Запреты и ограничения на увольнения

Запреты и ограничения на государственной гражданской службе

Ключевой нормативный акт, регламентирующий вопросы госслужбы, — Федеральный закон № 79 от 27.07.2004. Ограничения и запреты на гражданской службе устанавливаются статьями 16 и 17 этого документа.

Ограничения, связанные с государственной гражданской службой

Фильтрация кандидатов на госслужбу начинается еще на уровне отбора. Согласно существующим требованиям, претендент на замещение вакантной должности должен:

  • достигнуть возраста 18 лет;
  • знать русский язык;
  • быть гражданином РФ;
  • отвечать необходимым квалификационным требованиям.
  • Государственный служащий не может занимать должность в госструктурах, а кандидат не может претендовать работу, если:

  • он признан недееспособным;
  • он осужден и имеет непогашенную судимость;
  • отказался от прохождения процедуры допуска к сведениям, которые являются государственной тайной;
  • имеет заболевание, препятствующее выполнению должностных обязанностей;
  • родственники являются начальниками или подчиненными;
  • вышел из Российского гражданства или приобрел иностранного гражданства;
  • предоставил недостоверные документы и сведения;
  • утратил доверие нанимателя;
  • не прошел военную службу без законных оснований.
  • Во время прохождения госслужбы работникам запрещено:

    • разглашать информацию, полученную в ходе выполнения служебных обязанностей;
    • заниматься предпринимательской деятельностью, как лично, так и через доверенных лиц;
    • работать на должностях выборного характера в органах местного самоуправления;
    • приобретать ценные бумаги, по которым может быть получен доход;
    • получать вознаграждения от физических и юридических лиц за выполнение должностных обязанностей;
    • выезжать за пределы РФ в рамках исполнения служебных обязанностей за счет физических и юридических лиц;
    • использовать материально-технические средства и имущество для посторонних целей, а также передавать их третьим лицам;
    • принимать награды от представителей иностранных государств и других религиозных, общественных и политических деятелей без разрешения нанимателя.
    • Полный список запретов содержится в статье 17 Федерального закона № 79 от 27.07.2004.

      Как проверяется выполнение запретов

      Проверка соответствия кандидата и существующих сотрудников производится на основании предоставленных ими документов, а также анализа имеющейся в распоряжении государственных органов информации. Например, согласно статьям 20 и 20.1, кандидаты и сотрудники должны предоставлять сведения о доходах и расходах своих, а также близких родственников. Отказ от предоставления этих данных является основанием для расторжения контракта.

      Ответственность за несоблюдение

      За нарушение запретов и ограничений предусмотрена ответственность, которая определяется в зависимости от типа правонарушения. За дисциплинарные нарушения, согласно статье 57 Закона № 79-ФЗ от 27.07.2004, предусмотрены следующие взыскания:

    • замечание;
    • выговор;
    • предупреждение о неполном должностном соответствии;
    • увольнение с гражданской службы.
    • Более серьезные правонарушения квалифицируются по следующим нормативным актам:

    • статья 15 ГК РФ «Возмещение убытков»;
    • статья 1069 ГК РФ «Ответственность за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами»;
    • статья 232 ТК РФ «Обязанность стороны трудового договора возместить ущерб, причиненный ею другой стороне этого договора»;
    • статья 2.4 КоАП «Административная ответственность должностных лиц»;
    • глава 30 УК РФ «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления».
    • Этот список не является полным, однако общая тенденция в сфере наказаний за нарушение запретов на госслужбе заключается в том, что наказание может представлять собой дисциплинарное взыскание, штраф, возмещение убытков, а также лишение свободы в зависимости от степени тяжести проступка.

      9.4. Ограничения и запреты

      на государственной гражданской службе

      Для государственного гражданского служащего установлены специальные ограничения и запреты по службе.

