеки, созданной им в храме Софии Киевской.

Ярославу приписывается также составление первого русского законодательного акта «Русской Правды», сохранившей свое значение и в более поздние периоды истории. Ее нормы лежат в основе Псковской и Новгородской судных грамот и последующих законодательных актов не только русского, но и литовского права. До наших дней дошло более ста списков Русской Правды. Первый текст был обнаружен и подготовлен к печати известным российским историком В. Н. Татищевым в 1738 г. Название памятника отлично от европейских традиций, где аналогичные сборники права получали чисто юридические заголовки — закон, законник. На Руси в это время были известны понятия «устав», «закон», «обычай», но документ обозначен термином «Правда». Он представляет собой целый комплекс юридических документов X I — XII вв., составными частями которого являлись Древнейшая Правда (около 1015 г.), Правда Ярославичей (около 1072 г.), Устав Мономаха (около 1120-1130 гг.). Русская Правда в зависимости от редакции подразделяется на Краткую, Пространную и Сокращенную.

Русскую Правду можно определить как кодекс частного права – все ее субъекты являются физическими лицами, понятия юридического лица закон еще не знает. С этим связаны некоторые особенности кодификации. Среди видов преступлений, предусмотренных Русской Правдой, нет преступлений против государства. Законодатель стремился предусмотреть все жизненные ситуации.

Субъектами преступления были все физические лица, включая рабов. О возрастном цензе для субъектов преступления закон ничего не говорил. Субъективная сторона преступления включала умысел или неосторожность. Четкого разграничения мотивов преступления и понятия виновности еще не существовало, но они уже намечались в законе. Ст.6 упоминает случай убийства «на пиру явлено», а ст.7 — убийство «на разбое без всякой свалы». В первом случае подразумевается неумышленное, открыто совершенное убийство (а «на пиру» — значит еще и в состоянии опьянения). Во втором случае — разбойное, корыстное, предумышленное убийство (хотя на практике умышленно можно убить и на пиру, а неумышленно — в разбое).

Тяжелым преступлением против личности было нанесение увечий (усечение руки, ноги) и других телесных повреждений. От них следует отличать оскорбление действием (удар чашей, рогом, мечом в ножнах), которое наказывалось даже еще строже, чем легкие телесные повреждения, побои.

К смягчающим обстоятельствам закон относил состояние опьянения преступника, к отягчающим — корыстный умысел. Законодатель знал понятие рецидива, повторности преступления (в случае конокрадства).

В Русской Правде уже существует понятие о превышении пределов необходимой обороны (если вора убьют после его задержания, спустя некоторое время, когда непосредственная опасность в его действиях уже отпала).

Имущественные преступления по Русской Правде включали: разбой (не отличаемый еще от грабежа), кражу («татьбу»), уничтожение чужого имущества, угон, повреждение межевых знаков, поджог, конокрадство (как особый вид кражи), злостную неуплату долга и пр. Наиболее подробно регламентировалось понятие «татьба». Закон допускал безнаказанное убийство вора, что толковалось как необходимая оборона.

Высшей мерой наказания по Русской Правде остается «поток и разграбление», назначаемое только в трех случаях: за, убийство в разбое, поджог и конокрадство. Наказание включало конфискацию имущества и выдачу преступника вместе с семьей в рабство).

Следующим по тяжести видом наказания была «вира» — штраф, который назначался только за убийство. Вира поступала в княжескую казну. Родственникам потерпевшего уплачивалось «головничество», равное вире. Вира могла быть одинарная (за убийство простого свободного человека) или двойная (80 гривен за убийство привилегированного человека). Существовал особый вид виры — «дикая» или «повальная», которая налагалась на всю общину. Для применения этого наказания необходимо, чтобы совершенное убийство было простым, неразбойным; община либо не выдаст своего подозреваемого в убийстве члена, либо не может отвести от себя подозрения; община только в том случае платит за своего члена, если он ранее участвовал в вирных платежах за своих соседей. Все остальные преступления (как против личности, так и имущественные) наказывались штрафом — «продажей», размер которой дифференцировался в зависимости от тяжести преступления (1,3,12 гривен). Продажа поступала в казну, потерпевший получал «урок» — денежное возмещение за причиненный ему ущерб.

