Закон о трудоустройстве инвалидах

Содержание:

келин ананди

Закон Об Трудоустройстве Инвалидов

Закон Об Трудоустройстве Инвалидов

Центр занятости населения города Ангарска, предлагает Вам воспользоваться безвозмездной субсидией из областного бюджета для создания рабочих мест для незанятых инвалидов. Размер субсидии на возмещение затрат на приобретение, монтаж и установку оборудования для оснащения рабочего места (в том числе специального) для трудоустройство незанятого инвалида составляет 65-100 тыс.руб. на одно рабочее место (в зависимости от степени утраты трудоспособности).

При создании или выделении рабочих мест необходимо учитывать, что для трудоустройства большинства инвалидов в индивидуальной программе реабилитации инвалида, как правило, рекомендован легкий труд с незначительной физической и эмоциональной нагрузкой, по индивидуальному графику работы с уменьшением объема работ, с дополнительными перерывами, работа в неблагоприятных климатических условиях, в дневное время, на дому. Поэтому, работодателям выделять и создавать рабочие места для трудоустройства инвалидов необходимо в соответствии с рекомендациями индивидуальной программы реабилитации инвалида.

Невыполнение указанных нормативов влечет привлечение предприятия к административно-хозяйственной ответственности в виде начисления штрафа в размере среднегодовой заработной платы на данном предприятии за каждое созданное, но незанятое рабочее место для инвалида. Для предприятий с количеством наемных работников от 8 до 25 человек этот размер уменьшен вполовину. Взимается штраф вне зависимости от сроков давности.

В связи с внесением изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу квотирования рабочих мест для инвалидов, принятых Федеральным законом от 23 февраля 2013 года № 11-ФЗ, работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны ежемесячно предоставлять в Центр занятости информацию о выполнении квоты для приема на работу инвалидов, а также информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), созданных или выделенных для трудоустройства инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах.

Сведения о локальных нормативных актах (приказ, распоряжение и т.д.) должны содержать полную и достоверную информацию о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой, дату издания, регистрационный номер (к информации работодатель вправе приложить заверенные копии локальных нормативных актов).

Некоторые работодатели предпринимают дополнительные меры для заполнения предусмотренных нормативом вакансий – обращаются с письменными запросами в общественные организации инвалидов в своих населенных пунктах, размещают объявления в СМИ и на Интернет-ресурсах. Нередко встречаются ситуации, когда работодатель добросовестно выполнил свои установленные законодательством обязанности по созданию (выделению) соответствующих рабочих мест, обращению в центр занятости, но реально трудоустроено было гораздо меньшее количество лиц с ограниченными физическими возможностями.

Государство Украина делает определенные шаги для того, чтобы любой гражданин данной категории имел возможность воспользоваться своим конституционным правом на социальную защиту, гарантированную государством. Особенно это касается проблемы занятости, поскольку трудоустройство инвалидов в Украине имеет специфические практические аспекты и требует особого внимания.

Для того, чтобы запятая в этой известной фразе обустроилась на другом месте, работодателю достаточно проведения предусмотренного выше комплекса мероприятий. В противном случае действующее законодательство предусматривает серьезные последствия в случае необеспечения трудоустройства инвалидов (отказ в приеме не работу, невыполнение норматива и т. д.).

представление недостоверных сведений или несвоевременное представление све-дений повлекло за собой перерасход средств на выплату трудовых пенсий, винов-ные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (п.1,2 ст.25 указанного Федерального закона).Наряду с этим Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социаль-ной защите инвалидов в Российской Федерации» для граждан, признанных инва-лидами, предусмотрены ежемесячные денежные выплаты, размер которых зави-сит от группы инвалидности.

Цивилизованность общества оценивается по тому, как оно относится к тем категориям граждан, которые требуют его поддержки для осуществления нормальной жизнедеятельности. Одной из таких категорий являются граждане с проблемами здоровья, влияющими на их способность участвовать в профессиональной деятельности.

Сообщаем, что скорректированы положения КоАП РФ, предусматривающие ответственность работодателей за неисполнение установленной обязанности. Согласно новой редакции статьи 5.42 КоАП РФ штраф за данное административное нарушение, а также отказ в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты составит от 5 тысяч до 10 тысяч рублей.

Исходя из принятых поправок, следует, что предприятие, где невозможно принять инвалидов, должно заключить соглашение с другой организацией и создать там рабочие места. При этом по условиям соглашения, работодатель, трудоустраивающий инвалидов, создает рабочее место за счёт средств, которая выделяет направляющая организация.

