Закон о контрактной системе госзакупок

Закон о контрактной системе

Предмет и цели регулирования закона

Закон N 44-ФЗ регулирует отношения, связанные с прогнозированием и планированием обеспечения государственных и муниципальных нужд в товарах, работах и услугах, осуществлением закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд, мониторингом, контролем и аудитом за соблюдением требований, предусмотренных данным законом. Порядок госзакупок, прописанный в Законе N 94-ФЗ, заменен федеральной контрактной системой в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее — контрактная система). Контрактная система — совокупность участников контрактной системы в сфере закупок и осуществляемых ими, в том числе с использованием единой информационной системы в сфере закупок (далее — ЕИС), в соответствии с законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок действий, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд.
В число участников контрактной системы в сфере закупок входят: федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы, органы исполнительной власти субъектов РФ по регулированию контрактной системы, иные федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление нормативно-правового регулирования и контроля в сфере закупок, государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», заказчики, участники закупок, в том числе признанные поставщиками (подрядчиками, исполнителями), уполномоченные органы, уполномоченные учреждения, специализированные организации, операторы электронных площадок (ч. 1 ст. 3 Закона N 44-ФЗ).

Нововведения закона

Статья 24 Закона N 44-ФЗ, регулирующая способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), обязывает заказчиков при осуществлении госзакупок использовать конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществлять закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Список способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) расширен. К существующим конкурентным способам проведения госзакупок отнесены конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно новому законодательству заказчик обязан размещать на официальном сайте для неограниченного доступа не только информацию о проведении процедур, но и планы закупок (ст. 17), результаты аудита контракта (ч. 4 ст. 98). Публикации подлежат все существенные действия заказчика: обоснование цены контракта, выбор процедуры закупки, изменение или расторжение контракта.
Закон N 44-ФЗ предусматривает применение ЕИС. ЕИС, в частности, должна содержать данные обо всех этапах госзакупок, включая все документы по планированию закупок и реализации планов, информацию о заключении и исполнении контрактов.

Планирование

Существенным нововведением станет долгосрочное планирование государственных и муниципальных закупок. Согласно ст. 16 Закона N 44-ФЗ планирование закупок осуществляется исходя из целей их осуществления. Данные цели определены ст. 13 этого закона. Планирование закупок осуществляется посредством формирования, утверждения и ведения планов закупок и планов-графиков.
Статья 17 Закона N 44-ФЗ регламентирует содержание плана закупок, сроки и порядок формирования, утверждения и ведения, а также внесение изменений при необходимости. В планы закупок включается с учетом положений бюджетного законодательства РФ информация о закупках, осуществление которых планируется по истечении планового периода. План содержит, в частности, цель и обоснование осуществления закупки, наименование и описание объекта, объем финансового обеспечения, сроки (периодичность) осуществления закупок, информацию об обязательном общественном обсуждении закупки.
Статья 21 Закона N 44-ФЗ регламентирует положения по планам-графикам. Планы-графики содержат перечень закупок товаров, работ, услуг на финансовый год и являются основанием для осуществления закупок. Планы-графики формируются заказчиками в соответствии с планами закупок. В план-график, в частности, включается следующая информация в отношении каждой закупки: идентификационный код, наименование и описание объекта закупки с указанием характеристик такого объекта, обоснованные дополнительные требования к участникам закупки (при необходимости), обоснованный способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), дата начала закупки, информация о размере обеспечения заявки и исполнения контракта. Часть 5.1 ст. 16 Закона N 94-ФЗ также обязывает заказчиков и уполномоченные органы публиковать на официальном сайте планы-графики размещения заказов. Требования к таким планам-графикам установлены подзаконными нормативными актами. Норма об обязательном соблюдении заказчиком утвержденного плана-графика при осуществлении закупок в этих актах отсутствует.