Холоп — наиболее бесправный субъект права. Его имущественное положение особое: все, чем он обладал, являлось собственностью господина. Все последствия, вытекающие из договоров и обязательств, которые заключал холоп (с ведома хозяина), также ложились на господина. Личность холопа как субъекта права фактически не защищалась законом. За его убийство взимался штраф как за уничтожение имущества либо господину передавался в качестве компенсации другой холоп. Самого холопа, совершившего преступление, следовало выдать потерпевшему (в более ранний период его можно было просто убить на месте преступления). Штрафную ответственность за холопа всегда нес господин. В судебном процессе холоп не мог выступать в качестве стороны (истца, ответчика, свидетеля). Ссылаясь на его показания в суде, свободный человек должен был оговориться, что ссылается на «слова холопа».

Закон регламентировал различные источники холопства. Русская Правда предусматривала следующие случаи: самопродажа в рабство (одного человека либо всей семьи), рождение от раба, женитьба на рабе, «ключничество» — поступление в услужение к господину, но без оговорки о сохранении статуса свободного человека. Источниками холопства были также совершение преступления (такое наказание, как «поток и разграбление», предусматривало выдачу преступника «головой», превращение в холопа), бегство закупа от господина, злостное банкротство (купец проигрывает или транжирит чужое имущество).

Русская правда Ярослава Мудрого

Русская правда — это свод законов (кодекс) Киевской Руси. Был составлен при правлении Ярослава Мудрого. Правда русская вмещает в себя уголовные, процессуальные, торговые, наследственные законы. По этой настольной книге державы и строились социальные, экономические и правовые отношения в Древней Руси. Все последующие поколения брали за основу Русскую правду в составлении новых законов и правовых норм.

1016 г. — дата появления Русской Правды. До появления этого свода законов все основывались на религиозных соображениях. Церковные правовые тексты имеют определённые сходства с содержанием текста в статьях, написанных в Русской Правде, однако, не идентичны ему.

Эта книга должна была появиться из следующих соображений:

  • Судьи Древней Руси не были знакомы с русскими обычаями и традициями, т.к. в большинстве своём являлись выходцами из других стран.
  • Языческое право, на котором были основаны все предыдущие правовые нормы, шло вразрез с новыми религиозными убеждениями.
  • Таким образом, принятие христианства послужило основным толчком к созданию Русской правды.

    Содержание

  • Почему Русская правда является проявлением мудрости Ярослава.
  • Краткое содержание и основные положения древнерусского документа читать онлайн.
  • Три основных редакции Русской правды.
  • Краткая правда и Пространная правда.
  • Система штрафов в древнерусском государстве.
  • Какое значение имеет первый сборник кодексов для современного мира?
  • Почему Русская правда является проявлением мудрости Ярослава

    Ответ на этот вопрос очень прост – до правления Ярослава, никто не составлял письменных документов с кодексом правовых, уголовных и административных норм. Это стало одной из весомых причин, за которые Ярослав Владимирович получил прозвище Мудрый. На тексте этого документа базируется всё последующее законодательство Киевской Руси.

    Краткое содержание и основные положения

    Русская правда в первоначальном виде, к сожалению, не дошла до наших дней. Однако, поздние списки тоже можно рассматривать как вариации этого документа.

    В книге были нормы законов:

  • уголовные;
  • правовые;
  • процессуальные;
  • административные;
  • гражданские;
  • семейные.
  • По этому своду законов неприемлемо решать судебные разбирательства с помощью смертельного поединка («у кого меч острее, тот и берёт верх»).

    Три основных редакции Русской правды

    Существует три основных редакции этого документа:

    1. Краткая. Это древнейший вариант изложения.
    2. Пространная. Вторая редакция книги.
    3. Сокращённая. Более поздний вариант, сформировавшийся в XV веке на Краткой и Пространной Правде.

    Все три редакции публиковались множество раз и вы можете с ними ознакомиться в полном академическом издании.

    Краткая и Пространная правда

    Краткую принято делить на две части:

  • Правду Ярослава (содержит в себе 10 первых норм «яко же Ярослав судил»);
  • Правду Ярославичей (сыновей Ярослава Владимировича).
  • Экземпляр, дошедший до современников, датируется 1280 годом. Это древнейшая копия свода законов, который только удалось отыскать. Напечатал впервые эту книгу российский историк Василий Никитич Татищев.

    Документы, входящие в древний вариант редакции, посвящены кровной мести, ответственности за убийства, порядка взимания штрафов и их уплаты.