В соответствии с законом Иркутской области от 29.05.2009г. № 27-оз «Об отдельных вопросах квотирования рабочих мест для инвалидов в Иркутской области», Квота устанавливается для организаций осуществляющих деятельность на территории Иркутской области и имеющих численность работников более 100 человек, в размере:

Депутат считает, что закон о квотированном трудоустройстве для инвалидов в стране не работает

На общественное обсуждение с 4 сентября выносится проекты законов КР «О внесении изменений в некоторые законодательные акты по вопросам трудовых прав лиц с инвалидностью».

Инициатор депутат Жогорку Кенеша Дастан Бекешев.

Как сообщается в справке обоснования, с апреля 2008 года действует Закон «О правах и гарантиях лиц с ограниченными возможностями здоровья», гарантирующий наряду с другими правами, право на труд и рабочие места для лиц с инвалидностью. Право на рабочие места реализуется через механизм квотирования. Согласно Закону, каждое предприятие, вне зависимости от формы собственности, где работает свыше 20 человек, должно предусматривать квоту для лиц с инвалидностью в размере 5% от штатной численности. Аналогичные нормы предусмотрены в Трудовом кодексе.

На практике данные нормы законов не работают. Во-первых, сам механизм квотирования очень запутан и не реализуем. Механизм квотирования следующий: органы государственной службы занятости совместно с общественными организациями разрабатывают, а органы местного самоуправления и местные государственные администрации утверждают нормативы квотирования. Затем, органы государственной службы занятости доводят до работодателей данные нормативы квотирования за три месяца до начала следующего года. Механизм утверждения квот ни разу не использовался на протяжении 8 лет со дня принятия выше указанного Закона. Более того, в специальных законах у местных государственных администраций и местных органов самоуправления нет полномочий по утверждению нормативов квотирования.

Во-вторых, 5%ная квота – это завышенная планка для нашей страны. Например, в развивающейся стране как Южная Корея, квота для лиц с инвалидностью составляет 2,8%. Необходимо учесть, что в их стране, практически ежедневно открываются предприятия. В Российской Федерации, квота составляет 4% от штатной численности, при том, что на предприятии должно работать 100 и более человек.

В целях проверки исполнения Закона «О правах и гарантиях лиц с ограниченными возможностями здоровья», я обратился в 74 предприятия с просьбой принять на работу лиц с инвалидностью. Большинство ответило отказом или не отреагировали. Лишь 4 предприятия согласились принять лиц с инвалидностью.

Очевидно, разработчики поправок в Трудовой кодекс и Закона «О правах и гарантиях лиц с ограниченными возможностями здоровья» не учли экономические реалии нашей страны. Отсюда вывод, необходимо пересмотреть законодательство о трудоустройстве лиц с инвалидностью. А именно: 1) механизм квотирования должен быть простым и понятным; 2) квотирование должно быть пересмотрено в сторону уменьшения.

Существует также множество и других проблем, связанных с трудоустройством лиц с инвалидностью. Это проблемы недоступности инфраструктуры, зданий, общественного транспорта, а также проблемы, связанные со стереотипами. Так, например, самым успешным проектом 2016 года по трудоустройству лиц с инвалидностью реализовала Государственная регистрационная служба при Правительстве, которая приняла на работу лиц с инвалидностью по слуху для оцифровки данных. К сожалению, не все лица с инвалидностью смогли трудоустроиться в ГРС, так как в здании отсутствовали удобные туалеты. Учитывая это, государственный орган архитектуры и строительства обязан принимать в эксплуатацию лишь те здания, которые соответствуют международным строительным нормам.

Настоящий законопроект подготовлен в целях реализации права на труд лиц с инвалидностью, установления чётких механизмов квотирования и сокращения случаев дискриминации при трудоустройстве лиц с инвалидностью. В частности, в законопроекте прописаны следующие нормы:

1) Не использовать в целях дискриминации при трудоустройстве лиц с инвалидностью различные справки о нетрудоспособности;

2) Снижения квоты до 4% для частных организации;

3) Увеличения минимального предела численности работников предприятий, на которых распространяются нормы о квотировании;

4) Устанавливающие обязанность уполномоченного государственного органа вести базу данных лиц с инвалидностью, желающих трудоустроиться.

Поскольку законопроект затрагивает предпринимательскую деятельность, при его инициировании будет приложен анализ регулятивного воздействия.