      Ограничения на государственной гражданской службе.Гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае:

      1) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

      2) осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной гражданской службы, по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости;

      3) отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности государственной гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой государственным гражданским служащим должности государственной гражданской службы связано с использованием таких сведений;

      4) наличие заболевания, препятствующего поступлению на государственную гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинского учреждения;

      5) близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с государственным гражданским служащим, если замещение должности государственной гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

      6) выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства;

      7) наличия гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

      8) представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на государственную гражданскую службу;

      9) непредставления установленных Федеральным законом»О государственной гражданской службе» сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

      Располагая значительными властными полномочиями, государственный гражданский служащий имеет немалые возможности для использования их несоответствующим и даже противозаконным образом: в политических целях, в интересах третьих лиц, в целях личного обогащения и т.п. Для того чтобы свести возможности таких злоупотреблений к минимуму, законодатель предусмотрел институт специальных запретов для государственных гражданских служащих (в Федеральном законе»Об основах государственной службы Российской Федерации» они именовались правоограничениями).

      Запреты, связанные с государственной гражданской службой, изложены в ст. 17Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации». В связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается:

      1) участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом;

      2) замещать должность гражданской службы в случае:

      а) избрания или назначения на государственную должность, за исключением случая, установленного частью второй статьи 6Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»;

      в) избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе;

      3) осуществлять предпринимательскую деятельность;

      4) приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход;

      5) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным закономи другими федеральными законами;

      6) получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью и собственностью субъекта Российской Федерации и передаются гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность гражданской службы, за исключением случаев, установленных Гражданским кодексомРоссийской Федерации. Гражданский служащий, сдавший подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, служебной командировкой или другим официальным мероприятием, может его выкупить в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации;

      7) выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, по договоренности государственных органов Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации или муниципальных органов с государственными или муниципальными органами иностранных государств, международными или иностранными организациями;

      8) использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам;

      9) разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, которые стали ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;

      10) допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, если это не входит в его должностные обязанности;

      11) принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями;

      12) использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума;

      13) использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности;

      14) создавать в государственных органах структуры политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений или способствовать созданию указанных структур;

      15) прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора;

      16) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

      17) заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

      В случае если владение гражданским служащим ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций) приводит или может привести к конфликту интересов, гражданский служащий обязан передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

      Гражданин после увольнения с гражданской службы не вправе разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лиц сведения конфиденциального характера или служебную информацию, которые стали ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей.

      Гражданин, замещавший должность гражданской службы, включенную в перечень должностей, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с гражданской службы не вправе без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работу (оказывать данной организации услуги) на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) в случаях, предусмотренных федеральными законами, если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности гражданского служащего.

      Нарушение запретов, связанных с гражданской службой, является основанием для прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы.

      Ограничения и запреты, связанные со службой в полиции

      Одним из значимых элементов правового положения сотрудника полиции являются ограничения и запреты, связанные со службой в полиции. Их перечень дан в ст. 29 Федерального закона «О полиции». Такая статья в Законе о милиции отсутствовала.

      Сотрудник полиции не может служить в полиции в случае признания его недееспособным или ограниченно дееспособным.

      Осуждение за преступление по приговору суда, вступившему в законную силу, а равно наличие судимости, в том числе снятой или погашенной. Данный запрет является абсолютным для сотрудников полиции.

      Прекращение в отношении полицейского уголовного преследования по нереабилитирующим основаниям является достаточным поводом для его увольнения со службы, а также для отказа гражданину при приеме на работу в полицию.

      Данный запрет обусловлен необходимостью укрепления кадрового состава полиции, а также повышения авторитета этой структуры в обществе.

      Отказ от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если выполнение служебных обязанностей по замещаемой должности в полиции связано с использованием таких сведений, также является ограничением для службы в полиции.

      Важным условием данного ограничения является непосредственное исполнение сотрудником полиции служебных обязанностей с применением сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну.

