Закон об оружии 26 ст

Закон РБ Об оружии
Статья 26. Применение оружия

Оружие применяется по целевому назначению. Оно также может быть применено для защиты жизни, здоровья, прав и законных интересов гражданина, интересов общества и государства, то есть в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости, а равно при задержании лица, совершившего преступление. Применению оружия должно предшествовать четко выраженное и очевидное для лица, против которого применяется оружие, предупреждение о намерении его применить, за исключением случаев, когда промедление в применении оружия создаст непосредственную опасность для жизни людей или может повлечь иные тяжкие последствия.

Оружие применяется в качестве крайней меры, когда иными способами невозможно защитить правоохраняемые интересы от общественно опасного посягательства.

Оружие может быть использовано также для отражения нападения животного или подачи сигнала тревоги.

Запрещается применять оружие при значительном скоплении людей, когда от этого могут пострадать посторонние лица, в направлении огнеопасных и взрывоопасных, а также содержащих сильнодействующие ядовитые вещества складов (хранилищ), в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, за исключением случаев совершения указанными лицами вооруженного либо группового нападения.

О каждом случае применения оружия, повлекшем причинение вреда здоровью человека, лицо, применившее оружие, обязано незамедлительно (не позднее суток) сообщить о происшедшем в органы внутренних дел по месту применения оружия, а также принять меры по оказанию пострадавшему медицинской помощи.

Правила применения гражданского оружия во время охоты устанавливаются Президентом Республики Беларусь, при занятии спортом — Министерством спорта и туризма Республики Беларусь по согласованию с Министерством внутренних дел Республики Беларусь, в учебных целях — Министерством образования Республики Беларусь по согласованию с Министерством внутренних дел Республики Беларусь.

Иные правила применения боевого, служебного и гражданского оружия устанавливаются законодательством Республики Беларусь.

Федеральный закон «Об оружии» от 13.12.1996 N 150-ФЗ ст 25 (ред. от 03.08.2018)

Статья 25. Учет, ношение, перевозка, транспортирование, уничтожение, коллекционирование и экспонирование оружия

Правила учета, ношения, перевозки, транспортирования и уничтожения оружия определяются Правительством Российской Федерации.

Коллекционированием и экспонированием оружия на территории Российской Федерации имеют право заниматься юридические лица и граждане, имеющие соответствующие лицензии федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере оборота оружия, или его территориального органа. Коллекционирование и экспонирование оружия, которое приобретается без лицензии и регистрация которого в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе не требуется, осуществляются без лицензии.

Правила коллекционирования и экспонирования оружия, а также конструктивно сходных с оружием изделий, порядок их производства, торговли ими, их продажи, передачи, приобретения, экспонирования, хранения и транспортирования, а также номенклатура оружия устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Иностранные граждане вправе участвовать в экспонировании временно ввезенного ими в Российскую Федерацию оружия, имеющего культурную ценность, копий старинного (антикварного) оружия и реплик старинного (антикварного) оружия, а также носить такое оружие вместе с историческими костюмами при участии в проведении историко-культурных мероприятий. Правила участия иностранных граждан в указанном экспонировании и правила ношения ими оружия, имеющего культурную ценность, копий старинного (антикварного) оружия и реплик старинного (антикварного) оружия устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия.

Федеральный закон «Об оружии» от 13.12.1996 N 150-ФЗ ст 26 (ред. от 03.08.2018)

3) возникновения предусмотренных абзацем вторым части четвертой статьи 9 и пунктами 2 — 10 части двадцатой статьи 13 настоящего Федерального закона обстоятельств, исключающих возможность получения лицензии и (или) разрешения;

4) аннулирования охотничьего билета в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов (в отношении охотничьего оружия).

В случаях выявления нарушения гражданином установленных настоящим Федеральным законом и соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации правил хранения, ношения, уничтожения, изготовления, продажи, передачи, перевозки, транспортирования или использования оружия и патронов к нему, а также пересылки гражданином оружия выданные ему лицензия на приобретение оружия и (или) разрешение на хранение или хранение и ношение оружия временно изымаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальным органом до принятия окончательного решения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, либо органами внутренних дел с последующей передачей в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере оборота оружия.

