Закон о мопеде

Содержание:

Нужны ли права на мопед и если да, то со скольких лет и как их получить?

Хотите приобрести мопед и думаете, что сможете ездить на нём без прав? Не торопитесь – законодатели думают иначе.

Однако не спешите расстраиваться. В этой статье я хочу рассказать вам, какие категории необходимо открыть для управления малокубатурными транспортными средствами (ТС), на какие из них нужно получать водительское удостоверение и как получить права на мопед быстро, если вы уже давно на нём катаетесь.

Надо ли получать права на мопед?

Нужны ли права на мопед — да, нужны.

Ещё совсем недавно для того, чтобы сесть на мопед, не нужно было проходить курсы и получать водительское удостоверение (ВУ). Это привело к тому, что аварийность по причине невнимательности водителей таких ТС возросла почти на 50%. Закон не остался в стороне и запретил водить тем, кто не прошёл специальное обучение и не имеет прав на управление мопедом.

Как получить права на мопед?

Федеральным законом «О безопасности дорожного движения», который вышел 05.11.2013, для водителей мопедов и лёгких квадрициклов ввели категорию М. Годом позже это требование вошло в Правила выдачи водительских удостоверений от 24.10.2014. Таким образом, теперь чтобы водить мопед или маломощный скутер, нужно:

  • закончить курсы по управлению механическим транспортным средством (мопедом, квадрициклом). Сдача экзаменов возможна только после прохождения профессионального обучения, подготавливаться самостоятельно запрещено;
  • сдать теоретический и практический экзамены в ГИБДД. Для того чтобы водить малокубатурные ТС, надо сдать тесты и выполнить несколько упражнений на автодроме, демонстрируя свои знания, умения и ловкость;
  • получить ВУ категории М –право на управление мопедами и легкими квадрициклами. Пункт 2.1.1 ПДД предусматривает, что водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе права соответствующей категории. Так как 8.04.2014 в пункт 1.2 ПДД были внесены изменения: мопед с двигателем мощностью до 50 кубов был причислен к механическим ТС, и теперь без прав передвигаться на нём запрещено.
  • Ранее можно было увидеть мопедиста, которому только исполнилось 14 лет. Однако согласно новым правилам, вы не можете управлять таким ТС, если вам не исполнилось 16 лет – покрыть категорию М можно только с этого возраста.

    Права с категорией М

    Езда на самом простеньком мопеде без прав является таким же нарушением, как и езда без прав на автомобиле. Если вы не предъявили инспектору удостоверение, будьте готовы заплатить штраф от 5000 до 15000 рублей в соответствии со статьей 12.7 КоАП РФ.

    Почему законодатели решили открыть категорию М?

    Конечно же, такие нововведения мало кого обрадовали. Мопед – юркий и компактный, на нём удобно передвигаться по нагруженным транспортом участкам и, к тому же, можно не тратить время, простаивая в заторах. Новые правила особенно расстроили жителей пригорода, где мопед – незаменимое средство передвижения.

    Тем не менее, давайте постараемся понять, что послужило толчком для принятия такого решения. Основные причины открытия категории М:

  • за последние годы возросла аварийность. Количество ДТП по вине мопедистов возросло в разы. Чаще всего, сидящий за рулём мопеда подросток получает серьёзные травмы и увечья: при наезде на препятствие водитель падает на спину и повреждает позвоночник, а при столкновении он вылетает из ТС и ударяется головой;
  • несоблюдение и незнание ПДД. Большинство юных (да и взрослых!) мопедистов не утруждает себя изучением теоретической части – они просто садятся за руль и едут, не показывая поворот и не предупреждая об остановке. Учитывая, что современные малокубатурные мопеды способны развивать скорость до 70 км/час, незнание правил подвергает опасности всех участников дорожного движения;
  • отсутствие страховки. Хоть Федеральный закон «Об обязательном страховании ТС» не обязывает владельца мопеда оформлять страховой полис, теперь это сделать можно. До этого компании не разрабатывали программы страхования мото-вело-транспорта. Сейчас вы, как водитель малокубатурного ТС, можете уберечь себя от убытков, подписав страховой договор.
  • Полезно знать! Если у вас есть ВУ, разрешающее управлять автомобилем или мотоциклом, заканчивать курсы вождения мопеда нет необходимости. Вы можете ездить на нём с уже имеющимся водительским удостоверением. Главное, не забывайте взять его с собой!

    На какой мопед не нужны права?

    Как я уже упоминал, чтобы кататься на мопеде, нужно иметь при себе права категории М. Однако, здесь требуется уточнить, что это касается не всех ТС из этой группы. Категория меняется в зависимости от мощности двигателя. С какими правами можно ездить на мопеде? Рассмотрим это поподробнее.

    Нужны ли права на мопед карпаты и ТС с двигателем мощностью до 50 кубов?

    Именно о мопедах и маломощных скутерах, у которых объем двигателя не превышает 50 см 3 , шла речь в предыдущем разделе. До вступления в силу изменений в ПДД РФ, любой подросток мог кататься, к примеру, на мопеде карпаты мощностью 49 кубов: предъявления документов от него никто не требовал, а на знание ПДД никто не проверял. Со скольких кубиков теперь нужны права?