      Ограничение на службу в полиции, связанное с близким родством или свойством (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с другим сотрудником полиции: если речь идет о непосредственной подчиненности или подконтрольности одного другому, то оно не является безусловным. Это возможно, если только служба проходит в одном структурном подразделении и если она построена на непосредственном подчинении.

      Согласно п. 16 ч. 1 ст. 40 Закона о полиции сотрудник не может работать в полиции и подлежит увольнению за представление подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на службу. Однако здесь необходимо иметь в виду, что эта мера действительна только в том случае, когда при поступлении на службу гражданин сознательно скрыл определенные факты своей биографии, вследствие чего представленные сведения были искажены.

      На сотрудника полиции распространяются также ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом «О противодействии коррупции» и Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ст. 17, 18, 20). Применительно к службе в полиции это следующие позиции:

      1) гражданин, замещавший должности в полиции, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения со службы не имеет права замещать должности в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в его служебные обязанности, с согласия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению сотрудников и урегулированию конфликта интересов;

      2) гражданин, замещавший должности в полиции, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения со службы в полиции обязан при заключении трудовых договоров сообщать представителю нанимателя (работодателю) сведения о последнем месте своей службы;

      3) сотрудник полиции не может участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом;

      4) сотрудник полиции не может замещать должность в полиции в случае:

      а) избрания или назначения на государственную должность;

      б) избрания на выборную должность в органе местного самоуправления;

      5) сотрудник полиции не может осуществлять предпринимательскую деятельность;

      6) сотрудник полиции в случаях, установленных федеральным законом, не может приобретать ценные бумаги, по которым может быть получен доход;

      7) сотрудник полиции не может быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в органе внутренних дел, в котором он замещает должность, если иное не предусмотрено федеральными законами;

      8) сотрудник полиции не может получать в связи с исполнением служебных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения);

      9) сотрудник полиции не может выезжать в связи с исполнением служебных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности между федеральными органами государственной власти и государственными органами других государств, международными и иностранными организациями;

      10) сотрудник полиции не может использовать в целях, не связанных с исполнением служебных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам;

      11) сотрудник полиции не может разглашать или использовать в целях, не связанных со службой в полиции, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;

      12) сотрудник полиции не может допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо органа внутренних дел, в котором сотрудник полиции замещает должность, если это не входит в его должностные обязанности;

      13) сотрудник полиции не может принимать без письменного разрешения руководителя органа внутренних дел награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его служебные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями;

      14) сотрудник полиции не может использовать преимущества служебного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума;

      15) сотрудник полиции не может использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве сотрудника полиции, если это не входит в его служебные обязанности;

      16) сотрудник полиции не может создавать в государственных органах структуры политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений или способствовать созданию указанных структур;

      17) сотрудник полиции не должен прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора;

      18) сотрудник полиции не может входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

      19) сотрудник полиции без письменного разрешения руководителя органа внутренних дел не может заниматься оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

      Следует заметить, что все вышеперечисленные ограничения, запреты и обязанности распространяются на сотрудника полиции, если они не препятствуют осуществлению им оперативно-розыскной деятельности. Такие ограничения, запреты и обязанности, а также сотрудники полиции, на которых они не распространяются, в каждом отдельном случае определяются в порядке, устанавливаемом МВД России.

      Запреты и ограничения на увольнения

      Запреты и ограничения, связанные с прохождением муниципальной службы

      Помимо прав и обязанностей, законодательство, определяя статус муниципального служащего, накладывает ограничения и запреты.

      Социальная ценность административных запретов и ограничений в механизме правового регулирования, особенно в публично-правовой сфере, несомненно, высока, в связи с тем, что в правильном соблюдении отношений, складывающихся в данной сфере, заинтересованы общество и государство.