    Статьи в Правде Ярославичей об охране частной собственности и защите населения способствовали стабилизации в государстве.

    Пространная — это второе полное изложение первоначального источника. Состоит из двух частей:

    • Устав Ярослава Мудрого.
    • Устав Владимира Мономаха.
    • Эти уставы также входили в Краткую, но претерпели ряд изменений и дополнений. Датируется XII веком. Состоит из 121 статьи, в которых отражаются: разделения на социальные слои, преимущества и развития владельцев земельных участков, общие положение холопов, наследственное право собственности и много других аспектов.

      Сокращённая — самая поздняя вариация. Датируется XV веком. Была создана на основе Краткой и Пространной в Московском княжестве. Написана — в Великой Перми. В неё содержится 50 статей.

      Эти своды отличают убийство в ссоре — неумышленное, от кровавой расправы «в разбое» — умышленное. А также различаются виды нанесённого ущерба: тяжкий, слабый. От этого и зависит мера наказания. Ограничивались штрафами или изгнанием виновного и его семьи. А также была актуальна кровная месть — «Убьёт муж мужа, то мстить брату брата».

      Социальный статус при назначении наказания играл ключевую роль. Намного жёстче наказывались холопы, чем княжеские приближённые.

      Система штрафов

      Штрафы выплачивались в разных денежных единицах: гривнах, кунах и других.

      Вира — так называлась уплата за смертельную расправу над свободным человеком. Её размер напрямую был связан с социальным положением в древнерусском обществе. Чем более весомую роль занимал убитый в государстве, тем выше был размер штрафа.

      Полувирье — плата за увечья тяжкой степени.

      Продажа — штраф за кражу, лёгкие телесные повреждения и другие уголовно наказуемые деяния .

      Какое значение имеет первый древнерусский сборник кодексов для современного мира

      1. Это первый правовой документ, доступный для чтения современному человеку, благодаря которому мы имеем представление о судебных процессах в Киевской Руси.
      2. Это основа, опираясь на которую и составлялась вся дальнейшая законодательная система.
      3. Мы имеем представление о традициях и обычаях в Киевской Руси.
      4. Интересный факт! Название «уголовный» произошло от древнерусского «головщина», что означало убийство.

        Из этой статьи вы узнали о первом древнерусском своде законов и норм, теперь вы имеете представление о кратком содержании текста этого документа и понимаете его значение для современников.

        РУССКАЯ ПРАВДА История создания

        РУССКАЯ ПРАВДА – памятник законодательства 11–12 вв., считающийся самым ранним из дошедших до современных исследователей кодексом правовых норм раннесредневековой Руси.

        Термин «правда», часто встречающийся в древнерусских источниках, означает правовые нормы, на основании которых вершился суд (отсюда выражения «судить право» или «судить в правду», то есть объективно, справедливо). Источники кодификации – нормы обычного права, княжеская судебная практика, а также заимствованные нормы из авторитетных источников – прежде всего Священного Писания. Есть мнение, что еще до Русской правды существовал некий Закон Русский(на его нормы есть ссылки в тексте Договора Руси с Византией 907), однако какие из его статей вошли в текст Русской Правды, а какие являются оригинальными, – точных данных нет. Согласно еще одной гипотезе, название «Правда Роськая» происходит от лексемы «рось» (или «русь»), что означает «дружинник». В этом случае, в тексте свода норм следует видеть кодекс, принятый для регулирования отношений в княжеско-дружинной среде. Значение традиции и норм обычного права (нигде и никем не записываемых) было в ней меньшим, нежели в среде общинной.

        Русская Правда дошла до сегодняшнего дня в списках 15 в. и одиннадцати списках 18–19 вв. Согласно традиционной русской историографии, эти тексты и списки разделяют на три редакции Русской Правды: Краткую, Пространную иСокращенную.

        Древнейшим списком или первой редакцией Правды Русской является Краткая Правда (20–70-е годы 11 в.), которую принято делить на Правду Ярослава Мудрого (1019–1054) и Правду Ярославичей. Первые 17 статей Правды Ярослава (по разбивке поздних исследователей, так как в самом тексте источника деления на статьи нет), сохранившиеся в двух списках 15 в. в составе Новгородской I летописи, содержат еще более ранний пласт – первые 10 записанных норм, «якоже Ярослав судил» – их называют Древнейшей ПравдойПравдой Роськой»). Текст ее был составлен не ранее 1016. Спустя четверть века текст Древнейшей Правды лег в основу всей Правды Ярослава – кодекса норм прецедентного права. Эти нормы регулировали отношения в пределах княжеского (или боярского) хозяйства; среди них – постановления о платах за убийство, нанесение оскорблений, увечий и побоев, кражу и порчу чужого имущества. Начало Краткой Правды убеждает в фиксации норм обычного права, так как в них идет речь о кровной мести (ст. 1) и круговой поруке (ст. 19).