    Главное отличие мокика от мопеда – наличие кик-стартера

    Сейчас водить мопед с двигателем до 50 кубов или мокик, который представляет собой мопед, приближенный по комплектации к лёгкому мотоциклу, можно только с 16-ти лет. Кроме того, управляя таким видом транспорта, водитель должен быть готов предъявить инспектору ВУ категории М. Тем не менее регистрировать ТС в ГИБДД и оформлять ОСАГО необязательно. Однако стоит учесть, что, если не застраховать средство передвижения, все расходы на ремонт придется покрывать самостоятельно.

    Мопеды с двигателем мощностью 50-125 кубов

    Если объем двигателя вашего мопеда или скутера превышает 50 см 3 , права категории М не подойдут. Здесь речь идет уже не о мото-вело-транспорте, а о более мощных мотобайках и мотороллерах, отличающихся по конструкции от классических малокубатурных ТС. Некоторые из них называют мопедами, но по техническим и мощностным возможностям их можно считать лёгкими мотоциклами, например, «Alpha-110» или «Orion-125».

    Для таких ТС нужно открывать подкатегорию А1. Зато, если у вас имеются права категории А, то для управления вашим 125-тикубовым скутером этого вполне достаточно.

    Легкий мотоцикл «Orion», собираемый отечественной компанией «Веломоторс» и позиционируемый на рынке в качестве мопеда

    В Правилах такие ТС причислены к мотоциклам, поэтому, в соответствии с п. 2.1.2 ПДД ездить на 50-кубовом мопеде можно только в застегнутом мотошлеме, а управлять им – с 16-ти лет.

    Мопеды с двигателем мощностью выше 125 кубов

    Управляя ТС с двигателем мощностью выше 125 кубов, вы должны знать, что для этого нужно открыть категорию А. Информация о том, что категория А1 не распространяется на мотоциклы с объемом двигателя свыше 125 см 3 содержится в ПП РФ № 1097 («Допуск к управлению ТС» – разд. III, п. 25, пп. «л»). Эти мопеды и скутера приравниваются к высокомощным мотоциклам, поэтому категория М и подкатегория А1 в данном случае не подойдут.

    Получив такие права, вы сможете управлять теми ТС, масса которых не превышает 400 кг. А вот водить авто, имея категорию А, запрещено. Чтобы ездить на 126-тикубовом виде транспорта понадобится:

  • дождаться совершеннолетия – до 18-ти лет водить мотоциклы запрещено;
  • получить права категории А;
  • пройти техосмотр у аккредитованного оператора;
  • зарегистрировать ТС в ГИБДД;
  • оформить полис ОСАГО;
  • надевать мотоциклетный шлем перед каждым выездом.
  • Полезно знать! Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» (ФЗ № 196) дает право на управление ТС, относящимся к категории М (в т. ч. мопедом) если у водителя открыта любая другая категория или подкатегория (абз. 2, ч. 7, ст. 25). Но в то же время открытая категория В (в отличие от А) не дает право на управление легкими мотоциклами и мощными скутерами, которые относятся к категории А1 – с объемом двигателя от 50 до 125 см3 и максимальной мощностью, не превышающей 11 кВт (абз. 1 ч. 7, ст. 25).

    На какие ТС не нужны права?

    Теперь вы знаете нужны или нет вам права на мопед. Чтобы управлять таким ТС, оборудованным двигателем внутреннего сгорания любой мощности, должно быть водительское удостоверение. Исключение составляют лишь мопеды для мотокросса – их можно использовать, как спортивные снаряды для тренировок на автодромах и в полях, но выезжать на проезжую часть на них запрещено.

    В числе ТС, на которые не нужны права, находятся велосипеды с установленным двигателем мощностью до 250 Ватт. Если же ваш велосипед оснащен мотором помощнее, будьте готовы получить права категории М, так как в соответствии с п. 1.2 ПДД РФ такие ТС приравниваются к мопедам.

    Внимание! Если вы собираетесь управлять мопедом, велосипедом или квадрициклом с электродвигателем мощностью 250 – 4000W, вам также придется открывать категорию М.

    Если нужны права на мопед: сколько учиться и как сдать экзамен?

    Если в ближайшем будущем вы хотите купить мопед, то, чтобы получить права, вам придётся потрудиться не меньше, чем водителю автомобиля. Для начала вам нужно выбрать автошколу. Обучение будет длиться примерно 1,5 – 2 мес.