      Как отмечает Козбаненко В.А., «Исходя из негативного исторического опыта злоупотреблений чиновников в рабовладельческих, феодальных и ранних буржуазных государствах, общество выявило необходимость установления для чиновников государственного аппарата ряда правоограничений, основной задачей которых выступают правовая охрана граждан от произвола и борьба с такими пагубными явлениями, как служебные злоупотребления и коррупция в органах государственной власти».Козбаненко В.А. Правовой статус государственных гражданских служащих: структура и содержание./В.А.Козбаненко //М. 2010.- 433 с.

      В советский период нашей истории вопросы, касающиеся ограничений и запретов, связанных с публичной службой, в теории административного права не разрабатывались, опыт, имеющийся в дореволюционной правовой науке и законодательстве, учтен не был. На протяжении длительного времени данная проблема оставалась за рамками научного анализа.Костенников М.В., Куракин А.В. Административно-правовые средства предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы (отечественный и зарубежный аспекты)/М.В.Костенников., А.В.Куракин.-М. 2003. — 214 с.

      Вопросы, связанные с запретами и ограничениями на публичной службе, остро возникли в начале 90-х гг. XX в., и современному законодательству о муниципальной службе пришлось заново обращаться к системе мер, позволяющих снизить уровень коррупции в системе публичной службы. Куракин А.В. Ограничения для государственных служащих как способ предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы /А.В.Куракин// М. 2002. — с.143

      Правовыми ограничениями считают установленные законом пределы, выйти за которые нельзя, но в которых могут совершаться любые действия либо те, которые предписаны, а все остальные, то есть не предписанные, запрещены. Данных ограничений не должно быть в избытке, но без них невозможна полноценная и законная самостоятельность, ибо они необходимы в качестве средства обеспечения свободы. Они призваны преградить путь нарушениям законов.

      Ограничения на муниципальной службе связаны либо с невозможностью поступления на муниципальную службу, либо с невозможностью ее дальнейшего продолжения и, соответственно, с невозможностью замещения должностей муниципальной службы.

      Гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае: признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу; осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности муниципальной службы, по приговору суда, вступившему в законную силу; отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральными законами тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности муниципальной службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой муниципальным служащим должности муниципальной службы связано с использованием таких сведений; близкого родства с муниципальным служащим, если замещение должности муниципальной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому и др.

      Также широкое применение в регулировании отношений, возникающих на муниципальной службе, имеет административный запрет.

      К данному способу регулирования обращаются тогда, когда необходимо оградить общество от нежелательного поведения. Как отмечается в научной литературе, с помощью правового запрета определяются виды деятельности, которые запрещены.Сурманидзе И.Н. Аспекты административно-правового статуса государственных гражданских служащих./ И.Н.Сурманиндзе//Муниципальная служба: правовые вопросы. — 2008.- № 3. — с.12

      Запреты — это закрепленные нормами административного права предписания, не позволяющие субъекту соответствующих отношений совершать закрепленные законом действия под угрозой применения мер государственного принуждения.

      Как отмечает Ю.Н. Слепченко, для запретов в административном праве характерны следующие признаки:

      1) формальная определенность;

      4) взаимовыгодность для общества и субъектов управленческих отношений;

      5) пассивный характер желаемого поведения.

      Вникнув в сущность запретов, можно сделать следующие выводы. Во-первых, запреты, не предписывая позитивный вариант поведения, проявляют себя как категорическое осуждение государством возможного правонарушения. Во-вторых, запреты можно рассматривать как юридические обязанности участников, поскольку они обязаны воздерживаться от совершения антиобщественных поступков. И, в-третьих, запрет дает возможность предусмотреть варианты поведения, нежелательные обществу и государству.