        Правдой Ярославичей (сыновей Ярослава Мудрого) именуются статьи 19–41 в тексте Краткой Правды. Эта часть кодекса была составлена в 70-е 11 в. и до конца столетия постоянно пополнялась новыми статьями. К ним относят статьи 27–41, разделяемые на Покон вирный (то есть Устав о штрафах в пользу князя за убийство свободных людей и нормах прокорма сборщиков этих платежей), появление которого связывают с восстаниями 1068–1071 на Руси, и Урок мостникам (то есть Правила для тех, кто мостит проезжую часть в городах). В целом Краткая редакция Русской Правды отражает процесс оформления законов от частных случаев к общим нормам, от решения конкретных вопросов к оформлению общегосударственного права на стадии становления средневекового феодального порядка.

        Пространная Правда – вторая редакция Русской Правды, памятник развитого феодального общества. Создана в 20–30 годы 12 в. (ряд исследователей связывают ее возникновение с новгородскими восстаниями 1207–1208 и потому относят ее составление к 13 в.). Сохранилась более чем в 100 списках в составе юридических сборников. Самый ранний – Синодальный список Пространной Правды – составлен в Новгороде около 1282, внесен в Кормчую книгу и являл собой собрание византийских и славянских законов. Другой ранний список – Троицкий, 14 в. – входит в состав Мерила праведного, также древнейшего русского юридического сборника. Большая часть списков Пространной Правды – позднейшие, 15–17 вв. Все это богатство текстов Пространной Правды объединяется в три вида (в источниковедении – извода): Синодально-Троицкий, Пушкинско-Археографический и Карамзинский. Общим для всех видов (или изводов) является объединение текстаКраткой Правды с нормами княжеского законодательства Святополка Изяславича, правившего Киевом с 1093 по 1113, а также Уставом Владимира Мономаха 1113 (устав определял размеры процентов, взимавшихся по договорным займам). По объему Пространная Правда почти в пять раз больше Краткой (121 статья с дополнениями). Статьи 1–52 именуются как Суд Ярослава, статьи 53–121 – как Устав Владимира Мономаха. Нормы Пространной Правды действовали до татаро-монгольского ига на Руси и в первый его период.

        Некоторые исследователи (М.Н.Тихомиров, А.А.Зимин) полагали, что Пространная Правда была прежде всего памятником новгородского гражданского законодательства, а позже его нормы стали общерусскими. Степень «официальности»Пространной Правды неизвестна, как и точные границы региона, охваченного действием ее норм.

        Самым спорным памятником древнерусского права является так называемая Сокращенная Правда – или третья редакция Русской Правды, возникшая в 15 в. Она дошла всего в двух списках 17 в., помещенных в Кормчей книге особого состава. Считается, что эта редакция возникла как сокращение текста Пространной Правды (отсюда название), была составлена в Пермской земле и стала известна после ее присоединения к Московскому княжеству. Другие ученые не исключают, что в основе этого текста лежал более ранний и неизвестный памятник второй половины 12 в. Среди ученых до сих пор продолжаются споры относительно датировки различных редакций Правды, в особенности – этой, третьей.

        С начала 14 в. Русская Правда стала терять свое значение как действующий источник права. Смысл многих использованных в ней терминов, становился непонятен переписчикам и редакторам, что вело к искажениям текста. С начала 15 в.Русскую Правду перестали включать в юридические сборники, что говорит об утрате ее нормами правовой силы. В то же время ее текст стали вписывать в летописные своды – она стал историей. Текст Русской Правды (разных редакций) лег в основу многих юридических источников – Новгорода и Смоленска с Ригою и Готским берегом (немцами) 13 в., Новгородской и Судных грамот, Литовского Статута 16 в., Судебника Казимира 1468 и наконец общерусского свода норм эпохиИвана III – Судебника 1497.