В случае наложения судом на юридическое лицо административного наказания в виде административного приостановления деятельности за нарушение правил в сфере оборота оружия и патронов к нему выданные этому юридическому лицу лицензия на приобретение оружия и (или) разрешение на хранение оружия изымаются органом, выдавшим такие лицензию и (или) разрешение, на установленный судом срок наложения наказания.

В случае добровольного отказа от лицензии и (или) разрешения сроки повторного обращения за их получением не устанавливаются.

Статья 26. Аннулирование и изъятие лицензии на приобретение оружия и (или) разрешения на хранение или хранение и ношение оружия

Лицензия на приобретение оружия и разрешение на хранение или хранение и ношение оружия аннулируются органами, выдавшими эти лицензию и (или) разрешение, в случае:

1) добровольного отказа от указанных лицензии и (или) разрешения, либо прекращения (отсутствия) у юридического лица, указанного в пунктах 2 — 7 статьи 10 настоящего Федерального закона, права на приобретение (хранение, использование) оружия, либо ликвидации юридического лица, либо смерти собственника оружия;

2) вынесения судебного решения о лишении гражданина соответствующего специального права, об аннулировании лицензии и (или) разрешения;

Лицензия на приобретение оружия и (или) разрешение на хранение оружия, выданные юридическому лицу, аннулируются решением суда на основании заявления органа, выдавшего указанные лицензию и (или) разрешение, если в установленный судом срок административного приостановления деятельности юридического лица не были устранены допущенные им нарушения правил в сфере оборота оружия и патронов к нему, повлекшие наложение наказания в виде административного приостановления деятельности этого юридического лица.

В случае аннулирования лицензии на приобретение оружия и (или) разрешения на хранение оружия юридическое лицо вправе повторно обратиться за их получением по истечении трех лет со дня аннулирования лицензии и (или) разрешения, гражданин — по истечении одного года со дня окончания срока наложения административного наказания в виде лишения права на приобретение оружия либо права на хранение или хранение и ношение оружия или со дня устранения обстоятельств, исключающих в соответствии с настоящим Федеральным законом возможность получения таких лицензии и (или) разрешения.

  • URL
  • HTML
  • Комментарий к ст. 26 Закона об Оружии

    1. Комментируемая статья предусматривает основания для добровольного и принудительного аннулирования и изъятия лицензии на приобретение оружия и (или) разрешения на его хранение или хранение и ношение.

    Первое основание, установленное в п. 1 ч. 1, не является принудительным и связано с тремя обстоятельствами: собственно добровольный отказ от лицензии и (или) разрешения; ликвидация юридического лица; смерть собственника оружия.

    В случае добровольного отказа собственником лицензии пишется заявление в орган внутренних дел. Оружие при этом также изымается и, как правило, подлежит уничтожению. Основания и порядок ликвидации юридического лица детально регламентированы в ст. 61 Гражданского кодекса РФ (часть 1). В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» смерть физического лица подлежит регистрации в органах загса. Государственная регистрация производится органом загса посредством составления соответствующей записи акта гражданского состояния, на основании которой выдается свидетельство о смерти. Подробно основания и порядок государственной регистрации смерти описаны в главе VIII указанного Закона. О наследовании оружия см. комментарий к ст. 20.

    В соответствии со ст. 3.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях лишение физического лица, совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части Кодекса РФ об административных правонарушениях. Лишение специального права назначается судьей. Срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более трех лет. В главе 20 Кодекса РФ об административных правонарушениях указанный вид административного наказания предусмотрен в ч. 4 ст. 20.8 — на срок от шести месяцев до одного года; ч. 3 ст. 20.12 — на срок от одного года до двух лет; ст. 20.13 — от одного года до трех лет с конфискацией оружия и патронов к нему. Постановление судьи о лишении права на приобретение и хранение или хранение и ношение оружия и патронов к нему исполняется должностными лицами органов внутренних дел (ч. 6 ст. 32.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях). Исполняется постановление судьи путем аннулирования лицензии и (или) разрешения на оружие с изъятием его. По истечении срока лишения специального права данные документы возвращаются их владельцу по его требованию в течение одного рабочего дня (ч. 3.1, 4 ст. 32.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