Нетрудоспособность — состояние здоровья, не позволяющее выполнять работу в связи с заболеванием, травмой, возрастом и в других предусмотренных законом случаях.

Различают следующие виды нетрудоспособности:

• по степени трудоспособности — полная или частичная;

• в зависимости от перспектив восстановления трудовой функции — временная или постоянная;

• по видам трудовой деятельности — общая или профессиональная.

При стойком нарушении трудоспособности, приводящем больного к прекращению профессионального труда на длительный срок или требующего значительных изменений условий труда, устанавливается инвалидность. Нетрудоспособность является основным условием для назначения пенсии, пособия, предоставления различных льгот в области условий труда, налогов, обеспечения жильём, бытового, медицинского обслуживания и т.д.

Согласно шестому абзацу статьи 249 Трудового кодекса КР, нетрудоспособными считаются: лица, не достигшие 18 лет, а также в возрасте 18 лет и старше, обучающиеся в очных учебных заведениях, но не старше 23 лет; лица, признанные в установленном порядке лицом с ограниченными возможностями здоровья; лица, достигшие пенсионного возраста. В попытках установить меры по охране труда нетрудоспособных лиц, законодатель тем самым установил совершенно дискриминационную норму в отношении лиц с инвалидностью, из-за которой повсеместно затрудняется их трудоустройство.

Законопроект имеет лишь положительный социальный эффект и направлен на устранение дискриминации в сфере образования; правозащитная экспертиза показывает лишь положительный эффект.

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 07.03.2018)

24 ноября 1995 года N 181-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ИНВАЛИДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Принят Государственной Думой 20 июля 1995 года
Одобрен Советом Федерации 15 ноября 1995 года

Настоящий Федеральный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Закон о трудоустройстве инвалидах

Еще больше интересного ищите на ria.ru

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.
  • Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

    Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

    Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

    В письме должны быть указаны:

    • Тема – восстановление доступа
    • Логин пользователя
    • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.
    • Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

      В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

      орыс филмдери

      Закон Об Трудоустройстве Инвалидов

      На вопрос о том, что по мнению анкетируемых является хорошей работой, 187 человек из 264 считают, что это «средство, для того чтобы пользоваться тем что дает жизнь «, то есть способ удовлетворения собственных потребностей; 55 человек с ограниченными возможностями ответили на этот вопрос, что хорошей работой является такая работа, где тебя окружают интересные люди, для такой категории инвалидов важным является межличностное общение, стремление приобрести новые социальные связи и желание максимально отрешиться от своих проблем, которые их окружают вне процесса трудовой деятельности.

      Как следует из вышесказанного, проблемы занятости и трудоустройства инвалидов в Российской Федерации носят комплексный характер и достаточно обширны. Они связаны и с колоссальной коррупцией и бюрократизмом, свойственным нашей стране, безграмотностью самих инвалидов в сфере защиты своих прав на занятость и трудоустройство. Кроме того, к сожалению, в связи с недостаточно благоприятной экономической обстановкой, государство не в состоянии выделять достаточное количество средств на создание специальных рабочих мест (имеется ввиду как создание специализированных предприятий для инвалидов с аналогичными проблемами со здоровьем, то есть для слепых, глухих и т.

      8. Государствам, организациям работников и нанимателям следует сотрудничать с организациями инвалидов во всех усилиях, направленных на создание возможностей для подготовки кадров и в области занятости, включая установление гибкого рабочего графика, неполного рабочего дня, разделение должностей, самостоятельную занятость инвалидов и соответствующий уход за ними.

      4. Содействие в трудоустройстве (конкретные мерах содействия трудоустройству в соответствии с рекомендуемыми условиями труда (подбор подходящего рабочего места, в том числе квотируемого, использование специальных программ трудоустройства, включая содействие самозанятости), в которых нуждается инвалид согласно заключению федерального учреждения медико-социальной экспертизы;

      6. Государствам, организациям работников и нанимателям следует сотрудничать в реализации равноправной политики в области найма и продвижения по службе, улучшении условий труда, уровня заработной платы, в принятии мер по улучшению трудового окружения с целью недопущения травм и повреждений, ведущих к потере трудоспособности, и мер по реабилитации работников, получивших травму на производстве.

      Проблема адаптации в коллективе для инвалидов, без сомнения, очень актуальна Несмотря на то что «вхождение» в новый коллектив происходит не всегда «гладко», 162 человека (61% анкетируемых) предпочитают работать в коллективе, в т.ч. 142 опрашиваемых (53%), отметили, что адаптация в коллективе происходит легко, 82 респондента (32%) затруднились ответить, 40 (15%) ответили что это им далось трудно. (Диаграмма 9). В целом, опасения людей с ограниченными возможностями связаны прежде всего с тем, что они не знают, как их воспримет новый трудовой коллектив, как к такому человеку отнесутся сотрудники с точки зрения его профессионализма.