Контроль и сопровождение

Статья 102 Закона N 44-ФЗ вводит институт общественного контроля за соблюдением требований законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок. Согласно п. 1 данной статьи общественный контроль вправе осуществлять граждане, общественные объединения, объединения юрлиц. Органы власти обязаны обеспечивать возможность осуществления такого контроля. В частности, общественные контролеры вправе направлять заказчикам запросы о предоставлении информации об осуществлении закупок и ходе исполнения контрактов, осуществлять независимый мониторинг закупок и оценку их эффективности, обращаться от своего имени в правоохранительные органы в случаях выявления в действиях (бездействии) участников госзакупок признаков состава преступления.
Закон N 94-ФЗ так же вводит качественный аудит результатов исполнения контрактов (ст. 98). Аудит в сфере закупок осуществляется Счетной палатой, контрольно-счетными органами субъектов РФ и муниципальных образований. Органы аудита анализируют и оценивают результаты закупок, достижение целей осуществления закупок, устанавливают причины выявленных отклонений, нарушений и недостатков, подготавливают предложения, направленные на их устранение и совершенствование контрактной системы, систематизируют информацию о реализации указанных предложений и размещают в ЕИС обобщенную информацию о таких результатах. Законом N 94-ФЗ предусмотрен только контроль в сфере госзакупок (ст. 17). В Законе N 44-ФЗ процедура и особенности контроля в сфере госзакупок прописаны более подробно (гл. 5).
Статья 38 Закона N 44-ФЗ также вводит институт контрактной службы заказчиков — подразделение, отвечающее за реализацию всего цикла закупок. Заказчики, совокупный годовой объем закупок которых в соответствии с планом-графиком превышает 100 млн. руб., должны создавать контрактные службы. Если доход ниже указанной суммы, заказчик может назначить должностное лицо, ответственное за осуществление закупки (контрактного управляющего). Регламент действия контрактной службы разрабатывается и утверждается на основании типового положения (регламента), утвержденного федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. Сотрудники контрактной службы несут персональную ответственность за соблюдение требований Закона N 44-ФЗ и достижение поставленных задач в результате исполнения контракта. Контрактная служба, контрактный управляющий, в частности, осуществляют следующие функции и полномочия: разрабатывают план закупок, готовят изменения, разрабатывают план-график и изменения в него (при необходимости), размещают актуальную информацию в ЕИС, участвуют в рассмотрении дел об обжаловании результатов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и осуществляют подготовку материалов для выполнения претензионной работы, проводят при необходимости консультационную работу.

Обоснование цены

Пункт 9 ст. 37 Закона N 44-ФЗ вводит антидемпинговые меры, а именно установление обязанности участника размещения заказа при представлении заявки, содержащей предложение о цене контракта на 25% или более ниже начальной (максимальной) цены контракта, представить расчет предлагаемой цены и ее обоснование. Обоснование может включать гарантийное письмо от производителя с указанием цены и количества поставляемого товара, документы, подтверждающие наличие товара у участника закупки, иные документы и расчеты, подтверждающие возможность осуществить поставку товара по предлагаемой цене. Данное положение применимо, если предметом контракта, для заключения которого проводится конкурс или аукцион, является поставка товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствие, средства для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственные средства, топливо).

Изменение и расторжение контракта

Статьей 95 Закона N 44-ФЗ вводится процедура изменения и расторжения контракта. Так, согласно п. 1 данной статьи изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случаях:
— если возможность изменения условий контракта предусмотрена документацией о закупке, контрактом;
— если цена заключенного для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта РФ, муниципальных нужд на срок не менее чем три года контракта составляет либо превышает размер цены, установленный Правительством РФ, и если исполнение указанного контракта по не зависящим от сторон обстоятельствам без изменения его условий невозможно;
— при изменении регулируемых государством цен (тарифов) на товары, работы, услуги;
— в случаях, предусмотренных п. 6 ст. 161 БК РФ, при уменьшении ранее доведенных заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств.
Расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством (п. 8 ст. 95 Закона N 44-ФЗ). Нововведение — односторонний отказ, допускается при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Закон N 44-ФЗ вступает в силу 01.01.2014, за исключением положений, для которых ст. 114 данного закона установлены иные сроки начала действия. Так, отдельные пункты по информационному обеспечению контрактной системы, планированию, обоснованию закупок, указанию идентификационного кода вступают в силу 01.01.2015. На 2016 год намечена активация еще ряда пунктов, касающихся, в частности, контроля за соответствием информационного обеспечения, заполнения ЕИС, общественного обсуждения закупок, централизации закупок. На 2017 год запланированы нововведения, связанные с наименованием объекта закупки.

Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 N 44-ФЗ ст 105 (ред. от 03.08.2018)

Статья 105. Порядок подачи жалобы

1. Любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

2. Обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки в порядке, установленном настоящей главой, не является препятствием для обжалования участником закупки, общественным объединением, объединением юридических лиц таких действий (бездействия) в судебном порядке.

3. Обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего в порядке, установленном настоящей главой, допускается в любое время определения поставщика (подрядчика, исполнителя) не позднее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок, протокола запроса предложений, а в случае определения поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом с даты подписания соответствующего протокола. Жалоба на положения документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок может быть подана любым участником закупки, общественным объединением, объединением юридических лиц до окончания установленного срока подачи заявок. При этом в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, запросе котировок, запросе предложений, после рассмотрения заявок на участие в аукционе, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в конкурсе, аукционе, запросе котировок или запросе предложений. По истечении указанных в настоящей части сроков обжалование соответствующих действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего осуществляется только в судебном порядке.

4. Обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки в случае, если данные действия (бездействие) совершены при проведении электронной процедуры, закрытой электронной процедуры, осуществляется в порядке, установленном настоящей главой, в любое время определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также в период аккредитации на электронной площадке, специализированной электронной площадке, но не позднее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов открытого конкурса в электронной форме, закрытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, закрытого конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, закрытого двухэтапного конкурса в электронной форме, электронного аукциона, закрытого аукциона в электронной форме, протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок в электронной форме, итогового протокола запроса предложений в электронной форме или протокола рассмотрения единственной заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, закрытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, закрытом конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, закрытом двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе, закрытом аукционе в электронной форме, протокола рассмотрения заявки единственного участника на участие в открытом конкурсе в электронной форме, закрытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, закрытом конкурсе с ограниченным участием, двухэтапном конкурсе в электронной форме, закрытом двухэтапном конкурсе в электронной форме, в электронном аукционе, закрытом аукционе в электронной форме при признании соответствующей электронной процедуры или закрытой электронной процедуры несостоявшейся. Жалоба на положения документации и (или) извещения о проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таких процедурах. При этом в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала рассмотрения заявок на участие в электронной процедуре, закрытой электронной процедуре, обжалование данных действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в электронной процедуре, закрытой электронной процедуре. В случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены при рассмотрении вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, закрытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, закрытом конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, закрытом двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе, закрытом аукционе в электронной форме, при рассмотрении заявок на участие в запросе котировок в электронной форме, запросе предложений в электронной форме или при заключении контракта, обжалование данных действий (бездействия) осуществляется до заключения контракта. По истечении указанных сроков обжалование данных действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, комиссии по осуществлению закупок осуществляется только в судебном порядке.

5. Обжалование действий (бездействия) оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, связанных с аккредитацией участника закупки на электронной площадке, специализированной электронной площадке, допускается в порядке, установленном настоящей главой, в течение тридцати дней с момента совершения обжалуемых действий (бездействия). Обжалование действий (бездействия) оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, связанных с проведением электронных процедур, допускается в порядке, установленном настоящей главой, в сроки, предусмотренные частью 4 настоящей статьи.

6. Обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, связанных с заключением контракта, допускается в порядке, установленном настоящей главой, не позднее даты заключения контракта.

7. Участник закупки, общественное объединение и объединение юридических лиц подают жалобу в письменной форме.

8. Жалоба на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки (далее также — жалоба) должна содержать:

1) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица), почтовый адрес, номер контактного телефона лица, действия (бездействие) которого обжалуются (при наличии такой информации);

2) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), наименование, место нахождения общественного объединения или объединения юридических лиц, фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица) лица, подавшего жалобу, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, номер факса (при наличии);

3) указание на закупку, за исключением случаев обжалования действий (бездействия) оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, связанных с аккредитацией участника закупки на электронной площадке, специализированной электронной площадке;

4) указание на обжалуемые действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, доводы жалобы.

9. К жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.

10. Жалоба подписывается подающим ее лицом или его представителем. К жалобе, поданной представителем, должны быть приложены доверенность или иной подтверждающий его полномочия на подписание жалобы документ.

11. Жалоба возвращается подавшему ее лицу без рассмотрения в случае, если:

1) жалоба не соответствует требованиям, установленным настоящей статьей;

2) жалоба не подписана или жалоба подписана лицом, полномочия которого не подтверждены документами;

3) жалоба подана по истечении срока, предусмотренного настоящей статьей;

4) по жалобе на те же действия (бездействие) принято решение суда или контрольного органа в сфере закупок.

12. Решение о возвращении жалобы без рассмотрения принимается в течение двух рабочих дней с даты поступления жалобы.

13. Контрольный орган в сфере закупок в день принятия решения о возвращении жалобы сообщает в письменной форме лицу, подавшему жалобу, о принятом решении с указанием причин возвращения жалобы.

14. Решение о возвращении жалобы может быть обжаловано в судебном порядке.