    По окончании нужно будет сдать внутренний экзамен в автошколе, а также теорию и практику в ГИБДД. Как это происходит:

    1. Сдача теоретической части. Согласно п. II пп. 12 Правил проведения экзаменов и выдачи ВУ, в ГИБДД вам нужно будет ответить на 20 вопросов. Ошибиться можно только дважды. Теория сдаётся так же, как экзамен в автошколе. Вы можете попробовать свои силы дома – тренироваться в прохождении теста можно по специальной программе «Экзаменационные билеты ПДД для категорий A,B,M,C,D», которая закачивается абсолютно бесплатно.
    2. Сдача практической части. Практика сдаётся на автодроме по тем же правилам, что и для мотоциклистов. Вы должны показать, что ваша маневренность и реакция находится на достаточном уровне и вы уверенно чувствуете себя за рулём ТС. Согласно п. II пп. 13 Правил, для этого придется выполнить несколько упражнений:
    • 1-й круг – габаритный коридор и полукруг, набор скорости и торможение. В начале дистанции нужно проехать между конусами, затем повернуть налево, разогнаться и притормозить до полной остановки перед знаком «стоп». Здесь главное не забыть указать руками левый поворот и остановку, и переключиться на нейтральную передачу после выполнения упражнения;
    • 2-й круг – змейка, колейная доска и движение по прямой на небольшой скорости. Водитель маневрирует между конусами до поворота, выполняя змейку. Затем он поворачивает и заезжает на доску, проезжая дистанцию так, чтобы оба колеса оставались на ней. Далее нужно закончить упражнение, проехав на небольшой скорости до знака «стоп». Здесь тоже важно указывать повороты и предупреждать об остановке;
    • 3-й круг – габаритная восьмерка. Водитель заходит на дистанцию и выходит из неё между двумя кругами, которые образовывают восьмёрку. Здесь главное проехать по кругу так, чтобы не задеть конусы.
    • Схема упражнений для мототранспорта на автодроме

      Главные ошибки, за которые у вас могут снять баллы – резкое торможение с блокировкой колеса, выезд за габариты обозначенной траектории, остановка ближе, чем за 0,4 м от знака «стоп», если не предупреждать о повороте и об остановке, если не включить нейтральную передачу перед тем, как заглушить мотор.

      После успешной сдачи теории и практики вы можете получить права на категорию М. Если вы сдали теорию, а практика с первого раза не поддалась, то не отчаивайтесь – пересдавать придется только практическую часть.

      Видео-инструкция на тему, как сдать практическую часть экзамена на категорию М:

      Со скольких лет получают права на мопед?

      Как уже говорилось выше, чтобы получить права на категорию М, нужно достичь 16 лет. А вот чтобы водить ТС мощностью, как мотоцикл (выше 125 кубов), придется дождаться 18-тилетия – раньше садиться за руль такого мопеда запрещено. Эти правила регламентированы ст. 26 Федерального закона «О безопасности дорожного движения».

      Тем не менее тренироваться вне городских дорог можно и раньше. Особенно если учесть, что некоторые автошколы предлагают пройти только теоретический курс, а вождение, что называется, как хочешь, так и сдавай. Поэтому, если вы приобрели малокубатурное двухколёсное средство передвижения ещё до 16-тилетия, познавать хоть какие-то азы, заручившись помощью опытного водителя, можно и нужно.

      Сколько стоят права на мопед?

      Обучение в автошколе на новую категорию М стоит ненамного меньше, чем на категорию В. Центры по подготовке водителей предложат вам несколько пакетов услуг. Давайте рассмотрим, что предлагают автошколы:

      • 7000 – 15000 рублей – стоимость 16-тичасового теоретического курса обучения, который длится не более 2-х месяцев. Практические занятия эта программа не предусматривает, поэтому лучше всего она подходит для опытных мопедистов, желающих получить права в связи со вступлением в силу новых правил. Если вы житель Москвы, то для вас стоимость теории составит не меньше, чем 18000 рублей;
      • 18000-25000 рублей – цена за теорию вместе с вождением. Сюда входит 18 часов вождения и 16 часов теории. Сумма меняется в зависимости от того, высчитывается ли с ученика топливный сбор. Кроме того, если вы обучаетесь на личном ТС – цена уменьшается;
      • 22000-34000 рублей – пакет «всё включено». За 2,5 месяца вы освоите вождение и ПДД, а также получите полное сопровождение: оформление медицинской справки, регистрация в ГИБДД для сдачи экзамена, предоставление ТС и шлема от автошколы.

      Как видите, цена за курсы вождения на категорию М практически не отличается от стоимости обучения на водителя автомобиля. Так что тут уже решать вам, что выбрать, ведь с категорией В вы сможете водить мопед с мощностью до 125 кубов.

      Какие документы нужны для получения прав на мопед?

      Если вы не хотите платить автошколе за сопровождение на экзамене и собираетесь отправиться сдавать его самостоятельно, для получения прав вам понадобятся такие документы:

    • заявление на получение прав категории М. В него заносятся персональные данные, указывается причина обращения и перечисляются прилагаемые документы;
    • гражданский паспорт или другой документ, подтверждающий личность будущего водителя;
    • медицинская справка об отсутствии противопоказаний к вождению ТС;
    • свидетельство об окончании водительских курсов;
    • квитанция об оплате госпошлины.
    • Чтобы получить права, можно зарегистрироваться на портале госуслуг, выбрать удобное время для посещения ГИБДД и оплатить госпошлину со скидкой. Согласно п. I пп. 2 Правил теперь документы на получение ВУ можно подать в любом МФЦ . Кроме того, пошлину можно оплатить на почте, в кассе, в терминале Сбербанка или на ресурсе Сбербанк-онлайн.