      Большое количество инвалидов в нашей стране неизбежно создает проблемы их трудоустройства и занятости, как людей, в силу разных обстоятельств, физически не способных осуществлять некоторые функции, присущие здоровому человеку. Таким образом, проблема занятости и трудоустройства инвалидов в современном обществе (как в России, так и за рубежом) является крайне актуальной ввиду того, что очень часто под абсолютно разными предлогами их не трудоустраивают, ограничивают в правах, делают недоступными некоторые виды работ из-за неприспособленности к работе инвалидов на них.

      Как свидетельствует история, «долгое время к инвалидам относились не так как ко всем остальным людям». [27, с. 6]. В настоящее время отношение к инвалидам так же отличается от отношения к тем людям, которые отклонений не имеют. «Отсутствие результативной системы социальной защиты выработало у многих инвалидов сознание своей второсортности и неполноценности. Это не только унижает достоинство человека, но и ограничивает возможность самозащиты». [48. с. 211]

      В Российской Федерации в целом, создана довольно неплохая и отвечающая современным условиям нормативная база, касающаяся сферы занятости и трудоустройства инвалидов. Помимо Конституции, Федеральных законов, Законов субъектов РФ, в нашей стране признаются и международные правовые акты. Все они детально регламентируют права и обязанности инвалидов в сфере труда, устанавливают им определенные гарантии (в том числе и конституционные), которые защищают их от дискриминации в трудовых отношениях и отношениях, предшествующих трудовым.

      4. Проведенное исследование показало, что инвалиды не всегда обладают достаточными знаниями и навыками, для того чтобы быть конкурентоспособными на рынке труда. Однако 53% инвалидов считают свой уровень знаний достаточным при трудоустройстве. Однако переквалификация инвалидов выступает важным средством получения нового рабочего места.

      При написании данной дипломной работы будут использованы труды Веселова М.Ю., Ефремовой Г., Карасаевой Л.А., Котова В., Лунева В.П., Львовой Е.Н, Малевой Т., Новикова М.Л., Павлова А., Парягиной О.А., Присецкой Н., Реут М.Н., Солодовниковой И.А. Холостовой Е.И., Шептулиной Н.Н. и других ученых и специалистов, нормативно-правовые акты, а так же статьи из сети Интернет.

      Заполняем новый Отчет о трудоустройстве инвалидов

      Приказом Минтруда Украины от 29.12.2004 г. №338 были утверждены форма №10-ПІ почтовая — годовая «Отчет о занятости и трудоустройстве инвалидов» (далее — новый Отчет) и Инструкция по заполнению этого отчета (далее — Инструкция).

      Новый отчет принят на смену форме государственной статистической отчетности №10-ПІ почтовая — годовая «Отчет о занятости инвалидов», утвержденной приказом Госкомстата Украины от 10.01.2002 г. №49, которую подавали ежегодно — до 1 февраля, следующего за отчетным года (далее — старый Отчет). Эта форма уже не актуальна, соответственно теряют актуальность и Методрекомендации по ее заполнению (утвержденные приказом Фонда соцзащиты инвалидов от 28.01.2003 г. №15). Вместо них теперь будем пользоваться Инструкцией. Причем пользоваться ею будем уже сейчас — при заполнении отчета за прошлый год, поскольку как новый Отчет, так и Инструкция по его заполнению введены в действие начиная с отчета за 2004 год.

      Вместо Госкомстата — Минтруда

      Первое, что бросается в глаза,— форма предыдущего отчета утверждена Госкомстатом, а нового — Минтруда.

      Вследствие смены органа новый Отчет уже не является формой государственной статистической отчетности, которым был старый Отчет1. В связи с этим, считаем, Фонд соцзащиты инвалидов все же должен признать (например, так, как это сделало ранее Госпредпринимательство в письме от 18.06.2003 г. №35902) невозможность применения административного штрафа, предусмотренного ст. 186-3 КоАП3. Ведь эта статья устанавливает ответственность за нарушение порядка предоставления «данных для проведения государственных статистических наблюдений» 4, т. е. статистической отчетности, а новый Отчет ее никак не касается.