15. Лицо, подавшее жалобу, вправе отозвать ее до принятия контрольным органом в сфере закупок решения по существу жалобы, при этом такое лицо не вправе подать жалобу повторно на те же действия (бездействие) тех же лиц.

16. В течение двух рабочих дней с даты отзыва жалобы контрольный орган в сфере закупок направляет всем заинтересованным лицам информацию об отзыве жалобы и размещает ее в единой информационной системе.

17. Жалоба подается в:

1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд;

2) контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд, которые относятся к государственному оборонному заказу, а также в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд, которые не относятся к государственному оборонному заказу и сведения о которых составляют государственную тайну;

3) орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего в отношении закупок для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд муниципальных образований, находящихся на территории субъекта Российской Федерации;

4) орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего в отношении закупок для обеспечения муниципальных нужд.

18. Информация о жалобах, поданных в контрольные органы в сфере закупок, о решениях, принятых по результатам рассмотрения жалоб, включается в реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний. При этом согласие на обработку персональных данных, содержащихся в поступивших в такие контрольные органы жалобах, для размещения в единой информационной системе не требуется.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН № 44-ФЗ

Сайт ФЗ-44.РФ создан не только для специалистов в области госзакупок, но и для тех, кто планирует, или в силу своих должностных обязанностей вынужден с 1 января 2014 г. соблюдать закон о госзакупках — Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Информация, представленная на нашем неофициальном сайте о контрактной системе в сфере закупок, будет полезна заказчику (работникам контрактной службы, контрактному управляющему), участникам закупок и, конечно же, поставщикам (подрядчикам, исполнителям).

В настоящее время для скачивания доступна действующая редакция 44-ФЗ с изменениями, вступившими в силу с 04.05.2018 с учетом федеральных законов от 29.12.2017 № 475-ФЗ, от 31.12.2017 № 503-ФЗ, от 31.12.2017
№ 504-ФЗ, от 31.12.2017 № 506-ФЗ и от 23.04.2018 № 108-ФЗ.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ
ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД

Принят
Государственной Думой
22 марта 2013 года

Одобрен
Советом Федерации
27 марта 2013 года

(в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 № 188-ФЗ,
от 28.12.2013 № 396-ФЗ, от 04.06.2014 № 140-ФЗ, от 21.07.2014 № 224-ФЗ,
от 24.11.2014 № 356-ФЗ, от 01.12.2014 № 416-ФЗ, от 29.12.2014 № 458-ФЗ,
от 31.12.2014 № 498-ФЗ, от 31.12.2014 № 519-ФЗ, от 08.03.2015 № 23-ФЗ,
от 08.03.2015 № 48-ФЗ, от 06.04.2015 № 82-ФЗБ, от 29.06.2015 № 188-ФЗ,
от 29.06.2015 № 210-ФЗ, от 13.07.2015 № 216-ФЗ, от 13.07.2015 № 220-ФЗ,
от 13.07.2015 № 226-ФЗ, от 13.07.2015 № 227-ФЗ,от 13.07.2015 № 249-ФЗ,
от 29.12.2015 № 390-ФЗ, от 30.12.2015 № 469-ФЗ, от 09.03.2016 № 66-ФЗ,
от 05.04.2016 № 96-ФЗ от 05.04.2016 № 104-ФЗ, от 02.06.2016 № 167-ФЗ,
от 23.06.2016 № 203-ФЗ, от 23.06.2016 № 221-ФЗ, от 03.07.2016 № 266-ФЗ,
от 03.07.2016 № 314-ФЗ, от 03.07.2016 № 320-ФЗ, от 03.07.2016 № 321-ФЗ,
от 03.07.2016 № 365-ФЗ, от 28.12.2016 № 474-ФЗ, от 28.12.2016 № 489-ФЗ,
от 28.12.2016 № 500-ФЗ, от 22.02.2017 № 17-ФЗ, от 28.03.2017 № 36-ФЗ,
от 28.03.2017 № 45-ФЗ, от 01.05.2017 № 83-ФЗ, от 07.06.2017 № 106-ФЗ,
от 07.06.2017 № 108-ФЗ, от 26.07.2017 № 198-ФЗ, от 26.07.2017 № 211-ФЗ,
от 29.07.2017 № 231-ФЗ, от 29.12.2017 № 475-ФЗ, от 31.12.2017 № 503-ФЗ,
от 31.12.2017 № 504-ФЗ, от 31.12.2017 № 506-ФЗ, от 23.04.2018 № 108-ФЗ)