    Пункт 3 ч. 1 комментируемой статьи устанавливает, что лицензии на приобретение, а также разрешения на хранение или хранение и ношение оружия аннулируются органами, выдавшими эти лицензии или разрешения, в случае возникновения предусмотренных комментируемым Законом обстоятельств, исключающих возможность получения лицензий или разрешений. В соответствии с ч. 7 ст. 13 комментируемого Закона граждане РФ имеют право приобретать охотничье огнестрельное оружие с нарезным стволом при условии, что они не совершили правонарушений, связанных с нарушением правил охоты, производства оружия, торговли оружием, продажи, передачи, приобретения, коллекционирования или экспонирования, учета, хранения, ношения, перевозки, транспортирования и применения оружия. Таким образом, привлечение гражданина к административной ответственности за нарушение правил охоты (ч. 1 ст. 8.37 Кодекса РФ об административных правонарушениях) является основанием для аннулирования разрешения на хранение и ношение охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом.

    Аннулирование охотничьего билета также является основанием для аннулирования и изъятия лицензии и (или) разрешения на оружие, но только в отношении охотничьего оружия.

    Основания для аннулирования охотничьего билета перечислены в соответствии со ст. 21 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ. К ним относятся:

    1) несоответствие физического лица одному из следующих требований:

    — обладание гражданской дееспособностью в соответствии с гражданским законодательством, отсутствие непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленного преступления;

    — ознакомление с требованиями охотничьего минимума;

    2) подача охотником заявления об аннулировании своего охотничьего билета;

    3) судебное решение (например, лишение специального права в виде права осуществлять охоту за совершение административного правонарушения — ч. 1 ст. 8.37 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

    Охотничий билет аннулируется органом исполнительной власти субъекта РФ.

    2. В случае нарушения правил оборота оружия лицензия (разрешение) может быть изъята по правилам, предусмотренным ст. 27.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Речь идет о применении уполномоченными должностными лицами органов внутренних дел такой меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, как изъятие вещей и документов.

    3. Административное приостановление деятельности назначается в соответствии со ст. 3.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях и заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг на срок до девяноста суток. К примеру, административное приостановление деятельности назначается судьей за грубые нарушения правил оборота оружия по ч. 2, 5, 6 ст. 20.8, ст. 20.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

    Ранее в комментируемой статье было установлено, что принятию решения об аннулировании лицензий или разрешений на оружие вследствие противоправного деяния его владельца должно было предшествовать предварительное письменное предупреждение владельца лицензии или разрешения органом, выдавшим эти лицензию или разрешение. В предупреждении указывалось, какие именно правовые нормы и правила нарушены или не исполнены, и назначался срок для устранения допущенных нарушений. В данном случае властным актом выступало предупреждение о недопустимости определенной формы поведения с ограниченно оборотоспособным и, что более важно, опасным объектом. В настоящее время такое предупреждение уполномоченному органу выносить не требуется.

    4. В целях предупреждения правонарушений в комментируемой статье установлены временные ограничения на приобретение в последующем юридическими, физическими лицами лицензий и (или) разрешений в случае аннулирования у них последних за совершение противоправных деяний. При этом добровольный отказ от лицензии и (или) разрешения никаких ограничений не влечет. Юридическое лицо вправе повторно обратиться за его получением по истечении трех лет со дня аннулирования, гражданин — по истечении одного года со дня окончания срока наложения административного наказания в виде лишения права на приобретение оружия либо права на хранение или хранение и ношение оружия или со дня устранения обстоятельств, исключающих возможность получения таких лицензии и (или) разрешения. Таким обстоятельством может быть истечение срока наказанности за совершение административного правонарушения в соответствии со ст. 4.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, повлекшего невозможность получения лицензии на приобретение охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом.