      На фоне смены органов-издателей позиции Фонда остались неизменными: как предыдущий, так и новый Отчет утверждался именно по его представлению. Как и раньше, Отчет будут подавать в отделения Фонда. Как и раньше, именно на него возложены обеспечение бланками отчетности, методологическое руководство по ее заполнению, сбор и разработка информации, а также контроль за ее достоверностью.

      Суть изменений

      Основное изменение: в форме нового Отчета уже не нужно будет поименно указывать работающих инвалидов — штатных работников, которые были заняты на предприятии в течение года. Очевидно, Фонд считает теперь достаточным лишь указание среднеучетного числа штатных работников — инвалидов (строка 02). Напомним: в старом Отчете содержался список (раздел II), где следовало указать не только ФИО инвалида, но и его должность, группу инвалидности, срок, на который установлена инвалидность, номер пенсионного удостоверения, домашний адрес, а также количество отработанных им в течение года полных месяцев. Как правило, этот список заполняли сотрудники кадровых служб предприятий, а поэтому старый Отчет должен быть подписан не только руководителем и главным бухгалтером, но и начальником отдела кадров, для подписи которого отводилась отдельная графа. Поскольку в новом Отчете такая информация об инвалидах уже не указывается, его будут подписывать теперь только руководитель и главный бухгалтер предприятия.

      Кроме того, обратим внимание на следующие изменения в форме Отчета и методологии его заполнения.

      1. Заполняя старый Отчет, бухгалтеры предприятий, у которых среднеучетная численность штатных работников учетного состава по итогам года составила от 15 до 25 человек, наверняка обратили внимание на то, что строка 03 Отчета («чисельність інвалідів — штатних працівників, які повинні працювати на робочих місцях, створених відповідно 4-відсотковому нормативу, осіб») не учитывает существования другого норматива — фиксированного, в количестве одного инвалида. Именно такой норматив (а не 4-процентный) был установлен согласно ст. 19 Закона №875 для предприятий с количеством работающих от 15 до 25 человек1. Теперь в новом Отчете формулировка строки 03 изменена и, таким образом, указанный недостаток ликвидирован.

      2. В Инструкции (п. 3.4) теперь четко закреплено: в случае когда при расчете показателей строк 01, 02 и 03 возникает дробное число, его нужно округлить до целого. В Методрекомендациях к старому Отчету механизм округления предусматривался только относительно показателя строки 03 (в ней указывалось число рабочих мест инвалидов, которые должно создать предприятие)2.

      3. Раньше предприятия на едином налоге, подавая старый Отчет, согласно п. 2.3 Методрекомендаций должны были дополнительно предоставить документы, подтверждающие их статус, в частности копию свидетельства о регистрации предприятия в качестве плательщика такого налога (заверенную печатью предприятия). Такое требование Методрекомендаций объяснялось тем, что на момент их принятия Фонд соцзащиты инвалидов занимал позицию относительно освобождения предприятий — плательщиков единого налога от уплаты штрафных санкций (письмо от 22.11.2001 г. №06-318/1551-468/23), а поэтому Фонду нужны были документы, которые бы подтверждали их «льготный» статус. Теперь Инструкция по заполнению нового Отчета подачи таких документов не требует. По нашему мнению, это обусловлено изменением позиции Фонда в данном вопросе: теперь он считает4, что плательщики единого налога в случае невыполнения норматива должны уплачивать штрафные санкции.

      4. Предприятия, имеющее филиалы, отделения или другие обособленные подразделения, как и раньше, вместе с Отчетом подают в соответствующее отделение Фонда сопроводительное письмо и перечень филиалов (теперь форма такого перечня непосредственно включена в новый Отчет). А филиалы (согласно п. 1.2 Инструкции) теперь подают в соответствующие отделения Фонда по своему местонахождению не информационную справку, как раньше, а заполненный по новой форме Отчет.

      Во всем остальном новый Отчет, можно сказать, полностью соответствует своему предшественнику. В частности, основной раздел Отчета — «Кількість працівників та фонд оплати праці» — по числу и кодам строк, показателям и порядку их определения идентичен соответствующему разделу старого Отчета.

      К сожалению, как и прежде, механизм расчета показателя строки 06 (штрафные санкции, которые должно уплатить предприятие) не ставится в зависимость от того, по чьей вине не трудоустроены инвалиды — предприятия или соответствующих государственных органов5.