      Подводя итоги

      Остановимся на главных моментах этой статьи, чтобы закрепить прочитанное:

    • на все мопеды нужно получать права — проходить курс обучения в автошколе, а после сдавать теоретический и практический экзамен в ГИБДД;
    • категорию нужно открывать в зависимости от мощности ТС. Вот с какими правами можно ездить на мопеде: до 50 кубов – категория М, от 50 до 125 кубов – подкатегория А1, от 125 кубов – категория А;
    • регистрировать ТС в ГИБДДи получать полис ОСАГО не требуется, если мощность двигателя не превышает 125 кубов;
    • перед выездом обязательно нужно надевать мотошлем, особенно это касается ТС с двигателем мощностью от 50 кубов;
    • стоимость обучения на мопедиста варьируется в пределах от 7000 до 34000 рублей – всё зависит от того, какой пакет услуг автошколы вы выберете;
    • мопедом можно управлять только с 16-ти лет.
    • Рекомендую посмотреть видео, в котором новоиспеченный мопедист описывает порядок сдачи экзамена в МРЭО ГИБДД и рассказывает, как получить права категории М:

      В заключение хочу сказать, что не стоит негативно воспринимать вступившие в силу нововведения. Посмотрите на это с другой стороны: ваши дети будут вести себя на дорогах осторожнее и осмотрительнее, ведь после экзамена они буду знать ПДД и уметь уверенно передвигаться на мопеде.

      Подписывайтесь, задавайте вопросы в комментариях и будьте в курсе наших новостей! Удачи вам на дорогах, и не забывайте делиться ссылками на наши статьи со своими друзьями в соцсетях!

      Два колеса поедут отдельно

      Пожалуй, главное в этих правилах то, что до сих пор не было прописано четких формулировок для велосипедистов. Те, что были, просто невозможно было соблюдать при нашем движении. Однако новые требования заставят потесниться и автомобилистов, и пешеходов.

      Так, например, теперь велосипедисты старше 14 лет должны будут двигаться только по специальным дорожкам. В крайнем случае, по велополосе, которая будет отведена для их движения на проезжей части. Впрочем, при отсутствии этих полос они могут двигаться по проезжей части, прижимаясь как можно правее. А уж двигаться по тротуару и обочине им будет разрешено только в том случае, если нет соответствующих специальных дорожек и невозможно двигаться по краю дороги. Но при том условии, что они не будут мешать пешеходам. В противном случае им придется спешиться и везти своего «коня» в руках.

      Для велосипедистов младше 14 лет делаются послабления. Им разрешено передвигаться на своих колесах, помимо специальных дорожек, в том числе по тротуару, а также в пределах, так называемых, «жилых зон». Но при этом они не могут выезжать на дороги и даже двигаться по велосипедным полосам, по ним проложенным. А уж те велосипедисты, которые младше 7 лет, даже по велопешеходным дорожкам должны передвигаться в зоне пешеходов. Правда, их сопровождающие получают право двигаться по тротуарам. Но только в том случае, если они сопровождают такого молодого велосипедиста.

      В соответствии с поправками в правила, на дорогах должны появиться новые знаки. В частности, знаки обозначающие велосипедную полосу, а также велосипедную и велопешеходную дорожки. Кроме того, должны появиться знаки, которые обозначают, где должны двигаться пешеходы, а где велосипедисты.

      Пример использования подобных дорожек, а также знаков есть в Краснодаре. Правда, мало кто из краснодарских велосипедистов соблюдает требования этих знаков. Однако после соответствующих поправок в правила их можно привлекать к ответственности по статье 12.30 КоАП, штраф по которой составляет 500 рублей. А если нарушение было совершенно в нетрезвом виде — то от тысячи до полутора тысяч рублей.

      Теперь перейдем к мопедам и скутерам, с которыми в стране складывается полное беззаконие. Согласно вступившим в силу поправкам в правила, их водители должны двигаться только по дорогам, держась, как можно правее. Им разрешается двигаться по велополосам, которые нанесены на проезжей части.

      Допускается их движение по обочине, если оно не мешает пешеходам и нет возможности двигаться там, где положено. А вот тротуары, велосипедные и велопешеходные дорожки для них закрыты.

      При повороте налево на дорогах, где полос для движения больше чем одна в одном направлении или по середине дороги проходят трамвайные пути, и велосипедисты, и водители мопедов должны спешиться и пересекать дорогу как обычные пешеходы. Это правило действовало и до сих пор, просто не было достаточно конкретизировано.

      Надо сказать, что изменились и приоритеты на дорогах. Если раньше водитель должен был уступать дорогу пешеходам и велосипедистам (мопеды по умолчанию относились к этим категориям) при повороте только тем, кто из них двигался в попутном направлении, то теперь всем, независимо от направления движения велосипедистов или мопедов.

      Изначально заявлялось, что одна из целей, преследуемых поправками в правила, это развитие велосипедного движения. Так, по данным инициатора проекта «Общественный велоконтроль» Петра Дворянкина, столичные власти планируют увеличить количество «велопоездок» — есть такой термин — до 200 тысяч.