    Статья 27. Изъятие оружия и патронов к нему

    Изъятие оружия и патронов к нему производится:

    1) федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальными органами в случаях:

    грубого нарушения юридическими лицами лицензионных требований и условий производства, продажи, хранения или учета оружия и патронов к нему, а также незаконного изготовления, приобретения, продажи, передачи, хранения или перевозки огнестрельного оружия до принятия окончательного решения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

    ношения оружия гражданами, находящимися в состоянии опьянения, нарушения гражданами правил хранения, изготовления, продажи, передачи или использования оружия и патронов к нему, а также пересылки оружия до принятия окончательного решения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

    аннулирования в установленном порядке указанных в настоящем Федеральном законе лицензии и (или) разрешения;

    смерти собственника гражданского оружия или смерти гражданина, имевшего на законном основании боевое или служебное оружие;

    ликвидации юридического лица, являющегося собственником оружия;

    1.1) органами внутренних дел в случаях, предусмотренных абзацами вторым (за исключением грубого нарушения юридическими лицами лицензионных требований и условий производства, продажи, хранения или учета оружия и патронов к нему), третьим, четвертым и пятым пункта 1 настоящей части;

    2) органами, осуществляющими государственный контроль и надзор в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, охраны окружающей среды, в том числе природных ресурсов, в случаях пресечения нарушений законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды в пределах их компетенции с передачей оружия и патронов к нему в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган либо в органы внутренних дел;

    3) таможенными органами в случаях, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле;

    4) в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

    Порядок изъятия оружия и патронов к нему определяется Правительством Российской Федерации.

    Распоряжение оружием и патронами к нему, изъятыми в связи с нарушением правил в сфере оборота оружия, установленных настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, осуществляется в соответствии с решением суда по уголовному делу, гражданскому делу, административному делу или делу об административном правонарушении либо иного уполномоченного осуществлять производство по делу об административном правонарушении органа.

    Оружие и патроны к нему, изъятые в связи с аннулированием в установленном порядке лицензии и (или) разрешения, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в связи с ликвидацией юридического лица, являющегося владельцем оружия и патронов к нему, находятся на хранении в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе либо органах внутренних дел до их отчуждения в порядке, установленном гражданским законодательством.

    Оружие и патроны к нему, изъятые в связи со смертью собственника, находятся на хранении в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе либо органах внутренних дел до решения вопроса о наследовании имущества и получении лицензии на приобретение гражданского оружия, но не более одного года. По истечении одного года федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальным органом принимаются установленные гражданским законодательством меры по принудительному отчуждению указанных оружия и патронов к нему.

    Изъятые оружие и патроны к нему могут передаваться для хранения территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере оборота оружия, государственным военизированным организациям.

    • BB-код
    • Текст

    Комментарий к ст. 27 Закона об Оружии

    1. Изъятие есть «принудительное отобрание оружия, которое в результате действий уполномоченных органов перестает находиться во владении собственника».

    В комментируемой статье предусмотрены основания для изъятия оружия и патронов к нему. Названы органы, уполномоченные изымать оружие. К ним относятся: органы внутренних дел; органы, осуществляющие государственный контроль и надзор в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, охраны окружающей среды, в том числе природных ресурсов; таможенные органы.

    Такое основание, как совершение юридическими лицами грубого нарушения оборота оружия, требует своего уточнения. Термин «грубое нарушение» является оценочным. Его определение должно быть максимально конкретизировано для любого лицензируемого вида деятельности. В настоящее время только Положением о лицензировании торговли оружием и основными частями огнестрельного оружия, а также Положением о лицензировании торговли патронами к оружию, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2010 г. N 482, установлен перечень грубых нарушений.