        Краткая Правда была впервые открыта В.Н.Татищевым в 1738 и издана А.Л.Шлецером в 1767. Пространная Правда впервые опубликована И.Н.Болтиным в 1792. В 19 в. над Правдой трудились выдающиеся русские юристы и историки – И.Д.Эверс, Н.В.Калачев, ВИ.Сергеевич, Л.К.Гётц, В.О.Ключевский, анализировавшие время и причины создания отдельных частей и редакций Русской Правды, взаимоотношения между списками, сущность отраженных в них юридических норм, их истоки в византийском и римском праве. В советской историографии главное внимание обращалось на «классовую сущность» рассматриваемого источника (труды Б.Д.Грекова, С.В.Юшкова, М.Н.Тихомирова, И.И.Смирнова, Л.В.Черепнина, А.А.Зимина) – то есть на изучение с помощью Русской Правды социальных отношений и классовой борьбы в Киевской Руси. Советские историки подчеркивали, что Русская Правда закрепила социальное неравенство. Всесторонне защитив интересы господствующего класса, она откровенно провозглашала бесправие несвободных тружеников – холопов, челяди (так, жизнь холопа оценивалась в 16 раз ниже, чем жизнь свободного «мужа»: 5 гривен против 80). Согласно выводам советской историографии, Русская Правда утверждала неполноправие женщин как в имущественной, так и в частной сфере, однако современные исследования показывают, что это не так (Н.Л.Пушкарева). В советское время принято было говорить о Русской Правде как о едином источнике, имевшем три редакции. Это соответствовало общей идеологической установке на существование в древней Руси единого правового кодекса, как и само Древнерусское государство рассматривалось как «колыбель» трех восточнославянских народностей. В настоящее время российские исследователи (И.Н.Данилевский, А.Г.Голиков) чаще говорят о Краткой, Пространной и Сокращенной Правдах как о самостоятельных памятниках, имеющих важнейшее значение для изучения различных частей государства Русь, аналогичное общерусским и местным летописям.

        Все тексты Русской Правды неоднократно публиковались. Имеется полное академическое издание ее по всем известным спискам.

        Русская правда – нормативно-правовой документ Древней Руси, сборник всех законов и правовых норм, существовавших в 10-11 веках.

        Русская Правда – первый нормативно-правовой документ в Древней Руси, который объединил в себе все старые нормативно-правовые акты, княжеские указы, законы и другие административные документы, издававшиеся самыми разными инстанциями. Русская Правда является не только важной частью истории права в России, но и важным культурным памятником, так как она отражает быт и жизнь Древней Руси, ее традиции, принципы ведения хозяйства, а также является важным источником сведений о письменной культуре государства, которая на тот момент только зарождалась.

        В состав документа входят нормы наследственного, торгового, уголовного права, а также принципы процессуального законодательства. Русская Правда являлась на тот момент главным письменным источником сведений о социальных, правовых и экономических отношениях на территории Руси.

        Происхождение Русской Правды сегодня вызывает довольно много вопросов у ученых. Создание данного документа связывают, прежде всего, с именемЯрослава Мудрого – князь собрал все существовавшие на Руси правовые документы и указы и выпустил новый документ примерно в 1016-1054 годах. К сожалению, на сегодняшний день не сохранилось ни одной копии оригинала Русской Правды, только более поздние переписи, так что точно говорить об авторе и дате создания Правды трудно. Переписывалась Правда несколько раз другими князьями, которые вносили в нее доработки согласно реалиям времени.

        Основные источники Русской Правды

        Документ существует в двух редакциях: краткой и пространной (более полной). В краткий вариант Русской Правды входят следующие источники:

        Покон вирный — определение порядка кормления княжеских слуг, сборщиков виры (создана 1020-е или 1030-е годы);

        Правда Ярослава (создана в 1016 или 1030-е годы);

        Правда Ярославичей (не имеет точной даты);

        Урок мостникам — регулирование оплаты труда строителей, мостовых, или, согласно некоторым версиям, строителей мостов (создана в 1020-е или 1030-е годы).

        Краткая редакция содержала 43 статьи и описывала новые государственные традиции, появившиеся незадолго до создания документа, а также ряд более старых законодательных норм и обычаев, в частности, правила кровной мести. Вторая часть содержала сведения о штрафах, нарушениях и прочее. Правовые основы в обеих частях были построены на вполне обычном для того времени принципе – сословном. Это значило, что тяжесть преступления, мера наказания или размер штрафа зависели не столько от самого преступления, сколько от того, к какому сословию принадлежал человек, его совершивший. Также разные категории граждан обладали разными правами.