      Таким образом, форма нового Отчета не претерпела существенных изменений по сравнению с формой предыдущего Отчета. А поэтому у бухгалтера, ранее уже подававшего отчет о трудоустройстве инвалидов, не должны возникнуть трудности с его заполнением. Если вопросы все-таки появятся, в частности у тех, кто заполняет Отчет впервые, надеемся, Инструкция (см. с. 57) и примеры заполнения на следующей странице помогут их решить.

      Примеры заполнения

      • Среднеучетное количество штатных работников учетного состава за 2004 год — 142 человека.

      • Фонд оплаты труда штатных работников за 2004 год — 904540,75 грн.

      • В течение года на предприятии работали инвалиды:

      Петренко В. А. — в течение всего года (основное место работы);

      Коваленко О. И. — в период с 01.02 по 31.07 (основное место работы);

      Михайленко П. Р. — в течение всего года на условиях неполной рабочей недели (2 рабочих дня с выходными в понедельник, среду и пятницу) (основное место работы).

      Ярошенко К. Ф. — по совместительству (трудовая книжка на другом предприятии) в период с 01.11 по 31.12;

      Дьяченко С. А. — в течение всего года (основное место работы), а с 01.09 по 31.12 по совместительству выполнял функции работницы, ушедшей в декретный отпуск;

      Полищук М. Я. — на условиях договора гражданско-правового характера (выполнение работ) — в период с 01.07 по 30.11, причем за выполненную работу рассчитывалось непосредственно предприятие. Трудовая книжка хранилась у него;

      Харченко И. С. — как предприниматель, на условиях договора подряда, в течение всего года;

      Кондратенко Р. Р. — в период с 01.01 по 30.06, а с 01.07 по 31.12 находилась в отпуске без сохранения заработной платы (в связи с уходом за ребенком до достижения им 6-летнего возраста) (основное место работы).

      Заполненный на основании примера Отчет будет выглядеть так, как показано на образце.

      Объяснение к образцу Отчета

      Строка 01: при определении среднеучетного количества штатных работников учетного состава следует руководствоваться пунктами 3.3.1 — 3.3.3 Инструкции №171. Среднеучетное количество работников за год исчисляется путем суммирования среднеучетной численности работников за все месяцы работы юридического лица, истекшие за период с начала года до отчетного месяца включительно и деления полученной суммы на количество месяцев за период с начала года, т. е. на 12. В расчет этого показателя включаются также и работающие инвалиды, причем те же, что включаются в расчет строки 02.

      Строка 02: именно эта строка указывает на количество инвалидов, трудоустроенных на предприятии. Поскольку норматив рабочих мест устанавливается на год, Фонд будет интересовать количество трудоустроенных инвалидов не на конкретную дату, а в среднем в течение года. Поэтому для определения показателя строки 02 применяется такой же механизм, как и при определении среднеучетной численности штатных работников учетного состава, — однако только в разрезе работающих инвалидов (независимо от группы инвалидности).

      Напомним, что при исчислении среднеучетной численности штатных работников учетного состава учитываются все категории работников учетного состава, приведенные в пунктах 2.1 и 2.2 Инструкции №171, кроме указанных в пунктах 2.1.12 — 2.1.16, 2.2.12 и 2.3. Поэтому покажем, кто из работающих инвалидов учитывается при расчете среднеучетного количества работников-инвалидов, а кто — нет:

      — Петренко В. А. учитывается в течение всего года;

      — Коваленко О. И. — в период с 01.02 по 31.07;

      — Михайленко П. Р. учитывается в течение всего года, в т. ч. за выходные дни, как целая единица (пп. 2.1.3 Инструкции №171);

      — Ярошенко К. Ф. не учитывается (пп. 2.3.3 Инструкции №171);

      — Дьяченко С. А. в течение всего года (в т. ч. за время работы по совместительству) учитывается как одно физическое лицо (примечание к пп. 2.3.3 Инструкции №171);

      — Полищук М. Я. учитывается в течение всего периода работы, т. е. с 01.07 по 30.11 (пп. 2.1.9 Инструкции №171);

      — Харченко И. С. — не учитывается (согласно письму Госкомстата от 16.04.2004 г. №6-2-9/1581, физические лица — субъекты предпринимательской деятельности, выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, не учитываются при исчислении учетного состава наемных работников);

      — Кондратенко Р. Р. учитывается в период с 01.01 по 30.06 и не учитывается в период с 01.07 по 31.12 (п. 3.3 — со ссылкой на пп. 2.2.12 Инструкции №171).

      Таким образом, среднеучетное количество штатных работников-инвалидов по месяцам будет составлять 4 человека (см. таблицу 1).

    Закрыть меню