      Существуют также запреты (ст. 14 ФЗ № 25), связанные с муниципальной службой. которые выражаются в том, что в связи с прохождением муниципальной службы муниципальному служащему запрещается: состоять членом органа управления коммерческой организации, если иное не предусмотрено федеральными законами или если в порядке, установленном муниципальным правовым актом в соответствии с ФЗ и законами субъекта РФ, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией. Замещать должность муниципальной службы в случае: избрания или назначения на государственную должность РФ либо на государственную должность субъекта РФ, а также в случае назначения на должность государственной службы; избрания или назначения на муниципальную должность; избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования; быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в органе местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования, в которых он замещает должность муниципальной службы либо которые непосредственно подчинены или подконтрольны ему, если иное не предусмотрено федеральными законами и др.

      Осуществлять предпринимательскую деятельность. Предпринимательской деятельностью является любая самостоятельная инициативная деятельность муниципальных служащих, которая осуществляется на постоянной основе посредством как личного выполнения работ, так и вложения средств в предприятие в предусмотренных законом формах, причем направленная на получение личного денежного дохода;

      После увольнения с муниципальной службы, в случае замещения должностей муниципальной службы в течение двух лет замещать должности, а также выполнять работу на условиях гражданско-правового договора в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные обязанности муниципального служащего, без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликтов интересов, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации;

      Запреты, связанные с обеспечением режима безопасности:

      — использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое муниципальное имущество, а также передавать их другим лицам;

      — разглашать или использовать в целях, не связанных с муниципальной службой, сведения, отнесенные к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;

      — принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями.

      Запреты, связанные с осуществлением политико-агитационной деятельности (запреты, связанные с принципом внепартийности муниципальных служащих):

      — использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума;

      — использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве муниципального служащего, если это не входит в его должностные обязанности;

      Муниципальный служащий, сдавший подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, служебной командировкой или другим официальным мероприятием, может его выкупить в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации. Указанный запрет не лишает возможности получения муниципальными служащими символических знаков внимания в соответствии с общепризнанными нормами вежливости и гостеприимства, символических сувениров при проведении протокольных или других официальных мероприятий.

      Подробнее остановлюсь на запрете о подарках.

      Прежде всего, следует разобраться, что понимается под обычными подарками. В целом можно согласиться с вариантом, согласно которому «к обычным подаркам относятся букет цветов, коробка конфет, книги, небольшой сувенир, флакон духов и т.д. При этом следует учитывать обычаи, традиции, нормы делового этикета, обычаи делового оборота, характерные для данной местности».Гуев А..Н. Постатейный комментарий к части второй Гражданского кодекса РФ// А.Н.Гуев.- М. 2009. — 218с.

      К определенным проблемам правоприменительной практики можно отнести определение стоимости обычного подарка, поскольку не всегда она очевидна и понятна. Один и тот же товар может отличаться в разы по стоимости в пределах одного населенного пункта (особенно в мегаполисах), или его стоимость может незначительно колебаться около максимально разрешенного размера стоимости (в районе 3000 руб.). Очевидно же, что подарок вкупе с чеком не является общепринятой нормой поведения.

      Следует также обратить внимание на то, что правовой режим (т.е. правила совершения дарения) в целом не поменялся, т.е. разрешается дарить «публичным служащим» подарки стоимостью, не превышающей 3000 руб., в том числе в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей.

      Необходимо отметить, что указанный порядок вызывал ранее (с момента принятия части второй ГК РФ) и вызывает сейчас весьма оживленную дискуссию, основной лейтмотив которой следующий: установленная ст. 575 ГК РФ возможность дарения подарков есть не что иное, как завуалированная форма возможности дачи взятки «публичному служащему». Волженкин Б.В.»Обычный подарок» или взятка? / Б.В. Волженкин// Законность. 1997. N 4. С. 25.

      Тем не менее, различие между подарком и взяткой состоит не в стоимости передаваемого имущества, а в мотивах и целях совершения таких действий. Куракин А.В. Право государственного служащего на получение подарков /А.В.Куракин// Современное право. 2002. N 5. С.39. Поэтому при оценке коррупционных деяний следует исходить из причинно-следственной связи между получением материальной выгоды (в том числе получение подарков стоимостью меньше 3000 руб.) и совершением определенных действий в пользу взяткодателя. Бабанин В.А., Сбоев Б.К. Ответственность за взяточничество/В.А. Бабанин., Б.К.Сбоев// Законодательство и экономика. 2004. N 3. С54.