        Более поздний вариант русской Правды дополнен уставом Ярослава Владимировича и Владимира Мономаха, количество статей в нем составляло 121. Русская Правда в расширенной редакции использовалась в суде, гражданском и церковном, для определения наказания и урегулирования товарно-денежных тяжб и отношений в целом.

        Общее содержание Русской Правды

        В целом, нормы уголовного права, описанные в Русской Правде, соответствуют нормам, принятым во многих раннегосударственных обществах того периода. По-прежнему сохраняется смертная казнь, однако существенно расширяется типология преступлений – убийство теперь делится на умышленное и неумышленное, обозначаются разные степени причинения ущерба, от намеренного до неумышленного, штрафы взимаются не по единой ставке, а в зависимости от тяжести проступка. Стоит отметить, что Русская Правда описывает штрафы сразу в нескольких валютах для удобства процесса судопроизводства на разных территориях.

        Документ также содержал немало сведений о процессе судопроизводства. Русская Правда определяла основные принципы и нормы процессуального законодательства: где и как необходимо проводить судебные заседания, как необходимо содержать преступников во время и до суда, как их судить и как исполнять приговор. В этом процессе сохраняется упомянутый выше сословный принцип, который подразумевает, что более знатные граждане могли рассчитывать на более мягкое наказание и более комфортные условия содержания. Русская Правда предусматривала и процедуру взимания денежного долга у должника, появились прототипы судебных приставов, которые занимались подобными вопросами.

        Еще одна сторона, описанная в Русской Правде – социальная. Документ определял разные категории граждан и их социальный статус. Так, все граждане государства были разделены на несколько категорий: знатные люди и привилегированные слуги, к которым относились князья, дружинники, затем шли рядовые свободные граждане, то есть те, кто не находился в зависимости от феодала (сюда же относили всех жителей Новгорода), и низшей категорией считались зависимые люди – крестьяне, смерды, холопы и многие другие – находящиеся во власти феодалов или князя.

        Значение Русской Правды

        Русская Правда является одним из важнейших источников сведений о жизни Древней Руси на самом раннем периоде ее развития. Представленные законодательные нормы позволяют составить достаточно полное представление о традициях и укладе жизни всех слоев населения русской земли. Кроме того, Русская Правда стала одним из самых первых нормативно-правовых документов, который использовался в качестве основного общегосударственного судебника.

        Создание Русской Правды заложило основы будущей нормативно-правовой системы и при создании новых судебников в дальнейшем (в частности, созданиесудебника 1497 года) всегда оставалась основным источником, который брался законотворцами за основу не только как документ, содержащий все акты и законы, но также как образец единого правового документа. Русская Правда впервые официально закрепила сословные отношения на Руси.

        В нашей литературе по истории русского права нет единого мнения о происхождении Русской Правды. Одни считают её не официальным документом, не подлинным памятником законодательства, а приватным юридическим сборником, составленным каким-то древнерусским законоведом или группой законоведов для своих личных целей. Другие считают Русскую Правду официальным документом, подлинным произведением русской законодательной власти, только испорченным переписчиками, вследствие чего появилось множество различных списков Правды, которые различаются количеством, порядком и даже текстом статей. Монтаж светодиодного занавеса.

        Бесспорно, что, как и любой другой правовой акт, Русская Правда не могла возникнуть на пустом месте, не имея под собой основы в виде источников права. Нам остаётся перечислить и проанализировать эти источники, оценить их вклад в создание Русской Правды.

        Источниками кодификации являются нормы обычного права и княжеская судебная практика. К числу норм обычного права относятся, прежде всего, положения о кровной мести (ст. КП) и о круговой поруке (ст. КП). Законодатель проявляет различное отношение к этим обычаям: кровную месть он стремится ограничить (сужая круг мстителей) или вовсе отменить, заменив денежным штрафом — вирой (наблюдается сходство с «Салической правдой» франков, где кровная месть также была заменена денежным штрафом); в отличие от кровной мести круговая порука сохраняется как мера, связывающая всех членов общины ответственностью за своего члена, совершившего преступление («Дикая вира» налагалась на всю общину).