      Надо сказать, что в прошлый велосезон их количество было в районе 20 тысяч. А для этого требуется организация мест для движения велосипедов. Без них — никуда. В настоящее время в Москве проложено в общей сложности 146 километров велодорожек. Предполагается, что в этом году их длину увеличат еще на 136 км.

      Еще один нюанс, касающийся мопедов. Дело в том, что с 5 ноября прошлого года вступили в силу поправки в закон о безопасности дорожного движения, согласно которым управлять мопедом могут только лица не моложе 16 лет. При этом у них должны быть права как минимум категории «М» — «мопеды».

      До этой даты законодательство разрешало управление мопедами подростками с 14 лет и без каких-либо документов.

      Однако до сих пор не приняты подзаконные акты, на основании которых автошколы могли бы готовить водителей категории «М», а ГИБДД принимать экзамены на соответствующую категорию.

      В соответствии с этими же поправками, теперь невозможно пройти самостоятельную подготовку и сдать экзамен в ГИБДД экстерном. То есть кандидат на получение прав должен пройти обучение в лицензированном учебном заведении и получить свидетельство о профессиональной подготовке. Да — да, даже водитель мопеда теперь будет считаться профессионалом.

      Но до сих пор нет программ подготовки таких водителей, соответственно автошколы не могут получить лицензию на их подготовку и обучать будущих водителей мопедов, а госавтоинспекция не может принимать экзамены, потому что не у кого.

      В итоге сейчас управлять мопедом на совершенно законных основаниях имеют право только те, у кого уже есть права любой категории. То есть люди, старше 18 лет.

      Что касается их ответственности на дороге, то пока на них распространяются пункты Кодекса административных правонарушений, которые касаются велосипедистов и пешеходов. Предполагается, что в дальнейшем в КоАП будут внесены изменения, которые приравняют водителей мопедов ко всем остальным водителям по части ответственности за нарушение правил дорожного движения.

      За мопед не оштрафуют

      Соответствующее указание начальника Главного управления обеспечения безопасности дорожного движения МВД России вчера было разослано во все подразделения ГИБДД страны. Об этой новости сообщил первый заместитель начальника Госавтоинспекции Владимир Швецов на круглом столе, посвященном вступлению в силу закона о безопасности дорожного движения.

      Напомним, что этот закон вступил в силу вчера. Он ввел новые категории и подкатегории водительских удостоверений. В частности, согласно этому закону управлять мопедом можно только тем, у кого есть права любой категории или категории «М».

      Однако получить права на категорию «М» пока еще невозможно. Дело в том, что не приняты соответствующие подзаконные акты. Поэтому на категорию «М» никто не обучает. Да и документа, устанавливающего порядок проведения экзамена на эту категорию, еще нет. Между тем, управляют мопедом не только те, у кого есть права других категорий. Это популярное транспортное средство не только в городах — в деревнях на мопедах с удовольствием ездят по своим делам и бабушки.

      По словам Владимира Швецова, если сейчас невозможно получить права на мопед, то не надо за это и наказывать. Как только будут приняты соответствующие подзаконные акты, а ГИБДД начнет выдавать права новой категории, тогда начнут применять к бесправным водителям мопедов соответствующие санкции.

      Напомним, что сейчас водителей мопедов могли бы оштрафовать за нарушение правил на 800 рублей. Уже готовится законопроект, который приравняет ответственность водителей мопедов к ответственности обычных водителей.

      Непонятно, как быть с подростками. Ведь согласно новым поправкам, получить права на мопед можно только с 16 лет. А сейчас по дорогам на этой технике рассекают и десятилетние.

      Также в указании ГИБДД предписано не применять до 9 мая новую норму Кодекса об административном правонарушении в отношении юридических лиц и предпринимателей, у которых водителями работают гастарбайтеры.

      Дело в том, что поправки в закон о безопасности дорожного движения запрещают работать в России водителям с иностранными правами. А в КоАП появилась статья, которая предусматривает ответственность юридических лиц и предпринимателей за допуск к управлению водителей с иностранными правами — штраф 50 тысяч.

      Но так как запрет на работу таким водителям вступает в силу только 9 мая, то применять соответствующую норму КоАП вроде бы не за что. Поэтому Главное управление поспешило разъяснить своим сотрудникам на местах новое положение дел.

      ГАИ напоминает владельцам мопедов и скутеров о соблюдении правил дорожного движения

      Владельцы мопедов и скутеров недооценивают опасность данного вида транспорта.

      Водитель скутера – полноценный участник дорожного движения, который обязан знать и выполнять все требования Правил дорожного движения. Для управления скутером требуется наличие водительского удостоверение категории «АМ», мопед должен быть зарегистрирован в ГАИ. В целях обеспечения безопасности запрещено выезжать на скутере без застегнутого мотошлема.

      Следует знать, что скорость движения скутера значительно ниже остальных транспортных средств на дороге, а значит для того, чтобы не мешать другим участникам дорожного движения, двигаться на мопеде можно не далее 1 метра от правого края проезжей части дороги. При этом выезд далее 1 метра от ее правого края допускается лишь для объезда препятствия и в разрешенных случаях для поворота налево или разворота.