      «Взятка, независимо от ее размера, не является ни обычным подарком, ни подарком вообще. Незначительный размер взятки не исключает ответственности за взяточничество». Корякин В.М. Коррупция в Вооруженных Силах: теория и практика противодействия./В.М.Корякин. — М. 2009. С. 170

      Проблема подарков муниципальным служащим не нова. Известный юрист XIX века Н.А. Неклюдов писал: «. даже в том случае, если бы законодательство признавало необходимым возбранить служащим прием каких бы то ни было проявлений благодарности и признательности, то и тогда нарушение сего формального запрета не могло бы быть рассмотрено как взяточничество, а могло бы составить лишь дисциплинарный проступок, преследуемый безусловно, или с известными ограничениями». Неклюдов Н.А. Взяточничество и лихоимство/Н.А.Неклюдов // Юридическая летопись. 1890. Июнь. С. 515.

      Еще одно ограничение — прекращение исполнения должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора. Муниципальный служащий не вправе участвовать в забастовках как способе разрешения проблем, возникающих в системе публичной службы. В случае разрешения муниципальным служащим бастовать, государство получит «внутреннего врага», способного в одно мгновение разрушить государственность, внести дисгармонию в общественные и экономические отношения. Муниципальный служащий предупреждается при поступлении на государственную службу о таком правоограничении и принимает, таким образом, его добровольно.

      Вместе с тем, законодательство в данном случае противоречиво. В нашем государстве отсутствует институт забастовки на муниципальной службе как крайняя форма разрешения коллективного служебного спора.

      В большинстве случаев в научной и учебной литературе, посвященной исследованию нормативно-правового регулирования муниципальной службы, возможность проведения забастовок муниципальными служащими не признается. Сторонники такой позиции, отрицая право на забастовку, утверждают, что «муниципальный служащий ограничен в требованиях к государству, так как сам олицетворяет государство».Барцица И.Н. Правовое обеспечение государственной службы Российской Федерации: учебник / И.Н. Барцица.- М.: РАГС, 2007. — С. 371.

      Некоторые ученые, освещая правовой статус муниципальных служащих, не только отрицают право на забастовку муниципальных служащих, но идут значительно дальше и не признают любую возможность коллективного проявления и оформления интересов муниципальных служащих. Более того, муниципальный служащий «не может иметь в служебных отношениях личного и группового, отличающего от интересов государства, которое он представляет».Барцица И.Н. Правовое обеспечение государственной службы Российской Федерации: учебник / И.Н. Барцица.- М.: РАГС, 2007. — С.372.

      Современное законодательство о муниципальной службе ничего не говорит о возможности возникновения коллективных служебных споров на муниципальной службе. Вот почему этот вопрос, в силу прежних консервативных подходов, полностью остается вне поля зрения или отрицается без каких-либо аргументированных и взвешенных доводов.

      Возможен еще один вариант — что законодатель намеренно не определил своего отношения к этому вопросу, считая, что данное явление не существует.

      С точки зрения формально-юридического подхода следует признать вариант, в соответствии с которым муниципальным служащим не запрещено участвовать в забастовках. Этот вывод базируется на следующих доводах:

      — во-первых, забастовка является общепринятым способом защиты трудовых прав, в том числе для такой категории работников наемного труда, как муниципальные служащие;

      — во-вторых, право на забастовку предусмотрено конституционным, трудовым и иными отраслями российского права;

      — в-третьих, законодательство о муниципальной службе, в отличие от прежнего законодательства, не содержит прямого запрета на проведение забастовок.