        Ещё одним из источников Русской Правды был Закон Русский (нормы уголовного, наследственного, семейного, процессуального права). До сих пор не прекращаются споры о его сущности. В истории русского права нет единого мнения об этом документе. Известно, что он частично отражён в договорах Руси с греками в 911и 944 годах и в Русской Правде. Например, в договоре 911 года записано: «Аще ли ударить мечем или бьеть кацем либо сосудом, за то ударение или бьенье да вдасть литр 5 сребра по закону Рускому».[16]

        Ссылки договоров на закон молодого Русского государства, используемый как источник права наряду с законами Византийской империи, стали темой оживлённой дискуссии в исторической и юридической литературе. Так, например, сторонники норманской теории происхождения Древнерусского государства считали Закон Русский скандинавским правом. В.О.Ключевский считал, что Закон Русский являлся «юридическим обычаем», а в качестве источника Русской Правды представляет собой «не первобытный юридический обычай восточных славян, а право городской Руси, сложившееся из довольно разнообразных элементов в IX — XI веках». По мнению В.В.Мавродина, Закон Русский являлся обычным правом, создававшимся на Руси в течение веков. Л.В.Черепнин предположил, что между 882 годом и 911 годом был создан княжеский правовой кодекс, необходимый для проведения княжеской политики в присоединённых славянских и неславянских землях. По его мнению, кодекс отражал отношения социального неравенства. Это было «право раннефеодального общества, находящегося на более низкой стадии процесса феодализации, чем та, на которой возникла Древнейшая Правда». А.А.Зимин также допускал складывание в конце IX — начале X века раннефеодального права. Он считал, что при Олеге существовало ещё обычное право, а при Игоре появляются княжеские законы — «уставы», «поконы», которые вводили денежную кару за нарушение права собственности и нанесение увечий, ограничивали кровную месть, заменяли её в отдельных случаях денежной компенсацией, начали использовать институты свидетелей-видоков, свода, поединков, присяги. Эти нормы вошли позднее в КП. Хотя некоторые выводы А.А.Зимина и Л.В.Черепнина остаются дискуссионными (о развитии раннефеодального древнерусского права в IX — X веках от правового обычая и обычного права), их наблюдения доказывают, что Русская Правда — это не просто запись обычного права отдельного племени. Не являясь сторонником норманской теории происхождения Древнерусского государства, я поддерживаю точку зрения А.А.Зимина. Во второй половине IX века в среднем Поднепровье произошла унификация близких по составу и социальной природе Правд славянских племён в Закон Русский, юрисдикция которого распространялась на территорию государственного образования славян с центром в Киеве. Закон Русский представляет собой качественно новый этап развития русского устного права в условиях существования государства. Также в Русской Правде присутствуют многочисленные нормы, выработанные княжеской судебной практикой.

        Понятие Русской Правды

        Русская правда — это древнейший памятник истории отечества, другими словами – это сборник правовых норм Киевской Руси. Первоначальный текст правды до нас не дошел. Если верить основным данным, то Русская правда была написана в 1037 году Ярославом Мудрым для Новгородцев. На протяжении многих веков Русская правда служила руководством для судопроизводства. Впоследствии сама правда вошла в другие источники права. Считается, что Русская правда является первым этапом кодификации русского права, но эта информация не достоверна, так как в самом тексте русской правды есть ссылка на закон Русский.

        Русская правда имеет три редакции: Сокращенную, краткую и пространную.

        Самой ранней версией этого источника права принято считать Краткую Правду, возникшую во время правления Ярослава Мудрого. Она состояла из Правды Ярослава, Правды Ярославичей, Покона Вирного, Урока мостников. Каждая составляющая правды, представляется, как ряд статей в источнике.

        Считается, что после краткой редакции появилась пространная правда, ее выпустили после 1113 года во время правления Владимира Мономаха. Пространная правда включает в себя Суд Ярослава и Устав Владимира Мономаха.

        Последней, третьей редакцией принято считать Сокращенную правду. Она дошла в двух списках 17 в, помещенных в Кормчей книге особого состава. Считается, что эта редакция возникла как сокращение текста Пространной Правды. Среди ученых до сих пор продолжаются споры относительно датировки различных редакций Правды, в особенности – этой, третьей.

        Происхождение Русской правды

        В наши дни принято считать, что Русская Правда принадлежит к числу крупнейших юридических произведений средневековья. Некоторые ученый наивно полагают, что Русская Правда возникла под влиянием византийского, скандинавского права, это не так. Русская правда возникла целиком и полностью на русской почве. Это значит, что Русская правда как источник права является аналогом «Салической правде», «Англосаксонским судебникам» и другим источникам права того времени.