    Органы, осуществляющие государственный контроль и надзор в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, охраны окружающей среды, в том числе природных ресурсов, осуществляют контролирующие функции в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

    В настоящее время таможенные органы осуществляют свою деятельность на основании Таможенного кодекса Таможенного союза и Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации». В п. 8 ч. 1 ст. 12 последнего отмечается, что таможенные органы выявляют, предупреждают, пресекают преступления и административные правонарушения, осуществляют административное производство по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела (о нарушениях таможенных правил), осуществляют противодействие незаконному обороту оружия и боеприпасов, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза и (или) через Государственную границу РФ.

    К другим случаям изъятия оружия, предусмотренным законодательством РФ, следует отнести, к примеру, положение п. «д» ст. 12 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении», допускающего в исключительных случаях в виде временного ограничения в период чрезвычайного положения изъятие у граждан оружия и боеприпасов.

    2. При выявлении нарушения правил оборота оружия выданные лицензия на приобретение оружия и (или) разрешение на хранение или хранение и ношение оружия временно изымаются полицией до принятия окончательного решения в соответствии со ст. 27.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

    Кроме того, за отдельные административные правонарушения, установленные в гл. 20 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в качестве дополнительных видов административного наказания может применяться конфискация оружия.

    Об аннулировании лицензий и разрешений на оружие см. комментарий к ст. 26.

    Основания и порядок ликвидации юридического лица прописаны в ст. 61 Гражданского кодекса РФ (часть 1).

    Изъятые либо конфискованные оружие и патроны к нему подлежат передаче в органы внутренних дел и хранятся в дежурной части. Согласно Инструкции от 18 октября 1989 г. N 34/15 «О порядке изъятия, учета, хранения и передачи вещественных доказательств по уголовным делам, ценностей и иного имущества органами предварительного следствия, дознания и судами» оружие, признанное вещественным доказательством, после разрешения уголовного дела должно направляться в соответствующий орган внутренних дел, который в соответствии со ст. 28 комментируемого Закона осуществляет контроль за оборотом оружия.

    При изъятии оружия и патронов у работника юридического лица по фактам допущенных нарушений выносится письменное предписание (предупреждение) руководителю юридического лица, а у работника юридического лица в случаях грубых нарушений аннулируется разрешение на хранение и ношение оружия. Изъятые у работника оружие и патроны после устранения недостатков возвращаются руководителю юридического лица или лицу, ответственному за сохранность оружия в организации.

    Изъятое оружие, ранее переданное юридическим лицам, занимающимся испытанием изделий на пулестойкость, либо выданное во временное пользование в соответствии со ст. 19 комментируемого Закона, при вынесении решения об аннулировании разрешения на хранение, хранение и использование, хранение и ношение оружия возвращается довольствующему органу соответствующей государственной военизированной организации.

    При изъятии оружия и патронов составляется протокол, в котором указываются вид, тип, модель, калибр, серия и номер изымаемого оружия, а также вид и количество патронов либо делается соответствующая запись в протоколах об административном правонарушении, о досмотре вещей или административном задержании в случаях, предусмотренных федеральным законодательством. Протокол об изъятии оружия и патронов в случае нарушений законодательства в сфере оборота оружия составляется в соответствии со ст. 27.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Изъятие оружия осуществляется в присутствии двух понятых. В случае необходимости при изъятии вещей и документов применяются фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств. В протоколе об изъятии оружия указываются сведения о типе, марке, модели, калибре, серии, номере, об иных идентификационных признаках оружия, о виде и количестве боевых припасов. Протокол об изъятии вещей и документов подписывается должностным лицом, его составившим, лицом, у которого изъяты вещи и документы, понятыми. В случае отказа лица, у которого изъяты вещи и документы, от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Копия протокола вручается лицу, у которого изъяты вещи и документы, или его законному представителю. Протокол в течение суток вместе с актом проверки объекта или рапортом о проверке гражданина — владельца оружия докладывается руководству органа полиции для принятия решения в установленном порядке. В случае изъятия оружия и патронов по иным основаниям (напр., смерть собственника оружия) составляется акт. Изъятые оружие и патроны передаются в дежурную часть органов внутренних дел. Изъятые оружие и патроны, технически непригодные для эксплуатации, самодельные или переделанные, а также запрещенные к обороту в России, подлежат уничтожению полицией.