Положение о закупке необходимо актуализировать в соответствии с действующим законодательством! Актуализация Положения о закупке от 25 т.р. Разработка нового Положения о закупке от 20 т.р. Подробнее

Новости госзакупок
В контрактной системе увеличится перечень электронных закупок

На сегодняшний день в сфере государственных и муниципальных закупок действует и весьма широко применяется лишь одна форма электронных закупок – электронные аукционы. Конкурсы, запросы котировок и запросы предложений, как и прежде, проводятся в бумажной форме, при этом возможность подачи заявок в электронной форме по указанным способам фактически отсутствует из-за неспособности единой информационной системы (далее – ЕИС) их принимать.

Вместе с тем, 31 декабря 2017 года Президентом РФ был подписан долгожданный федеральный закон от 31.12.2017г. N 504-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон №504-ФЗ), который расширяет сферу применения электронных закупок на открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, запрос котировок и запрос предложений. Объединяющим термином для указанных закупок станет термин: «электронные процедуры».

Проводить электронные процедуры заказчики будут вправе с 01 июля 2018 года, а начиная с 01 января 2019 года, они станут обязательными и заменят собой закупки в бумажной форме.

Проводиться электронные процедуры будут на электронных площадках, как и электронные аукционы сейчас. Поэтому участники будут подавать заявки через электронные площадки, а контракты будут заключаться при помощи ЕИС и электронных площадок по одинаковым правилам для всех электронных процедур.

Весь электронный документооборот в ЕИС и на электронных площадках будет осуществляться с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи взамен усиленной неквалифицированной электронной подписи, используемой сейчас участниками закупок.

Участие в электронных процедурах будет возможно лишь для тех лиц, которые будут зарегистрированы в ЕИС в качестве участников закупок. Регистрацию в ЕИС надо будет проходить каждые три года. Для упрощения регистрации будет создан «единый реестр участников закупок», у которого будет налажено взаимодействие с электронными площадками, благодаря чему участникам закупок не потребуется аккредитация на каждой из них в отдельности.

Удобным станет то, что для регистрации не потребуется предоставление ИНН, выписки из ЕГРЮЛ либо ЕГРИП, учредительных документов юридических лиц, поскольку все перечисленные сведения будут предоставляться автоматически посредством информационного взаимодействия с государственными информационными системами.

Весьма важным для участников закупок станет то, что Законом №504-ФЗ предусмотрена возможность взимания операторами электронных площадок с поставщиков платы за участие в электронных процедурах. Размеры платы и порядок ее взимания будет определять Правительство РФ.

В целях обеспечения контроля за действиями заказчиков, операторов электронной площадки и участников закупок при проведении электронных процедур будет создана еще одна государственная информационная система. Как независимый регистратор она будет фиксировать действия (бездействия) указанных выше участников контрактной системы в ЕИС и на электронных площадках.

Закон о контрактной системе госзакупок

Новости госзакупок
Изменения в законе о контрактной системе, вступающие в силу в 2018 году

Президентом РФ 31 декабря 2017 года был подписан двухсотстраничный федеральный закон N 504-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон №504-ФЗ). По большей части указанный закон регулирует перевод способов закупок на электронные процедуры, которые будут проходить в два этапа (с 01.07.2018г. первый этап, а с 01.01.2019г. — второй), но также он содержит положения, которые вступают в силу с 11.01.2018г., то есть по истечении 10 дней с даты опубликования.

В частности, норма ч. 11 ст. 31 федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон №44-ФЗ), предусматривающая порядок отказа заказчика от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по основаниям, предусмотренным частями 9 и 10 статьи 31 Закона №44-ФЗ, дополнена возможностью заключить контракт с иным участником закупки, который предложил такую же, как и победитель такой закупки, цену контракта или предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после условий, предложенных победителем в порядке, установленном для заключения контракта в случае уклонения победителя закупки от заключения контракта. Ранее такой возможности предусмотрено не было. В случае отказа заказчика от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по основаниям, предусмотренным пунктом 2 части 10 статьи 31 Закона №44-ФЗ, победитель признается уклонившимся от заключения контракта.