      Таким образом, находясь в стороне от основного транспортного потока, водитель мопеда и сам находится в большей безопасности и никому не мешает. Это требование необходимо четко выполнять еще и потому, что водитель скутера гораздо слабее защищен от получения травм в случае ДТП.

      Как и любое транспортное средства скутер должен эксплуатироваться только в технически исправном состоянии, без каких-либо переделок. Также в ПДД определен еще ряд запретов для водителя мопеда или скутера, а именно:

      – нельзя двигаться, не держась за руль и (или) не держа ноги на подножках, т.к. при такой посадке за рулем вы не в полной мере можете контролировать поведение скутера, и не сможете вовремя среагировать на изменившуюся дорожную обстановку;

      – на дороге, имеющей трамвайный путь, и на дороге, имеющей более одной полосы для движения в данном направлении, нельзя поворачивать налево или разворачиваться;

      – на мопеде нельзя перевозить пассажиров, если это не предусмотрено конструкцией мопеда, в случае наличия предусмотренного места – пассажир должен быть старше 12 лет;

      – нельзя перевозить грузы, которые выступают более чем на 0,5 метра по длине или ширине за габариты транспортного средства, а также грузы, мешающие управлению этим транспортным средством;

      – водителю мопеда запрещается ездить по тротуарам, велосипедным и пешеходным дорожкам, дорожкам для всадников.

      При этом владельцы мопедов должны помнить об обязательном движении днем с включенным ближним светом фар. Не будет лишним надеть жилет или одежду повышенной видимости со световозвращающими вставками. Так вы будете более заметны для других участников дорожного движения.

      Почему престижно водить мопед, и со скольки лет можно начинать

      Собственный транспорт, будь это велосипед, мопед, скутер или машина, сразу решает множество проблем и даже делает счастливым от возможности свободно перемещаться. Мотоцикл давно уже стал символом независимости. От общественного транспорта, от общего потока и от общественного мнения. Скутер или мопед промежуточное звено, которое может себе позволить и подросток. Хотя будет заблуждением считать и тот и другой детским развлечением.

      Мало научиться просто водить скутер. Нужно уметь держаться в потоке и следить за дорожной ситуацией.

      Со скольки лет можно ездить на скутере? Управление скутером несложное. На правой руке ручка газа и рычаг переднего тормоза, на левой руке рычаг заднего тормоза. Если аккумулятор живой, нажав любую ручку тормоза, можно завести скутер кнопкой. Вот вроде и вся техническая сторона. С ней справится и восьмилетний ребенок. С другой стороны, то, что восьмилетке будет не по зубам — это вес скутера и дорожная ситуация. Скутер весит около семидесяти килограмм. Если скутер едет, то он сам держит свой вес. Но, остановившись, его необходимо поставить на подножку. Дерево или боковая подножка эту проблему решит. Но вот с дорожной ситуацией человек не в любом возрасте может совладать.

      Вождение мопеда

      Со скольки лет можно ездить на мопеде? Чем он отличается от скутера? В скутере весь стильный вид дают пластиковые облицовки. Это такое потребительское описание разницы между ними. На самом деле в скутере мотор подвешен к раме, а в мопеде он закреплен в раме. В мопеде на правой руке ручка газа и переднего тормоза, а на левой руке управление сцеплением. В мопеде есть передачи, как в настоящем мотоцикле. От настоящего мотоцикла его отличает только объем двигателя. Слово мопед, вообще-то, произошло скрещивания слов мотор+педаль .

      Хорошо видно педаль — явное отличие мопедов прошлого от скутера

      Сейчас таких механизмов уже и не встретишь, хотя идея хорошая. Мотор раскручивался педалями и на ходу заводился. Если бензин кончался, можно было доехать на педалях. Управлением мопедом может справиться двенадцатилетний подросток. Такой транспорт — незаменимая вещь на даче, в загородной жизни. А также эффективное средство социализации. Размер колеса больше, чем у скутера. Внедорожные качества лучше. Рыбалка и походы становятся возможны в большем радиусе.

      Правильная эксплуатация

      В любом случае, основным условием пользования техникой является её самостоятельное обслуживание. Если человек хочет мопед, разбираться, как он устроен и знать, как ухаживать за фильтром и менять свечу зажигания он должен сам.

      На улицах и во дворах городов допустимо пользование мопедом или скутером с шестнадцати лет. По правилам дорожного движения Российской Федерации. Хотя в ближайшем зарубежье, где для управления скутером или мопедом любого объема необходимы права, население уже с четырнадцати лет становится полноправным участником дорожного движения. Хотя паспортный возраст мало отражает уровень сознания и сознательности, в этом возрасте уже есть понимание себя в общем потоке движения.

      Подростки уже с 14 лет способны двигаться в потоке машин, но по закону могут это делать только с 16 лет.

      Отношение к мопедам в Европе

      Интересен так же опыт соседей по введению прав на малокубатурную технику. В Финляндии их вводили в 2000 году. Тем, кто старше 1986 года рождения категория в права вписывалась по желанию и запросу, без дополнительных сборов и мытарств. Так как в сельскохозяйственной Финляндии большинство подростков ездит на мопеде лет с десяти, а те, кто занимается мотокроссом даже и с четырех, то экзамен можно сдавать экстерном. Но если экзамен прошел неблестяще, придется пройти полное обучение в мотошколе.