    3. Серьезную проблему в настоящее время составляет большое скопление изъятого оружия в местах его хранения в органах внутренних дел, что отрицательно сказывается не только на действенном контроле за его сохранностью, но в первую очередь на возможности наиболее полно использовать такие меры воздействия на правонарушителя, предусмотренные законодательством, как аннулирование лицензий или разрешений на оружие. После аннулирования разрешения подвергнутый наказанию владелец остается собственником оружия, т.е. сам решает вопрос о его дальнейшей судьбе. Он может выставить оружие на продажу в специализированном магазине, самостоятельно найти покупателя, подарить или вообще не предпринимать никаких действий. Изъятое оружие органы внутренних дел не вправе уничтожить без письменного заявления собственника.

    Существуют, по меньшей мере, три выхода из сложившейся ситуации. Во-первых, восстановить содержавшуюся в Кодексе РСФСР об административных правонарушениях норму, предусматривавшую административную ответственность за уклонение от реализации оружия. Во-вторых, возможно, выдавать разумную компенсацию собственнику за его изъятое имущество посредством выплаты из специального фонда, формируемого субъектом Российской Федерации, определенной суммы денежных средств по примеру возмездного изъятия находящегося в незаконном обороте оружия. Данный положительный опыт используется в Красноярском крае, где за 2009 г. около 200 невостребованных единиц огнестрельного оружия таким образом были выведены из-под «охраны» органов внутренних дел.

    Согласно ч. 3 ст. 35 Конституции РФ никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.

    Оружие относится к числу объектов гражданских прав, нахождение которых в обороте допускается по специальному разрешению (ч. 2 ст. 129 Гражданского кодекса РФ (часть 1)).

    К сожалению, в настоящее время отсутствует нормативный правовой акт, регламентирующий порядок реализации (уничтожения) невостребованного оружия, изъятого в связи с совершением административного правонарушения. Приказ МВД СССР от 19 марта 1986 г. N 63дсп «О мерах по совершенствованию порядка обеспечения сохранности в органах внутренних дел изъятого, добровольно сданного, найденного оружия и боеприпасов», который детальным образом определял порядок работы органов внутренних дел по данному направлению, отменен Приказом МВД России от 31 января 2009 г. N 71.

    В настоящее время принудительное изъятие оружия у собственника, в соответствии с ч. 2 ст. 235 Гражданского кодекса РФ (часть 1), может быть произведено в случае конфискации оружия. Так, в ст. 243 Гражданского кодекса РФ (часть 1) установлено, что:

    1) в случаях, предусмотренных законом, имущество может быть безвозмездно изъято у собственника по решению суда в виде санкции за совершение преступления или иного правонарушения (конфискация);

    2) в случаях, предусмотренных законом, конфискация может быть произведена в административном порядке. Решение о конфискации, принятое в административном порядке, может быть оспорено в суде.

    На сегодняшний день конфискация как мера административного наказания за совершенное административное правонарушение может назначаться только судьей (ст. 3.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

    Акт суда является итогом решения вопроса о конфискации имущества в качестве меры юридической ответственности. Имущество, в отношении которого вынесено соответствующее постановление о конфискации, обращается в собственность государства лишь по истечении срока обжалования в суд.

    По мнению И.В. Максимова, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения имеет место при наличии следующих критериев ее реализации:

    1) конфискуемое или подлежащее конфискации имущество является собственностью, т.е. имеет законного собственника;

    2) такое имущество не могут составлять вещи, которые по закону изъяты из оборота либо находятся в противоправном владении, пользовании или распоряжении;

    3) субъектом административного правонарушения, влекущего в случае его совершения конфискацию, может быть собственник, но не любое иное лицо, в чьем владении, пользовании или распоряжении оказалось это имущество, хотя бы и на законном основании;

    4) лишение собственника его имущества производится принудительно, т.е. вопреки его воле и согласию;

    5) лишение имущества означает безвозмездный переход права собственности на него к государству;

    6) переход права собственности при конфискации (момент лишения собственника права на имущество) считается допустимым лишь с вынесением соответствующего судебного решения.