        Что касается места возникновение документа, этот вопрос также остается спорным. Некоторые историки (Б.Г Греков, С.В Юшаков и др) связывают, что русская правда берет свои корни из Киева, другие (М.Н Тихомиров) считают, что она вышла из Новгорода. Каждая из теорий происхождения значимая и спорная и за частую кроме общих соображений и теорий, не несет какого либо серьезного доказательства.

        До сих пор вопрос о происхождении первых текстов Русской Правды является спорным. Некоторые ученые связывают появление русской правды с именем Ярослава мудрого, известного политического деятеля того времени, строителя библиотек и учебных заведений. Списки Краткой редакции немногочисленны, их два, Академический и Археографический. Оба документа близки по своему содержанию, это свидетельствует о том, что они произошли от одного источника или протографа.

        Пространная правда сохранилась в большем количестве списков. Они по своему содержанию длиннее и заключают большее количество статей, что свидетельствует о более глубоком юридическом мышлении.

        M.H. Тихомиров относит возникновение пространной правды к началу тринадцатого века, ввиду движений в Новгороде в 1209 году.

        Л. В. Черепнин считает, что этот источник права возникал по частям на княжеских съездах (Любеческий), а в целом он появился в 1209.

        С.В. Юшков полагал, что Пространная правда составлена в двенадцатом веке в результате механического соединения Суда Ярослава Владимировича и Устава Владимира Мономаха.

        Б. А. Рыбаков полагает, что Пространная правда создана во время княжения Владимира Мономаха или его сына Мстислава.

        Сокращенную правду большинство исследователей (такие как Н.А. Максимейко, А.А. Зимин) относят к 15 или даже к 17 в. Однако М.Н Тихомиров считает, что она была написана ко второй половине 12 в.

        Русская правда возникла не на пустом месте, она отражает развитие мысли и является итогом прогресса древнерусского государства. Многие исследователи считают, что первый текст, возникший во времена правления Ярослава мудрого, был написан для искоренения старых языческих обычаев. Это время нуждалось в письменном законе. В кодификации закона.

        Источники Русской Правды

        Как мы уже могли заметить, под понятием Русская Правда понимается три различных документа, которые могут быть обозначены как «краткая», «пространная» и «сокращенная»

        Рассматривая первые тексты Русской Правды (Краткую редакцию) можно сказать, что источниками кодификации было обычное право и судебная практика.

        Нормами обычного права являлось положение о круговой порубке и кровавой мести.

        Нормы княжеской судебной практики многочисленны в Русской Правде и связываются с именами князей, принимавших их.

        Отдельное внимание стоит уделить такому источнику, как Византийское каноническое право.

        Как специфический источник, можно выделить Закон Русский. Об этом документе мало что известно. Считается, что это свод правил существовавших еще до первых текстов Русской Правды. Письменных доказательств практически нет, о нем лишь упоминается в нескольких документах. Считается, что это был устный свод правил.

        Еще одним источником Русской правды является обычай (Тут следует разделять обычай и обычай санкционированный государством), он становится нормой обычного права и эти нормы могли существовать как в устной, так и в письменной форме.

        Более сложным по структуре и составу, после краткой правды, является пространная правда, она составлялась более основательно и детально.

        Самым первым и пожалуй одним из главных источником права является краткая правда. Заимствования из краткой правды были помещены в обе главы пространной правды (статьи 71, 72, 73, 76, 77 и 78).

        Но законодатель того времени не ограничился заимствованием статей первой редакции. Составители Пространной Правды использовали устав Владимира Мономаха. В него входили постановления о взимании процентов и о закупах, что было связано с восстанием 1113 г. в Киеве.

        Третьим источником исследователи считают протограф Сокращенной Правды, но это является лишь рабочей гипотезой Тихомирова.

        Сокращенная правда является самым сложным источником права, по сравнению с двумя предыдущему правдами. Большинство исследователей отмечают эту редакцию как очень поздний памятник права.

        Существует теория, что это простая выжимка из текста пространной правды, но Сокращенная правда имеет ряд особенностей, которые не могут быть объяснены предположением, что она является простым сокращением предыдущей редакции. Она отличается содержанием статей или же там присутствуют новые разделы. В тексте этой правды пропущены все статьи сокращенной редакции, которые были заимствованы из краткой.

    Закрыть меню