      Рядом с общеобразовательными школами обширная парковка мопедов. Скутера там не особо популярны. Общий уровень технической культуры и грамотности среди молодежи на порядок выше. Это связано, в том числе и с большим количеством всяческой техники на душу населения и с более ранним возрастом допуска к ней детей.

      Кто-то считает мопед образом жизни, кто-то просто средством передвижения, но у всех он играет существенную роль в жизни и развитии.

      ГИБДД о правилах езды на мотоцикле и мопеде

      «Живем в деревне, до ближайшего магазина три километра, до остановки общественного транспорта столько же, – обратился в редакцию «ДДД» читатель Василий Н. из Курского района. Хочу знать, когда дети смогут законно пользоваться транспортом с каким-нибудь двигателем, чтобы их хоть в магазин можно было отправить. Направляю вам актуальные вопросы. Надеюсь, что представители ГИБДД дадут на них подробные ответы в вашей рубрике «Автосалон».

      – Какие мопеды/скутеры/мотоциклы подлежат обязательной регистрации в ГИБДД, с каким объемом двигателя – до 49, до 49,9 до 50 см/куб? С каким объемом двигателя сейчас транспорт является транспортным средством?

      – Согласно Федеральному закону №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», а также Правилам дорожного движения РФ, «Транспортное средство» – устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.

      Технический регламент Таможенного союза (ТР ТС 018/2011) «О безопасности колесных транспортных средств», утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 года №877, дает аналогичное определение понятию «Транспортное средство» – устройство на колесном ходу категорий L, M, N, О, предназначенное для перевозки людей, грузов или оборудования, установленного на нем. Категория L – это мототранспортные средства, М – транспортные средства, имеющие не менее четырех колес и используемые для перевозки пассажиров, N – транспортные средства, используемые для перевозки грузов – автомобили грузовые и их шасси, категория О – прицепы (полуприцепы) к транспортным средствам.

      Таким образом, исходя из анализа норм действующего законодательства понятие «транспортное средство» не связано со значением объема двигателя.

      В то же время Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в ГИБДД МВД РФ, утвержденные приказом МВД России от 24 ноября 2008 года №1001 (зарегистрирован в Минюсте РФ 30 декабря 2008 г. №13051) устанавливают единый на всей территории Российской Федерации порядок регистрации в ГИБДД ММВД РФ автомототранспортных средств с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 кубических сантиметров или максимальной мощностью электродвигателя более 4 кВт, а также максимальной конструктивной скоростью более 50 км/час и прицепов к ним, предназначенных для движения по автодорогам общего пользования и принадлежащих юридическим лицам, гражданам РФ, иностранным юридическим лицам и гражданам, лицам без гражданства.

      – Сейчас появились скутеры и велосипеды с электродвигателями на аккумуляторах. Их скорость около 30 км/ч, запас хода на 25-30 километров, являются ли они транспортными средствами? Нужно ли их регистрировать в ГИБДД? Со скольки лет можно на них ездить? Нужно ли для этого водительское удостоверение и какой категории?

      – Технический регламент относит указанные транспортные средства – мопеды, мотовелосипеды, мокики – к категории L1, куда также входят двухколесные транспортные средства, максимальная конструктивная скорость которых не превышает 50 км/ч, и характеризующиеся в случае наличия двигателя внутреннего сгорания – рабочим объемом двигателя, не превышающим 50 куб. см, в случае наличия электродвигателя – номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 4 кВт.

      Указанные транспортные средства регистрации в Госавтоинспекции не подлежат, для управления ими, согласно требованиям части 1 статьи 25 Федерального закона, необходимо водительское удостоверение категории «М» (мопеды и легкие квадрициклы) или подкатегории «В1» (трициклы и квадрициклы) в зависимости от типа транспортного средства.

      Возрастные ограничения на управление указанными транспортными средствами установлены ПДД РФ – 16 лет.

      – Со скольки лет сейчас и какой категории нужно получать водительское удостоверение для езды на мопеде/скутере/мотоцикле по дорогам общего пользования?

      ПДД РФ: «Мопед» – это двух– или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не превышающим 50 куб. см, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт. К мопедам приравниваются квадрициклы, имеющие аналогичные технические характеристики.

      Согласно требованиям части 1 статьи 25 Федерального закона, для управления мопедами и скутерами в РФ необходимо наличие специального права на управление транспортными средствами категории «М» (мопеды и квадрициклы) или подкатегории «В1» (трициклы и квадрициклы) в зависимости от типа транспортного средства.

      ПДД РФ: «Мотоцикл» – двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него, рабочий объем двигателя которого (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 куб. см или максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч. К мотоциклам приравниваются трициклы, а также квадрициклы с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа, имеющие ненагруженную массу, не превышающую 400 кг (550 кг для транспортных средств, предназначенных для перевозки грузов) без учета массы аккумуляторов (в случае электрических транспортных средств), и максимальную эффективную мощность двигателя, не превышающую 15 кВт.