Правила описания объекта закупки также претерпели изменения. Из п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона №44-ФЗ убрали запрет на указание товарных знаков при поставке товаров, при этом обязали указывать фразу «или эквивалент» во всех случаях, за исключением несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Изменяется порядок обращения с жалобой на положения документации о закупке, извещения о запросе котировок и на действия (бездействие) лиц, указанных в пункте 1 части 15 статьи 99 Закона №44-ФЗ. Указанные жалобы, поданные физическими лицами, которые не соответствуют единому требованию пункта 1 части 1 статьи 31 Закона №44-ФЗ в отношении объекта этой закупки и права и законные интересы которых не нарушены действиями (бездействием), положениями документации, извещения, рассматриваются контрольным органом в сфере закупок в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Изменен порядок направления сведений в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок для их последующего включения в реестр недобросовестных поставщиков. ФАС России неоднократно разъяснял, что обязанность направлять информацию об уклонившемся победителе закупки при отсутствии подтверждения заключения контракта с участником закупки, заявке или предложению которого присвоен второй номер, не предусмотрена (Письмо ФАС России от 27.02.2015 N АЦ/8972/15, от 08.12.2014 N АЦ/50130/14).

Внесенные изменения исключают необходимость соблюдения условия о заключении контракта со вторым участником. Заказчик должен будет направить сведения в ФАС России в течение трех рабочих дней с даты признания победителя уклонившимся от заключения контракта.

Борисов Дмитрий Юрьевич Эксперт
9 янв. 2018 г.

Зачем нужен Закон № 44-ФЗ

С 1 января 2014 года в России начал действовать новый Федеральный закон в сфере расходования бюджетных средств — Закон о контрактной системе в сфере закупок. Главной целью принятия указанного нормативного правового акта было предотвращение коррупции и иных злоупотреблений в сфере закупочных процедур. Также среди целей 44-ФЗ можно выделить и обеспечение гласности и прозрачности при осуществлении торгов, а также внедрение системного подхода в сферу планирования и проведения госзакупок.

Уточним, что закупка для обеспечения государственных и муниципальных нужд — это целая последовательность действий, которые проводит заказчик в соответствии с 44 ФЗ о контрактной системе, чтобы получить необходимые ему товары, работы или услуги.

В целом контрактная система в сфере закупок — это совокупность участников и действий, которые направлены на удовлетворение государственных и муниципальных нужд. При этом госзаказчик отвечает за принятые бюджетные обязательства в соответствии с законодательством РФ и осуществляет закупки в соответствии с законом № 44-ФЗ.

Принципы контрактной системы

Закон № 44-ФЗ установил ряд принципов, которых необходимо придерживаться при проведении тендеров. Вот эти принципы:

  • открытость и прозрачность (заключается в обеспечении абсолютно свободного доступа к сведениям о закупочных процедурах. Он работает за счет размещения подобного рода информации в ЕИС по ссылке www.zakupki.gov.ru);
  • обеспечение конкуренции (то есть соперничества лиц, которые работают на одном товарном рынке. Такое требование направлено на создание равных условий для всех участников-конкурентов);
  • профессионализм заказчика (заключается в том, что он должен обладать определенного рода знаниями при проведении торгов, быть квалифицированным специалистом в той или иной области. Госзаказчики должны следить за уровнем знаний своих специалистов и стремиться к повышению их квалификации);
  • стимулирование инноваций (планируя госзакупки на очередной финансовый год и проводя торги, заказчики должны отдавать приоритет закупкам инновационной и высокотехнологичной продукции);
  • единство контрактной системы (контрактная система (госзакупки) основывается на общих подходах, которые позволяют осуществлять те или иные торги, чтобы удовлетворить государственные и муниципальные нужды);
  • ответственность за результативность и эффективность торгов (означает, что заказчики должны руководствоваться необходимостью достижения поставленных целей в сфере обеспечения нужд (государственных и муниципальных). При этом должностные лица заказчика несут ответственность за соблюдение норм закона № 44-ФЗ).

Информационное обеспечение контрактной системы в сфере закупок

Как уже было указано выше, открытость и прозрачность торговых процедур обеспечивается при помощи специально созданной для этих целей базы данных – ЕИС.

ЕИС — это сайт, наполненный информацией обо всех проведенных и проводимых тендерах (как по закону № 44-ФЗ, так и по 223-ФЗ). ЕИС включилась в работу с 2016 года. Все сведения в ней открыты (помимо тех, что составляют государственную тайну) и предоставляются безвозмездно.

Функционал ЕИС позволяет сформировать и опубликовать информацию, которая предусмотрена нормативными правовыми актами, контролировать сведения и документы, подачу заявок на участие в торгах в форме электронного документа и многое другое. Иными словами, ЕИС — это максимальная автоматизация всего процесса торгов.

Закрыть меню