    Аннулирование специального разрешения на оружие не влечет за собой его автоматического изъятия из собственности владельца.

    Как справедливо отмечает Р.В. Волянская, при изъятии оружия вопрос о собственности или о применении иных последствий решаться не может, поскольку любое изъятие может длиться только до момента принятия по делу окончательного решения. Прекращение права собственности может последовать либо как выкуп бесхозяйственно содержимого оружия, имеющего культурную ценность (подп. 4 п. 2 ст. 235 Гражданского кодекса РФ), либо при конфискации (ст. 243 Гражданского кодекса РФ). Если гражданин не вправе обладать оружием (например, при отсутствии лицензии), то здесь возможны два различных варианта, но в обоих случаях принудительного лишения права собственности по решению органов внутренних дел произойти не может. Если покупка оружия состоялась, но лицензия просто не приобретена, то здесь имеет место незаконная сделка (ст. 168 Гражданского кодекса РФ), в том числе не возникает и права собственности. Другой вариант возможен, например, в случае, если наследник получает в наследство оружие, но лицензии (разрешения) не имеет. В таком случае он может обратиться за получением лицензии (разрешения), а если не сделает этого или же ему будет отказано в лицензии, то наступают последствия, предусмотренные ст. 238 Гражданского кодекса РФ. Однако и в этом случае в течение года прекращение права собственности зависит от его собственных действий, а не решений органов внутренних дел.

    Особое внимание необходимо обратить на ст. 238 Гражданского кодекса РФ (ч. 1) «Прекращение права собственности лица на имущество, которое не может ему принадлежать», предусмотревшую основания для принудительного изъятия у собственника оружия, если по основаниям, допускаемым законом, оно в силу закона не может ему принадлежать. Оружие должно быть самостоятельно отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок. Если эта обязанность осталось невыполненной, по решению суда, вынесенному по заявлению органа внутренних дел, оружие подлежит принудительной продаже с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо передаче в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, определенной судом. При этом вычитаются затраты на отчуждение имущества.

    Срок в один год является пресекательным и продлению не подлежит.

    Дело о принудительном прекращении права собственности на оружие, инициированное органом внутренних дел, относится к числу дел, возникающих из публичных отношений, и рассматривается по правилам, предусмотренным гл. 23 Гражданского процессуального кодекса РФ.

    Принятию решения об обращении в суд с заявлением о принудительном прекращении права собственности на оружие должно предшествовать письменное предписание органа внутренних дел о необходимости совершения собственником оружия активных действий, направленных на разрешение возникшей проблемной ситуации с обязательным указанием возможных неблагоприятных последствий в случае бездействия.

    Федеральный закон «Об оружии» 2018 года (№ 150-ФЗ редакция 2018)

    Федеральный закон «Об оружии» — N 150-ФЗ — регулирует правовое взаимодействие, имеющее место быть при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного видов оружия на территории нашего государства. Направлен на защиту жизни и здоровья людей, собственности, обеспечение общественной безопасности, охрану природы и её ресурсов. Ориентирован на поддержание развития связанных с использованием спортивного оружия спортивных состязаний, укрепление международного сотрудничества в борьбе с преступностью и незаконным распространением огнестрельных механизмов. Касается также оборота боеприпасов и патронов к оружию.

    Федеральный закон «Об оружии» 2015 года № 150-ФЗ был принят 13.11.1996 г.

    Настоящий Федеральный закон регулирует правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории Российской Федерации, направлен на защиту жизни и здоровья граждан, собственности, обеспечение общественной безопасности, охрану природы и природных ресурсов, обеспечение развития связанных с использованием спортивного оружия видов спорта, укрепление международного сотрудничества в борьбе с преступностью и незаконным распространением оружия.

    (в ред. Федерального закона от 31.05.2010 N 111-ФЗ)

    Положения настоящего Федерального закона распространяются также на оборот боеприпасов и патронов к оружию.

    Закрыть меню