      Основные правила проведения забастовок предусмотрены Конституцией Российской Федерации, в соответствии с которой (п. 4 ст. 37) забастовка признается как способ разрешения коллективного трудового спора. Согласно п. 2 ст. 55 Конституции России «в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина». Конституция (Основной закон) Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993, (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФК)//Собрание законодательства РФ. — 2009. №4. — Ст. 445.

      Согласно п. 3 указанной статьи «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства». Там же. Названные конституционные ограничения не свойственны муниципальной службе, и их нельзя распространять на муниципальных служащих.

      В определенных случаях российское право ограничивает возможность проведения забастовок. Так, законодательство о труде, исходя из норм Конституции Российской Федерации, частично запрещает проведение забастовок, в том числе и в сфере публичноной службы. В частности, признаются незаконными и не допускаются забастовки:

      — в периоды введения военного или чрезвычайного положения либо особых мер в соответствии с законодательством о чрезвычайном положении; в органах и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других военных, военизированных и иных формированиях и организациях, ведающих вопросами обеспечения обороны страны, безопасности государства, аварийно-спасательных, поисково-спасательных, противопожарных работ, предупреждения или ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций; в правоохранительных органах; в организациях, непосредственно обслуживающих особо опасные виды производств или оборудования, на станциях скорой и неотложной медицинской помощи;

      — в организациях, связанных с обеспечением жизнедеятельности населения (энергообеспечение, отопление и теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, авиационный, железнодорожный и водный транспорт, связь, больницы), в том случае, если проведение забастовок создает угрозу обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей.

      Муниципальные служащие под названные ограничения не подпадают. Достаточно серьезный довод, который чаще всего в упрощенном виде приводится для отрицания права на забастовку, состоит в том, что муниципальному служащему запрещается «прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора». Однако это нормативное положение ничего не говорит, во-первых, о коллективном служебном споре и, во-вторых, о праве участия служащего в забастовке. Оно не предусматривает и не означает прямого запрещения проведения забастовок муниципальными служащими.

      Опираясь на конституционные положения и нормы трудового права (Трудовой кодекс Российской Федерации), можно перенести и применить определенные нормативные правила к возможности проведения забастовки муниципальными служащими. Они должны быть отражены в законодательстве о муниципальной службе. Такими общими правилами могут быть: установление и соблюдение предварительных примирительных процедур, предшествующих объявлению (проведению) забастовки; добровольность участия муниципальных служащих в забастовке; указание на условия признания незаконности забастовки; защита муниципальных служащих, участвующих в забастовке, от неправомерного воздействия представителя нанимателя на участников забастовки.

      Фактического проведения забастовок муниципальными служащими, в сравнении с развитыми зарубежными странами, российская действительность в настоящее время не знает. Необходимо более четко определить на законодательном уровне отношение к возможности проведения забастовок муниципальными служащими Российской Федерации, так как абсолютное большинство зарубежных стран в обязательном порядке отражает в своем законодательстве отношение к забастовке муниципальных служащих.

      Установление ограничений и запретов на муниципальной службе соответствует международным правовым актам. В соответствии со ст. 29 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., допускаются ограничения прав и свобод, которые устанавливаются законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.

      Конституционный Суд РФ неоднократно указывал, что специфика муниципальной службы Российской Федерации как профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственных органов предопределяет особый правовой статус муниципальных служащих в трудовых отношениях. Регламентируя правовое положение муниципальных служащих, порядок поступления на муниципальную службу и ее прохождения, государство вправе устанавливать в этой сфере и особые правила. Установление таких правил (специальных требований) обусловлено задачами, принципами организации и функционирования муниципальной службы, целью обеспечения поддержания высокого уровня ее отправления (в том числе за счет обновления и сменяемости управленческого персонала), особенностями деятельности лиц, исполняющих обязанности по муниципальной должности муниципальной службы.

      При этом Конституционный Суд РФ признает установление ограничений прав муниципальных служащих обоснованным при наличии компенсации в виде повышенных льгот и гарантий социальной защищенности.

    Закрыть меню