      Для управления мотоциклом или мотороллером необходимо водительское удостоверение категории «А».

      Для управления мотоциклом с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания, не превышающим 125 кубических сантиметров, и максимальной мощностью, не превышающей 11 киловатт, – подкатегория «A1».

      Согласно требованиям части 2 статьи 26 Федерального закона, право на управление транспортными средствами предоставляется:

      категории «M» и подкатегории «A1» – лицам, достигшим 16-летнего возраста;

      категории «A» и подкатегории «B1» – лицам, достигшим 18-летнего возраста.

      – Какие дороги не являются дорогами общего пользования? Например, асфальтированные улицы в частном секторе и переулки, где нет ни разметки, ни знаков – дороги общего пользования?

      – Согласно положениям Федерального закона от 8 ноября 2007 года №257-ФЗ (ред. от 15.02.2016) «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автодороги общего пользования и необщего пользования.

      К автодорогам общего пользования относятся автодороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.

      К автодорогам необщего пользования относятся автодороги, находящиеся в собственности, владении или пользовании исполнительных органов государственной власти, местных администраций (исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований), физических или юридических лиц и используемые ими исключительно для обеспечения собственных нужд либо для государственных или муниципальных нужд.

      Перечни автодорог общего (необщего) пользования федерального, регионального или межмуниципального значения утверждаются соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ. В перечень автодорог общего (необщего) пользования регионального или межмуниципального значения не могут быть включены автодороги общего (необщего) пользования федерального значения и их участки. Перечень автодорог общего (необщего) пользования местного значения может утверждаться органом местного самоуправления.

      Таким образом, наличие либо отсутствие на автодороге дорожной разметки или дорожных знаков не является отличительной особенностью дороги общего пользования. Такая дорога в равной степени может быть как дорогой и общего, и необщего пользования. Например, перечень автодорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, относящихся к ведению Курской области, определен постановлением администрации Курской области, а перечень дорог местного значения городского округа «Город Курск» – постановлением администрации Курска.

      – В ПДД написано о езде по дорогам общего пользования, а по дорогам проселочным и другим необщего пользования можно ездить на мопеде без водительского удостоверения, со скольки лет и с каким объемом двигателя?

      – В ПДД РФ не предусмотрено понятие «дорога общего пользования».

      ПДД РФ: «Дорога» – обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

      «Дорожное движение» – совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.

      «Механическое транспортное средство» – транспортное средство, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины.

      П. 2.1. ПДД РФ – Водитель механического транспортного средства обязан:

      2.1.1. Иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им для проверки:

      водительское удостоверение или временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории;

      регистрационные документы на данное транспортное средство (кроме мопедов), а при наличии прицепа – и на прицеп (кроме прицепов к мопедам).

      По смыслу приведенных норм ПДД в зависимости от вида мототранспортного средства его водитель обязан иметь и в случае необходимости передавать сотрудникам полиции только водительское удостоверение категории «М» либо любой иной категории или подкатегории (п. 7 ст. 25 Федерального закона) вне зависимости от категории дороги, по которой он перемещается. В данном случае обязательны к исполнению и иные пункты ПДД РФ, применимые к водителям указанной категории транспортных средств (гл. 24 ПДД РФ).

      Согласно требованиям части 2 статьи 26 Федерального закона, право на управление транспортными средствами категории «M» и подкатегории «A1» предоставляется лицам, достигшим 16-летнего возраста.

      – Какой мопед, скутер и с каким объемом двигателя можно приобрести ребенку до 14 лет, до 16 и до 18 лет, чтобы он мог, не нарушая правил, ездить без водительского удостоверения по частному сектору, проселочным дорогам, дорогам общего пользования?

      – По смыслу ответов на поставленные выше вопросы Правилами дорожного движения РФ допускаются к управлению мопедами и скутерами граждане, достигшие 16-летнего возраста, при обязательном наличии водительского удостоверения соответствующей категории (подкатегории) вне зависимости от категории дороги, по которой они перемещаются.

      Транспортные средства с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания 50 куб. см и менее или максимальной мощностью электродвигателя менее 4 кВт, а также максимальной конструктивной скоростью менее 50 км/час регистрации в Госавтоинспекции не подлежат.

      – Какие штрафы предусмотрены за несоблюдение всего вышеуказанного и в каких случаях? А то изменений в законах по езде на двухколесном транспорте столько, что голова кругом идет! И у кого не спросишь – сколько людей, столько и мнений.

      – Действия водителя мопеда, скутера, находящегося за рулем без соответствующего водительского удостоверения, подпадают под санкцию статьи 12.7 КоАП РФ.

      Статья 12.7 КоАП РФ. Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством

      1. Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (за исключением учебной езды), влечет наложение административного штрафа в размере от пяти до пятнадцати тысяч рублей.

      При совершении правонарушений, предусмотренных частями 1 и 2 данной статьи, применяется задержание транспортного средства, помещение его на специализированную стоянку, а лицо, управляющее транспортным средством, подлежит отстранению от управления (ст. 27.12 и ст. 27.13 КоАП РФ).

    Закрыть меню